Главная
страница 1страница 2 ... страница 8страница 9



Организация Объединенных Наций

CERD/C/RUS/20-22



Международная конвенция
о ликвидации всех форм
расовой дискриминации


Distr.: 

6 June 2012


Original: Russian

Комитет по ликвидации расовой дискриминации

Доклады, представленные государствами-участниками в соответствии со статьей 9 Конвенции

Двадцатые−двадцать вторые периодические доклады государств-участников, подлежащие представлению
в 2012 году


Российская Федерация*, **, ***

[13 марта 2012 года]


Содержание

Пункты Стр.

I. Введение 1−5 4

II. Общие сведения 6−59 5

A. Этнический состав и владение языками 8−14 6

B. Основы государственной политики в сфере профилактики
и противодействия расовой дискриминации 15−37 7

C. Международное сотрудничество и участие Российской


Федерации в международных организациях и проектах 38−60 11

III. Меры, предпринятые Российской Федерацией по выполнению


базовых положений Конвенции 61−401 15

A. Статья 1 61−64 15

B. Статья 2 65−104 16

C. Статья 4 105−172 25

D. Статья 5 173−248 36

1. Ситуация с обеспечением прав представителей цыганской


этнической общности 249−260 49

2. Реализация прав коренных малочисленных народов


Российской Федерации 261−294 50

3. Реализация прав верующих 295−300 55

E. Статья 6 301−310 56

F. Статья 7 311−312 56

1. В сфере межэтнических отношений 313−333 58

2. В сфере образования 334−388 64

3. В сфере культуры 389−401 73

IV. Информация о выполнении заключительных замечаний Комитета


по ликвидации расовой дискриминации, принятых по итогам
рассмотрения восемнадцатого и девятнадцатого докладов
Российской Федерации 402−555 76

A. Пункт 9 402−407 76

B. Пункт 10 408−412 76

C. Пункт 11 413 77

D. Пункт 12 414 77

E. Пункт 13 415−419 75

F. Пункт 14 420 78

G. Пункт 15 421 78

H. Пункты 16−18 422−436 78

I. Пункт 19 437−449 81

J. Пункт 20 450 82

K. Пункт 21 451−459 82

L. Пункт 22 460−463 84

M. Пункт 23 464−468 85

N. Пункт 24 469−495 86

O. Пункт 25 496−499 89

P. Пункт 26 500 90

Q. Пункт 27 501−512 90

R. Пункт 28 513−524 92

S. Пункт 29 525−538 93

T. Пункт 30 539−555 95

I. Введение

1. Настоящий сводный доклад, объединяющий двадцатый, двадцать первый и двадцать второй доклады Российской Федерации, представляется в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (далее – Конвенция) и составлен в соответствии с "Руководящими принципами подготовки документа по КЛРД, подлежащего представлению государствами-участниками в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Конвенции".

2. Доклад охватывает период с августа 2006 года по февраль 2012 года и содержит описание мер законодательного, судебного и административного характера, с помощью которых реализовывались положения Конвенции со времени представления восемнадцатого и девятнадцатого периодических докладов Российской Федерации (CERD/C/RUS/19).

3. В докладе учтены заключительные замечания Комитета по ликвидации расовой дискриминации (далее – Комитет) по итогам рассмотрения восемнадцатого и девятнадцатого докладов Российской Федерации (CERD/C/RUS/CO/19) и представлена информация об их рассмотрении.

4. Настоящий доклад составлен Правительством Российской Федерации и отражает его позицию. Неправительственные организации (федеральные национально-культурные автономии, правозащитные организации, религиозные организации) и экспертные учреждения были привлечены к составлению доклада и обсуждению его проекта на совещаниях в Министерстве регионального развития Российской Федерации. Правительство Российской Федерации выражает признательность всем участникам за выраженные идеи и предложения.

5. В Приложении к настоящему докладу содержатся:



  • Информация о национальном (этническом) составе Российской Федерации в соответствии с данными Всероссийской переписи населения 2010 года.

  • Постановление № 255 Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. "О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации".

  • Распоряжение № 132-р Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. об утверждении Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

  • Распоряжение № 631-р Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.

  • Решение № 17582/05 Европейского Суда по правам человека по вопросу приемлемости жалобы "Игорь Владимирович Артемов против Российской Федерации" от 7 декабря 2006 года.

  • Определение Верховного суда Российской Федерации от 02.12.2005 г. № Г05-134 об отмене регистрации городского списка кандидатов в депутаты городской Думы в связи с нарушением региональным отделением политической партии требований избирательного законодательства.

  • Определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2008 г. № 46-В08-5 об удовлетворении искового требования о восстановлении на работе в должности главного редактора районной газеты, уволенного неправомерно вследствие дискриминации и злоупотребления правом со стороны руководителя районной администрации.

  • Перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности".

  • Информация о количестве средств массовой информации на языках народов России.

  • Народы России: Атлас культур и религий. Ответственные редакторы А.В.Журавский, О.Е.Кузьмина, В.А.Тишков, 3-е издание, исправленное и дополненное – М.: Феория, 2011. – 320 с.

  • Документальные фильмы о коренных малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, изданные в 2011 г. по заказу Минрегиона России ("Закон выживания", "Люди с остроконечными головами", "Дорога длиною в жизнь", "Люди−олени").

II. Общие сведения

6. Союз Советских Социалистических Республик ратифицировал Конвенцию 4 февраля 1969 г. и в настоящее время она является составной частью национальной правовой системы Российской Федерации. В соответствии с п. 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, "если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Таким образом, положения международного договора имеют прямое действие в Российской Федерации и не требуют принятия специального национального нормативного акта.

7. Российская Федерация – уникальное государство, занимающее значительную часть материка Евразия. Общая площадь территории страны составляет 17 075 400 кв. км. Особенности географического расположения России, специфика исторических процессов формирования Российского государства обусловили этническое и культурное разнообразие его населения. Российская Федерация исторически складывалась как полиэтничное государство, на территории которого проживало множество различных этнических общностей. Подавляющее большинство из них исторически связанно с территориями Российской Федерации, и в этом смысле в соответствии с Концепцией государственной национальной1 политики Российской Федерации, утвержденной Указом № 909 Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г., они являются коренными народами Российской Федерации. Кроме того, российским законодательством предусмотрен особый статус коренных малочисленных народов, чья численность не превышает 50 тыс. человек.

A. Этнический состав и владение языками

8. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года (далее – Перепись), численность постоянного населения Российской Федерации составила 142,9 млн. человек (74% – городское население, 26% – сельское население).

9. Во время проведения Переписи постоянно проживающее на территории Российской Федерации население заявило о своей принадлежности к 194 этническим общностям. Большинство населения составляют русские. Следует отметить, что за период с 2002 по 2010 гг. численность русского народа сократилась со 115,9 млн. чел. до 111,0 млн., или на 4,2%, однако в относительном выражении его доля среди указавших национальную (этническую) принадлежность увеличилась с 80,6% до 80,9%.

10. По итогам Переписи в Российской Федерации насчитывается 22 народа, численность которых превышает 400 тыс. человек. Второе после русских место по численности, как и по прошлой всероссийской переписи, занимают татары, численность которых составляет 5,3 млн. человек или 3,9% от указавших свою этническую принадлежность. На третьем месте по численности находятся украинцы − 1,9 млн. человек или 1,41%. К другим наиболее многочисленным народам относятся2: башкиры – 1,1%, чуваши – 1,1%, чеченцы – 1,0%, армяне − 0,9%, аварцы – 0,7%, мордва, казахи – по 0,5%, азербайджанцы, даргинцы, удмурты, марийцы, осетины, белорусы, кабардинцы, кумыки, якуты, лезгины – по 0,4%, буряты, ингуши − по 0,3%.

11. Позитивной тенденцией межпереписного периода (2002–2010 гг.) является увеличение численности 40 коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. № 536-р, с 244 тыс. чел. до 257,9 тыс. чел. (на 13,9 тыс. чел. или на 5,7%), в том числе численность теленгитов возросла на 55%, сойотов на 30%, челканцев на 38%, тубаларов на 26%, эвенов (ламутов) на 14%, долган на 9%, эвенков на 8%, манси на 7%, хантов на 8%, юкагиров на 6%. Общая численность 47 коренных малочисленных народов России (в соответствии с Единым перечнем коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. № 255) составила 316,0 тыс. чел. (т.е. на 17,8 тыс. больше, чем в 2002 г.).

12. В соответствии с Конституцией Российской Федерации национальная (этническая) принадлежность в ходе опроса населения указывалась самими опрашиваемыми на основе самоопределения и записывалась переписными работниками строго со слов опрашиваемых. Численность граждан Российской Федерации составила 137,9 млн. человек (99,4% лиц указавших гражданство), 0,7 млн. человек имеют гражданство других государств и 0,2 млн. человек – лица без гражданства. Из общей численности граждан Российской Федерации 79 тыс. человек имеют два гражданства. Более чем 4,1 млн. человек в переписном листе гражданство не указали.

