Главная
страница 1




УДК
НА ПУТИ К СОБСТВЕННОМУ БИЗНЕСУ


И.а.Фадеева, студентка 4-го курса

механико-технологического факультета ФГОУ ВПО «КГТУ»


В статье анализируется рынок общественного питания. Также рассматриваются наиболее рациональные и коммерчески успешные пути привлечения клиентов в заведения общественного питания.
сфера общепита, форматы общепита, привлечение клиента

В нашей стране стремительными темпами развивается сфера общественного питания, поэтому прочно вошли в нашу жизнь следующие понятия: ресторан, кафе, бар, пиццерия, закусочная, бистро и многое – многое другое. Самыми распространенными заведениями, как правило, считаются, знакомые каждому человеку, закусочные и кафе.

На какие черты первым делом следует обратить внимание при открытии кафе? Любая закусочная или кафе представляют собой самую низкую ступень в сфере общественного питания, поэтому никакие хитрости здесь не нужны. Меню не предполагает никаких экзотических блюд и необычных напитков, поэтому и цены здесь не такие уж высокие. Посетители обычно питаются здесь простой и легкой пищей, так как в таких заведениях нет современной, оборудованной по всем требованиям кухни. Но все-таки любая закусочная должна иметь хорошо обустроенное внутренне помещение, которое будет привлекать клиентов и создавать атмосферу уюта и комфорта. Кроме того, в зале обязательно должен находиться кулер.
Каждый посетитель, вне зависимости от своего социального статуса, должен чувствовать себя комфортно в стенах Вашего кафе. Однако присутствие в числе завсегдатаев людей известных и уважаемых существенно увеличит степень престижности Вашего заведения. Такие клиенты требуют к себе особого отношения, но их публичная репутация – дополнительная реклама заведения.

Как привлечь клиентов в ресторан? Либо хорошей кухней, либо чем-нибудь необычным. Кто-то выбирает нестандартный декор, а кто-то – необычный сервис.

Прежде чем проводить рекламную политику, заведению необходимо придумать свою «фишку». Если кафе расположено недалеко от метро, можно придумать такие фишки, как продажа газет к кофе, предложить новый вид кофе и т.п. Если кафе находится в спальном районе, то самый эффективный способ – это раздача листовок в ближайших домах. Печать 4 тыс. листовок может обойтись в $ 150, услуги дизайнера стоят порядка $60. Таким образом, распространение листовок может обойтись в 4 тыс. руб. Такой способ рекламы способен привлечь до 10 % клиентов. Эффективными считаются и вывеска баннеров во время строительства кафе, рекламные акции в день открытия, дегустация.

Для расширения ассортимента предлагаемых блюд и напитков, владельцы зачастую идут на расширение ассортимента спиртных напитков.

Для этого необходимо получить лицензию в лицензионной палате на разрешение распространения спиртных напитков. Владелец кафе собирает строго определенный пакет документов для получения лицензирования розничной продажи спиртных напитков.Документы сдаются в лицензионную палату, где принимается и принимает решение о выдаче лицензии. Но лицензией на розничную продажу спиртных напитков дело не ограничивается. Помещение под кафе проверяет СЭС, пожарный надзор. Дополнительная торговля алкоголем облагается 13% налогом. Но такая торговля может, с другой стороны, принести заведения до 50% дохода в месяц.

Можно расширить ассортимент за счет буфета, ввести в меню мороженое, несколько видов минеральной воды, соки, кофе (растворимый и заварной). Стоит договориться о поставке полузамороженных пирожков, расширив их ассортимент до 30. Что касается горячей кухни, то от производства лучше отказаться. Можно договориться о поставках горячих блюд из ближайших заведений или с местными пенсионерами. Увеличение ассортимента и высокое качество продукции, в конечном счете, поможет привлечь клиента.

Клиент чаще всего возвращается в то кафе или ресторан, где его хорошо и быстро обслужили.

Как правило, будущие официанты не имеют специальной подготовки по обслуживанию клиентов, поэтому им приходится обучаться непосредственно на практике. Все что требуется, это максимальная расторопность и чувство такта. Возрастная категория варьируется от 17 до 25 лет, предпочтение отдается мужчинам. Официантов не принято мотивировать зарплатой, но они сами заинтересованы в хорошем обслуживании клиентов, потому что размер их чаевых прямо пропорционален качеству обслуживания. Средняя зарплата официанта по городу от 150 до 300$ в месяц, не считая чаевых. Кроме того, реализация проекта популяризации Вашего бизнеса в данной сфере напрямую зависит от качества изначально разработанной стратегии и соблюдения последовательного плана действий, от грамотной рекламы и  высокого уровня обслуживания, индивидуальности, привлекающей внимание посетителей именно к Вашему кафе.Главный козырь в борьбе за популярность – соответствующий “товарный вид” Вашего заведения. Высокий уровень оказываемых услуг, отменное меню, интересная культурная программа сами по себе будут способствовать формированию у посетителей позитивного впечатления.

