Главная
страница 1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


«УТВЕРЖДАЮ»:

ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА

_______________________/И.Н. Омельченко/

______ ________________ 2011 г.


Дисциплина «Концепция современного естествознания»


Рабочая программа
для студентов специальности 080801.65 «Прикладная информатика в СКС»

Автор работы ______________________________ / Бердюгина О.Н. /

«______»___________2011 г.
Рассмотрено на заседании кафедры:

информатики и информационных технологий ____.09.2011 Протокол № __

Зав. кафедрой ______________________________ /Бердюгина О.Н./

«______»___________ 2011 г.


Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
Рассмотрено на заседании УМК Института интеллектуальных ресурсов и информационных технологий «___» ___ 2011 Протокол № ___

Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________ /Микова Е.А. /

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Директор научной библиотеки_______________ / Соколова Н.П. /

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра информатики и информационных технологий

Рабочая программа
по дисциплине цикла ЕН. Ф.03.
«Концепция современного естествознания»
для студентов специальности 080801.65 «Прикладная информатика в СКС»

Учебно-методический комплекс составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности «Прикладная информатика в СКС»

Составитель: О.Н. Бердюгина
РП обсуждена и утверждена

на заседании кафедры ИиИТ

___.09. 2011 г.

Протокол № ___


Зав. кафедрой ______________________________ / Бердюгина О.Н. /


1.1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта


высшего профессионального образования

Обязательный минимум содержания

Индекс

Дисциплина Концепция современного естествознания

Всего

часов

ЕН.Ф

Федеральный компонент




ЕН.Ф.03

Концепция современного естествознания

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос. Структурные уровни организации; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; ; необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.









1.2. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе


Цель дисциплины:

формирование современной естественнонаучной картины мира, основанной на принципах универсального эволюционизма и синергетики как диалектических принципах развития в приложении к живой и неживой природе.



Задачи дисциплины: выработать следующие мировоззренческие представления:

  • о сущности фундаментальных законов природы, составляющих основу современной физики, химии и биологии;

  • о принципах преемственности и непрерывности в истории изучения природы и необходимости смены адекватного языка описания по мере усложнения природных систем и смене научных парадигм в естествознании как ключевых этапах его развития;

  • о задачах и возможностях современного естественнонаучного метода и его специфики и дополнительности по отношению к художественному методу отражения действительности;

  • о единой эволюционной картине Вселенной как единой системе;

  • о месте и роли человека в природе, включая его деятельность в космическом пространстве;

  • о проблемах экологии, в том числе - планетарного и космического масштаба и задачах общества в связи с развитием современного естественнонаучного знания.

В результате изучения дисциплины студент должен:

ЗНАТЬ основные концепции картины мира и место каждой из них в эволюционно-синергетической парадигме; тенденции развития познания мира наукой в целом;

УМЕТЬ показать исторические пути и тенденции развития познания мира;

ВЛАДЕТЬ методами научного познания мира.
Освоение дисциплины способствует достижению студентами уровня методологической компетентности, что позволит в дальнейшем решать задачи в различных сферах на базе теоретических знаний, фундаментальных научных теорий, вырабатывать способы познавательной деятельности.


1.3. Требования к результатам освоения образовательной программы по концепции современного естествознания


Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики (ОК-2);

- способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремиться к саморазвитию (ОК-5);

-способен понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества (ОК-7);

- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-8);

- способен свободно пользоваться русским языком и одним из иностранных языков на уровне, необходимом для выполнения профессиональных задач (ОК 9);

- способен применять основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, технику безопасности на производстве (ОК- 14).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):



общепрофессиональными:

- способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно-коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра (ПК-3);



проектная деятельность:

- способен осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем (ПК-5);

- способен применять к решению прикладных задач базовые алгоритмы обработки информации, выполнять оценку сложности алгоритмов, программировать и тестировать программы (ПК-10);

организационно-управленческая и производственно-технологическая деятельность:

- способен принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций в рамках проектных групп, презентовать результаты проектов и обучать пользователей ИС (ПК-14);



аналитическая деятельность:

- способен проводить оценку экономических затрат на проекты по информатизации и автоматизации решения прикладных задач (ПК-15);

- способен оценивать и выбирать современные операционные среды и информационно-коммуникационные технологии для информатизации и автоматизации решения прикладных задач и создания ИС (ПК-16);

- способен применять методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях (ПК-17);

- способен анализировать и выбирать методы и средства обеспечения информационной безопасности (ПК-18);

- способен анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для решения прикладных задач и создания информационных систем (ПК-19);



научно-исследовательская деятельность:

- способен применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК-21);



1.4. Количество часов и распределение часов по семестрам


Семестр

Предмет

Объем учебной работы студентов (в час.)

