Главная
страница 1 ... страница 6страница 7страница 8страница 9страница 10

Литература

  1. Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования. – М.: Мысль, 1969.

  2. Портер М. Конкуренция. – М.: Изд. Дом «Вильямс», 2002.

  3. Гранберг А.Г. Экономическое пространство России. // Экономика и управление. 2006. № 2(23).

  4. Концепции развития кластерной политики в Российской Федерации и план действий Правительства Российской Федерации по ее реализации в 2007-2008 годах. Постановление Правительства РФ. 2007. (проект).

Ковнир В.Н.

доктор экономических наук, профессор


«РУССКИЙ КОСМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ» И ЕГО СОЗДАТЕЛИ
Аннотация: рассмотрены особенности становления и развития теоретических и технико-конструкторских работ в России по развитию ракетной техники и освоению космического пространства в научных, технических и военных целях

Ключевые слова: космос, наука и техника, этапы освоения, конструкторы, теоретики, космонавты, ракетная техника, инновации

Русская научно-техническая мысль в XIX веке ещё не могла опираться на передовой индустриальный базис, однако в сфере фундаментальных теоретических и также конструкторских разработок в области реактивного движения и обоснования выхода в космическое пространство чрезвычайно быстро достигла передовых рубежей. Уже в 1880-е годы начались разработки проектов первых космических аппаратов Н.И.Кибальчичем и К.Э.Циолковским.



Кибальчич Николай Иванович (1853-1881) – революционер-народоволец, учёный, изобретатель. Учился в Петербургском институте инженеров путей сообщения и Медико-хирургической академии. Со студенчества участвовал в революционной деятельности, арестовывался. Стал агентом Исполкома подпольной революционно-террористической организации «Народная воля». Являлся «главным техником» организации, участвовал в подготовке покушений на царя. Именно он изобрел и изготовил метательные снаряды, которые были использованы во время смертельного покушения на Александра II на Екатерининском канале. По делу 1 марта 1881 г. был приговорён к смертной казни и повешен вместе с другими первомартовцами.

Находясь в заключении в марте 1881 г. Кибальчич выдвинул идею ракетного летательного аппарата с качающейся камерой сгорания для управления вектором тяги. За несколько дней до казни разработал оригинальный проект летательного аппарата, способного совершать космические перелёты. Но его просьба о передаче рукописи в Академию наук следственной комиссией удовлетворена не была. Сам проект был впервые опубликован лишь в 1918 г. в журнале «Былое», № 4-5.

Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935) - основоположник современной космонавтики, учёный-самоучка, исследователь. Большую часть жизни прожил в Калуге, где работал школьным учителем. Вёл в течение нескольких десятилетий экспериментальные исследования по воздухоплаванию и разрабатывал теоретические вопросы освоения космоса. Автор работ по аэродинамике, воздухоплаванию и другим наукам. Обосновал вывод уравнения реактивного движения, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» - прототипов многоступенчатых ракет. Автор научно-фантастических произведений, сторонник и пропагандист идей освоения космического пространства. Представитель русского космизма, член Русского общества любителей мироведения. Циолковский предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций, выдвинул идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такого могущества и совершенства, что это позволит преодолевать силы тяготения и распространять жизнь по Вселенной.

Чисто практический и педагогический аспект развития “русского” космического проекта был связан с деятельностью Н.Е.Жуковского, выдающегося математика и «отца» русской авиации.



Жуковский Николай Егорович (1847-1921) – создатель современной аэро- и гидродинамики, организатор науки и великий педагог. Выпускник Московского университета (1868). С 1872 преподавал математику в Московском высшем техническом училище (МВТУ) и с 1885 также в Московском университете. В 1876 защитил магистерскую диссертацию по вопросам гидродинамики «Кинематика твердого тела». С 1880-х годов исследовал проблемы создания реактивных движителей, гидродинамику морских судов, открыл гидравлический удар. Член-корреспондент Петербургской АН (1894). В 1902 при финансовой поддержке одного из братьев Рябушинских, Сергея, создал одну из первых в мире аэродинамических труб. Организатор воздухоплавательной секции и первого в мире аэродинамического института (1904) и лаборатории в Кучино, имении С.П.Рябушинского. В 1900-е разработал теории подъемной силы крыла, гребного и воздушного винта. Президент Московского математического общества (1905). С 1918 возглавил организованный по его предложению Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Учитель знаменитых авиаконструкторов Григоровича, Туполева, Микулина, Сухого, Мясищева, Петлякова. Имя Жуковского носит город в Московской области, в период СССР присуждалась премия Совета министров.

Научно-педагогическая школа, созданная Жуковским в МВТУ, дала много выдающихся деятелей российской космической отрасли, но в первую очередь, конечно, С.П.Королёва.



Королев Сергей Павлович (1907-1966) - ученый и конструктор, стоявший у истоков практической космонавтики. С его именем связано открытие эры освоения человечеством космического пространства. Родился в Житомире (Украина). В детстве обучался преимущественно путём самообразования. С 1923 начал строить планеры, организовал первую советскую планерную школу (1926). Происходил из дворянской семьи, поэтому в МВТУ учился на платной основе. Работал конструктором на авиазаводе в Филях. Дипломный проект в МВТУ, легкий самолет СК-4, подготовил под руководством А.Н.Туполева (1930). Одновременно закончил Московскую школу летчиков и построил планер СК-3 "Красная звезда" (1930). С 1930 работал в ЦКБ при заводе им. В.Р.Менжинского, затем в ЦАГИ (1931) - старшим инженером по летным испытаниям. После знакомства с работами К.Э.Циолковского увлекся идеей создания летающих аппаратов ракетного типа и стал одним из пионеров ракетной техники в СССР. В 1931 вместе с Ф.А.Цандером (1887-1933) принимал участие в организации Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которую возглавил с мая 1932, и на базе которой сформировал собственное КБ ГИРД. Разработчик первой советской жидкостной ракеты ГИРД-09 (1933). В 1933-38 работал в созданном по инициативе М.Н.Тухачевского Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ). Стал при создании института его первым директором, затем - главным инженером РНИИ (1933). Написал книгу "Ракетный полет в стратосфере" (1934). Руководил разработкой тяжелого двухместного планера-парителя СК-9 (1935), экспериментальной системы управляемого ракетного оружия (1937), ракетопланера РП-218-1 (1937), на котором в 1940 был совершён первый в стране ракетный полёт человека. Главный конструктор специального отдела РНИИ по разработке ракетных летательных аппаратов (1936). Был репрессирован по делу РНИИ (1938) вместе с другими руководителями института, в 1938-44 находился в заключении. Поначалу отбывал заключение на Колыме (1938-40), затем по рекомендации А.Н.Туполева переведен на работу в режимных конструкторских бюро («шарашки»): ЦКБ-29 в Москве (1940-42) и Казани (1942-44). Разработал авиационную ракетную установку АРУ (1943). Освобожден в 1944 и стал работать конструктором в Государственном союзном НИИ реактивного вооружения (НИИ-88). В 1945-46 был командировался в Германию для изучения немецкой ракетной техники. С 1946 – Главный конструктор ракетной техники и председатель Совета Генеральных конструкторов космической техники и её технических комплексов. Дальнейшая деятельность Королева как руководителя крупного коллектива и организатора промышленного производства была направлена на создание мощных ракетных систем боевого применения: РДД Д-1, РДД Д-2, РДД Фау-2/А-4/(1946), ракет Р-1, Р-2 (1948), РДД Р-5М (1956) и др. Под руководством Королёва в 1950-60-е годы было создано большинство баллистических и геофизических ракет, ракет-носителей и пилотируемых космических кораблей. В 1953 принят в члены КПСС. Член-корреспондент АН СССР (1953), академик АН СССР (1958).

