Главная
страница 1
Экскурсия по картинной галерее, посвящённой Отечественной войне 1812 года.

Учитель:

 

«Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были схватки боевые,
Да, говорят еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»
                      М. Ю. Лермонтов

Эти строчки знакомы нам с детства. Память об этой, такой далекой от нас, баталии жива и важна.  200 лет Отечественной войне 1812 года – это одно из самых значительных событий нашей истории в 2012 году, которому посвящена наша выставка.

Историю первой Отечественной войны продолжают изучать и осмысливать учёные, историки России и Европы, Азии и Америки, стремясь разгадать «русский феномен»: почему одна из лучших европейских армий, армия Наполеона, покорившая почти всю Европу, потерпела столь жестокое поражение в войне с Россией. А разгадку этого явления надо искать в русском народе, который говорил: «Умрём, а рабами не будем».

Отечественная война 1812 г. – это время, когда судьба не только России, но и всего мира решалась на полях сражений. Время горестей и потерь, славы и восторга. Время героев… Каким оно было? Об этом наша экскурсия, которую для вас проведут ученики 9 и 11 класса.

Ученица:

В русской истории нет события, столь разнообразно и полно отраженного в произведениях искусства как Отечественная война 1812 года. Событие такого  масштаба не могло не привлечь внимания писателей и композиторов, архитекторов, скульпторов, художников. Наполеон назвал Бородинское сражение «схваткой гигантов».



Ученик:

Многие эпизоды Отечественной войны остались в рисунках и картинах художников. Фотографии два века назад еще не существовало, и кисть художника была инструментом, позволившим сохранить и портреты, и сцены боев….  Разумеется, эти картины писались  не под грохот канонады, а спустя годы, по личным впечатлениям и описаниям современников, а потому являются художественными произведениями, где автор имеет право на «домысливание» истории.



Ученица:

Первое произведение, представленное на нашей выставке это портрет императора Александра I. Он был сыном императора Павла I и внуком Екатерины Великой. Александру с детства прочили стезю великого монарха, которому предстоит умножить славу России. Самую завидную способность Александр проявлял к иностранным языкам. Например, по-английски он начал говорить раньше, чем по-русски, а всего он владел четырьмя языками, и основным у него был модный тогда в России французский. Екатерина Великая воспитывала внука в духе возвышенных идеалов французского Просвещения и гуманизма, одновременно мечтая передать ему власть в обход его отца Павла. Несовместимость этих устремлений привела к тому, что Александр вступил на престол после убийства заговорщиками императора Павла I и всю жизнь правил, отравленный сознанием своей вины.



Ученик:

Молодой царь не хотел быть самодержцем и мечтал силой законной власти привести государство к идеальному порядку, а затем отказаться от правления. Начало его правления принесло ему удивительную популярность. Он даровал свободу сосланным при прежнем царе и издал несколько либеральных указов. Затем внутренняя политика Александра попала под влияние Михаила Сперанского (общественный и государственный деятель, реформатор законотворец), которому царь передал недоработанные проекты и поручил создать план государственного преобразования. Впоследствии император испугался непопулярности среди сановников «слишком скороспелого» и по-французски вольнодумных проектов и в 1812 г. Отстранил Сперанского от дел.

Александр I был инициатором поддержания мира и равновесия между государствами Европы, ограничение честолюбивых притязаний Франции и укрепление союза с Англией, Австрией и Пруссией. России отводилась роль международного арбитра, дипломатического посредника между европейскими государствами.

Александр I вошёл в историю как изворотливый политик и пылкий реформатор, тонкий ценитель прекрасного, он умел покорять сердца. Говорят, Наполеон, увидев Александра, был поражен его красотой. «Это Аполлон» - воскликнул он. (С.Шуазель-Гуфье. Исторические мемуары).

Александр I вошёл в Париж во главе русской армии как победитель Наполеона.

Ученица:

Мы переходим к следующей картине «Дело казаков Платова». Донской казак Матвей Иванович Платов начал службу в 12 лет в войсковой канцелярии, но «по письменной части» всё же не пошёл, т.к. до взрослого возраста не мог осилить грамоты. Свой первый подвиг Платов совершил в 1774 г., когда с горсткой казаков и одной пушкой отразил семь атак численно превосходящего отряда горцев у реки Калалах. Узнав об этой битве, Екатерина II велела выбить для героя золотую медаль со своим образом и словами: «За ревностную и усердную службу Донского войска полковнику Матвею Платову».



