Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4


На правах рукописи


КОХАНАЯ Ольга Евгеньевна

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ ДЕТСКОГО И МОЛОДЕЖНОГО ТЕАТРА
24. 00.01 – теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора культурологии

Москва 2009

Диссертация выполнена на кафедре культурологии и антропологии Высшей школы культурологии Московского государственного университета культуры и искусств

Научный консультант – Флиер Андрей Яковлевич,

доктор философских наук, профессор


Официальные оппоненты: Гречаник Ирина Владимировна,

доктор филологических наук, профессор



Козловский Валерий Иванович,

доктор философских наук, профессор



Ремизов Вячеслав Александрович,

доктор культурологии, профессор


Ведущая организация – Кафедра философии и культурологии

Высшего театрального училища

(института) им. М.С. Щепкина

Защита состоится «___» ________2009 года в __ часов на заседании диссертационного совета Д 210.010.04 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора наук при Московском государственном университете культуры и искусств по адресу: 141406, Московская область, г. Химки-6, ул. Библиотечная, 7, корпус 2, зал защиты диссертаций.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств.
Автореферат разослан «__»__________2009 года.

Учёный секретарь диссертационного совета

доктор философских наук, профессор И.В. Малыгина


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Осмысление проблем детского и молодёжного театра в рамках теории культуры важно в связи с тем, что социализация и инкультурация молодого поколения является одной из актуальных проблем научной рефлексии, а в эпоху массовой культуры и глобализации приобретает особое значение. Вопрос о человеке как субъекте культурного творчества является одним из важнейших в проблематике современной культуры. События последнего времени подтвердили, что экономическая и cоциальная дифференциация российского общества, девальвация духовных ценностей, размытость ценностных ориентиров и общественных идеалов, развенчание культурных традиций послеоктябрьского периода оказали негативное влияние на общественное сознание, на состояние культуры общества в целом, и резко снизили воздействие детского театра на позитивное моделирование картины мира ребёнка, формирование целостного потенциала личности, становление молодого человека в мире ценностей культуры. Изменения в социальной структуре общества и тенденция к глобализации обострили проблему культурной идентификации человека. Во все эпохи идентичность личности являлась необходимым условием консолидации общества.

Между тем, практика выявляет наличие существенного разрыва между потенциальными возможностями театра для детей и молодежи как механизма, способствующего выстраиванию социальной адекватности и идентичности личности ребёнка, достигнутым в свое время уровнем эффективного функционирования театра юного зрителя - и проблемным положением детских театров на современном этапе. В условиях коммерциализации искусства, влияния различных антигуманных факторов на отечественную культуру, сведения к минимуму внимания, уделяемого родителями формированию ценностных ориентиров школьников, - использование театра для воздействия на эмоциональную сферу ребёнка, подростка, юноши, позитивную мотивацию его поступков на явления современной жизни в условиях социализации личности может представлять не только теоретический, но и практический интерес. Театры для детей и молодёжи в настоящее время продолжают оставаться важной составляющей частью отечественной культуры – понимание их роли в отражении и формировании картины мира ребёнка особенно важно в условиях открытого общества, возросших возможностей для межкультурных взаимодействий.

В формировании целостного потенциала личности особо важную роль обретает деятельность детского театра как специфического института социализации, включения в мир культуры в основных её аспектах: нравственном, политическом, эстетическом, интеллектуальном, социально-психологическом. Многогранность и полифункциональность театра для детей и молодежи как элемента культурной среды обусловливает целесообразность его анализа в сфере теории культуры.

При определении исследовательской проблематики данного социального института культуры мы исходим из тезиса, что высшим назначением культуры следует считать упрочение и развитие в человеке его чисто человеческого качества свободы, способности свободного творчества, созидания культуры. Развитие свободной, активной личности, пробуждение её творческого потенциала и составляют одно из главных предназначений театра для детей, подростков и юношества на данном этапе, что делает необходимым анализ феномена детского театра.

