Главная
страница 1

--

Статья опубликована в журнале

Социально-гуманитарные знания”, №6, 2004. С. 276-290.



Политическая наука в образовательной системе США 1 *
К 125-летию академической политической науки в США

и 100-летию Американской ассоциации политологов
Ю.В. Ирхин

доктор философских наук, профессор, академик Академии политической науки РФ
О статусе политической науки США

Политическая наука в США является одной из признанных академических социальных дисциплин. Ее статус определяется несколькими обстоятельствами.

Во-первых, следует обратить внимание на политико-правовые предпосылки становления политической науки США и ее практическую направленность. Формируясь в конце XIX в., она “пополнила” развитый ряд правовых и философских дисциплин; возникнув на прочном базисе американской политико-философской и правовой (конституционной) мысли, демократической традиции, передового европейского опыта. Ряд выдающихся руководителей США, имея правовое или философское образование, внесли немало новаций в политическую теорию и практику. Со времен первых президентов США (Дж. Вашингтона, Дж. Адамса, Т. Джефферсона и Дж. Мэдисона) сложилась традиция, когда выдающиеся политические лидеры выступали как политические мыслители. Становление политической науки в США происходило в основном на правовых кафедрах, всегда пользовавшихся уважением в обществе и государстве. Так, например, 28-й Президент США В. Вильсон (выпускник Принстонского университета, а затем и его 13-й президент), имел ученую степень доктора права - диссертация о Конгрессистском правительстве США. Он явился одним из основателей американского публичного (государственно-социального) управления. В своем классическом труде “Исследование управления” (1887 г.), В. Вильсон предложил создать эффективную профессиональную государственную службу, способную использовать достижения политических и других социальных наук. Эти идеи были использованы в последующем политическом развитии США и отражены в теории.

Во-вторых, политическая наука США возникла в период, когда страна превратилась в своеобразное сообщество университетов, аккумулировавших и развивавших ее научный потенциал 2. Первые колледжи (затем – университеты) США возникли на рубеже XVII- XVIII в.: Гарвардский (1636 г.), Йельский (1701), Принстонский (1746 г.), Колумбийский (1754 г.), Нью-Йоркский (1831 г.), Чикагский (1890 г.), Стэнфордский (1891 г.) и т.д. Значительные размеры США, большое количество различных университетов - очагов культуры и науки, прообразов демократических сообществ, быстро развивающиеся социально-гуманитарные дисциплины, а также наличие плюралистических свобод и социального заказа способствовали успешной институализации политической науки в Северной Америке.

Политическая наука США сформировалась в конце XIX в. как университетская дисциплина, призванная разработать политико-теоретические и прикладные проблемы государственного управления, демократии и гражданского общества. Она является признанной отраслью знания, имеющей 125-летнюю историю в качестве академической (университетской) науки. Основателями систематического исследования политики в США считаются Ф. Либер (в конце 50-х гг. начал читать в Колумбийском колледже (позже – всемирно-известном Колумбийском университете) лекции по политической философии, проблемам теории государства и политической этики) и Дж. Берджес (стажировался непосредственно перед ее основанием в университетах Геттингена и Берлина и в течение года изучал в г. Париже опыт работы французской “Свободной школы политической науки”), автор труда “Политическая наука и сравнительное конституционное право” (1890 г.)

В 1880 г. в Колумбийском университете (при Институте Права) была создано научное общество по изучению политики под названием “Академия политической науки”, а в 1886 г. “Школа политической науки”.

“Академия” и “Школа” издавали выходящие и сегодня, старейшие в США политические журналы: “Political Science Quaterly” и “The Journal of Public and International Affairs”. Академия политической науки функционирует и в современных условиях Она осуществляет научные исследования (по международной проблематике), проводит конференции, готовит политологические труды. Все номера “The Journal of Public and International Affairs” (с 1996 г.) и обзоры изданий Академии доступны в Интернете на ее бесплатном сайте (http://www.aps@psonline.org). АПН достаточно элитарна, ее почетными директорами являлись многие президенты США (Дж. Форд, Дж. Картер, Р. Рейган, Дж. Буш).

В “Школе политической науки”, впервые в Северной Америке, была сформирована система подготовки научных кадров с написанием и защитой кандидатских диссертаций по политической науке. Первый Ph.D по политологии в США был подготовлен именно в Колумбийском университете в 1883 г (Columbia.edu.com). На отделениях политической науки изучались дисциплины: “Американская государственная власть”; “Зарубежная государственная власть”; “Политическая теория и/или философия” (в англо-американской традиции многие вопросы политической философии рассматриваются в политической теории), а также “Основы права” и ряд общегуманитарных дисциплин, включая “социологию” (с 1981 г.).