Ученик:

В списке Матвея Ивановича Платова числилось немало славных дел, но особенно ярко засияла звезда атамана Войска Донского в 1812 г. С начала войны он во главе казаков прикрывал тылы русской армии, сутками оставаясь в седле и давая передышку основным силам.

Всего за кампанию 1812 г. Казаки Платова взяли в плен около 70 тысяч человек, из них 8 генералов, захватили свыше 500 орудий и несчётное число обозов.

Хвала, наш вихорь – атаман,

Вождь невредимых, Платов!

Твой очарованный аркан

Гроза для супостатов – писал Жуковский. Популярность Матвея Платова не знала границ. Так, уже после войны в честь лихого военачальника был назван фрегат королевского флота Великобритании.

Ученица:

«Наиотличнейший генерал, достойный высших степеней!» - такую оценку великий полководец Александр Суворов дал князю Багратиону. Пётр Иванович происходил из рода грузинских монархов. Один из его предков, царь Вахтанг VI, в первой половине 18 в. переселился в Россию, а вместе с ним принял русское подданство и его племянник Александр, дед будущего полководца.

По словам Багратиона, он «со млеком материнским влил в себя дух к воинственным подвигам». Он отличался удивительным хладнокровием даже в самых сложных условиях, обладал безудержной отвагой, умением быстро принимать решения. «Неустрашим в сражении, равнодушен в опасности», - характеризовал Багратиона герой войны 1812 г. Генерал Ермолов.

Багратиона называли «львом русской армии». Он отличился во многих сражениях и был награждён орденами Святого Владимира 1-й и 2-й степеней, золотой шпагой с алмазами и прусскими орденами Красного и Чёрного орла. В 1812 г. Пётр Иванович был утверждён командующим 2-й Западной армией. Сражение при Бородино оказалось для Багратиона последним. Отражая атаки французов, он получил тяжёлое ранение осколком ядра и вскоре скончался.



Ученик:

В войне с Россией Наполеон Бонапарт рассчитывал на скорую победу. Планировалось, что за 2 месяца французская армия дойдёт до Смоленска, за это время разобьёт остатки русских войск, и император Александр I запросит мира. В противном случае Наполеон грозился дойти до самого центра России.

22 июня 1812 г. французским войскам, сосредоточенным на левобережье Немана, был зачитан приказ Наполеона: «Солдаты! Россия увлечена роком. Судьба её должна свершиться. Идём же вперёд, перейдём Неман, внесём войну в её пределы. (…) и положим конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы».

С наступлением темноты 23 июня польские роты вольтижёров (французская пехота) 13-го полка лёгкой пехоты на лодках, плотах и различных подручных средствах переплыли на правый берег Немана. Там их обнаружил разъезд лейб-гвардии Казачьего полка. После короткой перестрелки русские отступили. Это было первое боевое столкновение в начавшейся войне.

Переправа армии Наполеона через Неман началась утром следующего дня после того, как были сооружены мосты, и продолжалась несколько суток. Французский император вступил на русскую землю.

25 июня 1812 г. Александр 1 подписал приказ по войскам, объявлявший о вторжении Наполеона. Война стала свершившимся фактом.



Ученица:

На следующей картине мы видим скульптуру знаменитого гусара, партизана Отечественной войны 12-го года Дениса Васильевича Давыдова. Когда ему было 9 лет, в имение его отца, командира Полтавского легкоконного полка, заехал в гости Александр Васильевич Суворов. Глядя на мальчугана он заявил: «Этот удалой будет военным. Я не умру, а он уже три сражения выиграет». Предсказание генерала сбылось, однако, уже после его смерти.

В 1801 г. Дениса определили в Кавалергардский полк. Во время учёбы Давыдов пристрастился к сатирическому стихосложению. Сатира стоила ему исключения из гвардии и перевода в Белорусский гусарский полк. «Едкую» поэзию пришлось оставить, но Давыдов приобрёл известность как автор стихов.

