Главная
страница 1
Актуальные экологические проблемы города Москвы

В систематике экологических проблем каждого из городов нашей страны значительное место занимают глобальные экологические проблемы, связанные с самим фактом градообразования, а потому одинаковые и сходные, несмотря на индивидуальность каждого города.

Проблема охраны окружающей среды включена Организацией объединенных наций (ООН) в число глобальных проблем современности, которые затрагивают жизненно важные интересы всех стран и народов и грозят деградацией условий жизни людей. Как характерные для мира в целом называются уничтожение тысяч видов растений и животных, сокращение лесного покрова и природных ландшафтов, увеличение потребления невозобновляемых источников энергии, уменьшение запасов полезных ископаемых, в том числе пресной воды, изменение климата.

Экологические проблемы городов сегодня схожи – это в основном проблемы роста потребления образования отходов, необходимости развития инфраструктуры, топливно-сырьевого обеспечения населения, загрязнение воздуха, водной среды, почв и земель и многие другие.

Города нашей страны «объединены» еще одной общей проблемой - рамками федерального законодательства, в частности, законодательства о техническом регулировании, неразвитостью законодательства о накопленном экологическом ущербе, экономических методах стимулирования внедрения экологически чистых технологий.

Проблемы - схожие, а пути решения и результативность выбранных путей решения могут отличаться. Поэтому в докладе я буду говорить об опыте решения экологических проблем в Москве с учетом перспектив развития, и планируемых мероприятиях на среднесрочную перспективу.

По «яркости выраженности» указанных проблем первое место занимают мегаполисы, к которым по всему праву относится Москва, в которых концентрируются общие и индивидуальные проблемы, связанные со спецификой местных производств, историческим наследием в области территориального планирования, обеспеченностью собственными ресурсами, финансовыми возможностями местных бюджетов при решении вопросов охраны окружающей среды и внедрении наилучших экологичных технологий.

Присоединение к Москве новых территорий расширило перечень  актуальных  проблем - дефицит обеспеченности новой территории подземными питьевыми водами, плохо защищенные прошлые захоронения отходов, промышленные производства, аварийные гидротехнические сооружения, сверхнормативный шум от авиатранспорта, требующий восстановления лесной фонд.

Сегодня основной источник загрязнения воздуха в Москве – автотранспорт. По состоянию на конец 2011 года в Москве зарегистрировано более 4 млн. автотранспортных средств. В целом автомобильный парк Московского региона составляет более 15 % всего автопарка Российской Федерации. Загрязнение воздуха вблизи московских автомагистралей в 1,5-2 раза выше, чем на других территориях города, что во-многом связано с предельной нагрузкой на улично-дорожную сеть города.

Москва по плотности населения в 1,5-2 раза превышает аналогичные показатели крупнейших мегаполисов мира, в то время как плотность улично-дорожной сети в 2-4 раза ниже.

В мировой практике решение проблемы загрязнения воздуха выбросами автотранспорта – это комплекс подходов, объединяющих градостроительные, технологические, инфраструктурные меры. Этот подход сейчас используется и в Москве, включая пересмотр градостроительных приоритетов и принципов развития городских территорий, гармонизацию развития транспортных систем Москвы и Московской области.

Мероприятия по снижению негативного экологического воздействия автотранспорта предусмотрены в 4-х государственных программах города Москвы на 2012-2016 годы.

В 2011 году в Москве начата масштабная реконструкция основных радиальных магистралей города, модернизация и строительство развязок, на наиболее загруженных магистралях города созданы полосы реверсивного движения. Надо понимать, что положительный эффект эти меры принесут только в среднесрочной перспективе, после их завершения в полном объеме.

Общий объем пассажирских перевозок в Москве ежегодно составляет более 7 млрд человек, из них около 30% - перевозки личным легковым транспортом. В связи с этим один из основных путей снижение транспортной нагрузки это развитие общественного транспорта и повышение его доли в общем объеме транспортных перевозок.

В 2011 году создано 13 выделенных полос движения общественного транспорта, общей протяженностью более 70 км, открыта первая перехватывающая парковка на 1100 мест в шаговой доступности от станции метро, введены в эксплуатацию 3 новых станции и более 4 км новых линий метрополитена.

