Главная
страница 1




ПОДПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ»
ПАСПОРТ

Подпрограммы «Развитие системы ипотечного

жилищного кредитования»



Наименование
подпрограммы

-

«Развитие системы ипотечного жилищного
кредитования в Челябинской области» (далее именуется – подпрограмма)



Государственный
заказчик

-

Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области



Основной разработчик
подпрограммы

-

Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области


Цель подпрограммы

-

развитие системы обеспечения доступным жильем граждан, основанной на рыночных принципах приобретения жилья на свободном рынке за счет собственных средств граждан и долгосрочных ипотечных кредитов (займов)



Задачи подпрограммы

-

реализация механизма бюджетной поддержки граждан в приобретении (строительстве) жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов (займов);

стимулирование роста объемов жилищного строительства;

развитие механизма обеспечения притока
долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов на рынок ипотечных жилищных кредитов(займов);
привлечение частных профессиональных институтов по обслуживанию рынка недвижимости в жилищной сфере и обеспечение эффективного взаимодействия всех участников рынка ипотечных жилищных кредитов


Сроки реализации подпрограммы

-

2011 - 2015 годы

Объемы и источники
финансирования подпрограммы

-

Общий объем финансирования подпрограммы в 2011-2015 годы – 56250,0 млн. рублей, в том числе за счет средств:

областного бюджета – 40,0 (*) млн. рублей,


местных бюджетов – 60,0 (**) млн. рублей,
внебюджетных источников – 56150,0 млн. рублей.

Общий объем финансирования подпрограммы в 2011году – 6250,0 млн. рублей, в том числе за счет средств:


областного бюджета – 0,0 (*) млн. рублей,
местных бюджетов – 0,0 (**) млн. рублей,
внебюджетных источников – 6250,0 млн. рублей.

Общий объем финансирования подпрограммы в 2012 году – 7500,0 млн. рублей, в том числе за счет средств:


областного бюджета – 10,0 (*) млн. рублей,
местных бюджетов – 15,0 (**) млн. рублей,
внебюджетных источников – 7475,0 млн.рублей.

Общий объем финансирования подпрограммы в 2013 году – 10000,0 млн. рублей, в том числе за счет средств:


областного бюджета – 10,0 (*) млн. рублей,
местных бюджетов – 15,0 (**) млн. рублей,
внебюджетных источников – 9975,0 млн. рублей.

Общий объем финансирования подпрограммы в 2014 году – 12500,0 млн. рублей, в том числе за счет средств:


областного бюджета – 10,0 (*) млн. рублей,
местных бюджетов – 15,0 (**) млн. рублей,
внебюджетных источников – 12475,0 млн. рублей.

Общий объем финансирования подпрограммы в 2015 году – 20000,0 млн. рублей, в том числе за счет средств:


областного бюджета – 10,0 (*) млн. рублей,
местных бюджетов – 15,0 (**) млн. рублей,
внебюджетных источников – 19975,0 млн. рублей.



Важнейшие целевые индикаторы и показатели подпрограммы

-

количество семей Челябинской области, улучшивших жилищные условия за счет собственных средств, средств инвесторов, долгосрочных ипотечных жилищных кредитов (займов) – не менее 45 тысяч семей Челябинской области, в том числе 1600 семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, получивших социальную выплату на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа).


Ожидаемые конечные
результаты реализации
подпрограммы и показатели ее социально-экономической эффективности

-

Реализация подпрограммы позволит:

сделать приобретение жилья


доступным для основной массы населения;

стабилизировать рынок ипотеки и создать условия для его дальнейшего развития;

обеспечить рост темпов жилищного строительства, создав условия для привлечения в финансирование строительства жилья собственных средств граждан и другие внебюджетные финансовые ресурсы.



_______________________

(*) Объем финансирования корректируется с учетом возможностей областного бюджета на текущий финансовый год.

(**)Объем финансирования корректируется с учетом возможностей бюджетов муниципальных образований на текущий финансовый год.

