Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 «УТВЕРЖДАЮ» _______________________ (Ф.И.О. полностью) _______________________ (подпись и оттиск печати) от «__» ____________ _____ г. (дата утверждения правил внутреннего контроля) ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НОТАРИАЛЬНОЙ КОНТОРЫ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА I. Общие положения
1. Настоящие Правила внутреннего контроля (далее - Правила) разработаны с учётом требований законодательства Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ): 2. Правовую основу исполнения нотариусами ПОД/ФТ составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, в том числе: 1) Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ); 2) Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1; 3) Положение о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 года № 82; 4) Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 года № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; 5) Постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 2003 года № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом»; 6) Рекомендации по разработке критериев выявления и определения признаков необычных сделок, утвержденные приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2009 года № 103; 7) Инструкция о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 5 октября 2009 года № 245). 8) Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации, утвержденный Постановлением Собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации от 18 апреля 2001 года № 10 3. Настоящие Правила могут дополняться и изменяться по мере развития законодательной базы и анализа имеющейся практики в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
II. Основные обязанности нотариусов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. 4. Нотариусы являются специальным субъектом правоотношений, регулируемых ПОД/ФТ, на которые распространяются положения статей 7 и 7.1. Федерального закона № 115-ФЗ. 5. Нотариусам, в случаях удостоверения различного рода крупных сделок имущественного характера, в том числе с недвижимым имуществом, с ценными бумагами, сделок по привлечению и использованию физическими и юридическими лицами денежных средств в крупных размерах на создание юридических лиц, отчуждение или приобретение предприятий, долей в уставном капитале хозяйственных товариществ и обществ и на иные цели следует идентифицировать клиентов путем установления следующих сведений: - в отношении физических лиц - фамилию, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (приложение № 1 к настоящим Правилам); - в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения (приложение № 2 к настоящим Правилам). 6. Нотариус, согласно действующему законодательству документально фиксирует всю необходимую информацию по существу удостоверенных им крупных сделок и совершенных иных нотариальных действий в отношении особо крупных денежных сумм, выявляя при этом признаки необычных сделок с учетом деятельности обратившегося к нотариусу лица и обеспечивая конфиденциальность полученной информации, предпринимать иные внутренние организационные меры, направленные на предотвращение легализации (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма. 7. Согласно Рекомендациям по разработке критериев выявления и определения признаков необычных сделок, утвержденные приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2009 года № 103, помимо основных критериев выявления и признаков необычных сделок, перечисленных в данных Рекомендациях, нотариусы должны обращать внимание, фиксировать сделки и иные нотариальные действия, имеющие: - запутанный или необычный характер, не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; - несоответствие целям деятельности клиента, установленным учредительными документами; - выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом № 115 - ФЗ; - указание на обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. 8. Документы, подтверждающие сведения, указанные в статье 7 Федерального закона № 115-ФЗ, необходимые для идентификации личности, следует хранить не менее пяти лет. Учет и хранение документов и информации, может возлагаться нотариусом на специальное уполномоченное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления (далее - специальное уполномоченное лицо) на основании приказа;
III. Информационное взаимодействие с Федеральной службой по финансовому мониторингу. 9. Основными принципами информационного взаимодействия являются законность, уважение и соблюдение конституционных прав, свобод человека и гражданина, конфиденциальность. 10. При наличии у нотариусов любых оснований полагать, что сделки или иные нотариальные действия, указанные в пункте 1 статьи 7.1. Федерального закона № 115-ФЗ, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг). 11. Порядок представления нотариусами в Росфинмониторинг информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом определен Положением о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 82. 12. Информация представляется нотариусами в Росфинмониторинг не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления соответствующей операции (сделки). Информация может представляться в виде письменного документа на бумажном носителе, подписанного соответствующим лицом, и заверенного печатью, или в виде электронного документа, подписанного с использованием в установленном порядке электронной цифровой подписи. 13. Единый формат представления информации, форма кодирования и перечни (справочники) кодов, подлежащие использованию при ее представлении, а также каналы связи для передачи информации в Росфинмониторинг установлены «Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 5 октября 2009 года № 245). 14. В соответствии с пунктом 4 статьи 7.1. Федерального закона № 115-ФЗ нотариусы не вправе разглашать факт передачи в Росфинмониторинг соответствующей информации. При этом согласно статье 4 Федерального закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относится, в частности, запрет на информирование клиентов и иных лиц о предпринимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. 15. В целях выявления операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с финансированием терроризма, Росфинмониторинг через Федеральную нотариальную палату Российской Федерации доводит до сведения нотариусов Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, путем размещения Федеральной нотариальной палатой информации в соответствующем разделе ЕИС нотариата России. IV. Подготовка и обучения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - подготовка и обучение).
Программа обучения предусматривает: - изучение нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; - изучение типологий, характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок. 17. Нотариус утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обучение). В перечень включаются: - нотариус; - лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса; - специальное уполномоченное лицо; - иные сотрудники по усмотрению нотариуса. 18. Обучение проводится в следующих формах: - инструктаж (получение базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля, программ ее осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях); - повышение уровня знаний в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (осуществляется в форме участия в конференциях, семинарах и иных обучающих мероприятиях).
- организация реализации правил внутреннего контроля; - проведение обучения сотрудников по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; - организация и осуществление представления в Росфинмониторинг сведений в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ; - участие в совершенствовании правил и программ внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; - обеспечение конфиденциальности информации, полученной при осуществлении возложенных на него функций. Приложение № 1 к Правилам внутреннего контроля нотариальной конторы в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Сведения,
|