Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ В КЫРГЫЗСТАНЕ К. А. Богатырев Аннотация: Статья посвящена межнациональному конфликту произошедшему в Кыргызстане весной 2010 г. Сделана попытка проследить процесс накопления конфликтного потенциала в регионе. Особое внимание уделено личностям президентов постсоветской Киргизии. Ключевые слова: Политология, Центральная Азия, Кыргызстан, конфликт, национализм, экстремизм, геополитика, традиционализм, собственность, международные отношения Кыргызстан оказался на грани гражданской войны и полного распада государства, когда в апреле 2010 г. беспорядки и вооруженные столкновения в Бишкеке завершились государственным переворотом и созданием временного правительства (ВП). Через несколько месяцев на юге страны - разгорелся этнический конфликт между местными киргизами и узбеками. В основе современных проблем страны лежит целая совокупность причин и обстоятельств. Разгоревшийся политический конфликт привел к тому, что клан свергнутого президента Курманбека Бакиева, предпринял попытку восстановить свою власть. Это привело к активизации межэтнического конфликта между киргизами и узбеками. Столкновения между киргизами и узбеками начались на юге Кыргызстана 11 июня в городах Ош и Джалал-Абад. Руководство Кыргызстана сразу же заявило, что кровопролитие произошло из-за спланированных действий определенных политических сил. История взаимоотношений на политическом уровне между Россией и Кыргызстаном восходит ко второй половине XVIII в. В этот период кыргызские племена еще не имели своей государственности, были разрознены и разобщены, постоянно находясь под сильным влиянием и давлением Кокандского ханства, соседних казахских племен и джунгаров. Данные обстоятельства способствовали поиску ими военно-политического покровительства со стороны Российской империи. Уже к середине 60х гг. XIX в Северный Кыргызстан добровольно вошел в состав России. С этого времени, можно сказать, начинается история активного развития российско-киргизских взаимоотношений. С распадом Российской империи Киргизия в 1918 г. становится частью Туркестанской АССР. В ходе процесса национально-государственного размежевания советских республик Средней Азии 14 октября 1924 г. была образована Кара-Киргизская (с 25 мая 1925 г.-Киргизская) автономная область в составе РСФСР, 1 февраля 1926 г.преобразована в Киргизскую АССР, а 5 декабря 1936 г.- в Киргизскую ССР. В то же время из-за происходивших в 1924-1926 гг. процессов национально-государственного размежевания возник ряд противоречий в сфере межнациональных отношений, которые сохраняются и в настоящее время. В частности, в результате изменения административных границ в указанный период в состав Киргизской АССР (позднее - Киргизской ССР) были включены территории с преимущественно узбекским населением. По данным последней Всесоюзной переписи населения 1989 г., киргизы в общей численности населения страны составляли 52,4%, русские - 21,5%, узбеки - 12,9%. Известно, что при создании СССР границы республик проводились как правило, без учета этнического фактора, единые этнические общности разделялись на части. Это было следствием того, что на единой территории довольно сложно вычленить этнически чистое образование. Ибо на протяжении столетий (если не тысячелетий) границ в европейском понимании здесь не было. К тому же в то время межреспубликанские границы носили сугубо административный характер, никто к ним серьезно не относился. Советскую власть больше интересовала экономическая целесообразность, а не этнокультурные проблемы. Так или иначе, но в результате такой политики в состав Кыргызстана вошла часть Ферганской долины, компактно населенная узбеками. Справедливости ради следует отметить, что при советской власти на этой земле не было ни одного конфликта на национальной или религиозной почве. Большинство республик Средней Азии имеют территориальные споры с соседями, значительная часть которых до сих пор не урегулирована. Этническая чересполосица и отсутствие общепризнанных границ усугубляется дефицитом земельных и водных ресурсов, придавая периодически возникающим конфликтам выраженную социально-экономическую окраску. Наибольшее число территориальных споров происходит между Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном. Эти страны помимо общих границ и аграрного перенаселения объединяет принадлежность к Ферганской долине, где расположены Ошская область Киргизии, Согдийская область Таджикистана, а также Ферганская, Наманганская и Андижанская области Узбекистана. Даже по сравнению с неблагополучными районами Средней Азии Ферганская долина выделяется высокой перенаселенностью, уровнем исламизации населения и большим числом нерешенных социально- экономических проблем. Несовпадение этнических и государственных границ, берущее свое начало в национально-государственном размежевании 1924-1925 гг., привело к тому, что во всех республиках Средней Азии проживают крупные