Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирская государственная педагогическая академия» Кафедра истории России
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ОСОБЕННОСТИ по научной специальности 07.00.02 Форма обучения (заочная) Армавир
2012 г. АННОТАЦИЯ рабочей программы учебной дисциплины (РПУД) «Модернизационные процессы в России: вопросы теории и истории, основные этапы, особенности» предназначена для аспирантов по специальности 07.00.02.- Отечественная история. По своему содержанию рабочая программа относится к дисциплинам по выбору цикла специальных дисциплин образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов. Рабочая программа учебной дисциплины содержит структуру и содержание, тематическое планирование, учебно-методическое и информационное обеспечение. Рабочая программа учебной дисциплины предполагает актуализацию знаний аспирантов по теории и истории модернизации, формирование новых знаний и умений, основанное на рассмотрении проблем особенностей модернизационных процессов в России, изучении дополнительной литературы, освоении различных видов самостоятельной работы. Содержание курса базируется на актуальных вопросах теории и истории модернизации, результатах научной школы академика российской академии наук В.В. Алексеева «Исторический опыт российских модернизаций». Таким образом, изучение курса по выбору позволяет аспирантам освоить теоретический и фактический материал по проблемам теории и истории модернизационных процессов, исследовать основные этапы, особенности модернизации в России, определить основные этапы и отличительные черты российской модернизации. Цель учебной дисциплины — расширение познавательных средств - понимания и объяснения важнейших феноменов модернизационных процессов в истории человечества, уяснения основных вопросов теории, выяснения особенностей, этапов российской модернизации и их влияние на экономическую, социальную, политическую, социокультурную жизнь человечества в целом и российского общества в частности. Место учебной дисциплины в структуре ООП: Дисциплина относится ко 2 блоку курсов по выбору учебного плана подготовки аспирантов Требования к результатам освоения учебной дисциплины: Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование и развитие понятийного аппарат, выявления особенностей исторического дискурса модернизации, В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен: Знать: Теоретико-методологические подходы к изучению модернизации; основные школы модернизации; источники и механизмы модернизационных процессов; фазы, стадии, пути модернизации; субпроцессы модернизации; проблемы экономического роста; экономическую структуру и структурные изменения; соотношения отличительных черт традиционного и современного обществ; содержательные подходы определения критериев модернизации; волны и особенности российской модернизации. Уметь: применять различные теоретические, методологические подходы к изучению теории модернизации; определять понятия модернизации: дихотомические, исторические, инструментальные, ментальные, цивилизационные; выявлять качественные и количественные критерии степени продвинутости по пути модернизации, понятия «традиционное» и «современное» общества. Владеть: технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по истории модернизации; категориальным аппаратом раскрывающим сущность модернизационных процессов; навыками пространственно-временной локализации особенностей модернизационных процессов в истории человечества в целом и России в частности; знанием основных противоречий, проблем российской модернизации. Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет 2 зачётные единицы (72 часа). Основные разделы учебной дисциплины:
Автор программы: д.и.н., профессор кафедры истории России Стецура Ю.А. СТРУКТУРА рабочей программы учебной дисциплины
Дисциплина относится ко 2 блоку курсов по выбору учебного плана подготовки аспирантов.
Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование и развитие понятийного аппарат, выявления особенностей исторического дискурса модернизации, В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен: Знать: Теоретико-методологические подходы к изучению модернизации; основные школы модернизации; источники и механизмы модернизационных процессов; фазы, стадии, пути модернизации; субпроцессы модернизации; проблемы экономического роста; экономическую структуру и структурные изменения; соотношения отличительных черт традиционного и современного обществ; содержательные подходы определения критериев модернизации; волны и особенности российской модернизации. Уметь: применять различные теоретические, методологические подходы к изучению теории модернизации; определять понятия модернизации: дихотомические, исторические, инструментальные, ментальные, цивилизационные; выявлять качественные и количественные критерии степени продвинутости по пути модернизации, понятия «традиционное» и «современное» общества. Владеть: технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по истории модернизации; категориальным аппаратом раскрывающим сущность модернизационных процессов; навыками пространственно-временной локализации особенностей модернизационных процессов в истории человечества в целом и России в частности; знанием основных противоречий, проблем российской модернизации.
Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет 2 зачётные единицы (72 часа).
