Главная
страница 1
Система подготовки специалистов с высшим и
средним профессиональным образованием в области транспорта


В настоящее время в транспортном комплексе России сложилась целостная система подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, которая осуществляется на базе 100 отраслевых образовательных учреждений (20 ВУЗов, 80 ССУЗов), находящихся в ведении Министерства транспорта России по линии трех Федеральных агентств: Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор), Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) и Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот).

Кроме того, для автодорожного и морского транспорта готовят специалистов 5 вузов транспортного профиля, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию (Рособразование).

Прием в ВУЗы и ССУЗы и выпуск за последние 5 лет достаточно стабильны и составляют в среднем в год: прием в вузы - 38,8 тыс. чел, в ссузы - 36 тыс. чел, выпуск в вузах - 25 тыс. чел, в ссузах - 29 тыс. чел.

Показателями востребованности транспортного образования и высокого качества обучения являются конкурс при поступлении, который на протяжении нескольких последних лет остается стабильно высоким, особенно на очные формы обучения, и процент распределения выпускников очных отделений. В некоторых учреждениях, особенно в отношении бюджетной формы обучения, он приближается к 100 %, что означает, что практически все выпускники трудоустраиваются сразу после окончания учебного заведения. Практика показывает, что в целом до 80% выпускников находят работу почти сразу.

Система профессионального образования на транспорте по качеству подготовки кадров является одной из лучших в стране. Так, по итогам рейтинга 2005 года, проводившегося Минобрнауки РФ, лидеры транспортного образования - Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) и Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС) вошли в десятку лучших вузов России в номинации «Технические и технологические вузы».

Для того, чтобы вывести систему профессиональной подготовки кадров для транспортно-дорожного комплекса (ТДК) на новый уровень, отвечающий требованиям Президента и Правительства страны, по мнению представителей бизнеса и ректорского корпуса необходимо:


  • обеспечить на период до 2010 года прогнозирование потребности ТДК в специалистах всех уровней (рабочих массовых профессий, техниках, инженерах) и в соответствии с этим ввести квотирование приема в учебные заведения транспорта;

  • предусмотреть участие в аккредитации образовательных учреждений транспорта представителей профильных министерств и ведомств, отраслевых союзов и ассоциаций, крупных транспортных организаций;

  • для привлечения потенциала бизнеса к развитию материально-технической базы образовательного комплекса предусмотреть в законодательном порядке включение соответствующих расходов предприятий на эти цели в себестоимость продукции с освобождением от налогов;

  • освободить учебные заведения от уплаты налога на имущество, землю и производимую ими научную и товарную продукцию и оказываемые услуги при условии направления этих средств на развитие учебно-лабораторной базы, совершенствование образовательного процесса и проведение НИОКР;

  • ввести в практику целевую подготовку кадров для ТДК с использованием банковского образовательного (ученического) кредита;

  • ввести в практику кредитование подготовки специалистов для ТДК из государственных и частных источников;

  • разработать проект системы подготовки профессиональных рабочих кадров для ТДК на принципах государственно-частного партнерства;

  • предусмотреть в качестве обязательной нормы периодическое повышение квалификации для всех категорий персонала государственных и частных предприятий ТДК;

  • способствовать разработке новых государственных образовательных стандартов, учитывающих специфику отраслевого образования;

  • ввести в практику участие представителей бизнеса в практическом обучении студентов транспортных вузов;

  • предоставить транспортным вузам право участия в конкурсах на право проведения НИОКР за счет средств государственного бюджета;

  • восстановить в прежнем объеме бюджетное финансирование подготовки в транспортных вузов непрофильных специалистов.

Необходимы также: учет дополнительных проблем, связанных с прогнозом развития демографической ситуации в России, проявлениями последствий снижения рождаемости в 1990-е г., надежное и перспективное прогнозирование кадрового потенциала ТДК на основе анализа рынка труда, демографической ситуации и тенденций развития высшего образования в России.

Для решения комплекса этих проблем необходимо создание системы взаимовыгодного партнерства власти, бизнеса и учебных заведений отрасли, опирающейся на государственный инструментарий и направленной на:



  • построение законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей прямое участие и заинтересованность предприятий транспорта в учебном процессе;

  • максимальное использование высокого инновационного потенциала учебных заведений транспорта в интересах транспорта и экономики России в целом;

  • обеспечение бюджетного финансирования деятельности учебных заведений транспорта с учетом специфики отраслевого образования и его роли для экономики и обороноспособности страны.

