Главная
страница 1
ГБОУ СОШ с этнокультурным литовским компонентом образования №1247

им.Ю.Балтрушайтиса

Утверждаю: Согласовано: Согласовано:

Председатель МС Зам. директора по УВР Председатель МО

______Валаткайте С.П. ____________Тишина Н.И. _________Лашкевич Т.А.

«__»_________2012г «__»___________2012г «__»___________2012г

Рабочая программа по литературе в 5 классе

(ФГОС ООО)

учителя русского языка и литературы Глазковой Н.В.

ГБОУ СОШ № 1247

2012-2013 уч. год

Цели изучения предмета «Литература»

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способно стей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.

Общее содержание

Устное народное творчество

Пятиклассник научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок , видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок ;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и баллады, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.



Пятиклассник получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице) и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIXXX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Пятиклассник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Пятиклассник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию(эпитет, метафора, гипербола,олицетворение);

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;



• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Планирование уроков литературы в 5 классе по программе курса под ред. М.Б.Ладыгина (3 часа в неделю)

ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ ШКОЛ И КЛАССОВ С УГЛУБЛЕННЫМ

ИЗУЧЕНИЕМ ЛИТЕРАТУРЫ, ГИМНАЗИЙ И ЛИЦЕЕВ

ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Авторы:

М.Б. Ладыгин, А.Б. Есин, Н.А. Нефёдова, Д.Г. Булгаков

Под редакцией М.Б. Ладыгина

Тема урока

Неделя

Месяц

I триместр







Первый урок волшебства







1. Как из слов родилась поэзия. Знакомство школьников с учебным пособием «Книжная полка». Чтение и восприятие произведений: А.Т. Твардовский. «О русской березе», А.А. Фет. «Печальная береза».

1 нед.

сентябрь

2. «Варяг» как народная песня литературного происхождения. Взаимодействие фольклора и литературы.




Второй урок волшебства







3. Что такое фольклор. Поэтическая мудрость народа. Начальное понятие о жанрах.

2 нед.




4. Р.Р. Читательская лаборатория: «Как научиться работать с учебной статьёй».




5. Национальные основы фольклора. Обрядовая поэзия. Веснянки. Колядки




6. Р.Р. Читательская лаборатория: «Как составить план учебной статьи».

3 нед.




7. Детский фольклор. Английские детские народные песенки.




8. Русский детский фольклор.




9. Русские народные загадки, пословицы и поговорки

4 нед





10. Читательская лаборатория: «Как научиться читать текст художественного произведения».




11. Фольклорная сказка как жанр. Основные виды фольклорной сказки.




12. Испытания героя как основа сюжета сказки.

5 нед.

октябрь

13. Образ Ивана-царевича в волшебной сказке «Иван-царевич и Серый волк».




14. Р.Р. Выразительное чтение и устный пересказ фрагмента сказки.




15. Значение образа «волшебного помощника» в произведении. Символика образа Жар-птицы в сказке.

6 нед.




16. Противоборство Добра и Зла в сказке «Бой на Калиновом мосту».




17. Сопоставительная характеристика образов трёх братьев в сказке.




18. Р.Р. Контрольная работа. Пересказ эпизода сказки (письменно).

7 нед.




19. Иван-крестьянский сын как национальный герой. Общенародный идеал в фольклорной сказке.




20. Русские народные сказки о животных. Характеры главных героев сказки «Лиса и козёл».




21. Читательская лаборатория: «Как научиться характеризовать народный идеал в фольклорной сказке».

8 нед.




22. Коварство мачехи и добросердечие Белоснежки в сказке братьев Гримм «Белоснежка».




23. Тема внешней и внутренней красоты человека в сказке братьев Гримм «Белоснежка».




24. Жизнеподобие и фантастика в фольклорной сказке. Художественная роль волшебных предметов в сказке.

9 нед.




25. Идеал семейных отношений в сказке «Шесть лебедей».

ноябрь

26. Характер главной героини. Народный идеал в сказке и её гуманистическое звучание.




27. В мастерской художника слова. Русские сказочники. Сокровища книжных полок. Знакомство школьников со сборниками народных сказок («Русские народные сказки», «Украинские народные сказки», «Белорусские народные сказки», «Восточнославянские сказки», «Сказки западных славян», «Сказки народов мира»). Рассказ о самостоятельно прочитанной сказке.

11 нед.




28. Народная баллада как жанр. Чтение и обсуждение шотландской народной баллады «Ворон к ворону летит».




29. Английская народная баллада «Посещение Робин Гудом Ноттингама» как героическое повествование.




30. Патриотическое звучание русской народной баллады «Чёрный ворон».

12 нед.




