Главная
страница 1


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель

Министра образования

Республики Беларусь


______________В.В.Якжик
12.07.2012 г.
Инструктивно-методическое письмо

Организация образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи



в 2012/2013 учебном году”

Нормативное правовое регулирование деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи

Кодекс Республики Беларусь об образовании, вступивший в силу 1 сентября 2011 года, обозначил важность и значение дополнительного образования детей и молодежи как системы, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социальному и профессиональному самоопределению детей и молодежи.

Учреждения дополнительного образования детей и молодежи формируют сегодня новую практику получения дополнительного образования детей и молодежи, доступного и интересного, отвечающего требованиям времени.

Цель дополнительного образования детей и молодежи состоит в обеспечении качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей и молодежи на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания по различным направлениям деятельности.



В 2011/2012 учебном году педагогические коллективы учреждений дополнительного образования работали в соответствии с новой нормативной правовой базой, разработанной на основе положений Кодекса Республики Беларусь об образовании, Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011—2015 годы.

Справочно. В 2011-2012 годах Министерством образования Республики Беларусь утверждены:

 Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи1;



Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2011—2015 годы2;

 Инструкция о порядке проведения учреждениями дополнительного образования детей и молодежи республиканских мероприятий с участием обучающихся3;

 типовые программы дополнительного образования детей и молодежи по профилям деятельности4.

В соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 27.05.2011 № 348 “О совершенствовании системы идеологической и воспитательной работы в учреждениях образования”, учреждениям дополнительного образования детей и молодежи была поставлена задача привести в соответствие с требованиями кодекса программно-планирующую документацию по вопросам воспитания.

В течение всего 2011/2012 учебного года проводился анализ практики применения требований и положений Кодекса Республики Беларусь об образовании по вопросам воспитания с последующим внесением предложений по совершенствованию нормативной правовой базы.

Внесены изменения в нормативные акты. В “Квалификационном справочнике должностей служащих, занятых в образовании” вместо должности “руководитель кружка” введена должность “педагог дополнительного образования”.

Министерством образования разработаны критерии и показатели деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи5.
Обеспечение качества образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи

Приоритетным направлением развития системы дополнительного образования детей и молодежи в 2012/2013 учебном году является работа по повышению качества дополнительного образования детей и молодежи, обеспечению его соответствия требованиям законодательства, учебно-программной документации.

Современное понимание качества дополнительного образования детей и молодежи предполагает не только получение знаний и развитие способностей учащихся на уровне современных требований, но и экономическую эффективность педагогической деятельности, внедрение здоровьесберегающих технологий. С этой целью в полной мере необходимо использовать имеющиеся резервы учреждений дополнительного образования детей и молодежи для привлечения дополнительных финансовых средств и повышения эффективности управления государственными финансами.

В этой связи актуальной задачей становится оптимизация деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи, изучение и дальнейшее открытие на платной основе объединений по интересам по актуальным направлениям дополнительного образования детей и молодежи, сокращение невостребованных объединений по интересам, функционирующих за счет бюджета.



Справочно. В 2011/2012 учебном году в 354 учреждениях дополнительного образования детей и молодежи функционировали около 31 694 объединений по интересам (кружков, секций, студий, и т.д.), в которых занимались более 404 тысяч детей и молодежи (в 2010/2011 году соответственно 383 учреждений, 31 965 объединений по интересам, 415 тысяч учащихся; в 2009/2010 году — 389 учреждений дополнительного образования детей и молодежи, 31 247 объединений по интересам, 416 431 участников, в 2008/2009 году — 386 учреждений, 30 897 объединений и 400 338 учащихся). При общем уменьшении количества учреждений дополнительного образования детей и молодежи и объединений по интересам охват по стране занятиями в объединениях по интересам в 2011/2012 году составил 44,2% (в 2010/2011 — 44%).

Республиканские учреждения дополнительного образования детей и молодежи — учреждения образования “Национальный центр художественного творчества детей и молодежи”, “Республиканский центр туризма и краеведения”, “Республиканский эколого-биологический центр”, “Республиканский центр технического творчества” — выполняют координирующую функцию в вопросах повышения качества дополнительного образования детей и молодежи, создают организационно-методические условия эффективного развития дополнительного образования детей и молодежи по профилям (направлениям).

Занятия в объединениях по интересам художественного профиля способствуют приобщению учащихся к мировому, национальному наследию, художественным традициям в сфере изобразительного и декоративно-прикладного творчества детей и молодежи. Презентацией результативности названных занятий служит проведение выставок, в рамках которых в новом учебном году будут реализованы региональные и республиканские проекты “Таленты зямлі Берасцейскай” (октябрь 2012); “Святочнае кола” с участием коллективов учреждений дополнительного образования детей и молодежи, имеющих звание “народный” (ноябрь 2012); конкурс-выставка декоративно-прикладного творчества учащихся “Калядная зорка” (декабрь 2012 — январь 2013) и другие.

Формированию эстетического вкуса, исполнительской культуры, реализации творческого потенциала учащихся в объединениях по интересам музыкального направления способствует использование таких форм образовательной деятельности, как музыкальные гостиные, мастер-классы, встречи с интересными людьми, тематические музыкальные вечера и концертно-игровые программы.