Глава1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


1. С 2002 года в Челябинской области активно развивался рынок ипотечного жилищного кредитования. Правительством Челябинской области создано открытое акционерное общество «Южно-Уральская Корпорация жилищного строительства и ипотеки» (далее именуется – ОАО «ЮУ КЖСИ»), задачей которого состояло увеличение доступности приобретения жилья основной частью населения и развитие долгосрочного ипотечного жилищного кредитования в Челябинской области. Уставной капитал ОАО «ЮУ КЖСИ» на момент создания составлял 8 млн. рублей. В настоящее время он превысил 2,5 млрд. рублей. За время работы ОАО «ЮУ КЖСИ» в систему ипотечного жилищного кредитования было вовлечено 16 банков, 24 страховые компании, около 50 оценочных организаций и более 300 риэлтерских фирм.

С 2005 года с целью активизации инвестиционных процессов в Челябинской области, снижения темпов роста цен на жилье, повышения доступности жилья и поддержки социально незащищенных слоев населения ОАО «ЮУ КЖСИ» выполняет задачи строительства жилья на территории области.

За период с 2006 года по 2008 год:

на территории Челябинской области выдано 58 473 ипотечных кредита (в том числе по годам: 2006 год – 14 037, 2007 год – 28 368, 2008 год – 17 068) на сумму 50,3 млрд. рублей;

ОАО «ЮУ КЖСИ»:

выкуплено у банков 3280 закладных на общую сумму 2 681,2 млн. рублей;

рефинансировано 3 604 закладных на общую сумму 2 872,7 млн. рублей;

обеспечен ввод 249,6 кв. метра жилья.

Изменения в общей экономической ситуации Челябинской области привели к негативным последствиям: снизилась платежеспособность населения, значительно сократилось кредитование банками инвестиционно-строительных проектов и, как следствие, сократился рынок вновь построенного жилья. В 2009 году объем ипотечного жилищного кредитования снизился и составил всего 3,6 млрд. рублей (4064 кредита). Это в 4 раза меньше по сравнению с 2008 годом.

Реализация данной подпрограммы направлена на стабилизацию рынка ипотечного жилищного кредитования и разработку новых кредитных схем, стимулирующих развитие жилищного строительства и активизирующих инвестиционно-строительную деятельность.

Государственное бюджетное финансирование в рамках подпрограммы направлено на непосредственную поддержку граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в форме предоставления им целевых адресных социальных выплат на погашение части взятого ипотечного жилищного кредита (займа).

Настоящая подпрограмма разработана с учетом основных направлений «Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 года № 1201-р.

Реализация подпрограммы окажет положительное влияние на экономическое развитие Челябинской области в целом.

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОДПРОГРАММЫ


2. Основной целью подпрограммы является дальнейшее развитие эффективно работающей системы обеспечения доступным жильем граждан, основанной на рыночных принципах приобретения жилья на свободном рынке за счет собственных средств и долгосрочных ипотечных кредитов.

3. Основными задачами подпрограммы являются:

1) развитие механизма обеспечения притока долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов на рынок ипотечных жилищных кредитов (займов);

2) стимулирование роста объемов жилищного строительства;

3) привлечение частных профессиональных институтов по обслуживанию рынка недвижимости в жилищной сфере и обеспечение эффективного взаимодействия всех участников рынка ипотечных жилищных кредитов (займов);

4) реализация механизма бюджетной поддержки граждан в приобретении (строительстве) жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов (займов).

4. В качестве участников настоящей подпрограммы на рынке долгосрочного ипотечного жилищного кредитования действуют:

1) граждане Российской Федерации, имеющие регистрацию по месту жительства в Челябинской области, заключившие договор на приобретение (строительство) жилого помещения на территории Челябинской области с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), но не ранее 1 января 2011 года, состоящие на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года;

2) ОАО «ЮУ КЖСИ», являющееся региональным ипотечным оператором федерального Агентства ипотечного жилищного кредитования в Челябинской области;

3) банки (кредитные организации) и страховые компании, действующие в Челябинской области и удовлетворяющие стандартам «ЮУ КЖСИ»;

4) Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области;

5) органы местного самоуправления в случае разработки и принятия муниципальных программ развития ипотечного жилищного кредитования в соответствии с условиями и требованиями настоящей подпрограммы.

