Главная
страница 1
Автор – адвокат В. Н. Соловьев.

Запись на консультацию: тел. (812) 935-61-52.

e-mail: mail@adv-buro.ru, сайт www.adv-buro.ru




Памятка водителю

по действиям на месте ДТП, при рассмотрении дела,

по возмещению материального ущерба и морального вреда

1. На месте происшествия

Справка
Все действия работников милиции на месте ДТП регламентируются Кодексом РФ об административных правонарушениях и "Инструкцией по организации в  органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения".

Правила поведения на месте ДТП общеизвестны. Надо немедленно остановить автомобиль, вызвать ГИБДД, записать данные свидетелей, оказать помощь потерпевшим. Следует активно участвовать в осмотре места происшествия, проверять все сделанные инспектором замеры, требовать фиксации в протоколе и, при необходимости, изъятия с месте ДТП вещественных доказательств.

На месте аварии инспектором могут составляться процессуальные документы и  производиться определенные действия, о которых стоит рассказать подробнее.

Протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства.

Он составляется в случае, когда нарушение правил одним из водителей повлекло причинение телесных повреждений. При наихудшем стечении обстоятельств такое нарушение приведет к возбуждению уголовного дела и наказанию в виде лишения свободы.

Отсюда ясно, с каким вниманием надо относится к каждому действию инспектора и к каждому написанному им слову. Помните, что водитель не должен оставаться сторонним наблюдателем, он обязан активно участвовать в сборе доказательств, обращая внимание инспектора на упущенные им детали.

Протокол осмотра транспорта, как и любой другой документ, должен заполняться чернилами черного, синего или фиолетового цвета, разборчиво, без помарок и исправлений. Если исправления все же есть, они должны быть заверены подписями водителей и понятых.



В тексте протокола обязательно должны быть указаны:

- дата,
- время,


- место составления,
- звание и должность инспектора, составившего протокол,
- характер освещения (естественное, искусственное) и погодные условия (сухо, снег, дождь),
- марка, модель, номерной знак автомобиля, номера кузова и двигателя.    

При составление протокола обязательно присутствие всех водителей и двоих понятых.  



Не относитесь к понятым как к необязательной формальности и не поддавайтесь на предложение инспектора осмотреть машину без них, а потом вписать в протокол случайных прохожих. Помните, что понятые нужны в первую очередь вам: это ваши свидетели, которые видели поврежденный автомобиль, слышали пояснения сторон, читали и подписывали протокол. Обо всем этом при необходимости они расскажут в суде и, возможно, склонят суд на вашу сторону.

В протоколе подробно описываются все повреждения автомобиля, его техническое состояние, а также обнаруженные следы (крови, скольжения и т. п.). В зависимости от вида ДТП обращайте внимание на то, чтобы были зафиксированы:

1 - все внешние повреждения (например, деформирована передняя правая стойка на такой-то высоте, разбито лобовое стекло: повреждение имеет такую-то форму и такие-то размеры),
2 - размерность шин, их повреждения, рисунок протектора и его износ,
3 - положения рычагов ручного тормоза и переключения передач,
4 - показания спидометра, одометра, манометра тормозной системы (если есть),
5 - характер груза, его габариты, способ увязки и состояние на момент осмотра (это имеет значение при ДТП с участием грузового транспорта).
 

При осмотре может проводится проверка технического состояния транспортного средства. При этом надо обращать внимание на исправность:

- рулевого управления,
- ножного тормоза (величину свободного хода педали, равномерность действия тормозов, подтекание тормозной жидкости и т.п.). Если состояние тормозов не проверялось, об этом должна быть сделана отметка в протоколе,
- ручного тормоза  (на сколько щелчков затягивается рычаг до крайнего положения, удерживается ли автомобиль ручным тормозом на уклоне заданной крутизны и т.п.), 
- внешних световых приборов (в темное время суток должна быть указана примерная видимость вперед при включенном головном освещении),
- стеклоочистителей и омывателей стекол (это играет роль в дождливую погоду),
- давление воздуха в шинах каждого колеса. 

При необходимости во время осмотра могут быть сделаны фотоснимки, зарисовки, сняты слепки и т.п., об этом делается отметка в протоколе. Все изъятые вещественные доказательства обязательно перечисляются в протоколе, опечатываются и приобщаются к делу.