Королёв начал реализацию основных направлений практического освоения космоса: создание искусственных спутников Земли различного назначения, автоматических космических аппаратов и пилотируемых космических кораблей. Ракетно-космические системы, разработанные под руководством Королева, впервые в мире позволили осуществить запуски двухступенчатой ракеты Р-7, первого искусственного спутника Земли (1957), второго искусственного спутника с собакой на борту (1957), первой космической научной станции, космической системы из двух спутников-станций "Электрон", полеты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере, Марсу, Солнцу, полёты первых пилотируемых космических кораблей "Восток" (1961-63), многоместных - "Восход" (1964-65), осуществить выход человека в открытое космическое пространство (1965), мягкую посадку на поверхность Луны (1966).

Под руководством Королёва были разработаны искусственные спутники Земли серии "Электрон", "Молния-1", серии "Космос", межпланетные разведчики типа "Зонд", автоматические станции "Луна". Создан принципиально новый тип космического пилотируемого многоместного корабля «Союз», на основе которого развивалась советская космическая программа в 1960-1990-е. В модифицированном виде “Союз” до настоящего времени остаётся основным средством доставки экипажей на Международную космическую станцию. Королёв воспитал многочисленные кадры ученых и инженеров, занимался подготовкой космонавтов и руководил управлением космическими полетами. Дважды Герой социалистического труда (1956, 1961), лауреат Ленинской премии (1957), награждён Золотой медалью АН СССР им. К.Э.Циолковского (1958).

Умер в результате неудачно проведенной операции. В 1966 АН СССР учредила золотую медаль им. С.П.Королева. Его именем назван талассоид на Луне. В ряде вузов страны учреждены стипендии его имени. Город Подлипки, в котором находится НПО "Энергия" им. С.П.Королёва, теперь также носит имя Королёва.
Развитие ракетных технологий стало одним из важнейших направлений становления новой военной экономики СССР. Отечественные разработки в этой области в 1930-е годы дали армии один из самых известных видов советского оружия - реактивные минометы «Катюша». Но к несчастью для страны основной состав конструкторских коллективов ракетной техники в 1930-е годы подвергся репрессиям. Были расстреляны руководители РНИИ И.Т.Клейменов и Г.Э.Лангемак.

Клейменов Иван Терентьевич (1899-1938) - организатор научных исследований и конструкторских работ. Окончил Военно-воздушную академию им. Н.Е.Жуковского (1928). В 1930-е гг. один из руководителей работ по отечественной ракетной технике. В 1932-33 - начальник Газодинамической лаборатории (ГДЛ, Ленинград), Реактивного НИИ (1933-37, Москва). Руководил созданием реактивных снарядов (РС) минометов «Катюша».

Лангемак Георгий Эрихович (1898-1938) – один из пионеров ракетной техники, основоположник исследований по конструированию реактивных снарядов на бездымном порохе. Окончил Военно-техническую академию РККА (1928) в Ленинграде. Работал в ГДЛ, затем в РНИИ. Открыл так называемый закон подобия, знание которого позволяет определять оптимальную геометрию сопла реактивного двигателя аналитическим расчётом без длительных дорогостоящих экспериментов. За время работы в институте Лангемак практически завершил разработку реактивных снарядов РС-82мм и РС-132мм, впоследствии ставших основой вооружения реактивного миномета «Катюша». В 1933 году в Газодинамической лаборатории были проведены официальные полигонные испытания с земли, морских судов и самолётов 9 видов ракетных снарядов различных калибров на бездымном порохе конструкции Б.С.Петропавловского, Г.Э.Лангемака, В.А.Артемьева. В этот период Лангемак вёл переписку с К.Э.Циолковским, размышляя о невоенном применении ракет и возможностях их использования для освоения космоса. Так у него родился сам термин «космонавтика». Вместе с Б.С.Петропавловским, В.А.Артемьевым, Н.И.Тихомировым, Ю.А.Победоносцевым, Г.Э.Лангемак по праву считается одним из основных создателей реактивного миномета «Катюша». В 1991 г. учёным-конструкторам «Катюша» посмертно было присвоено звание Героев социалистического труда.
Немногие выжившие прошли лагеря и конструкторские «шарашки». Это были выдающиеся ученые, инженеры и техники, которым после репрессий, тюрьмы или лагеря всё-таки сохранили жизнь и возможность продолжать работу. Самой знаменитой «шарашкой» НКВД (ЦКБ-29) руководил, находившийся в заключении в 1938-1940 гг., крупнейший авиаконструктор А.Н.Туполев. В этом секретном КБ работали только заключенные, которые были ведущими конструкторами и руководили подразделениями. Среди них оказались многие знаменитые авиаконструкторы: А.А.Архангельский, Р.Л.Бартини, В.М.Мясищев, В.М.Петляков, П.О.Сухой. Также работали там будущие лидеры покорения космоса академик Б.В.Раушенбах, генеральные конструкторы, создатели космических ракетных систем С.П.Королев и В.П.Глушко.

