Муниципальное образовательное учреждение «Овсянниковская средняя (полная) образовательная школа» Целинного района Алтайского края
Принято:
РМО учителей истории, обществознания_____________
Протокол № _____от _________
|
Утверждаю:
Директор школы: __________(Аткин Д.С.)
Приказ № ___от __________
|
Рабочая программа
по предмету
«Всеобщая история и история России XX- начало XXI века »
на 2010/2011 учебный год
для 11 класса
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории и авторской программы курса истории России и Всеобщей истории Н.В. Загладина, С.И. Козленко и др. 2009.
Составитель: Махоткина Ю.В.
с. Овсянниково
2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тематический план ориентирован на использование учебников:
-
Загладин Н. В. История Отечества. XX - начало XXI века: 11 класс / Н. В. Загладин, С. И., Козленко С. Т. Минаков, Ю. А. Петров. - М.: Русское слово, 2008;
-
Загладин Н. В. Всемирная история. XX - начало XXI века: 11 класс / Н. В. Загладин. - М.: Русское слово, 2008.
- Поурочные разработки по истории России XX- начало XXI века. 11 класс, в 2-х ч./авт.-сост. Н.Ю. Бухарева - Волгоград: Учитель, 2009.
- Тестовые задания по отечественной и всеобщей истории. 5-11 класс/ авт.-сост. Г.М. Плоткин. - М.: Просвещение, 2004.
Тематический план предусматривает обучение в объеме:
«История России» - 46 часов,
«Всеобщая история» - 24 часов.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации:
- контрольные работы,
- тестирование,
- обобщающие уроки.
Программа предполагает выделение уроков-семинаров, уроков-презентаций проектов, на которых учащиеся развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание. Тематический план учитывает возрастную ступень и особенности учащихся 11 класса, в связи, с чем включает дискуссионные, проблемные задания, дающие возможность самоутвердиться, самовыразиться, что является немаловажным в старшем школьном возрасте.
Изучение истории в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание гражданственности, формирование национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
-
развитие исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;
-
освоение комплекса систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
-
овладение умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников, критического анализа исторической информации;
-
формирование способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
Задача:
сформировать у старшеклассников целостное представление о тенденциях перемен в жизни человечества, роли и месте России в мировом развитии на различных его этапах.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронный учебник «История России XX век», CD «Энциклопедия истории России (862-1917 гг.), CD «Всеобщая история. 9 класс», CD «От Кремля до Рейхстага», CD « История России XX век», CD «История, философия, социология и др. общественные дисциплины», CD «История искусства», CD «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», Интернет-ресурсы.
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса должны знать/понимать:
• основные факты, процессы, явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
-
периодизацию отечественной и всемирной истории;
-
современные версии и трактовки важнейших проблем;
-
историческую обусловленность современных общественных процессов;
-
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
должны уметь:
-
проводить поиск исторической информации в источниках различного типа;
-
критически анализировать исторический источник;
-
анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема, таблица, аудиовизуальный ряд и т. п.);
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
участвовать в дискуссиях, формулируя собственную позицию;
-
представлять результаты изучения исторического материала в конспектах, реферате, рецензии
-
владеть информационно-коммуникативной, рефлексивной компетенциями;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания и осмысления исторических процессов и ситуаций; выработки собственной гражданской позиции; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления конструктивного взаимодействия с другими людьми; сознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Сроки реализации рабочей программы: 2010-2011 учебный год.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XXI ВЕКА
(24 ЧАСА)
№ урока
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Тип урока
|
Примечание
|
Раздел 1. МИР В ИНДУСТРИАЛЬНУЮ ЭПОХУ: КОНЕЦ XIX- СЕРЕДИНА XX В. (10 ч)
|
1.1
|
Второй технологический переворот и становление индустриального производства
|
1
|
Вводная лекция. Актуализация изученного ранее материала в ходе беседы
|
|
1.2
|
Модернизация в странах Европы, США, Японии
|
1
|
Диалоговые формы обучения. Дискуссия
|
|
1.3
|
Пути развития народов Азии, Африки и Латинской Америки
|
1
|
Актуализация изученного ранее материала в ходе
|
|
1.4
|
Державное соперничество и Первая мировая война
|
1
|
Диалоговые формы обучения. Актуализация изученного ранее материала в ходе беседы
|
|
1.5
|
Реформы и революции в общественном развитии после Первой мировой войны
|
1
|
Проблемное изложение материала Беседа
|
|
1.6
|
Эволюция либеральной демократии
|
1
|
Проблемная лекция.