31. Р.Р. Читательская лаборатория: «Как научиться отвечать на вопросы».




32. Тема смысла жизни в русской народной балладе «Аника-воин». «Кочегар» как городская народная баллада.




Третий урок волшебства







33. Что такое литература. Книжная полка. Чтение и восприятие произведения В.П. Астафьева «Белогрудка».

13 нед.




34. Литературная сказка как жанр. Роль фантастики в сказке В. Гауфа «Карлик Нос».




35. Превращение как основа сюжета произведения. Фольклорные черты в сказке.




II Триместр







36. Характеры Якоба и Мими. Утверждение силы человеческого духа в сказке.

14 нед.

декабрь

37. Понятие о стихотворной сказке. Фольклорные элементы в сказке П. Ершова «Конёк-горбунок».




38. Значение образа Конька-горбунка в произведении. Особенности языка сказки.







39. Небесное и Подводное царства в сказке. Сопоставление образов Ивана и Ерша. Сатирические и юмористические элементы в сказке.

15 нед.




40. Р.Р. Контрольная работа. Письменный ответ на вопрос (см. вопросы и задания к сказке, например, № 14).




41. Характер царевны в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Как проявляется в сказке авторское отношение к героине.




42. Образ королевича Елисея. Роль образов природы и природных сил в сказке.

16 нед.




43. Сказка А.С. Пушкина как философская сказка.




44. Читательская лаборатория: «Как научиться сопоставлять два произведения».




45. Тема любви и красоты в сказке X.К. Андерсена «Дикие лебеди».

17 нед.

январь

46. Сопоставление фольклорной сказки «Шесть лебедей» и литературной «Дикие лебеди».




47. Начальное представление об анималистическом литературном произведении. Образы животных в сказке Р. Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе». Отличие кошки от других животных.




48. Животные и люди в сказке. Смысл названия сказки.

18 нед.




49. Тема братской любви в сказке А.Н. Толстого «Иван да Марья».




50. Р.Р. Контрольная творческая работа. Самостоятельное сочинение сказки о животных или о растениях.




51. Современная литературная сказка и ее народные корни. Образ Шиша в сказке Б.В. Шергина «Шиш показывает барину нужду».

21 нед.




52. Р.Р. Чтение и анализ самостоятельно сочинённых сказок.




53. Басня как эпический жанр. Начальное понятие об аллегории. Прозаические и стихотворные басни Эзопа («Жук и Муравей», «Два горшка», «Крестьянин и его сыновья», «Лисица и виноград») и Лафонтена («Похороны львицы»).




54. Характеры Волка и Ягнёнка в басне И.А. Крылова «Волк и Ягнёнок».

22 нед.




55. Патриотическое звучание басни И.А. Крылова «Волк на псарне».




56. Р.Р. Выразительное чтение наизусть басен И.А. Крылова.




57. Басенная традиция И.А. Крылова в творчестве С.В. Михалкова («Две подруги», «Слон-живописец»).

23 нед.

февраль

58. В мастерской художника слова. Секреты создания басни. Знакомство школьников с басенным творчеством русских поэтов (М.М. Херасков. «Две собаки». В.А. Озеров. «Волки и овцы». А.А. Ржевский. «Волк-откупщик». Д.И. Фонвизин. «Лисица-казнодей». А.Е. Измайлов. «Крестьянин и кляча». И.И. Дмитриев. «Муха». В.Л. Пушкин. «Лев больной и лисица». И.А. Крылов. Басни. С.В. Михалков. Басни.) Чтение и обсуждение одной из басен.




59. Новелла как эпический жанр. Особенности построения сюжета в новелле Э.А. По «Лягушонок».




60. Тема человеческого достоинства в новелле.

24 нед.




61. Жилина и Костылин в новелле Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».




59. Образ Дины и его значение в произведении.




60. Нравственные ценности героев новеллы и её героическое звучание.

25 нед.




61. Р.Р. Сравнительная характеристика героев. Обучающая работа (устно или письменно).




62. Р.Р. Читательская лаборатория: «Как пересказать эпизод художественного произведения».




63. Экипаж парохода в новелле Б. Житкова «Механик Салерно». Начальное представление о «коллективном герое».







64. Образы Капитана и Гропани в новелле. Тема человеческой ответственности за свои поступки. Героическое в новелле.

26 нед.




65. Богатство внутреннего мира и сила характера Васютки в новелле В.П. Астафьева «Васюткино озеро».




66. Тема человека и природы в новелле.

27 нед.




67. Смысл названия и нравственная проблематика произведения.




68. Р.Р. Контрольное изложение эпизода новеллы с сохранением авторского стиля.




