Главная
страница 1
Кисловодский гуманитарно-технический институт

Кафедра экономики и управления на предприятии



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
История экономических учений

Специальность:

080109.65 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Кисловодск

2012


Кисловодский гуманитарно-технический институт

Программа дисциплины «История экономических учений»
для студентов экономического факультета, специальность – 080109.65 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Кисловодск

2012
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе


Гочияева Р. Ш.

«___» «_____________» 20 г.

Составитель: кандидат экономических наук Незнамова Л.А

Рецензенты: кандидат экономических наук, доцент Гочияев К.Б.

Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» для студентов экономического факультета по специальности 080109.65 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». – Кисловодск: Издательский отдел КГТИ, 2012г. – 24 с.

Рабочая программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования ОПД.Ф.03
Кафедра экономики и управления на предприятии

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры от «___» «____________» 2012 г.


Зав кафедрой

  1. Минимальные требования к содержанию дисциплины по стандарту ОПД.Ф.03: особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В. Чаянова в изучении крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).




  1. Цели и задачи дисциплины.

Неотъемлемой составной частью экономической подготовки специалистов в области экономики и управления является учебный курс «История экономических учений». Его изучение – важное подспорье для выявления объективных закономерностей развития мировой и отечественной экономики.

Цели преподавания «Истории экономических учений»:

  • способствовать формированию экономического мышления студентов,

  • расширить и углубить их экономические знания,

  • формировать профессиональные умения анализировать экономические явления и процессы современной жизни.

Для этого необходимо решение следующих задач:

  • помочь студентам усвоить социально-экономические предпосылки появления изучаемых экономических школ, идеи крупнейших экономистов мировой и отечественной экономической науки,

  • рассмотреть на семинарских занятиях главные произведения ведущих ученых - экономистов,

  • обратить внимание на развитие экономической науки в России, на вклад российских ученых в мировую экономическую науку,

  • использовать межпредметные связи с экономической теорией, историей, историей экономик.

Цели и задачи изучения дисциплины

Цели изучения студентами истории экономических учений:

-знакомство с концепциями наиболее известных экономистов различных эпох и стран;

-изучение трактовок экономических категорий и законов у различных представителей экономической науки;

-понимать историю экономических учений как исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей, концепций, представленных в теориях отдельных экономистов, теоретических школах и направлениях;

формирование критического, альтернативного экономического мышления;



Задачи изучения учебной дисциплины:

-Познакомиться с основными школами и направлениями истории экономических учений, судьбами и взглядами крупнейших как зарубежных, так и российских ученых, которые внесли вклад в историю экономической науки;

-Понимать объективные закономерности развития мировой и отечественной экономики;

-Сформировать у будущих управленцев эрудицию и умение свободно ориентироваться в экономических теориях, сравнивать альтернативные теоретические подходы и принимать самостоятельные решения по практической реализации отдельных практических задач;

-Знать категориальный аппарат, отражающий историю экономических учений.


  1. Требования к уровню освоения дисциплины.

Изучив «Историю экономических учений», студенты

должны знать:

-содержание основных экономических школ и направлений;

-взгляды крупнейших экономистов как прошлого, так и современности, как зарубежных, так и российских ученых;

-основные этапы развития экономической науки ;

-основные понятия учебной дисциплины;

-характерные особенности методов экономического анализа различных школ и направлений экономической науки.



должны уметь:

анализировать сильные и слабые стороны различных экономических теорий;

работать с первоисточниками, энциклопедиями, хрестоматиями;

дать характеристику наиболее известных экономических теорий.




  1. Формы и методы проведения учебных занятий.

В учебном процессе дисциплины используются лекционная форма занятий, семинарские и практические занятия, тестовые формы обучения.

В рамках изучения дисциплины предусматривается выполнение письменных работ и докладов согласно предложенным темам и требованиям, изложенным в методических рекомендациях.

Промежуточный контроль – выполнение практических ситуаций (предоставление отчетов), тестовые формы оценки, устные ответы.

Итоговый контроль – устный опрос/тест.




  1. Распределение часов по темам и видам занятий.


Общая трудоемкость дисциплины

№ п/п

Виды занятий

Дневная форма обучения (5 лет), 1 курс, 2 семестр.

Заочная форма обучения (6 лет), 2 курс

1.

Лекции

34 часов

6 часов

2.

Практические занятия

15 часов

6 часов

4.

Самостоятельная работа

19 часов

58 часов

5.

Контрольная работа

-

V

6.

Форма контроля

экзамен

экзамен



Расчет учебных часов по видам занятий дисциплины «История экономических учений» для студентов очной формы обучения

№№ п/п

  1. Темы курса

Количество часов

Сам. раб.

Всего часов

Лекции, час.

Семина-ры, час.

Всего

1

2

3

4

5

6

7

1.

Введение. Возникновение экономической мысли. Экономическая мысль Античности и Средневековья

2

-

2

3

5

2.

Первые экономические школы: меркантилизм, физиократы

2

-

2

2

4

3.

Классическая школа политической экономии

4

2

6

2

8

4.

Марксизм

4

2

6

2

8

5.

Неоклассическое направление

4

2

6

2

8

6.

Австрийская школа

4

2

6

1

7

7.

Кейнсианство

4

2

6

1

7

8.

Монетаризм

4

2

6

1

7

9.

Институционализм

2

1

3

1

4

10.

Русская экономическая мысль конца 19-20 веков

4

2

6

4

10




Итого

34

15

50

19

70


Расчет учебных часов по видам занятий дисциплины «История экономических учений» для студентов заочной формы обучения

№№ п/п

  1. Темы курса

Количество часов

Сам. раб.

Всего часов

Лекции, час.

Семина-ры, час.

Всего

1

2

3

4

5

6

7

1.

Введение. Возникновение экономической мысли. Экономическая мысль Античности и Средневековья

1

-

1

6

7

2.

Первые экономические школы: меркантилизм, физиократы

1

-

1

6

7

3.

Классическая школа политической экономии

1

-

1

6

7

4.

