Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
Билет 1

Материал и приём в литературе.

Материал - это событии, истории, придуманные истории, рассказанные и., сюжетные линии, которые заинтересовали автора. Из выбранного материала автор определяет главную сюжетную линию, т.е. выстраивает отношения. Художественно перерабатывая данный материал автор интерпретирует свое выражение и главную идею своего произведения, т.е. о чем он хочет нам говорить. Таким образом, порой незатейливый сюжет преобразуется в худ. Форму, что потом мы и называем лит. произведением. Чтобы нам было интересно было смотреть или читать это произведение он жизненную реальность превращает в худ. реальность определенными писательскими и литературными приемами. Сперва определяется форма. Через форму, он дает нам содержание, где развертываются события и отношения героев в определенном порядке. В лит. произведении время как бы замедленно, это необходимо автору затем, чтобы мы проследили за жизнь и поведением героев в романе. Огромное знач. имеет композиционное построение произведения. Композиция – завязка, развитие действия, кульминация и эпилог. В лит. произведении не всегда может совпадать фабула и сюжет – это тоже авторский прием. Для писателя очень важно выписать характеристики гл. действ. лиц. Характеры которых он берет из реальной жизни. Характер лит. героя определяется с помощью речевой характеристики. Для оттенения худ. образа автор использует описание природы, которое должно быть подчинено динамике всего произведения. Метафоричность языка писателя одно из основных средств художественной выразительности.


Билет 2

Автор, повествователь, персонаж в литературном произведении.

Разные авторы имеют разные взгляды на жизненные ситуации, которые они хотят осветить в своих произведениях. Главная идея автора очень редко дается им в каком-нибудь лирическом отступлении. Обычно идея доносится через персонажей и их действия. Вся их совокупность призвана служить одному – раскрытию смысла произведения. Также в произведение иногда вводится такой элемент, как повествователь. Повествователь не всегда отражает авторскую позицию на проблему, поставленную в произведении. Повествователь призван дать нам, читателям «пищу для рассуждений», он - рассказчик. Иногда, разумеется, автор отождествляет себя с каким-либо персонажем (не обязательно главным) или повествователем.


Билет 3

Различие между научным и художественным мышлением.

Искусство и наука не одно и то же, но их различие не в содержании, а только в способе обрабатывать данное содержание. Фил оперирует доводами, поэт - образами и картинами, но оба говорят одно и то же. Поэт, вооружаясь живым и ярким языком, воздействует на фантазию читателей, а философ на разум. Один доказывает, рассказывает, и оба убеждают, только один логическими доводами, другой – картинами видения, вооброжением. Но первого слушают и понимают немногие, другого - все. Научный язык не всегда всем доступен, художественный же доступен, поскольку он воздействует на воображение человека. Наука и искусство равно необходимы, и ни наука не может заменить искусства, ни искусство науки...


Билет 4

Сатирическая и психологическая гипербола. Понятие гротеска.

Гипербола - стилистич. фигура, худ. прием, основанный на преувеличении явления. Преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления вводится в произ-ние для большей выразительности.

Гипербола - один из самых древних видов худ. приемов. Устное нар. тв-во наряду с олицетворениями имело и преувеличения (это объясняется тем, что люди все передавали из уст в уста и, как водится, преувеличивали). Наблюдалась в осн. гиперболизация сил природы (языческие боги). Примером могут служить мифы, произ-ния др. греков, даже “Апокалипсис” Иоанна Богослова. Здесь и родился психолог. аспект гиперболы (чтобы показать мощь богов, н-р, их рисовали семирукими, восьмиглазыми, девятиголовыми и огромными как гора Олимп). Начиная с эпохи Возрождения, гипербола превратилась в средство выражения собственно художественного содержания. С особой силой она стала применяться как прием комический, сатирический (особ. ярко у Свифта). Далее, в русской лит-ре, приемом. гиперболы активно пользовался Гоголь (“Мертвые души”). Из сатирической гипербола выросла в гротеск (“Нос” - гротеск, фантастика и реальное изменение жизни чел-ка). Гротеск - вид худ. образности, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, трагич. и комического, прекрасного и безобразного. Резко смещая формы самой жизни, создает особый гротескный мир, который нельзя понимать букв-но и расшифровывать как аллегорию (воплощение какой-то идеи в конкретных худ. образах и формах ).
Билет 5

Художественное время и пространство в литературном произведении. Хронотоп.