общины других титульных этносов региона. Наличие крупных этнических общин, проживающих на границе со своим «титульным» государством, является мощным конфликтогенным фактором. В Киргизии расположены два крупных узбекских анклава - Сох и Шахимардан, где проживает от 40 до 50 тыс. чел. В Узбекистане же находится киргизский анклав село Барак с населением около 600 чел. Будучи отрезанными от основной территории республики, жители этих населенных пунктов испытывают острые проблемы с пересечением государственной границы, функционированием экономики, социальной сферы и систем жизнеобеспечения. Сегодня узбеков в Кыргызстане около 1 мил. из 5,3 мил. всех жителей страны (14 - 16%), на юге они составляют почти половину населения. При этом распыленный принцип их расселения за последние 20 лет сменился на общинный. То есть «объект неприятия» из отдельного индивида вырос до квартала-махалля, в котором живут «враги». Традиция создания махалля очень древняя. Объединение людей в эти общины приостановилось лишь в конце XIX в. в связи с капитализацией производства. Резко ослабло их влияние и в советское время.1 Однако в 1990х гг. традиция была вновь востребована. Так сложилось исторически, ментально узбеки активнее и амбициознее киргизов, поэтому в наиболее доходных экономических сферах юга страны доминирующие позиции занимают узбеки, а, следовательно, они живут зажиточнее. В свою очередь правоохранительные, налоговые органы, паразитирующие на бизнесе, представлены почти исключительно киргизами. При этом узбеков почти нет в органах власти. Узбеки не занимают сколько-нибудь значимых постов в государственных администрациях районов, городов. На общенациональных телеканалах нет передач на узбекском языке. Естественно, это не могло не вызывать возмущения и протестов. Именно поэтому местные узбеки, в отличие от большинства южных киргизов, желающих возвращения к власти свергнутого К. Бакиева, единодушно поддержали временное правительство в надежде на решение своих насущных проблем. Сторонники прежней власти 12-14 мая попытались взять реванш, временно захватив здания обладминистраций трех южных областей республики - Баткенской, Джалал-Абадской и Ошской. В городе Ош и в самой Ошской области столкновения на межэтнической почве между узбеками и киргизами начались еще весной. 19 мая в Джалал-Абаде молодые люди устроили погром Университета дружбы народов, построенного известным на юге Кыргызстана предпринимателем и вице-президентом Узбекского культурного центра в Кыргызстане Кадыржаном Батыровым, который является этническим узбеком. Митингующие обвинили К. Батырова в организации межэтнического конфликта на юге Кыргызстана и поджоге дома свергнутого президента К. Бакиева и его родных в селе Теит Джалалабадской области. Однако собравшиеся 22 мая на встречу с министром обороны Кыргызстана Исмаилом Исаковым заявили, что ситуация на юге страны накаляется пробакиевскими людьми и потребовали привлечь к ответственности организаторов и участников погрома Университета дружбы народов и оправдать К. Батырова. В середине мая Временное правительство заявляло, что события на юге страны организованы провокаторами для дестабилизации ситуации на юге Кыргызстана и разжигания межнациональной розни. Столкновение киргизов и узбеков совпало с 20-летием Ферганских событий. В июне 1990 г. в городах Киргизской ССР Ош и Узген произошел межэтнический кровавый конфликт между этническими узбеками и киргизами. Прокатившаяся по азиатским республикам бывшего СССР на рубеже 1980-х - 1990-х гг. волна межэтнических конфликтов ускорила процессы распада единого государства. Развиваясь в рамках другой общественно-политической системы и иной исторической ситуации, те конфликты были порождены причинами, схожими с нынешними, и стали прообразом столкновений, происходящих в странах Центрально-Азиатского региона в наши дни. В период после второй мировой войны республики Средней Азии пережили беспрецедентный демографический взрыв, результатом чего стало резкое увеличение населения. В 1959-1989 гг. численность жителей региона увеличилась в 2,1 раза. Наиболее быстро росла численность таджиков и узбеков, которые отличались более высоким уровнем исламизации. В посткочевых обществах, к числу которых принадлежали казахи, киргизы и туркмены, женщина традиционно пользовалась большей свободой в быту, что предопределило не столь высокий уровень естественного прироста. В условиях ограниченности земельно-водных ресурсов демографический «взрыв» вел к нарастанию аграрного перенаселения, с особой силой сказывавшегося в традиционных земледельческих районах, главным из которых была Ферганская долина. К 1990 г. плотность населения на ее территории достигала 100 чел. на кв. км., а в узбекской части - 300 чел. В условиях характерного для СССР жесткого контроля над всеми сферами общественной жизни социальные конфликты в Средней Азии носили латентный характер. Положение изменилось в конце 1980-х гг., когда