Главная
страница 1

«Утверждаю»

Директор МКОУ СОШ №15

__________/Новиков Р.А./

«____» __________ 2013 г.




«Согласовано»

зам.дир. по УВР

__________ /Рыжевская Е.В./

«____» __________ 2013 г.




Рассмотрено

На заседании МО, проведена внутренняя экспертиза.

Протокол №…………………

От «……..»……………2013г.

Рук. МО Новикова И.В.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

педагога

Новиковой Ирины Владимировны

учителя высшей категории

по Курсу « Основы Религиозных Культур и Светской Этики», модуль «Основы мировых религиозных культур»

2013-2014 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

  2. УМК

  3. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

  4. ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА

  5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

  6. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
    «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ», Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

7. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом в мире, и в нашей стране в частности. В то же время преподавание основ религиозной культуры в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.

В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.

Нормативно- правовые документы:

Распоряжения Правительства РФ №84 от 28. января 2012г. Об утверждении с 2012-2013 года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»

Приказа №69 от 31января 2012г. О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего и среднего ( полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004года № 1089.

«Стандарта начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики!

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно-культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция».

Новый предмет призван актуализировать в содержании общего образования, смоделировать педагогическими средствами российскую религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения к ней российских школьников.

Отечественная религиозно-культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных религий и этических учений. Ее принцип – общность в многообразии, «многоединство» – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира.

Отечественная религиозно-культурная традиция – общая духовная основа многонационального народа России – формируется исторически и актуализируется сегодня под воздействие ряда факторов:



  • общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;

  • единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;

  • множество общенациональных вызовов внутреннего и внешнего плана, содействующих консолидации общества под угрозой его разрушения.

Учебный курс содержательно раскрывает российскую религиозно-культурную традицию в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции посредством:

- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель, определенную Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, – воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;

- педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе содержания всех модулей учебного курса;

- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими дисциплинами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

- педагогической организации общего культурно-исторического контекста преподавания учебного курса, отражающего единую историческую судьбу многонационального народа России, общность и своеобразие культур российских народов, единство современной государственной и гражданской жизни, существующие сегодня общенациональные вызовы, ответить на которые способен только единый народ, имеющий общие этические ценности, моральные нормы, духовные идеалы;

ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс в границах учебного курса и системы межпредметных связей педагогически моделирует и содержательно раскрывает религиозно-культурную традицию России в ее самых общих этических основах. Сама национальная духовность в многообразии и глубине составляющих ее религиозных и гуманистических традиций не исчерпывается им. Учебный курс – это введение в религиозно-культурную традицию России.

2. Учебно- методический комплекс курса состоит:

1.Программы по Основам религиозных культур и светской этики А Я Данилюк 4- 5. М; Просвещение ,2010 год

2. Учебник: А.Л.Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева М, Просвещение 4-5,2010г.

3. Учебник: Основы православной культуры под ред. А.В. Кураева М, Просвещение 4-5,2010г.



электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»; CD Учебник: (Основы Мировых Религиозных культур 4-5кл. М, Просвещение 2010г.

- CD Учебник: Основы православной культуры 4-5 класс М, Просвещение 2010г.

-Книга для учителя. Справочные материалы под ред.В.А. Тишковой Т.Д. Шапошниковой М, Просвещение, 2010г.

- Книга для родителей под ред. А.Я. Данилюк М, Просвещение,2010г.

3. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 ч в неделю в 4 классе и 1 ч в неделю в первом полугодии 5 класса.

Основные содержательные модули курса:

Основы православной культуры. Основы исламской культуры. Основы иудейской культуры. Основы буддийской культуры. Основы мировых религиозных культур. Основы светской этики.

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса.



В 5 классе предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить работу учащегося в целом и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

4. Задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:

  • обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;

  • знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

  • знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

  • формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;

  • формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление веры в Россию;

  • укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.



Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  • общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

  • осознание ценности человеческой жизни.

6. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические блоки, изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.



