Главная
страница 1


Федеральное агентство по культуре и кинематографии

ФГОУ ВПО

Саратовская государственная консерватория (институт) им. Л.В. Собинова

Кафедра пластического воспитания



«Утверждаю»

Проректор по учебной работе,

кандидат философских наук,

профессор___________В.Я.ЮМАШИН




Джазовый танец и импровизация

Рабочая программа для студентов театрального факультета

по специальности 070201

«Актёрское искусство»

(виды «Артист драматического театра и кино», «Артист театра кукол»,

«Артист музыкального театра»)


(5-6 семестры)




Саратов

2006 г.



Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО 2002 года по специальности 070201 (050100) «Актёрское искусство» и учебного плана СГК




Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры пластического воспитания Протокол № от «___»__________ 2006 г.
Зав. кафедрой пластического воспитания

Саратовской консерватории _____________



/Профессор Горюнова Н. П./




Автор:

Зыков А. И., старший преподаватель кафедры пластического воспитания СГК им. Собинова




Рецензенты:











Одобрено Ученым Советом СГК имени Л.В.Собинова

Протокол № 9 от 26 июня 2006 г.











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса.

Джазовый танец и импровизация призван развить у студентов по специальности «Актёрское искусство» навыки некоторых современных танцевальных направлений, которые имеют в своей основе джазовые элементы и импровизацию.



Задачи курса:

  • освоение студентами сценического пространства,

  • умение активно передвигаться в пространстве в заданном ритме и направлении,

  • освоение элементов афро-американских танцев,

  • знакомство с европейской группой бальных танцев ХХ века,

Место курса в профессиональной подготовке выпускников.

Джазовый танец и импровизация осваивается студентами на третьем году обучения и является итогом пластического воспитания будущих актёров. На занятиях курса используются многие навыки и умения, приобретённые студентами на таких предметах как «Основы сценического движения», «Современный бальный танец», «Контакт импровизация», «Классический танец», «Народно-сценический танец» и др. Занятия предмета «Джазовый танец и импровизация» призваны эти знания расширить, усложнить и сделать то, что было «необходимостью», актерской техникой владения пространством.



Требования к уровню освоения содержания курса.

По окончании курса студент должен приобрести следующие навыки и умения:



  • чётко и осмысленно ориентироваться в сценическом пространстве,

  • освоить некоторые элементы афро-американского танца,

  • владеть техникой бальных танцев ХХ века: бальное танго, медленный фокстрот, медленный вальс и квикстеп,

  • освоить основные элементы и технику джазового танца,

  • уметь легко и свободно импровизировать в перечисленных танцевальных направлений.

Формы и виды занятий.

Ведущая форма обучения - практические занятия, неукоснительно соблюдающая принцип: от простого к сложному. Для контроля знаний студентов применяются такие формы занятий как контрольные и зачётные уроки. Для итогового контроля знаний предусмотрен экзамен в конце 6 семестра.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование разделов и тем

Групповые занятия

1

Пространственный экзерсис

10

2

«Захват пространства» (упражнения)

16

3

Бальное танго

16

4

Медленный фокстрот

14

5

Медленный вальс

14

6

Танцевальная разминка

10

7

«Захват пространства» (композиции)

12

8

Квикстеп

14

9

Джазовый танец

34




Итого

140



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение

Преподавание в театральном институте пластических дисциплин (физическая культура, сценическое движение, бой, фехтование и, конечно же, танец) не может происходить «отвлеченно», но должно быть направлено на данную конкретную профессию. Так, к примеру, изучая со студентами танец, преподаватель, безусловно, должен, прежде всего, добиться технически грамотного исполнения движений, объясняя при этом мотивацию, по которой движение возникает и исполняется именно так, а не иначе, обусловленную происхождением танца, выраженного в характере его исполнения. Вместе с тем необходимо с первых шагов приучать студентов умению не просто исполнять движения, но сделать движение действенным. И это касается не только танца как такового, а любого движения (сел, встал, коснулся партнера, сделал шаг, повернул голову и т. д., то есть любого даже самого небольшого жеста). Иными словами, как и на «мастерстве актера», занятия пластическими дисциплинами имеет своей целью научить студентов сценическому действию при помощи пластики и танца. Действовать – значит совершать направленный целесообразный поступок.