Глушко Валентин Петрович (1908 - 1989) - один из пионеров ракетно-космической техники, учёный-теплотехник, основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения и конструктор ракетно-космической техники. Окончил Лениградский университет. Конструктор первого в мире электро-термического ракетного двигателя (1929-33), первых отечественных ЖРД (1930-34). Работал в ГДЛ и РНИИ. По делу РНИИ был репрессирован (1938). В 1938-44 находился в заключении, работал в «шарашке» - особом КБ НКВД по созданию ЖРД, с 1941 - главный конструктор. Создал несколько экспериментальных ЖРД, которые устанавливались на самолёты Ла-7, Пе-2, Су-6, Як-3. После войны занимался созданием ЖРД для космической техники. Реабилитирован 30.05.1956. Член КПСС (1956). Под его руководством были созданы ЖРД, установленные на многих отечественных космических ракетах. Главный конструктор ракетных двигателей ЦКБ - завод “Энергомаш” (Химки) (в настоящее время НПО «Энергомаш» им. В.П.Глушко). Назначен в 1974 директором и генеральным конструктором НПО "Энергия", соединившим ОКБ, основанное В.П.Глушко, и КБ, ранее руководимое С.П.Королевым. Таким образом, Глушко стал главным руководителем советского космического проекта. По его инициативе были свёрнуты работы по огромной лунной ракете-носителю Н-1, вместо которой под его руководством была создана многоразовая космическая система «Энергия-Буран». Глушко возглавлял работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей «Союз», грузового корабля «Прогресс», орбитальных станций «Салют», созданию орбитальной станции «Мир».

Член-корреспондент АН СССР (1953). Дважды Герой социалистического труда (1956,1961), лауреат Ленинской премии (1957). Академик АН СССР (1958). Награжден Золотой медалью им. К.Э.Циолковского АН СССР (1958) и дипломом им. П.Тассандье (FAI, 1967). Лауреат Государственных премий (1967, 1984). Действительный член Международной академии астронавтики (1976). Основные научные труды относятся к различным разделам теплотехники.

В послевоенное время в СССР остро ощущавшееся технологическое отставание вызывало необходимость полного копирования многих трофейных или добытых разведкой образцов, как это произошло с американским стратегическим бомбардировщиком В-29, который стал прототипом советского бомбардировщика ТУ-418. Конструкторам ракетной техники в своей работе пришлось опираться, в первую очередь, на трофейные образцы немецких ракет. Сравнение ракетных двигателей отечественной разработки Исаева и Душкина, которые развивали тягу в 1,1-1,4 тонны, с немецкими, разработанными под руководством В. фон Брауна для баллистической ракеты А-4 (Фау-2), проявило отставание советской инженерной практики на порядок. Немецкие двигатели развивали тягу в 25 тонн! Но после войны основным военно-техническим конкурентом стали США, которым достался Браун с большей частью своей команды, чертежами, ноу-хау и т.п.

Отставание было необходимо срочно ликвидировать. Поставленная правительством задача была чёткой - создать ракету не хуже Фау-2. Уже к осени 1947 г. советские специалисты, работавшие на заводах в Германии и СССР, наконец, полностью разобрались с системой заправки, запуска и управления Фау-2 и освоили технологию её серийного производства. Для испытаний были подготовлены две серии по 10 ракет: серия Т, собранная в СССР из деталей, привезенных из Германии, и серия Н, укомплектованная ракетами, собранными в Германии. Их испытания начались 18 октября 1947 г. на полигоне Капустин Яр (Астраханская обл.)19 Дальность полёта этих ракет не превышала 300 км, да и то не все экземпляры её показали. Но благодаря такому опыту стало возможным строить, хотя ещё копию, но произведенную на своих мощностях - первую советскую баллистическую ракету Р-1.

Налаживание самостоятельного производства ракет, систем запуска и управления сдерживалось недостаточным уровнем приборостроения и производства особо чистых материалов в стране. Например, электрические многоконтактные реле, без которых было невозможно воспроизведение Фау-2 и производство новых ракет, в СССР мог изготавливать только ленинградский завод “Красная звезда”, а ведь лишь недавно была снята блокада Ленинграда. В Германии таких заводов было три у фирмы “Телефункен” и два – у “Сименса”. При производстве ракет, разработанных В. фон Брауном, в Германии использовалось 86 марок и сортаментов стали, 59 марок цветных металлов и 81 вид неметаллов (резина, пластмассы, изоляция и т.п.), но промышленность СССР в 1947 г. могла соответственно заменить только 32, 21 и 48 из них.20 Частично отставание было компенсировано поставками по ленд-лизу, трофейным и полученным по репарациям оборудованием. Но также потребовалось развитие широкой научно-производственной кооперации. “В общей сложности в отработке технических систем Р-1 и её освоении в серийном производстве участвовали 13 КБ и НИИ и 35 заводов”21. Так начала формироваться основа производственной кооперации в ракетно-космической промышленности, которая постепенно включила в себя сотни предприятий и научных коллективов. Именно в период работы над Р-1 сформировалась основа советского ракетного комплекса и Совет его главных конструкторов. Основные производственно-конструкторские комплексы возглавили: С.П.Королев (разработка самой ракеты и комплекса), В.П.Глушко (жидкостные реактивные двигатели), Н.А.Пилюгин и М.С.Рязанский (системы управления и наземная контрольно-пусковая аппаратура), В.П.Бармин (стартовое и заправочное оборудование), В.И.Кузнецов (командные приборы).



Пилюгин Николай Алексеевич (1908-1982) - конструктор систем автономного управления ракетными и ракетно-космическими комплексами. Окончил МВТУ, работал в ЦАГИ. С 1946 - главный конструктор систем управления ЦАГИ. В 1940-80-е годы - Главный конструктор систем управления и руководитель разработки автономных ракетных систем управления советского ракетно-космического проекта: ракетоносителей искусственных спутников Земли и космических кораблей. Вёл разработку автоматизированной системы управления баллистической ракеты Р-1, разрабатывал системы управления ракеты Р-7, руководил разработкой систем управления многих межпланетных станций, ракет «Протон», советского космического челнока «Буран». Дважды Герой социалистического труда (1956, 1961). Академик АН СССР (1966). Лауреат Ленинской (1957) и Государственной (1967) премий.