6. Модуль Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия – наша Родина. Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.



7. Календарно- тематическое планирование курса ОРКИСЭ

«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено

директор МКОУ СОШ зам.дир.по УВР на заседании МО,

№ 15 протокол № 1

от……………..

« « 2013 г. « « ..2013 г. « «2013 г.


Календарно-тематическое планирование


уроков по курсу
« Основы Религиозных Культур и Светской Этики», модуль «Основы мировых религиозных культур»

Класс: 4

Учитель: Новикова И.В.

Количество часов:

Всего 35 в неделю…1

Планирование составлено на основе: программы по Основам религиозных культур и светской этики А Я Данилюк 4- 5. М; Просвещение ,2010 год

Учебник: А.Л.Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева М, Просвещение 4-5, 2010г.

CD Учебник: (Основы Мировых Религиозных культур 4-5кл. М, Просвещение 2010г.


Тема занятия

Кол-во часов

Дата

понятия

Задание уч-ся
















1. Россия – наша Родина

1




Родина

Герб, гимн, флаг



рисунок

рассказ


стр.4-5

2-3.Культура и религия

2




Религия

Бог


Культура

Традиции


Стр.6-9

4.Возникновение религий.
5. Религии мира и их основатели


1

1





Будда

Аллах


Иисус

Яхве


сообщения

стр.10-11

стр.12-15


6-7. Священные книги религий мира

2




Трипитака Веды, Авеста,

Коран


Танах

Библия ,Тора



Стр. 16-21

Работа с СD



8. Хранители предания в религиях мира


1




Раввины

Имамы


Ламы

епископы


сообщения

стр. 22-23



9-10. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

2




Грех

Покаяние


Спасение

нирвана


Читать притчи, Библейские сказания

Стр.24-27



11.Человек в религиозных традициях мира

1




Таинства

Намаз


Молитва

мантра


Стр.28-29

CD диск


12-13 Священные сооружения

2




Храм

Мечеть


Синагога

Ступы


Пагода

рисунок

стр.30-33

экскурсия


14-15. Искусство в религиозной культуре


2




Иконы

Фрески


Арабески

мандала


рисунок

16-17 .Творческие работы учащихся




2







Подготовка и защита проектов

18. История религий в России-Христианство

19. История религий в России-Ислам

20. История религий в России-Буддизм, Иудаизм


3




Язычество

Христианство

митрополит

Синод


Стр.40-51

CD диск


21-22.Религиозные ритуалы.

Обычаи и обряды



2




Ритуал

Таинства


Стр. 52-57

23. Паломничества и святыни

1




Мекка(хадж)

Иерусалим

накхор


Стр.58-61

CD диск


24-25. Праздники и календари

2




Пасха

Песах


Крещение

Курбан- байрам

Сагаалган


Стр.62-67

сообщения



26-27.Религия и мораль.

Нравственные заповеди в религиях



2




Десять заповедей

Стр.68-71

27. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь,

1




Благотворительность

закят


Стр. 72-73

29. Семья

1




Семейные ценности

Стр. 74-75

Рисунок, рассказ



30. Долг, свобода, ответственность, труд

1







Стр. 76-77


31. Любовь и уважение к Отечеству.


1




Патриотизм

Стр.78-79




Подготовка творческих проектов

Урок 32

Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.

Урок 33-34


Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д.

Урок 35


Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

8.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:



    • оборудование: технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе) Компьютер, проектор, другое демонстрационное оборудование, экспозиционный экран и др.);

учебно-методические комплекты

1.Программы по Основам религиозных культур и светской этики А Я Данилюк 4- 5. М; Просвещение ,2010 год

2. Учебник: А.Л.Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева М, Просвещение 4-5,2010г.

электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

- CD Учебник: (Основы Мировых Религиозных культур 4-5кл. М, Просвещение 2010г.

дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;



-библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

    • нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;

    • специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);

    • научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

    • хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

    • документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);

    • энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);

    • религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);

    • художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;

печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.