власть союзного центра существенно ослабла. Одним из факторов, провоцировавших конфликты, стала начавшаяся в период «перестройки» замена руководства союзных республик, которая затрагивала экономические и политические интересы местных кланов.2 Крупный межэтнический конфликт между киргизами и узбеками произошел в конце 1980хгг., получивший название Ошский. В основе конфликта лежали отчетливо выраженные социально-экономические причины. Миграция киргизов в города из сельской местности происходила более интенсивно. К концу 1980х гг. в городах Киргизской ССР проживала уже значительная масса сельских переселенцев, в большинстве своем не имевших собственного жилья, востребованной в городских условиях специальности, а зачастую - и постоянной работы. В течение 1989 г. в Киргизии возникло несколько объединений застройщиков, претендовавших на земли вокруг Фрунзе (Бишкека) и других крупных городов. В Оше таким объединением стало общество «Ош-аймагы», участники которого 7 мая 1990 г. потребовали предоставить им для застройки земли пригородного колхоза им. Ленина, среди работников которого преобладали узбеки. В ответ узбеки выдвинули требования создания автономии и придания узбекскому языку статуса государственного. 4 июня на спорном поле собрались узбеки и киргизы, для разгона которых милиция открыла огонь на поражение. После этого в Оше начались массовые погромы, поджоги и убийства узбеков. Беспорядки охватили город Узген и сельские районы, большинство населения которых составляли киргизы. 6 июня 1990 г. в охваченные волнениями населенные пункты были введены части Советской армии, которым удалось овладеть ситуацией. По данным следственной группы прокуратуры СССР, в конфликте погибли около 300 человек. По неофициальным данным - в несколько раз больше. События этого времени можно рассматривать как состоящие из нескольких взаимозависимых процессов:
По тогдашнему союзному законодательству запрещалось выделение земельных участков под индивидуальное строительство в столицах республик СССР. Фрунзе, как столица Киргизской ССР, также попадала под этот запрет - притом, что выделение подобных участков именно во Фрунзе было жизненно необходимым. Решение проблемы затягивалось московскими властями, но местная молодежь об этом не знала. Каждый из молодых жителей Фрунзе, не имевших своего жилья, знал лишь о том, что до осени 1990 г. надо построить дом, где могла бы жить его семья. Всю весну Фрунзе сотрясали митинги молодежи - этнических киргизов. В пригородах Фрунзе шли непрекращавшиеся попытки самозахвата земельных участков. Во второй половине мая митинги перенеслись на центральную площадь столицы - Ала-Тоо, - расположенную возле здания ЦК КП Киргизии и Совета Министров Киргизской ССР. Постепенно образовались несколько объединений, одни требовали решения только жилищной проблемы и не выдвигали политических лозунгов, другие - прежде всего новые политические партии - были недовольны темпами демократических реформ и диктатом со стороны коммунистов. Были среди них и объединения, выдвигающие в качестве приоритета сохранение и развитие киргизской национальной культуры и языка. В Оше с ранней весны 1990 г. начали активизировать свою деятельность неформальные объединения «Адолат» и чуть позже «Ош-аймагы». Основной задачей «Адолата» было сохранение и развитие культуры, языка, традиций узбекского народа. Цели и задачи «Ош-аймагы» - реализация конституционных прав человека и обеспечение людей земельными участками для жилищного строительства - объединяли в основном молодежь киргизской национальности. Впоследствии лидеры «Адолата» начали склоняться на путь этнического сепаратизма, а «Ош-аймагы» проявила неспособность к компромиссам и ведению диалога. В мае 1990 г. широкой общественности стали известны факты обращения узбекской части населения Джалалабадской области к руководству СССР с требованиями предоставления автономии узбекскому населению юга Киргизии. 7 мая руководство Киргизской ССР устроило встречу с «представителями трудящихся» и молодежи, которая состоялась в Доме политпросвещения ЦК Компартии Киргизии. Первая группа вопросов, затронутых в основном молодыми представителями киргизской интеллигенции, была связана с проявлением растущего национального самосознания, с восстановлением духовных, исторических, культурных ценностей народа. В частности, говорилось о необходимости создания общества «Ата мекен» (Отечество) для установления и развития культурных, экономических связей с киргизами, проживающими в других странах. Высказывалась мысль и об укреплении общества «Кыргыз тили» (Киргизский язык), с тем, чтобы дать новый импульс всемерному развитию родной речи. Предлагалось, в частности, целевым направлением передать средства, поступающие в фонд развития государственного языка. Был поставлен вопрос о ликвидации белых пятен киргизской истории, в частности, по мнению ряда участников дискуссии, необходимо сказать всю правду о событиях 1916 г. В 1916 г. произошло Андижанское восстание киргизов против русской администрации. Непосредственным поводом к восстанию стала мобилизация мусульманского населения Центральной Азии на тыловые работы, причиной - раздача земель переселенцам из России. К 1916 г. переселенцам стало принадлежать около 70% процентов пахотной земли. За восстанием последовали репрессии против киргизов, голод и массовое бегство киргизов в Китай. В итоге численность коренного населения Киргизии в 1917 г. уменьшилась на 174 тыс. чел.3 На встрече выражались также неоднозначные оценки ряда публикаций в центральных газетах, посвященных республике. Было немало резких, категоричных суждений. 