Педагогам дополнительного образования фольклорного направления следует продолжить работу по изучению традиций белорусского народа, сохранению и изучению регионального фольклорного наследия: песенного, танцевального искусства, народных промыслов, народного костюма и т.д. Огромный воспитательный и развивающий потенциал в развитии духовной сферы личности даст знакомство с календарно-обрядовыми традициями белорусов, поэтому планировать работу объединения и осуществлять подбор репертуара для занятий рекомендуется на основе календарной обрядности как традиционной системы воспитания в белорусском этносе с учетом временной цикличности праздников белорусского календаря, местных региональных традиций.

В 2012 году мы празднуем юбилейные даты: 130-летие со дня рождения классиков белорусской литературы Янки Купалы и Якуба Коласа, 100-летие со дня рождения Максима Танка. Рекомендуем продолжить подготовку литературно-музыкальных композиций, тематических программ, посвященных их творчеству, что будет способствовать развитию самосознания и духовно-нравственных качеств учащихся.

В ноябре 2012 года в Национальном центре художественного творчества пройдет республиканский семинар для педагогов дополнительного образования фольклорного направления.

В 2012/2013 учебном году в работе с учащимися театральных объединений целесообразно использовать форму театрализованного представления — сценического эстрадно-театрального действия, объединенного единым авторским замыслом, в котором в процессе монтажа соединяются различные виды и жанры литературы и искусства. Театрализованное представление может быть посвящено историческим и культурным датам, общественным событиям, творчеству поэтов, художников, известных деятелей театра.

В связи со 150-летием со дня рождения великого русского режиссера К.С.Станиславского в календарно-тематический план работы объединений театрального направления можно включить ряд соответствующих мероприятий воспитательно-познавательного характера.

Среди множества форм и методов организации свободного времени учащихся особо популярны и востребованы технологии интеллектуального досуга: игры КВН, “Что? Где? Когда?” и другие.

В течение 2012/2013 учебного года Национальным центром художественного творчества будут проведены турниры и чемпионаты среди детей и молодежи по интеллектуальным играм и КВН6.

В 2012/2013 учебном году развитие технического творчества — одно из важнейших направлений развития дополнительного образования детей и молодежи. Большую часть технического творчества составляют изобретательство и рационализаторство. Условием результативного технического творчества детей и молодежи являются постоянный поиск, эксперимент и исследовательская работа, решение творческих задач с обязательным обращением к источникам информации и овладением новыми методами познания (метод временных ограничений, внезапных запрещений, скоростного эскизирования, новых вариантов, информационной недостаточности, информационной перенасыщенности, абсурда, ситуационной драматизации и др.), опора на теоретические знания и непрерывное совершенствование практических умений и навыков.

Такой вид организации работы будет способствовать приобретению учащимися прочных знаний в области технических наук, ценных практических умений и навыков; воспитанию трудолюбия, дисциплинированности, культуры труда, умения работать в коллективе. Учащиеся смогут практически применять полученные знания в различных областях техники, что в будущем облегчит им сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.

В 2012/2013 учебном году для активизации работы с одаренными учащимися Республиканским центром технического творчества будут проведены как традиционные (спартакиада по техническим видам спорта “ТехноСпорт”, “Прорыв в будущее”, “ТехноИнтеллект”, республиканские соревнования по юношескому мотомногоборью памяти Петра Куприянова, республиканский конкурс по разработке компьютерных игр патриотической направленности и др.), так и новые мероприятия, такие как республиканский дистанционный интернет-проект “Модули творчества”, республиканский фестиваль мобильного кино Mobila Live Art, республиканский форум медиатворчества и программирования “Вдохновение!” и другие.

В мае 2013 года планируется проведение в Республике Беларусь конкурса научно-технического творчества учащихся Союзного государства “Таланты XXI века”. Педагогам дополнительного образования технического профиля следует уделить максимум внимания подготовке учащихся к данному мероприятию.

Важным фактором творческого, интеллектуального роста учащихся является участие в проектах по модернизации производства, создание новых энергосберегающих и других технологий, реализация инициатив по развитию экономического образования подрастающего поколения.

В новом учебном году необходимо активизировать работу педагогов дополнительного образования технического профиля по взаимодействию с учебно-методическим, производственно-практическим журналом “Юны тэхнік-вынаходнік”, что позволит развивать профессиональное мастерство и обмениваться опытом педагогов-практиков, вооружать их инновационными технологиями, организовывать современный образовательный процесс в объединениях по интересам технического профиля.

В 2012/2013 учебном году необходимо продолжить работу по развитию сети объединений по интересам технического творчества в сельской местности. Важно стремиться обеспечить равный доступ всех детей к разным сферам технического творчества, дать им возможность не только успешно развиваться, но и включаться в социально значимую деятельность региона, что позволит приучать детей к труду, ориентировать их на выбор рабочей профессии.

Новый учебный год должен стать для объединений по интересам эколого-биологического профиля годом совершенствования экологического образования учащихся как условия устойчивого развития личности, природы и общества, семьи, социума, а так же стратегического условия решения экологических проблем Беларуси.

Экологическое образование создает условия для развития познавательных интересов и навыков практической исследовательской деятельности, воспитания экологической ответственности и становления активной жизненной позиции учащихся. Формы организации работы различны: индивидуальные, групповые (объединения по интересам, клубы, экологические школы развития, академии юных, студии, мастерские, экотеатры, экологические отряды, школьные лесничества, факультативы), массовые (экологические слеты, профильные смены, профильные недели, конференции, конкурсы, праздники, выставки, экомарафоны и др.). Эффективными формами экологического образования являются очное, заочное (дистанционное) обучение.