Вслед за Колумбийским университетом политическая наука, как самостоятельная дисциплина, стала изучаться и преподаваться в университете Дж. Гопкинса, Вашингтонском, Йельском, Чикагском, Нью-Йоркском, Принстонском, Массачусетском технологическом и других ведущих вузах. Йельский университет, например, подготовил таких выдающихся политологов, как Г. Алмонд, Р. Даль, К. Дейч, Г. Лассуэл, Ч. Линдблом. Со временем политологические (государственно-управленческие) отделения (факультеты) стали одними из самых распространенных и престижных в Америке. Сегодня по полной программе (бакалавр+магистр+доктор) политическая наука изучается более чем в 100 университетах и как дисциплина в 2-х тысячах колледжей США. В университетах США политология изучается на отделениях политической науки (department of political science – в Йельском, Колумбийском, Стэнфордском и др.) или политики (department politics - в Вашингтонском гос. ун-те, department social and public policy – в Гарварде). Классические субдисциплинарные направления: американская политика; сравнительная политическая наука; международная политика и теория политики обычно дополняются изучением экономики (политической экономии) и исследовательских методов, что важно для государственной и общественной службы. Диплом политолога традиционно котируется и рассматривается наравне с дипломами юриста, экономиста или социолога, а в силу универсальности подготовки политологов, нередко имеет и преимущества.

В-третьих, американская политическая наука является одной из самых развитых в мире. Многие ведущие теоретические политологические исследования в XX в. были проведены в США. В ряде университетов собраны блестящие исследователи политической науки. В Колумбийском университете, например, занимаются исследовательской работой и преподают Зб. Бжезинский, К. Волтц, Р. Шапиро, Р. Эриксон, Р. Либерман; в Гарвардском – С. Хантингтон, Дж. Най, П. Норрис; в Чикагском работала вся “американская политологическая классика”: Г. Госнел, Г. Лассуэл, Ч. Мерриам, Г. Моргентау, Лео Страус, К. Райт и др., докторскую диссертацию в этом университете защитил Г. Алмонд (www.political science.uchicago.edu).

По количеству научных публикаций политологи США занимают ведущее место в мире. Подавляющая часть англоязычных политологических книг, учебников и журналов - подготовлены в Северной Америке. Интересен список наиболее упоминаемых политологов США в фундаментальном исследовании об американской политической науке “Политическая наука: новые направления” 3.

Табл. 1. Наиболее часто упоминаемые авторы по субдисциплинам политической науки


Субдисциплины

Авторы

1. Политическая наука как дисциплина

Р. Даль, С. Липсет, С. Верба и др.

2. Политические институты

Д. Норт, Й. Элстер, М. Маккабинз и др.

3. Политическое поведение

Г. Лассуэлл, Ф. Конверс, Э. Кемпбелл, Ж. Спраг и др.

4. Сравнительная политология

Г. Алмонд, Р. Инглхарт, А. Лейпхарт и др

5. Международные отношения

Р. Кеохайн, К. Уолц, К. Холсти и др.

6. Политическая теория (философия)

Р. Гудин, Дж. Роулз, Б. Берри и др.

7. Социальная политика и администрация

С. Линдблом, А. Вильдавски, Ч. Мерриам и др.

8. Политическая экономия

Б. Вейнгаст, М. Маккабинз, К. Шепсл и др.

9. Политическая методология

К. Ахен, Г. Кинг, Г. Брейди и др.

Интересна точка зрения ведущих деятелей Международной ассоциации политической науки и известных профессоров США о том, труды каких американских политологов, оказали наибольшее влияние на их научное становление 4.



Табл. 2. Труды политологов США, оказавших значительное влияние на профессиональное становление ряда исследователей политики


ФИО

Работы

Лурдес С. Бразилия. 1-й Вице-Президент МАПН

Robert Dahl. Polyarchy - Participation and Opposition. New Haven: Vale Univ. Press, 1971.

Seymor Lipset. Political Man, the Social Bases of Politics. John Hopkins Univ. Press, 1981.

Giovanni Sartori. The Theory of Democracy Revisited (2 vol). New Jersey, 1987.


Дворакова М.

Чехия. Вице-Президент МАПН



Arendt Lijphart . Democracies: Patterns of Majoritarian and Consensus Government in Twenty-One Countries. New Haven: Vale Univ. Press, 1984.

Guillermo A. O`Donnell, Philippe C. Schmitter, Laurence Whitehead. Transition from Authoritarian Rule: Prospect for Democracy. Baltimore: John Hopkins Univ. Press, 1996.



Джанда К.

почетный профессор Сев.-Зап. Университета (Иллинойс, Чикаго)



Anthony Downs. An Economic Theory of Democracy. New York: Harper and Row, 1957.

Angus Campbell, Philip E. Cinverse, Warren E. Miller and Donald E. Stokes. The American Voter. John Wiley, 1960.

Adam Przeworski and Henry Teune. The Logic of Comparative Social Inquiry. New York: John Wiley, 1970.