III ТРИМЕСТР







69. Очерк как эпический литературный жанр. Образ корабля в очерке Дж. Конрада «Тремолино».

28 нед.

март

70. Особенности повествования и характер повествователя в очерке.




71. Тема человеческой ответственности в произведении.




72. Анализ контрольного изложения.

29 нед.




73. Образ повествователя в очерках К.Г. Паустовского «Обыкновенная земля» и «Бескорыстие». Художественная роль природы.




74. Р.Р. Обучение написанию очерка на основе личных впечатлений.




75. В мастерской художника слова. Писатели-очеркисты. Знакомство школьников с образцами жанра новеллы (Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». И.С. Тургенев. «Стучит». Н.С. Лесков. «Железная воля». К.М. Станюкович. «На "Чайке», «Нянька». И.А. Бунин. «Лапти». А.П. Чехов. «Радость», «Злой мальчик». В.А. Гиляровский. «Человек и собака». Э.А. По. "Украденное письмо". Э.Т.А. Гофман. «Мастер Мартин-бочар и его подмастерья». Н. Готорн. «Великий каменный лик»). Чтение и обсуждение одной из новелл.







Четвертый урок волшебства







76. Лирика как род литературы. Особенности художественного мира лирического произведения. Пейзажная, интимная и медитативная лирика русских поэтов. А.К. Толстой «Коль любить, так без рассудку…», «Край ты мой, родимый край…».

30 нед.




77. Чтение и осмысление стихотворений А.А. Фета «Чудная картина…», «Облаком волнистым…». А.А. Ахматовой «По той дороге, где Донской…», Ю.П. Кузнецова «Завижу ли облако в небе высоком…».

апрель

78. Книга для чтения. Лирика.




79. Литературная баллада как эпический жанр. Роль диалога в балладе В.А. Жуковского «Лесной царь».

31 нед.




80. Нравственная и социальная проблематика баллады В.А. Жуковского «Суд божий над епископом».




81. Особенности лирической оценки в балладе М.Ю. Лермонтова «Перчатка».




82. Баллада М.Ю. Лермонтова «Бородино» как национально-патриотическая баллада. Историческая основа произведения.

33 нед.




83. Особенности повествования в балладе. Роль диалога в произведении.




84. Эпическое и лирическое начала в балладе. Читательская лаборатория: «О чём нам говорят «голоса» персонажей в произведении».




85. Композиция баллады Д.Б. Кедрина «Зодчие».

34 нед.




86. Особенности языка и роль диалога в балладе.




87. Сокровища книжных полок. Знакомство школьников с образцами жанра баллады (Т. Чаттертон. «Прекрасная баллада Милосердия». В. Скотт. «Замок Смальгольм, или Иванов вечер». Р. Саути. «Бленгеймский бой». А. Мицкевич. «Будрыс и его сыновья». Й. фон Эйхендорф. «Лорелей». В. Сырокомля. «Ямщик». В.А. Жуковский. «Эолова арфа». М.Ю. Лермонтов. «Морская царевна», «Русалка». И.И. Козлов. «Венгерский лес». А.К. Толстой. «Песня о Геральде и Ярославне». К.Ф. Рылеев. «Смерть Ермака». Н.С. Гумилев. «У камина». К.М. Симонов. «Старая солдатская» («Как служил солдат...»). Чтение и обсуждение одной из баллад.




Пятый урок волшебства







88. Театр и драма. Анализ списка действующих лиц пьесы Т.Г. Габбе «Город мастеров».

35 нед.




89. Р.Р. Как правильно читать драматическое произведение по ролям.

май

90. Художественная роль пролога в пьесе. Образы зверей и их значение в произведении.




91. Образ Караколя и средства его создания

36 нед.




92. Образы двух горбунов в драме. Антитеза как ведущий приём противопоставления.




93. Характер Вероники и роль персонажа в пьесе.




94. Реальность и фантастика в произведении.

37 нед.




95. Юмор и сатира в пьесе.




96. Роль ремарок в произведении




98. Читательская лаборатория: «Как научиться характеризовать персонаж художественного произведения».

38 нед.




99. Р.Р. Контрольное сочинение. Характеристика героя художественного произведения (по выбору ученика).




100. Сокровища книжных полок. Знакомство школьников с образцами драматических произведений (К. Гоцци. «Король-олень». А.П. Чехов. «Предложение». С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». С.В. Михалков. «Смех и слезы»). Чтение и обсуждение фрагмента драматического произведения.




101. Анализ сочинения.







102. Рекомендательный список литературы для летнего чтения.







Календарно-тематическое планирование по зарубежной литературе в 5 классе (1 час в неделю)

Программа: Михальская Н.П. Зарубежная литература. Программа для общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля. 5-11 классы.