17 мая в Оше состоялась встреча представителей 7-тысячной киргизской организации «Ош-Аймагы» с областными и городскими властями, молодежь потребовала решить вопросы с землей до 25 мая. В противном случае, как угрожали члены «Ош-Аймагы», они проявят собственную инициативу и начнут 17 июня массовый самозахват земель. Реакции руководства области они не дождались, реакцией активистов «Ош-Аймагы» на игнорирование их требований стал митинг 25 мая. 24 мая во Фрунзе 24 общественные организации объединились в «Демократическое движение Кыргызстана» (ДДК). В программе движения указаны цели: укрепление независимости Киргизии, установление демократической многопартийной политической системы, введение различных форм собственности, свободное функционирование частного сектора и т.д. 27 мая на территории средней школы №38 в колхозе им. Ленина под Ошем состоялся большой митинг, в котором приняли участие около 5 тыс. чел. На митинг прибыли руководители Ошской области, которые объявили о намерениях отвести молодежи часть территории колхоза им. Калинина, микрорайонов «Восток» и «Запад» для застройки. Однако собравшиеся были решительно настроены, получить под застройку территорию колхоза им. Ленина, вплотную прилегающую к городу. После долгого и бурного обсуждения вопроса председатель облисполкома объявил решение о выделении участков для застройщиков на территории хлопковых полей колхоза им. Ленина. Собравшиеся отметили свою победу традиционной церемонией и поклялись не отступать от «завоеванной земли». Это известие вызвало недовольство со стороны местного населения подавляющее большинство, которого составляли хлопкоробы - этнические узбеки - традиционно трепетно относящиеся к поливным землям. По этой причине вывод из оборота большой площади поливных земель был воспринят неоднозначно и трактовался как оскорбление узбекского народа.4 30 мая на поле колхоза им. Ленина под Ошем состоялся многочисленный митинг представителей узбекской национальности. Участники митинга выдвинули в адрес руководства республики и области требования из 17 пунктов, среди которых значилось создание автономии и придание узбекскому языку в Киргизии статуса одного из государственных. Свои требования они передали руководству Ошской области и потребовали дать ответ 4 июня. Республиканская комиссия во главе с председателем Совета Министров Киргизской ССР А. Джумагуловым квалифицировала выделение под индивидуальную застройку земли как незаконное. 4 июня в регионе начались массовые вооруженные столкновения на межнациональной почве. 6 июня 1990 г. в охваченные волнениями населенные пункты были введены части Советской армии, которым удалось овладеть ситуацией.5 Анализ имеющихся в УКГБ по Ошской области материалов свидетельствует о том, что происшедшие 4-8 июня в г. Оше - Узгенском. Алайском, Советском, Кара-Суйском и Наукатском районах трагические события с многочисленными жертвами и разрушениями явились результатом запущенности работы с населением, особенно с молодежью, серьезных просчетов в безотлагательном решении вопросов землепользования, что породило опасную ситуацию и напряженность в межнациональных отношениях. Вызревающая в г. Оше конфликтная ситуация на почве земельных притязаний между представителями двух народов руководством города и области не была должным образом оценена и локализована. Это послужило поводом для развязывания массовых беспорядков. К числу первопричин, предопределивших основной очаг трагических событий в г. Узгене, относятся: разделение проживающего в нем населения по имущественному и материальному положению, в частности появление (преимущественно из числа узбеков) зажиточных групп, что породило негативное отношение к ним малоимущей части киргизского населения, в основном проживающего в сельской местности Советского района. Сложилось среди узбекского населения недовольство тем, что подавляющее большинство руководящих кадров составляют лица киргизской национальности, существующие пережитки земляческой и местнической психологии проявились в возникшем конфликте. Имеющиеся серьезные социально-экономические проблемы как в г. Оше, так и районах, оказали дестабилизирующее влияние на политическую и оперативную обстановку.6 Последствия межэтнических конфликтов рубежа 1980х - 1990х гг. произошедших как в Киргизии, так и в СССР в целом были многогранными. С провозглашением независимого Кыргызстана 31 августа 1991 года произошли существенные изменения в российско-кыргызстанских отношениях уже на официальном международном уровне. В то же время численность представителей титульной национальности в Киргизии значительно увеличилась в постсоветский период. На сегодняшний день, как свидетельствуют экспертные оценки, киргизы составляют 70,9% населения Кыргызстана и преобладают в большинстве сельских районов.