Художественное время – это порядок, последовательность действия в худ. произведении.

Пространство – это совокупность мелочей, в которых живет художественный герой.

Логически соединяясь время и пространство создают хронотоп. Каждый писатель и поэт имеет свои любимые хронотопы. Все подчиняется этому времени и герои и предметы и словесные действия. И все равно на первом плане в произведении всегда выступает гл. действующее лицо. Чем крупнее писатель или поэт, тем интереснее они описывают и пространство и время, каждый своими определенными худ. приемами.



Разные подходы к проблеме худ. времени:

1) Грамматическое время в лит-ре как существует прошлое, настоящее, будущее + видовые хар-ки (сов. и несов. вид) в русском языке.2) Воззрение писателя на проблему времени - философия писателя.3) Существенно для лит-ры исследование худ.времени как худ. факта литературе. Существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в лит-ре - хронотоп (дословно "время-пространство"). Хронотоп мы понимаем как формально -содержательную категорию лит-ры. В лит.-худ. хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в целом. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и изменяется временем - этим хар-ся хронотоп. В лит-ре хронотоп имеет существенное жанровое значение. Жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем ведущим началом в хронотопе является время. Хр. определяет худ.единство лит.произведения в его отношении к реальной действительности. Значение хронотопа: - сюжетное - хр. являются организационными центрами основных сюжетных событий романа. В нем завязываются и развязываются сюжетные узлы. - изобразительное - время приобретает чувственно-наглядный характер, сюжетные события конкретизируются. Время и пространство в литературе Действительность в ее пространственно-временных координатах различными видами искусства осваивается по-разному. Художественная литература воспроизводит преимущественно жизненные процессы, протекающие во времени, т.е. человеческую жизнедеятельность (переживания, мысли, идеи и т.д.). Лессинг пришел к выводу, что в поэзии воспроизводится преимущественно действие, т.е. предметы и явления, следующие один за другим во времени. При этом писатель не связан необходимостью запечатлевать текущее время буквально и непосредственно. В литературном произведении могут быть даны тщательные, подробные характеристики какого-то крайне короткого промежутка времени (описание Толстым в “Детстве” чувства, которые испытал Николенька Иртеньев у гроба матери). Чаще писатель дает компактные характеристики длительных промежутков времени. Писатели как бы растягивают и сжимают время изображаемого действия. В освоении пространственных соотношений литература уступает другим искусствам. Лессинг подчеркивал, что предметы, сосуществующие друг около друга, изображаются главным образом в живописи и скульптуре. При этом он утверждал, что описание неподвижных предметов не должны выдвигаться в литературном произведении на первый план. В художественном освоении пространства литература обладает и преимуществами по сравнению со скульптурой и живописью. Писатель может с быстротой переходить от одной картины к другой, легко перенося читателя в разные места. Пространственные представления в литературных произведениях нередко имеют обобщающее значение (мотив дороги в “Мертвых душах” Гоголя как пространство, будящего мысль о направленном, целеустремленном движении). Художником слова, таким образом, доступен язык не только временных (он, несомненно, первичный), но и пространственных представлений.
Билет 6

Метонимия как вид образности и средство художественного видения. Синекдоха. + карточка