Курсовая работа

Итоговая аттестация

Общий объем

В том числе

Аудиторные

Самостоятельная работа студента

Всего

Из них

Лекций

Лаборат. работ

Практических занятий

1

Концепция современного естествознания

102

36

18

-

18

66

-

зачет


1.5. Содержание разделов дисциплины







Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1
Введение




Наука и культура как понятия. Соотношение и взаимодействие науки и искусства в культуре. Специфика научного знания, его критерии и признаки. Функции науки. Эстетика и этика науки. Псевдонаука, лженаука, их признаки и истоки.

2
Методология и история естествознания




История естествознания, его основные этапы и естественнонаучные революции. Становление эволюционного естествознания. Типы научной рациональности, классический, неклассический, постклассический способы познания.

Методология научного познания и его уровни. Система теоретических и эмпирических методов в науке.





Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

2
Методология и история естествознания




Научный факт, гипотеза, закон, теория, концепция как основные методологические понятия. Эволюция научного метода. Методология Аристотеля, Галилея, Эйнштейна как отражение натурфилософского, механистического, квантово-полевого описания неживой природы.

Роль логики и интуиции в познании. Математика как язык науки. Относительность и абсолютность естественнонаучных знаний. Структура современного естествознания. Проблема редукционизма.



3
Концепция физики

Представления о материи. Корпускулярное и континуальное описание природы. Вещество, поле и физический вакуум. Энергия как фундаментальная характеристика материи. Виды энергии.

Элементарные частицы, их основные характеристики и систематика. Законы сохранения в мире элементарных частиц.

Фундаментальные взаимодействия и их проявления в природе. Гравитационное взаимодействие как важнейший тип взаимодействий, определяющий эволюцию Вселенной. Электромагнитное взаимодействие как определяющее химический и биологический уровень организации материи.

Пространство и время. Ньютоновская концепция абсолютного пространства и времени. Законы движения. Механическая энергия и импульс как меры движения.

Представления о симметрии. Симметрия в природе. Симметрия пространства и времени и законы сохранения. Специальная теория относительности. Концепция единого пространства-времени А. Эйнштейна. Релятивистские энергия, импульс. Инвариантность пространственно-временного интервала и массы. Принцип эквивалентности.

Общая теория относительности и ее основные следствия. Единство материи, пространства и времени.

Принцип причинности в классическом естествознании и в квантовой механике. Понятие о состоянии системы. Лапласовский детерминизм. Принципы квантово-механического описания природы. Принцип квантованности (дискретности) физических характеристик микрообъектов. Принцип корпускулярно-волнового дуализма.

Состояние системы в квантовой механике. Неразличимость микрообъектов. Соотношение неопределенностей и принцип дополнительности. Статистический характер квантово-механического описания. Вероятностный детерминизм. Соотношение динамических и статистических теорий. Фундаментальность статистических теорий.

Принципы эволюционно-синергетического описания природы. Начала термодинамики. Представления об энтропии. Принцип возрастания энтропии. Необратимость - неустранимое свойство реальности. Стрела времени.




Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

4
Концепция организации

Неравновесная термодинамика. Открытые системы. Диссипативные системы.

Самоорганизация в природе. Необходимые условия для самоорганизации.

Теория бифуркаций. Бифуркационное дерево как модель эволюции природы, человека, общества.


5

Концепция Вселенной

Современные представления о Вселенной. Структура и строение метагалактики. Методы исследования Вселенной – всеволновая и корпускулярная астрономия. Определение расстояний.

Возникновение современной космологии.

Модели Вселенной. Открытие Э. Хабблом разбегания галактик. Критическая плотность Вселенной и проблема скрытой массы. Оценки времени эволюции Вселенной. Сценарий Большого взрыва. Барионная асимметрия Вселенной. Начало химической эволюции Вселенной. Открытие реликтового фона Вселенной.