Всего до 2016 года запланировано создание 51 выделенной полосы, строительство 474 км новых дорог, сокращение на 25% транзитных грузовых перевозок через город, развитие трамваев и другого электрического транспорта. В рамках развития метрополитена запланировано строительство более 87 км новых линий, что позволит снизить долю населения, не обслуживаемого метрополитеном с 22% в 2011 году до 13% в 2016 году и сократить протяженность перегруженных участков с 41% до 10% в 2016 году.

Одно из направлений мы видим в развитии водного транспорта города, что обеспечено портовыми мощностями. В настоящее время водные артерии города используются для грузовых перевозок и экскурсионно-туристического обслуживания пассажиров.

Тем не менее, водный транспорт может разгрузить автомобильные грузопотоки в северном и южном направлении до 10 млн. тонн и успешно замещать автомобильные пассажирские перевозки, как в Лондоне, Гамбурге, Сиднее и других городах.

В 2012-16 годах предусмотрена организация маршрутов социально-значимых рейсовых перевозок, развитие паромных переправ.

Отдельная тема – развитие велосипедного транспорта. В настоящее время жители Москвы имеют свыше 3 миллионов велосипедов.

Ввиду полного отсутствия велотранспортной инфраструктуры и загруженности дорожной сети велосипедным транспортом перемещаются менее одной сотой процента жителей города. В тоже время международный опыт показывает, что велосипедный транспорт удобно использовать для деловых поездок на короткие расстояния до 7 км. В США - 25% населения являются велосипедистами. В различных странах от 15 до 80% людей ездят на работу на велосипедах. В Москве, при условии обособленности велодорожек, средняя скорость велосипедного транспорта в «часы пик» может превысить скорость общественного наземного транспорта (15км/ч и 11 км/ч соответственно).

Ни один мегаполис мира не смог решить транспортные проблемы без ограничительных мер. Транспортные ограничения применяется в Лондоне, Берлине, Стокгольме, Риме, Милане и других городах, при этом используются различные механизмы – платный въезд, ограничение въезда для автомобилей низкого экологического класса, создание пешеходных зон и т.д. В Москве применяется только ограничение передвижения грузового автотранспорта экологических классов ниже Евро 2 в центральной части города и этой меры явно недостаточно.

В 2011 году запланирована разработка и широкое общественное обсуждение механизмов ограничения передвижения автотранспорта в Москве с учетом экологического класса и подготовка проектов соответствующих правовых документов.

В условиях непрекращающегося роста автопарка, в том числе индивидуального, на одно из первых мест выходят проблемы экологичности самих автотранспортных средств и качества моторного топлива. В 2011 году в Москве закуплено 2070 автобусов экологического класса 4 и 5 и 50 автобусов, работающих на компримированном природном газе, на особо охраняемых природных территориях используются электромобили.

В Москве с 2007 года реализуется моторное топливо, соответствующее требованиям экологического класса 3. Осуществляются проверки моторного топлива, реализуемого на автозаправочных станциях города Москвы.

В том числе за счет повышенных экологических требований к автомобильному топливу по данным экологического мониторинга на городских территориях вблизи автотрасс стабилизировалось содержание в атмосферном воздухе оксида азота, углеводородов.

Воздействие стационарных источников в основном складывается выбросами загрязняющих веществ от объектов теплоэнергетики, нефтепереработки, строительной индустрии и других. По массе валовые выбросы от стационарных источников не превышают 10% от выбросов автотранспорта. Основная проблема – выбросы сверх установленного лимита. По данным экологического мониторинга примерно 14 территорий города являются «проблемными» с точки зрения загрязнения воздуха аз-за воздействия промышленных предприятий. Среди них территории вблизи нефтеперарабатывающего завода.

Факт систематических превышений нормативов качества воздуха в условиях НМУ говорит как о необходимости внимательного анализа и ужесточения разрешений на выброс промышленных предприятий, повышения эффективности регулирования выбросов в периоды НМУ, в том числе повышение заблаговременности прогнозов. Проектом программы «Охрана окружающей среды» запланировано развитие методической базы в области регулирования выбросов при НМУ.

58 промышленных предприятий Москвы оснащены автоматизированными системами контроля промышленных выбросов. По сути – это единственный метод оперативного выявления сверхнормативных выбросов. Территории, прилегающие к предприятиям, где такие системы не установлены, обследуются передвижной экологической лабораторией.