Сущность всех этих метонимий, метафор и синекдох закл-ся в том, что автор употребляет слова в иносказательном смысле. Эти слова называются в литературоведении тропами (греч. tropos - оборот). Метонимия основана на смежности, т.е. предметы (явления) должны быть тесно связаны друг с другом. - Пространственная смежность - самый простой вид метонимии. Это могут быть предметы, где один помещен внутри другого. (н-р, Чехов: “Палата №6” - имеется ввиду, конечно, не помещение, а обитатели палаты). - Временная смежность - способ назвать не т. процесс действия, но и результат этого действия (н-р: работа - действие и работа, скажем, курсовая - рез-т этого труда)- Материальная смежность - слово называет и материал, и изделие из него (золото - драгоц. металл + “Наши спортсмены получили золото”- медаль из золота). Метонимия хар-на в осн. для сущ-ных, но есть и прилагательные (медвежья шуба - не шуба медведя, шуба, сделанная из медведя; “сумасшедший дом” вместо “дом для сумасшедших” и др.) Метонимия очень часто используется в худ. речи (иногда путем неожиданных сочетаний - “Город был окутан белой тишиной”). Метонимия м. б. выразительным средством сатиры (Чехов “Дуэль”: “Дай-ка зайду, зоологию проведаю” - зоология заменяет в контексте слово зоолог для комического эффекта.) Синекдоха - слово употребляется как для названия целого, так и для обозначения части целого. Н-р: части тела используются для обозначения человека (лицо как передняя часть головы и лицо как офиц. обознач. чел-ка; “В семье прибавился лишний рот”; “У него рука в минестерстве” - влиятельный чел-к). В лит-ре часто возникают индивид. синекдохи (“Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц” - И. Б. “Легк. дых”) Возм-ти синекдохи заключены в том, что она помогает выделить одну яркую черту. Чаще всего у человека: “Эй ты, борода!” . А также синекдоха может показать, скажем, должность чел-ка через одежду (н-р, “Пикейные жилеты собрались поближе и вытянули куриные шеи” - “Золотой теленок” Ильфа\Петрова). Часто синекдоха используется для достиж. комич. эффекта (у Гоголя, С.-Щ., Чехова особенно).



Билет 7

Литература как искусство слова. Место лит-ры в ряду других искусств. Лессинг о литературе.

Слово - основной элемент лит-ры, связь между материальным и духовным. Слово воспринимается как сумма тех значений, которое дала ему человеческая культура. Через слово мы познаем мировую культуру. Визуальная кул-ра - та, кот. можно воспринимать наглядно. Вербальная кул-ра - больше отвечает потребностям человека - слово, работа мысли, формирование личности (мир духовных сущностей). Существует литра на глубине, кот. требует глубокого отношения, переживания, но существует также паралитература и беллетристика. Произведения лит-ры - пробуждение внутренних сил человека разными способами, т.к. произведение обладает материалом. 1)Искусство временное - развивающееся во времени - театр, кино, музыка. Мы не можем пойти против времени (пропуск фрагмента. 2)Искусство пространственное - развивающееся в пространстве - пластическое ис-во - живопись, скульптура. Не задано время восприятия. В картине заложены пространственные ориентиры - художник знает, на что зритель должен обратить внимание сначала. На этом фоне лит-ра - синтез временного и пространственного. Лит-ра имеет определенные отрезки, фрагменты - это связано со словом. Каждый из элементов может быть представлен отдельно. Можно изолировано относиться к звуку или слову, судить о фразе, об абзаце, о главе. В любой момент можно прервать временной ход произведения, автор не задает его. Автор не знает скорости чтения, и читатель может в любой момент чтения остановиться. Временное произведение - его автор знает, как долго будет тянуться его произведение, как долго будет идти восприятие произведения. Может быть нарушение ритма, убыстрение хода. В лит. произведении время не заложено, есть возможность прерваться. В театре это невозможно, всегда есть опред. настрой. В лит-ре мы возвращаемся к одному и тому же, есть возможность вернуться и восстановить то, что нам необходимо. Временная структура худ.произведения более свободна. Мы воспринимаем все таким, какое есть в лит.произведении, но в то же время это восприятие может быть у каждого свое, слово воспринимается по-разному. Любое иллюстрирование текста - это искажение того, что передано текстом. Слово нематериально. Нет отчетливости как в живописи, на фотографии (стол в лит. произведении гораздо более общий, чем на картине). Слово несет в себе и сильное и слабое начало.

Лит-ра и музыка:

1) временные различия 2) сущ-ть: в лит.произведении - набор слов смысловой ореол сущ. лит.произведения. В муз. произведении нет определенной привязки, не несет прямых ассоциаций, но мы все же порой относимся к набору звуков эмоционально. Нота - звучание, но не смысловое значение, в отличие от слова приобретает временные хар-ки. Музыка более свободна от смысловой заданности, чем лит-ра. Специфич. формы словесного искусства - сущ-т определенные разряды лит.произведений, которые тесно связаны с другими видами искусства: драматургия - с театром, поэзия и графика (когда автор сам иллюстрирует свое произведение).