Прогнозная потребность в молодых специалистах в 2011-2013 гг. по видам транспорта составляет ежегодно:

  • железнодорожный транспорт - 6400 чел. (по 58 специальностям, включая гуманитарные специальности, экономику и управление, сферу обслуживания, информационные и другие специальности, необходимые для эффективной работы железнодорожного транспорта). Потребность в специалистах со средним профессиональным образованием прогнозируется на уровне 7650 чел.

  • морской и речной транспорт - потребность в специалистах с высшим образованием колеблется от 5 до 20 человек в год для одного предприятия. Это инженеры, судоводители, судомеханики, электромеханики, диспетчеры, судостроители, конструкторы, Общая потребность в инженерах оценивается ориентировочно в отрасли в объеме свыше 300 человек в год. Со средним специальным образованием для назначения на должности судоводителей, судомехаников, электромехаников предприятия готовы принять до 800 человек, а специалистов с начальным профессиональным образованием (ПТУ) для работы в навигационный период требуется 3-4 тыс. чел.

  • автомобильный транспорт - потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием составляет свыше 200 чел. в год. Базовые специальности: «Автомобильные дороги и аэродромы», «Мосты и транспортные тоннели», «Автомобили и автомобильное хозяйство», «Организация перевозок и управления (на автомобильном транспорте)». Ежегодные объемы подготовки специалистов среднего звена по специальностям «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования», «Строительство, эксплуатация и ремонт автомобильных дорог и аэродромов» составляют более 1700 чел, по специальностям «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и «Организация перевозок и управления (на автомобильном транспорте)» - 3570 чел. В условиях возрастания роли государственного регулирования в транспортном секторе экономики, подъема промышленного производства, развития предприятий и организаций транспорта, потребность в специалистах среднего звена будет увеличиваться.

  • гражданская авиация - ежегодно требуется свыше 4000 авиационных специалистов с высшим и средним профессиональным образованием.

Основываясь на прогнозной потребности в кадрах, предприятия транспорта должны выдавать заказ на подготовку в учебных заведениях отрасли специалистов разных уровней с учетом номенклатуры востребованных специальностей.

Максимально эффективному участию учебных заведений транспорта в кадровом обеспечении Транспортной стратегии России будет способствовать также введение квотирования приема с учетом потребностей транспорта и уровней профессиональной подготовки специалистов (рабочих массовых профессий, специалистов среднего и высшего звена).



ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ

Для качественного практического обучения студентов вузов, техникумов и колледжей транспорта, в соответствии с учебными планами, предусматривается прохождение ими производственной (плавательной, лётной) практики. С этой целью образовательные учреждения заключают соответствующие договоры с предприятиями и компаниями отрасли, используют собственные полигоны и базы.

Организация практики во многом имеет отраслевую специфику, однако в целом можно констатировать, что все отраслевые ВУЗы и ССУЗы в той или иной мере испытывают трудности с организацией практики студентов нецелевого приема (т.е. обучающихся на общих основаниях, без заключения договора с работодателем о целевой контрактной подготовке).

Железнодорожный транспорт

Около 26 тысяч человек обучается по целевым направлениям филиалов компании ОАО «РЖД» в железнодорожных вузах, свыше 27 тысяч человек являются студентами техникумов (колледжей), с которыми заключены договоры на целевую подготовку. Ежегодно около 9 тысяч выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений начинают трудовую деятельность в филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД". Вместе с тем, в связи с реструктуризацией железнодорожной отрасли число практикантов, проходящих производственную практику на оплачиваемых рабочих местах, несколько сократилось: в целом с 66% в 2003 году до 55% в 2005 году (2001-58,6% 2002 -67% 2004 -56,6 %), что снижает качество практической подготовки студентов.

Предприятия охотнее предоставляют оплачиваемые места студентам, уже имеющим рабочую профессию и квалификационный разряд. Это вызывает необходимость организации подготовки по востребованным рабочим профессиям в вузах и принимающих предприятиях. Другой проблемой является обеспечение проезда студентов университета к месту практики, с учетом расположения объектов практики по сети железных дорог на значительном расстоянии от вуза.

Речной транспорт

Отличительной чертой речного транспорта является то, что практически все курсанты и студенты училищ и институтов в период навигации проходят практику на судах в штатных должностях, нарабатывая таким образом плавательский стаж, необходимый для получения права сдачи экзамена на квалификационный диплом, в том числе и судоводителя. Прохождение плавательной практики возможно только на учебных и учебно-производственных судах. Такие суда приписаны к различным образовательным учреждениям. Владельцы судов для обеспечения их содержания вынуждены сдавать их в аренду и зачастую такие суда уже не используются для плавательной практики курсантов и студентов. Кроме того, все суда учебно-производственного флота (за исключением парусных) имеют возраст 20 лет и старше, требуют ремонта и модернизации. Одним из решений вопроса здесь могло бы стать создание учебно-производственных судоходных компаний по регионам (северо-западный, южный и дальневосточный) с передачей учебно-производственных судов (включая парусные) этим компаниям.