Рязанский Михаил Сергеевич (1909-1987) - учёный-радиотехник. Один из первых коротковолновиков-радиолюбителей в стране. Первым в СССР установил радиосвязь с ледоколом «Красин», который шёл спасать экспедицию Умберто Нобиле, направляющуюся к Северному полюсу. Работал в Нижегородской радиолаборатории, в то время являвшейся ведущим радиоцентром страны, заведовал антенным полигоном. После окончания Московского энергетического института (1935) работал в НИИ-20 Наркомата электропромышленности. Активный участник разработки первого принятого на вооружение Красной Армии радиолокатора «Пегматит», в числе разработчиков стал лауреатом Сталинской премии (1943). В 1945–1946 гг. в Германии изучал достижения немецких специалистов в области ракетной техники, где работал вместе с С.П.Королёвым, В.П.Глушко и другими будущими лидерами советской ракетно-космической отрасли. С 1946 г. - главный инженер нового НИИ-885 (ныне ФГУП «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения»). С 1947 г. назначен главным конструктором системы управления баллистической ракеты Р-1, затем усовершенствованной ракеты Р-2. С этого времени стал неизменным членом Совета главных конструкторов, возглавляемого С.П.Королёвым. С 1953 г. - заместитель директора НИИ-885 по научной работе, а в 1955-1965 - директор и главный конструктор НИИ-885. В 1958 избирается членом-корреспондентом Академии наук СССР. С 1965 по 1986 г. - заместитель директора ФГУП «РНИИ КП» по научной работе и главный конструктор предприятия. Под его непосредственным руководством проведены работы по созданию систем радиоуправления ракетным вооружением различного типа, в том числе баллистических ракет дальнего действия, радиотехнических систем космической связи и управления космическими аппаратами оборонного, народнохозяйственного и научного назначения, включая системы космической навигации, наблюдения, радиотехнических систем дальней космической связи, обеспечивших получение результатов изучения Луны, Венеры и Марса. Внёс большой вклад в радиотехническое обеспечение пилотируемых космических полётов. За успешную разработку баллистической ракеты средней дальности Р-5 присвоено звание Героя Социалистического Труда (1956), за создание межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 и успешный запуск первого в мире искусственного спутника Земли - лауреата Ленинской премии (1957).

Бармин Владимир Павлович (1909-1993) – учёный-механик и инженер-конструктор. Окончил МВТУ (1930) Работал инженером-конструктором на московском заводе "Компрессор". В 1935 г. участвовал в проектировании и разработке холодильной установки для охлаждения саркофага в Мавзолее В.И.Ленина. В конце 1935 г. командирован в США для изучения производства и эксплуатации компрессоров и холодильного оборудования. В конце 1940 г. назначен главным конструктором завода "Компрессор". С началом войны завод развернул серийное производство реактивных снарядов РС-132 (М-13) и пусковых установок для них. В период Отечественной войны под руководством Бармина в СКБ и на заводе "Компрессор" было разработано и изготовлено 78 типов экспериментальных и опытных конструкций пусковых реактивных установок залпового огня, получивших в народе название "Катюши", из которых 36 типов были приняты и находились на вооружении Красной Армии и Военно-Морского Флота. В 1943 г. стал лауреатом Сталинской премии. В 1946 г. на базе СКБ и завода “Компрессор” создано ГСКБ "Спецмаш" - головное предприятие по проектированию стартового, подъемно-транспортного, заправочного и вспомогательного наземного оборудования ракетных комплексов (сейчас ФГУП «КБ общего машиностроения имени В.П.Бармина»). Первым его начальником и главным конструктором стал Бармин. Начиная с 1947 года, под его руководством в короткие сроки были разработаны стартовые комплексы для подготовки и пуска баллистических ракет конструкции С.П.Королева: Р-1, Р-2 (1948-1952 гг.), Р-11, Р-5, первой стратегической ракеты с ядерным боезарядом Р-5М. В 1957 г. были завершены работы над стартовым комплексом первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. В 1960-х годах в ГСКБ "Спецмаш" созданы шахтные стартовые комплексы для боевых ракет Р-12, Р-14, Р-9А, УР-100, разработаны и созданы уникальные стартовые комплексы для ракетоносителей УР-500 ("Протон") и многоразовой ракетно-космической системы "Энергия-Буран". Член-корреспондент АН СССР (1958), академик (1966). В дальнейшем под руководством В.П.Бармина проектировалась долговременная лунная база и различное научно-исследовательское оборудование для нее; созданы грунтозаборные устройства для исследования грунтов Луны и Венеры, был образован комплекс по разработке технологического оборудования для получения неорганических материалов и биологически-активных веществ на борту пилотируемых станций и беспилотных космических аппаратов. Наряду с конструкторской деятельностью В.П.Бармин принимал активное участие в подготовке ученых и специалистов высокой квалификации: в 1959-1989 гг. возглавлял кафедру "Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов" в МВТУ им. Н.Э.Баумана. Герой социалистического труда (1956), лауреат Ленинской (1957) и Государственных премий (1967, 1977, 1985).

Кузнецов Виктор Иванович (1913-1991) - один из пионеров ракетно-космической техники в СССР. Окончил Ленинградский политехнический институт. Участвовал в создании первых советских гирокомпасов, тогда как в мире их производили только в США и Германии. Разработал системы стабилизации корабельной артиллерии, за что в 1942 был удостоен Сталинской премии. В 1940 по линии Наркомата внешней торговли направлен в Германию для участия в приёмке военного корабля. В начале Великой Отечественной войны был интернирован в Берлине и помещен в Моабитскую тюрьму. В Москву вернулся только в августе 1941 года через Болгарию и Турцию. В годы войны разработал стабилизатор для танков, который существенно повысил прицельность стрельбы. Эта работа была отмечена в 1946 году второй Сталинской премией. В апреле 1945 г. командирован в Германию для изучения ракетной техники, в частности стабилизаторов ракет Фау-2. В 1946 г. назначен руководителем нового НИИ-10, разрабатывавшего гироскопы и их теорию с нуля. Начиная с Р-1, приборы Кузнецова стоят на всех ракетах, космических кораблях и межпланетных станциях: они раскручиваются ещё на Земле и работают до конца полета. Герой социалистического труда: 1956 - за участие в создании ракетно-ядерного щита СССР; 1961 - за участие в работах по подготовке и осуществлению первого пилотируемого полета. За участие в работах по созданию первых спутников Земли в 1957 году удостоен Ленинской премии. Академик АН СССР (1968). Лауреат Государственных премий СССР (1967, 1977) за новые работы по созданию ракетно-космической техники. Опубликовал множество трудов по системам инерциальной навигации и автономного управления.
Весьма характерным аспектом этого процесса является то, что трое из шести главных конструкторов были воспитанниками инженерно-конструкторской школы МВТУ. Но признанным лидером реализации ракетно-космического проекта СССР стал основоположник российской практической космонавтики Сергей Павлович Королев. Под его руководством были разработаны и поставлены на вооружение несколько различных классов ракет, на основе которых началось перевооружение всех видов Вооруженных Сил. “Постепенно королёвское КБ расширялось: поглотило другие отделы и завод, превратилось в независимую организацию со своими проектными, конструкторскими, приборными и испытательными отделами, с собственным заводом. Одновременно создавались независимые смежные предприятия, связанные общими работами с королёвским КБ, которые занимались разработкой ракетных двигателей, системы управления, телеметрии, экспериментальной отработкой, испытаниями. Создавалась отрасль промышленности, в которой явно лидировал Королёв”22. Так описывает становление лидера космической отрасли К.П.Феоктистов, много лет под руководством Королёва участвовавший во всех решающих космических разработках.