13. В 2010 г. владение русским языком указало 138 млн. человек (99,4% из числа ответивших на вопрос о владении русским языком), в 2002 г. – 142,6 млн. человек (99,2%). Среди других языков народов России наиболее распространенными являются татарский, чеченский, башкирский, чувашский, среди иностранных языков – английский, немецкий, украинский. Всего было указано 277 языков и диалектов, которыми владеют жители Российской Федерации. При этом 93,8% населения страны родным языком назвали язык своего народа. Вместе с тем 5,7% населения России, или 8,15 млн. чел. (из числа нерусских), также в качестве родного указали русский язык. Например, родным русский язык указали 40% коми, 38% удмуртов, 35% мордвы, 29% чувашей, 25% марийцев и 20% татар.

14. Впервые при Переписи получены данные о владении глухонемыми и слабослышащими русским жестовым языком. Владение этим языком указали 121 тыс. человек.



B. Основы государственной политики в сфере профилактики и противодействия расовой дискриминации

15. Укрепление единства российской гражданской нации, создание условий для этнокультурного развития народов России, профилактика и недопущение деятельности, направленной на возбуждение расовой, межнациональной ненависти и религиозной розни либо вражды, своевременное предупреждение и мирное разрешение межнациональных противоречий и конфликтов являются важнейшими направлениями деятельности в реализации государственной национальной политики Российской Федерации.

16. В период с 2006 по начало 2012 года в Российской Федерации проделана значительная работа по совершенствованию деятельности государственных институтов в сфере борьбы с расовой дискриминацией, национальной рознью, различными формами экстремизма. Существенное развитие получило федеральное и региональное законодательство в этих сферах. Принятие новых законов сопровождалось активной общественной дискуссией, которая позволила учесть точку зрения институтов гражданского общества. В ходе этой работы Правительство Российской Федерации основывалось, в том числе, на рекомендациях Комитета, принятых в 2003 и 2008 гг.

17. В развитие рекомендаций Комитета совершенствовалось законодательство Российской Федерации о противодействии экстремизму. Создан реальный механизм борьбы с ультранационалистическими и расистскими организациями (более подробно – в информации к статье 2). Осуществляется общественный и государственный надзор за недопущением в средствах массовой информации языка вражды и материалов, разжигающих расовую ненависть. Общественный мониторинг осуществляется правозащитными (например, информационно-аналитический центр "СОВА", Московское бюро по правам человека, общество "Мемориал" и др.), религиозными (Русская Православная Церковь, Федерация еврейских общин России, протестантские религиозные организации и др.) и этнокультурными объединениями, Общественной палатой Российской Федерации, деятельность которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации". В соответствии с данным Федеральным законом при всех федеральных органах исполнительной власти созданы общественные советы, многие из которых рассматривают вопросы, связанные с противодействием экстремистской деятельности, распространению этнической и расовой нетерпимости и религиозной ксенофобии (в частности, общественные советы при Минрегионе России, Минкультуры России, Минспорттуризма России, МВД России, ФМС России и др.).

18. Внедрены дополнительные механизмы предоставления гражданства бывшим гражданам СССР. Так, 22 июня 2006 г. Указом Президента Российской Федерации № 637 была утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и план мероприятий по ее реализации. Существенное значение для эффективной реализации Государственной программы имеет информационное обеспечение, в рамках которого проводится ежегодный Международный информационный форум "Интеграция соотечественников" (МИФИС).

19. Коллегиальным органом, осуществляющим организацию управления по реализации Государственной программы, является образованная в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2006 г. № 814 Межведомственная комиссия по реализации Государственной программы. Всего за 5 лет реализации Государственной программы (2007−2011 гг.) в Российскую Федерацию переселилось 62,6 тыс. чел., причем 50,3% из них – в течение 2011 года. За этот же период количество субъектов Российской Федерации, принимающих соотечественников в рамках реализации Государственной программы, увеличилось с 12 до 40.

20. Функционирует международный Интернет-форум "Интеграция соотечественников" www.mifis.ru, на котором можно задать вопрос уже состоявшимся переселенцам или получить консультацию представителей уполномоченных органов по реализации Государственной программы в субъектах Российской Федерации.

21. Фактически решена проблема перемещенных лиц из Чечни. Серьезное внимание федеральным центром уделяется социально-экономическому развитию Чеченской Республики. В рамках Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008−2011 годы" из федерального бюджета выделено 120,5 млрд. руб. на 2008−2011 гг., что составляет примерно 4,5 млрд. долл. США3.

