Главная
страница 1

  • Васина Наталья Сергеевна, учитель начальных классов, средней общеобразовательной школы №1 с гимназическими и лицейскими классами.

  • Урок истории по программе РО Занкова (3 класс)

Тема: Михаил Васильевич Ломоносов


Цель: Углубить и систематизировать представления учащихся о личности М.В. Ломоносова.

Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся.



Тип урока: Углубление знаний.

Оборудование:

  1. Портрет М.В. Ломоносова

  2. Слайды и репродукции

  3. Выставка книг и журналов

  4. Плакат с эпиграфом: «Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова».

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Работа с лентой времени. Актуализация субъективного опыта учащихся.

Течёт, течет река времени, сменяют друг друга века…

Уч. – Какому веку соответствуют даты?

- Что вы можете о них сказать?

-Какие изменения произошли в России во время царствования Петра I?

Дет. – много потрудился Петр Великий для славы России. При Петре I строились фабрики и заводы. Открывались школы. Появились книги и учебники. В 1725 году открылась первая Российская Академия Наук. Изменилась культурная жизнь и быт. При Петре I Россия стала могущественной державой.


  1. Постановка темы и цели урока.

  • Прочтите тему урока, записанную на доске.

  • Сегодня на уроке мы будем говорить о том, где проявил свои таланты М.В. Ломоносов.

  1. Работа по теме урока.

  1. Вступление

Уч. - История человечества знает много разносторонне одаренных людей. Среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.

Уч. - Прочтите эпиграф к нашему уроку.

Д. - «Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова.»

Б.В. Шергин


Уч. Какая польза тем, кто в старости глубокой

И в тьме бесславия кончают долгий век!

Добротами всходить на верх хвалы высокой

И славно умереть родился человек!

М.В. Ломоносов

Уч. - Прочтите план урока.

Запись на доске. План.


  1. Мальчик из Холмогор

  2. Учеба М.В. Ломоносова

  3. М.В. Ломоносов – член Петербургской Академии наук.

  4. «Могущество российское будет прирастать Сибирью»

М.В. Ломоносов

2. Подготовленные выступления групп.



Первая группа. Мальчик из Холмогор.

1 ученик Великий ученый, ставший гордостью своей Родины родился в семье помора Василия Дорофеевича Ломоносова 19 ноября 1711 г, в деревне Денисовка (по другим сведениям – Мишагинской) Архангельской губернии, вблизи города Холмогоры.

Василий Дорофеевич Ломоносов, отец будущего ученого занимался рыбным и зверобойным промыслом, имел собственное судно.

Уже с детства Михаил Ломоносов начал тяжелую трудовую жизнь. Десятилетним мальчиком сопровождал он отца в его далеких и часто опасных путешествиях. С большим интересом наблюдал он жизнь и природу родного края.

2 ученик Корабль плывет на промысел белухи

Из Холмогор в студеные моря.

Маячат сбоку сосны-вековухи.

Высокие кресты монастыря.

……….

Отец глядит, глазам своим не веря:



Каким растет сынишка молодцом!

Он смотрит вдаль пытливыми глазами,

Немея от невиданной красы.

Какая ширь!

Какой простор чудесный!

………..


Корабль плывет…

Когда-нибудь, с годами,

Все виденное в море, каждый звук,

Он выразит певучими стихами

Во славу русской музы и наук.

В.И. Жилкин



3 ученик Все виденное вызвало у мальчика необычную жажду знаний. Возвращаясь из плавания, Ломоносов брался за книги. Он рано научился читать и вскоре знал наизусть те немногие книги, которые смог достать. Однако это были церковные книги, и в них он не находил ответа на интересовавшие его вопросы. С большим трудом удалось ему достать недуховные книги. «Славянская грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого открыли мальчику мир знания.

4 ученик Несчастливой была домашняя жизнь Ломоносова. Мать его, Елена Ивановна Сивкова умерла, когда он был еще ребенком. Преследования мачехи, делавшие жизнь Михаила невыносимой и стремление к знанию, заставили его решиться уйти из родного дома. В декабре 1730 года, морозной ночью, смелый юноша покинул отчий дом. В Москву двигался рыбный обоз, и Михаил пристроился к нему.

