Главная
страница 1
Праздник русского языка в 4 классе

«Грамматический чай»

Цели:

- повторить изученные правила по русскому языку;

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- развивать интерес к культуре своего народа;

- воспитывать гордость за дела своих предков;

- предоставить возможность показать свои знания, пережить радость совместного творчества, проявить взаимовыручку, дружеские, душевные качества.



Оборудование:

- русские костюмы;

- самовар, тарелки с пирогами, пряниками, блинами, конфетами;

- музыка для танца;

- для ложкарей – деревянные ложки, бубны;

- презентация.



Ход праздника:

Слайд № 1

Исполняется русский народный танец.

Хозяйка 1 . Здравствуйте, люди добрые. Милости просим. Если величать – так на пороге встречать. Мы гостей встречаем чаем! Первым делом угощаем чаем! Приглашаем к самовару с чаем! А чай у нас грамматический!

Хозяйка 2. Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай – китайское слово. Русские люди торговали с китайцами, которые называли это питьё ча-е, так появилось и в нашем языке слово чай.

Слайд № 2

Учитель. С кем же мы сегодня будем пить грамматический чай? Давайте познакомимся. Поднимите руку те гости, которые…

- считают русский язык своим любимым школьным предметом

- имеют дома словари русского языка

- знают, сколько букв в русском алфавите

- могут без запинки и правильно произнести все буквы русского алфавита

- умеют разгадывать ребусы

- могут произнести слово «звонит» с правильным ударением

- никогда не произносят слово «блин» в качестве ругательного



Конкурс № 1 «Разминка» Ответьте, о чем говорится.

1. Что такое ручкохранилище? (пенал)

2. Земля, которую может покрутить любой желающий (глобус)

3. Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучивших урок школьников (звонок)

4. Как называется школьный известняк? (мел)

5. Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором» (ластик)

6. Слово белый по отношению к слову чёрный (антоним)

7. Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (корень)

8. Он бывает между корнем и окончанием (суффикс)

Хозяйка 1. Сначала Китай был единственным производителем чая, и секрет его тщательно оберегался. Тем не менее одному англичанину удалось не только похитить семена чая, но и узнать тайну его сложной обработки.

Слайд № 3

Хозяйка 2. В России первое чаепитие состоялось в 1638 году. А самовары появились в 1679 году.

Музыкальная пауза: частушки.

Посидеть за самоваром рады все наверняка,

Ярким солнечным пожаром у него горят бока.

Самовар поет, гудит, только с виду он сердит.

К потолку пускает пар наш красавиц самовар.

Слайд № 4

Самовар пыхтит, искрится, щедрый, круглый, золотой,

Озаряет наши лица он своею добротой.

Лучше доктора любого лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого самоварного чайку.

Слайд № 5

Конкурс № 2 .

Учитель. Отведайте нашего грамматического чаю. Отгадайте кроссворд.

чай












  1. Водоплавающая птица с короткими ногами и густым оперением. (Чайка)

  2. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения или заваривания чая. (Чайник)

  3. Сосуд для сухого чая. (Чайница)

  4. Чайная в Средней Азии. (Чайхана)

Слайд № 6

Конкурс № 3 «Разноцветный»

Учитель. Любой чай покажется вкуснее с конфетами. А какие у них нарядные, разноцветные фантики! Отчего же произошли названия цветов?

- Вспомните голубя. Какого цвета у него шейка? (Голубая.)

- Какого цвета кора у дерева? (Коричневая – от слова «кора»)

- А теперь попробуйте сами объяснить происхождение слов:

Сиреневый, малиновый, розовый, вороной, каштановый

Слайд № 7

Хозяйка 1. Сегодня к нам прибыли гости из деревни Пирогово

Выходят скоморохи – ложкари, выносят тарелку с пирогами.

1-й скоморох: В деревне Пирогово жили скоморохи.

2-й скоморох: Ели скоморохи пироги с горохом.

3-й скоморох: И с капустой, и с картошкой, и с калиной, и с морковкой,

4-й скоморох: Гости, угощайтесь, ешьте, не стесняйтесь!

Ставят пироги на стол.

Слайд № 8

Хозяйка 1. Ах, какие пироги!

Что за угощенье:

И румяны, и мягки

Всем на удивленье!