Студенты должны чётко осознавать понятие «психофизическое действие». Физическое имеет целью внести то или иное изменение в окружающую человека материальную среду, тот или иной предмет, для осуществления которого потребуется мускульная энергия. Психическое – воздействие на психику (чувства, сознание, воля). Физическое часто служит средством для выполнения психического действия, а психическое – на процесс выполнения физических действий. Цель действия заключается в стремлении изменить предмет, на который оно направлено, переделать его, рождая момент борьбы с партнером, с самим собой, с обстоятельством. Важно понять, что «чувство» должно возникать от движения и действия. В пластике, танце это наиболее очевидно: вынужденные исполнять то или иное движение, студенты, воздействуя ими, ограниченные жесткими рамками музыкальной фразы, должны усвоить, что чувство рождается в результате действия. Не нужно «накачивать» себя. Необходимо «копить» чувства. Чем больше преград создается чувствам, тем больше они разгораются.

Танец является еще и предметом эстетического воспитания студентов. Знакомясь с танцами различных эпох, а, значит, и с этикетом, костюмами того или иного времени, студенты повышают свой кругозор, столь необходимый в сложнейшей и разнообразнейшей работе драматического актера. А четко обозначенные в танце взаимоотношения мужчины и женщины невольно оказывают еще и воспитательное воздействие на молодое поколение.

Главная задача – научить студентов понимать, чувствовать своё тело и уметь управлять им, чтобы в дальнейшем, став актёрами, они смогли не только исполнить непосредственно танцевальные фрагменты, столь часто вплетаемые в современную драматургию спектакля авторами и режиссёрами, но и научились пользоваться телом как инструментом, позволяющим ярче и точнее создавать образ. Современный театр всё больше обращается к пластике, танцу не только как к вспомогательному инструменту, но и как к важнейшей составляющей, выразительнейшему языку которой подвластно многое, от частностей до философии.

Предмет «Джазовый танец и импровизация» состоит из следующих разделов:

- пространственный экзерсис,

- «захват пространства»,

- танцевальная разминка,

- танцы европейской группы,

- джазовый танец.

Задача предмета, помимо знакомства с новыми танцами и новыми разделами модерн-джаз танца, – научить студентов задействовать большее количество точек пространства для своего продвижения по площадке, приобрести навыки исполнения небольших танцевальных фрагментов или упражнений, меняя точки пространства, двигаться по площадке, четко представляя себе и используя геометрические линии и фигуры: прямая, диагональ, зигзаг, квадрат, круг и т. д.

На занятиях предмета «контакт-импровизация» студенты уже познакомились с перемещениями «меня влечет свободное пространство», позволяющими при правильном исполнении двигаться хаотично, сохраняя при этом баланс удаленности друг от друга. На занятиях предмета «Современные бальные танцы», изучая румбу, мамбо, самбу и другие танцы, они уже столкнулись с необходимостью использовать воображаемые линии и фигуры, задействуя различные точки пространства.

Пространственный экзерсис составляют достаточно простые упражнения, с элементами которых студенты уже познакомились на прежних этапах обучения. Сами движения способствуют разогреву тела и подготовке его к работе. Но главная задача пространственного экзерсиса – и это не надо забывать – освоение пространства, как это и заявлено в названии. Представляется разумным сначала разобраться с каждым из упражнений, дать возможность выучить их студентам в привычном ракурсе. Следующим шагом должно стать изменение точек пространства. Идеальным освоением пространственного экзерсиса является спонтанное изменение точек пространства, предлагаемое на конкретном занятии педагогом, и способность студентов это исполнить.