Марксизм

-

1

1

6

7

5.

Неоклассическое направление

1

-

1

6

7

6.

Австрийская школа

-

1

1

6

7

7.

Кейнсианство

1

1

2

6

8

8.

Монетаризм

-

1

1

4

5

9.

Институционализм

-

1

1

4

5

10.

Русская экономическая мысль конца 19-20 веков

1

1

2

8

10




Итого

6

6

12

58

70




  1. Содержание дисциплины.

ТЕМА 1. Введение. Возникновение экономической мысли. Экономическая мысль Античности и Средневековья.

Предмет истории экономических учений.

Цель и задачи курса; его практическое применение.

Возникновение термина «экономика».

Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима. Аристотель о богатстве в натуральной и денежной форме - «хрематистике». Древнеримские мыслители о рациональном ведении хозяйства.

Экономическая мысль Средневековья. Фома Аквинский и его экономические взгляды.

Экономические вопросы в Русской Правде
ТЕМА 2. Первые экономические школы: меркантилизм, физиократы.

Меркантилизм- первая школа экономической мысли. Ранний и поздний меркантилизм. Доктрина торгового баланса. Обоснование протекционизма. Т. Мэн. А. Монкретьен.

Меркантилистские взгляды И.Т. Посошкова: «Книга о скудости и богатстве».

Экономическая школа физиократов. Ф. Кенэ «Экономическая таблица». Физиократы о государственном вмешательстве в экономику.


ТЕМА 3. Классическая школа политической экономии.

Возникновение классической школы. «Политическая арифметика» У. Петти; его экономические взгляды. Формирование экономической науки как системы

Книга А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Учение А. Смита об источниках роста богатства, о разделении труда, обмене, деньгах, стоимости, о капитале и его структуре, роли государства.

«Начала политической экономии и налогового обложения» Д. Рикардо: развитие трудовой теории стоимости, проблема распределения доходов, теория ренты, динамика заработной платы прибыли.

Теория внешней торговли А. Смита и Д. Риккардо.

Последователи и оппоненты классической школы. Ж.-Б. Сэй: теория трех факторов производства. Т. Мальтус: «Закон народонаселения».

Значение идей классической школы для современности
ТЕМА 4. Марксизм.

Создатели марксистской теории- К. Марк и Ф. Энгельс.

К.Маркс о движущих силах и тенденциях общественного развития. Разработка экономической теории в «Капитале». Теория прибавочной стоимости. Решение проблем распределения и социальной справедливости в трудах К. Маркса. Всеобщий закон капиталистического накопления.

К. Маркс об экономических предпосылках революции и принципах построения будущего общества.

Распространение социалистических идей в России. В. И. Ленин как экономист и политик. Разработка экономических проблем в работах В.И. Ленина.
ТЕМА 5. Неоклассическое направление.

Маржинальная революция как переход от концепции классической экономической школы к неоклассической теории. Основные положения маржинализма.

Этапы развития маржинализма.

Л. Вальрас- основоположник теории общего экономического равновесия.

Оптимум В. Парето.

Теория предельной производительности Дж. Б. Кларка.

А. Маршалл о взаимосвязи спроса и предложения, эластичности спроса, разграничении краткосрочного и долгосрочного периодов, теории цены.
ТЕМА 6. Австрийская школа.

Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бем - Баверк, Ф. Визер.

Формирование маржиналистской теории.

Субъективно- психологическая концепция стоимости и цены товара. Оценка полезности товара. Полезность благ и поведение потребителей.

Представители новой австрийской школы: Л. Фон Мизес, Й. Шумпетер, Ф. фон Хайек.

Л. фон Мизес о классических макроэкономических проблемах и свободной рыночной экономике.

Ф. фон Хайек о «спонтанном порядке»

Теория экономического развития Й. Шумпетера


ТЕМА 7. Кейнсианство.

«Общая теория занятости, процента и денег» Д. М. Кейнса и переворот в экономической теории.

Д. М. Кейнс об уровне занятости и совокупном спросе, склонности населения к потреблению и сбережению. Сбережения и инвестиции. Инвестиционный мультипликатор.

Д. М. Кейнс о государственном регулировании, кредитно-денежной и бюджетной политике.

Современное кейнсианство. Д. Робинсон о несовершенной конкуренции.
ТЕМА 8. Монетаризм.

Поиски новых подходов к восстановлению экономического равновесия. М. Фридмен - лидер монетаристского направления. Основные положения монетаристов.

Уравнение обмена И. Фишера.

Спрос на деньги и предложение денег.

Монетаристы об инфляции и занятости.

«Денежное правило» М. Фридмена.

Монетаризм в России.
ТЕМА 9. Институционализм.

Сущность и основные представители институционализма.

Основные идеи «Теории праздного класса» Т. Веблена.

Дж. К. Гэлбрейт о «техноструктуре» и ее роли в экономике. Р. Коуз о транакционных издержках

Институционалисты о «пучке прав» собственности, типах и функциях государства.

Теория общественного выбора Дж. Бьюкенена.

Значение институционализма.
ТЕМА 10. Русская экономическая мысль конца 19-20 веков.

Один из феноменов российской науки - разработка теоретических идей, основанных на применении математических методов в экономических исследованиях.

В.К.Дмитриев-представитель отечественной математической школы в политической экономии о полных и общественно необходимых затратах труда на производство продукции, двух математических моделях цены, о влиянии конкуренции на издержки и цену.

Е. Е. Слуцкий – один из создателей ординалистского подхода к полезности. Математическая взаимосвязь циклических колебаний в экономике с разного рода погрешностями в ходе хозяйственного процесса.

М. И. Туган- Барановский – один из создателей теории экономического цикла и крупнейший теоретик кооперативного движения.

Концепция А. В. Чаянова о семейно-трудовом хозяйстве и сельскохозяйственной кооперации.

Н. Д. Кондратьев: теория больших циклов конъюнктуры.

Г. А. Фельдман: модель условий оптимального соотношения роста двух основных подразделений общественного производства.