|
|
1.7
|
Фашизм в Италии и Германии. Тоталитаризм как феномен XX века
|
1
|
Диалоговые формы обучения. Актуализация изученного ранее материала в ходе беседы
|
|
1.8
|
Проблема войны и мира в 1920-е гг. милитаризм и пацифизм
|
1
|
Проблемное изложение материала. Беседа
|
|
1.9
|
Международные отношения в 1930-е гг.
|
1
|
Диалоговые формы обучения. Актуализация изученного ранее материала в ходе беседы
|
|
1.10
|
Вторая мировая и Великая Отечественная война
|
1
|
Комбинированный. Актуализация изученного ранее материала в ходе самостоятельной работы
|
|
Раздел 2. МИРОВОЕ РАЗВИТИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В. (14 ч)
|
2.1
|
Ускорение научно-технического прогресса и становление глобального информационного общества
|
1
|
Проблемное изложение материала Беседа
|
|
2.2
|
Начало «холодной войны» и становление двухполюсного мира
|
1
|
Проблемное изложение материала Беседа
|
|
2.3
|
От разрядки к завершению «холодной войны»
|
1
|
Проблемная лекция
|
|
2.4
|
Страны западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия
|
1
|
Комбинированный. Актуализация изученного ранее материала в ходе самостоятельной работы
|
|
2.5
|
Страны Запада на рубеже XX-XXI вв.
|
|
Проблемная лекция
|
|
2.6
|
Интеграция в Западной Европе и Северной Америке
|
1
|
Комбинированный. Актуализация изученного ранее материала в ходе самостоятельной работы
|
|
2.7
|
Восточная Европа во второй половине XX века
|
1
|
Проблемная лекция. Беседа
|
|
2.8
|
Государства СНГ в мировом сообществе
|
1
|
Комбинированный. Актуализация изученного ранее материала в ходе самостоятельной работы
|
|
2.9
|
Китай и китайская модель развития
|
1
|
Проблемное изложение материала Беседа
|
|
2.10
|
Япония и новые индустриальные страны
|
1
|
Диалоговые формы обучения. Актуализация изученного ранее материала в ходе беседы
|
|
2.11
|
Развивающиеся страны Азии и Африки
|
1
|
Проблемная лекция. Беседа
|
|
2.12
|
Латинская Америка во второй половине XX – XXI в.
|
1
|
Проблемная лекция. Беседа
|
|
2.13
|
Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий
|
1
|
Проблемная лекция. Беседа
|
|
2.14
|
Повторительно –обобщающий урок по курсу: «Мир в конце XIX – начале XXI в.»
|
1
|
Контрольная работа
|
|
ИСТОРИЯ РОССИИ (46 ЧАСОВ)
№ урока
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Тип урока
|
Примечание
|
Глава 1. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (7 ч)
|
1.1
|
Россия на рубеже XIX-XX вв.
|
1
|
Вводная лекция. Актуализация изученного ранее материала в ходе беседы
|
|
1.2
1.3
|
Кризис империи: Русско-японская война и революция 1905-1907 гг.
|
1
|
Проблемное изложение материала Беседа
|
|
1.4
|
Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г.
|
1
|
Диалоговые формы обучения. Актуализация изученного ранее материала в ходе беседы
|
|
1.5
|
Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина
|
1
|
Проблемная лекция
|
|
1.6
|
Культура России в конце XIX- начале XX веков
|
1
|
Презентация проектов
|
|
1.7
|
Повторительно-обобщающий урок по теме: «РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ»
|
1
|
Контрольная работа
|
|
Глава 2. РОССИЯ В ГОДЫ РЕВОЛЮЦИЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (5 ч)
|
2.1
|
Россия в Первой мировой войне. Конец империи
|
1
|
Семинар. Диалоговые
формы обучения
|
|
2.2
|
Февральская революция 1917 г.
|
1
|
Проблемное изложение материала Беседа
|
|
2.3
|
Приход к власти большевиков
|
1
|
Проблемная лекция
|
|
2.4
2.5
|
Гражданская война и военная интервенция в 1918-1922 гг. Политика военного коммунизма.
|
2
|
Семинар. Диалоговые
формы обучения
|
|
Глава 3. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В 1920-1930 ГГ. (9 ч)
|
3.1
|
Новая экономическая политика
|
1
|
Диалоговые формы обучения. Актуализация изученного ранее материала в ходе беседы
|
|
3.2
|
Образование СССР и его международное признание
|
1
|
Семинар
|
|
3.3
|
Культура и искусство после Октября 1917 г
|
1
|
Презентация проектов
|
|
3.4
|
Модернизация экономики и оборонной системы страны в 1930-е гг. Культурная революция
|
2
|
Диалоговые формы обучения. Актуализация изученного ранее материала в ходе беседы
|
|
3.5
|
Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии и создание централизованной системы управления обществом
|
1
|
Проблемная лекция. Дискуссия
|
|
3.6
|
Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие
|
1
|
Презентация проектов
|
|
3.7
|
Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг.
