Главная
страница 1
ПУБЛИКАЦИИ ЛАСИКОВОЙ Л.А., УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ МКОУ «КАБАКОВСКАЯ СОШ».
АДРЕСА – ССЫЛКИ ЭЛЕКТРОННЫХ ПУБЛИКАЦИЙ.

http://ikto.alted.ru/index.php?option=content&task=category&id=39&Itemid=105&page=3

Урок по теме «Озёра и ледники Евразии» (7класс).



http://pedsovet.su/load/0-0-50123-0-17

7 презентаций: «Освоение Земли человеком» (7 класс), «Природные комплексы суши и океана» (7 класс), «Земледелие» (8 класс), «Международные экономические связи» (10 класс), «Народы Евразии» (7 класс), «Созвездия» (5 класс), «Таинственные соседи Солнца: астероиды и кометы» (5 класс).



http://geo-edu.ru/mod/forum/view.php?id=151 Урок по теме: «Численность населения и его воспроизводство. Расовый и этнический состав» (10 класс). Семинар ДООГ – 2010.

http://geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=410&Itemid=144

Урок по теме «Северная Америка: географическое положение, история открытия и исследования» (7класс). Семинар ДООГ – 2011.



http://geo-edu.ru/mod/forum/view.php?f=11&page=1 Внеурочное мероприятие по теме» «Образ России на денежных знаках страны» (География России, 8-9 классы). Семинар ДООГ – 2012.
ПУБЛИКАЦИИ В ЖУРНАЛЕ «ГЕОГРАФИЯ И ЭКОЛОГИЯ В ШКОЛЕ XXI ВЕКА».

Главный редактор журнала: И.И. Баринова, доктор педагогических наук, профессор, автор учебников «География России», 8-9 кл.


1) 2007 г., №2, с 54-56. Рубрика «Представляем новое пособие». Статья «Урок «Население США: американцы». Технология интерактивного обучения в малых группах» (7 класс).

2) 2008 г., №9, с 66-70. Статья «Урок по теме «Китай: географическое положение, ресурсный и демографический потенциал» (10 класс). Диплом за победу в конкурсе «Лучшая публикация – 2008».

3) 2011 г., №5, с 56-58. Статья «Модульный урок с использованием ИКТ по теме «Ветер – великий невидимка» (6 класс)


5/2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Ласикова Л.А.
Модульный урок по теме «Ветер – великий невидимка»

http://www.geoeco21.ru/

http://metodist.apkpro.ru/content/view/88/89/

Содержание

Введение    3



Л. А. Ласикова. Интерактивные методы обучения на уроках географии    5

Тема урока: Мир звезд (5 класс)    7

Тема урока: Население сша: американцы (7 класс)    14

Тема урока: население африки: пигмеи – дети леса (7 класс)    21

Тема урока: китай: географическое положение, ресурсный
и демографический потенциал (10 класс)    34

http://www.uchmag.ru/estore/e125117/?s=7

УРОК, ОПУБЛИКОВАННЫЙ НА САЙТЕ «Методическая лаборатория географии Московского института открытого образования (МИОО)».



http://geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=410&Itemid=144

УРОК ГЕОГРАФИИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:



СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА: ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ.

ЦЕЛИ: 1. Создать в представлении учащихся яркий привлекательный образ материка Северная Америка. Обеспечить усвоение знаний о географическом положении и его влиянии на природные условия материка. Совершить экскурс в историю открытия и исследования Северной Америки.

2. Создать оптимальные психолого-педагогические условия для развития умений:



  • анализировать и синтезировать необходимую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные результаты;

  • мыслить комплексно, пространственно, во временном аспекте;

  • видеть и понимать интегрирующую роль географии, выстраивать ассоциативные «мостики» между географией и другими науками – литературой и историей.

3. Ориентировать учащихся на эмоционально-образное изучение географического материала, усиливать у них мотивацию к учению, интерес к географии.

4. Расширять представление учащихся о роли книги в жизни человека, развивать читательскую культуру, стимулировать самообразование школьников.

5. Воспитывать ответственное отношение к умственному труду, организованность, умение концентрировать внимание, стремление рационально использовать время.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебник «География материков и океанов», авторы В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенёв, презентация учителя «Страна Фенимора Купера и Майна Рида», диск «Уроки географии. Кирилл и Мефодий» 7 класс, мультимедийный урок (ММУ) №35, кадры 1 и 3, атласы, настенная контурная карта мира, маркеры.

СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Ценностно-мотивационный этап.

1) Вниманию уч-ся предлагается презентация. Эпиграф к уроку «..и встаёт живьём страна Фенимора Купера и Майна Рида». Вопросы для диалога:

Почему В. Маяковский назвал Северную Америку страной Ф. Купера и М. Рида? Знакомы вам эти имена? Можете предположить, кто это?


2) Материк рекордов. Традиционная рубрика «Самое-самое…». Просмотр кадра 1 ММУ №35 (карта, фотографии, аудио, анимация).

А) Самая протяжённая береговая линия.

Б) Самый большой остров.

В) Самое большое ущелье.

Г) Самая длинная пещера.

Д) Самая большая система озёр.

Е) Самое крупное сосредоточение гейзеров.


Уч-ся участвуют в диалоге.

Смотрят презентацию.

Главная задача: пробудить у уч-ся желание прочитать произведения выдающихся писателей, узнать о материке больше, выстроить ассоциативный «мостик» между географией и литературой. ПРИЛОЖЕНИЕ №1. Текстовое содержание презентации. Скриншоты слайдов презентации.

Уч-ся предлагаются вопросы для реализации внутрипредметных связей.

Данные рекорды являются:

- проявлением каких природных процессов? (Пещеры – карст, ущелье – работа реки, озёра – тектонические процессы и древнее оледенение и т.д.)

- примером взаимодействия каких земных оболочек?


II Ориентацион-ный этап.

Учитель организует целеполагание.

Уч-ся вспоминают алгоритм – типовой план изучения материка. Определяют образовательные задачи урока.

III Поисково-деятельностный этап.

Работа по теме.

1) Географичес-кое положение материка.


Учитель предлагает уч-ся самостоятельную работу в вариационных парах по оценке географического положения материка. Вариационная пара состоит из 4 человек, каждый работает по одному из пунктов плана описания ГП.

1. Положение относительно «линий». Крайние точки материка.

2. Положение относительно климатических поясов.

3. Положение относительно океанов, морей и материков.

4. Размеры и береговая линия материка.

Учитель координирует, направляет работу класса.



Уч-ся уже выполняли аналогичную работу при изучении ГП Южной Америки, но работали в динамических парах. Теперь работа усложняется.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Особенности работы в динамических и вариационных парах.

После того, как каждый ученик проработает свою часть материала и произойдёт полный обмен информацией, классу предлагается ОБЩЕЕ задание: Спрогнозировать влияние ГП на природные условия материка, причём по каждому пункту плана.

Данная работа идёт по принципу «мозгового штурма»: высказываются разные идеи, разные мнения. Они анализируются: одни отсеиваются, как недостаточно аргументированные, другие признаются истинными.



2) История открытия и исследования материка.


Класс делится на 2 группы.

Задание: Совершить экскурс в историю исследования материка:



  1. в XV - XVII века,

  2. в XVIII- XX века.

Найти фамилии мореплавателей и путешественников, которые исследовали материк в данный исторический период.

По тексту учебника (с 207) и картам атласа определить маршруты путешествий.

Маркерами разного цвета нанести предполагаемые маршруты на настенную контурную карту мира, подписать фамилии исследователей.

Заключительная часть работы: Демонстрация кадра 3 ММУ №35 - интерактивная карта, на которой активизированы маршруты путешественников от

Х. Колумба до Р. Амундсена.


Группы уч-ся работают с текстом учебника и картами атласа, выполняют задание.

1) Х. Колумб, Э. Кортес, Джон Кабот, Г. Гудзон.

2) А. Маккензи, В. Беринг, А. Чириков, Г.И. Шелихов, Р. Амундсен.

Акцентируется внимание на том факте, откуда родом путешественники (русские, испанец, англичане, итальянец на английской службе, норвежец).

Выполнение данного задания позволяет уч-ся выстроить ассоциативный «мостик» между географией и историей.
Сопоставление интерактивной карты на экране и настенной контурной карты. Необходимые коррективы.


IV Оценочно-рефлексивный этап.


Рефлексия должна затрагивать метапредметный, предметный и личностный уровни.

1) Познавательная рефлексия.