В-четвертых, многие выдающиеся политологи работают политическими консультантами президентов США, а затем занимают важные государственные должности. Кандидаты в президенты также часто имеют политико-правое образование. Государственные посты в США занимали такие известные политологи как З. Бжезинский, Г. Киссинджер, С. Хантингтон, Ф. Фукуяма и др. Советником по национальной безопасности 43-го президента США Дж. Буша (мл.) являлась Кондолиза Райс - профессор политических наук Стэнфордского университета, исполнительный ректор (Provost) этого престижного учебного заведения (1993-1999 гг.). Еще раньше она была советником по России у 41-го Президента США Д. Буша (старшего), который во время одной из встреч с М.С. Горбачевым заметил, что всем его основным знаниям о России он обязан именно К. Райс (знает русский язык). Вообще, в политической традиции США принято, что политолог, наряду с научными исследованиями, должен обязательно работать в государственной или общественной сфере, а политик – стремиться к политическим знаниям 5.

Особенностью политической науки США является и то, что она во-многом организуется и “курируется” первой в мире (по времени возникновения) профессиональной организаций политологов – Американской ассоциацией политической науки (American Political Science Association), созданной в 2003 г. ААПН объединяет практически всех политологов страны и многих зарубежных исследователей, пользуется авторитетом в США и мировом сообществе.


Этапы развития политической науки США

Политическая наука в США прошла в своем развитии ряд этапов. Она формировалась с последней трети XIX в. как государственно-правовая, “конституционная” дисциплина. Затем (с начала XX в.) - “расширила” сферу изучения политики, включив в нее анализ неформальных институтов, избирательных кампаний, теорию и практику государственного управления. В 40-е –60-е гг. она продолжила развитие под сильным воздействие бихевиоризма. С 70-х годов XX в. политическая наука США вступила в постбихевиоралистский, полипарадигмальный период развития. Этот период в целом совпал с “вхождением” США в постиндустриальную и затем информационную эпохи развития; в нем отразились попытки американских политологов дать научные ответы на вызовы нового времени.

Таблица 3. Периодизация развития политической науки США


Название и содержание периода

Время

Формально-правовой, конституционный

Конец XIX в.

Традиционный (анализ выборов, неформальных институтов, управления)

1-я треть XX в.

Бихевиоралистский (анализ условий необходимых для рационального политического участия и управления)

40-е – 60-е гг.

Постбихевиористский, полипарадигмальный

70-е – 90-е гг.

Современный (учет базовых факторов и тенденций глобализации, информационной революции, постмодерна, зрелой модернити, возрастающего значения этносов и культур в обществе)

рубеж Третьего тысячелетия

При анализе основных фаз развития политической науки США используется и иной подход: ее анализ с инновационно-теоретической точки зрения. В этом смысле в ней можно выделить три “исследовательские и парадигмальные вершины”.



Первая - к период межвоенных десятилетий (1920-1940 гг.), связанная с Чикагской школой политологии (Ч. Мерриам, Г. Госнелл, Г. Лассуэл) – именно тогда были разработаны проблемы эмпирических исследований, в которых существенное внимание уделялось психологической и социологической интерпретациям политики, а также подчеркивалось значение количественных факторов.

Вторая вершина была достигнута после второй мировой войны и означала повсеместное распространение поведенческого подхода (бихевиоризма) в изучении и политики, совершенствование традиционных политологических субдисциплин и рост профессионализации. Это нашло отражение в создании научных учреждений, многочисленные сотрудники которых объединялись не столько на основе иерархической структуры, сколько по деловым качествам, а также в образовании профессиональных ассоциаций и сообществ специалистов, в издании научных журналов и т.п.

Третий взлет американской политической науки в XX в. “определился введением логико-математических методов исследования, а также применением экономических моделей в рамках теории “рационального выбора” и “методологического индивидуализма” 6.

В 70-е годы в американской политической науке сформировался необихевиоралистский подход, в рамках которого наметились некоторые новые методы изучения политики. Для него характерны следующие черты: более полное соответствие политической науки насущным современным социальным проблемам; смелый анализ любых политических вопросов, разработка ответов на современные реальные запросы человечества; выработка альтернативных решений и проектов; соревнование различных политических школ, как стимул и ключ к успешному развитию политической науки; понимание исторической роли политологов в защите гуманистических ценностей цивилизации, растущей политизации политологов при сохранении ими научной объективности.

Широкое использование различных теоретических и методических подходов, а также эмпирических исследований при изучении проблем политического управления, демократии, электоральных процессов, влияния политической культуры и субкультур отдельных групп на политику характерно для работ ведущих представителей американской политической науке, заявивших о себе именно в этот период. Среди них: Г. Алмонд (Президент Американской ассоциации политической науки в 60-е годы), С. Верба, Р. Даль, Д. Истон, Р. Инглхарт, Р. Патнэм, С. Хантингтон, И. Шапиро и др.

В постбихевиоралистский период (70-е – 90- годы) были разработаны или получили дальнейшее развитие такие важные теоретические направления и подходы как системный и структурно-функциональный анализ, когнитивная психология, нормативная политическая философия, политико-культурный анализ, неоинституционализм, ценностно-плюралистские и нормативные теории демократии и элит, цивилизационно-этнический анализ, социологический анализ международных отношений (наряду с господствовавшими концепциями и практикой “политического реализма”), политические моделирование, политико-коммуникационный анализ в условиях информационного общества, широкое использование электронных баз данных, рассмотрение внутренних и внешних проблем политики в глобализационной парадигме и др.

