Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4

Понятие о художественном мире.


Худ. мир неисчерпаем, иначе бы искусство быстро устаревало. Мир худ. произведения и мир реальный не равны друг-другу. Произведение искусства есть преображение мира, попытка пересоздать его и подчинить новым законам, изменение реальной жизни. Св-во преображения ис-ва заключено в самой сущности ис-ва. Мир естественный и мир реальный - разные вещи. Все зависит от того, какую задачу поставил перед собой автор. Худ.мир может быть похожим на реальный во всех подробностях или непохожим вообще. Важная задача - определить реальность мира произведения. Законы, по которым живут герои, выдуманы автором. Сложно найти границу между миром худ. и реальным. Хар-ка худ. мира по Ю.М.Лотману: 1) выраженность - текст зафиксирован в знаках языка. Текст должен быть проявлен, должен существовать. Не должно быть смешений, перемещений (как опера и роман "Евгений Онегин"). 2) отграниченность текста - всегда есть очевидная граница (зрительный зал и сцена, актеры за рампой), ограничение предмета искусства от предмета бытового).3) структурность, внутренняя организация текста - в тексте действуют свои законы (в худ.мире может быть обратное развитие времени, возвращение во времени назад). Могут быть общие худ.миры, объединяющие крупные произведения. Мир группы произведений - циклы (циклы стихов Блока, романтический период в творчестве А.С.Пушкина). Внутри тв-ва отдельного художника существуют отдельные миры, группы миров. Худ.мир писателя складывается из худ.миров отдельных произведений

Художественный мир создает личность художника. Чурлёнис – литовский поэт, музыкант и художник.


Билет 22
Язык литературного произведения.

В литературном произведении средством создания художественных образов является язык. Слово - одежда всех фактов, всех мыслей. Создание живых картин или живое выражение человеческих переживаний, чувств, эмоционально окрашенных мыслей, возможно только при владении писателем всем богатством его национального языка. Понимание той колоссальной роли, которую играет в творениях литературы язык как ср-во созд. худ. образов, проясняет истинный смысл определения его как первоэлемента и даёт нужное направление анализу словесных изобразительных ср-в. Язык героев: Язык того или иного человека характеризует особенности его жизненного опыта, культуры, склада ума, психологии. В речи няни Лариной лишь выражение «Да, пришла худая череда. Зашибло» является просторечием, характеризующим Филипьевну как крестьянку. Очень осторожно писатели вводят в речь действующих лиц поговорки, словечки, составляющие индивидуальную особенность речи данного лица. У Гоголя каждый герой имеет свою речевую особенность. Сладкие речи Манилова, грубость, топорная прямота Собакевича, изворотливость Чичикова: с каждым он говорит, применяясь к его характеру. Язык автора, имеет организующую роль в оформлении речи, часто - особая интонация. Которая так или иначе сказывается и в речи действующих лиц. Язык литературного произведения не состоит из какого-то набора поэтических слов, а использует всё богатство как литературного, так и «речевого» языка того или иного народа. (Синонимы, антонимы, эпитеты, сравнения, метафоры, метонимии, синекдохи, олицетворения - все средства изобразительно-выразительной речи).



Билет 23

Лирика как литературный род. Понятие о лирическом герое.

Главное в лирике - это эмоционально окрашенные размышления и описания. Главный объект художественного познания в лирике - это характер самого носителя речи, его внутренний мир, эмоциональное отношение к жизни. Лирика -- (от лира - муз. инструмент) род лит-ры, в кот. важен не объект, а его состояние и процесс речевого общения. Если для эпоса характерна сюжетность и наполненность событиями, то лирика характеризуется впечатлениями, ассоциациями - экспрессивность. В древнегреческой лит-ре в эпосе - созерцание, в лирике ч-к отдается внутренним переживаниям, в драме вступает в конфликт. Далее - взаимопроникновение. В романе могут свободно сочетаться разные роды лит-ры. Для европ. лирики хар-но соединение объекта и субъекта в одном лице. Центральный персонаж лирического произведения - сам автор и его переживания. Поднимаются вечные темы любви, смерти, красоты, смысла жизни. Изображение внешнего мира служит для самовыражения героя, когда отсутствует прямо выраженное "я" автора. Лирические сказания имеют различные формы: - автопсихологическая лирика -- предметом является внутренний мир героя, лирический герой совпадает с автором. Речь ведется от первого лица - монолог. - ролевая лирика -- лирический герой не совпадает с автором, речь ведется от лица выраженного в тексте персонажа. - медитативная лирика - эмоционально насыщенное раздумье о чем-либо (лирика чувства, лирика мысли, лирика описания и лирика повествования). Также лирическое сказание может быть в форме диалога героев, обращения к неопределенному лицу, чувства сквозь сюжет (баллада).