Привлечение и удержание постоянных клиентов является важнейшей маркетинговой задачей, стоящей перед любыми производителями товаров и услуг. Хорошо известно, что именно постоянные клиенты, составляющие, как правило, не более 20% общей клиентуры, приносят более 50% валового дохода и 80% всей прибыли. Этот закон называется "Принципом Парето", по имени великого итальянского экономиста, социолога и математика Вильфредо Парето. Этот принцип действует в различных областях и сферах человеческой деятельности.

Для того чтобы привлечь и удержать клиентов, необходимо им сделать Уникальное Торговое Предложение (УТП). А для этого товар или услуга должны обладать в глазах потребителя четко определенными уникальными свойствами. Для этого необходимо выяснить,чего ожидают потребители от данного товара или услуги - в данном случае - от кафе. Понятно, что разные люди (различные группы потребителей) хотят различных выгод.

Прежде всего, Вам надо определиться, кого Вы хотите видеть в числе постоянных клиентов? Кто составит ядро Вашей целевой группы? Это может быть молодежь, отдыхающая во время каникул. Или, например, мужчины среднего возраста, забегающие после работы на часок-другой, пропустить пару-тройку кружек пива. Или молодые мамаши и бабушки с детьми. Или семьи и дружеские компании, проводящие вместе свои выходные дни. В зависимости от того, какую целевую аудиторию Вы выберете, Вам и следует применять различные способы привлечения и удержания аудитории.

Для молодежи это может быть интернет, или игровые приставки, модная музыка, тематические вечеринки. Любителей спорта привлекут трансляции соревнований: футбола, тенниса, автогонок. Семьи с детьми благосклонно отнесутся к наличию детских игровых зон, устройству праздников.

Только не пытайтесь угодить всем сразу. Это одна из ключевых ошибок, которую совершают многие бизнесмены, пытающиеся работать на весь рынок сразу. Ничего хорошего из этого не получится. Ни спорт, ни громкая музыка, ни шумные тусовки, ни тихие посиделки не могут нравится всем. Кого-то они обязательно будут раздражать.

Помочь в деле удержания клиентов могут также специальные программы лояльности: нарастающие в зависимости от регулярности посещения скидки (очень хороши в этом смысле клубные карты), подарки, дополнительные услуги (возможность воспользоваться телефоном, интернетом, обменом или прокатом видеокассет, полистать свежие газеты, дорогие журналы и т.п.).

Если Ваше кафе небольшое и Вам достаточно нескольких десятков постоянных клиентов, то было бы очень хорошо Вам знать их не только в лицо, но и по именам. Здороваться с ними, общаться как со старыми приятелями. Очень многие люди сегодня в больших городах испытывают элементарный дефицит общения. И кафе, и клубы, и рестораны большинство людей посещает не для того, чтобы поесть или выпить - это можно сделать и дома, не хуже и намного дешевле, а для того, чтобы: "На людей посмотреть, да себя показать", почувствовать принадлежность к коллективу, группе; завести новых знакомых, приятелей, подруг. Сумеете помочь людям в решении их проблем - и через полгода можете начинать брать деньги за членство в клубе любителей Вашего кафе.Основными факторами в продвижении кафе являются – реклама, меню и обслуживание. Месторасположение кафе ключевой роли не играет. Кафе может находиться в центре города и быть на протяжении года убыточным, а может располагаться за городом и окупиться за несколько месяцев. Для того чтобы сделать кафе рентабельным, специалисты предлагают несколько шагов.

Если первоначальная концепция не приносит ожидаемого дохода, то ее либо усовершенствуют, либо разрабатывают абсолютно новую.

Для владельца ресторанного типа необходимо, прежде всего, знать на каких клиентов он рассчитывает и, исходя из этого определиться с концепцией заведения и составить предварительный план для дизайнера.

Сейчас существует много ресторанов и кафе «по интересам», рассчитанных на определенный круг клиентов, или рестораны закрытого типа. Но существуют рестораны для широкого круга клиентов, где и посетителей больше, и цены ниже. В зависимости от предполагаемого контингента разрабатывается ценовая политика кафе или ресторана.