Феоктистов Константин Петрович (1926-2009) – учёный-конструктор, лётчик-космонавт СССР. Участвовал в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Окончил МВТУ им. Н.Э.Баумана (1949). Работал в НИИ-1 в группе М.К.Тихонравова. В 1955 году вслед за ним перешел на работу в КБ Королева. Вместе с другими членами группы М.К.Тихонравова начал конструировать космические аппараты: первый искусственный спутник Земли, космические корабли “Восток”. После формирования отряда советских космонавтов преподавал в Центре подготовки космонавтов, читал курс лекций об устройстве “Востока”. Когда впервые встал вопрос о полете в космос инженера, Феоктистов предложил свою кандидатуру. Это решение поддержал С.П.Королёв, который предавал этому полету большое значение. Он считал, что полет Феоктистова поможет в будущем создавать новые образцы космической техники. Поддержка Королёва помогла Феоктистову попасть в отряд космонавтов, специально для него были снижены требования к здоровью кандидата. В 1964 г. он был зачислен в отряд космонавтов и прошел полный курс подготовки к космическому полёту. Стал первым конструктором космических кораблей, опробовавшим своё детище «в деле»: 12-13.10.1964 г. совершил полет в космос, который продолжался 1 сутки 17 минут 3 секунды, в составе первого группового экипажа вместе с В.Комаровым и Б.Егоровым на космическом корабле Восход-1. Феоктистов - первый гражданский космонавт и единственный в истории советской космонавтики беспартийный, совершивший космический полёт. В качестве научного сотрудника проводил испытания новых приборов системы ориентации, управления и контроля бортовой аппаратуры, а также исследования оптических характеристик границы атмосферы. Герой Советского Союза (1964), доктор технических наук (1967), профессор (1969), член-корреспондент Международной академии астронавтики. После полета до 1990 г. работал в ОКБ-1 (НПО «Энергия»): заместитель начальника отдела, заместитель главного конструктора НПО. Ведущий разработчик космических кораблей «Союз», «Союз Т», «Союз ТМ», «Прогресс», «Прогресс-М», а также орбитальных станций «Салют» и «Мир». В 1980 г. проходил подготовку в качестве космонавта-исследователя основного экипажа корабля «Союз Т-3» для экспедиции по ремонту системы терморегулирования станции «Салют-6». Однако по решению медицинской комиссии был отстранён от подготовки по состоянию здоровья. Ушёл из отряда космонавтов в 1987 году. С 1990 года преподавал в МГТУ. Последние 11 лет жизни был старейшим из живущих отечественных космонавтов.
В середине 1950-х годов была успешно испытана и поставлена на вооружение качественно новая ракета - Р-5. Она имела дальность 1200 км, полезную нагрузку 1,4 т и могла нести атомный заряд. “Теперь над созданием ракеты работали не только КБ Королёва и завод. НИИ, КБ и заводы разрабатывали и изготовляли ракетные двигатели, приборы управления и контроля полёта, стартовые устройства. Решающую роль в создании этой кооперации сыграл Д.Ф.Устинов, тогда министр оборонной промышленности. Он принял на себя ответственность за ракетную промышленность, за выделение средств на выполнение работ по ракетам. И тогда и потом “выделить средства” на определённые работы означало обязать НИИ, КБ, заводы выполнять работы по техническим заданиям ведущей организации (т.е. королёвского КБ) и включать эти работы в свои планы. Власти министра для этого не хватало, и приходилось для привлечения нужных предприятий организовывать решения Совета Министров или Военно-промышленной комиссии (в то время единой ВПК ещё не было, были её предшественники – “спецкомитеты” по ракетам и по атомной бомбе)”23.