Ныне политологи США акцентируют внимание на анализе сложнейших проблем современной эпохи и их влияния на политику: глобализации, постмодерна, информационной революции, эффекта “столкновения цивилизаций и культур”, противоборства между демократическими и авторитаристскими (авторитарно-корпоративистскими) тенденциями развития; совершенствуют теорию и методологию политической науки.

Традиционное внимание в американской политологии уделяется совершенствованию методологии политических исследований. Обращает на себя внимание труд Дж. Б. Мангейма и Р. К. Рича “Эмпирический политический анализ: исследовательские методы в политической науке”, выдержавший четыре издания. В нем уточняются понятия нормативного и эмпирического анализа. Нормативный анализ – изучение субъективных целей, ценностей и этических норм, которыми мы руководствуемся при использовании наших знаний о реальности; эмпирический - это разработка и использование общего для всех, объективного языка для описания объективной реальности 7. Научное исследование должно обладать свойствами эксплицитности (формулировка правил для изучения), системности и контролируемости.

Американская политология тяготеет к конституционализму, рационалистической аналитике, управленческому прагматизму, комплексным прикладным исследованиям. Политическая наука США является, по справедливому мнению Д. Белла, “с точки зрения теории – аналитической, по использованию деталей – эмпирической, по методикам – преимущественно квантитативной8.

Американская ассоциация политической науки

Американская ассоциация политической науки (ААПН), недавно отметившая свое столетие своего существования, играет важную роль в организации политологов. Если в начале XX в. она объединяла преподавателей политической науки, численность которых не превышала нескольких сотен, то к 1945 г ее численность составила 10 тыс. участников, а ныне она объединяет более 20 тыс. индивидуальных членов, объединенных в 300 региональных отделений ассоциации 9.

ААПН имеет коллективное руководство (26 членов), в котором ведущую роль играет Президент (переизбирается ежегодно). В различные годы Президентами ААПН становились известные политологи (Ч. Мерриам, Г. Лассуэл, Г. Алмонд, Р. Даль, Д. Истон, К. Дейч, А. Рэнни, С. Липсет, С. Хантингтон, К. Уолтц, Л. Пай, Т. Лови, С. Верба, А. Лейпхарт, Р. Патнем). В 2003-2004 гг. Президентом ассоциации являлась профессор политической науки Чикагского ун-та, специалист по проблемам ВТО, член Американской академии искусств и наук Сьюзан Рудольф. В руководство ААПН входят также второй президент, три вице-президента, секретарь, исполнительный директор, руководители программного комитета, редакторы изданий и 16 членов Совета, избираемых всей ассоциацией. Среди них женщины составляют до 40%: В 2003-2004 гг. вторым президентом ААПН была Маргарет Леви (Ун-т Вашингтона), секретарем – Джудит Голдстейн (Стэнфордский ун-т)

Структурными составляющими ААПН выступают различные комитеты: конституционные, по выборам и управлению, образовательные и поствузовские, выпускников, публикаций, стипендиальные, по международной политической науке, по статусу этнических групп, их прав и свобод, по статусу различных групп в профессиях (от женщин, черных американцев и латинос до геев и транссексуалов) и др., по представительству ААПН в аффилированных организациях, по наградам (имени Ч. Мерриама, Г. Лассуэлла, Дж. Мэдисона).

ААПН предусматривает членство и зарубежных исследователей политики. За последние десятилетия многие иностранные политологи прошли научную стажировку в США. Ее членами являются политологи более чем из 80 стран. В условиях глобализации и близости базовых парадигм в политической науке США и стран ЕС, распространяется практика приглашения профессоров для чтения политологических курсов из университетов этих стран.

ААПН играет определяющую роль в формировании учебно-образовательных программ по политологии. Изучение политической науки группируется по проблемам, которые изучаются в 35 специализированных комитетах (созданы в 1982 г.). В комитетах (для финансирования) должно быть не менее 250 членов.



Табл. 4. Тематика и численность исследовательских комитетов ААПН (2004 г)