В новом учебном году рекомендуем принять участие в работе Республиканской школы актива юных лесоводов, которая создана с целью оказания помощи школьным лесничествам, учреждениям общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи страны в экологическом образовании учащихся, расширении и углублении знаний о лесе и его обитателях, охране окружающей среды, рациональном природопользовании, привитии навыков практической и исследовательской работы в природе, профессиональной ориентации.

Справочно. Школа состоит из 2-х факультетов: лесного хозяйства и охраны леса. Срок обучения 2 года. Обучение осуществляется путем самостоятельной работы с литературой, выполнения контрольных, курсовых, исследовательских и практических работ, прослушивания лекций. Набор с сентября по октябрь 2012 года.

В 2013 году состоится республиканский слет юных лесоводов “Зеленая школа”. Необходимо организовать подготовку учащихся к участию в слете учащихся школьных лесничеств учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи.

С 2011 года работает Республиканская очно-заочная (дистанционная) школа по биологии. Школа обеспечивает углубление и расширение знаний учащихся по общему курсу биологии, способствует приобретению навыков практической и исследовательской работы, дает возможность учащимся, особенно тем, кто проживает в сельской местности и других населенных пунктах, отдаленных от научных центров, углубленно заниматься биологией.

Важной задачей, стоящей перед педагогами, остается создание в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи целостной системы экономии материальных ресурсов. С целью формирования у учащихся экономного и бережного отношения к использованию природных ресурсов, бережливости, рачительности, хозяйственности, повышения культуры быта необходимо активизировать работу по подготовке учащихся к участию в республиканском конкурсе школьных проектов по энергоэффективности “Энергия и среда обитания”. Рекомендуем использовать в работе объединений по интересам учреждений дополнительного образования детей и молодежи и факультативных курсов учреждений общего среднего образования программу факультативных занятий “Я, энергия и охрана окружающей среды” для учащихся 2—4 классов, рабочие тетради для учащихся 2 классов “Энергия вокруг нас”, для учащихся 3 классов — “Сберегаем энергию”, учащихся 4 классов — “Земля — наш общий дом”, 5, 6—8 классов — “Энергия и окружающая среда”, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь.

11 ноября 2012 года пройдет Международный день энергосбережения. Рекомендуем учреждениям дополнительного образования детей и молодежи принять участие в проведении названного дня.

С целью активизации пропаганды экологической полезности сбора макулатуры рекомендуем вести постоянную работу по информированию учащихся, молодежи, населения о необходимости сбора и сдачи на вторичную переработку макулатуры через организацию информационных кампаний совместно со средствами массовой информации, экологических акций “Спаси дерево” — посадка деревьев, “Сохраним дерево — сдадим макулатуру” (по сбору макулатуры), практической работы “Вторая жизнь вещей”, тренингов для учащихся “Потребление и вторичная переработка мусора”.

В связи с популярностью научно-практической работы среди педагогов и учащихся рекомендуем организовать научные общества учащихся и принять участие в республиканском экологическом интернет-конкурсе учащихся (март — май, 2013 год) и республиканском конкурсе научных биолого-экологических работ учащихся учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи (февраль, 2013 год).

Победители республиканского конкурса научных биолого-экологических работ учащихся учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи примут участие в международной олимпиаде INEPO EUROASIA (Баку, Азербайджан), международной олимпиаде экологических проектов (Стамбул, Турция), стокгольмском юниорском водном конкурсе (апрель, май, август 2013 г.).

Одним из направлений творческой деятельности учащихся является работа с природным материалом в объединениях по интересам. С целью формирования творческих способностей учащихся, потребности в сбережении и приумножении национального, духовного и культурного наследия, воспитания экологической культуры рекомендуем принять участие в республиканских конкурсах по благоустройству и озеленению территорий “Цветочный стиль”, (март — октябрь 2013 г.), конкурсе — выставке фитодизайна “Лед. Цветы. Фантазия” (декабрь 2012 — январь 2013 г.).

Трудовое воспитание выступает как важное средство экологической подготовки учащихся, способствует применению и закреплению полученных знаний и умений, побуждает к приобретению новых знаний, являясь одновременно и их новым источником. Значимой частью трудового воспитания является деятельность, связанная с охраной природы и благоустройством территории, уходом за растениями и животными. С целью активизации проводимой опытнической, экспериментальной, исследовательской работы, выявления талантливых учащихся в области опытно-экспериментальной и практической деятельности рекомендуем принять участие в республиканском конкурсе по итогам опытнической и исследовательской работы “Юннат-2013”, трудовых экологических акциях “Поможем пернатому другу”, по уборке и благоустройству территорий “Мой двор — лучший”.

Необходимо продолжить проведение профильных недель биологии, природоведения, агробиологии, экологии. Особое внимание в работе педагогам следует уделить датам Международного экологического календаря (приложение).

Одной из важнейших экологических дат является 5 июня — Всемирный день окружающей среды, который можно отметить проведением театрализованных экологических судов, турниров юных экологов, конкурсов творческих проектов “Природа моей Родины”, организацией экологических трудовых десантов в парках, скверах, на прилегающей к водоемам территории по уборке мусора и посадке саженцев деревьев “Помоги природе”.