Галактика как единица крупномасштабной структуры Вселенной. Модели формирования и эволюции галактик, их систематика.

Звезды – основной структурный элемент Вселенной. Многообразие звезд. Энергетика звезд. Модели эволюции звезд: от межзвездного газа до белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр. Формирование химических элементов в процессе эволюции звезд.

Эволюция и строение Солнечной системы. Строение и источники энергии Солнца. Солнечная активность. Планетная космогония. Физические условия на планетах, малых телах Солнечной системы.



6

Концепция географии

Земля как открытая, неравновесная, диссипативная система. Модели формирования планеты Земля.

Ядерная геохронология.

Эволюция литосферы, гидросферы и атмосферы Земли. Энергетика Земли. Магнитосфера Земли.

Атмосферное электричество. Космическая обусловленность земных явлений. Парниковый эффект.



7
Концепция биологии




Представления о жизни. Принципы организации и функционирования живого. Живой организм как пример открытой неравновесной системы.

Особенности биологического уровня организации материи.

Проблема происхождения жизни.

Макромолекулы, биомолекулы.

Синтетическая теория эволюции. Проблема направленности и движущих сил эволюции.

Биосфера и её эволюция. Теория перехода биосферы в ноосферу В.И. Вернадского. Принцип коэволюции биосферы и человека.



Основные экологические проблемы современного общества. Глобальные антропогенные загрязнения окружающей среды. Пути выхода их экологического кризиса.



1.6. Разделы дисциплины и виды занятий





Разделы дисциплины

Лекц

Сем

СРС


Введение

2

2

4


Методология и история естествознания

2

2

4


Концепция физики

4

4

8


Концепция организации

2

2

4



Концепция Вселенной

4

4

8



Концепция географии

2

2

4



Концепция биологии

2

2

4



Защита проектов







30

ИТОГО

18

18

66


1.7. Лабораторный практикум не предусмотрен.
1.8. Тематика семинарских занятий




раздела дисциплины

Тематика семинарских

занятий

Трудоемкость

1

1

Предмет естествознания. Закономерности, основные этапы, история, панорама и тенденции развития. Лженаука.

2

2

2

Естественнонаучная и гуманитарная культуры

2

3

3

Корпускулярная и континуальная концепции описания природы

4

4

4

Структурные уровни организации материи. Микро-, макро- и мегамиры. Структура и ее роль в организации биологических систем.

2

5

5

Современные представления о Вселенной. Модели.

4

6

6

Эволюция Земли.

2

7

7

Проблема происхождения жизни. Основные теории.

2




ИТОГО




18



1.9. Курсовые работы не предусмотрены.
1.10.Образовательные технологии

Доля использования информационных технологий 75%.





раздела дисциплины

Виды занятий

технология

1

1

семинарское занятие

семинар-диспут

2

2

лекция

лекция-информация

3

3

лекция

обзорная лекция

4

4

семинарское занятие

проблемный семинар

5

5

семинарское занятие

проблемный семинар

6

6

лекция

обзорная лекция

7

7

семинарское занятие

проблемный семинар


1.11. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Промежуточный и итоговый контроль осуществляется с помощью интернет-тренажера в области федерального интернет – экзамена.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ

В проектах необходимо сделать акцент на сути научных открытий – нарисуйте схемы экспериментов, объясните ход рассуждений и как были сделаны выводы. Сравнить эти результаты с современными данными.

  1. Эратосфен Киренский (3 в. до н.э.)

  2. Аристарх Самосский (3 в. до н.э.) – древнегреческий Коперник.

  3. Пифагорейцы

  4. Сущность научных и технических революций

  5. Нравственные проблемы современного естествознания

  6. Гипотеза рождения материи.

  7. Эволюция в социальных и гуманитарных системах

  8. Цитология о роли клетки в эволюции жизни

  9. Роль разнообразия в живой природе

  10. Экологическое право.

  11. Естественнонаучное обоснование нравственности.

  12. Проблемы социобиологии и этологии.

  13. Концепция психоанализа о природе человека.

  14. Инстинкт и воспитание.

  15. Психология пола.

  16. Теория хаоса.

  17. Классическая лженаука – астрология.

  18. Современные лженаучные теории: «Память воды», «Волновая генетика», этимология от Задорнова, история от Фоменко, торсионные поля.

  19. Экзопланеты.

  20. Размеры звезды и ее судьба.

