Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 средним профессиональным образованием в области транспорта ![]() В настоящее время в транспортном комплексе России сложилась целостная система подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, которая осуществляется на базе 100 отраслевых образовательных учреждений (20 ВУЗов, 80 ССУЗов), находящихся в ведении Министерства транспорта России по линии трех Федеральных агентств: Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор), Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) и Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот). Кроме того, для автодорожного и морского транспорта готовят специалистов 5 вузов транспортного профиля, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию (Рособразование). Прием в ВУЗы и ССУЗы и выпуск за последние 5 лет достаточно стабильны и составляют в среднем в год: прием в вузы - 38,8 тыс. чел, в ссузы - 36 тыс. чел, выпуск в вузах - 25 тыс. чел, в ссузах - 29 тыс. чел. Показателями востребованности транспортного образования и высокого качества обучения являются конкурс при поступлении, который на протяжении нескольких последних лет остается стабильно высоким, особенно на очные формы обучения, и процент распределения выпускников очных отделений. В некоторых учреждениях, особенно в отношении бюджетной формы обучения, он приближается к 100 %, что означает, что практически все выпускники трудоустраиваются сразу после окончания учебного заведения. Практика показывает, что в целом до 80% выпускников находят работу почти сразу. Система профессионального образования на транспорте по качеству подготовки кадров является одной из лучших в стране. Так, по итогам рейтинга 2005 года, проводившегося Минобрнауки РФ, лидеры транспортного образования - Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) и Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС) вошли в десятку лучших вузов России в номинации «Технические и технологические вузы». Для того, чтобы вывести систему профессиональной подготовки кадров для транспортно-дорожного комплекса (ТДК) на новый уровень, отвечающий требованиям Президента и Правительства страны, по мнению представителей бизнеса и ректорского корпуса необходимо:
Необходимы также: учет дополнительных проблем, связанных с прогнозом развития демографической ситуации в России, проявлениями последствий снижения рождаемости в 1990-е г., надежное и перспективное прогнозирование кадрового потенциала ТДК на основе анализа рынка труда, демографической ситуации и тенденций развития высшего образования в России. Для решения комплекса этих проблем необходимо создание системы взаимовыгодного партнерства власти, бизнеса и учебных заведений отрасли, опирающейся на государственный инструментарий и направленной на:
Прогнозная потребность в молодых специалистах в 2011-2013 гг. по видам транспорта составляет ежегодно:
Основываясь на прогнозной потребности в кадрах, предприятия транспорта должны выдавать заказ на подготовку в учебных заведениях отрасли специалистов разных уровней с учетом номенклатуры востребованных специальностей. Максимально эффективному участию учебных заведений транспорта в кадровом обеспечении Транспортной стратегии России будет способствовать также введение квотирования приема с учетом потребностей транспорта и уровней профессиональной подготовки специалистов (рабочих массовых профессий, специалистов среднего и высшего звена). ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ Для качественного практического обучения студентов вузов, техникумов и колледжей транспорта, в соответствии с учебными планами, предусматривается прохождение ими производственной (плавательной, лётной) практики. С этой целью образовательные учреждения заключают соответствующие договоры с предприятиями и компаниями отрасли, используют собственные полигоны и базы. Организация практики во многом имеет отраслевую специфику, однако в целом можно констатировать, что все отраслевые ВУЗы и ССУЗы в той или иной мере испытывают трудности с организацией практики студентов нецелевого приема (т.е. обучающихся на общих основаниях, без заключения договора с работодателем о целевой контрактной подготовке).
Около 26 тысяч человек обучается по целевым направлениям филиалов компании ОАО «РЖД» в железнодорожных вузах, свыше 27 тысяч человек являются студентами техникумов (колледжей), с которыми заключены договоры на целевую подготовку. Ежегодно около 9 тысяч выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений начинают трудовую деятельность в филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД". Вместе с тем, в связи с реструктуризацией железнодорожной отрасли число практикантов, проходящих производственную практику на оплачиваемых рабочих местах, несколько сократилось: в целом с 66% в 2003 году до 55% в 2005 году (2001-58,6% 2002 -67% 2004 -56,6 %), что снижает качество практической подготовки студентов. Предприятия охотнее предоставляют оплачиваемые места студентам, уже имеющим рабочую профессию и квалификационный разряд. Это вызывает необходимость организации подготовки по востребованным рабочим профессиям в вузах и принимающих предприятиях. Другой проблемой является обеспечение проезда студентов университета к месту практики, с учетом расположения объектов практики по сети железных дорог на значительном расстоянии от вуза.