Устинов Дмитрий Федорович (1908-1984) - хозяйственный, государственный, военный и политический деятель. Родился в рабочей семье. В 1920-е служил в Красной Армии, отрядах ЧОН по борьбе с басмачами. Член ВКП/б/ (1927). Учился в Ивановском политехническом институте, МВТУ им. Н.Э.Баумана, диплом получил в Ленинградском военно-механическом институте (1934). Инженер в Артиллерийском научно-исследовательском морском институте. В 1934-37 работал на Обуховском сталелитейном (артиллерийском) заводе: инженер-конструктор, руководитель направления артиллерийского НИИ, заместитель главного конструктора. С 1937 - на ленинградском заводе "Большевик": инженер-конструктор, начальник бюро эксплуатации и опытных работ, заместитель главного конструктора, директор завода (1938). Делегат XVIII съезда ВКП/б/ (1939). Герой социалистического труда (1942, 1961). Министр вооружений (1946-53) - головного ведомства по разработке ракетной техники. Член ЦК КПСС (1952-84). Депутат Верховного Совета СССР 2, 4-11-го созывов. Министр оборонной промышленности (1953-57), куратор ракетной программы СССР в 1950-60-е годы. Руководитель создания комплекса взаимодействующих конструкторских организаций и производств ракетно-производственного комплекса. В 1957-65: заместитель Председателя СМ СССР (1957-63); первый заместитель Председателя СМ СССР и Председатель Высшего совета народного хозяйства СССР (1963-65). Секретарь ЦК КПСС (1965-76). Кандидат в члены Президиума/Политбюро/ ЦК КПСС (1965-76), член Политбюро ЦК КПСС (1976-84). Министр обороны СССР (1976-84). Маршал Советского Союза (1976). Герой Советского Союза (1978). Один из самых влиятельных членов Политбюро ЦК КПСС в конце 1970-х годов. Сторонник ввода войск в Афганистан (1979). Лауреат Сталинской (1953), Ленинской (1982), Государственной (1983) премий СССР.
Уже была начата разработка новой ракеты, способной нести полезную нагрузку 3-6 т (т.е. нести уже термоядерный заряд), и дальностью полета 8-10 тыс. км. Баллистическое ракетное оружие обеспечило создание системы ядерного сдерживания, а на его основе началось практическое освоение космоса. Разработанная КБ Королева межконтинентальная ракета Р-7 весом 270 т, была способна нести термоядерный заряд весом до 6 т, но запас подъёмной мощности позволял размещать и обитаемый аппарат. Работы по этой ракете начались в 1953 г. после совещания основных разработчиков с участием Устинова. 20 мая 1954 г. было выпущено Постановление ЦК и Совмина о разработке межконтинентальной ракеты, а уже в июле 1954 г. был представлен эскизный проект. “Конечно, у Королёва в результате появились и враги, и трения с другими организациями и их руководством. В том числе с министром Устиновым, который вначале энергично его поддерживал. Но в иерархической административной системе, с её слоистой многоуровневой структурой у сообразительного смелого человека есть свои козыри. Королёв умел заручиться поддержкой (например, со стороны военных), сверху (Госплан, Совмин, аппарат ЦК), в том числе путём засылки туда своих людей. Одним словом ему удалось построить свою крепость и работать, и развивать своё дело, как он считал нужным. Он взялся за разработку межконтинентальной ракеты, организовал это дело с большим размахом и тем самым заложил базу для космической техники”24.

Действительным центром космического полигона стал секретный город Ленинск, построенный близ железнодорожной станции Тюра-Там в Кзыл-Ординской области (ныне Казахстан). Место для строительства космодрома было определено только зимой 1954 г., а весной 1955 г. на берег Сыр-Дарьи прибыл первый отряд военных строителей для строительства нового города. Уже в сентябре 1956 г. строители начали монтаж оборудования стартового комплекса, разработанного в КБ Бармина. Был вырыт газоотражательный лоток глубиной 30 м, а за счёт вынутого грунта наращен холм и спланирован подъездной путь. Высота стартовой площадки была рассчитана так, чтобы ракету на старте не было видно с проходящих по железной дороге поездов. В мае 1957 г. на новый полигон была привезена первая межконтинентальная ракета Р-7 и начались пробные пуски25.

К.П.Феоктистов пишет: “Тут интересно сравнение дат: глобальные решения принимались не в ЦК КПСС и не в правительстве, а Устиновым и Королёвым (а часто одним Королёвым), и уже позже, не мытьём, так катаньем, они добивались оформления этого решения постановлениями “компетентных органов”. В этой мутной системе государства-монополии без царя в голове, в системе нефиксированных и в любой момент могущих оказаться изменёнными правил игры и Устинов, и Королёв чувствовали себя как рыба в воде”26. В характеристиках Феоктистова, в его собственном отношении к описываемому процессу, мы буквально видим ту самую “технократию”, чей приход к власти в обществе провозвещал Т.Веблен.

Ракета Р-7 не нашла реального военного применения, но открыла новую эру научно-технического развития в истории человечества. Надежность конструкции и заранее запроектированная большая мощность обеспечили ракете удачную долгую жизнь. В процессе эксплуатации в качестве носителя производилась модернизация Р-7 для повышения выводимой полезной нагрузки, надежности, увеличения спектра решаемых ею задач, что привело к появлению целого семейства ракет-носителей. Общее число запусков всех модификаций Р-7 составляет около 2000. Ракеты-носители именно данного семейства открыли человеку космическую эру. На этом носителе 4 октября 1957 г. с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли, искусственные спутники с живыми существами на борту. Благодаря ракете Р-7 СССР в течение следующих 10 лет был лидером космической гонки. Высшим достижением этого периода стал запуск первого пилотируемого космического корабля «Восток-1» с космонавтом Ю.А.Гагариным (1934-1968) 12 апреля 1961 г. На сегодня все пилотируемые запуски СССР и России осуществлены ракетами данного семейства.



В 1950-е годы была начата работа ещё двух крупнейших ракетных «фирм» во главе с В.Н.Челомеем и М.К.Янгелем, разработки которых стали важнейшей составляющей военно-ракетного комплекса СССР.

Челомей Владимир Николаевич (1914-1984) – ученый-механик, специалист в области теории колебаний, устойчивости упругих систем и динамике машин, конструктор ракетных боевых и космических систем. После окончания авиационного факультета Киевского политехнического института (1937) там же и преподавал. Опубликовал первые значительные научные работы в конце 1930-х в Киеве. В 1940 в числе 50 лучших молодых кандидатов наук, выдвинутых от всех республик страны, был принят в специальную докторантуру при АН СССР. Член ВКП/б/ (1941). В 1941-44 работал начальником группы и отдела в Центральном институте авиационного машиностроения, затем в ряде других научно-исследовательских организаций. Разработал и построил опытный образец пульсирующего воздушно-реактивного двигателя. После смерти авиаконструктора Н.Н.Поликарпова возглавил опытный завод № 51. Здесь под руководством Челомея был создан советский аналог немецкого самолета-снаряда ФАУ-1 (ранний тип крылатой ракеты) для оснащения дальних бомбардировщиков. Позднее Челомей возглавил новое ОКБ-52 (г.Реутово). Разработал крылатую ракету П-5 для атомных подводных лодок (проекты 644, 665, 651, 659, 675), предназначенную для поражения наземных целей. С 1952 – профессор МВТУ, заведовал кафедрой “Ракетно-космическая техника” в 1960-1984. Член-корреспондент АН СССР (1958), академик (1962). Создал серию крылатых ракет морского и сухопутного базирования, баллистических ракет, из них ракета УР-100 длительное время находилась на боевом дежурстве в РВСН. Дважды Герой социалистического труда (1959, 1963), лауреат Ленинской премии (1959).. Руководил разработкой ракет-носителей ИСЗ "Протон", искусственного спутника Земли "Полет", орбитальных станций типа "Салют". Разработал ракеты для доставки на орбиту Земли средств противокосмической обороны и глобальной морской разведки. Баллистическая ракета УР-500 в варианте космической ракеты-носителя «Протон» продолжает эксплуатироваться в XXI в. Член Международной академии астронавтики (1974). Награждён золотыми медалями им. Н.Е.Жуковского (1964) и А.М.Ляпунова АН СССР (1977). Лауреат Государственных премий СССР (1967, 1974, 1982).