(для очной формы обучения)
(для заочной формы обучения)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Тема I. Модернизации: определение понятия и критерии. Теоретические и дисциплинарные подходы в изучении модернизации Определения понятия модернизации: дихотомические (модернизация как переход от одного состояния общества — традиционного к другому — индустриальному или современному), исторические (описание процессов, посредством которых осуществляется модернизации: трансформации, революции и т.д.; Р. Бендикс), инструментальные (модернизация как трансформация инструментов и способов освоения и контроля над окружающей природной и социальной средой; М. Леви), ментальные (определение через ментальный сдвиг – особое состояние рассудка, которое характеризуется верой в прогресс, склонностью к экономическому росту, готовностью адаптироваться к изменениям; Д. Лернер), цивилизационные (цивилизация modernity; соответственно, модернизация как распространение данной цивилизации; Ш. Эйзенштадт) интерпретации. Качественные и количественные критерии степени продвинутости по пути модернизации. Понятия «традиционное» и «современное» общества: критерии их идентификации (М. Леви). Теоретико-методологические подходы к изучению модернизации. Системно-функциональный (М. Леви, Д. Истон, Г. Алмонд, Д. Эптер, Ф. Риггз), процессуальный (Д. Лернер, К. Дейч, Р. Тантер, Х. Алкер, Ф. Катрайт, М. Хадсон), компаративно-исторический (С. Блэк, Ш. Эйзенштадт, Д. Растоу, С.М. Липсет, Б. Мур, Р. Бендикс) подходы. Ключевые категории и концепты в рамках системно-функционального подхода: система, функция, структура, равновесие, входы и выходы, среда, обратная связь. Теоретическая модель социальной системы — база для распознавания и сопоставления эмпирических общественных систем. Достоинства и недостатки системно-функционального подхода. Не эластичность данного подхода по отношению к динамическим процессам, слабая эмпирическая ориентированность. Особенности процессуального подхода: бихевиористский характер, акцент на взаимодействие (установление характера и причин корреляции) между социальными процессами (переменными) и ориентация на эмпирические данные, нередко использование количественных методов. Преимущества и слабые места подхода: ориентация на изучение реальных процессов, зависимость от состояния источниковой базы, методологические проблемы определения характера взаимосвязей между разнородными переменными, проблемность включения в аналитическую модель звена, опосредующего зависимость между «макро» сдвигами в социоэкономической и политической областях, — то есть «микро» изменений на уровне установок, ценностей, поведения индивидов. Сравнительно-исторический подход. Общество как объект сопоставления. Эмпиризм как характерная черта сравнительно-исторического подхода. Акцент на переменные: институты, культура, лидерство. Цель сравнительного подхода — выявление: 1) общих стадий или фаз, через которые должны проходить все общества; 2) особых путей, которыми могут двигаться общества; 3) комбинаций «вертикальных» и «горизонтальных» категориальных классификаций. Дисциплинарные подходы. Социологический подход Н. Смелзера. Принцип структурно-функциональной дифференциации: в процессе модернизации сложные структуры, выполнявшие прежде множество функций, делятся на более специализированные структуры, каждая из которых может отвечать за выполнение одной функции; новая совокупность специализированных структур выполняет те же функции, что и прежние структуры, но с большей эффективностью. Проблема интеграции, т.е. координации деятельности разнообразных новых дифференцированных институтов. Проблема конфликта ценностей новых и старых структур. Противоречие между потребностями и динамикой становления новых структур. Социальные беспорядки как следствие недостатка интеграции новых дифференцированных структур. Экономический подход У. Ростоу. Либеральный экономический детерминизм. Пять основных стадий экономического развития; 1) традиционное общество; 2) подготовка предпосылок к взлету; 3) стадия взлета («takeoff stage»); 4) общество массового потребления. Самоподдерживающийся экономический рост. Источники производственных инвестиций. Недостатки подхода: дисциплинарная ограниченность; эволюционизм; недостаточное внимание к проблеме разнообразия традиционных институтов. «Стадии политического развития» (А. Органски, 1965 г.): стадии примитивной унификации, индустриализации, национального благоденствия, изобилия. Тема II. Эволюция школы модернизации. Источники и механизмы модернизации.Смотрите также: «армавирская государственная педагогическая академия»
123.11kb.
1 стр.
«Армавирская государственная педагогическая академия»
484.47kb.
3 стр.
«армавирская государственная педагогическая академия»
209.3kb.
1 стр.
Фгбоу впо «армавирская государственная педагогическая академия»
184.83kb.
1 стр.
«армавирская государственная педагогическая академия»
403.57kb.
2 стр.
М. Ю. Некоторые аспекты нормативности речи // Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. Ученые записки
199.81kb.
1 стр.
Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
863.52kb.
4 стр.
«Карельская государственная педагогическая академия»
654.39kb.
4 стр.
«Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»
302.39kb.
1 стр.
«Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»
1479.15kb.
7 стр.
Дискурсивная актуализация концепта instruction
291.27kb.
1 стр.
«карельская государственная педагогическая академия» 2399.26kb.
14 стр.
|