Тематика

Число членов



Тематика

Число членов

1

Методология политики

837

18

Выборы, общественное мнение, избирательное поведение

857

2

Исследовательские методы

688

19

Группа исследования президентства

466

3

Основания политической теории

826

20

Религия и политика

542

4

Политическая философия

450

21

Городская политика

410

5

Политическая экономия

717

22

Наука, технологии и экологическая политика

335

6

Новая политическая наука

403

23

Женщина и политические исследования

684

7

Политика и история

685

24

Информационные технологии и политика

235

8

Федерализм и межгосударственные отношения

459

25

Политическая коммуникация

484

9

Закон и суды

887

26

Экологическая и трансформационная политика

192

10

Правовые исследования

639

27

Вузовское и поствузовское образование

451

11

Права человека

412

28

Политика и литература

335

12

Государственная политика

485

29

Расы, этничность и политика

612

13

Социальная политика

919

30

Сравнительная политика

1.647

14

Общественная администрация

597

31

Сравнительная демократизация

614

15

Общественные организации и партии

648

32

Европейская политика и общество

549

16

Конфликтный процесс

368

33

Международная безопасность и контроль над армией

540

17

Представительная и электоральная политика

401

34

Иностранная (внешняя) политика

640










35

Международная политика и история

513




Итого в 35 комитетах










20.517

ААПН с 1903 г. проводит свои обязательные ежегодные научно-организационные сессии, на которых заслушиваются отчеты научно-исследовательских групп, индивидуальных исследователей, избирается ее руководство. В них обычно принимают участие 5-6 тыс. политологов из США и др. стран, анализирующих сотни. 100-я сессия ААПН, состоялась в г. Чикаго в сентябре 2004 г. и была посвящена ее столетней деятельности. 101-ясессия ААПН планируется в г. Вашингтоне (1–4 сент. 2005 г.), 102-я - г. Сан-Франциско (28 авг. – 1 сент. 2006 г.), 103-я – г. Чикаго (30 авг.-2 сент. 2007 г.), 104-я – г. Бостоне (27-28 авг. 2008 г.).

ААПН не свободна от проблем. В ней существуют элементы оторванного от жизни академизма, внутрикорпоративная дисциплина, некоторые исследователи могут быть связанными со службой определенным интересам, собственному самосохранением на профессиональном рынке 10. Политологи США часто доминируют на Всемирных конгрессах Международной ассоциации политической науки. Некоторые их них пытаются представить американское политологическое наследие как универсальное, навязывать политические модели, без учета особенностей развития других стран.

В США выходит большое количество журналов по ведущим отраслям политической науки. Многие из них носят международный характер, их со-редакторами часто являются английские, канадские, австралийские политологи. Редколлегии журналов обычно находятся при ведущих университетах, их публикации обеспечиваются известными издательствами (Routledge Journals, SAGE Publications, Blackwell Publishers, Tailor & Francis и др.) и распространяются по всему миру 11.


Политическая наука в высшей школе

В университетах США обстоятельно изучается весь спектр политологических дисциплин. В зависимости от специализации студентов и характера образовательной программы, акцент делается на преподавание и изучение соответствующих направлений политической науки: американской политике, сравнительной политологии, международным отношениям, политической теории и методологии, политическому анализу, политической экономии, методике прикладных исследований.

Подготовка специалистов осуществляется по общепринятой на Западе и распространяемой в России образовательной системе: бакалавриат (4 года) + магистратура (1-2 года) + аспирантура (докторантура) (2-3 года), завершающаяся защитой диссертации и присуждением ученой степени доктора наук (PhD) по одной из политологических дисциплин.

В вузах США практикуется поздняя специализация. На первых двух курсах делается акцент на общегуманитарные и общеполитологические знания. Характерно в этом смысле выступление на политологичеком отдеелнии МГУ известного американского политолога Р. Пайпса, отметившего, что “он бы сосредоточил 70% всех кадров на кафедре истории политических учений” 12.

На старших курсах – наблюдается четкая сфокусированность и прикладная орентация политологических направлений. Вузы поощряют участие студентов в научно-исследовательской и общественной деятельности. Модель американского студента-политолога предполагает наличие у него как общепрофессиональных, так и особенно прикладных знаний и умений для условий США, формирование облика сознательного гражданина и патриота. Нередко студенты обучаются в бакалавриате на “политолога”, а в магистратуре – на “юриста” (“экономиста”) или наоборот. Так, 42-й президент США Б. Клинтон закончил Джорджтаунский ун-тет как политолог (“мировая политика”), а Йельский – как правовед. 43-й президент США Дж. Буш (мл.) сначала окончил “Йель” как политический историк, а затем Гарвардскую школу бизнеса 13.

В США существуют стандартные политологические тематические блоки, но их взаимоувязка и содержательное наполнение варьируются от вуза к вузу. Американские студенты имеют возможность широкого выбора профессиональных курсов. Так, в Стэнфордском университете только на отделении политической науки читается более 100 специальных курсов. Из примерно 6 тыс. курсов, предлагающихся в сводной программе всех дисциплин этого вуза, около 150 имеют прямое или косвенное отношение к политической науке. В Институте управления и политики Зап.-Мичиганского ун-та студентам предлагается около 20 курсов по направлению “Американская политикае”, 9 – “Теория политики и методология”, 8 – “Государственное и муниципальное управление”, 8 – “Сравнительная политология”, 6 – “Международные отношения” и ряд спецкурсов по политическому анализу, компьютерным исследованиям в политике и др 14.