олитика и общество 9 • 2010 Массовые беспорядки начала 1990х гг. привели к смене руководства практически всех среднеазиатских республик. В Киргизии председателя Верховного совета А. Масалиева, который к тому времени сосредоточил в своих руках большую часть властных полномочий, сменил Аскар Акаев. Тогда Киргизия по основным социально-экономическим критериям занимала последние строчки среди 15 республик СССР. Акаев происходит из северокиргизского рода. Выше было упомянуто, что в Киргизии сохранились основные черты так называемого посткочевого общества. Киргизы до сих пор сохранили, пусть и в несколько ином качестве, чем столетия назад, традиционное деление на родовые группы. И хотя сегодня они практически утратили свой социальный смысл как основы иерархии кочевого общества, тем не менее, в менталитете современных киргизов родовые различия по-прежнему многое значат. Система родовых и семейных связей и раньше, и теперь играет у киргизов огромную роль. Архаичными, родоплеменными социальными формами - кланами, традиционным противостоянием севера и юга, а также перманентной борьбой кланов за перераспределение власти и ресурсов обусловлена внутренняя политика в Кыргызстане. Она представляет собой постоянные качели: от доминанты северных элит к доминанте южных и наоборот. Борьба кланов усугубляется тем, что две части страны обособлены друг от друга, их соединяет единственная дорога, вьющаяся через высокогорные перевалы. В стране нет консенсуса элит, отсутствует диалог между властью и оппозицией. Последней, при такой ситуации основную роль играют неформальные и никем не контролируемые элементы. Эти элементы часто и являются основными распространителями антигосударственных настроений и провоцируют межнациональные конфликты. Поэтому только в России и в других европейских странах А.Акаев известен как академик, избранный в 1989 г. народным депутатом СССР, а затем президентом Киргизии. У себя на родине А.Акаев для киргизов - это, прежде всего, представитель определенного рода. Свой клан А.Акаев так же ценил больше, чем демократию и законность. Постепенно в Киргизии сформировалось негативное отношение к правлению А.Акаева. Основной зоной недовольства выступали южные районы республики, всегда враждебно относившиеся к его роду. Весной 1997 г. А.Акаев подписал с Пекином соглашение о передаче около 90 тыс. га киргизской земли на участке Узен-Куш Китаю, что вызвало законное возмущение всего населения. Поэтому-то любые варианты сохранения власти его клана отторгались не только населением южных регионов Киргизии, но и не находили действительно массовых сторонников на севере. Два десятка киргизских племен, а тем более представителей иных этносов, не могла устраивать такая политика. А.Акаев сам создал своими действиями революционную ситуацию. Аскар Акаев, академик, физик, не имевший никакого управленческого опыта став президентом Кыргызстана, попытался превратить свою страну в «витрину демократии» в Центральной Азии действуя по принципу - «в стране нет нефти и газа, значит, будем зарабатывать на демократии». Лишь начиная со второй половины 1990-х гг. наметилась тенденция возвращения Россией своих позиций в Центральной Азии и Кыргызстане в частности. При президенте В.В. Путине Россия открыто заявила о своем стремлении к сохранению особых отношений с центральноазиатскими государствами. В 1998 г. на территории Баткенского района вновь произошли столкновения из-за распределения воды, после чего были созданы совместные дружины для контроля над ее распределением. Пограничные проблемы Таджикистана, Киргизии и Узбекистана резко обострились в результате Баткенских событий. В 1999- 2000 гг. вооруженные формирования Исламского движения Узбекистана (ИДУ) дважды производили рейды с территории Северного Таджикистана в Киргизию и Узбекистан, с трудом отраженные армейскими подразделениями, причем во время последних боев 2000 г. возникла непосредственная угроза Ташкенту. Опасаясь повторного прорыва боевиков, ИДУ, Ташкент начал одностороннее минирование границ с Таджикистаном и Киргизией, что повлекло за собой многочисленные жертвы среди мирного населения. В 1999 г. в регионе произошел серьезный конфликт. Агрессия исламских боевиков произошла на южной границе республики в высокогорной части Баткенского района. Боевики взяли в заложники киргизского генерала, нескольких солдат и четырех японских геологов (в плену они пробыли два месяца). Война с боевиками шла в течение августа и сентября до тех пор, пока их не вытеснили за пределы республики. Результаты расследования Баткенских событий наглядно продемонстрировали преступное бездействие официального Бишкека. После Баткенских событий бывший сотрудник ГРУ Министерства обороны СССР А.