В 18 веке появился трактат Лессинга о разграничении живописи и искусства слова. Лессинг сравнивает Лаокоона в скульптурной группе и в поэме Вергилия «Энеида». До Лессинга никто не обращал внимания на словесную природу, литература воспринималась как живопись при помощи слов. Он увидел, что у литературы другие возможности: она может передать явление в динамике мира и жизни, а не статичность искусства живописи. Так что Лессинг впервые отметил тот факт, что литература не уступает живописи, а даже во многом её превосходит. Литература в ряде случаев лучше постигает свой предмет, чем живопись или скульптура. Лессинг говорит о том, что литература, в отличие от других искусств, может изобразить то, что другим просто не под силу - что снится герою, те явления и процессы, которые невидимы (мысли, переживания).

Билет 8

Простое и развёрнутое сравнение. + карточка

Сравнение - это образное иносказание, в котором устанавливается сходство между двумя явлениями жизни. Сравнение - это важное изобразительно-выразительное средство языка.

Существуют два образа: основной, в котором заключён главный смысл высказывания и вспомогательный, присоединяемый к союзу «как» и прочих.

Сравнение широко используется в художественной речи. Выявляет сходство, параллели, соответствия между исходными явлениями. Сравнением закрепляют разные ассоциации, возникающие у писателя. Например, стихотворение Пушкина «К морю» (см. Карточка) - устойчивое сравнение. Сравнение бывает простым и развёрнутым. Простое сравнение построено на сопоставлении явлений жизни по их сходству, как и метафора. Развёрнутое сравнение - устанавливается сходство при отсутствии тождества. Устанавливаются два члена развёрнутого сравнения, два сопоставленных образа. Один - основной, создаваемый развитием повествования или лирической медитации, а другой - вспомогательный (привлекаемый для сравнения с основным). Функция развёрнутого сравнения - в раскрытии ряда признаков одного явления или в характеристике целой группы явлений.



Билет 9

Понятие о литературном процессе.

Лит.процесс - совокупность всех произведений, появляющихся в это время. Факторы, которые его ограничивают: - на представление литературы внутри лит. процесса влияет время, когда выходит та или иная книга. - лит. процесс не существует вне журналов, газет, других печатных изданий. ("Молодая гвардия","Новый мир" и т.д.) - лит.процесс связан с критикой на выходящие в свет произведения. Устная критика тоже немало влияет на л.п. "Либеральный террор" - так называли критику в начале 18в. Литературные объединения - писатели, считающие себя близкими по каким-либо вопросам. Выступают определенной группой, завоевывающей часть литературного процесса. Литература как бы "поделена" между ними. Выпускают манифесты, выражающие общие настроения той или иной группы. Манифесты появляются в момент образования лит. группы. Для лит-ры н.20в. манифесты нехарактерны (символисты сначала творили, а потом писали манифесты). Манифест позволяет взглянуть на будущую деятельность группы, сразу определить, чем она выделяется. Как правило, манифест (в классическом варианте - предвосхищающий деятельность группы) оказывается бледнее, чем лит. течение, кот. он представляет.

Литературный процесс. С помощью художественной речи в литературных произведениях широко и конкретно воспроизводится речевая деятельность людей. Человек в словесном изображении выступает в качестве “носителя речи”. Это относится, прежде всего, к лирическим героям, действующим лицам драматических произведений и рассказчикам эпических произведений. Речь в художественной литературе выступает как важнейший предмет изображения. Литература не только обозначает словами жизненные явления, но и воспроизводит саму речевую деятельность. Используя речь в качестве предмета изображения, писатель преодолевает ту схематичность словесных картин, которые связаны с их “невещественностью”. Вне речи мышление людей в полной мере осуществить не может. Поэтому литература является единственным искусством, свободно и широко осваивающим человеческую мысль. Процессы мышления - это средоточие душевной жизни людей, форма их напряженного действия. В путях и способах постижения эмоционального мира литература качественно отличается от других видов искусства. В лит-ре показывается постижение душевных процессов с помощью авторских характеристик и высказываний самих героев. Лит-ра как вид искусства обладает своего рода универсальностью. С помощью речи можно воспроизвести любые стороны действительности; изобразительные возможности слова поистине не имеют границ. Лит-ра с наибольшей полнотой воплощает познавательное начало художественной деятельности. Гегель называл словесность “всеобщим искусством”. Но особенно широко осуществились изобразительные и познавательные возможности литературы в 19 веке, когда в искусстве России и западноевропейских стран ведущим стал реалистический метод. Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой художественно отразили жизнь своей страны и эпохи с такой степенью полноты, которая недоступно никакому другому виду ис-ва. Уникальным качеством художественной литературы является также ее ярко выраженная, открытая проблемность. Неудивительно, что именно в сфере литературного творчества, наиболее интеллектуального и проблемного, формируются направления в искусстве: классицизм, сентиментализм и т.д.