Поиск инвесторов

Банки часто дают кредиты как новому ресторану на открытие, так и давно существующему ресторану на развитие бизнеса. Этот вид бизнеса считается прибыльным и проблем с кредитованием у банков не возникает. Чаще всего кредиты берут для организации крупной рекламной акции данного ресторана, и благодаря новому наплыву посетителей владелец в состоянии выплатить кредит в течение 3-4 месяцев.

Ниже приведен рейтинг необычных ресторанов.

10-е место: В Наньцзине (Китай) есть ресторан для желающих снять стресс. Клиенты могут бросать и разбивать посуду, стекла, столы и т.д. Кое-где можно даже бить официантов, которыми работают мускулистые молодые люди.

9-е место: В одном из ресторанов Лос-Анджелеса работают красивые модели, тела которых служат подносом для пищи. Нечто подобное существует и в Японии, где суши сервируется на телах девушек.

8-е место: В Берлине, Цюрихе и Москве можно пообедать в полной темноте. В таких ресторанах работают слепые люди, которые отлично ориентируются в темноте.

7-е место: Успешно работают рестораны, в которых посетители сами решают, сколько заплатить за обед. Можно пообедать вообще бесплатно, но клиенты обычно платят и оставляют щедрые чаевые.

6-е место: В некоторых заведениях за недоеденное блюдо полагается штраф. Два таких ресторана успешно работают в Бразилии и один – в Испании.

5-е место: В Японии и России есть рестораны, где рыбу, которую вы хотите съесть на ужин, можно поймать самому. Клиенту предоставляются снасти и наживка, а рыба ценных пород – осетр, форель или сом – отлично клюет в разводном пруду.

4-е место: Некоторые заведения проводят в своих стенах всевозможные соревнования, суть которых съесть или выпить как можно больше и быстрее. Так, в Техасе существует закусочная BigTexanSteakRanch, где однажды ужасно голодный ковбой поглотил около двух килограммов сочной говядины. Удивленный хозяин заявил, что с этого дня для любого посетителя обед будет бесплатным, если он сможет съесть такое количество пищи в течение часа. С тех пор около 40 тыс. человек бросили вызов двухкилограммовому куску мяса, и примерно 7 тысяч из них преуспели.

3-е место: В Амстердаме есть кафе, где работают дети. Причем они не только обслуживают столики, но и готовят пищу.

2-е место: В Чикаго и Риме можно посетить рестораны, где грубое обслуживание считается нормой – официанты запросто оскорбляют клиентов и издеваются друг над другом. Случайно зашедшие посетители испытывают культурный шок и безуспешно жалуются полицейским.

1-е место: Ли Тэрнер из штата Мэн в США открыл необычный ресторан, который тут же прославился на всю округу. Изюминкой его заведения стали удивительные правила посещения закусочной. Любой, кто осмелится прыгнуть без одежды в озеро, расположенное совсем неподалеку, получает в ресторане BlackFrog специальное бесплатное меню. Правда, в зал надо также пройти без одежды – это непременное условие.

ON THE WAY TO OWN BUSINESS


I. Fadeeva
In article the public catering market is analyzed. As the most rational and commercially successful ways of attraction to public catering institutions are considered.



Смотрите также:
На пути к собственному бизнесу
77.11kb.
1 стр.
«революция тюльпанов» в кыргызстане и особенности трансформации политической системы: попытка осмысления
97.76kb.
1 стр.
Россия считается особенной 7 февраля 2007, 17: 03 Фото: итар-тасс текст: Анастасия Никифорова
23.13kb.
1 стр.
10 пожеланий российскому бизнесу Год назад «Секрет фирмы» написал о 15 вещах, которых не хватает российскому бизнесу, и пожелал поскорее восполнить эти пробелы. За минувший год более чем в половине пунктов произошли позитивные изменения
74.63kb.
1 стр.
Что теряет работник, соглашаясь уволиться по собственному желанию
33.55kb.
1 стр.
Тезисы доклада на IV международном Форуме от науки к бизнесу. Санкт-Петербург, 2010г
73.09kb.
1 стр.
Андреев Леонид Николаевич
59.38kb.
1 стр.
По вопросам участия обращаться в ООО «Центр содействия бизнесу
178.99kb.
1 стр.
Паспорт программы 5 социально-экономическое положение Республики Саха (Якутия) и основные проблемы 13
7948.8kb.
50 стр.
Основные даты жизни и деятельности В. В. Марковникова
17.11kb.
1 стр.
Титов В. В. 2013 года билеты по проверке знаний по птэ, инструкций по сигнализации и по движению поездов и маневровой работе
824.35kb.
5 стр.
Программа российско-бразильского делового форума г. Салвадор (штат Баия), 18-19 февраля 2013 г
29.36kb.
1 стр.