22 апреля — Всемирный день Земли — рекомендуем отметить проведением экологических акций “Охранять природу — значит любить Родину!”, “Чистая вода”, “Вместе против отходов”, “Украсим Беларусь цветами”, “Мир, в котором я живу”.

В стране функционирует 69 учреждений дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого профиля, которыми выполняется значительная организационно-методическая работа по оказанию помощи учреждениям образования в использовании потенциала туризма и краеведения.

Незаменимо в накоплении материалов, отражающих историю и культуру определенного региона, практическое краеведение. В целях презентации, популяризации практического краеведения учащимися создаются новые экскурсионные маршруты по своей малой родине с использованием местных достопримечательностей, пополняются экспозиции музеев учреждений образования, что в итоге содействует привлечению интереса к данному региону, развитию внутреннего туризма.

Вместе с тем необходимо полнее использовать фонды и экспозиции музеев в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании учащихся. Обобщению и пропаганде опыта лучших музеев учреждений образования будет способствовать проведение на базе музеев открытых мероприятий воспитательного характера. Повышению педагогического и профессионального мастерства руководителей музеев учреждений образования, координации их организационно-методической работы способствует ежегодное проведение республиканского и региональных семинаров руководителей музеев.

Так же в деятельности музеев учреждений образования необходимо организовать надлежащий учет музейных предметов, обеспечить их сохранность.

Особое внимание необходимо обратить на музеи боевой славы, в которых собраны материалы о ветеранах войны, воинских соединениях и частях, участвовавших в освобождении нашей страны от немецко-фашистских захватчиков, партизанах и подпольщиках, организовавших сопротивление на временно оккупированной территории.

Все педагоги должны знать, что проведение поисковых работ в местах, где проходили боевые действия, а также вскрытие воинских захоронений лицами, не уполномоченными Министерством обороны Республики Беларусь, категорически запрещается (письмо Министерства образования Республики Беларусь “Об экспонатах музеев, комнат (уголков) Боевой Славы” от 7.04.2010 № 12-01-13/1700/дс).

Одним из аспектов туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности является развитие у учащихся интереса к богатому историко-культурному наследию нашей республики и соседних стран. Экскурсионные программы являются одним из элементов образовательных услуг, являясь практическим продолжением логического ряда в изучении истории, географии, экономики и др. предметных дисциплин. Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и Национальной программой развития туризма в Республике Беларусь на 2011—2015 годы предусмотрено проведение экскурсий с учащимися.

Министерство образования Республики Беларусь рекомендует областным управлениям образования запланировать в течение учебного года двухдневные тематические экскурсионные поездки в Минск, экскурсионные маршруты по Беларуси; на региональном уровне полнее использовать возможности туристских баз учреждений дополнительного образования детей и молодежи (письмо от 15.02.2012 № 12-01-12/38/дс).

Рекомендуется также посещение учащимися дворцово-паркового ансамбля XVI—XVIII веков в Несвиже (протокол поручений Премьер-Министра Республики Беларусь от 9 апреля 2012 года № 05/15 пр) и др.

В конце учебного года традиционно будет проводиться республиканская неделя туризма и краеведения для детей и молодежи, направленная на привлечение наибольшего числа учащихся к занятиям туризмом и краеведением, интеграцию деятельности учреждений образования культуры, спорта и туризма, общественных организаций и объединений по туристско-краеведческой деятельности, благоустройство воинских захоронений, встречи с творческими людьми, сбор, систематизация и демонстрация материалов о родном крае, пополнение экспозиций музеев учреждений образования.

Для пропаганды туризма, привлечения учащихся к занятиям туризмом необходимо проводить туристские слеты, праздники. При проведении массовых праздников устраиваются показательные выступления по туристской технике. Основное требование при организации подобных мероприятий — зрелищность и безопасность.

В течение года можно вести подготовку к категорийным походам, которые могут быть организованы и проведены в летний период в рамках республиканского заочного конкурса на лучший туристский поход “Познай Родину — воспитай себя”.

При проведении туристско-краеведческих мероприятий особое внимание необходимо обратить на обеспечение безопасности учащихся, строго соблюдая Директиву Президента Республики Беларусь от 11 мая 2004 года № 1 “О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины”, а также инструкцию об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 35 а) и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 года № 972 “О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров”.


Актуальные вопросы взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и молодежи и учреждений образования в вопросах воспитания подрастающего поколения

В Послании Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию “Белорусский путь: патриотизм, интеллект, прогресс” выделены основные аспекты воспитания патриотизма: “Патриотизм был, есть и должен оставаться незыблемым постулатом нашей государственности. Это вечная ценность, которая скрепляет поколения”. Глава белорусского государства подчеркнул, что “движущей силой прогресса являются не материальные блага, а патриотизм”, “патриотизм проявляется не в словах и лозунгах, а в жизненной позиции человека, его повседневных трудах, в том, что он живет не только для себя, но и для своего Отечества” (интернет-портал Президента Республики Беларусь).

В рамках гражданско-патриотического и нравственного воспитания учащихся необходимо продолжить практику проведения мероприятий, посвященных памятным датам истории Беларуси, государственным символам.

С 1 сентября 2012 года объявляется республиканская патриотическая акция Я — грамадзянін Беларусі”, составляющими которой должны стать традиционно проводимые как на уровне учреждения образования, так и всего региона мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.