Янгель Михаил Кузьмич (1911-1971) - конструктор ракетно-космической техники. Родился в сибирской деревне в многодетной крестьянской семье. С 15 лет начал работать в Москве. Окончил МАИ (1937). В это время посетил Калугу и общался с К.Э.Циолковским. Учась в институте, начал работать в ОКБ Н.Н.Поликарпова: участвовал в разработке истребителей И-153, И-180, тяжелого истребителя сопровождения дальних бомбардировщиков, других самолётов, в испытательных полётах. В служебной командировке США изучал производство самолётов и авиамоторов, занимался приобретением конструкторской и технологической документации (1939). Во время войны - главный конструктор оборонного завода. До 1948 работал в КБ Микояна и Мясищева, затем - на руководящей работе в Минавиапроме (1946-48). Закончил Академию авиационной промышленности (1950). Заместитель главного конструктора ОКБ-1 С.П.Королёва в НИИ-88 (1951-52), директор НИИ-88 (1952-53), главный инженер НИИ-88 (1953). С 1954 – главный конструктор, затем директор НИИ-586 (Днепропетровск, сейчас это - НПО «Южное»). Задачей Янгеля стало создание стратегической баллистической ракеты на стабильных компонентах топлива с дальностью полёта 2000 км. Разработал ракету Р-12, ставшую основой ракетных частей РВСН, и других ракет. Создал новое направление в разработке ракет и космических аппаратов различного назначения, внёс существенный вклад в развитие международного сотрудничества социалистических стран в области спутниковых исследований, а также в изучение верхней атмосферы и околоземного космического пространства по программе «Космос». Дважды Герой социалистического труда (1959, 1961), лауреат Ленинской премии (1960). В 1960 на Байконуре при испытании его ракеты Р-16 произошла самая крупная авария в истории советской космической программы, когда погибло более 100 человек, включая командующего ракетными войсками маршала артиллерии М.И.Неделина (23.10.1960). Академик АН УССР (1961), АН СССР (1966). Государственная премия (1967).
Следует также указать на роль собственно фундаментальной науки в процессе развития космических программ. Её олицетворял будущий президент АН СССР М.В.Келдыш.

Келдыш Мстислав Всеволодович (1911-1978) – учёный-математик, механик и инженер. Происходил из дворянской семьи, отец адъюнкт-профессор Рижского политехнического института. Окончил физико-математический факультет МГУ, откуда его не раз пытались отчислить за «дворянское происхождение». Кандидат наук (без защиты диссертации, 1935). Профессор, доктор наук (1936). Работал в ЦАГИ и Математическом институте им. В.А.Стеклова. Автор фундаментальных трудов по математике (теория функций комплексного переменного, функциональный анализ и др.), аэрогидродинамике, теории колебаний. В годы ВОВ занимался проблемами вибрации авиационной техники, устойчивостью самолётов при посадке. Лауреат Сталинских премий (1942, 1946). Начальник отдела механики Математического института (1944). Академик АН СССР (1946). Начальник секретного НИИ-1 министерства авиационной промышленности (1946), где вёл исследования по внедрению жидкостно-реактивных и прямоточных воздушно-реактивных двигателей в авиации, затем в крылатых ракетах, исследования многих проблем авиационной и атомной техники, вычислительной и машинной математики. Директор Института прикладной математики АН СССР (ИПМ РАН) (1953-78). Возглавив Комиссию АН СССР по космосу (1955), выступил одним из основоположников развёртывания работ по исследованию космоса и созданию ракетно-космических систем. Возглавлял разработку теоретических предпосылок вывода искусственных тел на околоземные орбиты, в дальнейшем - полётов к Луне и планетам Солнечной системы. Руководил научно-техническим советом по координации деятельности НИИ и КБ при созданию первого ИСЗ, постановкой научных проблем и проведением исследований околоземного космического пространства, межпланетной среды. Лауреат Ленинской премии (1957). Руководил рядом советских космических программ, включая полёты человека в космос, научный руководитель работ, осуществлявшихся в сотрудничестве с другими странами по программе «Интеркосмос». В то время его деятельность в области космонавтики была засекречена, - в газетах Келдыш условно назывался «теоретик космонавтики» - хотя на посту Президента АН он выступал совершенно открыто. Основные труды - по механике и аэрогазодинамике летательных аппаратов. Большой вклад внёс в решение многих проблем механики космического полёта и теории управления, навигации и теплообмена. Трижды Герой социалистического труда (1956, 1961, 1971). Президент АН СССР (1961-75) периода расцвета советской науки. В последние годы жизни вошёл в серьёзный конфликт с руководителями светского ВПК, в первую очередь Д.Ф.Устиновым, по поводу приоритетов развития науки и космической промышленности. Отказался баллотироваться на пост Президента АН СССР на новый срок. Умер в результате отравления угарным газом в своём гараже, что теперь признано фактическим самоубийством. С 1978 АН СССР утвердила Золотую медаль имени М.Келдыша.
В разгар холодной войны экономика СССР уступала потенциалу США по своей экономической мощности в несколько раз, даже по производству в тех отраслях, где СССР входил в число мировых лидеров: на душу населения в 1970 г. Советский Союз производил 480 кг стали и 3000 кВт-ч электричества, а США - 630 кг и 7700 кВт-ч, соответственно. Однако по основным видам вооружений между СССР и США в 1970-е годы был достигнут паритет.

Динамика достижения такого паритета по стратегическим ядерным силам представлена в таблице. Наиболее быстрый рост советских ядерных сил пришелся на 1960-е годы, хотя естественно для этого использовался научно-технический потенциал и производственные мощности, создававшиеся в 40-50-е годы.

Советская военная доктрина к тому же предполагала возможность одновременного военного конфликта с объединенными силами блока НАТО, то есть суммарная расчетная военно-экономическая мощь вероятного противника была гораздо больше, чем собственно вооруженные силы только США.