Во время военной кампании 1806-1807 гг. Денис перевёлся в действующую армию адъютантом (исполнитель служебных поручений) к генералу Багратиону, что значило находиться в самых опасных местах сражений. Он зарекомендовал себя отчаянным кавалеристом, лихим рубакой, заслужил несколько орденов и бурку в подарок от Багратиона.



Ученик:

С апреля 1812 г. Денис Давыдов в чине подполковника командовал батальоном Ахтырского гусарского полка. В августе он обратился к генералу Багратиону с письмом: «Ваше сиятельство! Вам известно, что я, оставя место адъютанта Вашего, столь лестное для моего самолюбия, вступая в гусарский полк, имел предметом партизанскую службу, удовлетворите мою просьбу!» Просьбу Давыдова удовлетворили, он стал командовать партизанским отрядом, который успешно действовал во французских тылах, нарушая коммуникации противника. Заслуги Давыдова в Отечественной войне 1812 г. были отмечены орденами Святого Георгия 4-го класса и Святого Владимира 3-го класса.



Ученица:

Надежда Андреевна Дурова – первая в русской армии женщина – офицер. Считается, что именно она послужила прототипом Шурочки Азаровой – главной героини фильма Эльдара Рязанова «Гусарская баллада».

Военная карьера Дуровой началась в Литовском уланском (легковооружённая кавалерия на европейский манер) полку, куда она поступила в 1806 г., выдав себя за помещичьего сына Александра Соколова. Под этой фамилией она участвовала во многих сражениях. Отсутствие опыта лихая девушка компенсировала беспримерной храбростью. Во время одного из сражений она спасла раненого офицера, и это принесло ей Георгиевский крест и офицерское звание.

Ученик:

Слух о бесстрашной девушке, обманом поступившей на военную службу, дошёл до Александра I. Вопреки существовавшим правилам, император позволил Дуровой остаться в армии в чине корнета (трубач при полководце в кавалерии, передававший сигналы войскам во время сражения) гусарского полка под именем Александра Александрова (в честь царя).

В Отечественную войну 12-го года Надежда Дурова сражалась с французами под Смоленском и при Бородино, была ранена; служила ординарцем (вестовой) у Кутузова.

Современники вспоминали, что даже после военной службы Дурова неизменно надевала мужскую одежду, подписывала свои письма фамилией Александров и страшно сердилась, когда к ней обращались как к женщине.



Ученица:

Сегодня особый день. Именно в этот день 200 лет назад произошло легендарное Бородинское сражение – генеральная битва кампании между русскими и наполеоновскими войсками в районе села Бородино, в 124 км к западу от Москвы.

Мы долго молча отступали. 
Досадно было, боя ждали, 
Ворчали старики: 
“Что ж мы? На зимние квартиры? 
Не смеют, что ли, командиры 
Чужие изорвать мундиры 
О русские штыки?
(Лермонтов М.Ю. Бородино)

Только после того, как было достигнуто примерное равенство сил, прибывший к войскам 30 августа новый главнокомандующий М. И. Голенищев-Кутузов решил дать генеральное сражение, чтобы не допустить французов к Москве.



Ученица:

Отступление армии в пределы Подмосковья заставило Кутузова решить вопрос о крупном сражении, которое должно было носить оборонительный характер и быть важной вехой в подготовке контрнаступления. Готовясь к нему, Кутузов учитывал патриотический подъем армии и всего народа. Место для сражения было выбрано весьма удачно и Кутузов пишет царю, что позиция, выбранная им при Бородино, одна из наилучших.

Глядя на Бородинское поле, Наполеон, недооценивший тактический талант Кутузова, сказал: “Наконец-то они попались. Идем открывать ворота Москвы”.

Зная твердую и горячую веру русского солдата в помощь Божию, главнокомандующий Кутузов, чтобы укрепить дух воинов, приказал совершить перед Бородинским сражением молебен и пронести по рядам чудотворный образ Смоленской Божией Матери. Эту икону возили за армией, так как считалось, что она помощница в военном деле.