Говоря о театре для детей, подростков и юношества, мы должны иметь в виду его существенную особенность – обращение деятелей театра к неокрепшей, открытой для жизненных и культурных впечатлений душе, еще не состоявшейся личности, не решившей для себя целый ряд вопросов своего существования. Впечатления, полученные от общения с искусством, как правило, остаются глубоко в подсознании на всю жизнь. Именно в этот период человек моделирует свою картину мира.

Социальная востребованность этого типа театра в жизни подрастающего поколения более чем очевидна и не нуждается в доказательствах. Гораздо важнее выделить его функции и специфику их осуществления. При этом воздействие на зрителя (в недалеком прошлом это были повсеместно театры юного зрителя, или ТЮЗы, сейчас названия могут варьироваться, неизменен лишь возрастной адресат творчества театра) может и должно опираться на эстетическую природу театра как его системообразующее начало.

Одна из фундаментальных черт современной науки и культуры в целом – ярко выраженная тенденция к интеграции. В развитии наук она прослеживается в возникновении новых синтетических дисциплин (один из ярких примеров – появление культурологии). Мы полагаем, что только в рамках синтетического подхода можно приблизиться к адекватному пониманию такого сложного и в то же время целостного культурного феномена, как детский и молодёжный театр. Важнейшим шагом к этому синтезу является использование философского и культурологического подходов, рассматривающих бытие детского театра в контексте общего бытия культуры.

Таким образом, актуальность исследования с точки зрения прибавления научного знания заключается в том, что оно выявляет и структурирует функции детского театра с точки зрения формирования социальной адекватности, идентичности и выработки ценностных ориентаций ребёнка. Социальная значимость определяется тем, что решение этих задач детерминировано проблемой социального воспроизводства общества в подрастающем поколении.



Степень разработанности проблемы. Несмотря на исследовательскую важность и практическую значимость темы, целостного научного исследования в этом аспекте проблемы в отечественной культурфилософской науке специально не предпринималось, проблемы детского театра рассматривались, в основном, на уровне методических разработок, обмена опытом, в историческом или искусствоведческом аспекте. Научные публикации касаются лишь некоторых сторон, причём авторы их обычно рассматривают феномен детского театра либо с педагогической точки зрения, либо с позиции театроведения. Поэтому вопрос о сущности детского театра как специфического социального института культуры и эффективности его функционирования остается открытым.

Поиски решения задачи анализа детского и молодёжного театра проводятся в трех направлениях. Первое – это теоретические взгляды на театр в целом, на театр для детей и молодежи как элемент культурной среды, его роль в процессе моделирования картины мира ребёнка и особенности включения театра для детей и молодежи в культурный контекст эпохи. Значительное место при этом заняло осмысление научных трудов Е.В. Адорно, А.А. Аронова, В.Г. Афанасьева, Л.М. Баткина, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, В.В. Библера, В.В. Бычкова, Л.П. Буевой, И.В. Гречаник, А.В. Гулыги, Г.Г. Дадамяна, Л.А. Зеленова, В.Д. Зимина, Н.С. Злобина, И.А. Ильина, Р. Ингартена, М.С. Кагана, Л.С. Клейна, Л.Н. Когана, Ю.Г. Кона, И.К. Кучмаевой, Н.О. Лосского, Ю.М. Лотмана, Н.Б. Маньковской, В.М. Межуева, Б.С. Мейлаха, А. Моля, А.А. Оганова, С.В. Паламарчука, А. А. Пелипенко, В.Я. Проппа, Я.В. Ратнера, Л.Н. Столовича, А.Я. Флиера, П. Флоренского, С.Л. Франка, Н.З. Чавчавадзе, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Хренова. (В перечень диссертационных исследований вошли работы И.В. Гречаник, В.Д. Зимина, В.И. Козловского, И.И. Руцинской, М.М. Шибаевой.)