Атаханов обвинил тогдашнего руководителя МНБ Кыргызстана Ахмада Бакиева (родной брат К.Бакиева) в потворстве проникновению на территорию Баткенской области крупных бандформирований. Проблема приграничных отношений между Киргизией и Узбекистаном обострялась с каждым годом. При этом А. Акаев не решался проявить в этом вопросе принципиальность. Но его выдержка оборачивается выжидательностью, а осторожность - мягкотелостью. К тому же он постоянно смещал волевых и принципиальных губернаторов южных областей.7 В 2005 г., в период так называемой «тюльпановой революции», обвиненный в узурпации власти, семейственности и коррупции, А. Акаев вынужден был бежать с семьей в Казахстан, откуда позже перебрался в Россию. Первый президент суверенной Киргизии академик и «северянин» А. Акаев был чужд южанам и жителям сельской местности. За это через пятнадцать лет его самым революционным образом сверг сермяжный хозяйственник и «южанин» Курманбек Бакиев. Не случайно магазины в Бишкеке громили главным образом сельские жители, привлеченные возможностью хоть что-то успеть урвать для себя из тех богатств, которыми, по их мнению, их обделили. Однако при всей определенной дикости киргизского бунта на самом деле республике тогда удалось избежать куда более серьезных угроз лежащих, в частности, в межэтнической плоскости.8 К.Бакиев сменил должность директора завода на пост первого секретаря Кок-Жангакского горкома партии в 1990 г. В 1991-1992 гг. был заместителем председателя Джалал-Абадского облсовета народных депутатов. С 1992 по 1994 гг. возглавлял Тогуз-Тороузскую райгосадминистрацию. В 1994 г. был назначен заместителем председателя Фонда госимущества. В 1995- 1997 гг. стал заместителем, а позже возглавил Джалал-Абадскую облгосадминистрации. С 1997 по 2000 г. он - губернатор Чуйской области. С 21 декабря 2000 по 22 мая 2002 г. занимал пост премьер-министра Киргизии. 22 мая 2002 г. подал в отставку в связи с трагическими событиями на юге республике 17-18 марта 2002 г., когда во время массовых беспорядков на юге страны пять человек погибли и несколько десятков были ранены. С 2004 г. возглавил оппозиционное Народное движение Кыргызстана (НДК). К.Бакиев за пять лет добился полной концентрации власти в своих руках. На ключевые должности в государстве он назначал родственников, а также лично преданных ему людей. В удержании власти он явно делал ставку на насилие. Но как было упомянуто выше специфика киргизского общества, как и многих других государств Востока, состоит в их родоплеменном устройстве. С государственных постов не просто снимались политические оппоненты и конкуренты, а отстранялись от власти целые кланы. Произошедшая в марте 2005 г. смена власти в Кыргызстане в целом не привела к существенному изменению кыргызско-российских двусторонних отношений. Так, например РФ и сегодня занимает первое место по объему товарооборота Кыргызстана с зарубежными странами. Однако в последние годы получили развитие и негативные тенденции в двусторонних отношениях Кыргызстана и Российской Федерации. В период правления К.Бакиева участились различные инциденты, к примеру, такие как «шпионские скандалы», нападение кыргызской милиции на российских военнослужащих с авиабазы г. Кант и другие. Участились также факты выдавливания российского бизнеса из Кыргызстана. Премьер России В.В. Путин вспомнил, как К.Бакиев обвинял в семейственности президента А.Акаева, и подвел итог: «У меня такое впечатление, что господин Бакиев наступает на те же грабли».9 В конечном счете, президент Бакиев утратил всяческую поддержку населения, которому жилось гораздо хуже, чем при Акаеве. Возникла стандартная революционная ситуация, когда низы больше не хотели такой жизни, а верхи уже не могли ими управлять. Произошедшие в Кыргызстане события, заставили многих с серьезной озабоченностью задуматься о дальнейших перспективах этого государства. Налицо была тенденция дальнейшего ухудшения социально-экономического положения республики, усугубляемая непрекращающейся борьбой за раздел сфер влияния между членами «бакиевской семьи» и коррупцией во всех эшелонах власти. Население страны все больше сожалело о том, что в свое время был изгнан экс-президент А.Акаева, «во время правления которого государственные деньги присваивались только узким кругом лиц, а не всем многочисленным кланом Бакиевых. Во всей этой смуте, позиция пока еще действующего президента К.Бакиева была очевидна. Отсутствие реальных решений по оздоровлению ситуации в стране, заставляли его искать выход из сложившейся ситуации за счет внешнеполитических проблем. Антитеррористическая операция в ИРА,епозволила К.