Ученик:

Позиция русской армии позволяла войскам с наибольшим успехом вести оборонительные действия против наступающих французов. На относительно узком фронте эта позиция перекрывала сразу две дороги на Москву – старую смоленскую и новую смоленскую, соединившиеся у Можайска. С правого фланга, которым командовал Барклай де Толли, войска прикрывала речка Колоча, впадающая в Москву-реку.

Чтобы улучшить позицию, М.И. Кутузов приказал дополнительно укрепить ее. С этой целью на правом фланге было воздвигнуто несколько насыпных валов и на них установлены пушки. Батарея из 18 орудий, получившая название Курганной, размещалась на центральной возвышенности (здесь во время битвы стоял 7-й пехотный корпус, которым командовал генерал Раевский). На левом фланге, у деревни Семеновской, на открытой равнине были сооружены искусственные земляные укрепления для артиллерийских батарей. Они были обращены углом к противнику и назывались флешами. Местность вынуждала французов на узком участке атаковать русские войска в лоб, преодолевая крутые берега Колочи. Это неизбежно приводило к большим потерям среди атакующих, чего и добивался М.И. Кутузов.

Ученица:

«Французы метались с диким остервенением; русские стояли с неподвижностью твердейших стен. Одни стремились дорваться до вожделенного конца всем трудам и дальним походам, загрести сокровища, им обещанные, и насладиться всеми утехами жизни в древней знаменитой столице; другие помнили, что заслоняют собою сию самую столицу, сердце России и мать городов. Бомбы, ядра и картечи летали здесь так густо, как обыкновенно летают пули: а сколько здесь пролетело пуль!.. Вечер наступал, и неприятель начал уклоняться. Русские устояли… Они сражались под отечественным небом и стояли на родной земле».



Ученик:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!...

7 сентября около шести часов утра на поле Бородина развернулось сражение, не имевшее себе равных не только в истории Отечественной войны 1812 г., но и мировой истории. На сравнительно небольшой территории сошлись в ожесточённой битве около 150 тысяч русских солдат, казаков и ополченцев и 153 тысячи французов.

Наполеон обрушил мощный удар трёх армейских корпусов и трёх корпусов кавалерийского резерва на расположенные на левом фланге Семёновские флеши, которые защищали войска 2-й Западной армии генерала Багратиона. «Никакими человеческими словами нельзя изобразить ужасного мгновения, когда на пространстве одной квадратной версты грянул гром семисот орудий, - рассказывал о начале сражения писатель Иван Тимофеевич Калашников. – Но батареи, пожиравшие вдруг тысячи жертв, не могли остановить бешеного стремления неприятеля; нужно было противопоставить ему опору, несравненно сильнейшую всех батарей: русскую грудь и русский штык. Вся линия наших колонн двинулась ему навстречу».



Ученик:

Борьба за укрепления продолжалась несколько часов, и лишь после того, как Багратион был тяжело ранен, французы продвинулись вперёд. Принявший командование генерал Коновницын отвёл их за Семёновский овраг и продолжил оборону на новом рубеже.

После захвата французами Багратионовых флешей главным в сражении стала борьба за центр русской позиции в районе Курганной батареи Раевского. Французы захватили Семёновские укрепления и курганную высоту, но кровопролитное сражение не закончилось. До темноты длилась артиллерийская дуэль двух армий. Ночь застала русских на расстоянии примерно полутора вёрст от первоначальной линии их размещения. Кутузов приказал войскам отходить в сторону Можайска. Французская армия вернулась на исходные позиции к деревне Шевардино.

Русские, по разным оценкам, потеряли около 47 тысяч человек, в том числе 29 генералов. Потери французов составили около 30 тысяч человек.



Ученица:

Через 5 дней после Бородинского сражения в подмосковной деревне Фили в простой избе состоялось заседание военного совета. Помимо Кутузова, в нём участвовали генералы Барклай-де-Толли, Дохтуров, Уваров, Ермолов, Коновницын, Раевский, Кайсаров и др. Собравшиеся много говорили о долге, чести, о желании выбить врага с русской земли. Долго молчал лишь главнокомандующий. Некоторым даже показалось, что он заснул. Однако он всё слышал и взял слово, лишь, когда пришла пора принимать решение: «Первою обязанностью поставляю сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к нам на подкрепление. Приказываю отступить». Решение оставить Москву вызвало возмущение официального Петербурга. Не скрывал своего раздражения и император. Русская армия оставила Москву, а вместе с ней ушло большинство жителей.