22. Организована масштабная работа по ознакомлению сотрудников органов внутренних дел с требованиями международных норм и российского законодательства в сфере прав человека. Решаются задачи по повышению правовой культуры сотрудников органов правопорядка, развитию у них навыков общения с представителями институтов гражданского общества, мигрантами, представителями различных этнических групп. Все это направлено на неукоснительное соблюдение прав человека. Особое внимание уделяется подготовке сотрудников правоохранительных органов при командировании на Северный Кавказ. Их знакомят с этническими и религиозными традициями местного населения во избежание конфликтных ситуаций на почве незнания этих традиций.

23. Реализация положений Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации осуществляется в тесном взаимодействии органов государственной власти, общественных и научных организаций.

24. В последние годы Российская Федерация достигла значительных успехов в решении вопросов взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества, призванными защищать интересы и права национальных (этнических) меньшинств. К настоящему времени в Российской Федерации создана разветвленная система институтов гражданского общества, насчитывающая по состоянию на 20 декабря 2011 г. 223 928 некоммерческих организаций, в том числе, по данным Минюста России на 16 февраля 2012 г., зарегистрировано 15 федеральных национально-культурных автономий, 245 региональных, 639 местных национально-культурных автономий, 1 194 общин коренных малочисленных народов.

25. На правительственном уровне в 2011 г. создана Межведомственная рабочая группа по вопросам межнациональных отношений (далее – Межведомственная рабочая группа) под председательством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака. В состав Межведомственной рабочей группы вошли представители пятнадцати федеральных органов исполнительной власти, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

26. При Межведомственной рабочей группе создан Экспертно-консультативный совет, в состав которого вошли лидеры федеральных национально-культурных автономий, религиозных организаций, известные ученые, журналисты и эксперты.

27. Обеспечение деятельности Межведомственной рабочей группы и Экспертно-консультативного совета было возложено на Министерство регионального развития Российской Федерации, профильным структурным подразделением которого является Департамент межнациональных отношений. Департамент межнациональных отношений также отвечает за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере государственной национальной политики и межнациональных отношений в Российской Федерации, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации, взаимодействия с казачьими обществами, реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. При Минрегионе России также действует Консультативный совет по делам национально-культурных автономий, куда входят лидеры федеральных национально-культурных автономий, и Межведомственная комиссия по взаимодействию с национальными общественными объединениями.

28. На заседаниях Консультативного совета по делам национально-культурных автономий при Минрегионе России обсуждаются вопросы профилактики экстремизма и предупреждения межэтнических конфликтов, а также вопросы совершенствования действующего законодательства в сфере межэтнических отношений, проведения мероприятий в рамках реализации государственной национальной политики Российской Федерации, взаимодействия федеральных национально-культурных автономий с органами государственной власти.

29. Система управления реализацией государственной национальной политики охватывает не только федеральный, но и региональный уровни. На конец 2011 г. во всех 83 субъектах Российской Федерации функционировали:



  • отдельные ведомства или структурные подразделения региональных органов исполнительной власти, уполномоченные в сфере реализации государственной национальной политики;

  • постоянно действующие рабочие группы или координационные (межведомственные) органы по вопросам гармонизации межэтнических отношений;

  • экспертно-консультативные органы по вопросам межэтнических и этноконфессиональных отношений.

30. Единство подходов в реализации государственной национальной политики на федеральном и региональном уровнях обеспечивалось принятием планов мероприятий по гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, финансирование которых обеспечивалось за счет средств соответствующих бюджетов. В частности, в 2011 г. соответствующие планы действий были приняты во всех 83 субъектах Российской Федерации.

31. Важную роль в деле укрепления стабильности в обществе, профилактики экстремизма и нетерпимости, защиты культурного и духовно-нравственного наследия, общественной нравственности играет сотрудничество с крупнейшими религиозными организациями, в том числе православными, мусульманскими, иудейскими, буддистскими и другими. По сведениям Минюста России на 31 декабря 2011 г., на территории Российской Федерации зарегистрировано 24 624 религиозных организаций, что на 776 организации больше, чем на 31 декабря 2010 г. Количество религиозных организаций, относящихся к Русской православной церкви Московского Патриархата (РПЦ МП), составило 13 943, протестантских организаций – 4 380, мусульманских – 4 317, иудейских – 276, буддистских – 221, количество организаций, относящихся к иным вероисповеданиям, составляет 1 487.