Второе направление исследования связано с тем, что театр для детей и юношества как специфический социальный институт культуры занимает особое место в системе ценностного постижения культуры юным зрителем и в процессе определения им личностных идеалов и ценностей, совпадающих или несовпадающих с ценностями антропологическими. Понять психологию и ценностные ориентиры подростка, почему ребенок обращается к искусству или обходится без него в современных условиях нам во многом помогли труды Ю.П. Азарова, В.А. Асмуса, Н.Н. Бахтина, И. Бестужева-Лады, В.С. Библера, К.Н. Вентцеля, к богатейшему философско-педагогическому наследию которого автор обратилась в 1993г. как одна из первооткрывательниц этого незаслуженно забытого русского ученого, Л.С. Выготского, А.А. Гусейнова, Ю.Н. Давыдова, А.Я. Зись, С.Н. Иконниковой, Л. Кольберга, И.С. Кона, Д.С. Лихачёва, И.В. Малыгиной, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, М. Мид, Ж. Пиаже, Е.А. Покровского, В.А. Ремизова, А.В. Сикорского, А.Тойнби, М.Херсковица, Э. Эриксона. Кроме того, при анализе диалектического и многоаспектного характера взаимоотношений детского театра и его аудитории особую значимость имели философские взгляды Аристотеля, Н.А. Бердяева, Г.-Г. Гадамера, Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта, Лейбница, Лессинга, А.Ф. Лосева, Ф.Ницше, Х.Ортега-и-Гассета, Платона, О. Ранка, Ж.-П.Сартра, В.С.Соловьева, У.Эко, З.Фрейда, Э.Фромма, М.Хайдеггера, Й.Хейзинги, Ф.Шиллера, А.Шопенгауэра, О.Шпенглера.

И наконец, третье направление использованных источников – это прикладная литература, размышления режиссеров, драматургов, актеров, критиков, искусствоведов, социологов о проблемах детского театра: Н.П. Акимова, Н. Александровой, А.Арбузова, Р.Баляускайте, Ю.М. Бонди, А. Бородина, А.А. Брянцева, Р. Быкова, С. Городисской, Б.А. Гранатова, А. Дрознина, А.Н. Гозенпуда, Ю. Жигульского, В. Дмитриевского, Н.А. Крымовой, А. Кучерова, Л.Ф. Макарьева, С.Н. Обидной, С. Образцова, Б. Любимова, Г. Мамлина, А. Михайловой, В.И. Немировича-Данченко, Г.М. Паскар, Ю. Петровой, А. Плавинского, Г. Полонского, В. Розова, Г. Рубиной, Н.И. Сац, С. Соловейчика, А. Соломарского, К.С. Станиславского, М. Ульянова, Ю. Фохт-Бабушкина, С. Хршановской, К.Я. Шах-Азизова, Т. Шах-Азизовой, Л.Г. Шпет, А. Эфроса, С. Юрского.

Наиболее полным и систематизированным исследованием является монография Л.Г. Шпет «Советский театр для детей», посвященная истории отечественных детских театров за период 1918-1945 годов. Хотя монография написана более тридцати лет назад и отражает многие идеологические установки того времени, она не утратила своей актуальности: автору удалось охарактеризовать деятельность детских театров всей страны, выделить общие тенденции их развития. Монография Л.Г. Шпет до сих пор остается самым полным исследованием по истории советских детских театров. Периоду возникновения и становления детских театров также посвящена статья А.Н. Гозенпуд «Театры для детей». Впервые в фундаментальном издании по истории советского театра детским театрам было уделено серьёзное внимание, однако в целом очерк имеет обзорный, перечислительный характер. Проблемы первых лет существования театров для детей затронуты в монографии В.Н. Дмитриевского «Театр юных поколений», но автор делает лишь краткий обзор событий, в целом работа посвящена деятельности Ленинградского ТЮЗа. Подобным образом построено большинство исследований разных авторов, их краткие обзоры не ставят своей целью углублённое изучение театрального процесса в общекультурном контексте, лишь напоминают общую канву событий.

Кроме монографий и статей привлекаются материалы конференций и «круглых столов» по теме исследования, а также эмпирический материал, полученный в ходе социологических исследований.