  1. Светочъ. Основы православной веры в презентациях http://svetoch.ucoz.ru/

  2. -Воспитательные ресурсы ( классные часы) http://www.uroki.net/, http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38156.php

  3. RusEdu. Архив учебных программ и презентаций http://rusedu.ru/

  4. www.viki.ru,http://www.obraz.org.ua/Bozh_Mater.htm

  5. «Пантелеимоновский Благовест» http://p-blagovest.narod.ru/DET/Det-1.htm

  6. Церковнославянская азбука http://churchslavic.narod.ru/alphabet.html

8. История мировых религий. Конспект лекций_Панкин С.Ф_2008

6.2. Учебный модуль «Основы православной культуры»

Россия – наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры.Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Календарно-тематическое планирование


уроков по «ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ
КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ», модуль Основы православной культуры


Класс: 4

учитель: Новикова И.В.

Количество часов:

Всего 35 в неделю…1

Планирование составлено на основе: программы по Основам религиозных культур и светской этики А Я Данилюк 4- 5. М; Просвещение ,2010 год

Учебник: А.В.Кураев Основы православной культуры М, Просвещение 2010г.

CD диск Учебник: (Основы православной культуры 4-5кл. М, Просвещение 2010г.






Тема урока

часы


кол.-во.

Дата



Тип

урока.


Формируемые

понятия.


Формы,

методы


обучения,

деятельность

учащихся


1.


Россия- наша Родина


1





Урок изучения нового материала

Православие

Крещение


Традиции

Рассказ,

работа с

учебником,

стр. 4-5


2.

Культура и религия

1




Комбинир.

Религия

Культура


Рассказ,

работа


с CD диском

стр. 6-7,




3.

Человек и Бог в православии

1




Комбинир.

Бог

Творец


Рассказ,ДНП,

ответить на ??

учебника

стр. 11


4.

5.


Православная молитва

Библия и Евангелие



1

1





Урок изучения нового материала

Комбинир.



Молитва Отче наш

Завет


Библия

Объяснение,

ДНП,


работа с CD

стр. 12-15,поделка

ангел

стр. 16-19



сообщения

6.


Проповедь Христа

1




Комбинир.




Объяснительно-

иллюстративный,

работа с текстом

притчи


7.

Христос и Его Крест

1




Комбинир.

Рождество

Голгофа


распятие

Объяснительно-

иллюстрат.

Стр. 24-27


8-9


Пасха

2




Ур.совершенство-

вания умений, навыков



Пасха Христова

Объяснительно-

иллюстративный,

работа с текстом

стр. 28-31

CD диск, поделка


10.

Православное учение о человеке

1




Комбинир.

Душа

Объяснительно-

иллюстрат.

составление

схемы стр. 32-35

CD диск


11.


Совесть и раскаяние

1




Комбинир.

Грех

Раскаяние



Объяснительно-

иллюстративный,

работа с текстом

стр. 36-39

притчи


12.

Заповеди

1




Ур.совершенство-

вания умений, навыков



10 заповедей

Беседа, ДНП

Стр. 40-43,

таблица.


13.


Милосердие и сострадание

1




Комбинир.

Благотворительность

Милостыня



Объяснительно-

Иллюстративный

,работа с текстом

Стр. 42-45

притчи


14.

Золотое правило этики

1




Комбинир.

Неосуждение

Объяснительно-

иллюстрат.

Притчи стр. 46-47


15.

16.



Храм

Икона




1

1





Комбинир.

Комбинир.


Алтарь


иконостас

Нимб


Лик


Объяснительно

-иллюстративный

Рисунок

CD диск


поделка

стр. 52, 55

ДНП, работа с

текстом



17.

Творческие работы учащихся

1




Ур. Совершенствования умений и навыков




Рисунки

Поделки


сообщения

18.

Подведение итогов

1




Ур. Обобщения и систематизации




викторина

19.


Как христианство пришло на Русь


1





Урок изучения нового материала

Православие

Крещение


Рассказ,

работа с

учебником,

стр.58-61



§18,Записи в тетради Стр.58-60

20.