Бакиеву сыграть на геополитических интересах США и РФ, что временно разрешило проблему увеличения поступления в республику иностранных инвестиций и финансов. Что касается отношений с соседними государствами, в качестве возможного фактора воздействия кыргызские власти начали использовать территорию своих приграничных областей в качестве т.н. коридора», для проникновения бандитов и различных деструктивных сил в Узбекистан, используя свое соседство с Таджикистаном.10 В Киргизии сошлись интересы России, Китая и США. Президент К.Бакиев постепенно дистанцировался от России. Более того, он прибег к элементарному мошенничеству. Первоначально объявил об отказе от американской базы в «Манасе». За это он был вознагражден Москвой пакетом финансовой помощи, кредитов и преференций свыше 2 млрд. долл. Однако база ВВС США осталась на месте, просто была переименована в Центр транзитных перевозок. Через «Манас» идет 30-35% грузов для антиталибской коалиции в Афганистане. Но это не главное. Гораздо важнее иметь военную базу в Центральной Азии. Ради ее сохранения Вашингтон согласился повысить годовую аренду с 17 до 60 млн. долл. И закрывал глаза на авторитарный режим К.Бакиева с подтасовками на выборах и физическим уничтожением оппозиции. Уличала К.Бакиева в антидемократических действиях, наоборот, Москва. Так что в Киргизии даже началось ограничение российского телевидения. К тому же К.Бакиев пустил в страну китайцев с инвестициями в обмен на разработки природных богатств. Китай взялся за строительство шоссейной и железной дорог. Китайская сторона намеревалась в течение 5 лет инвестировать сюда 4 млрд. долл. Это сближение тоже противоречило интересам России. Весной 2009 г. межэтнические столкновения в Киргизии произошли на севере республики, который традиционно считался более спокойным, чем юг с его многочисленным узбекским населением. Местом беспорядков стало селение Петровка Московского района Чуйской области, где, наряду с Бишкеком, проживает большая часть славянского населения республики. На территории Чуйской области сконцентрировано около 1/3, а в Бишкеке - еще 1/3 проживающих в Киргизии русских. В начале апреля 2010 г. на волне массовых акций протеста к власти в Киргизии пришло временное правительство во главе с Розой Отунбаевой. Началом послужили акции протеста в городе Талас на севере республики 6 апреля. Поводом стал резкий рост тарифов на электричество и тепло. Довольно быстро протестующие от митингов перешли к захвату административных зданий. Армия старалась соблюдать нейтралитет, а жители города принялись срочно организовывать дружины самообороны, чтобы спасти Бишкек от полного уничтожения. Президент К.Бакиев ни разу не обратился к народу через СМИ, а улетел в Ош, откуда перебрался в родной Джалал-Абад. Он отказался уходить в отставку и покидать страну, и позднее предложил, чтобы столицу Киргизии перевели в Ош или Джалал-Абад. Армия, которая старалась придерживаться нейтралитета, вскоре так же поступили милиция и спецслужбы. Оказалось, К.Бакиев не имел поддержки даже среди силовиков. 8 апреля победившая оппозиция создала Временное правительство во главе с Розой Отунбаевой. Через несколько недель после этого на юге Киргизии вспыхнул конфликт. Это было столкновение уже не между сторонниками Р.Отумбаевой и К.Бакиева, а между киргизами и узбеками. Конфликт приобрел смешанный, комбинированный характер, когда на противоборство за власть между киргизами наложились этнические столкновения между киргизами и узбеками. В.В. Путин тут же предложил помощь Р.Отунбаевой, фактически признав временное правительство как легитимную власть. Глава Госдепартамента США Хиллари Клинтон только 10 апреля позвонила в Бишкек. Р. Отунбаева заверила, что база в «Манасе» будет работать до окончания срока контракта. Тем временем президент соседнего Казахстана посетил Вашингтон. На встрече Нурсултана Назарбаева и Барака Обамы президента К.Бакиева назвали бывшим. С началом народных волнений в Киргизии Казахстан закрыл границу между двумя странами, точно так же поступил и Узбекистан. Россия оперативно направила на свою 999-ю авиабазу в Канте (Чуйская область Киргизии) 150 десантников со стрелковым вооружением. Столкновения между киргизами и узбеками начались на юге Кыргызстана 11 июня. К развязыванию межэтнических столкновений на юге Кыргызстана причастны международные террористические организации, которые получали деньги от клана Бакиевых, заявил 24 июня, глава госслужбы национальной безопасности Кыргызстана Кенешбек Душебаев. «Госслужбой нацбезопасности установлен круг деструктивных сил,т непосредственно причастных к развязыванию трагедии на территории Ошской и Джалал-Абадской областей республики. Это - международные террористические организации Исламское движение Узбекистана (ИДУ) и Союз исламского джихада (СИД) при активном участии членов семейно-кланового режима Бакиевых», - заявил он. 12 июня Р.