Билет 10

Силлабо-тоническая система русского стиха. Двусложные размеры. + карточка

Стихи, построенные по силлабо-тоническому принципу, отличаются гораздо большей внутренней ритмической организованностью. В силлабо-тонике сочетаются оба принципа: и силлабической, и тонической системы стихосложения, а именно равноударность и равносложность. «Качество» организованности - это стопы, каждая из которых представляет собой определённое кол-во слогов с определённым местом в нём ритмического акцента. Силлабо-тоническая = слого-ударная. (система создана трудами Ломоносова). Силлабо-тоническая система основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. При этом учитывается опыт метрической системы. Двусложные размеры: Двусложные размеры - каждая их стопа состоит из двух слогов. Хорей - двусложный размер, с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы хорея ( —È), а в строчке в целом - на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д Ямб - двусложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы ямба (Ⱦ), а в стихе в целом - на втором, четвёртом, шестом, восьмом и т.д.



Билет 11

Реализм и условность в литературе.

Реализм в литературе. В художественной литературе реализм развивается постепенно, в течение многих столетий. Но сам термин “реализм” возник лишь в середине 19 века. Уже тогда писатели и критики в России - сначала Пушкин, потом Белинский - обратили внимание на особую общность писателей, творивших в разное время и сильно отличавшихся друг от друга по своим общественным воззрениям, тематике, проблематике, пафосу творчества. Они стали объединять таких непохожих друг на друга писателей, как Гоголь и Толстой, Горький и Шолохов, одним названием - реалисты. Исторический процесс литературы - это процесс приближения к реализму, а затем его формирования и развития. В пределах же развития реалистической литературы самым важным следует признать процесс понимания писателем процессов, происходящих в мире. Для этого писателям нужно было овладеть научным, конкретно-историческим пониманием жизни. Исходя из него писатели смогли в своих произведениях соединить глубокое и верное осознание жизненных процессов с глубоким и верным пониманием их причин, результатов и перспектив. Так возникла новая особенность реализма, получившая название социалистического реализма. Его отличие от реализма критического состоит в том, что в произведениях критического реализма всегда утверждались положительные, часто очень высокие, идеалы писателей. Это были идеалы, в которых желаемое осознавалось как действительное. Таковы были, например, идеалы писателей русской революционной демократии с их утопическим социализмом. Социалистический реализм начал складываться в русской литературе в начале 20 века. Происходило это потому, что в художественном творчестве стали принимать участие такие писатели, которые активно овладевали мировоззрением революционно-социалистической демократии, которая к 1905 году стала наиболее передовым общественным движением. Соц. реализм не “отменил” основных особенностей критического реализма, он сохранил и даже развил их. Замечательная особенность соц. реализма в том, что он отвечает познавательным и идейным потребностям нового, самого сильного и революционного в истории общественного движения. Рассмотренные черты не исчерпывают, конечно, всех особенностей лит-ры социалистического реализма - они многочисленны и разнообразны, - но определяют то, что является главным в ней как литературе.

Условность – передача худ. изображения приемами, принятыми в данном виде искусства. Худ. условность обычно лежит на внутренних монологах действующих лиц. Размышляя о чем-либо наедине с собой, человек не облекает свои мысли в четкие грамматические формы, законченные слова и предложения. Писатель же, чтобы быть понятым, вынужден придавать внутренней речи не свойственные ей организованность и упорядоченность. Он как бы проецирует словесно не оформленные движения человеческой души в общепонятные речевые формы. В ряде случаев условность внутреннего монолога как бы подчеркивается писателем: словами обозначается то, о чем лишь мог думать персонаж, испытывая те или иные чувства. Во многих других случаях условность внутреннего монолога, напротив, складывается. Происходит это при изображении людей напряженно и активно мыслящих (князь Андрей с его мечтами о военной карьере). Литературно-условные и непосредственно-достоверные внутренние монологи нередко соседствуют друг с другом.