Источники. Важным и малоизученным источником, использованным в работе, являются декларации, программные заявления деятелей детского театра – таких документов в период зарождения любого явления бывает обычно больше, чем в последующие периоды его развития. Г. Паскар, Н. Сац, С. Розанов, С. Бонди, А. Брянцев – практически все те, кто стоял у истоков детских театров, не раз высказывали публично (в печати, в специально изданных книгах и брошюрах) свои взгляды, подробно объясняли и мотивировали свои художественные концепции и программы.

Незначительную, но интересную группу источников составляют мемуары театральных деятелей. Наибольшее количество воспоминаний написано Н.И. Сац, начиная с 1925 и заканчивая 1970-ми годами, каждый раз она анализирует достижения и просчёты в деятельности «своего» театра, оценивая его с позиций нового исторического периода.

Большой информационный потенциал - у такого вида источников, как многочисленные рецензии, аналитические статьи, диспуты, проходившие на страницах самых разных периодических изданий. Среди них издания общественно-политического характера («Известия», «Вечерняя Москва», «Огонёк», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Печать и революция», «Правда», «Рабочая Москва» и др.), специализированные театральные («Вестник театра», «Жизнь искусства», «Зрелища», «Искусство», «Искусство и жизнь», «Рабочий зритель», «Рабочий и театр», «Советский театр», «Современная драматургия», «Современный театр», «Советское искусство», «Театр», «Театр и драматургия», «Театр и музыка», «Театральное обозрение», «Театральная Москва», «Театры Москвы» и т.д.) и специальные, призванные отражать культурные процессы в сфере детских и юношеских театров («Игра», «Новый зритель», «Театр и школа», «Педагогический театр»). Именно эти статьи позволяют фиксировать те поначалу малозаметные социокультурные процессы, изменения в общественном сознании, которые становились причиной трансформаций, происходивших на театральных подмостках, и которые ныне способны характеризовать культуру того или иного исторического периода как целостное, многоаспектное явление социальной реальности и жизни личности.

Объект исследования – детский и молодёжный театр как специфический социальный институт культуры.

Предмет исследования – функциональные особенности детского и молодёжного театра.

Цель исследования заключается в системном культурологическом исследовании феномена детского и молодёжного театра, анализе его полифункциональной природы, выявлении его места в системе социальных институтов культуры.

Для этого решались следующие исследовательские задачи:

- анализ функционального ряда детского театра, призванного решать своими средствами задачи социализации и инкультурации личности, развития её творческого потенциала, расширения и активизации её связей с миром культуры;

- раскрытие субъектно-субъектного характера театрального процесса;

- рассмотрение исторической динамики становления и развития театра для детей и молодёжи в культурно-историческом пространстве российского общества;

- определение путей обеспечения жизнеспособности российского театра для детей и молодежи в существующей социокультурной ситуации;

- выявление специфики театра для детей и молодежи как особого социального института культуры;

- выявление значения репертуарной политики детского и молодёжного театра как важнейшего фактора в деле формирования нового типа личности;

- осмысление диалектики соотношения традиций, новаторства и преемственности как в ценностном аспекте, так и в области художественной деятельности, а также в области межкультурных взаимодействий российского детского театра с детскими театрами других стран;

- интерпретация понятий «игра», «катарсис», «постмодерн», «массовая культура», «субкультура» в контексте исследуемой проблематики.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение об универсальности театра для детей и молодежи как специфического социального института культуры, обладающего мощным ресурсом социализации и инкультурации личности. В современных условиях кризиса и переоценки ценностей, которые неизбежно влекут структурные изменения системы социокультурных функций детского и молодёжного театра, особую социальную значимость приобретает восстановление системы функционирования детских и юношеских театров.

Методологическими основами исследования являются принципы диалектики, историзма и системности, позволяющие раскрыть внутреннюю логику развития процессов в современной культуре в ракурсе причинно-следственных связей; труды выдающихся философов и учёных прошлого, современных авторов, исследовавших различные феномены культуры.