Работу в этом направлении призван продолжить раздел, условно названный «захват пространства». Задача его не просто использовать различные направления на площадке, но использовать их качественно по-другому. Сначала студентам предлагается освоить лишь упражнения этого раздела, требующие энергичного продвижения по площадке. Здесь так же используются простые движения: шаги, pas chassé и координация. При скромном использовании точек пространства необходимо добиться на этом этапе умения активно двигаться в заданном направлении, почти скользя над полом, пересекать площадку стремительно и напористо, «жадно поглощая» территорию впереди себя, сбоку, сзади. Отсюда и возникло название главы, определяющее суть данного продвижения в пространстве – «захват». После упражнений работа ведется над композициями, где задействуются все точки пространства при стремительном продвижении.



Танцевальная разминка так же, как и любая другая разминка, служит для разогрева тела, но построена на танцевальных движениях. Она состоит из двух подразделов: разогрев, построенный на упражнениях джазового танца, и элементы афро-американского танца. Вся разминка строится на мягких, эластичных движениях корпуса (release contraction), рук и ног (шаги на месте и в продвижении). Знакомит студентов с афро-американским танцем, элементы которого можно легко обнаружить в различных современных и уличных танцах.

Танцевальный материал этого этапа направлен на знакомство студентов с европейской группой бальных танцев ХХ века. К изучению предлагаются: бальное танго, медленный фокстрот, медленный вальс и квикстеп.

Самым сложным здесь представляется для них продвижение не просто «по кругу (по линии танца)», а движение по кругу зигзагом. Однако эти танцы предполагают именно такое продвижение по площадке, как наиболее выгодное. Это придает танцам не только красоту движения, но и дает возможность паре не сталкиваться с другими парами танцующих. Особое внимание необходимо обратить на правильное исполнение шагов вперед, в сторону, назад и соединение танцующих в паре.

Так положение противодвижения корпуса, чередующегося с позицией променад, придают бальному танго характерный шарм, отличающий его от других танцев. После аргентинского танго знакомство с его столь изменившимся потомком наглядно представит студентам возможности эволюции танцев. А ведь они лишь только прикоснулись к одному из стилей аргентинского танго и теперь должны освоить самые элементарные движения бального танго! Полезно задуматься о взаимоотношениях партнеров, выраженных в этих позициях, этих движениях. Полезно вслушаться в эту музыку, подчеркнутую ритмом ударных инструментов и попытаться ее по-актерски в своем маленьком танце разгадать.



Знакомство с медленным фокстротом, медленным вальсом и квикстепом даст возможность преподавателю наглядно подкрепить рассказ о происхождении танцев и перехода движений из одного танца в другой. Красота, элегантность медленного и быстрого фокстротов, медленного вальса, очаровывающая слух музыка непременно способствуют рождению маленьких романтических историй мужчины и женщины, которые студенты и продемонстрирует в танцах, освоив базовые элементы.

Джазовый танец представлен законченным номером, построенном на движениях этого направления. Задача, стоящая перед студентами, – не просто «выучить движения», но уловить стилистику, характер танца, справиться с динамичной работы центров тела, своеобразной работой позвоночника. Материал представляется достаточно сложным для освоения студентами и является логической точкой обучения предмету «Джазовый танец и импровизация».
Краткое содержание разделов курса


  1. Пространственный экзерсис.

    • По 1, 2, 5 аутпозиям ног. Упражнения для корпуса и рук.

    • По 1, 2, 4, 5 аутпозициям ног. Demi-plié с мягкими и жесткими движениям рук по позициям. Импровизация.

    • В позиции «стойка» и 4 аутпозиции ног. Flat back. Переход в партер, разноплоскостные круги ногами.

    • В позиции «стойка». Натяжения, потеря равновесия, выход в партер за счет противовеса корпуса ноге, перекаты по полу.

    • Во 2 параллельной позиции ног. Плечи, hip lift, петля, выход в партер, равновесие.

    • Из 1 параллельной позиции ног. Battement tendu, grand battement с выходом в параллельный attitude, выпады.

  2. «Захват пространства» (упражнения).

  • Простые шаги.

  • Простые шаги с пелвисом.

  • Продвижение вперед правым боком.

  • Продвижение вперед левым боком.

  • Боковое продвижение вперед в паре.