Тем не менее, привлечение нарушителей к реальной ответственности и прекращение сверхнормативных выбросов остается проблемным вопросом.

Так, в 2011 году по данным системы экологического мониторинга Москвы Департаментом Росприроднадзора по ЦФО было проведено 5 проверок Московского нефтеперерабатывающего завода с применением штрафных санкций. Несмотря на это загрязнение воздуха на прилегающей территории сохраняется.

Необходимо отметить положительный пример сотрудничества природоохранных надзорных организаций (Росприроднадзора, Роспотребнадзора, прокуратуры, Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы) в области привлечения к ответственности нарушителей природоохранного законодательства. Так, в 2011 году решением суда была приостановлена деятельность цементного элеватора ООО «Цемент-Сервис», сверхнормативные выбросы которого вызывали социальную напряженность на прилегающих жилых территориях.

Москва - самый северный мегаполис мира. На протяжении 20-го столетия средняя годовая температура в Москве повысилась на 2 градуса, в то время, как изменение годовой температуры всего северного полушария составило только 0,8 градусов. Это говорит об отчетливом острове тепла в Москве.

Ежегодно в Москве регистрируется порядка 200 случаев экстремальных погодных условий: грозы, град, сильные ветры, ливни и снегопады, экстремально высокие и низкие температуры.

В этих условиях принятие мер превентивного характера по адаптации к климатическим изменениям является объективной необходимостью.

В первую очередь это меры в области формирования энергоэффективного общества, экологически ориентированной энергетики.

Потенциал экономии энергии в городе около 53% от уровня потребления первичной энергии. Наиболее значительный потенциал в жилищном секторе, в системах уличного освещения, при производстве и распределении энергии и на транспорте.

Около трети потребления конечной энергии приходится на 40 тыс. жилых зданий. Капитальный ремонт, внедрение систем учета, пропаганда энергосбережения привели к снижению среднего удельного потребления всех видов энергии в жилищном секторе примерно на 10% .

В технической политике Москвы взят курс на обновление парка световых приборов за счет применения высокоэкономичных источников света. Сейчас из 313 тысяч городских светильников, 75% - энергоэффективные газоразрядные натриевые лампы высокого давления. Это самый высокий показатель по России.

Практически все крупные мегаполисы имеют программы в области внедрения нетрадиционных источников энергии.

В Москве производство электроэнергии на основе альтернативных источников организовано только в единичных случаях. Это - гидроэлектростанции канала имени Москвы, одна мини-ТЭС на очистных сооружениях.

Несмотря климатические особенности Москвы есть отдельные примеры использования солнечной энергии для освещения придомовых территорий и помещений общего пользования многоквартирных жилых домов.

В последние годы особенностью летних периодов в Москве стали аномально высокие температуры, достигающие 38 градусов Цельсия и имеющие негативные последствия для здоровья жителей.

По аналогии с международной практикой предусмотрена разработка порядка действий органов власти в такие периоды с целью снижения и предотвращения негативного воздействия на здоровье населения.

В то же время одним из основных путей регулирования теплового режима в городских условиях является использование естественных покрытий, изменение температур поверхностей, например, применение тротуарной плитки, обладающей теплоемкостью примерно в 2 раза ниже, чем у асфальтовые покрытия.

Нельзя не учитывать и тепловое воздействие сточных вод, низкопотенциальное тепло которых может использоваться в качестве энергетического ресурса при соответствующем экономическом обосновании.

Состояние основных водных объектов Москвы в целом соответствует культурно-бытовым нормативам, за исключением нефтепродуктов и взвешенных веществ в центре города и органических веществ и аммония на выходе реки-Москвы из города. Для очистки коммунально-бытовых стоков, которые составляют более 60 % от суммарного сброса сточных вод, поэтапно внедряются системы обеззараживания сточных вод, глубокой очистки от биогенных элементов.

Хуже состояние малых рек города, которые на значительном протяжении заключены в подземные коллектора и требуют разработки и обоснования природоприближенных методов восстановления.

В настоящее время одной из основных проблем города стал дефицит полезных площадей для развития зеленых территорий. Учитывая опыт прошлых лет, расширение границ Москвы не должно означать продолжения экстенсивного развития городских территорий, а будет являться импульсом для внедрения инновационных подходов к планированию городского пространства, в том числе озелененных территорий.