Методологически значимыми для данного исследования явились принципы антропоцентризма и социокультурного контекста, то есть рассмотрение человека конкретного времени и его взаимодействие с окружающим миром, с материально-предметной и социокультурной средой. В качестве исходного для теоретико-методологического обоснования нашего исследования мы принимаем представление о социокультурной обусловленности любых видов человеческой практики.

Особенностью методологического подхода в данной работе является также метод комплексного исследования, т.е. выход анализа за пределы предметной проблематики теории культуры и привлечении материалов из таких наук, как философия культуры, эстетика, этика, история, искусствоведение, социология, психология, педагогика.

В силу того, что предметом исследования являются функциональные особенности детского и молодёжного театра, исследование естественным образом методологически базируется на основных принципах структурного функционализма (работы Б.Малиновского, А.Радклифф-Брауна, Т.Парсонса, Р. Мертона, Э. Орловой), где функция рассматривается как средство удовлетворения интересов и потребностей человека и общества, в котором он живёт. В данном случае сделан акцент на интересах общества и социализации и инкультурации детей в соответствии с этими интересами.

Проблема историко-культурных трансформаций в различных аспектах рассматривается в работах отечественных культурологов, разрабатывающих социальное направление культурологических исследований: среди них принципиальной для нас является методологически продуктивная концепция культурогенеза, разработанная А.Я.Флиером.

Применение данных концептуальных методов позволило выявить специфику, особенности и функциональный ряд детского и молодёжного театра, его социокультурную динамику.



Методы исследования. В диссертации использован комплекс научных методов, адекватных объекту и предмету исследования, а также сложности и многоаспектности изучаемого феномена. Разработка темы исследования потребовала реализации разработанных философией базовых методов: эмпирического и теоретического, исторического и логического, абстрагирования и конкретизации, анализа и синтеза, индукции и дедукции. Использованы также общенаучные методы: структурно-функциональный, компаративистский, сравнительно-исторический (обеспечивающий сопоставление процессов, а не состояний). Также в исследовании применялись специальные методы, разработанные в предметном поле культурологии: методы социокультурных наблюдений и социокультурных рефлексий, метод культурогенеза, метод реконструкции культурных полей.

Хронологические рамки исследования. Работа охватывает чрезвычайно важный отрезок в истории театров для детей и юношества, начиная с периода их возникновения и становления по сегодняшний день. В 1918 году в России впервые в мире были созданы государственные стационарные репертуарные детские театры, ставшие уникальным явлением мировой художественной культуры. За относительно короткий отрезок времени возникли все наиболее известные, оставившие след в истории российской культуры творческие коллективы. Количество ТЮЗов по стране (включая детские театры союзных республик) в конце 1930-х годов приближалось к семидесяти. Впервые в мире искусство для детей создавалось как специализированная государственная отрасль.

Научная новизна исследования. Впервые в отечественной и зарубежной науке целостно и системно реализован культурологический подход к анализу социокультурных функций детского и молодёжного театра как специфического социального института культуры в его исторической динамике. До сих пор исследование проблем театра для детей и молодёжи осуществлялось преимущественно с других научных позиций: искусствоведческой, педагогической, социологической, социально-психологической и др.

При этом непосредственная научная новизна работы обусловлена выбором объекта исследования и заключается в том, что впервые:

- выявлены и проанализированы специфические черты и функциональные особенности, присущие детскому и молодёжному театру, отличающие его от взрослого драматического и кукольного театра как институт социализации, как механизм, способствующий более точному и эффективному выстраиванию социальной адекватности личности ребёнка, художественному формированию его картины мира, явление, способное воздействовать на творческий потенциал, ценностное самоопределение личности;

- выявлена социокультурная сущность детского и молодёжного театра, являющегося одним из важнейших факторов формирования ценностного потенциала личности, художественного моделирования картины мира ребёнка, специфического способа передачи социального опыта. Раскрыта многофункциональная природа театра для детей и молодёжи, которая позволяет определить данный тип театров как культурную универсалию; опираясь на деятельностный подход в понимании социокультурных функций, определён ряд функциональных аспектов, которые являются ведущими в деятельности детского и молодёжного театра;