В.В. Навожилов - выдающийся исследователь проблем экономико-математической науки, один из основоположников теории оптимального планирования, крупнейший специалист в области ценообразования, теории рынка и методологии расчета экономической эффективности.
Лауреат Нобелевской премии по экономике (1975 г.) Л. В. Канторович: метод линейного программирования и оптимальное размещение производственных и потребительских факторов, проблема разработки оптимального плана всего народного хозяйства как математической модели.


  1. Содержание практических и семинарских занятий

Семинарское занятие 1

Тема 3. Классическая школа политической экономии

Продолжительность – 2 часа

План


1.Возникновение классической школы: экономические взгляды У. Петти

2. Основные идеи А. Смита в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов»

3.А.Смит о производительном труде

4.Теория стоимости в произведениях А.Смита и Д. Рикардо

5.Классики о роли государства

6.Теория доходов Д. Риккардо

7.Д. Риккардо о сравнительных издержках
Темы докладов:

1.А.Смит и Д. Риккардо как личности и ученые

2.А.Смит о богатстве общества и его источниках

3.Теория внешней торговли Д.Рикардо

4. Учение классиков политической экономии и современность
Литература:

1. Автономов, В.С. История экономический учений/ В.С. Автономов.- М.: Инфра-М, 2007. – 784с.

2. Бартенев, С.А. История экономических учений: учебник/ С.А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2008.- 457с.

3. Белихин, В.Г. История экономических учений: учеб. пособие/ В.Г. Белихин. - М.: Сирин, 2008.- 341с.

4. Борисов, Г.В.. История экономических учений: хрестоматия/ Г.В. Борисов, М.В. Сутырин, М.В. Шишкин. - М.: Сентябрь: Бизнес-Пресса, 2009.-271с.

5. Гловели Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для вузов / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2011. - 742 с.

6. Гловели, Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для бакалавров / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2012. - 742 с.

7. Гусейнов, Р.М. История экономических учений: учеб. пособие/ Р.М. Гусейнов, Ю.В. Горбачева, В.М. Рябцева.- М.: Инфра-М, 2009. – 384 с.

8. История экономических учений: учеб. пособие/ под ред. В.Автономова [и др.]. - М.: Инфра-М, 2008.-784с.

9. Титова, Н.Е. История экономических учений: курс лекций: учебник для вузов/Н.Е. Титова. - М.: Владос, 2007.-287с.


Семинарское занятие 2

Тема 4.Марксизм

Продолжительность – 2 часа

План


1.Личность и эпоха К.Маркса

2.Теория трудовой и прибавочной стоимости К.Маркса

3.Всеобщий закон капиталистического накопления

4.К.Маркс об исторической тенденции капиталистического накопления

5.Учение К. Маркса и современность
Темы докладов:

1.К.Маркс о двойственном характере труда

2.Учение К. Маркса о коммунизме
Литература:

1. Автономов, В.С. История экономический учений/ В.С. Автономов.- М.: Инфра-М, 2007. – 784с.

2. Бартенев, С.А. История экономических учений: учебник/ С.А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2008.- 457с.

3. Белихин, В.Г. История экономических учений: учеб. пособие/ В.Г. Белихин. - М.: Сирин, 2008.- 341с.

4. Борисов, Г.В.. История экономических учений: хрестоматия/ Г.В. Борисов, М.В. Сутырин, М.В. Шишкин. - М.: Сентябрь: Бизнес-Пресса, 2009.-271с.

5. Гловели Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для вузов / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2011. - 742 с.

6. Гловели, Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для бакалавров / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2012. - 742 с.

7. Гусейнов, Р.М. История экономических учений: учеб. пособие/ Р.М. Гусейнов, Ю.В. Горбачева, В.М. Рябцева.- М.: Инфра-М, 2009. – 384 с.

8. История экономических учений: учеб. пособие/ под ред. В.Автономова [и др.]. - М.: Инфра-М, 2008.-784с.

9. Титова, Н.Е. История экономических учений: курс лекций: учебник для вузов/Н.Е. Титова. - М.: Владос, 2007.-287с.


Семинарское занятие 3

Тема 5.Неоклассическоенаправление

Продолжительность – 2 часа

План


1.Маржинальная революция: ее предпосылки и этапы. Основные постулаты маржиналистов

2.К.Менгер и его экономические взгляды

3. Оптимум В.Парето

4.А.Маршалл и его экономическое учение


Темы докладов:

1.К.Менгер: теория предельной полезности

1.Теория потребительского излишка А.Маршалла

2.«Крест Маршалла» и его теоретическое и практическое значение


Литература:

1. Автономов, В.С. История экономический учений/ В.С. Автономов.- М.: Инфра-М, 2007. – 784с.

2. Бартенев, С.А. История экономических учений: учебник/ С.А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2008.- 457с.

3. Белихин, В.Г. История экономических учений: учеб. пособие/ В.Г. Белихин. - М.: Сирин, 2008.- 341с.

4. Борисов, Г.В.. История экономических учений: хрестоматия/ Г.В. Борисов, М.В. Сутырин, М.В. Шишкин. - М.: Сентябрь: Бизнес-Пресса, 2009.-271с.

5. Гловели Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для вузов / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2011. - 742 с.

6. Гловели, Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для бакалавров / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2012. - 742 с.

7. Гусейнов, Р.М. История экономических учений: учеб. пособие/ Р.М. Гусейнов, Ю.В. Горбачева, В.М. Рябцева.- М.: Инфра-М, 2009. – 384 с.

8. История экономических учений: учеб. пособие/ под ред. В.Автономова [и др.]. - М.: Инфра-М, 2008.-784с.

9. Титова, Н.Е. История экономических учений: курс лекций: учебник для вузов/Н.Е. Титова. - М.: Владос, 2007.-287с.


Семинарское занятие 4

Тема 6.Австрийская школа

Продолжительность – 2 часа

План


1.О. Беем-Баверк о прибыли, ценообразовании и предельной полезности

2.Теория вмененности Ф.Визера

3.Основные идеи книги Ф. Хайека «Дорога к рабству»

4.Теория инноваций Й. Шумпетера


Темы докладов:

1.Й.Шумпетер о предпринимательстве


Литература:

1. Автономов, В.С. История экономический учений/ В.С. Автономов.- М.: Инфра-М, 2007. – 784с.