После оформления протокола все участники осмотра имеют право прочитать его и внести изменения и дополнения.  

Никогда не пренебрегайте этой возможностью. Как бы скучно не было читать протокол, написанный, зачастую, отвратительным почерком, помните, что после подписания этот документ станет доказательством и на него будут ссылаться во всех инстанциях, где станут рассматривать ваше дело.

Если вы не согласны с протоколом, смело вносите в него дополнения. Как правило, на стандартных бланках для этого предусмотрено несколько строчек. Однако не старайтесь вместить в них все свои замечания. Вы можете изложить их на отдельном листе, озаглавив: «Приложение к протоколу осмотра транспортного средства от такого-то числа». При этом на отведенных  строчках стандартного бланка напишите: «Замечания (или дополнения) изложены в приложении к протоколу на одном (двух, трех) листах».

Дополнения или замечания старайтесь писать ясно и четко, чтобы исключить возможности двоякого толкования. Пишите только по существу: ваши объяснения, просьбы и жалобы по закону оформляются другими документами и к данному протоколу отношения не имеют.

Если у инспектора ДПС возникли подозрения, что кто-то из участников ДТП находятся в состоянии опьянения, он имеет право предложить им пройти освидетельствование на предмет употребления алкоголя.

Проверка производится прямо на месте индикаторной трубкой «Контроль трезвости», однако вы можете отказаться от такой проверки и потребовать медицинского освидетельствования. Но если все же согласились, внимательно осмотрите трубку, проверьте срок ее годности и целостность упаковки. Результат освидетельствования отражается в протоколе в присутствии 2 свидетелей. Замечания и дополнения вы можете внести в протокол по описанной выше схеме.  

Если вы решили отказаться от использования индикаторной трубки или результаты теста оказались неудовлетворительными, вас направят на освидетельствование в одно из медицинских учреждений. Полученный результат также можно оспорить, потребовав повторного освидетельствования другим врачом. Естественно, что все результаты фиксируются в протоколах. И помните, что описанной процедуре могут подвергаться только водители, но никак не пассажиры попавших в ДТП автомобилей.

Если подтвердится факт нахождения водителя в состоянии опьянения, а также если водитель уклоняется от освидетельствования, составляется административный протокол и виновный привлекается к административной ответственности.

Если на месте ДТП по каким-то причинам невозможно установить личность нарушителя, он может быть доставлен в подразделение милиции и задержан в административном порядке на срок до 3 часов. Также может быть произведен личный досмотр, досмотр вещей и транспортного средства.

Завершая оформление ДТП, инспектор задерживает водительские удостоверения всех участников ДТП до вынесения решения по результатам проверки. Управлять автомобилем в дальнейшем можно на основании временного разрешения, которое (обратите внимание!) теперь является бессрочным

Если необходимо эвакуировать автомобиль с места ДТП, Вы можете обратиться либо в специализированные службы, либо попросить об услуге водителя попутного грузовика. Однако имейте в виду, что начиная с этого момента вам следует тщательно фиксировать свои расходы, так как их впоследствии можно будет взыскать с виновника ДТП.

Как видите, несложный, на первый взгляд, процесс оформления ДТП, требует на практике большого внимания и некоторого объема правовых знаний. От того, насколько качественно будет проделана работа на месте происшествия, во многом зависит исход дела.

Если вы по характеру спокойны и уверены в себе, прочитанного вам хватит для грамотного отстаивания своих интересов. Если же после ДТП вы находитесь в стрессовом состоянии (а это бывает с подавляющим большинством водителей), не испытывайте судьбу и сразу после аварии проконсультируйтесь с адвокатом. Он сможет оказать вам грамотную правовую помощь начиная с оформления первого документа, и заканчивая вынесением судебного решения.
2. Рассмотрение дела в ГАИ

После оформления ДТП на месте происшествия, материалы передаются в отдел дознания, где начинается следующая стадия административного процесса - рассмотрение материала в органах внутренних дел (так называемый, "разбор").