6) инфраструктурные звенья системы ипотечного жилищного кредитования: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, нотариат, обеспечивающие регистрацию и необходимое юридическое сопровождение сделок с жилыми помещениями и другие

5. В рамках подпрограммы предусматривается социальная поддержка граждан – участников подпрограммы, отвечающих следующим требованиям:

1) граждане, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года;

2) граждане в период действия подпрограммы (с 01.01.2011 по 25.12.2014 гг.) приобрели (построили) жилое помещение с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа). Общая площадь приобретенного (построенного) жилого помещения должна составлять на каждого члена семьи не менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления для принятия граждан на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений.


Глава III. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ
6. Реализация подпрограммы предусматривается в период 2011–2015 годов, в течение которых осуществляется совершенствование нормативной правовой базы организационных и финансово-экономических механизмов реализации мероприятий подпрограммы с учетом мониторинга реализации подпрограммы на территориях муниципальных образований Челябинской области.
Глава IV. СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПОДПРОГРАММЫ
7. Перечень основных мероприятий приведен в приложении 1 к подпрограмме.
Глава V. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДПРОГРАММЫ
8. Основными источниками финансирования подпрограммы являются
средства:

1) областного бюджета в соответствии с законом Челябинской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год;

2) местных бюджетов;

3) внебюджетных источников.

К внебюджетным источникам относятся:

1) средства кредитных организаций (банков), предоставляющих гражданам ипотечные жилищные кредиты (займы)на приобретение (строительство) жилья;

2) средства «ЮУ КЖСИ», предоставляющей гражданам ипотечные жилищные займы на приобретение (строительство) жилья;

3) собственные средства граждан, используемые для оплаты части стоимости приобретенного (построенного) жилья.

9. Общий объем финансирования на 2011–2015 годы составляет 56250,0 млн. рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета – 40,0 млн. рублей; местных бюджетов – 60,0 млн. рублей и внебюджетных источников–
56150,0 млн. рублей (ресурсное обеспечение подпрограммы представлено в приложении).

10. Средства областного бюджета направляются на оказание финансовой помощи местным бюджетам для предоставления гражданам - участникам подпрограммы социальных выплат на погашение части кредита (займа) в размере 4 процентов от суммы полученного кредита (займа) при условии предоставления 6 процентов от суммы полученного кредита (займа) за счет средств местного бюджета. Объем бюджетных средств, полученных гражданами в качестве социальной выплаты, не может превышать 100 тыс. рублей.


Глава VI. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМ

РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ


11. Текущее управление реализацией подпрограммы осуществляет Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области (далее именуется - Министерство) .

12. Министерство в рамках настоящей подпрограммы:

1) осуществляет разработку и усовершенствование нормативной правовой базы подпрограммы, в том числе перечня целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий и совершенствования ее механизма;

2) оказывает методическую помощь органам местного самоуправления в пределах своей компетенции по вопросам, связанным с предоставлением социальных выплат гражданам;

3) осуществляет отбор муниципальных образований для участия в подпрограмме в соответствии с пунктом 17 подпрограммы;

4) готовит предложения по распределению средств областного бюджета между органами местного самоуправления;

5) осуществляет финансирование мероприятий подпрограммы в виде субсидий местным бюджетам в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год на основании договоров, заключенных с органами местного самоуправления;

6) проводит мониторинг реализации мероприятий подпрограммы;

7) осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления и организациями, участвующими в реализации подпрограммы.

8) несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию мероприятий подпрограммы;

9) осуществляет контроль в пределах своих полномочий за реализацией мероприятий подпрограммы.