Билет 12

Художественный эпитет. (Веселовский о роли эпитета в лит. произведении).

Эпитет - художественное определение, отмечающее существенную, с точки зрения автора, черту изображаемого явления. В отличие от логического определения эпитет не содержит в себе разделительного значения средства языка. В то время, как логическое определение отделяет признак одного предмета от признаков других, эпитет, как и другие изобразительно-выразительные средства, вызывает в нашем сознании ЦЕЛОСТНОЕ представление об изображаемом предмете, рассматриваемом писателем в том или ином аспекте. Эпитетами могут быть различные части речи. Чаще всего - прилагательные. Бывают и существительные, и деепричастия, и наречия. По своему содержанию эпитеты бывают изобразительными (выделение существенной стороны изображаемого без привнесения оценочного элемента) и лирическими (прямо выражено отношение писателя к изображённому).

Примеры: добрый молодец, серый волк, синее море.

Билет 13

Эпос как литературный род.

Эпос - от греческого "слово". Объект. повествовательный род лит-ры. Сначала возник эпос как жанр народно-героического сказания: саги, притчи, былины, эпич.песни, предания, богатырские сказки, нар.-героич. повести. Существовал до эпохи Возрождения. В последние 3 века, когда происходит поворот к человеку как личности (примат личности над коллективом) начинает выделяться эпос как род литературы в нашем современном понимании. Носитель речи сообщает о прошедшем действии или вспоминает. Между ведением речи и событием сохраняется временная дистанция. Речь ведется от повествователя, кот. может становится рассказчиком (Гринев у Пушкина). Эпос максимально свободен от освоения пространства и времени. Характеризует не только героя, но и носителя речи (худ.речь складывают: авторское повествование, авт. описание, авт.рассуждение, монологи и диалоги действующих лиц). Эпос - единственный род лит-ры, показывающий не только то, что герой делает, но и как он думает. Внутр. монологи - сознание героя. Большое значение имеют портрет и пейзаж - детализация. Не настаивает на условности происшедшего. Объем эпич.произведения неограничен. В узком смысле эпос - героическое повествование о прошлом. Дошел в виде эпопей ("Илиада" и "Одиссея"), саги - скандинавский эпос, короткие эпические песни - русские былины


Билет 14

Метафора и её разновидности. Метафорическое мышление в лит-ре.

Метафора и ее виды. Один из самых распространенных худ. приемов. Метафора - перенос наименования по сходству. Сходство м.б. различным: по форме - иголка (швейная) и иголка (хвойная)\по расположению - рукава реки - рукава куртки. \по функции - дворник (человек) и дворник (очистит. устройство).\метафоры-названия (сросшиеся метафоры, или “мертвые ” Предметы и явления являющиеся мертвыми называются живыми словами.) - часы идут. Все это - простейшие виды метафор, сущ-юшие как в любом худ. произ-нии, так и в речи. Далее пойдут более сложные метафроры, хар-ные в осн. только для художественных произведений. Общепоэтические (фигуральные метафоры) - их переносной х-р легко понять. Метафоры авторские (индивидуально-стилистические) - не закреплены ни в словарях, ни в языке.

Метафоры комические - средство юмора и сатиры. Развернутая метафора (цепочка метафор, двучленная метафора) - на основе одной метафоры рождается другая. В ответе можно также рассказать о поэзии 19 века (активно использовали метафору Жуковский, Карамзин и др. поэты-романтики).

Метафора не является особенностью только поэтического языка и употребляется также в языке практическом, т.е. разговорном. Публичные люди должны наполнять свою речь метафорами.


Билет 15

Содержание литературного произведения. Авторская и объективная идея в литературном произведении.