Подвиг

1




Комбинир.

Подвижники

Жертва Богу



Рассказ, работа

с иллюстрациями,

CD диск


§19,рисунок

21.

Заповеди блаженств

1




Комбинир.

Нагорная проповедь

Рассказ,ДНП,

ответить на ??

учебника

стр. 64-67



§20,составить рассказ

24.

25.


Зачем творить добро?

Чудо в жизни христианина



1

1





Урок изучения нового материала

Комбинир.



Добро

Зло


святой

Добродетель

Вера


Объяснение,

ДНП,


работа с

иллюстрациями


стр. 70-71

CD диск


§21,вопросы
§22, словарик

26.


Православие о Божьем суде

1




Комбинир.




Объяснительно-иллюстративный,

работа с текстом

притчи

стр.72-75



§ 23, ответить на ??

27.

Таинство Причастия

1




Ур.совершенство-

вания умений, навыков



Таинство

Литургия


Объяснительно-

иллюстрат.

CD диск

Стр. 76-79



§ 24, рисунок

28.


Монастырь

1




Комбинир.

Монашество

Обеты


Объяснительно-иллюстративный,

работа с текстом

стр. 80-83

сообщения




§ 25, ответить на ?? , рисунок

29.

Отношение Христианина к природе

1




Ур.совершенство-

вания умений, навыков



Экология

Объяснительно

-иллюстрат.

Составление

Схемы


Стр. 84-85

§ 26, схема

30.


Христианская семья

1




Комбинир.

Домострой

Объяснительно-иллюстративный,

работа с текстом

сообщения

стр. 86-87



§ 27, ответить на ?? , рисунок

31.

Защита Отечества

1




Ур.совершенство-

вания умений, навыков



Герои России

Объяснительно-

иллюстрат.

CD диск

Сообщения



Стр. 88-89

§ 28,рассказ

32.


Христианин в труде

1




Комбинир.




Объяснительно-иллюстративный,

работа с текстом

стр.92-93


§ 29, ответить на ?? ,

33.

Любовь и уважение к Отечеству

1




Комбинир.

Патриотизм

Объяснительно-

иллюстрат.

CD диск

Стр. 94-95



§ 30,рассказ, сообщения




Подготовка творческих проектов

34


Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие»,

«Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм»,

«Значение религии в жизни человека и общества»,

«Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.

«Мое отношение к людям», «Мое отношение к России»,

«С чего начинается Родина», «Герои России»,



35

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»

(народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)




Смотрите также:
Районные соревнования по легкой атлетике «Золотая осень» 28 сентября 2012 г на базе мбоу «Пировская сош»
17.66kb.
1 стр.
Директор мкоу сош №15 /Новиков Р. А
328.57kb.
1 стр.
Отчёт по воспитательной работе в мкоу «сош с. Даусуз» за 2012- 2013 учебный год
121.59kb.
1 стр.
Директор мкоу побединская сош медведева Н. А. Положение
2985.61kb.
15 стр.
Положение о лагере с дневным пребыванием при мкоу сош №1 г. Туринска Общие положения
1364.66kb.
9 стр.
Анализ работы мкоу сош п. Рудничный Верхнекамского района Кировской области по краеведению за 2012-2013 учебный год
68.79kb.
1 стр.
Образовательная программа работы кружка мкоу горной сош «Театральные подмостки»
131.15kb.
1 стр.
Мкоу аннинская сош №1
1555.38kb.
9 стр.
Мкоу сош с. Моста
76.82kb.
1 стр.
На 2012 год выпало немало исторических дат. В связи с этим Указом Президента РФ д. А. Медведева от 9 января 2012 года, этот год был объявлен Годом Российской истории
29.54kb.
1 стр.
Специалист эксперт Директор мкоу краснолиманская оош п. Красноармейский
101.99kb.
1 стр.
Модернизация вс мкоу «Скалистская сош»
403.89kb.
4 стр.