Лирика классифицируется по жанрам и темам. Жанр - исторически сложившаяся тема. По жанрам лирика делится на: - принадлежащую к разным родам лит-ры (эпич.,драм., лирич.) - в рамках родов по эстетическому качеству (любов., сатирич.,лирич.) (медитативная лирика) -жанровая разновидность, родственная философской лирике, но с ней не сливается, стихотворения - созерцание, направленное на понятие закономерности бытия. В России появляется в н. 19в. Моду вытесняют элегии (медит. лирика). Развитие медит. лирики -- отказ от созерцательности к философским размышлениям. Тематическая классификация лирики носит условный характер, отражает не эстетический смысл произведения, а служит лишь примером, отправной точкой для анализа:1) в народном тв-ве - по функции - напевы (свадьба, похороны)2) в античной лит-ре - по хар-ру исполнения - хоровая и индивидуальная (дифирамб, элегия)3) в лит-ре классицизма и эпохи Возрождения - по соц. Предназначенности 4) лит-ра 19 в. - оды. Верх развития лирики - античная поэзия (Сафо). К.18-н.19в.- осмысление, связанное с расцветом романтизма. На первом плане субъективное понимание мира. В к.19-н.20в. лирика перестала отождествляться с поэзией. Этому способствовало появление "гибридов" - лироэпич. поэмы, лирическая проза. Лироэпический жанр - сюжетное представление о событиях в сочетании с медитативными рассуждениями ("Мертвые души"), часто прямое участие автора в сюжете ("Анна Снегина"). Лирическая проза отличается от эпоса определенностью выраженности фабулы и большое число перипетий, от лирики - субъект и выразительность деталей, лейтмотив. Лирике хар-на напевность и музыкальность. Опирается на ассоциации, дополнительные интонации и смысловые оттенки. Способна передавать сложные душевные состояния. На первом плане - нечеткие мерцающие образы, зыбкие речевые конструкции. Подключает к образному мышлению. В основном - стихотворные произведения. Часто интонации перемещаются в акустическую сферу, значения слов размываются. Лирические высказывания тяготеют к афористичности. В лирике в силу субъективности не важно где, что и когда произошло, а важен отпечаток в душе автора. Пространство и время не имеют значения. Лирический герой: образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания. Это своеобразный художественный «двойник» автора-поэта.
Билет 24

Сказ и его функции в произведении. Сказ и проблемы автора. + карточка

Сказовое повествование (сказ) ведётся в манере, резко отличающейся от авторской, и ориентируется на формы устной речи. Сказ получил распространение в русской литературе 19 века, начиная с 30-х годов. Например, в слегка пародийных «Повестях Белкина» Пушкина даётся сочувственно-ироническая характеристика не только действующих лиц, но и рассказчиков. Подобной формой повествования пользовались Гоголь и Лесков. Сказ позволяет писателям свободнее и шире запечатлеть различные типы речевого мышления, прибегать к пародиям. Строится в порядке говорения, ориентирован на современную живую, резко отличную от авторской, монологическую речь рассказчика, вышедшего из какой-либо экзотической для читателя (бытовой, национальной, народной) среды. В сказе широко используется просторечие, диалектизмы, а также профессиональная речь. Наиболее распространены две формы сказа: первый, ведущийся от первого лица вполне определённого рассказчика. Он особенно близок к живой интонации устной речи. вторая форма обходится без введения реального рассказчика. Проблемы автора: Обращение к сказу чаще всего связано со стремлением писателей нарушить сложившуюся консервативную литературную традицию, вывести на сцену нового героя и новый жизненный материал. (Сказы Бажева)




<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Билет 1 Материал и приём в литературе
543.16kb.
4 стр.
Билет №9 Художественный образ в литературе
247.38kb.
1 стр.
Экзаменационные билеты по литературе для 9-х классов в школах с русским языком обучения. (2012-2013 учебный год) Билет №1
47.51kb.
1 стр.
Прием студентов на 2011-2012 учебный год на
69.66kb.
1 стр.
Читательский билет приглашение
21.83kb.
1 стр.
Билет №2 Первые люди на Урале. Пещера Шульганташ. Традиционные музыкальные инструменты народов Башкортостана билет №3
29.27kb.
1 стр.
Родителям будущих первоклассников!!! С 06. 05. 2013
127.04kb.
1 стр.
4. Прием документов от поступающих
97.55kb.
1 стр.
Новый онлайн-сервис HandyBank: билет на поезд круглосуточно
16.65kb.
1 стр.
Прием и зачисление денежных средств на счет в Банке
76.75kb.
1 стр.
Прием-передача дел в кадровой службе
59.96kb.
1 стр.
Условия поступления на специальность 18010013 «управление проектами» (project management) Прием документов
70.75kb.
1 стр.