- выделена и охарактеризована ценностно-ориентационная (аксиологическая) функция детского и молодёжного театра. Дано научное обоснование ценностной значимости театра, ориентированной на творческое освоение действительности, адекватное представлениям о совершенстве, идеале, преобразующем структурную палитру ценностей в систему ценностей, основанную на различении оценивающего и познающего сознания;

- в искусстве антропологические ценности, духовная составляющая бытия становятся не только зримыми, осязаемыми, но и чувственно привлекательными, становятся конкретным проявлением человеческого в человеке через эффект сотворчества, сопереживания зрителя. Только способом художественного мышления достижимо искусство как особый род вненаучного знания о мире, о человеке и его духе. Это дало основание для выделения в качестве важнейшей функции детского театра – функции гносеологической;

- выявлена и охарактеризована специфика коммуникативно-игрового аспекта и аспекта творческого освоения мира в деятельности детского театра. Феномен детского театра раскрыт в качестве специфического средства развития межличностного общения, свободной творческой индивидуальности, возбудителя и стимулятора игрового начала в ребенке, активизации творческих потенций юного зрителя, столь необходимых для социализации и инкультурации личности, способной найти своё место в быстро меняющемся мире, адекватно оценивать вызовы современности, принимать самостоятельные решения;

- введены в культурологическую теорию и художественную практику теоретическое наследие русского философа и педагога начала ХХ века К.Н. Вентцеля и его теория «свободного, гармонического развития личности»; креативная программа «Школы диалога культур» В.С. Библера с его принципом рождения и укоренения в сознании ребёнка установки на мышление путём создания учебного диалога с построением «точек удивления». С опорой на концептуальные идеи теории «свободного развития личности» Вентцеля детский театр рассмотрен как культурный феномен и явление, способное средствами театра комплексно воздействовать на процесс инкультурации ребёнка, на творческий потенциал личности, следовательно, на будущее бытие общества. Инкультурация определена как особый модус поведения индивида, связанный с его активностью и созданием им новых культурных форм;

- установлено, что бытие художественного произведения, его социальное функционирование детерминируется не только инноватированным автором текстом, но и способностью реципиента креативно взаимодействовать с предлагаемым художественным явлением. Исследована проблема восприятия (рецепции) художественного произведения, сотворчества автора и реципиента. Обоснован субъектно-субъектный характер театрального процесса, сущность которого заключается в обеспечении функционирования обратных связей театра и юного зрителя посредством создания различных видов сценического воплощения: игро-спектакль, спектакль с открытой драматургией «театра соучастия», а также различные культурные формы приобщения зрителя разных возрастов к искусству театра;

- впервые выделены и описаны основные этапы исторической динамики развития российского детского театра с момента появления стационарных профессиональных детских театров как самостоятельного социального института культуры, а также охарактеризованы функции, доминирующие на том или ином этапе: 1) 1918-1925 гг. – период возникновения детских театров, время, когда в качестве приоритетных были определены аксиологическая, эстетическая, компенсаторная, затем социальная функции, 2) 1925-1990-е гг. – советский период функционирования сети ТЮЗов при государственном финансировании и контроле: функция социализации юного зрителя заняла доминирующее место, часто удаляясь от художественных задач; детский театр участвует в создании социальных мифов, программировании мировосприятия зрителя; 3) 1991г.-по настоящее время – постсоветский период функционирования детского и молодёжного театра в условиях коммерциализации искусства, отсутствия государственной поддержки: преобладание компенсаторной и гедонистической функций театра. Впервые явление детского и молодёжного театра рассмотрено в социокультурном контексте; проведён достаточно полный и разносторонний анализ становления, развития и функционирования отечественных театров для детей и юношества; особенно подробно изучены первые два десятилетия советского периода, которые были этапом конституирования театров юного зрителя, выработки взглядов на их специфику, функции, цели и задачи;