Обучение в университетах США основано на системах “кредитов”– каждый курс (обычно 3-4 часа в неделю в течение одного семестра) имеет не только “часовую”, но и определенную финансовую стоимость и соответственно обозначается как 3-4 credits). Все курсы пронумерованы и зарегистрированы. Студент обязан прослушать ряд обязательных курсов и часть – по выбору (до 30%). Для получения диплома необходимо ежегодно “набирать” определенное число “кредитов” (не менее 20-25 в семестр), т.е. изучить необходимую совокупность курсов и сдать по каждому экзамен (исключительно в письменно-тестовых формах с использованием 100 – балльной системы оценок). Система кредитов делает возможной “конвертируемость” курсов – в принципе, их можно слушать в любом американском университете и результат будет признан любым западным вузом.

Стоимость обучения в ведущих университетах достигает десятков тысяч долл. в год (в Принстоне, например, 41 тыс. долл. за один 2004/05 учебный год). Практикуются стипендии для некоторых категорий граждан и отличников, иногда - поствузовская оплата.

Система кредитов имеет свои преимущества и проблемы. Она дискутируется и в России, в связи с “Болонской декларации”, предусматривающей ее переход на западные образовательные программы к 2008 г.

Отличительной стороной этой системы является то, что она увязывает содержательную и финансовую стороны обучения в вузах, обязывает университеты ежегодно до начала занятий опубликовать развернутый список всех курсов, их краткого содержания, сроки изучения, данные преподавателей, а также финансовую и “кредитную” стоимость и представить всё это в Интернете. Понятно, что такой подход предполагает высокую организацию учебного процесса. Он дает возможность для студентов выбирать самые востребованные жизнью курсы, специализироваться в любой области социальных наук.

Проблемной стороной “кредитов”, на что обращают внимание и сами политологии США, является организационная и финансовая сложность приглашения преподавателей для обеспечения десятков курсов по выбору. Даже в ведущих университетах США можно увидеть объявления, что ряд спецкурсов по выбору отменяется. Соответственно, в России позволить себе “роскошь” предлагать большое количество курсов по выбору и обеспечивать их квалифицированными кадрами, могут лишь ведущие университеты Москвы и Санкт-Петербурга, да и то в тесной кооперации еще с рядом вузов и/или НИИ РАН РФ. Причем, рассматриваемый подход предполагает рыночную конкуренцию между авторами предлагаемых курсов по выбору. Организационно-правовые и этические основы этой проблемы в России пока разработаны недостаточно. Далее, возникают вопросы о том, как признавать курсы, прослушанные студентами в других университетах. Есть и другие проблемы.

Важно заметить, что “кредиты” предполагают понимание учебного курса как самостоятельного элемента учебного процесса, обеспеченного: а) программой курса, б) текстами лекций, в) текстами первоисточников, г) глоссариями. Этот учебный комплекс должен быть ориентированным на федеральные программы и мировые политологические “стандарты”, обязательно выполнен и в электронной форме, размещен в Интернете, связан с его ресурсами. Понятно, что такой курс может изучаться лишь в спецклассе и все участники должны иметь Интернет-адреса. Попытки введения подобных политологических курсов с выходом в Интернет и созданием вузовской электронной политологической библиотеки пока наблюдаются лишь в МГИМО, РУДН и РАГСе. (См.: Humanitarian.edu.ru). Для их разработки понадобилось 5-6 лет подготовительной работы и реализации ряда грантов).

В этой связи преподавателям, как справедливо замечал ректор МГУ, академик В.А. Садовничий, необходимо точно представлять, что получит Россия и ее высшее образование на пути реализации “Болонской декларации” 15. Поэтому, на наш взгляд, из американской системы политологического образования целесообразно брать лишь те элементы, которые реально осуществимы и приносят пользу России.

С начала 90-х годов для американских учебников по политологии характерен не только хороший методический аппарат (таблицы, графики, фотографии, глоссарии, задания для самостоятельной работы и др.), но и обязательное наличие приложений в виде компакт-дисков, кассет, которые, включая весьма значительное количество политологической информации, позволяют изучать политологию по принципу системной табуляции ключевых слов-понятий и категорий, связанных с соответствующими близкими понятиями, политологическими текстами, биографиями, словарями, а также автоматически проверять свои знания. В них используются и ситуационно-игровые формы. Так, один из компакт-учебников содержит обучающую программу “Можешь ли ты стать президентом?”, которая содержит сотни экзаменационных вопросов по политической истории страны и современной политики, имиджу политика, его программе и т.д. Причем, в случае неправильного ответа на очередной вопрос, программа тут же посоветует обратиться к дополнительному изучению соответствующего текста и предложит его. Компакт-диски могут иметь “интернет-расширение” – выход на любые дополнительные политологические интернет-источники. (В России подобные учебники начали разрабатываться лишь в начале XXI в., пионерами выступили МГИМО и РАГС).

Американские университеты обычно хорошо обеспечены политологической литературой, специализированными интернет-классами и лабораториями, студенты активно используют вузовские, издательские, национальные и международные компьютерные базы данных, современные учебники на дешевых компакт-дисках, а также политологические журналы, доступные в Интернете.