32. В России на протяжении столетий формировались условия для мирного сосуществования представителей различных религиозных мировоззрений. Позитивной тенденцией является сочетание поддержки государством развития межрелигиозного диалога и серьезных инициатив со стороны религиозных организаций. Так, реальной площадкой для межрелигиозного диалога и сотрудничества, начиная с 1998 года, стал Межрелигиозный совет России, учрежденный Русской Православной Церковью, Советом муфтиев России, Центральным духовным управлением мусульман России и европейских стран СНГ, Конгрессом еврейских религиозных организаций и объединений в России и Буддийской традиционной сангхи России.

33. Важным событием в развитии межрелигиозного диалога и укреплении взаимодействия государства и религиозных организаций стал Всемирный саммит религиозных лидеров, состоявшийся 3 июля 2006 г. вг. Москве, в котором приняли участие Президент Российской Федерации В.В. Путин, а также более 150 представителей различных конфессий более чем 40 стран мира. Мероприятие стало самым представительным форумом религиозных лидеров за всю мировую историю. В принятом по итогам форума "Послании Всемирного саммита религиозных лидеров" отмечается возрастающая роль религии в современном мире, особо подчеркивается, что нравственные ценности "во многом едины" для всех традиционных религий.

34. Правительство Российской Федерации прилагает все усилия к тому, чтобы наладить конструктивное взаимодействие со всеми сторонами, участвующими в реализации положений Конвенции (посредством существующих межведомственных координационных механизмов, консультативных структур, средств массовой информации и пр.). При осуществлении своих функций и полномочий Правительство Российской Федерации основывается на общепринятых международных нормах, осуждает расовую дискриминацию в любых ее проявлениях, исходит из необходимости соблюдения прав человека во всех общественных сферах и прилагает все усилия к тому, чтобы граждане Российской Федерации имели возможность пользоваться и отстаивать свои права и свободы.

35. Президент Российской Федерации Д.А.Медведев не раз в своих публичных выступлениях осуждал дискриминацию по национальному (этническому) признаку. В частности, на заседании Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека (5 июля 2011 г., г. Нальчик), он подчеркнул "недопустимость дискриминации по национальному признаку" и необходимость обеспечения равного доступа к основным правам и свободам, в том числе "к замещению должностей на муниципальной службе".

36. На заседании президиума Государственного совета (11 февраля 2011 г., г. Уфа), на котором обсуждались вопросы межнационального согласия, Президент России Д.А. Медведев отметил, что необходимо принимать все меры для того, чтобы "межнациональный мир и межнациональное согласие в нашей стране было реальным достижением всей истории нашего государства". По результатам заседания президиума Госсовета Президентом Российской Федерации даны поручения по выработке мер, направленных на пресечение проявлений этнического протекционизма, создание определенных этнических преференций при назначении на должности государственной (муниципальной) службы и т.д. Таким образом, обеспечение соблюдения принципа равного доступа граждан к замещению соответствующих должностей и недопущение дискриминации по национальному (этническому) признаку лежит в основе государственной кадровой политики, проводимой в Российской Федерации.

37. Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин в своей статье "Россия: национальный вопрос" (опубликована 23 января 2012 г. в "Независимой газете") отметил, что "национализм, религиозная нетерпимость разрушают, подтачивают государства и разделяют общества" и "становятся идеологической базой для самых радикальных групп и течений".



следующая страница >>
Смотрите также:
Организация Объединенных Наций cerd/C/rus/20-22
1828.48kb.
9 стр.
Организация Объединенных Наций cerd/C/kaz/CO/4-5
140.75kb.
1 стр.
Организация Объединенных Наций cerd/C/chn/CO/10-13/Ad
238.31kb.
1 стр.
Организация объединенных наций cerd
761.98kb.
4 стр.
Организация Объединенных Наций cerd/C/uzb/8-9
1629.29kb.
7 стр.
Организация Объединенных Наций cerd/С/nor/CO/19-20/Ad
81.39kb.
1 стр.
Организация Объединенных Наций cerd/C/swe/19-21
864.44kb.
6 стр.
Организация Объединенных Наций cerd/C/arg/CO/19-20
151.47kb.
1 стр.
Организация Объединенных Наций cerd/С/chl/19−21
1077.18kb.
7 стр.
Организация Объединенных Наций cerd/SP/76/Ad
40.33kb.
1 стр.
Организация Объединенных Наций dp/fpa/2004/3/Ad
328.14kb.
1 стр.
Организация Объединенных Наций dp/fpa/2003/13
1132.06kb.
10 стр.