Отунбаева признала, что республика не в состоянии самостоятельно урегулировать ситуацию и обратилась за военной помощью к России. Однако руководство РФ заявило, что исключает силовое посредничество в конфликте, ибо при нынешних обстоятельствах оно угрожает стать формой участия в боестолкновениях. Россия ограничилась гуманитарной, денежной и военно-технической помощью. Более того, Д.А. Медведев на пресс-конференции в Вашингтоне заявил, что Россия не планировала и не планирует направлять в Киргизию свой миротворческий контингент: власти республики сами должны справиться с ситуацией. В основу было положено утверждение, что властям Киргизии нужна легитимность. Тогда им будет легче навести порядок в сфере финансов. Со стабилизацией экономики будут решены проблемы в политической сфере. Бишкеку, в конце концов, пришлось выбираться из кризисной ситуации без прямой поддержки внешних сил, на привлечение которых к наведению порядка так рассчитывали в республике. Вместе с тем прошедшие 10 октября достаточно спокойно выборы в киргизский парламент показали, что из фазы острых массовых столкновений на данный момент стране удалось выйти. Кыргызстан не только самая маленькая, но и самая бедная страна региона. Современный Кыргызстан по ВВП на душу населения является самой бедной страной на постсоветском пространстве - лишь 630 долл. Сельское население составляет 65%. Сегодня ВВП страны формируется за счет торговли и услуг (более 40%), сельского хозяйства (около 30%) и промышленного производства (около 15%). Киргизия живет за счет экспорта рабочей силы, внешних субсидий, «скорректированных» под американо-российское военное присутствие и еще советских активов, утрачивающих былую прибыльность. Бюджет республики наполняется в значительной степени за счет денежных переводов гастарбайтеров. По данным ВБ, Кыргызстан занимает 4 место в мире по доле денежных переводов в ВВП (около 25%). Однако Кыргызстан располагает богатейшими ресурсами стратегического сырья. В Кыргызстане находятся крупнейшие в Средней Азии промышленные запасы урановых руд, золота, серебра, молибдена и ртути. Вот только сегодня там реально что-то добывается на базе всего лишь 5% разведанных запасов, нет долгосрочных инвестиций. Вода и электроэнергия всей Центральной Азии генерируются как раз в Кыргызстане и Таджикистане, а это стратегические ресурсы для региона. Но сегодня киргизская энергетика вырабатывает не более 30% от объема 1986 г. Наконец именно через эту страну планируется протянуть новые нефте- и газопроводы из Средней Азии в Китай и далее - в Японию и Корею. 5% ВВП страны обеспечивает туризм. Однако из-за беспорядков, вандализма и мародерства он понес существенные потери. После апрельского переворота и июньских беспорядков положение в экономике Кыргызстана еще более ухудшилось. Страну могут спасти только инвестиции, но до полной стабилизации политической ситуации о полноценных инвестициях можно забыть. Библиография:
1 См. подробнее: Поляков С.П. Традиционализм в современно среднеазиатском обществе. М. 1989. 2 Уралбаев Е. Уйгуры Шелека: «Государство ваше, а земля наша» // Свобода слова. 2006. 7 дек. / 3 Шулер М., Абубакирова Т., Торгашова Л. Динамика численности и изменения в размещении населения Киргизии // Население Кыргызстана / Под ред. 3. Кудабаева, М. Гийо, М. Денисенко. Бишкек 2004. 4 Май 1990. Комментарии В.Л. Шейниса и Н.А. Омуралиева. М. Новое литературное обозрение. 1990. 5 Брусина О.И. Киргизия: социальные последствия аграрного перенаселения // Этнографическое обозрение. 1995. №4. С. 99-100. 6 Разаков Т. Ош коогаланы КГБнын маалыматтары боюнча (Ошские события по материалам КГБ). Бишкек, 1993. С. 83- 89. 7 Горькие уроки Баткена // Веч. Бишкек. - 1999. - 15 окт. 8 Два лица А.Акаева. Киевский телеграф. http://telegrafua.com/3 82/world/7682/ 9 Цит. по Независимое Военное Обозрение. 16.04.2010. 10 www.kyrgyznews.com Смотрите также: Межэтнический конфликт в кыргызстане
252.55kb.
1 стр.
Савва М. В., докт полит наук, профессор КубГУ
236.15kb.
1 стр.
Ж. Ж. Букуева Становление местного самоуправление в Кыргызстане
131.56kb.
1 стр.
Н. У. Курбанова, Г. Личковаха Основные тенденции развития новых религиозных движений в современном Кыргызстане
127.23kb.
1 стр.
А. П. Ярков Казаки в Кыргызстане
1224.67kb.
10 стр.
«Конфликт»
11.27kb.
1 стр.
Программа по поддержке Искусства и Культуры Швейцарского бюро по сотрудничеству в Кыргызстане объявляет конкурс «Серия филармонических концертов»
19.47kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине: Туризм в Кыргызстане направление подготовки: «Менеджмент»
646.6kb.
3 стр.
В. А. Семенов «Диалектический метод» в конфликтологии Р. Дарендорфа Одним из представителей традиции, рьяно оценивающей функционализм как консервативный способ анализа, является Ральф Дарендорф известный немецки
281.33kb.
1 стр.
Решение 2/101. Положение в области прав человека в Кыргызстане
17.52kb.
1 стр.
Восприятие(образ) своих родителей ребенком из неблагополучной семьи
66.3kb.
1 стр.
Конфликт интересов Что такое конфликт интересов? 90.12kb.
1 стр.
|