|
1
|
Актуализация изученного ранее материала в ходе беседы
|
|
3.8
|
СССР в 1939-1941 гг.
|
1
|
Проблемная лекция
|
|
3.9
|
Повторительно-обобщающий урок по теме: « СССР в 1920-1941 гг.»
|
1
|
Контрольная работа
|
|
Глава 4. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (4 ч)
|
4.1
|
Начальный период войны. Июнь 1941-ноябрь 1942 гг.
|
1
|
Диалоговые формы обучения. Актуализация изученного ранее материала в ходе беседы
|
|
4.2
|
Коренной перелом в ходе ВОВ. Ноябрь 1942 г.- зима 1943 г.
|
1
|
Проблемная лекция. Дискуссия.
|
|
4.3
|
Наступление красной армии на заключительном этапе ВОВ
|
1
|
Диалоговые формы обучения. Актуализация изученного ранее
материала в ходе беседы
|
|
4.4
|
Причины, цена и значение Победы
|
1
|
Семинар
|
|
Глава 5.СССР В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕЕННЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ (1945-1964 ГГ) (6 ч)
|
5.1
|
Внешняя политика СССР и начало «Холодной войны»
|
1
|
Диалоговые формы обучения. Актуализация изученного ранее материала в ходе беседы
|
|
5.2
|
СССР в последние годы жизни И.В. Сталина
|
1
|
Проблемная лекция. Дискуссия.
|
|
5.3
|
Первые политические реформы . XX съезд КПСС
|
1
|
Проблемное изложение материала
|
|
5.4
|
Противоречия мирного существования
|
1
|
Диалоговые формы обучения. Актуализация изученного ранее
материала в ходе беседы
|
|
5.5
|
Советское общество конца 1950-х – начала 1960-х гг.
|
1
|
Проблемная лекция. Дискуссия
|
|
5.6
|
Духовная жизнь СССР в 1940-1960 гг.
|
1
|
Презентация проектов
|
|
Глава 6. СССР В ГОДЫ «КОЛЛЕКТИВНОГО РУКОДСТВА» (4 ч)
|
6.1
|
Политика и экономика: от реформ к «застою»
|
1
|
Проблемная лекция.
|
|
6.2
|
СССР на международной арене 1960-х – 1970-х гг.
|
1
|
Актуализация изученного ранее материала в ходе беседы
|
|
6.3
|
Духовная жизнь СССР, наука, литература, искусство, спорт середины 1960-1980 – е гг.
|
1
|
Презентация проектов
|
|
6.4
|
Повторительно-обобщающий урок по теме: «СССР в 1945-1985 гг.»
|
1
|
Контрольная работа
|
|
Глава 7. ПЕРЕСТРОЙКА И РАСПАД СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА (4 ч)
|
7.4
|
Политика перестройки в сфере экономики
|
1
|
Проблемное изложение
материала
|
|
7.2
|
Развитие гласности и демократии в СССР
|
1
|
Актуализация изученного ранее
материала в ходе беседы
|
|
7.3
|
Новое политическое мышление
|
1
|
Диалоговые формы обучения. Актуализация изученного ранее материала в ходе беседы
|
|
7.4
|
Кризис и распад советского общества
|
1
|
Актуализация изученного ранее материала в ходе беседы
|
|
Глава 8. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ. (4 ч)
|
8.1
|
Курс на реформы: социально-экономические аспекты. Политическое развитие РФ вначале 1990-х гг.
|
1
|
Проблемное изложение
материала
|
|
8.2
|
Общественно-политические проблемы России во второй половине 1990-х гг.
|
1
|
Диалоговые формы обучения. Актуализация изученного ранее
материала в ходе беседы
|
|
8.3
|
Россия в начале XXI века. Внешняя политика РФ
|
1
|
Проблемная лекция. Дискуссия
|
|
8.4
|
Повторительно-обобщающий урок по теме: «ПЕРЕСТРОЙКА И РАСПАД СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ.
|
1
|
Контрольная работа
|
|
Глава 9. АЛТАЙСКИЙ КРАЙ В XX – НАЧАЛЕ XXI ВВ. (2 ч)
|
9.1
9.2
|
Алтайский край в XX – начале XXI вв.
|
2
|
Семинар
|
|
10. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (2 ч)
|
10.1
|
Повторительно-обобщающий урок по курсу
|
1
|
Контрольная работа
|
|