  • Продвижение вперед с pas chassé в сторону.

  • Продвижение вперед с pas chassé в сторону и движением рук.

  • Продвижение вперед с pas chassé вперед с пр. н.

  • Продвижение вперед с pas chassé вперед с л. н.

  • Предварительное упражнение для комбинированного продвижения.

  • Комбинированное упражнение: продвижение вперед с pas chassé вперед с пр. н. и упражнение на координацию с л. н.

  • Комбинированное упражнение: продвижение вперед с pas chassé вперед с л. н. и упражнение на координацию с пр. н.

  • Комбинированное упражнение. Продвижение вперед с pas chassé вперед с пр. н. и упражнение на координацию с л. н. лицом в 1 тчк/простр. и продвижение вперед с pas chassé вперед с л. н. и упражнение на координацию с пр. н. лицом в 5 тчк/простр.

  • Продвижение вперед и в сторону с пр. н.

  • Продвижение назад (спиной в 1 тчк/простр.) и в сторону с пр. н.

  • Комбинированное продвижение вперед и в сторону с пр. н. и назад (спиной в 1 тчк/простр.) и в сторону с пр. н.

  • Продвижение вперед и в сторону с пр. н. с работой рук и корпуса.

  • Продвижение вперед и в сторону с пр. н. с работой рук и корпуса с завершающей точкой после вращения.

  • Продвижение вперед и в сторону с л. н. с работой рук и корпуса с завершающей точкой после вращения.

  • Продвижение вперед и в сторону с пр. н. с работой рук и пелвиса.

  • Продвижение вперед зигзагом.

  • Продвижение по кругу против Л. Т. из 4 тчк/простр. с пр. н.

  • Продвижение по кругу по Л. Т. из 6 тчк/простр. с л. н.

  • Продвижение по кругу двух исполнителей. Один исполняет продвижение по кругу против Л. Т. из 4 тчк/простр. с пр. н., другой – продвижение по кругу по Л. Т. из 6 тчк/простр. с л. н.

  • Продвижение по кругу четырех исполнителей. Первый – продвижение по кругу против Л. Т. из 4 тчк/простр. с пр. н. Второй – продвижение по кругу по Л. Т. из 6 тчк/простр. с л. н. Третий – продвижение по кругу против Л. Т. из 8 тчк/простр. с пр. н. с соответствующей корректировкой точек пространства. Четвертый – продвижение по кругу по Л. Т. из 2 тчк/простр. с л. н. с соответствующей корректировкой точек пространства.

  1. Бальное танго.

Происхождение, музыкальный размер, характерность. Изучение движений в паре:

  • рок-поворот,

  • поступательное звено,

  • закрытый променад,

  • прогрессивный боковой шаг,

  • обратный поворот с закрытым окончанием,

  • браш-теп,

  • вариант обратного поворота,

  • променадное звено,

  • фор-степ, рондо, променад,

  • променадное шассе.

Соединение движений в учебную композицию. Работа над характером исполнения танца.

  1. Медленный фокстрот.

Происхождение, музыкальный размер, характерность. Изучение движений в паре:

  • окончание перо,

  • тройной шаг,

  • импетус,

  • обратный (левый) поворот,

  • натуральное плетение,

  • обратная волна,

  • натуральный поворот,

  • шаг перо,

  • открытый импетус,

  • крыло,

  • синкопированное прогрессивное шассе направо.

Соединение движений в учебную композицию. Работа над характером исполнения танца.

  1. Медленный вальс.

Происхождение, музыкальный размер, характерность. Изучение движений в паре:

  • основная фигура вальса,

  • натуральный (правый) поворот,

  • внешняя перемена, переходящая в променад,

  • шассе из позиции променад,

  • виск,

  • правый поворот с задержкой и обратным пивотом,

  • закрытая перемена,

  • левый поворот,

  • натуральный (правый) спин-поворот.

Соединение движений в учебную композицию. Работа над характером исполнения танца.

  1. Танцевальная разминка:

    • Разминка – упражнения джазового танца.

    • Элементы афро-американского танца.