(Демонстрируется репродукция картины Н.Н. Кислякова «Ломоносов на пути в Москву»)



5 ученик Над тундрой стынет северное небо,

За тундрой Ледовитый океан.

На самые глаза надвинув шапки снега,

Стоят избушки русских северян

На всем пути заиндевели вехи,

Скрипят полозья, долог санный путь.

До каменной Москвы столицы златоверхой,

Ему не отдохнуть и не заснуть.

В.Ф. Боков

Вторая группа. Учеба Михаила Васильевича Ломоносова.

1 ученик Михаил Ломоносов скрыл свое крестьянское происхождение и поэтому был принят в Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию – первое высшее учебное заведение в Москве.

Нелегкими были годы учебы. Вот как об этом он вспоминал: «Имея один алтын в день жалованья нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку кваса, остальные на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил.

В этих трудных условиях, усугубляемых насмешками младших школьников, - «Смотри-де какой болван пришел учиться»,- Ломоносов сумел проявить свои блестящие способности и пройти первые три класса за один год.

2 ученик В это время из Сената пришло распоряжение направить лучших учеников в Петербург, в гимназию при Академии наук. В числе лучших двенадцати учеников был назван и Михаил Ломоносов.

В январе 1736 года Ломоносов прибыл в Петербург. Начался новый, важный этап в его жизни. Не прошло и года, как он был отправлен за границу для обучения горному делу и прохождения общего курса наук .

В июне 1741 года он возвращается в Россию и приступает к работе в Петербургской Академии наук, где и служит до конца своей жизни.

3 ученик Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладком и в труде.

М.В. Ломоносов

Третья группа. Михаил Васильевич Ломоносов – член Петербургской Академии наук.

1 ученик В Академии Ломоносов трудился более двадцати лет. М.В. составил первую русскую грамматику, учебник русской истории, сочинял стихи, пьесы для театра. В работе он забывал об отдыхе и еде.

12 января 1775 года был открыт первый в России Московский университет. Инициатор его основания – М.В. Ломоносов, который принимал активное участие в определении состава студентов и порядке их приема. Ломоносов стремился к тому, чтобы в университет могли поступить все наиболее способные молодые люди, включая детей крепостных крестьян. Сегодня по праву МГУ носит имя М.В. Ломоносова. (Демонстрируются репродукции с изображением Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова).


2 ученик В России фарфор был известен со второй половины 16 – го века. Над способом производства фарфора из отечественного материала работал М.В. Ломоносов. Первый в России фарфоровый завод был открыт в Петербурге. На заводе изготавливали сервизы, вазы, портретные бюсты , были выполнены портреты героев 1812 года.

3 ученик Древняя Русь знала искусство мозаики, но секреты мастерства были утрачены. Ломоносов решил возродить искусство мозаики. В 1748 году он добился создания химической лаборатории. Михаил Васильевич приступил к опытам. Три года продолжалась работа. Было поставлено более четырех тысяч опытов. Наконец удалось получить стекло самых разных цветов и оттенков. Вскоре была создана первая мозаичная картина «Мадонна», составленная из четырех тысяч стеклянных кусочков.

Ломоносов построил стеклянную фабрику в шестидесяти верстах от Петербурга, близ деревни Усть-Рудица. Много замечательных картин вышло из мозаичных мастерских Ломоносова. Особенно прекрасна была огромная картина «Полтавская битва».

(Демонстрируется репродукция мозаики из мастерской М.В. Ломоносова «Петр1»).

4 ученик М.В. Ломоносов стремился поставить науку на службу человеку. Он обращался к молодому поколению с призывом овладевать знаниями, чтобы принести пользу Отечеству.

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рожать.

М.В. Ломоносов

Четвертая группа «Могущество российское будет прирастать Сибирью».

М.В. Ломоносов



1 ученик М.В. Ломоносов мечтал об освоении неисчислимых богатств России. Сбылись слова М.В.: «Могущество российское будет прирастать Сибирью».

«Сибирь Сибири» – так называют Якутию за богатство и суровость климата. В ее недрах хранится практически все, что имеется в земных толщах планеты.