2. Бартенев, С.А. История экономических учений: учебник/ С.А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2008.- 457с.

3. Белихин, В.Г. История экономических учений: учеб. пособие/ В.Г. Белихин. - М.: Сирин, 2008.- 341с.

4. Борисов, Г.В.. История экономических учений: хрестоматия/ Г.В. Борисов, М.В. Сутырин, М.В. Шишкин. - М.: Сентябрь: Бизнес-Пресса, 2009.-271с.

5. Гловели Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для вузов / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2011. - 742 с.

6. Гловели, Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для бакалавров / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2012. - 742 с.

7. Гусейнов, Р.М. История экономических учений: учеб. пособие/ Р.М. Гусейнов, Ю.В. Горбачева, В.М. Рябцева.- М.: Инфра-М, 2009. – 384 с.

8. История экономических учений: учеб. пособие/ под ред. В.Автономова [и др.]. - М.: Инфра-М, 2008.-784с.

9. Титова, Н.Е. История экономических учений: курс лекций: учебник для вузов/Н.Е. Титова. - М.: Владос, 2007.-287с.


Семинарское занятие 5

Тема 7.Кейнсианство

Продолжительность – 2 часа

План


1.Д.М. Кейнс: личность и ученый

2.Д.М.Кейнс о государственном регулировании

3.Проблемы эффективного спроса у Д.М.Кейнса

3.Учение Д.М.Кейнса о мультипликаторе и акселераторе


Темы докладов:

1.Кейнсианство- переворот в экономической теории 20 века

2.Современное кейнсианство
Литература:

1. Автономов, В.С. История экономический учений/ В.С. Автономов.- М.: Инфра-М, 2007. – 784с.

2. Бартенев, С.А. История экономических учений: учебник/ С.А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2008.- 457с.

3. Белихин, В.Г. История экономических учений: учеб. пособие/ В.Г. Белихин. - М.: Сирин, 2008.- 341с.

4. Борисов, Г.В.. История экономических учений: хрестоматия/ Г.В. Борисов, М.В. Сутырин, М.В. Шишкин. - М.: Сентябрь: Бизнес-Пресса, 2009.-271с.

5. Гловели Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для вузов / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2011. - 742 с.

6. Гловели, Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для бакалавров / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2012. - 742 с.

7. Гусейнов, Р.М. История экономических учений: учеб. пособие/ Р.М. Гусейнов, Ю.В. Горбачева, В.М. Рябцева.- М.: Инфра-М, 2009. – 384 с.

8. История экономических учений: учеб. пособие/ под ред. В.Автономова [и др.]. - М.: Инфра-М, 2008.-784с.

9. Титова, Н.Е. История экономических учений: курс лекций: учебник для вузов/Н.Е. Титова. - М.: Владос, 2007.-287с.


Семинарское занятие 6

Тема 8.Монетаризм

Продолжительность – 2 часа

План


1.Монетаризм: новые подходы к регулированию экономики

2.Основные положения монетаристов

3.«Денежное правило» М. Фридмена

4.Уравнение обмена И.Фишера


Темы докладов:

1.Монетаристы и кейнсианцы о взаимосвязи инфляции и занятости

2.Монетаризм в России: рецепты переходного периода
Литература:

1. Автономов, В.С. История экономический учений/ В.С. Автономов.- М.: Инфра-М, 2007. – 784с.

2. Бартенев, С.А. История экономических учений: учебник/ С.А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2008.- 457с.

3. Белихин, В.Г. История экономических учений: учеб. пособие/ В.Г. Белихин. - М.: Сирин, 2008.- 341с.

4. Борисов, Г.В.. История экономических учений: хрестоматия/ Г.В. Борисов, М.В. Сутырин, М.В. Шишкин. - М.: Сентябрь: Бизнес-Пресса, 2009.-271с.

5. Гловели Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для вузов / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2011. - 742 с.

6. Гловели, Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для бакалавров / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2012. - 742 с.

7. Гусейнов, Р.М. История экономических учений: учеб. пособие/ Р.М. Гусейнов, Ю.В. Горбачева, В.М. Рябцева.- М.: Инфра-М, 2009. – 384 с.

8. История экономических учений: учеб. пособие/ под ред. В.Автономова [и др.]. - М.: Инфра-М, 2008.-784с.

9. Титова, Н.Е. История экономических учений: курс лекций: учебник для вузов/Н.Е. Титова. - М.: Владос, 2007.-287с.


Семинарское занятие 7

Тема 9 Институционализм

Продолжительность – 1 час

План


1.Сущность, основные направления и значение

институционализма

2.Экономическое учение Т. Веблена

3.Экономические воззрения Дж. Коммонса и У. Митчелла

4. Теория прав собственности и теория трансакционных издержек Р. Коуза
Темы докладов:

1.Экономические взгляды Дж. Гэлбрейта

2.Теория общественного выбора Дж. Бьюкенена
Литература:

1. Автономов, В.С. История экономический учений/ В.С. Автономов.- М.: Инфра-М, 2007. – 784с.

2. Бартенев, С.А. История экономических учений: учебник/ С.А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2008.- 457с.

3. Белихин, В.Г. История экономических учений: учеб. пособие/ В.Г. Белихин. - М.: Сирин, 2008.- 341с.

4. Борисов, Г.В.. История экономических учений: хрестоматия/ Г.В. Борисов, М.В. Сутырин, М.В. Шишкин. - М.: Сентябрь: Бизнес-Пресса, 2009.-271с.

5. Гловели Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для вузов / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2011. - 742 с.

6. Гловели, Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для бакалавров / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2012. - 742 с.

7. Гусейнов, Р.М. История экономических учений: учеб. пособие/ Р.М. Гусейнов, Ю.В. Горбачева, В.М. Рябцева.- М.: Инфра-М, 2009. – 384 с.