Ученик:

Накануне Отечественной войны 1812 г. генерал – лейтенант Раевский получил в командование 7-й пехотный корпус, входивший в состав 2-й Западной армии, и прошёл трудными дорогами отступления от Волковыска. Под Могилёвом полки Раевского задержали маршала Даву на несколько дней. В самый напряжённый момент боя под Салтановкой рядом с генералом шли его дети: шестнадцатилетний подпоручик Александр и прапорщик Николай, которому всего было 11 лет. Когда упал сражённый пулей знаменосец, полковое знамя подхватил старший сын.

Кутузов с самого начала верил в победу России, готовил армию к этой победе, разрабатывал стратегию осуществления этого плана: сохранение боеспособной армии, резкое пополнение её за счёт специальных резервов, развертывание партизанского движения и, наконец, параллельное преследование армий Наполеона по старой Смоленской дороге.

Ученик:

Михаила Илларионовича Кутузова хоронили в Санкт-Петербурге 13 июня 1813 года. Спаситель России! Европы! За отрядом конной команды шел штат покойного: в траурной и парадной утвари вели верховых лошадей, следовала траурная карета. Перед каретой военные чиновники несли гербы: дворянского, княжеского и графского достоинства, знаки орденов (их было очень много), жезл фельдмаршала и портрет государя императора. За гробом по обеим сторонам шли по 80 человек с зажженными факелами - дворянство, духовенство и купечество, заключали эту процессию многочисленные отряды войск пехоты, конницы, артиллерии. С орудиями! Дорога была усыпана зеленью и цветами.

И Кутузов предо мною, вспомню ль о Бородине,
Он и в белой был фуражке, и на белом был коне.
Чрез плечо повязан шарфом, он стоит на высоте,
И под старцем блещет ярко день в осенней красоте.
Ученица:

Так кто же помог нам выстоять в «грозу двенадцатого года»? Героев было множество, память о них сохраняется и по сей день. А.С.Пушкин в своем стихотворении «Воспоминание о Царском Селе» отвечает на этот вопрос:

«Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья за веру, за царя».

Ученик:

Войны были и идут сейчас. История учит не всех. Нити сегодняшних конфликтов тянутся и в изучаемый нами XIX век (Чечня, Балканы). А можно ли жить без войн? Издавна этот вопрос волновал людей. Одни убеждены, что это не возможно - такова природа человека.



А мне видится такая картина будущего. В солнечный день на просторной площади, заполненной народом, выстроился ряд артиллерийских орудий. И возле каждого орудия - человек, но не в военной форме, а в праздничной одежде, как все. Мне бы хотелось, чтобы вы были среди них. Раздается залп, сотрясающий воздух и этот залп - похоронный салют войне.


Смотрите также:
Экскурсия по картинной галерее, посвящённой Отечественной войне 1812 года. Учитель
131.28kb.
1 стр.
Викторина «герои отечественной войны 1812 года»
223.26kb.
1 стр.
Смоляне герои Отечественной войны 1812 года
108.38kb.
1 стр.
Экскурсия по местам исторической славы Отечественной войны 1812 года. Западный административный округ г. Москвы
51.38kb.
1 стр.
Экскурсия по картинной галерее "Память" №71
93.41kb.
1 стр.
О ком идет речь? Какова роль этого человека в подготовке к войне 1812 г?
49.47kb.
1 стр.
Конспект открытого урока: «Отечественная война 1812 года» Учитель Пятецкий Л. М
58.5kb.
1 стр.
Бородино битва гигантов. 1812-2012 памятники отечественной войны 1812 года
37.96kb.
1 стр.
«Подвиг армии и народа в Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне»
23.75kb.
1 стр.
"Отечественная война 1812 года"
10.61kb.
1 стр.
Баймакская межпоселенческая центральная библиотека Гроза двенадцатого года Настала кто тут нам помог?
182.81kb.
1 стр.
Сценарий урока «Отечественная война 1812 года»
430.91kb.
1 стр.