2 ученик Главное место в народном хозяйстве нашей республики занимает промышленность.

Республика Саха (Якутия) – единственный поставщик алмазов и основной производитель золота и олова в СНГ. Особое место среди разрабатываемых полезных ископаемых занимает алмаз. Город Мирный – центр алмазодобывающей промышленности.

Уже много лет наша республика является участником мирового алмазного рынка.

Якутия – один из золотоносных районов России и мира. Город Алдан – старейший центр золотодобывающей промышленности Якутии.


3 ученик В нашей республике большие запасы коксующихся и энергетических углей. «Черной жемчужиной» называют Нерюнгринское месторождение коксующегося угля, открытое геологами в Южной Якутии в пятидесятые годы. Нерюнгри по праву называют городом угольщиков. Ведет добычу угля коллектив разреза «Нерюнгринский». Уникальность разреза в том, что 60% его продукции уходит на экспорт. Энергетический уголь поступает в основном на теплостанции Дальнего Востока. Так что свет и тепло в домах многих россиян – это тоже разрез «Нерюнгринский».

(Демонстрируются репродукции с видами городов Мирного, Алдана, Нерюнгри; добычи полезных ископаемых).



  1. Итог урока.

  • Что нового вы узнали о М.В. Ломоносове?

  • Где проявил свои таланты этот выдающийся человек?

  • Какие из научных и художественных открытий М.В. Ломоносова мы используем и сейчас?

  • Ломоносов был физиком и химиком, астрономом и геологом, историком и географом, был поэтом и художником. Казалось, объял необъятное. И недаром А.С. Пушкин назвал его первым нашим университетом. Кто не ищет личной славы – к тому она приходит сама. А мы , его потомки видим, что слава Ломоносова неотделима от славы нашего Отечества.

  1. Тест.

Выбрать правильный ответ.

1). Михаил Васильевич Ломоносов родился в:



  • 1811 году;

  • 1712 году;

  • 1711 году.

2). Инициатором основания Московского университета был:

  • Петр I;

  • Михаил Ломоносов;

  • Александр Меньшиков.

  1. Домашнее задание.

Подготовить рассказ о М.В. Ломоносове.
Литература


  1. Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов: Кн. для учащихся, М: Просвещение 1986г

  2. Учебник-хрестоматия. «Твоя Россия». Авторы составители Н.Я. Чутко, Л.Е. Родионова –М: ФНМЗ им. И.В. Занкова; Обнинск: издательство «Духовное возрождение», 1988г

  3. А.И. Осипова «Примеры славных лет // Читаем, учимся, играем» –2001- №4. –С.4-14


Смотрите также:
Урок истории по программе ро занкова (3 класс) Тема: Михаил Васильевич Ломоносов Цель: Углубить и систематизировать представления учащихся о личности М. В. Ломоносова
76.64kb.
1 стр.
Вклад М. В. Ломоносова в развитие культуры
342.49kb.
1 стр.
Реферат по литературе «Михаил Васильевич Ломоносов ученый и общественный деятель. Труды Ломоносова в области языка и литературы.»
221.36kb.
1 стр.
Михаил васильевич ломоносов
31.73kb.
1 стр.
Урок английского языка (7 класс)
42.88kb.
1 стр.
«Герои и героизм Средневековья»
92.18kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по географии в 7-м классе. Тема "Африка". Форма проведения квн
48.96kb.
1 стр.
Урок музыки 3 класс тема урока "Образ матери-великая тема искусства"
79.51kb.
1 стр.
Урок литературного чтения 2 класс «Недаром помнит вся Россия…»
72.05kb.
1 стр.
2012 План-конспект урока английского языка. Тема: Months and Seasons Целевая аудитория : 3 класс, базовый уровень
67.79kb.
1 стр.
Урок по окружающему миру по теме: «Путешествие по Москве. Московский Кремль»
97.27kb.
1 стр.
Мбоу «сош №27» г. Перми Литературное чтение. 2 класс. Ро л. В. Занкова. Учитель Дудырева Ирина Владимировна. Тема. Лев Иванович Кузьмин «Возвращение Слона» (стихотворение-сказка). Цель
83.13kb.
1 стр.