Сейчас около 30% территории Москвы занято озелененными и природными территориями. На природных территориях проживает более 40 видов млекопитающих, отмечено гнездование 121-го вида птиц.

В целом обеспеченность территориями общего пользования в расчете на 1 жителя превышает 20 м2, что больше нормативного значения (16,0 м2) и сравнимо с показателями других городов. Тем не менее, распределение зеленых зон неравномерно. Особенно остро проблема озеленения стоит в центральной части города.

В Москве принят городской закон «О защите зеленых насаждений», предусматривающий сохранение баланса территорий зеленого фонда при планировании градостроительного развития и обязательную компенсацию вырубки зеленых насаждений. В 2011 году в Москве было высажено 29 тыс. деревьев. К сожалению, высаженные деревья только частично компенсируют потери города после ледяного дождя 2010 года, когда число погибших деревьев превысило 36,5 тысяч.

Европейские страны, не имеющие таких территорий, как в России, уже давно научились превращать каждый сантиметр своего города в «райский уголок». В условиях дефицита площадей в странах Европы широкое внедрение получили озеленение крыш и фасадов.

В Германии озеленение крыш как средство улучшения экологического состояния городов включено в федеральный закон об охране природы, а для владельцев озелененных крыш снижен налог на ливневой сток.

В центре Милана власти хотят создать самый настоящий «вертикальный лес», планируется строительство  двух высотных зданий, на всех этажах которых разместят деревья и кустарники.

Мы прорабатываем возможности использования Европейского опыта для Москвы с учетом климатических особенностей.



Рост благосостояния населения, градостроительное развитие объективно сопровождаются ростом отходов производства и потребления. В 2011 году объем отходов, образовавшихся в Москве, составил около 25 млн. тонн. За последние годы в Москве создана сеть современных мусороперегрузочных и сортировочных станций, объектов переработки вторичных ресурсов. Тем не менее, только два крупных полигона «Дмитровский» и «Хметьево», расположенных на территории Московской области ежегодно принимают более 2 млн. тонн коммунальных отходов города Москвы. Остаточный потенциал полигонов Московской области будет полностью исчерпан в течение 3-х ближайших лет. Для функционирования системы санитарной очистки города необходимо кардинально менять соотношение объема захараниваемых и перерабатываемых отходов.

Нерешенность проблем с отходами часто связывают с отсутствием единых федеральных норм. Действительно, необходимо приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с общемировыми тенденциями в области ресурсосберегающих технологий, в том числе, внедрение ответственности производителя за утилизацию и переработку произведенного товара.



В практической деятельности природоохранным службам Москвы приходится решать многие другие задачи такие, как экологичность противогололедных реагентов, развитие добровольных систем экологической сертификации, «зеленых стандартов» в строительстве, снижение городского шума. Каждая из указанных задач актуальна для жителей мегаполисов и может быть темой самостоятельной конференции или круглого стола для обсуждения и обмена опытом.


Смотрите также:
Актуальные экологические проблемы города Москвы
114.81kb.
1 стр.
Резолюция научно-практической конференции «Нерешённые экологические проблемы Москвы и Подмосковья» (Москва, 21 февраля 2012 г.) В научно-практической конференции «Нерешённые экологические проблемы Москвы и Подмосковья»
134.92kb.
1 стр.
Департамент образования города москвы
52.04kb.
1 стр.
Региональные экологические проблемы Основные экологические проблемы Беларуси
245.32kb.
1 стр.
4. Перечень экзаменационных тем Дисциплина «Актуальные проблемы современной философии»
161.82kb.
1 стр.
Итоги конкурса Номинация №1 «Проблемы природных экосистем» Номинация №2 «Экологические проблемы поселений»
51.47kb.
1 стр.
Правительство Москвы Комитет по культуре города Москвы Приказ от 01. 08. 05 №460 о повышении тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений города Москвы
26.3kb.
1 стр.
Закон города москвы о территориальном делении города москвы
492.03kb.
3 стр.
Закон города москвы о порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве
472.27kb.
2 стр.
Программа города москвы «охрана окружающей среды»
1505.15kb.
8 стр.
Общие экологические проблемы городов мира
332.28kb.
1 стр.
Закон города Москвы от 09. 07. 2003 №50 «О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве»
506.95kb.
2 стр.