Отличительной чертой речного транспорта является то, что практически все курсанты и студенты училищ и институтов в период навигации проходят практику на судах в штатных должностях, нарабатывая таким образом плавательский стаж, необходимый для получения права сдачи экзамена на квалификационный диплом, в том числе и судоводителя. Прохождение плавательной практики возможно только на учебных и учебно-производственных судах. Такие суда приписаны к различным образовательным учреждениям. Владельцы судов для обеспечения их содержания вынуждены сдавать их в аренду и зачастую такие суда уже не используются для плавательной практики курсантов и студентов. Кроме того, все суда учебно-производственного флота (за исключением парусных) имеют возраст 20 лет и старше, требуют ремонта и модернизации. Одним из решений вопроса здесь могло бы стать создание учебно-производственных судоходных компаний по регионам (северо-западный, южный и дальневосточный) с передачей учебно-производственных судов (включая парусные) этим компаниям. Гражданская авиация Остается нерешенным целый ряд проблем практического обучения в системе подготовки кадров для гражданской авиации:
Мероприятия по решению проблем функционирования системы подготовки кадров для гражданской авиации нашли отражение в постановлении Коллегии Минтранса России в октябре 2005 года и являются приоритетными для Росавиации в области совершенствования системы подготовки кадров. Первым шагом в реализации намеченных мероприятий стало поступление в летные учебные заведения первых самолетов нового поколения М-101Т, в текущем году планируется приобретение еще двух тренажеров этих самолетов. Осуществляется разработка ведомственной целевой программы, направленной на удовлетворение потребности отрасли в квалифицированных специалистах и повышение качества их подготовки. В рамках этой программы планируется: обеспечение учебных заведений новыми однодвигательными воздушными судами первоначального обучения и тренажерами многодвигательных воздушных судов для первоначальной подготовки пилотов; выбор и обеспечение учебных заведений новыми многодвигательными воздушными судами: введение в действие программ первоначальной летной подготовки летного состава, удовлетворяющих рекомендуемой практике ИКАО по обеспечению 150-ти часов налета; создание Учебно-производственных комплексов вузов с ведущими авиапредприятиями отрасли, призванных обеспечить активное участие работодателей в подготовке кадров; создание Центра переподготовки членов летных экипажей на воздушные суда иностранного производства. Смотрите также: Система подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в области транспорта
88.46kb.
1 стр.
Программа повышения квалификации "Инженерная и экологическая геология нефтегазоносных бассейнов" Программа предлагается для специалистов
84.41kb.
1 стр.
Программа и правила проведения вступительного испытания для абитуриентов с высшим и средним профессиональным образованием, поступающих для обучения по сокращенной программе направления подготовки «Нефтегазовое дело»
32.85kb.
1 стр.
Программа и правила проведения вступительного испытания для абитуриентов с высшим и средним профессиональным образованием, поступающих для обучения по сокращенной программе направления подготовки «Физическая культура»
69.14kb.
1 стр.
Контрольные цифры приема в рамках целевой контрактной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием для Республики Коми
22.23kb.
1 стр.
Применение ЭВМ в медицинской практике и организации здравоохранения
16.62kb.
1 стр.
Зачисление осуществляется согласно Положению о факультете
55.39kb.
1 стр.
Об «украинизации» российского морского образования
36.9kb.
1 стр.
Тестовые задания для подготовки к аттестации специалистов со средним медицинским образованием по специальности «Акушерское дело»
1026.7kb.
6 стр.
Российский союз ректоров положени е
60.2kb.
1 стр.
Военно-учебные заведения мо РФ
638.52kb.
4 стр.
Программа стипендий Э. Маски (Muskie) для специалистов с высшим образованием 27.66kb.
1 стр.
|