  2. «Захват пространства» (композиции).

  • Изучение комбинации 1-а и выполнение по два человека.

  • Изучение комбинации 1-а лицом в 5 тчк/простр. с соответствующей корректировкой точек пространства и выполнение по два человека.

  • Изучение комбинации 1-б и выполнение по два человека.

  • Изучение комбинацию 1-б в 5 тчк/простр. с соответствующей корректировкой точек пространства и выполнение по два человека.

  • Работа над комбинацией 1 – четыре исполнителя: первый располагается лицом в 1 тчк/простр. с правой стороны от центра зала – комбинация 1-а; второй располагается лицом в 1 тчк/простр. с левой стороны от центра зала – комбинация 1-б; третий располагается лицом в 5 тчк/простр. с правой стороны от центра зала – комбинация 1-а; четвертый располагается лицом в 5 тчк/простр. с левой стороны от центра зала – комбинация 1-б.

  • Изучение комбинации 2-а и выполнение по два человека.

  • Изучение комбинации 2-а лицом в 3 тчк/простр. с соответствующей корректировкой точек пространства и выполнение по два человека.

  • Изучение комбинации 2-б и выполнение по два человека.

  • Изучение комбинации 2-б в 7 тчк/простр. с соответствующей корректировкой точек пространства и выполнение по два человека.

  • Работа над комбинацией 2 – четыре исполнителя: первый располагается лицом в 7 тчк/простр. – комбинация 2-а; второй располагается лицом в 7 тчк/простр. с левой стороны от первого – комбинация 2-б; третий располагается лицом в 3 тчк/простр. – комбинация 2-а; четвертый располагается лицом в 3 тчк/простр. с левой стороны от третьего – комбинация 2-б.

  • Изучение комбинации 3-а и выполнение по два человека.

  • Изучение комбинации 3-а лицом в 5 тчк/простр. с соответствующей корректировкой точек пространства и выполнение по два человека.

  • Изучение комбинации 3-б и исполнение по два человека.

  • Изучение комбинации 3-б в 5 тчк/простр. с соответствующей корректировкой точек пространства и выполнение по два человека.

  • Работа над комбинацией 3 – четыре исполнителя: первый располагается лицом в 1 тчк/простр. с правой стороны от центра зала – комбинация 3-а; второй располагается лицом в 1 тчк/простр. с левой стороны от центра зала – комбинация 3-б; третий располагается лицом в 5 тчк/простр. с правой стороны от центра зала – комбинация 3-а; четвертый располагается лицом в 5 тчк/простр. с левой стороны от центра зала – комбинация 3-б.

  • Работа над комбинациями. Соединить все комбинации, выполнить по два человека: комбинация 1 – с пр. н. в 1 тчк/простр., комбинация 2 – с л. н. в 3 тчк/простр., комбинация 3 – с пр. н. в 1 тчк/простр.

  • Работа над комбинациями. Соединить все комбинации, выполнить по два человека: комбинация 1 – с пр. н. в 5 тчк/простр., комбинация 2 – с л. н. в 7 тчк/простр., комбинация 3 – с пр. н. в 5 тчк/простр.

  • Работа над комбинациями. Соединить все комбинации, выполнить по два человека: комбинация 1 – с л. н. в 1 тчк/простр., комбинация 2 – с пр. н. в 7 тчк/простр., комбинация 3 – с пр. н. в 1 тчк/простр.

  • Работа над комбинациями. Соединить все комбинации, выполнить по два человека: комбинация 1 – с л. н. в 5 тчк/простр., комбинация 2 – с пр. н. в 3 тчк/простр., комбинация 3 – с л. н. в 5 тчк/простр.

  • Работа над комбинациями. Соединить все комбинации, выполнить – четыре исполнителя.

  1. Квикстеп.

Происхождение, музыкальный размер, характерность. Изучение движений в паре:

  • основной шаг (движение вперед и назад),

  • натуральный (правый) поворот,

  • лок-степ,

  • натуральный (правый) спин-поворот,

  • натуральная шпилька и бегущее окончание,

  • внешняя перемена,

  • шассе из позиции променад,

  • ховер корте.