Слайд № 9

Хозяйка 2. Ребята, а вы знаете, что слово «пирог» образовалось от слова «пир». Первоначально слово «пирог» означало праздничный хлеб. Чем ещё порадуете нас, скоморохи?

1-й скоморох: Бежали по дорожке, собирали ложки.

2-й скоморох: Ложки не простые, ложки хохломские.

3-й скоморох: Вятские, смоленские, ложки деревенские.

4-й скоморох: Ложки сосчитаем, в ложки вам сыграем.

Ложкари играют под русскую народную мелодию «Светит месяц, светит ясный…»

Слайд № 10

Конкурс № 4 «Постижение народной мудрости»

Хозяйка 1. Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в речи может сделать её более яркой, самобытной, интересной.

Учитель. Ответьте на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки. Могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.

1. Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух)

2. Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман)

3. У него глаза велики. (У страха)

4. Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке)

5. Её ждут, сидя у моря. (Погоду)

6. Эта часть предмета бывает золотой. (Середина)

7. Какую еду иногда просит обувь у своего незадачливого владельца? (Кашу)



Слайд № 11

Конкурс № 5 Игра на внимание «Назови пару»

Учитель. А сейчас скоморохи проверят ваше внимание.

Он – ученик, она - …

Он – школьник, она - …

Он – ребенок, она- …

Он – кот, она - …

Он – рыба, она - …

Он – слон, она - …

Он – лев, она - …

Он – баран, она - …

Она – лягушка, он - …



Слайд № 12

Хозяйка 2. А вот гости из села Пряничково.

Выходят дети, выносят на тарелке пряники.

1-й ребёнок: Пряники, русские пряники,

Пряничные избы, дома – терема

Часы, пастухи, паровозы,

Рыбы, коровы, медведи и козы,

Петухи и чудо – птицы,

Вот какие небылицы!



Слайд № 13

2-й ребенок: Пряники печатные,

До того нарядные!

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим!



Слайд № 14

Хозяйка 2. Пряники – одно из любимых лакомств у людей с давних пор. Чтобы пряники были вкусные и ароматные, в тесто добавляли различные пряности: корицу, мускатный орех, гвоздику, ваниль. И теперь всем понятно, что слово «пряник» образовалось от прилагательного «пряный»

Слайд № 15

Конкурс № 6 «Осы»

Учитель. Наши грамматические пряники такие сладкие и ароматные, что на них слетелись осы. Отгадайте кроссворд.

ОС_ _ А На этой осе в октябре позолота. (Осина)

ОС_ _А А эта растет на лугу у болота. (Осока)

_ ОС _А С этой спит в колыбели малыш. (Соска)

_ О _ С _ _ _ _ А А эта по классу крадется как мышь. (Подсказка)

_ ОС_ _ _ А _ _ Эта оса на Луну улетает. (Космонавт)

_ ОС _ _ _ _ А А эта на солнце худеет и тает. (Сосулька)

Слайд № 16

Конкурс № 7 «Наборщик»

Из букв слова «лакомство» составить новые слова.

(лак, кот, ток, лом, стол, осока, толк, мак, оса, ком, ствол, воск, кол, лоск, око, волк, мат, сом, сало, скот, скол, мост, вол, сок, овал, вал, смак, сват…)

Слайд № 17 ,18 (проверка)

Конкурс № 8 «Путаница»

Учитель. Гости прочитают стихотворение К.Чуковского «Путаница» Подумайте, почему произошла такая неразбериха? ( Не расставлены знаки препинания в конце предложений)

В реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поёт синичка в коридоре

играют дети на стене

висит картина на окне

узоры инея в печурке

горят дрова в руках девчурки

нарядная там кукла в клетке

ручной щегол поет салфетки

там на столе лежат коньки

к зиме готовят там очки

лежат для бабушки тетрадки

всегда держатся в порядке.

Учитель. Чтобы лучше запомнить это правило, послушайте песню «Точка»

- В песне встретился фразеологизм «поставить в деле точку». Объясните его значение (Закончить дело, довести его до конца.)



Слайд № 19

Хозяйка 1. Встречайте гостей из поселка Блиново.

Выходят дети, выносят на тарелке блины.