В целях повышения качественного уровня воспитательного процесса, изучения и обобщения положительного педагогического опыта идеологической и воспитательной работы, презентации достижений детского и молодежного творчества в апреле 2013 года запланировано проведение юбилейной XV Республиканской выставки научно-методической литературы и педагогического опыта в рамках республиканской патриотической акции “Я — грамадзянін Беларусі”.

В акцию “Я — грамадзянін Беларусі” должны органично вписаться мероприятия республиканской акции учащейся молодежи “Жыву ў Беларусі і тым ганаруся”.

В 2012/2013 учебном году завершается III и стартует IV этап мероприятий в рамках республиканской акции учащейся молодежи “Жыву ў Беларусі і тым ганаруся”. В 2013 году в соответствии с основными направлениями акции (“Мой род, мая сям’я”, “Мая школа — часцінка майго жыцця”, “Мая вёска, мой горад”, “Мая радзіма — Беларусь”) планируется проведение ряда республиканских мероприятий7.

В 2013 году начинается проведение цикла мероприятий гражданско-патриотической, историко-краеведческой направленности, посвященных празднованию 70-летия годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в том числе республиканской акции учащейся молодежи “Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны”, запланированной на 2013—2015 годы8.

В 2012/2013 учебном году, в соответствии с целями и задачами Государственной программы по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн на 2011—2014 годы, учащимся необходимо продолжить работу по выявлению неучтенных воинских захоронений, установлению имен и судеб погибших защитников Отечества и жертв войн, используя архивно-исследовательские методы работы (в архивных учреждениях Республики Беларусь, ближнего и дальнего зарубежья, архивные сведения, размещенные на сайте ОБД “Мемориал”).

Целесообразно использование разнообразных форм гражданско-патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения: проведение тематических дней, мероприятий, посвященных юбилейным и памятным датам. Одним из значимых направлений деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи является также организация работы по военно-патриотическому профилю.

В тесном взаимодействии с Министерством обороны Республики Беларусь необходимо формировать у учащихся представления о военной службе и воинском долге, всесторонней готовности к военно-профессиональной деятельности и положительной мотивации выбора военной службы как общественно значимого, престижного рода деятельности.

С этой целью рекомендуем учреждениям дополнительного образования детей и молодежи в 2012/2013 учебном году организовать работу региональных и республиканских спортивно-патриотических лагерей для учащихся, посещающих факультативные занятия, объединения по интересам военно-патриотической направленности.



Профессиональная ориентация учащихся в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи начинается с развития профессионально-образовательных интересов в объединениях по интересам с базовым уровнем освоения программы и может продолжиться при реализации программы объединений по интересам на повышенном уровне. Наличие дополнительных знаний и навыков повысит конкурентоспособность учащихся как при трудоустройстве, так и при принятии решения продолжить образование в данной профессиональной области.

В учреждениях дополнительного образования детей и молодежи необходимо создать условия не только для развития интересов, способностей учащихся, но и для подготовки учащихся к активной трудовой деятельности, формированию осознанного подхода к выбору будущей профессиональной деятельности и желанию трудиться в одной из отраслей народного хозяйства. Подготовка к выбору профессии важна, так как она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, эстетическим и физическим совершенствованием личности.

Учреждениям дополнительного образования детей и молодежи необходимо формировать у учащихся способность выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. С этой целью необходимо проводить встречи с интересными людьми, занятия-презентации профессий, ролевые, деловые игры, игровые тренинги, конкурсы, диспуты, вечера вопросов и ответов, ток-шоу, творческие гостиные и другие.

Для того чтобы выбрать профессию, необходимо иметь сведения о множестве различных специальностей, иметь представление о требованиях, предъявляемых к представителю той или иной профессии. Содержание программ дополнительного образования детей и молодежи объединений по интересам различных направлений позволяет педагогам дополнительного образования проводить разностороннюю профессиональную ориентацию учащихся.

Учреждениям дополнительного образования детей и молодежи необходимо продолжить сотрудничество с другими учреждениями образования в вопросах профессиональной ориентации учащихся.

Современное информационное обеспечение деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи невозможно без широкого использования современных информационных технологий. В системе дополнительного образования детей и молодежи необходимо совершенствовать и развивать работу веб-сайтов; использовать электронные коммуникационные средства для организации дистанционного обучения; внедрять информационные образовательные технологии в практическую деятельность, использовать их как одно из средств повышения собственной профессиональной квалификации, активизировать работу по созданию образовательных электронных изданий и ресурсов, реализовывать собственные программы применения информационных компьютерных технологий, поощрять педагогические инновации, основанные на использовании современных информационных технологий.

Накоплению и сохранению различных типов информационных ресурсов способствуют медиацентры, которые представляют собой многокомпонентную информационно-педагогическую среду, охватывающую различные средства современных информационных технологий и традиционных средств обучения для обеспечения разнообразных образовательных услуг. Современный медиацентр должен являться центром бумажных (книги, периодика, справочники, каталоги на карточках и др.), фото- и слайд-ресурсов, моделей и экспонатов, видеокассет и аудиозаписей, электронных ресурсов (электронные документы, базы данных, программные средства, энциклопедии и др.).

Министерство образования Республики Беларусь и Национальный центр художественного творчества 4 сентября 2012 года проводят веб-конференцию “Стратегические приоритеты развития дополнительного образования детей и молодежи в условиях реализации Кодекса Республики Беларусь об образовании9”. Руководителям, методистам, педагогам дополнительного образования предлагаем активно включиться в работу конференции.