Содержание литературного произведения Воспроизводя жизнь в слове, используя все возможности человеческой речи, художественная литература превосходит все другие виды искусства разносторонностью, разнообразием и богатством своего содержания. Содержанием нередко называют то, что непосредственно изображено в произ-нии, то, что можно пересказать после его прочтения. Но это неточно. Если это эпическое или драматическое роизведении, то предсказать можно что произошло с героем или рассказать про события. Изображенное в лирическом произведении пересказать вообще невозможно. Поэтому надо различать то, что изображается в произведении, и то, что в нем изображается. Изображаются персонажи, творчески созданные, вымышленные писателем, наделенные всякого рода индивидуальными особенностями, поставленные в те или иные взаимоотношения. Содержание худ. произв-я заключает в себе разные стороны, для определения которых существует три термина - тематика, проблематика, идейно-эмоциональная оценка. Тематика - это те явления жизни, которые отражены в том или ином высказывании, в произведении, в частности художественной литературы. Проблематика - это идейное осмысление писателем тех социальных характеров, которые он изобразил в произведении. Осмысление это заключается в том, что писатель выделяет и усиливает те св-ва, отношения изображаемых характеров, которые он, исходя из своего идейного миросозерцания, считает наиболее существ-ми. Произведения ис-ва, худ. лит-ры в особенности, всегда выражают идейно-эмоциональное отношение писателей к тем социальным характерам, которые ими изображены. Именно в идейной оценке характерного сильнее и яснее всего проявляется идеологическая сущность произведений худ. лит-ры.


Билет 16

Основные принципы классификации рифмы. + карточка

Рифма - созвучие окончаний стихов, звуковой повтор. Роль рифмы в усилении ритмической организации стихов огромна. В силлабо-тоническом стихослож. рифма заняла место и как усилитель ритма и как изобразительно-выразительное ср-во поэтического языка. В качестве ритмического элемента рифма особенно подчёркивает членение стихотворения произведения на стихи. Различаются три основных вида рифм: Мужская (рифма с ударениями на последнем слоге в строке). Пример: забавлять-поправлять. Женская рифма (ударение на предпоследнем слоге в строке). Пример: правил-заставил .Дактилическая (ударение на третьем от конца строки слоге). Пример: странники-изгнанники. Более многосложные рифмы называются гипердактилическими (ударение стоит на четвертом, пятом слоге). Но в поэтической практике они употребляются редко. В очень многих произведениях мужские рифмы сочетаются с женскими («Евгений Онегин»), дактилические с мужскими (Некрасов «Рыцарь на час»). Тем не менее существуют произведения, в которых постоянно присутствует только один вид рифмы («Мцыри» Лермонтова).В зависимости от степени созвучия гласных и согласных звуков рифмы делятся на точные (когда гласные и согласные звуки в основном совпадают) и неточные (основанные на созвучии одного, иногда и двух звуков). Помимо видов рифм существуют и рифмовки. Смежная (аабб) - первый со вторым, третий с чётвертым стихи. Перекрёстная (абаб) - первый с третьим, второй с чётвертым стихи.Кольцевая (абба) - первый с чётвертым, второй с третьим стихи. Рифмы создают соответствие между стихами, насколько стихов, связанных рифмами образуют строфу.


Билет 17

Особенности драмы как литературного рода.

Из всех драматических жанров драма - самый разнообразный по тематике, отличающийся большой широтой изображаемых жизненных конфликтов.

С чисто литературной точки зрения драма в сущности и есть эпическое произведение - роман, повесть, в котором есть только одна особенность - драма лишена речи повествователя. Драма - литературный род, принадлежащий одновременно двум искусствам - театру и литературе. Пафос драматизма, которым пронизана драма, порождают столкновения персонажей с такими силами жизни, которые противостоят им извне. Однако конфликт в драме может быть также очень серьёзным и острым и может приводить к страданиям, а иногда и к гибели героев. Внутренний мир героя драмы, при всей его возможной напряжённости, противоречивости, всё же не заключает того состояния неразрешимой внутренней борьбы, которое свойственно трагическому герою. Гибель героя в драме, в этом отношении, неравнозначна смерти трагического героя. Конфликты в драме бывают национально-историческими и социально-бытовыми. Также бывают романическими. Драмы с социально-бытовыми конфликтами заключают в себе, подобно романам, развитие характера героя в его столкновении со средой. Теоретическое осознание жанра драмы происходит во второй половине 18 века. В современном театрально-драматическом репертуаре драма - ведущий жанр.

Но, прежде всего, драма создавалась для сценической постановки.