Обращает на себя внимание обмен кадрами между высшей школой и государственно-политическими институтами. Существует большое количество программ, нацеленных на обеспечение широкого сотрудничества между федеральными и местными властями, с одной стороны, и академическими и вузовскими учреждениями, с другой. Первая программа, предусматривавшая обмен персоналом между федеральными и местными правительственными учреждениями всех штатов и вузами… “в целях получения взаимной выгоды и интереса”, была принята еще в 1970 г. Подобные программы с тех пор апробируются как на общефедеральном, так и на уровне штатов и местных органов власти. Преподаватели-политологи активно участвуют как в электоральных процессах, так и разработке и научном обеспечении многих социальных программ. В свою очередь университеты для чтения лекций часто приглашают многих государственных и общественных деятелей. Нередко профессора-политологи, консультировавшие победившую на выборах партию, переходят в правительство, а часть бывших политиков возвращается или впервые приходит в университеты. Многие студенты весьма активно участвуют в социально-политической жизни своего региона, получая необходимый практический опыт и полезные знакомства. Студенты-политологи Колумбийского университета, например, регулярно участвуют в деятельности семи крупных исследовательско-прикладных центров г. Нью Йорка (См.: www.Columbia.edu/cu/polisci).

Все большее внимание в политической науки США уделяется политическому анализу на основе широкого использования компьютерной техники, создания открытых и закрытых политико-информационных баз данных. Системное моделирование политики с использованием компьютерных технологий активно применяются для анализа избирательных процессов и кампаний, а также прогнозирования результатов выборов в парламент. Важна роль Интернета в установлении диалога между различными структурами гражданского общества, а также между ним и властью 16.

В 60-е годы на базе Мичиганского университета был создан мировой архив баз данных Межуниверситетского консорциума политических и социальных исследований - ICPSR Data Archive (находится в г. Энн Арбор, Мичиган). Интернет-адрес Консорциума: htpp://www.icpsr.umich.edu/archive1.html. Это самое обширное в мире хранилище и служба распространения машиночитаемых социологических данных, насчитывающих 17 тыс. компьютерных файлов данных по сравнительному и историческому анализу, представляющих все социальные дисциплины по 150 странам мира. Часто используемые в США первичные исследования, такие как Американское национальное исследование выборов, Всеобщее Социальное обследование, проводились именно Консорциумом. Здесь также хранятся материалы Бюро Переписей, ежегодные демографические данные (с 1968 г.). Представлены и неамериканские данные по международным проблемам и качеству жизни. В Консорциуме можно обучиться эмпирическим исследованиям, разработкам методик, способствующих использованию инновационных компьютерных технологий. Членами ICPSR являются более трехсот университетов Северной Америки, большинство стран Запада и др. (Членство и участие платное).

В 80-е гг. в США были реализованы “Йельская программа сбора политических данных” (Б. Рассет, Х. Алкер), “Сравнительный анализ государств” (А. Бэнкс, Р. Текстор, Массачусетский технологич. ин-титут). Широкую известность приобрел проект К. Джанды (профессор Сев-зап. ун-та в Иллинойсе) “Сравнительный анализ в партологии”. В его рамках была предпринята уникальная попытка проверить концептуальные предположения о роли партий на огромном материале, охватывающем 200 партий более чем в 60 странах, представляющих 10 культурно-географических регионов мира, с 1950 по 1978 гг. В Проекте участвовало около 100 исследователей. Вся собранная информация хранится в машиночитаемой форме в архиве ICPSR и доступна для исследователей. Она отражена и в книге К. Джанды “Политические партии: межнациональный обзор” (1980 г.) 17.

В ряде университетов США существуют архивы политологических данных. Например, в Корнельском Институте Социального и Экономического Исследования (CISER), архив обслуживает собрание машинно-читаемых социальных наборов данных, состоящих из 20 тыс. диалоговых файлов и тысяч исследований на CD-ROM`ах. Международные, страновые и военные исследования политики в виде Архива Данных по 85 государствам представлены в Библиотеке Конгресса (Country studies – http://leweb2.loc.gov/frd/cs/cshome.html). Полезны: сайт “Исследования в политической науке” - (http:/www.lsu.edu/guest/poli/public-html/research.html), сайт Ун-та Мичиган о телеконференциях (http://h-net2.msu.edu/PolyCy/psteash.html).

Одним из важных направлений американской политической науки является разработка проблем “электронной демократии”. Эта тема созвучна и российским политологам и политикам, все шире использующим интернет-технологии в политическом процессе. Актуальны и иные сферы сотрудничества между российскими и американскими политологами: совместное изучение проблем международного терроризма, электорального поведения, создания совместных электронных учебников.

В политической науке США есть ряд проблем. Д. Истон выделял: переоценку прикладных исследований по сравнению с фундаментальными, проблемность универсальности политологических понятий, а точнее их несхожести в условиях растущей культурной диверсификации мира, необходимость интеграции общественных наук. Проявляется и идеологизированность политической науки США.