Особую значимость приобретают социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи учащимся, которые направлены на содействие в создании условий для развития творческих способностей учащихся, защиту прав и интересов, профилактику противоправного поведения и вредных привычек, формирование здорового образа жизни.

Педагоги-психологи и педагоги социальные являются специалистами социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (далее — СППС учреждения образования). В своей деятельности СППС учреждения дополнительного образования детей и молодежи руководствуется нормативными правовыми актами в области защиты прав детей, Положением о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования10.

Для педагога социального важно установление ближайшего социального окружения ребенка; выяснение специфики взаимодействия в объединении по интересам; выяснение особенностей поведения и обучения ребенка в учреждении дополнительного образования детей и молодежи, социально-педагогических аспектов возникновения социально опасного положения; изучение информации, предоставленной заинтересованными и т.п.

Социально-педагогическая и психологическая служба предусматривает создание единого социализирующего/воспитательного пространства в рамках деятельности учреждения дополнительного образования детей и молодежи, создание благоприятного социально-психологического климата.

Особое внимание в учреждении дополнительного образования детей и молодежи должно уделяться работе с такими категориями учащихся, как дети с особенностями психофизического развития, одаренные дети, дети — представители различных этнических общностей и дети, состоящие на различных видах учета.

Среди задач, которые необходимо решать в сопровождении одаренных детей, можно выделить следующие: выявление способностей и интересов, разработка индивидуальных образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи; охрана и укрепление физического и психологического здоровья; предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников; развитие психолого-педагогической компетентности педагогов дополнительного образования и родителей.

Эффективными формами взаимодействия педагогов-психологов и педагогов дополнительного образования являются такие формы совместной работы, как специально организованная интерактивная проектная и творческая деятельность, тренинги развития творчества, мастер-классы развития творческой одаренности, обучающие семинары по кейс-методу, сетевое взаимодействие, научно-исследовательская работа, конкурсы, фестивали, научно-практические конференции; самоуправление.

Актуальным в деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи является формирование культуры здорового образа жизни учащихся.

С этой целью необходимо продолжать вовлекать учащихся в проведение туристских слетов учащихся и студентов, спортивно-массовых и туристских акций “Туризм против наркотиков”, творческих конкурсов и иных мероприятий, направленных на предупреждение и искоренение вредных зависимостей среди учащихся, сохранение и укрепление репродуктивного здоровья и др.

В программы объединений по интересам необходимо включить мероприятия по совершенствованию знаний, умений и навыков безопасного поведения на учебных занятиях, улицах, дорогах, водоемах, в лесу. Обязательным является проведение профилактических бесед о соблюдении этических норм поведения в общественных местах.

Обучение и воспитание учащихся учреждений дополнительного образования детей и молодежи должно осуществляться на основе взаимодействия с семьей.

В новом учебном году целесообразно продолжить практику проведения семинаров, круглых столов с участием родителей по актуальным вопросам воспитания. Педагоги дополнительного образования и родители совместными усилиями должны помочь учащимся правильно определиться в своих интересах и склонностях.

Необходимо вести работу по формированию новых форм интеграции общественного и семейного воспитания, основанных на лучших традициях семейной педагогики: родительский клуб, кафедра эффективного родительства, детско-родительская лаборатория, родительская гостиная, родительский комитет, панорама педагогического опыта, мастер-класс, тренинг, семейное кафе, день открытых дверей, совместный праздник и др.

Эффективными формами взаимодействия с семьей являются семейные клубы, дни семейных традиций, тренинги, ток-шоу, индивидуальные консультации, праздничные мероприятия, на которых учащиеся могут продемонстрировать родителям свои достижения.

При проведении туристско-краеведческих мероприятий рекомендуется активно включать родителей в процесс совместного проведения походов и экскурсий, поисково-исследовательской деятельности, тематических праздников, туристской эстафеты, вечеров туристской песни, соревнований по ориентированию на местности и туристско-прикладному многоборью и др.

Особое внимание необходимо уделять семьям учащихся, находящихся в социально опасном положении. Профилактическая деятельность должна быть ориентирована на стимулирование родителей к активному участию в воспитании ребенка, развитие опыта родительского контроля, создание ситуации успеха в учебной и внеучебной деятельности ребенка. В условиях учреждений дополнительного образования социально-педагогическое взаимодействие с семьей необходимо осуществлять, используя положительный опыт семейных традиций старших поколений.

Для детей и молодежи должны быть созданы условия для досуга, способствующего укреплению здоровья, творческой самореализации и общению.

Организаторам массовых и культурно-досуговых мероприятий в своей работе необходимо использовать материалы выставок научно-методической литературы и педагогического опыта, а также материалы сборника по итогам республиканского заочного конкурса сценарных разработок “Праздничный креатив”.

В 2012/2013 учебном году Министерство образования и Национальный центр художественного творчества проводят ІІ Республиканский смотр-конкурс детского творчества “Здравствуй, мир!”. При подготовке тематической программы гала-концертов областей рекомендуем включать разножанровый репертуар.

В октябре 2012 года в Национальном центре художественного творчества пройдет республиканский семинар-практикум для специалистов культурно-досуговой деятельности учреждений образования11. Так же организаторам массовых и культурно-досуговых мероприятий рекомендуем принять активное участие в республиканском заочном конкурсе сценарных разработок “Нескучные каникулы”.