- обоснована зависимость исторических модификаций детского и молодёжного театра от динамики культурных процессов в обществе; художественная деятельность детских театров рассмотрена не только как отражение социальных перемен эпохи, но и специфический фактор стимулирования культурных изменений. Выявлены причины и особенности кризисного состояния детских театров на современном этапе. Введен в научный оборот большой массив эмпирического материала из истории и современного бытования отечественного и зарубежного детского и молодёжного театра;

- предложена новая интерпретация феномена массовой культуры в её сказочно-мифологическом проявлении применительно к возможностям плодотворного функционирования детского театра. Рассмотрена современная театральная сказка как основа репертуара для детей младшего школьного возраста, которая основана, как правило, на современной социальной мифологии и является элементом массовой культуры. Сказка, будучи коллективным способом идентификации человека, становится особой формой социализации ребёнка;

- проанализированы позитивные и негативные тенденции репертуарной политики детского и молодёжного театра в контексте современной социокультурной ситуации. Исходя из её параметров утверждается и аргументируется то, что репертуарная политика театра для детей и молодёжи имеет как отрицательный, так и положительный потенциал, работает на достижение психологической компенсации и может быть использована для ориентации молодого поколения на социально приемлемые модели мироощущения, позитивные модели социализации и инкультурации человека;

- проанализированы наиболее убедительные практические достижения в области реализации социокультурных функций театра для детей и молодежи в России и за рубежом, автором осуществлён сравнительно-сопоставительный анализ различных методов приобщения детей и подростков к искусству театру. Сформулированы концептуальные основания жизнедеятельности российского театра для детей и молодёжи с учётом межкультурных взаимодействий с детскими театрами других стран. На примере функционирования советского детского театра и современного детского театра за рубежом доказано, что детский театр решает проблемы государственного уровня; обобщены и рассмотрены наиболее перспективные формы взаимодействия творческого коллектива театра и юных зрителей: работа зрительского актива, педагогической части театра, детской профессиональной студии при театре для детей и молодёжи, изучение последействия театра на детей и подростков с учётом возрастных психологических особенностей восприятия, обсуждения, дискуссии как формы изучения последействия спектакля. Расширению информационного пространства в репертуаре, методиках работы способствуют театральные фестивали разного уровня, появление муниципальных и самостоятельных театров, имеющих статус учреждения культуры, различные формы создания единой театральной региональной среды. Инновационный характер деятельности детских и молодёжных театров, как профессиональных, так и любительских, способен влиять на общий культурный процесс, на рост самосознания общества и его ценностную переориентацию.



следующая страница >>
Смотрите также:
Социокультурные функции детского и молодежного театра 24. 00. 01 теория и история культуры
694.63kb.
4 стр.
Социально-культурные факторы формирования педагогической культуры 24. 00. 01 теория и история культуры 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
329.89kb.
1 стр.
«История культуры татарского народа» Цель и задачи курса «История культуры татарского народа»
9.08kb.
1 стр.
Синтетический характер музыкальной культуры «серебряного века» 24. 00. 01 теория и история культуры
265.36kb.
1 стр.
Развитие духовной культуры калмыцкого народа в конце XVIII xix вв. 24. 00. 01 теория и история культуры
379.21kb.
2 стр.
Имидж в смысловом пространстве культуры 24. 00. 01 теория и история культуры
742.95kb.
4 стр.
Учебно-методическое пособие Специальность 050141 «Физическая культура»
201.97kb.
1 стр.
Программа составлена на основании паспорта научной специальности 24. 00. 01 Теория и история культуры. Составители программы
1433.59kb.
10 стр.
Теория и история русской культуры
499.18kb.
3 стр.
Российские литературно-художественные журналы в системе культурной политики: содействие, компромисс, противостояние 24. 00. 01 теория и история культуры
614.71kb.
3 стр.
Гайдинг как один из элементов гражданского общества
52.6kb.
1 стр.
Программа дисциплины «теория и история мировой культуры»
626.2kb.
3 стр.