  21. Будущее Вселенной.

  22. Большой Взрыв.

  23. Характерные черты научного знания. Отличия науки и лженауки. Область применения научных теорий.

  24. Свойства пространства и времени в классической механике и теории относительности.

  25. Принципы в основе естествознания (принцип относительности Галилея, принципы, лежащие в основе теории Ньютона, закон всемирного тяготения, принципы дальнодействия, близкодействия, детерминизма).

  26. Эксперимент в современной ядерной физике

  27. Научные мифы..

  28. Математические модели физического мира

  29. Симметрия физических законов

  30. Глобальные экологические проблемы.

  31. Универсальный характер симметрии и асимметрии в живой и неживой природе, математике, физике, техники, космологии.

  32. История математики.

  33. История физики.

  34. История химии.

  35. История биологии.

  36. Золотое сечение — закон проявления гармонии природы


1.12. Экзамен не предусмотрен
Вопросы к зачету

1. Предмет естествознания. Основные этапы развития естествознания, история, панорама и тенденции развития.

2. Содержание и структура естественнонаучной теории. Основные способы построения естественнонаучных теорий. Процессы дифференциации и интеграции современных наук. Роль научного познания и ученого в современном мире.

3. Критика и борьба мнений в науке. Преемственность в развития науки. Интернациональный характер развития науки. Взаимодействие естественных наук. Научный метод.

4. Культура. Типы трансляции культур. Триада «человек, человечество, человечность». Вклад естественнонаучной и гуманитарной культур в развитие цивилизации.

5. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Единство корпускулярных и волновых свойств микрообъектов.

6. Структурные уровни организации материи. Микро-, макро- и мегамиры.

7. Понятие структуры материи. Проявление структурной бесконечности материи в ее системной организации. Типы связей на разных структурных уровнях.

8. Структурные уровни различных сфер. Структура живой природы. Социальная действительность в структурном аспекте.

9. Структура и ее роль в организации биологических систем. Система и целое. Различные типы систем. Часть и элемент. Взаимодействие части и целого. Определяющая роль целого по отношению к частям.

10. Диалектическое единство дифференциации и интеграция частей. Факторы и причины, обеспечивающие по Ч. Дарвину, дифференциацию частей. Механизмы и алгоритмы сборки частей в целое. Редукционизм.

11. Неустранимость и парадокс неопределенности. Не-определенностные процессы в искусстве, биологии, кибернетике, компьютерной связи. Принцип неопределенности Гейзенберга как фундаментальное положение квантовой механики.

12. Этимология понятия «хаос». Хаос и мифы. Хаос и его проявления. Причины хаоса. Роль энтропии как меры хаоса.

13. Порядок и беспорядок в природе. Упорядоченность строения физических объектов. Два возможных подхода в объяснении порядка. Пространственная модель соотношения порядка и хаоса. Диалектическое единство 0-мерной точки.

14. Принципы симметрии. Определение категорий симметрии, асимметрии, дисимметрии, антисимметрии. Операции симметрии. Универсальный характер симметрии и асимметрии в живой и неживой природе, математике, физике, техники, космологии.

15. Симметрия подобия как глобальная генетическая программа. Пространственно-временные и внутренние принципы симметрии. Иерархия принципов симметрии в законах сохранения физических величин.

16. Золотое сечение — закон проявления гармонии природы.

17. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности.

18. Проблемы детерминизма и причинности. Динамические и статистические закономерности в природе. Законы сохранения энергии в макроскопических системах. Закон возрастания энтропии. Принцип минимума диссипации энергии.

19. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Дарвиновская триада.

20. Классы механизмов эволюции. Закон дивергенции.

21. Особенности биологического уровня организации материи. Основные этапы становления идеи развития биологии. Концепции происхождения живого. Современные концепции происхождения жизни. Метаболизм.

22. Отражение и движение как всеобщие свойства материи. Проблемы адаптации живого и принцип отражения.

23. Отражение. Основные свойства отражения: аккумуляция, избирательность, опережающее отражение действительности, адекватность.

24. Взаимосвязь эволюции, адаптации и организации живого. Концепция адаптационного синдрома, или стресса.

25. Пространство и время. Развитие представлений о пространстве и времени. Понятие пространства и времени в структуре естественнонаучной теории. Общие свойства пространства и времени.