8. История экономических учений: учеб. пособие/ под ред. В.Автономова [и др.]. - М.: Инфра-М, 2008.-784с.

9. Титова, Н.Е. История экономических учений: курс лекций: учебник для вузов/Н.Е. Титова. - М.: Владос, 2007.-287с.


Семинарское занятие 8

Тема 10. Русская экономическая мысль конца 19-20 веков

Продолжительность – 2 часа

План


1.Экономические взгляды М.И. Туган - Барановского

2.Л.В. Канторович- создатель метода линейного программирования

3.А.В. Чаянов о семейно- трудовом хозяйстве

4.Теория больших циклов конъюнктуры Н.Д. Кондратьева


Темы докладов:

1.Егор Гайдар: рецепты переходного периода


Литература:

1. Автономов, В.С. История экономический учений/ В.С. Автономов.- М.: Инфра-М, 2007. – 784с.

2. Бартенев, С.А. История экономических учений: учебник/ С.А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2008.- 457с.

3. Белихин, В.Г. История экономических учений: учеб. пособие/ В.Г. Белихин. - М.: Сирин, 2008.- 341с.

4. Борисов, Г.В.. История экономических учений: хрестоматия/ Г.В. Борисов, М.В. Сутырин, М.В. Шишкин. - М.: Сентябрь: Бизнес-Пресса, 2009.-271с.

5. Гловели Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для вузов / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2011. - 742 с.

6. Гловели, Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для бакалавров / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2012. - 742 с.

7. Гусейнов, Р.М. История экономических учений: учеб. пособие/ Р.М. Гусейнов, Ю.В. Горбачева, В.М. Рябцева.- М.: Инфра-М, 2009. – 384 с.

8. История экономических учений: учеб. пособие/ под ред. В.Автономова [и др.]. - М.: Инфра-М, 2008.-784с.

9. Титова, Н.Е. История экономических учений: курс лекций: учебник для вузов/Н.Е. Титова. - М.: Владос, 2007.-287с.




  1. Задания для самостоятельной работы.

1.Экономические вопросы в Русской Правде

2.Экономические взгляды Т.Мэна и А. Монкретьена

3.А.Смит о капитале и его структуре

4.Д. Рикардо: теория ренты


5.Теория внешней торговли А. Смита и Д. Риккардо

6.К. Маркс об экономических предпосылках революции и принципах построения будущего общества

7.Разработка экономических проблем в работах В.И. Ленина

8.Теория предельной производительности Дж. Б. Кларка

9.Субъективно- психологическая концепция стоимости и цены товара. Оценка полезности товара. Полезность благ и поведение потребителей

10.Л. фон Мизес о классических макроэкономических проблемах и свободной рыночной экономике

11.Современное кейнсианство. Д. Робинсон о несовершенной конкуренции

12.Уравнение обмена И. Фишера

13.Институционалисты о типах и функциях государств

14.В.В. Навожилов – выдающийся советский ученый- экономист

15.Егор Гайдар: рецепты переходного периода


  1. Тесты итогового контроля

Первый вариант

1. Автором первых публикаций, посвященных истории экономической науки, является:

а/ Т. Мальтус

б/ С.Дюпон де Немур

в/ Й.Шумпетер

г/ Ж.-Б.Сэй


2. Гедонисты считали, что общим принципом экономической науки является:

а/ поиск индивидом высокого уровня доходов

б/ поиск индивидом максимума неприятностей при минимуме удовольствия

в/ поиск индивидом максимума удовольствия при минимуме неприятностей

г/ поиск индивидом минимального уровня затрат
3. Кто из античных философов назвал свой трактат «Экономика»:

а/ Сократ

б/ Платон

в/ Аристотель

г/ Ксенофонт
4. Меркантилисты считали источником богатства:

а/ производство

б/ потребление

в/ сферу обращения

г/сферу платежа
5. Экономика, по Аристотелю, НЕ предполагает этот элемент власти:

а/ власть господина по отношению к рабам

б/ власть отца по отношению к детям

в/ власть преподавателя по отношению к студентам

г/ власть мужа по отношению к жене
6. Термин «физиократия» означает в переводе с древнегреческого:

а/ власть богатых

б/ власть нищих

в/ власть природы

г/ отсутствие власти
7. Крупнейшее произведение Ф.Кенэ называется:

а/ «Экономическая матрица»

б/ «Экономическая пропедевтика»

в/ «Сумма экономики»

г/ «Экономическая таблица»
8. А.Смит ввел в экономическую науку следующее образное выражение:

а/ невидимый сторож

б/ ночная рука

в/ невидимая рука

г/ ночной дозор
9. Крупнейшее произведение А.Смита кратко называют:

а/ «Нищета нации»

б/ «Богатство народов»

в/ «Философия богатства»

г/ «Экономика нищеты»
10. По мнению Д.Рикардо, стоимость подавляющего большинства товаров определяется:

а/ редкостью

б/ полезностью

в/ затратами труда

г/ затратами капитала
11. Труд природы, по мнению Д.Рикардо, оплачивается потому, что:

а/ она делает много

б/ она делает мало

в/ она ничего не делает

г/ она делает все
12. Ж.-Б.Сэй в числе трех факторов производства НЕ называет:

а/ предпринимательство

б/ капитал

в/ труд


г/ землю
13. Этот фактор НЕ лежит в основе классификации классов М.Вебера:

а/ богатство

б/ власть

в/ престиж

г/ репутация
14. Среди новых категорий, введенных К.Марксом в экономическую науку, нельзя найти:

а/ прибавочную стоимость

б/ органическое строение капитала

в/ предельную норму замещения

г/ конкретный труд
15. Прибавочная стоимость-это:

а/ превращенная форма стоимости

б/ препарированная форма стоимости

в/ завуалированная форма стоимости

г/ система заработной платы
16. Этот экономист является представителем австрийской школы маржинализма:

а/ К.Книс

б/ Б.Гильденбранд

в/ Ф.Визер

г/ Р.Гильфердинг
17. По мнению А.Маршалла, это позволило экономической теории опередить все остальные общественные науки:

а/ использование математических методов

б/ определенное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни

в/ изучение психологии индивида

г/ отказ от этических оценок деятельности индивида
18. Д.Б.Кларк считал, что если было бы доказано, что доходы распределяются несправедливо, то всякий здравомыслящий человек стал бы :

а/ штрейкбрехером

б/ гастарбайтером

в/ социалистом

г/ лейбористом
19. Согласно И.Фишеру, уровень цен НЕ зависит от этой причины:

а/ от количества денег в обращении

б/ от формы денежного товара

в/ от скорости их обращения (или от среднего количества переходов денег в обмен на блага в течение года)

г/ от объема торговли (или от суммы стоимости благ, купленных на деньги)
20. Связь м6ежду объемом национального дохода и инвестициями, по Дж.М.Кейнсу, выражает особый коэффициент:

а/ аниматор

б/ биномальный

в/ ай-кью

г/ мультипликатор
21. Экономическую теорию рыночного общества Л.фон Мизес именует:

а/ хрематистикой

б/ плутологией

в/ экономиксом

г/ катаплактикой
22. Наиболее рациональным поведением избирателя, согласно теории общественного выбора, является стратегия:

а/ популизма

б/ консерватмизма

в/ абсентизма

г/ реализма
23. Важное значение для эволюционной теории имеет категория:

а/ рутина

б/ перемена

в/ застой

г/ перестройка
24. Е.Е.Слуцкий считается одним из создателей:

а/ ординалистского подхода к полезности

б/ кардиналистского подхода

в/ количественного подхода

г/ качественного подхода
25. Круг товарных ресурсов, необходимых кооперативным организациям, согласно М.И. Туган - Барановскому, НЕ включает:

а/ экономические блага

б/ товары, предназначенные для розничной торговли

в/ импортные товары

г/ товары, предназначенные для экспорта
26. Мировую известность Н.Д. Кондратьеву принесла:

а/ теория кризисов перепроизводства

б/ теория предельной полезности

в/ теория больших циклов

г/ теория малых циклов
27. Лауреатом Нобелевской премии по экономике является этот советский экономист:

а/ В. Леонтьев

б/ Л. Канторович

в/ В. Навожилов

г/ В. Немчинов
Второй вариант
1. Трактат Й. Шумпетера, посвященный истории экономической науки, называется :

а/ «История политической экономии в Европе»

б/ «очерк истории политической экономии»

в/ «История экономических доктрин»

г/ «История экономического анализа»
2. Трансплантация теоретической схемы с целью вживления ее в механизмы реального хозяйства:

а/ ведет к прогрессу экономической системы

б/ не всегда приводит к положительным последствиям

в/ ведет к загниванию капитализма

г/ способствует увеличению ВНП
3. Античные философы и средневековые теологи отрицательно относились:

а/ к склонности населения к потреблению

б/ к ростовщичеству

в/ к предпринимательству

г/ к закону спроса
4. Кто из этого списка НЕ является представителем меркантилизма:

а/ Т.Мэн


б/ Т.Манн

в/ А.Серра

г/ А.Монкретьен
5. Крупнейшим экономистом средневековья считается:

а/ Иоан Златоуст

б/ Пьер Абеляр

в/ Вильгельм Баскервильский

г/ Фома Аквинский
6. Среди трех классов общества, анализируемых Ф.Кенэ, нельзя найти:

а/ пролетариат

б/ землевладельцев

в/ бесплодный класс

г/ производительный класс
7. Лозунгом физиократов являлось:

а/ «pas trop gouvemer»

б/ «laissez faire»

в/ «liberte, egalite,fraternite»

г/ «allegro ma non troppo»
8. А.Смит считает, что производительным трудом заняты:

а/ судебные чиновники

б/ паяцы

в/ писатели всякого рода

г/ рабочие мануфактуры
9. Самой известной из всех теорий Д.Рикардо является:

а/ теория предельной полезности

б/ теория земельной ренты

в/ теория убывающей производительности

г/ теория денежного обращения
10. Д.Рикардо утверждает:

а/ не потому хлеб дорог, что высока рента, а рента высока потому, что хлеб дорог

б/ рента высока не потому, что хлеб дорог, а потому, что высоки затраты на доставку товара к рынку сбыта

в/ не потому высока рента, что хлеб дорог, а хлеб дорог потому, что высока рента

г/ хлеб дорог потому, что земли мало, а работать на ней никто не хочет
11. Затраты капитала, по мнению Д.Рикардо, можно свести:

а/ к затраченному в прошлом труду

б/ к затраченному в будущем труду

в/ к затраченному в настоящем труду

г/ к затраченным в прошлом деньгам
12. Т. Мальтуса называли:

а/ мрачным и ужасным гением

б/ гением, который сам того не знает

в/ светлым и веселым гением

г/ посредственной бездарностью
13. Четвертый том «Капитала» К. Маркса был издан под редакцией:

а/ Ф.Энгельса

б/ К.Каутского

в/ В.Ульянова

г/ Л.Троцкого
14. Среди разновидностей капитала К.Маркс НЕ рассматривает:

а/ потребительский капитал

б/ постоянный капитал

в/ переменный капитал

г/ оборотный капитал
15. К.Менгер НЕ анализирует данную разновидность благ:

а/ экономические блага

б/ блага первого порядка

в/ блага высших порядков

г/ рациональные блага
16. А.Маршалл ввел в экономический анализ понятие:

а/ предельная полезность

б/ меновая стоимость

в/ потребительский избыток

г/ потребительская корзина
17. А.Маршалл считает, что иногда надежным измерителем прогресса общества выступает:

а/ увеличение богатства

б/ рост производительности труда

в/ снижение налогов

г/ рост численности населения
18. Высокая производительность фактора производства НЕ объясняется, по Дж. Б.Кларку, следующим условием:

а/ фактор в состоянии создавать большое число продуктов с нормальной ценностью

б/ фактор обладает нормальной способностью создавать дешевые продукты

в/ фактор в состоянии создавать большое число дорогих продуктов

г/ фактор обладает низкой способностью создавать продукты с нормальной ценностью
19. Среди основных инстинктивных склонностей людей, согласно Т.Веблену, отсутствует:

а/ склонность к потреблению и сбережениям

б/ инстинкт праздного любопытства

в/ родительский инстинкт

г/ склонность к приобретательству
20. Й. Шумпетер считал марксизм продуктом:

а/ развития рабочего движения

б/ буржуазного мышления

в/ социального развития

г/ мещанского мировоззрения
21. Среди основных инструментов кредитной политики ФРС М. Фридменом НЕ выделяются:

а/ критерии приемлемости

б/ контроль над ставками налогообложения

в/ контроль над потребительским кредитом

г/ контроль над процентом, который банки платят по депозитам
22. Лидером и основателем теории общественного выбора является:

а/ Й. Шумпетер

б/ К. Эрроу

в/ Э. Даунс

г/ Дж. Бьюкенен
23. К математической школе в российской экономической науке относится:

а/ С.Н.Булгаков

б/ В.К.Дмитриев

в/ И.И.Янжула

г/ И.И.Кауфман
24. В своих первых крупных работах М.И. Туган -Барановский выступает представителем:

а/ Конституционного монархизма

б/ Махрового реакционизма

в/ Легального марксизма

г/ Нелегального ленинизма
25. А.В.Чаянов встречался в Москве:

а/ с английским шпионом Дж. М. Кейнсом

б/ с английским писателем Г.Уэллсом

в/ с американским миллионером А . Хаммером

г/ с американским журналистом Д.Ридом
26. Спор относительно принципов макроэкономического планирования развернулся в СССР между представителями:

а/ телеологического и генетического подходов

б/ теологического и схоластического

в/ сталинского и троцкистского

г/ марксистского и ленинского
27. В.Леонтьев разработал макроэкономическую модель, именуемую:

а/ «затраты - выпуск»

б/ «производство - потребление»

в/ «капитал - предпринимательство»

г/ «факторы - ресурсы»


  1. Экзаменационные вопросы.

1.Предмет, цель, задачи и практическое применение курса «История экономических учений»

2.Экономическая мысль Древнего Востока

3.Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима.

4.Экономическая мысль Средневековья. Фома Аквинский и его экономические взгляды.

5.Особенности экономической мысли средневековой Руси

6.Возникновение классической школы: П. Буагильбер и У. Петти

7.Экономические взгляды А. Смита

8.Д. Рикардо – экономист эпохи промышленной революции.

9.Последователи и оппоненты классической школы: Ж.-Б. Сэй и Т. Мальтус

10.Предпосылки возникновения марксизма

11.Исходные положения марксизма

12.Роль экономического учения К.Маркса

13.Маржинальная революция как переход от концепции классической экономической школы к неоклассической теории. Основные положения маржинализма.

14.Представители первого этапа маржинальной революции: К. Менгер, У.С.Джевонс, Л. Вальрас

15. Второй этап маржинальной революции: вклад В. Парето и Дж.Б.Кларка в маржиналистскую теорию

16.Экономическое учение А. Маршалла

17.Учение Д.М. Кейнса и переворот в экономической науке

18.Основные положения «Общей теории занятости, процента и денег»

19.Значение работы Д.М.Кейнса «Общая тория занятости, процента денег»

20.Монетаризм: новые подходы к восстановлению экономического равновесия

21.Основные положения монетаристов

22.Сущность, этапы и течения институционализма.

23Социально психологический институционализм

24.Социально-правовое направление институционализма

25.Конъюнктурно-статистическое (эмпирическое) направление институционализма.

26.Значение институционализма

27. Туган- Барановский М.И.: теории экономического цикла и кооперативного движения

28.Создание российской экономико-математической школы: работы В.К.Дмитриева и Е.Е.Слуцкого

29.Канторович Л.В.: разработка теории линейного программирования

30.Концепция Чаянова А.В. семейно-трудового хозяйства и сельскохозяйственной кооперации.

31. Кондратьев Н.Д.: теория больших циклов конъюнктуры.

32.Фельдман Г.А.: модель условий оптимального соотношения роста двух основных подразделений общественного производства




  1. Темы контрольных работ и методические рекомендации по их выполнению для студентов заочной формы обучения.

Темы контрольных работ.

1. Проблемы и практическая реализация теории социального рыночного хозяйства (неолиберализма) в современных обществах.

2. Теории протекционизма (от меркантилизма до современных взглядов).

3. Теории спроса на деньги: эволюция и современные воззрения.

4. Экономическая мысль в странах Древнего Востока.

5. Экономическая идеология конфуцианства.

6. «Ойкономия» в Древней Греции.

7. Наука хозяйствования в Древнем Риме.

8. «Библия» - как исторический источник изучения экономических воззрений древнего мира.

9. Хозяйственные предписания Корана. «Коран» об экономическом устройстве средневекового Востока.

10. Экономические воззрения допетровской Руси (от «Русской правды» Я.Мудрого до А.Л. Ордына - Нащокина). )

11. И.Т.Посошков — первый идеолог российской буржуазии. «Книга о скудости и богатстве».

12. Экономические учения Адама Смита.

13. Давид Рикардо и его экономическая система.

14. Влияние классической школы политэкономии на развитие экономической

мысли России.

15. Экономическая наука в Англии в первой половине XIX века.

16. Экономическая наука во Франции в первой половине XIX века.

17 «Опыт теории народонаселения» Т. Мальтуса и его современное влияние.

18. Исторические школы политической экономии в Германии.

19. Экономические воззрения социалистов-утопистов.

20. Марксизм как экономическое учение: история формирования, сущность.

21. Российская экономическая мысль в XIX веке.

22. Марксистское экономическое учение в России.

23. Развитие социально-индустриального направления экономической мысли.

24. История эконометрического учения.

25. Современная экономическая мысль в России.

26. Н.Д.Кондратьев. Теория больших циклов. Планирование социалистической

экономики.

27. Поиск регуляторов социалистической экономики. Закон первоначального

социалистического накопления.