Но, пока СССР боролся за военно-стратегический паритет, экономика развитых рыночных стран в 1970-е годы вступила в новую фазу развития – началась очередная большая волна конъюнктуры. Эта волна характеризуется качественно новым этапом современной научно-технической революции. Основными признаками этой волны стало преобладание интенсивных факторов экономического роста, переход к энергосберегающим технологиям, развитие индустрии производства и распространения информации.

На Западе эти процессы получили название перехода к «технотронному», а впоследствии - информационному обществу. Для СССР главной проблемой стало то, что практически все лидеры этого перехода в мировой экономике были его вероятными военными противниками. Поэтому отставание в научно-технической сфере влекло за собой усиление военных рисков, но также требовало проведения политики разрядки и снижения уровня военного противостояния.

Советская плановая экономика в середине XX века показала способность решать крупные технико-экономические задачи: создание атомного оружия, выход в космос, строительство крупнейших энергетических объектов и т.п. Но в условиях технологически зрелой экономики и изменения базовых демографических и профессиональных характеристик населения плановая система не смогла обеспечить сбалансированное развитие экономики и решить задачу достижения уровня жизни развитых стран Запада.

Со второй половины 1960-х годов в СССР в серийном производстве находилось в разное время до двух десятков типов ракет стратегического назначения и космических носителей27. В то же время в США на боевом дежурстве стояли только три типа межконтинентальных ракет. “Практически имея только один тип сухопутной и один тип морской ракеты, США могли сосредоточить усилия промышленности на их последовательной замене”28. Если в США уже в 1958 г. был создан единый орган по управлению космическими исследованиями и разработками – Национально аэрокосмическое агентство (NASA), то в СССР только в 1965 г. появилось Министерство общего машиностроения, объединившее все конструкторские бюро и заводы космической и военно-ракетной тематики. Позже подобная история повторилась при разработке проектов космического корабля многоразового использования. Один – американский проект “Шаттл” был успешно реализован. Построены пять кораблей, которые находились в эксплуатации 30 лет и как раз в 2011 г. эта программа закрыта, как выполнившая свои задачи. В СССР же было разработано два проекта, в космос же корабль “Буран” взлетал только один раз и без экипажа.

В первый отряд советских космонавтов были отобрано и начали подготовку 20 лётчиков, но только 12 из них полетели в космос, и некоторые только по одному разу. А ведь их подготовка была и очень дорогой и многолетней. В США в первый отряд набрали по открытому конкурсу 7, - все они были старше, опытнее, имели высшее образование и гораздо больший налёт часов. Из первого американского отряда в космос полетели все!29 К началу 2011 г. в число космонавтов вошли 517 человек из 35 стран. Но благодаря программе “Спейс Шаттл” в космосе побывало 332 гражданина США, тогда как Россия (включая период СССР) – отправила в космос только 108 человек.

Советская плановая система не смогла доказать своё преимущество именно там, где казалось бы, она должна была победить – в рациональном и эффективном использовании имеющихся людских, интеллектуальных и других ресурсов. К.П.Феоктистов размышляет” “Почему мы на какое-то время оказались впереди, несмотря на громадный технический потенциал США? Дело в том, что ракеты-носители, космические аппараты и корабли изготавливаются в малом количестве экземпляров (особенно тогда, в начале работ), и не требовали развитой технологической базы современного массового производства. Это было и у нас, и у них практически индивидуальное, в каком-то смысле кустарное производство. Так что стартовые условия оказались примерно одинаковые. И естественно у нас не было недооценки американских инженеров. А у них тогда была, а у многих, по-моему, есть и сейчас. Недооценка конкурента – опасный промах”30.

Важнейшим преимуществом, обеспечивавшим России её достижения, всегда было активная и креативная реализация человеческого фактора. Но и в решении вопроса освоения космоса мы видим пороки социально-хозяйственной системы, доминировавшей в нашей стране в XX веке. В. фон Браун, будучи моложе Королёва на пять лет, начал свои ракетные разработки практически одновременно с ним. Но тогда когда они шли полным ходом в Германии, в СССР многие лучшие умы или погибли или оказались за решёткой. Но даже в таких условиях мобилизация 1940-50-х годов позволила практически ликвидировать отставание нашей страны. Хотя в дальнейшем космическое лидерство оказалось неподъёмным для СССР. Но можем ли мы представить, что при любом из вариантов развития нашей страны в XX в., в начале XXI в. Россия не была бы космической державой?

Нет, представить это невозможно!

Будучи столь расточительной в условиях технологически зрелой экономики и изменения базовых демографических и профессиональных характеристик населения, плановая система не смогла обеспечить сбалансированное развитие экономики, решить задачи достижения уровня жизни развитых страна и полностью реализовать интенцию русского космического проекта. Это предстоит новому поколению “русского космического проекта”.



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Отчет о выполненной работе по Государственному контракту №14. 741. 11. 0160 от 14 июня 2011 г
2485.83kb.
10 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе по Государственному контракту №02. 740. 11. 0603 от «22» марта 2010 г
124.67kb.
1 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе выполненной по Государственному контракту №21/3 от 9 октября 2009 г по теме: «Разработка проекта федерального закона о пенсионном обеспечении служащих правоохранительной службы»
1758.74kb.
7 стр.
Отчет о выполненной работе логопедической службы средней общеобразовательной школы №662 Северного округа г. Москвы за 2006 -2007 учебный год
93.26kb.
1 стр.
Отчет казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов (кагиР) о выполненной работе за 2009 г
119.53kb.
1 стр.
Техническое задание к Государственному Контракту на разработку информационной системы «Корпоративный сайт технопарка
374.94kb.
7 стр.
На общих основаниях
45.75kb.
1 стр.
Отчёт о работе управления по воспитательной работе (с февраля 2011 – отдела по воспитательной и психологической работе) в 2010-2011 учебном году
124.81kb.
1 стр.
Отчет в 4 томах по исполнению I этапа Государственного контракта №07. Р20. 11. 0029 от 7 сентября 2011 г. Том 1
5561.57kb.
25 стр.
Отчет по договору №14. 741. 36. 0007 от 16 августа 2010г. О финансировании программы развития
884.69kb.
4 стр.
Отчет по договору №12. 741. 36. 00. 17 О финансировании программы развития «гбоу впо рниму им. Н. И. Пирогова минздравсоцразвития россии»
632.13kb.
3 стр.
Отчет о работе за 2011 год
107.94kb.
1 стр.