Главная
страница 1
ПРОЕКТ:

«УТВЕРЖДАЮ»

_______________________

(Ф.И.О. полностью)

_______________________

(подпись и оттиск печати)

от «__» ____________ _____ г.

(дата утверждения правил внутреннего контроля)



ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

НОТАРИАЛЬНОЙ КОНТОРЫ

В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

I. Общие положения

 

1. Настоящие Правила внутреннего контроля (далее - Правила) разработаны с учётом тре­бований законодательства Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (да­лее - ПОД/ФТ):



2. Правовую основу исполнения нотариусами ПОД/ФТ составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, в том числе:
1) Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ);

2) Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1;

3) Положение о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 года № 82;

4) Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 года № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

5) Постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 2003 года № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом»;

6) Рекомендации по разработке критериев выявления и определения признаков необычных сделок, утвержденные приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2009 года № 103;

7) Инструкция о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 5 октября 2009 года № 245).

8) Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации,


утвержденный Постановлением Собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации от 18 апреля 2001 года № 10

3. Настоящие Правила могут дополняться и изменяться по мере развития законодательной базы и анализа имеющейся практики в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

 

II. Основные обязанности нотариусов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.



 

4. Нотариусы являются специальным субъектом правоотношений, регулируемых ПОД/ФТ, на которые распространяются положения статей 7 и 7.1. Федерального закона № 115-ФЗ.

5. Нотариусам, в случаях удостоверения различного рода крупных сделок имущественного характера, в том числе с недвижимым имуществом, с ценными бумагами, сделок по привлечению и использованию физическими и юридическими лицами денежных средств в крупных размерах на создание юридических лиц, отчуждение или приобретение предприятий, долей в уставном капитале хозяйственных товариществ и обществ и на иные цели следует идентифицировать клиентов путем установления следующих сведений:

- в отношении физических лиц - фамилию, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (приложение № 1 к настоящим Правилам);

- в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения (приложение № 2 к настоящим Правилам).

6. Нотариус, согласно действующему законодательству документально фиксирует всю необходимую информацию по существу удостоверенных им крупных сделок и совершенных иных нотариальных действий в отношении особо крупных денежных сумм, выявляя при этом признаки необычных сделок с учетом деятельности обратившегося к нотариусу лица и обеспечивая конфиденциальность полученной информации, предпринимать иные внутренние организационные меры, направленные на предотвращение легализации (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

7. Согласно Рекомендациям по разработке критериев выявления и определения признаков необычных сделок, утвержденные приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2009 года № 103, помимо основных критериев выявления и признаков необычных сделок, перечисленных в данных Рекомендациях, нотариусы должны обращать внимание, фиксировать сделки и иные нотариальные действия, имеющие:

- запутанный или необычный характер, не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

- несоответствие целям деятельности клиента, установленным учредительными документами;

- выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом № 115 - ФЗ;

- указание на обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

8. Документы, подтверждающие сведения, указанные в статье 7 Федерального закона № 115-ФЗ, необходимые для идентификации личности, следует хранить не менее пяти лет. Учет и хранение документов и информации, может возлагаться нотариусом на специальное уполномоченное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления (далее - специальное уполномоченное лицо) на основании приказа;

 

III. Информационное взаимодействие с Федеральной службой по финансовому мониторингу.


9. Основными принципами информационного взаимодействия являются законность, уважение и соблюдение конституционных прав, свобод человека и гражданина, конфиденциальность.

10. При наличии у нотариусов любых оснований полагать, что сделки или иные нотариальные действия, указанные в пункте 1 статьи 7.1. Федерального закона № 115-ФЗ, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг).

11. Порядок представления нотариусами в Росфинмониторинг информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом определен Положением о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 82.

12. Информация представляется нотариусами в Росфинмониторинг не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления соответствующей операции (сделки). Информация может представляться в виде письменного документа на бумажном носителе, подписанного соответствующим лицом, и заверенного печатью, или в виде электронного документа, подписанного с использованием в установленном порядке электронной цифровой подписи.

13.  Единый формат представления информации, форма кодирования и перечни (справочники) кодов, подлежащие использованию при ее представлении, а также каналы связи для передачи информации в Росфинмониторинг установлены «Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 5 октября 2009 года № 245).

14. В соответствии с пунктом 4 статьи 7.1. Федерального закона № 115-ФЗ нотариусы не вправе разглашать факт передачи в Росфинмониторинг соответствующей информации. При этом согласно статье 4 Федерального закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относится, в частности, запрет на информирование клиентов и иных лиц о предпринимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

15. В целях выявления операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с финансированием терроризма, Росфинмониторинг через Федеральную нотариальную палату Российской Федерации доводит до сведения нотариусов Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, путем размещения Федеральной нотариальной палатой информации в соответствующем разделе ЕИС нотариата России.

IV. Подготовка и обучения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - подготовка и обучение).
16. Целью подготовки и обучения является получение знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также правил внутреннего контроля, и иных организационно-распорядительных документов, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля.

Программа обучения предусматривает:

- изучение нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- изучение типологий, характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок.

17. Нотариус утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обучение).

В перечень включаются:

- нотариус;

- лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса;

- специальное уполномоченное лицо;

- иные сотрудники по усмотрению нотариуса.