Поиску новых творческих методов и приемов в организации и проведении традиционных новогодних мероприятий с учащимися содействует проведение традиционного республиканского смотра-конкурса Дедов Морозов и Снегурочек “Ёлка-фэст-2012” среди педагогов учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи.

В рамках Года книги продолжится работа, направленная на повышение роли книги и чтения. С этой целью предлагается проведение целого ряда мероприятий: тематические выставки литературы, литературные чтения, диспуты, круглые столы, недели детско-юношеской книги, акции “Книге вторую жизнь”, “Подари книгу библиотеке”, участие в республиканской акции “Подари детям книгу” и интернет-акции “Прочитал книгу — отзовись!”, экскурсии, встречи с авторами книг и др.

Сегодня весьма актуальна проблема сохранения и продления сроков жизни книги. Одной из возможностей ее решения является приобщение ребят к основам переплетно-реставрационного дела при реализации программ объединений по интересам технического профиля.

По-прежнему актуален вопрос о рациональном использовании шестого школьного дня и каникулярного времени. Необходимо развивать взаимодействие учреждений дополнительного образования детей и молодежи и учреждений общего среднего образования при планировании мероприятий шестого школьного дня.

Рекомендуем обратить внимание на разработку и внедрение новых форм воспитательной работы, направленных на формирование социально-активной личности гражданина-патриота с участием представителей детских общественных организаций. Необходимо шире использовать потенциал познавательных и обучающих мероприятий, таких как конкурсы, деловые и логические игры. Эффективными являются интерактивные формы работы (игровые и шоу-программы, викторины); актуальны и традиционные формы (концерты, спектакли, литературно-музыкальные гостиные). Следует обратить внимание на подготовку мероприятий, которые способствуют социализации детей с ограниченными возможностями, их активному включению в общественную жизнь сверстников.

Культорганизаторам, педагогам-организаторам учреждений дополнительного образования детей и молодежи при организации мероприятий шестого школьного дня и в каникулярное время рекомендуется использовать опыт проведения Национальным центром художественного творчества шоу-программ в рамках благотворительного проекта “Дотянись до звезды”12.

В шестой день школьной недели следует шире использовать работу экологических гостиных, фитобаров, экологических видеосалонов, семейных праздников, экскурсий, походов, экологических прогулок в природу и др.

Одним из приоритетных направлений деятельности учреждений дополнительного образования является поддержка и развитие детских и молодежных общественных объединений (далее — ДМОО). Именно в общественных объединениях, организациях, ассоциациях, органах самоуправления дети, подростки и молодежь получают уроки гражданственности, патриотизма, гуманизма, учатся реализовывать свои гражданские права.

VIII Национальный детский форум “Дети Беларуси: будущее начинается сегодня”, который состоялся в мае 2012 года, показал, что необходимо активизировать социальное партнерство детей и взрослых, обсуждая проблемы, предлагая идеи, определяя ценности современного детства.

В новом 2012/2013 учебном году необходимо:

— активнее привлекать к участию в жизни общественных организаций, инициатив и социально значимых мероприятий, направленных на формирование инициативности, социальной мобильности, коммуникативности, толерантности, детей с ограниченными возможностями;

— выстраивать работу и сотрудничество на различных уровнях: региональном (районном, городском, областном) и республиканском;

— содействовать созданию условий для функционирования постоянно действующих детских и молодежных общественных формирований, участвующих в процессе принятия решений в интересах детей, объединений организаторов детского и молодежного движения на региональном и республиканском уровнях: “Республиканский молодежный совет”, “Республиканская приемная лидеров”, “Школа новаторов”, “Ассоциация юных журналистов”, региональное — республиканское методическое объединение организаторов детского и молодежного движения;

— развивать систему обучения лидеров, юных журналистов и организаторов детского и молодежного движения, делая упор на дистанционном, очно-заочном обучении, активно применять современные информационные технологии, различные интерактивные формы работы.

Координации и обмену опытом по работе с ДМОО будет способствовать VII республиканский конкурс-выставка методических материалов по проблемам детского и молодежного движения “Формирование субъектной позиции личности в детских и молодежных общественных объединениях” (февральмарт 2013 года).

При организации, планировании деятельности ДМОО рекомендуем использовать научно-методические и практические материалы VI Республиканской выставки-конкурса по проблемам детского движения “Социальное партнерство в создании положительного имиджа детских и молодежных общественных объединений”13.


Программно-методические условия развития системы дополнительного образования детей и молодежи

Определяющим направлением методической работы остается разработка учебно-программной документации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

В соответствии с кодексом, каждое учреждение образования имеет право разрабатывать программы объединений по интересам на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи.

В республиканских учреждениях дополнительного образования детей и молодежи созданы банки данных (печатный и электронный варианты) учебно-программной документации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи. Данная учебно-программная документация рекомендуется для использования педагогам дополнительного образования при организации деятельности объединений по интересам14.

В современном дополнительном образовании детей и молодежи одним из основных образовательных трендов выступает технология электронного портфолио, которая рассматривается в качестве перспективной технологии оценивания учащихся и педагогов дополнительного образования. Основной целью применения портфолио является создание оптимальных условий для развития способностей у авторов портфолио анализировать собственную деятельность, сопоставлять ее с общепринятыми стандартами, и на основе этого проявлять инициативу для достижения собственного прогресса. Электронное портфолио должно представлять динамичную коллекцию, содержащую постоянно обновляемые данные о достижениях в разнообразных видах деятельности учащихся и педагога дополнительного образования.