Гражданская авиация

Остается нерешенным целый ряд проблем практического обучения в системе подготовки кадров для гражданской авиации:



  • 107 авиационных учебных центров осуществляют образовательную деятельность в отрыве от системы базового профессионального образования авиаспециалистов без должного контроля качества предоставляемых услуг. Это является сдерживающим фактором дальнейшего развития всей системы профессионального образования. При этом речь идет об объединениях в форме крупных региональных центров с подключением их к методическим, информационным и другим ресурсам общей системы профессионального образования.

  • Остро стоит проблема подготовки летных и диспетчерских кадров. Прежде всего вызывает озабоченность состояние самолетно-вертолетного парка летных училищ. Из 261 учебного воздушного судна только 22% находятся в исправном состоянии, 18% ВС полностью отработали срок службы и подлежат списанию. Кроме этого, «учебные воздушные суда» - это морально устаревшие и неэкономичные самолеты 60-х - 70-х годов выпуска (Ан-2; Як-40; Ан-26), поддержание летной годности которых требует значительных финансовых затрат. Уже к концу 2006 года все самолеты Ан-26, а в 2008 году самолеты Як-40, полностью отработают ресурс.

  • При отсутствии необходимого ежегодного финансирования закупок и ремонта воздушных судов, в 2010 году выполнять летную практику будет вообще не на чем. Не лучше обстоит дело с обеспечением и состоянием летных учебных заведений тренажерами. Так, из 45 тренажеров для летных экипажей полностью не выработали ресурс только 10.

Мероприятия по решению проблем функционирования системы подготовки кадров для гражданской авиации нашли отражение в постановлении Коллегии Минтранса России в октябре 2005 года и являются приоритетными для Росавиации в области совершенствования системы подготовки кадров. Первым шагом в реализации намеченных мероприятий стало поступление в летные учебные заведения первых самолетов нового поколения М-101Т, в текущем году планируется приобретение еще двух тренажеров этих самолетов. Осуществляется разработка ведомственной целевой программы, направленной на удовлетворение потребности отрасли в квалифицированных специалистах и повышение качества их подготовки. В рамках этой программы планируется:

 обеспечение учебных заведений новыми однодвигательными воздушными судами первоначального обучения и тренажерами многодвигательных воздушных судов для первоначальной подготовки пилотов;

 выбор и обеспечение учебных заведений новыми многодвигательными воздушными судами:

 введение в действие программ первоначальной летной подготовки летного состава, удовлетворяющих рекомендуемой практике ИКАО по обеспечению 150-ти часов налета;



 создание Учебно-производственных комплексов вузов с ведущими авиапредприятиями отрасли, призванных обеспечить активное участие работодателей в подготовке кадров;

 создание Центра переподготовки членов летных экипажей на воздушные суда иностранного производства.


Смотрите также:
Система подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в области транспорта
88.46kb.
1 стр.
Программа повышения квалификации "Инженерная и экологическая геология нефтегазоносных бассейнов" Программа предлагается для специалистов
84.41kb.
1 стр.
Программа и правила проведения вступительного испытания для абитуриентов с высшим и средним профессиональным образованием, поступающих для обучения по сокращенной программе направления подготовки «Нефтегазовое дело»
32.85kb.
1 стр.
Программа и правила проведения вступительного испытания для абитуриентов с высшим и средним профессиональным образованием, поступающих для обучения по сокращенной программе направления подготовки «Физическая культура»
69.14kb.
1 стр.
Контрольные цифры приема в рамках целевой контрактной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием для Республики Коми
22.23kb.
1 стр.
Применение ЭВМ в медицинской практике и организации здравоохранения
16.62kb.
1 стр.
Зачисление осуществляется согласно Положению о факультете
55.39kb.
1 стр.
Об «украинизации» российского морского образования
36.9kb.
1 стр.
Тестовые задания для подготовки к аттестации специалистов со средним медицинским образованием по специальности «Акушерское дело»
1026.7kb.
6 стр.
Российский союз ректоров положени е
60.2kb.
1 стр.
Военно-учебные заведения мо РФ
638.52kb.
4 стр.
Программа стипендий Э. Маски (Muskie) для специалистов с высшим образованием
27.66kb.
1 стр.