Билет 18

Строфика. Различные виды строф в русском стихосложении. + карточка

Строфа - это группа стихов с определённым расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах. В большинстве случаев строфа представляет собой законченное синтаксическое целое. Строфа основывается на порядке расположения рифм в стихах. Наиболее распространённые виды: четверостишия, октавы, терцины. 1. Четверостишие - простейший вид строфы. Одинаковая схема: абаб, вгвг2. Октава - восьмистишная строфа, в которой рифмуется первый стих с третьим и пятым, второй стих - с четвёртым и шестым, седьмой стих - с восьмым (ей писал Таркват). Схема октавы - абабабвв.3Терцины - трёхстишные строфы с оригинальным способом рифмовки. Первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы - с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы - с первым и третьим третьей строфы и т.д. Заканчиваются терцины дополнительным стихом, рифмующимся со вторым стихом последнего трёхстишия. Схема: аба, бвб, вгв Терцинами написана божественная комедия Данте. В русской поэзии - Пушкин. 4. Сонет - лирическое стихотворение, состоящее из 14 стихов пятистопного или шестистопного ямба, в которых первые восемь стихов, разделённые на два четверостишия перекрёстно рифмуются одной парой рифм, а следующие шесть стихов имеют три пары рифм, которые могут располагаться по-разному. Пример: Бунин «Могила в скале».Abbab aba ccde ed.Триолет - стихотворение из восьми стихов четырёхстопного ямба, в котором развитие лирической темы, данной в первых двух стихах, приводит к полному повторению первого стиха на четвёртом и седьмом местах, а второго - на восьмом.


Билет 19

Понятие о целостности художественного текста. Внутренний мир литературного произведения.

Чтобы объяснить понятие целостности художественного произведения, нужно плясать от понятия идеи. То есть, для точного раскрытият идеи форма должна быть совершенной, и не должно быть никаких лишних деталей. Это наз-ся идейно-художественной целесообразностью всех деталей. Итак, только произ-ние, созданное по такому закону отличается целосностью (т.е. единством и необходимостью всех элементов). Анализ целостности произ-ния может быть очень спорным. Примеры: Тургенев “ОиД”. Лапоть-пепельница на столе П.П. Кирсанова, говорящий о его лицемерии, желании казаться “русским” чел-ком. Или у Чехова в “Вишн. саду” все детали очень важны. Можно сказать, что это произ-ние целостное. Совокупность всех деталей, характеров и поступков, важных для понятия осн идеи произведения, состовляет внутренний мир произведения.


Билет 20

Белый стих, вольный стих, свободный стих. Соотношение в употреблении терминов. + карточка

Белый стих - нерифмованный стих в новоевр-м силлабическом и силлабо-тоническом стихосложении. В средневековой поэзии был неизвестен. Явился в 16 веке как средство имитации античной поэзии, не знавшей рифмы. Сначала закрепился в драматическом и эпическом 5-стопном ямбе, а потом в свободном стихе. Белым стихом написаны былины. Это песенные тонические стихи. Свободный стих - стих, не имеющий метра и рифмы и отличающийся от прозы только наличием заданного членения на стихотворные отрезки. Известен в средневековой литургической поэзии. Вольный стих - в русском силлабо-тоническом стихосложении - неравностопный ямб с неурегулированным чередованием строк разной длины. (Разностопный стих). Употреблялся в 18 веке в баснях, «сказках», в 19 веке в посланиях, элегиях («Погасло дневное светило» Пушкина), драме «Горе от ума». В 20 веке выходит из употребления.


Билет 21

следующая страница >>
Смотрите также:
Билет 1 Материал и приём в литературе
543.16kb.
4 стр.
Билет №9 Художественный образ в литературе
247.38kb.
1 стр.
Экзаменационные билеты по литературе для 9-х классов в школах с русским языком обучения. (2012-2013 учебный год) Билет №1
47.51kb.
1 стр.
Прием студентов на 2011-2012 учебный год на
69.66kb.
1 стр.
Читательский билет приглашение
21.83kb.
1 стр.
Билет №2 Первые люди на Урале. Пещера Шульганташ. Традиционные музыкальные инструменты народов Башкортостана билет №3
29.27kb.
1 стр.
Родителям будущих первоклассников!!! С 06. 05. 2013
127.04kb.
1 стр.
4. Прием документов от поступающих
97.55kb.
1 стр.
Новый онлайн-сервис HandyBank: билет на поезд круглосуточно
16.65kb.
1 стр.
Прием и зачисление денежных средств на счет в Банке
76.75kb.
1 стр.
Прием-передача дел в кадровой службе
59.96kb.
1 стр.
Условия поступления на специальность 18010013 «управление проектами» (project management) Прием документов
70.75kb.
1 стр.