Руководителям учреждений дополнительного образования детей и молодежи необходимо активизировать работу педагогических коллективов по поиску инновационных форм и методов работы, обновлению содержания, т.е. созданию инновационной среды, обеспеченной комплексом мер организационного, методического, психолого-педагогического характера.

Своеобразным срезом результативности функционирования учреждений дополнительного образования детей и молодежи в 2011/2012 учебном году стали республиканская выставка научно-методической литературы и педагогического опыта “Модели педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования детей и молодежи” (далее — выставка) и республиканский конкурс программ объединений по интересам изобразительного и декоративно-прикладного творчества. Выставка продемонстрировала включенность педагогов в активную методическую деятельность, представила новые формы профессионального общения и обучения педагогических кадров: деловые игры, проблемные круглые столы, аукционы педагогических идей, педагогические мастерские, методические декады (недели) и др.15.

В 2013 году планируется проведение ХV Республиканской выставки научно-методической литературы и педагогического опыта. Методическим службам в рамках подготовки к участию в выставке необходимо актуализировать, обобщить накопленный положительный опыт обучения и воспитания учащихся, продолжить работу педагогических коллективов по внедрению инновационных моделей деятельности, обобщению и презентации опыта.

С целью повышения качества программно-методического обеспечения, внедрения инновационных педагогических методик, технологий в дополнительном образовании детей и молодежи Национальным центром художественного творчества в 2012/13 учебном году будет объявлен республиканский конкурс программ объединений по интересам интеллектуального и КВН-направления учреждений образования.
Заключение

Итоги первого года работы в статусе учреждений дополнительного образования детей и молодежи показали, что в новом учебном году следует продолжить изучение интересов и потребностей учащихся с учетом региональных особенностей, социокультурной среды; расширять направления и виды деятельности по всем профилям дополнительного образования детей и молодежи; продолжить работу по увеличению объема внебюджетной деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи; продолжить разработку программно-методического обеспечения образовательного процесса.

Традиционно во вторую неделю сентября пройдет Республиканская неделя учреждений дополнительного образования детей и молодежи (далее — неделя), которая проводится в целях формирования положительного общественного мнения о роли и значимости учреждений дополнительного образования детей и молодежи, расширения сети объединений по интересам, пропаганды современных форм работы по организации содержательного досуга.

Рекомендуем активизировать работу в течении недели по презентации достижений и позитивного опыта работы учреждений дополнительного образования детей и молодежи, ознакомление детей, учащихся, их родителей с услугами по развитию творческих интересов и способностей, которые предоставляются в учреждениях дополнительного образования; привлечению учащихся в творческие коллективы учреждений дополнительного образования детей и молодежи, укреплению творческого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и молодежи с другими учреждениями образования.

Реализация основных направлений развития дополнительного образования детей и молодежи позволит организовать образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в соответствии с социальным заказом, внедрять программы нового поколения по всем профилям дополнительного образования детей и молодежи.


1 Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 149.

2 Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 № 16.

3 Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 06.07.2011 № 59.

4 Информация расположена на сайте Министерства образования www.minedu.unibel.by.

5 Информация расположена на сайте Министерства образования www.minedu.unibel.by.


6 Информация будет расположена на сайте Национального центра художественного творчества детей и молодежи www.nchtdm.com.

7 Информация о мероприятиях акций размещена на сайте Республиканского центра туризма и краеведения www.rctkum.com.

8 Информация о мероприятиях акций размещена на сайте Республиканского центра туризма и краеведения учащейся молодежи www.rctkum.com.

9 Информация о конференции расположена на сайте Национального центра художественного творчества детей и молодежи www.nchtdm.com.

10 Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 116.

11 Информация о мероприятиях размещена на сайте Национального центра художественного творчества детей и молодежи www.nchtdm.com.


12 Информация размещена на сайте Национального центра художественного творчества детей и молодежи www.nchtdm.com.



13 Банк данных методических материалов (печатный и электронный варианты), Национальный центр художественного творчества детей и молодежи.

1414 Информация расположена на сайтах учреждений образования:

Национальный центр художественного творчества детей и молодежи http://www.nchtdm.com;

Республиканский центр технического творчества учащихся http://www. rcttu.info;

Республиканский экологический центр детей и юношества http:// www.eco.unibel.by;



Республиканский центр туризма и краеведения zhttp://www.rctkum.com.


15 В Национальном центре художественного творчества создан банк данных материалов выставки (печатный и электронный варианты).



Смотрите также:
Инструктивно-методическое письмо " Организация образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в 2012/2013 учебном году"
360.08kb.
1 стр.
Методическое письмо «О развитии воспитания в системе образования области в 2012-2013 учебном году»
365.96kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации и планирования идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2011/2012 учебном году»
528.94kb.
3 стр.
Инструктивно-методическое письмо о преподавании географии в 2009 2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области
708.53kb.
3 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании химии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
733.46kb.
5 стр.
Приказ от 2013 г. № Публичный отчет государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей Тульской области «Областной Центр развития творчества детей и юношества»
349.45kb.
1 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета
573.87kb.
3 стр.
Отчет о работе Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей
252.98kb.
1 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
523.72kb.
4 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
528.68kb.
4 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
186.41kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
95.67kb.
1 стр.