Соединение движений в учебную композицию. Работа над характером исполнения танца.

  1. Джазовый танец

  • изучение движений первой части танца.

  • изучение движений второй части танца.

  • изучение движений третьей части танца.

  • изучение движений четвертой части танца.

  • работа с парами.

  • работа над характером исполнения танца и цельностью номера.


ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Организация текущего контроля знаний

Текущий контроль знаний студентов включает:

1. Регулярную проверку усвоения студентами текущего материала на каждом занятии.

2. Контрольный урок в конце пятого семестра – по пространственному экзерсису и упражнениям «захват пространства».


Организация итогового контроля знаний

Итоговый контроль знаний осуществляется на экзамене в конце шестого семестра. Экзамен включает в себя показ всех приобретённых за период обучения навыков и владение:



  1. пространственным экзерсисом,

  2. композиционным мышлением по «захвату пространства»,

  3. техникой некоторых бальных танцев ХХ века (бальное танго, медленный фокстрот, медленный вальс, квикстеп),

  4. основными приёмами техникой джазового танца и импровизации.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Все занятия по джазовому танцу и импровизации проходят с музыкальным сопровождением. Поэтому необходимо наличие в классах для проведения занятий танцем музыкальных инструментов. Во время постановочной работы над концертными номерами или над постановкой танцевальных сцен в дипломных спектаклях, необходимо наличие звуковоспроизводящей аппаратуры (магнитофон, музыкальный центр). Для просмотра видео материала уроков, экзаменов самих студентов или уроков, репетиций или спектаклей профессионалов, необходимы телевизор и видеомагнитофон, а также видеокамера для съемки учебных работ студентов.

ЛИТЕРАТУРА
Дополнительная литература

  1. Голубовский Б. Пластика в искусстве актёра. М., 1966г.

  2. Гимнастика (под общей редакцией М. Л. Украна), М., 1981г.

  3. Гимнастика. Учебник (под редакцией М. Слемина, А. Брыкина), М., 1992г.

  4. Немеровский А. Пластическая выразительность актёра. М., 1976г.

  5. Румнев А. О пантомиме. М., 1964г.

  6. Рутберг И. Пантомима, движение и образ. М., 1981г.

  7. Е. Васильева "Танец", М. 1968 г.

  8. Н. Серебренников "Поддержка в дуэтном танце" Л.1979 г.

  9. Н. Базарова "Азбука пластического танца" С.-П. 1970 г.


Учебно-методическое обеспечение

  1. Кудашёва Т. Н. Танец. Программа для театральных и музыкальных ВУЗов по специальности №2210 «Актёр музыкальной комедии». М., 1980г.





Смотрите также:
Рабочая программа для студентов театрального факультета по специальности 070201 «Актёрское искусство»
159.47kb.
1 стр.
Рабочая программа для студентов театрального факультета по специальности 070201 «Актёрское искусство»
141.52kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070201 «Актёрское искусство»
133.82kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Экономическая теория» для студентов экономического факультета по специальности 080502. 65 «Экономика и управление на предприятии»
572.22kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа для студентов 2 курса очной и заочной формы обучения специальности 050602. 65 «Изобразительное искусство»
632.96kb.
3 стр.
Рабочая учебная программа для студентов 4 курса очной и заочной формы обучения специальности 050602. 65 «Изобразительное искусство»
533.37kb.
2 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы психосоматики» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
199.42kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Учение о неврозах» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
289.52kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Криминалистика» для студентов юридического факультета по специальности 030501. 65 «Юриспруденция». Кисловодск: Издательский отдел кгти, 2012. с
1585.63kb.
9 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы психотерапии» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
361.94kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Международное гуманитарное право и сми» Курс 5 дневное отделение Семестр 1 Лекции: 24 ч
229.92kb.
1 стр.
Рабочая программа для специальности 02. 11. 00 «Юриспруденция» очной формы обучения Красноярск 2004 Одобрено на заседании кафедры международного права
512.22kb.
8 стр.