13. Органы местного самоуправления являются исполнителями подпрограммы в части осуществления государственной поддержки граждан и осуществляют:

1) ведение учета граждан, изъявивших желание на получение социальной выплаты на погашение ипотечного жилищного кредита (займа) в планируемом году;

2) представление Министерству ежегодно, до 25 декабря года, предшествующего планируемому, заявки на финансирование из областного бюджета мероприятий подпрограммы, исходя из объемов финансирования, предусмотренных на эти цели в местном бюджете (по форме приложения 2);

3) финансирование мероприятий подпрограммы за счет средств областного бюджета, перечисленных в местный бюджет в виде субсидии, и средств местного бюджета, предусмотренных на эти цели;

4) представление Министерству информации о реализации мероприятий подпрограммы ежемесячно, в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным (по форме приложения 3);

5) организацию в средствах массовой информации муниципального образования работы, направленной на освещение целей и задач подпрограммы.

14. «ЮУ КЖСИ», являясь региональным оператором по ипотечному жилищному кредитованию и одним из участников подпрограммы:

1) осуществляет взаимовыгодное сотрудничество с банками по предоставлению и рефинансированию ипотечных жилищных кредитов (займов);

2) предоставляет ипотечные жилищные займы гражданам по стандартам, установленным федеральным Агентством по ипотечному жилищному кредитованию;

3) реализует на территории Челябинской области программу реструктуризации просроченной ипотечной задолженности;

4) разрабатывает и внедряет новые механизмы приобретения жилья с помощью заемных средств;

5) осуществляет строительство многоквартирных жилых домов и участвует в реализации проектов малоэтажной застройки для дальнейшей реализации построенного жилья жителям области по доступной цене (ниже рыночной) и с использованием системы ипотечного кредитования;

6) представляет Министерству ежемесячную оперативную информацию о количестве выданных ипотечных жилищных займов на приобретение и строительство жилья участникам подпрограммы.

15. Банки (кредитные организации), являясь одним из участников взаимодействия в реализации подпрограммы, осуществляют:

1) предоставление гражданам в установленном законом порядке ипотечных жилищных кредитов (займов);

2) обслуживание предоставленных гражданам ипотечных жилищных кредитов (займов);

3) сотрудничество с «ЮУ КЖСИ» по рефинансированию ипотечных жилищных кредитов.

16. Страховые компании, являясь одним из участников взаимодействия в реализации подпрограммы, осуществляют:

1) страхование заложенного имущества;

2) страхование жизни заемщика и его трудоспособности;

3) титульное страхование заложенного имущества.


Механизм реализации подпрограммы в части предоставления социальных выплат гражданам-участникам подпрограммы
17. Министерство ежегодно проводит отбор муниципальных образований для участия в реализации мероприятий подпрограммы в части предоставления социальных выплат гражданам.

18. Органы местного самоуправления Челябинской области представляют Министерству заявки на участие в подпрограмме до 25 декабря года, предшествующего планируемому.

19. Министерство осуществляет подготовку предложений по распределению средств областного бюджета в соответствии с условиями предоставления и методикой распределения субсидий местным бюджетам.

20. Условиями предоставления субсидий местным бюджетам в рамках реализации настоящей подпрограммы являются:

1) наличие разработанных и утвержденных муниципальных подпрограмм по реализации системы ипотечного жилищного кредитования;

2) подтверждение обязательств по финансированию муниципальных подпрограмм из средств местных бюджетов;

3) отсутствие нецелевого использования средств областного бюджета, полученных на реализацию подпрограмм в предшествующем году;

4) своевременное и достоверное предоставление органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области отчетов по ранее полученным субсидиям местным бюджетам на подпрограмму по реализации системы ипотечного жилищного кредитования;

21. Методика распределения субсидий местным бюджетам.

О

К= -----------------



З¹ + З² + …… , где

О – средства областного бюджета на реализацию подпрограммы в планируемом финансовом году по подпрограмме;

З¹, З², …. – заявки органов местного самоуправления на выделение средств областного бюджета на планируемый финансовый год по подпрограмме;

К – коэффициент распределения.

1) если К ≥ 1, то распределение средств областного бюджета между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с поданными заявками;

2) если К < 1, то расчет средств областного бюджета, планируемых для муниципального образования, производится по формуле:

М (М¹ ,М² ,…) = З (З¹, З² , ….) х К, где

М – объем средств областного бюджета, планируемый для муниципального образования по подпрограмме.