28. Экономические дискуссии 50-60-х гг. 20 в. Выработка «объективных экономических

законов социализма».

29. «Перестройка» и социально-экономические реформы в России. Переход на рыночную модель хозяйствования.

30. Теоретический поиск национального пути возрождения российской экономики.

31. Меркантилизм: история, учение, реализация.

32. Физиократизм: история, учение, практическая реализация.

33. Зарождение классической школы политической экономии.

34. Эволюция трудовой теории стоимости в трудах У.Петти,

А. Смита, Д. Рикардо и К. Маркса.

35. А.С.Пигу - " Теория благосостояния".

36. Развитие математического метода экономического анализа в работах О.Курно

37. Экономическая теория Дж. М. Кейнса.

38. Эволюция монетаризма.

49. Теория человеческого капитала.

50. Теория прав собственности.

51. Оценка экономической теории К. Маркса западной экономической наукой.

52. Экономические воззрения эсеров.

53. Научные исследования аграрной сферы в СССР.

54. Реализация идеи социального рыночного хозяйства Л. Эрхарда.

55. Неоклассический синтез.

56. Генезис институционализма.

57. Нобелевские лауреаты по экономике.

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ студентами заочной формы обучения.

В качестве темы контрольной работы студент по своему порядковому номеру (в соответствии с порядковым номером в зачетно-экзаменационной ведомости) выбирает две из предложенных в перечне тем, соответствующих программному материалу курса.

После ознакомления с содержанием выбранных тем контрольной работы студенту следует ознакомиться со справочной, научно-методической, специальной и дополнительной литературой, необходимой для написания работы.

Структура контрольной работы, как правило, включает: титульный лист; план работы; введение (где излагается актуальность и основные положения выбранной темы, степень ее разработанности, объект и предмет анализа, цель и задачи, новизна, теоретическая и практическая значимость); основную часть (где рассматриваются вопросы содержания, структуры, форм и методов, раскрывающие тему контрольной работы), содержащую 2-5 вопросов; заключение (где формулируются выводы и рекомендации по данной теме) и список использованных литературных источников.

Контрольная работа выполняется студентами самостоятельно, должна быть написана понятным языком и технически правильно оформлена. На правой стороне страницы должны быть оставлены поля, страницы пронумерованы. Приводимые в тексте цитаты или другие данные из литературы должны быть точными, их необходимо давать в кавычках с обязательным указанием внизу страницы приводимого источника (автора, названия работы, издательства, года издания и номера страницы). Объем контрольной работы - 15-20 стр., в конце работы ставится подпись студента и дата выполнения.

Контрольная работа рецензируется преподавателем и оценивается, как правило, по пятибалльной шкале. При получении отрицательной оценки работа вместе с рецензией отдается студенту на доработку и с учетом замечаний возвращается для повторной проверки вместе с рецензией.



  1. Список рекомендуемой литературы

Основная

1. Автономов, В.С. История экономический учений/ В.С. Автономов.- М.: Инфра-М, 2007. – 784с.

2. Бартенев, С.А. История экономических учений: учебник/ С.А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2008.- 457с.

3. Белихин, В.Г. История экономических учений: учеб. пособие/ В.Г. Белихин. - М.: Сирин, 2008.- 341с.

4. Борисов, Г.В.. История экономических учений: хрестоматия/ Г.В. Борисов, М.В. Сутырин, М.В. Шишкин. - М.: Сентябрь: Бизнес-Пресса, 2009.-271с.

5. Гловели Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для вузов / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2011. - 742 с.

6. Гловели, Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для бакалавров / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2012. - 742 с.

7. Гусейнов, Р.М. История экономических учений: учеб. пособие/ Р.М. Гусейнов, Ю.В. Горбачева, В.М. Рябцева.- М.: Инфра-М, 2009. – 384 с.

8. История экономических учений: учеб. пособие/ под ред. В.Автономова [и др.]. - М.: Инфра-М, 2008.-784с.

9. Титова, Н.Е. История экономических учений: курс лекций: учебник для вузов/Н.Е. Титова. - М.: Владос, 2007.-287с.



Дополнительная

1. История экономических учений: учебник для вузов./ под ред. В.С. Адвадзе, А.С. Квасова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

2. Худокормов, А.Г. История экономических учений/ А.Г. Худокормов. – М.: Инфра-М, 2007. – 733с.

3. Бартенев, С.А. История экономических учений: учебник/ С.А. Бартенев. - М.: Экономистъ, 2008. -451с.



4. Ядгаров, Я.С. История экономических учений: учебник для вузов/ Я.С. Ядгаров. - М.: Инфра-М, 2009.- 320с.

Интернет - ресурсы:

  1. Russian FAQ Archives – FAQ: Экономика в русском Интернете.

  2. http://www.tfi.uz/et - Электронный учебник «Экономическая теория».

  3. http://www.dis.ru/slovar - Экономический словарь.

  4. http://www. economicus/ru – Информация по широкому спектру экономических дисциплин.

  5. http://www. eklit/agava.ru/books/htm – Библиотека экономической и деловой литературы.


Смотрите также:
Программа дисциплины «История экономических учений»
471.3kb.
3 стр.
Программа дисциплины «История экономических учений»
436.59kb.
1 стр.
предмет истории экономических учений 4 Методология исследования 6 Историческая схема эволюции экономических учений 12
160.44kb.
1 стр.
И. В. Карпова История экономических учений Программа курса
355.15kb.
1 стр.
Контрольные вопросы по курсу «История экономических учений»
136.75kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс история экономических учений караганда 2007-2008
1867.41kb.
10 стр.
История экономических учений: Г. Мюрдаль и М. Фридмен
381.94kb.
2 стр.
Программа дисциплины «История политических учений»
720.75kb.
5 стр.
Примерные вопросы к зачету по дисциплине «История экономических учений»
27.4kb.
1 стр.
Тема Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономических учений
94.04kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины история экономических учений Специальность: 080507. 65 «Менеджмент организации» Барнаул
2223.96kb.
11 стр.
Тема Предмет, метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки
113.69kb.
1 стр.