Учебное пособие: Михальская Н.П. Зарубежная литература. 5-7 классы. Учебник-хрестоматия. Москва. Дрофа 2009г.

№ урока

Тема урока







Мифология и фольклор




1.

Введение в школьный курс зарубежной литературы

сентябрь

2.

Понятие о мифе и мифологии как обобщении представлений о мире.




3.

Мифы Древней Греции и их герои.




4.

Прометей и его деяния.




5.

Контрольная работа

октябрь

6.

Мифы о Троянской войне и ее героях.Ахилл.




7.

Одиссей и его хитроумный план взятия Трои.




8.

Фольлор. Народные предания, отражения в них событий истории. Скандинавские предания об эльфах, гномах и норнах.




9.

Народные баллады, особенности их содержания и построения.Английские баллады о Робин Гуде.




10.

Немецкие баллады .

ноябрь

11.

Сказки народов мира. Классификация сказок.




12.

Сага и ее особенности. Ирландские саги о Кухулине.




13.

Контрольная работа по теме «Мифология и фольклор»

декабрь




Литературная сказка.




14.

Понятие о литературной сказке, роль фольклора в ее возникновении.




15,16

Ш. Перро «Сказки моей матушки гусыни…» Художественные особенности сказки «Спящая красавица»





17

Сказочный образ спящей красавицы в русской поэзии и музыке.




18,19

Братья Гримм «Детские и домашние сказки» Значение деятельности собирателей и исследователей народных сказок.

январь

20.

В. Гауф. «Холодное сердце», «Калиф-аист»




21.

В.Гауф «Маленький Мук» Фантазия и реальность в сказках Гауфа. Домашнее сочинение




22,23

Х.К. Андерсен Сюжеты и герои его сказок. «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка», «Чайник», «Перо и чернильница»

февраль

24.

Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес» Сказочный мир английского писателя.




25

Л. Кэрролл «Алиса в зазеркалье» Понятие нонсенс. Игры языка,игры разума.




26

Р. Киплинг Сказки и стихи. «Книга джунглей» и история Маугли.

март




Романы и повести




27.

М.Твен «Приключения Тома Сойера» Мир детей и взрослых в романах М. Твена. Образ Тома




28

Том и тетя Полли, Том и Бекки, Том и Сид.




29.

Провинциальный городок, нравы его обитателей.

апрель

30.

М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» Стремление М. Твена к свободе и справедливости.




31

Сочинение в классе по произведениям Марка Твена.




32

А.Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»

май

33

А. Линдгрен « Расмус-бродяга» Дети-главные герои Линдгрен.




34

Итоговый урок.






















Оснащение учебного процесса

  1. Учебно-методический комплекс под редакцией Ладыгина М.Б.

  2. Учебно-методический комплекс под редакцией Михальской Н.П.

3. Ресурсы, размещенные на оптических носителях (приложения к каждому школьному учебнику).

4. Ресурсы, размещенные в Интернет-пространстве (ФЦИОР, ЕК ЦОР)



5. Электронные учебные издания.


Смотрите также:
Рабочая программа по литературе в 5 классе (фгос ооо) учителя русского языка и литературы Глазковой Н. В. Гбоу сош №1247
199.39kb.
1 стр.
Рабочая программа по литературе в 5 классе
372.46kb.
4 стр.
Рабочая программа учебного курса по литературе в 8классе учителя русского языка и литературы айкиной елены владимировны
914.07kb.
6 стр.
Разработка урока литературы в 10 классе учителя русского языка и литературы маоу «сош №1» г. Нурлат Республики Татарстан Сагировой Алсу Радиковны
108.06kb.
1 стр.
Примерная программа по литературе Разработана учителем русского языка и литературы Приваловой Т. Н. Рабочая программа по литературе, 5 класс
168.08kb.
1 стр.
Учебный план дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации учителей русского языка и литературы
472.78kb.
3 стр.
Урок русского языка в 6 классе с использованием здоровьесберегающих технологий: «Имя числительное как часть речи»
100.46kb.
1 стр.
Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы моу «Гимназия №6» г. Воркуты
168.24kb.
1 стр.
Урок русского языка в 6-м классе учителя русского языка и литературы Куренковой Л. А
39.23kb.
1 стр.
Конспект урока по литературе в 11 классе Сергей Есенин в стихах и в жизни Учитель русского языка и литературы
74kb.
1 стр.
Сборник научно-исследовательских работ учеников 8 класса. Томск-2008. Посвящается учителю русского языка и литературы
1334.05kb.
10 стр.
Использование топонимического краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
85.36kb.
1 стр.