1-й ребенок: Какой же славный стол накрыт!

И самовар давно кипит!



2-й ребенок: Чего же на этом столе не хватает?

Блинов! Веселья без них не бывает!



Хозяйка 2. А ведь, правда. Что за праздник без блинов? Блины – одно из самых древних изделий русской кухни, известное ещё с языческих времен, с IХ века… Наши предки считали, что гладкий, румяный, круглый блин олицетворяет солнце. Если блины на столе – значит, само светило благословит начинание. А называлось тогда это замечательное блюдо «млин» то слова «молоть», то есть изделие из намеленного зерна.

Слайд № 20

Дети исполняют песню «Ой, блины, блины…»

Слайд № 21

Конкурс № 9 «Гласная О»

Учитель. На какую букву русского алфавита похожа форма блина? (На букву О)

Отгадайте слова, в которых нет гласных, кроме «О».

Продукт, из которого изготавливают масло. (Молоко.)

Лиственное дерево. (Тополь.)

Драгоценный металл. (Золото.)

Съедобный герой русской народной сказки. (Колобок.)

Водоем. (Болото.)

Крупный населенный пункт. (Город.)

Столярный инструмент. (Долото.)

Беспорядочный шум. (Гомон.)

Хищная птица. (Сокол.)

Пушной зверек. (Колонок.)



Конкурс № 10 Метаграммы

Учитель. Гости из поселка Блиново тоже принесли интересное задание. Вам надо отгадать метаграммы. Это задачи, основанные на последовательном изменении в слове одной или нескольких букв.

Слайд № 22

На мне качаясь, птичка весела,

И чувствует она себя прекрасно,

Но только с «В» для птички я мила,

А с «С» я для нее опасна. Ветка – сетка

Слайд № 23

С буквой «Т» его все знают –

Он с собой весну несет;

С буквой «Ш» всегда играют,

Коль в строю отряд идет. Март – марш

Слайд № 24

С «М» приятен, золотист,

Очень сладок и душист.

С буквой «Л» зимой бывает,

А весною исчезает. Мед – лед

Слайд № 25

Хозяйка 1. Пока мы выполняли задания гостей, наш самовар давно закипел.

Наш большущий самовар

Весь горит, как птица – жар.

Кран – верток открывается,



Чудо – чай наливается!

Слайд № 26

Хозяйка 2. А вот в старину в России вместо чая заваривали душистые и целебные листья земляники, смородины, цветы липы, Иван-чая и другие травы. Только, примерно, 300 лет назад купцы стали возить мешки с «китайской травой». В 1906 году Челябинск был центром транспортировки и фасовки чая.

Учитель. Дорогие хозяйки! Спасибо вам за гостеприимство, за грамматический чай. Напоследок угостите ребят сладостями!


Смотрите также:
Праздник русского языка в 4 классе «Грамматический чай»
89kb.
1 стр.
И. Я. Атанасова корректировочный курс русского языка (грамматический аспект) пособие-справочник
2274.47kb.
13 стр.
Оборудование: мультимедийная презентация. Предварительная подготовка
40.24kb.
1 стр.
Урок французского языка в 10 классе. Ноябрь 2012 Тема урока: «Песня на уроке французского языка». Цели урока: Закрепить лексический и грамматический материал
56.61kb.
1 стр.
Урок русского языка в 6 классе с использованием здоровьесберегающих технологий: «Имя числительное как часть речи»
100.46kb.
1 стр.
Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему в 9 классе
316.05kb.
1 стр.
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «наблюдение за особенностями употребления причастий в тексте. Правильное употребление причастий в речи»
66.98kb.
1 стр.
И. Я. Атанасова корректировочный курс русского языка (грамматический аспект) пособие-справочник
3040.37kb.
26 стр.
Краткий очерк изучения истории русского языка в русском и зарубежном языкознании. Образование русского языка
37.94kb.
1 стр.
Урок русского языка в 6-м классе учителя русского языка и литературы Куренковой Л. А
39.23kb.
1 стр.
Урок русского языка в 7 классе по теме "Причастный оборот"
84.62kb.
1 стр.
Урок-презентация русского языка в 3 «А» классе Тема урока: «Суффикс» Цель урока: Образовательная
67.28kb.
1 стр.