Главная
страница 1
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме: «Признаки склонения имён существительных»
Цели урока: Обобщить знания о склонениях имен существительных.

Формировать умения определять склонения по роду и

окончанию имён существительных.

Оборудование: Интерактивная доска

Учитель:

- Урок русского языка. А знаете ли вы, что раньше младшие школьники изучали русский язык по учебнику, который имел другое название. Кто-то из вас знает, как назывался учебник? Вспомните мультфильм «В стране невыученных уроков». В нём оживает учебник, и называется он … «Грамматика».



Учитель: Зачем нужна грамматика?

- Как понимаете значение этого слова?




Учитель: Для чего школьники изучают русский язык? Зачем нужна грамматика?

Выслушиваются мнения учащихся.

- Прочитайте, как на этот же вопрос ответил А. Шибаев.

Слайд 2: Стихотворение

Зачем нужна грамматика?

Чтоб грамотно писать.

Чтоб грубые ошибки

В письме не допускать,

Чтоб с детства знали дети

И каждый ученик,

Что лучше всех на свете

Его родной язык!

Учитель: Для граждан России русский язык лучше всех на свете. Мы на этом языке общаемся, поэтому нужно знать о его строе и законах, чтобы грамотно выражать свои мысли, правильно говорить и писать.
Минутка чистописания
Учитель: Какие орфограммы в слове грамматика?

Запишите слово грамматика в тетради, соблюдая нормы каллиграфии: наклон, размер букв, правильные соединения. Обозначьте орфограммы.



Учитель: Составьте предложения с этим словом (устно)

Работа с предложением: чтение, анализ и запись предложения.



Без грамматики, друзья, нам никак прожить нельзя!(воскл.,повест.)

- Какое это предложение по интонации?(воскл.) А по цели высказывания?(повест.)



Учитель: Пословицы

Лень хуже болезни.

От лени – болезнь, от работы - здоровье.

Прочитайте пословицы и объясните их значение.

Выслушиваются мнения детей.

-Какая часть речи в пословицах встречается чаще всего? (сущ.)

-Что такое имя существительное?


Дети: Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО? , обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос ЧТО?, обозначает предмет -книгу.

-Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), процесс действия (бег, прыжок), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза). В предложении существительное бывает подлежащим или второстепенным членом предложения (дополнением, обстоятельством).



Учитель: Расскажите о трех склонения имен существительных.

Дети: Мы узнали, что к 1скл относятся существительные м.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2скл относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями –о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К 3скл относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на Ь.

Учитель: Проверим ваши знания по правилу в учебнике на стр.35

-Как определить склонение существительного?



Дети: Чтобы определить склонение существительного нужно:

    1. Определить род существительного.

    2. Определить окончание в И.п. в ед.ч.

    3. По роду и окончанию определить склонение.

Учитель: Дополните предложение и определите тему урока

Окончание и род имён существительных - это ____________

- Найдите в пословицах имена существительные, которые не относятся к 3 скл. Назовите их.



Дети:(Не относятся к 3 скл. существительные от работы, здоровье.)

Учитель: Что можете сказать про остальные имена существительные? (они 3 скл.) Назовите их.

Детилень, от лени, болезнь – существительные 3 скл.



Учитель: Существительное с предлогом от лени в форме какого падежа употребляется? (От чего? От лени -Р.п.)

.

Учитель: Я предлагаю вам грамматические характеристики существительных. Прочитайте их внимательно. Какая из характеристик подходит для слов лень, болезнь? (2 строчка )



: грамматические характеристики слов:

- имена сущ., одушев., ж. р., ед. ч., 3 скл.,

- имена сущ., неодушев., ж. р., ед. ч., 3 скл.,

- Почему первая не подходит?

- Подберите слово, к которому подойдет первая характеристика. (Мышь)

- Почему так считаешь?

Выслушиваются мнения детей.

Учитель: Верно ли утверждение?

- Если слово ж.р., верно ли будет утверждение, что оно 3 скл.? (НЕТ)

Вывод

Учитель: Как определить склонение существительного?

Дети: Чтобы определить склонение существительного нужно:


  1. Определить род существительного.

  2. Определить окончание в И.п. в ед.ч.

  3. По роду и окончанию определить склонение.


Сводная таблица «Склонения имён существительных»

Учитель: Внимательно рассмотрите таблицу. Прочитайте заголовки столбиков. Перечислите типы склонений. Назовите, какого рода бывают существительные. Назовите признаки 1 скл., 2 скл., 3 скл.

- В каком склонении нет ж. р.? М.р. может указывать на какие два склонения?

- Нулевое окончание может встретиться у существительных, какого склонения?





Учитель:Потренируемся в определении склонения у им.существительных на карточках

Проверим друг друга+ (шаблон №11)

Учитель: Сверьте выбранные слова с образцом. Оцените свою работу.

: Деформированное предложение:

Малыш(?) ____________ мышь.

Учитель: Сравните слова малыш и мышь. Нужно писать букву -ь- на конце слова малыш после шипящего или нет? Почему?

- Придумайте предложение с этими словами, соединив их глаголом по смыслу.

Выслушиваются варианты детей.

Малыш нарисовал мышь.

- Запишите предложение и разберите его по членам.

- Определите склонение и падеж им.сущ.

Проверка

Учитель: Класс делится на 3 команды

Проверка Слайд 10



Учитель: От чего зависит тип склонения имен существительных?


Смотрите также:
Урок по русскому языку в 4 классе по теме: «Признаки склонения имён существительных»
45.87kb.
1 стр.
Учебное занятие по русскому языку предназначено для учащихся 4 класса. Тема: падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения (обобщение) Цели: Образовательные
97.85kb.
1 стр.
Особенности склонения имён существительных на -ия
81.21kb.
1 стр.
«Понятие об имени существительном. Морфологические признаки имён существительных. Разряды имён существительных» Упражнение 1
238.82kb.
1 стр.
Экзаменационные материалы по немецкому языку Грамматические задания
23.18kb.
1 стр.
Урок русского языка в 3-м классе «Морской бой» "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"
116.74kb.
1 стр.
Урок игра квн по русскому языку Тема урока: Склонение имен прилагательных. Цели урока: Закрепить знания учащихся о склонении имен прилагательных
34.23kb.
1 стр.
Урок по английскому языку «Спорт в нашей жизни» 2 подгруппа Открытый урок по русскому языку «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»
30.63kb.
1 стр.
Употребление форм имен существительных
60.46kb.
1 стр.
Урок в 10 классе по русскому языку «Происхождение русской лексики»
179.24kb.
1 стр.
Грамматические нормы русского литературного языка. Колебания в роде имен существительных. Склонение существительных
50.85kb.
1 стр.
Урок-соревнование «Зов джунглей»
33.06kb.
1 стр.