Средства областного бюджета, планируемые для муниципального образования по подпрограмме, должны быть определены в размере не менее, чем необходимо для обеспечения социальной выплатой одной семьи.

22. Гражданин для включения в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году предоставляет в орган местного самоуправления следующие документы:

1) заявление по установленной форме (приложение 4);

2) документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, а также документы, подтверждающие гражданство Российской Федерации;

3) документы, содержащие сведения о составе семьи, подтверждающие родственные отношения;

4) документы, подтверждающие постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года (постановление либо распоряжение органа местного самоуправления о признании и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма);

5) договор приобретения жилого помещения с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа) не ранее 1 января 2011года;

6) свидетельство регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение;

7) кредитный договор (договор займа).

23. Порядок рассмотрения заявления гражданина:

1) поступившее от гражданина заявление с прилагаемыми документами рассматривается органом местного самоуправления;

2) по результатам рассмотрения заявления не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления указанных документов в орган местного самоуправления принимается решение о признании или об отказе по включению гражданина в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, о котором заявитель уведомляется письменно.

24. Орган местного самоуправления формирует список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, исходя из объемов финансирования, предусмотренных на эти цели в местном бюджете, и представляет его до 25 декабря года, предшествующего планируемому, в Министерство (приложение 5).

Порядок формирования списка претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году устанавливается органом местного самоуправления.

25. Социальная выплата предоставляется участнику подпрограммы на погашение суммы полученного ипотечного жилищного кредита (займа) в безналичной форме путем зачисления средств на счет участника подпрограммы, открытый в кредитной организации, предоставившей данный кредит (займ).
Раздел VII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ЕЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
26. Успешная реализация подпрограммы позволит:

1) стабилизировать рынок ипотеки и создать условия для его дальнейшего развития;

2) сделать приобретение жилья доступным для основной массы населения Челябинской области;

3) обеспечить рост темпов жилищного строительства, создав условия для привлечения в финансирование строительства жилья собственных средств граждан и средств кредитных организаций;

4) улучшить жилищные условия 45000 семей Челябинской области, в том числе 1600 семьям, получившим социальную выплату;

5) повысить доходы бюджетов всех уровней за счет расширения налогооблагаемой базы.





Смотрите также:
Информация о ходе реализации программы правительства московской области «развитие системы ипотечного жилищного кредитования в московской области в 2005-2010 годах» по итогам 2008 года
92.76kb.
1 стр.
Программа «развитие системы ипотечного жилищного кредитования»
178.74kb.
1 стр.
Закон о целевой республиканской программе "жилище" на 2008 2012 годы принят
4049.54kb.
16 стр.
Злободневные вопросы 34-го заседания Международного Ипотечного Клуба (мик)
58.22kb.
1 стр.
Закон санкт-петербурга о целевой программе санкт-петербурга "развитие долгосрочного жилищного кредитования в санкт-петербурге"
84.05kb.
1 стр.
Закон санкт-петербурга о целевой программе санкт-петербурга "развитие долгосрочного жилищного кредитования в санкт-петербурге"
92.64kb.
1 стр.
Награждения и благодарственные письма (2011 г.) 29 декабря ОАО «Свердловское агентство ипотечного жилищного кредитования»
130.99kb.
1 стр.
Об отчёте мэрии о выполнении городской целевой Программы улучшения жилищных условий граждан г. Тольятти с использованием ипотечного кредитования на 2002-2015гг., утверждённой постановлением Тольяттинской городской Думы от 06
115.49kb.
1 стр.
Эволюция институтов жилищного ипотечного кредит
138.7kb.
1 стр.
«актуальные вопросы в области финансов» 1 место
33.16kb.
1 стр.
Программа «Развитие жилищного строительства в Ростовской области на 2010-2015 годы»
297.67kb.
1 стр.
Финансовые модели и вычислительный инструментарий в организации ипотечного кредитования
97.67kb.
1 стр.