26. Принципы относительности Галилея и Эйнштейна. Пространственные и временные свойства в специальной и общей теориях относительности.

27. Время как форма бытия материи. Всеобщие и специфические свойства времени. Асимметрия времени в виде направленности.



1.13. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
Основная литература

  1. Концепции современного естествознания [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Л. А. Михайлова. - Москва: Питер, 2008. - 334 с.

  2. Романов, В.П. Концепции современного естествознания [Текст] : учебн. пособие / В. П. Романов. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Инфра-М, 2010. - 282 с.

  3. Рузавин, Г. И. Концепции современного естествознания [Текст] : учебник / Г. И. Рузавин. - М. : Проспект, 2009. - 288 с.

  4. Садохин, А.П.. Концепции современного естествознания [Текст] : учеб. для студентов вузов / А. П. Садохин. - Москва : Юнити, 2009. - 445.

  5. Чудновский, А. Д. Концепции современного естествознания [Текст] : учебник / А. Д. Чудновский. - 11-е изд., перераб. и доп. - Москва : Кнорус, 2009. - 672 с.


Дополнительная литература


  1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера [Текст] /В.И. Вернадский . – М., 1989.

  2. Габриелян, О. С. Концепции современного естествознания [Текст]/ О. С. Габриелян. – Москва : Дрофа, 2009. – 208 с.

  3. Долгов А.Д. Вещество и антивещество во Вселенной [Текст] / А.Д. Долгов, Я.Б. Зельдович. //Природа. 1982. № 8.

  4. Концепции современного естествознания : учеб. для вузов [Текст]/ под ред. Л. А. Михайлова. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 335 с.

  5. Крюков, Р. В. Концепции современного естествознания : курс лекций [Текст] / Р. В. Крюков. - Москва : А-Приор, 2007. - 176 с. - (В помощь студенту).

  6. Лебедев, С. А. Концепции современного естествознания : учеб. для студентов вузов [Текст] / С. А, Лебедев. – Москва : Юрайт, 2011. – 358 с.

Основные понятия


бифуркационное дерево

биосфера


большой взрыв

взаимодействие электромагнитного поля и вещества

взаимодействия: гравитационное, электромагнитное, сильное, слабое

вселенная

галактика

детерминизм

естествознание

живое и косное вещество

закон всемирного тяготения

законы динамики

законы сохранения: энергии, импульса, момента импульса

звезда


корпускулярно-волновой дуализм

культура


масса

методы науки

наука

необратимость процессов



ноосфера

относительность длительности, размеров

парадигма эволюционно-синергетическая

принципы неопределенности, симметрии, дополнительности, эквивалентности

происхождение химических элементов

самоорганизация

симметрия

синергетика

система открытая, диссипативная

солнечная система

солнечно-земные связи

стрела времени

универсальный эволюционизм

хаос


химическая эволюция Вселенной

электромагнитные волны, излучение

элементарные частицы

энергия


энтропия




Смотрите также:
Рабочая программа для студентов специальности 080801. 65 «Прикладная информатика в скс»
222.27kb.
1 стр.
Методическое пособие по итоговой государственной аттестации выпускников. Специальность: 080801. 65 Прикладная информатика (по областям) / Под ред проф. С. А. Курносова. Краснодар: фгоу впо кубгау, 2010. 83c
964.59kb.
13 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Операционные системы, среды и оболочки» для студентов специальности 080801 «Прикладная информатика в экономике»
565.65kb.
3 стр.
Учебное пособие для студентов всех форм обучения специальности 080801 Прикладная информатика в экономике Разработчик
973.13kb.
13 стр.
Рабочая программа по дисциплине «синтез программ» для специальности
438.04kb.
1 стр.
Учебный план по специальности 080801. 65 «Прикладная информатика (в экономике)»
546.72kb.
4 стр.
Программа дисциплины Операционная система unix для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра
201.94kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению практических занятий для студентов специальностей 080801 «Прикладная информатика в экономике»
1372.97kb.
6 стр.
Рабочая программа дисциплины Операционные системы Направление подготовки: 010400 Прикладная математика и информатика
180.49kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Прикладная информатика» для специальностей 080504
166.69kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Электронные платежные средства»
127.13kb.
1 стр.
Программа дисциплины математическое моделирование для специальности 230401. 65 «Прикладная математика»
153.49kb.
1 стр.