18. Обучение проводится в следующих формах:

- инструктаж (получение базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля, программ ее осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях);

- повышение уровня знаний в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (осуществляется в форме участия в конференциях, семинарах и иных обучающих мероприятиях).
V. Функции и обязанности, специального уполномоченного лица.
19. В целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на ответственное лицо возлагаются следующие функции и обязанности:

- организация реализации правил внутреннего контроля;

- проведение обучения сотрудников по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- организация и осуществление представления в Росфинмониторинг сведений в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ;

- участие в совершенствовании правил и программ внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- обеспечение конфиденциальности информации, полученной при осуществлении возложенных на него функций.



Приложение № 1

к Правилам внутреннего контроля

нотариальной конторы в целях противодействия

легализации (отмыванию) доходов, полученных

преступным путем, и финансированию терроризма

Сведения,
устанавливаемые в целях идентификации физического лица

1. Нотариус устанавливает следующие сведения в отношении физических лиц:

1.1. Фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая).

1.2. Гражданство.

1.3. Дата рождения.

1.4. Реквизиты документа, удостоверяющего личность: наименование, серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, и код подразделения (если имеется).

1.5. Данные миграционной карты: серия, номер карты, дата начала срока пребывания и дата окончания срока пребывания.

1.6. Данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации: серия (если имеется) и номер документа, дата начала срока действия права пребывания (проживания), дата окончания срока действия права пребывания (проживания).

1.7. Идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

1.8. Сведения (адрес) о регистрации по месту жительства и о фактическом месте жительства (месте пребывания).

2. Нотариус устанавливает сведения о том, является ли физическое лицо иностранным публичным должностным лицом, его супругом, близким родственником (родственником по прямой восходящей или нисходящей линии (родителем или ребенком, дедушкой, бабушкой или внуком), полнородными или неполнородными (имеющим общего отца или мать) братом или сестрой, усыновителем или усыновленным).

3. В целях более подробного изучения физического лица рекомендуется дополнительно (при наличии его согласия) устанавливать место рождения.

4. Нотариус устанавливает сведения о представителе физического лица (в случае его наличия):

4.1. Дату и номер документа, подтверждающего наличие соответствующих полномочий;

4.2. Иные сведения.

Приложение № 2

к Правилам внутреннего контроля

нотариальной конторы в целях противодействия

легализации (отмыванию) доходов, полученных

преступным путем, и финансированию терроризма

Сведения,
устанавливаемые в целях идентификации юридического лица и индивидуального предпринимателя

1. Нотариус устанавливает следующие сведения в отношении юридических лиц:

1.1. Наименование (полное, сокращенное (если имеется) и наименование на иностранном языке (если имеется)).

1.2. Организационно-правовая форма.

1.3. Идентификационный номер налогоплательщика - для резидента, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации - для нерезидента.

1.4. Сведения о государственной регистрации: основной государственный регистрационный номер (ОГРН) (для нерезидента - регистрационный номер в стране регистрации); серия и номер документа, подтверждающего государственную регистрацию.

1.5. Адрес (место нахождения), указанный в Едином государственном реестре юридических лиц (для резидента); место нахождения, указанное в учредительных документах; адрес (место нахождения) представительства, отделения, иного обособленного подразделения нерезидента на территории Российской Федерации либо сведения о регистрации по месту жительства и о фактическом месте жительства (месте пребывания) физического лица - уполномоченного представителя нерезидента на территории Российской Федерации (при наличии).

1.6. Номера контактных телефонов и факсов.

2. В целях более подробного изучения юридического лица рекомендуется дополнительно (при наличии его согласия) устанавливать и фиксировать дату государственной регистрации юридического лица, его почтовый адрес, а также коды форм федерального государственного статистического наблюдения (при наличии).

3. Сведения, получаемые в целях идентификации индивидуальных предпринимателей:

3.1. Сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя: основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (ОГРНИП); дата государственной регистрации и данные документа, подтверждающего факт внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации; наименование и адрес регистрирующего органа.

3.2. Почтовый адрес и номера контактных телефонов и факсов.

4. Сведения о представителе юридического лица или индивидуального предпринимателя:

4.1. Дата и номер документа, подтверждающего наличие соответствующих полномочий;



4.2. Иные сведения.


Смотрите также:
Правила внутреннего контроля нотариальной конторы в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма I. Общие положения
142.61kb.
1 стр.
Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ООО
824.65kb.
3 стр.
Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ООО
857.18kb.
3 стр.
Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма муниципальное автономное учреждение
317.96kb.
1 стр.
Основные показатели результатов деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу
116.21kb.
1 стр.
Закона от 07. 08. 2001 №115-фз «о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
57.31kb.
1 стр.
Закона от 07. 08. 2001 №115-фз «о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
1338.31kb.
16 стр.
Закона от 07. 08. 2001 №115-фз «о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
274.3kb.
1 стр.
Использование системы противодействия отмыванию денег в целях противодействия финансированию терроризма в россии
277.52kb.
1 стр.
Отграничение укрывательства преступления от легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем по законодательству украины шило Н. И
96.28kb.
1 стр.
О мерах по противодействию использования кредитных организаций в целях вывода крупных сумм денежных средств из легального денежного оборота в «теневую» экономику
86.03kb.
1 стр.
Служба специальной связи и информации о противодействии легализации преступных доходов
587kb.
2 стр.