Итак, целесообразно рационально-критически использовать компендиум американской политологии для развития профессионального мастерства в интересах своих стран и их граждан.

Ирхин Юрий Васильевич – Тел. 438-25-59 Irkhine@umail.ru

1 Статья подготовлена в рамках проекта Минобразования РФ, НФПК и Российского Университета дружбы народов “Аристотель. Политологическое образование в XXI веке”.

2 В университетах США работает наибольшее число в мире лауреатов нобелевской премии. В Стэнфорде, например, трудится 17! Лауреатов этой премии (включая М. Фридмана и Д. Норта – премии по экономике за 1976 и 1993 г.).


3 A New Handbook of Political Science. Ed by R.E. Goodin and H.-D. Klingemann, Oxford Univ. Press, 1996. P. 30-35.

4 Опрос журнала “Participation”. №1,2. 2003. №1. 2004.

5 В Российской Федерации в последние годы ряд действующих политиков успешно защитил диссертации по политологии, что принесло пользу, как политике, так и науке о политике.

6 Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины// Политическая наука: новые направления // Под ред. Р. Гудина и Х.-Д. Клингеманна. Научн. ред. проф. Е.Б. Шестопал. М., 1999. C. 69-70.


7 Магейм Дж., Рич Р. Политология. Методы исследования /Пер. с англ. М., 1999. С. 21.

8 Bell D. The Social Science since the Second World War. New Brunsursk; London, 1982. P. 5.

9 Членство в Ассоциации – платное. Сумма ежегодного взноса ранжируется: на минимальный – 74 долл. (годовой доход от 40 тыс. долл.), средний – 128-138 долл. (59-79 тыс. долл.) и максимальный -–- 179 долл. (более 100 тыс. долл.). Лица с низкими доходами и студенты платят взнос в 30 долл. Возможно пожизненное членство (единовременная плата 3 тыс. долл.) и почетное (по истечении 25-ти летнего стажа). Каждый член ААПН получает три журнала (по четыре вып. в год): “American Political Science Review”, “Political Science and Politics” и “Perspectives on Politics” (о деятельности ААПН). Информация о ААПН представлена на ее сайтах: apsa.com и apsanet.org.

10 См.: Алексеева Т.А. Некоторые замечания о современном состоянии политической теории //Политическая наука: вчера, сегодня, завтра //Под ред. проф. В.С. Комаровского. М., 2003. С. 14.

11 К известным политологическим журналам США относятся “The Annals of the American Academy of Political and Social Science” (с 1891 г.), “American Politics Quarterly” (с 1906 г.), “American Journal of Political Science” (1956 г.), “American Foreign Policy Interests”, “American Political Science Review”, “American Politics Research”, “The American Review of Public Administration”, “Comparative Political Studies”, “Electoral Studies. An International Journal”, “International Journal of Politics, “Journal of Political Marketing”, “Journal of Theoretical Politics”, “The Journal of Political Philosophy”, “Party Politics”, “Political Analysis”, “Political Psychology”.

12 См.: Преподавание социально-экономических дисциплин в высшей школе: национальные ориентиры и мировой опыт. М-лы межд. конф. М., НФПК, 2001. С. 61.

13 Президент России В.В. Путин имеет не только классическое юридическое образование (Санкт-Петербурский ун-тет), но и ученую степень кандидата экономических наук.

14 Western Michigan University. Undergraduate Catalog. Michigan, 2003. P. 140-150; www.Stanford.edu/polisci/gradcources.html; www.Columbia.edu/cu/polisci.

15 Садовничий В.В. Роль кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин в процессе модернизации высшей школы // Социально-гуманитарные знания.№1, 2004. С.77.

16 85% американцев имеют компьютеры и покупают их больше, чем телевизоров. Интернет есть почти в каждой семье, во всех служебных и частных офисах.

17 Джанда К. Сравнение политических партий: исследования и теория // Современная сравнительная политология. М., 1997. С.84-144.


Смотрите также:
Социально-гуманитарные знания
324.39kb.
1 стр.
Программа дисциплины история Татарстана Цикл гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
145.92kb.
1 стр.
Тема Социология права как наука
71.35kb.
1 стр.
1. Культурология в системе социально-гуманитарного знания Особенности культурологии
3090.71kb.
20 стр.
Гуманитарные знания и технологии в пространстве масс-медиа
344.4kb.
1 стр.
Специальность 030501 «Юриспруденция» «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»
34.92kb.
1 стр.
Программа дисциплины история Казанского университета: наука, образование
94.47kb.
1 стр.
Шестые университетские социально-гуманитарные чтения человек на востоке и западе: взгляд из сибири
76.75kb.
1 стр.
Программа дисциплины «общая картография»
121.25kb.
1 стр.
Программа дисциплины физическая электроника
139.4kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «физическая культура» для всех специальностей по циклу гсэ. Ф. 02 общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
585.5kb.
4 стр.
Программа дисциплины археология Цикл дс
234.55kb.
1 стр.