2) Коммуникативная рефлексия

3) Эмоциональная рефлексия

4) Ценностная рефлексия*

Что узнали и чему научились на уроке?

Как общались?

Какие чувства возникали?

Насколько значим для меня материал?


Домашнее задание.

§51, рассказ «История открытия и исследования материка», описание ГП материка по плану.


Индивидуальные задания (не более 2).

http://naturewonders.chat.ru/index.html

Атлас чудес природы. Подготовить небольшие презентации (3-4 страницы) о чудесах Северной Америки.



* Идея такого варианта рефлексии и названия этапов урока позаимствованы у В.В. Николиной, доктора педагогических наук Нижегородского ГПУ. Ж. «География и экология в школе XXI века», №9, 2010 г., с 49-53.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. ТЕКСТОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ «СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА – СТРАНА ФЕНИМОРА КУПЕРА И МАЙНА РИДА».

«… и встаёт живьём страна Фенимора Купера и Майна Рида». В Маяковский.

Почему В. Маяковский назвал Северную Америку страной Фенимора Купера и Майна Рида?

Знакомы вам эти имена? Можете предположить, кто это?

Это писатели, первый - американский, второй – английский. Их объединяет то, что каждый из них создал целый цикл романов о героических и трагических событиях колонизации Северной Америки.

Во всём мире известна пенталогия о Кожаном Чулке – «Следопыт», «Зверобой», «Прерия», «Пионеры», «Последний из могикан» Фенимора Купера. Центральный герой пенталогии – Натаниэль Бампо, по прозвищу Кожаный Чулок – человек, «не знавший пороков, честный и искренний, как сама природа».

Широко известны авантюрно-приключенческие романы Майна Рида – «Белый вождь», «Оцеола, вождь семинолов», «Всадник без головы».

Сочинениям этих писателей свойственны увлекательность сюжетов, гуманизм. Яркими красками нарисовали они картины девственной природы – лесов, ещё не вырубленных топором колонистов, чистых рек и прозрачных озёр, удивительных растений и животных.

В романах даны реалистические зарисовки быта и нравов коренных жителей – индейцев и колонистов.
СКРИНШОТЫ СЛАЙДОВ ПРЕЗЕНТАЦИИ






ПРИЛОЖЕНИЕ №2. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В ДИСТАНЦИОННЫХ И ВАРИАЦИОННЫХ ПАРАХ. (Адаптивная система обучения, автор технологии – Границкая А.С).

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАРА – малая группа из четырёх человек. Это учащиеся, сидящие за соседними партами. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнёров. Каждый ученик работает только со своим материалом (заданием), передаёт его содержание трём партнёрам и внимательно слушает их ответы.


1


3


3

2

2


1


ВАРИАЦИОННАЯ ПАРА – в малой группе по четыре человека каждый работает то с одним, то с другим соседом. Происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы.




3

1

2


2


3

1



Организация работы в динамической и вариационной парах более сложна, чем в статической паре (когда работают двое учащихся, сидящих за одной партой), но для ребят она более интересна, т.к. расширяется их круг общения, они учатся взаимоконтролю и самоконтролю, нормализуется их загруженность домашней самостоятельной работой.


Смотрите также:
Урок по теме «Северная Америка: географическое положение, история открытия и исследования» (7класс). Семинар доог 2011
90.5kb.
1 стр.
Урока в 7 классе. Тема урока: «Северная Америка. Географическое положение. История открытия и исследования»
65.76kb.
1 стр.
Урок №1 Физико-географическое положение. История открытия и исследования
191.92kb.
1 стр.
Урок по теме «австралия. Географическое положение. История открытия материка. Рельеф и полезные ископаемые»
75.62kb.
1 стр.
Урок по теме: «Северная Америка»
80.36kb.
1 стр.
Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования
83.17kb.
1 стр.
Географическое положение и история открытия австралии
23.78kb.
1 стр.
Урок обобщающего повторения по теме «Северная Америка»
88.53kb.
1 стр.
«Великие географические открытия» (по истории)
55.61kb.
1 стр.
«Физико-географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования»
64.11kb.
1 стр.
Урок-обобщение по теме "Северная Америка"
37.35kb.
1 стр.
Контрольная работа по теме «Южная Америка»
58.93kb.
1 стр.