ГАИ как административный орган рассматривает только вопросы виновности водителя в ДТП и его ответственности, но никак не вопросы возмещения ущерба. Материальные претензии стороны могут урегулировать в гражданском судопроизводстве, однако в основу судебного решения часто ложится постановление органа внутренних дел о виновности одного из водителей. Следовательно, от того, насколько законным и обоснованным будет это постановление, в значительной степени зависит ваше материальное благополучие, не говоря уже о перспективе административного наказания.

Отсюда ясно, что нужно активно и грамотно участвовать в разбирательстве дела, а для этого просто необходимо знать свои права и обязанности. Это в равной степени касается и виновного водителя, и потерпевшего, тем более что их процессуальные полномочия практически одинаковы. Они вправе:

 - знакомиться с материалами дела,
 - давать объяснения,
 - представлять доказательства, заявлять ходатайства,
 - выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика,
 - обжаловать постановление по делу.

Еще одно неотъемлемое право - пользоваться правовой помощью адвоката. Адвокат допускается в дело уже на начальном этапе и имеет большие полномочия по защите ваших интересов, причем он может работать как на стороне виновного, так и на стороне потерпевшего. Не стоит пренебрегать правовой помощью, особенно если ваша вина в ДТП не очевидна, помните, что вам противостоит профессиональный юрист – сотрудник милиции, знающий все тонкости административного производства.

Если же вы решили положиться на собственные силы, то первое, что вам следует сделать, – выработать линию защиты, то есть в спокойной обстановке проанализировать все произошедшее, вспомнить все свои действия и действия другого водителя, перечитать Правила дорожного движения и решить, какие аргументы выдвигать в доказательство своей невиновности. Этой линии следует придерживаться в ходе всего рассмотрения дела, начиная уже с дачи объяснений. Кстати, из этих соображений лучше всего отказаться от объяснений непосредственно на месте аварии или в тот же день в помещении отдела ГАИ. Стресс и волнение - не лучшие советчики, поэтому сошлитесь на плохое самочувствие или на статью 51 Конституции РФ и предложите вызвать вас для дачи объяснений в другой день.

Справка
Статья 51 Конституции РФ: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников...». Конституция – документ прямого действия, то есть ее нормы не нуждаются в подтверждении или конкретизации никакими другими законами и подзаконными актами.

Следующий шаг - ознакомление с материалами дела. Как правило, его объем невелик и время, потраченное на внимательное прочтение этих нескольких страничек, в дальнейшем с лихвой окупится. Для начала проверьте, были ли вообще основания для возбуждения административного производства. Возможно, по этому факту другой орган милиции уже прекращал дело, а может быть, с момента аварии прошло более двух месяцев и истек срок давности привлечения к ответственности. Все эти случаи исключают административное производство и, следовательно, наказание.

Ваша вина в совершении ДТП устанавливается на основе имеющихся в деле доказательств. Это могут быть протоколы, составленные на месте происшествия, показания свидетелей и потерпевшего, заключение эксперта, вещественные доказательства. Если какого-то протокола, акта или другого документа нет в деле, никто не вправе обвинять вас, ссылаясь на него. Более того, имеют юридическую силу только те документы, которые правильно оформлены. К примеру, протокол осмотра, подписанный только одним понятым вместо двух, должен быть исключен из числа доказательств, а значит, на него нельзя ссылаться в подтверждение вашей вины. Аналогичная судьба должна постичь и протокол допроса свидетеля, не имеющий, к примеру, даты составления или подписи самого свидетеля.

Если потребуется, вы можете заявить ходатайство о назначении экспертизы, приобщении к делу нужных документов или вызове лиц, способных пролить свет на случившееся. Все это стоит делать, если в материалах упущены какие-то факты, важные для вашей защиты, скажем, не допрошены свидетели, не исследованы изъятые осколки, не затребованы справки о состоянии освещения, дорожного покрытия и т.п. На практике грамотные и обоснованные ходатайства всегда удовлетворяют, поскольку отсутствие в материалах важных доказательств – повод для отмены принятого по делу решения.

Теперь, зная какими доказательствами подтверждается ваша вина и выработав линию защиты, вы готовы к заключительному этапу административного производства – «разбору», то есть рассмотрению дела об административном правонарушении у должностного лица органа ГАИ.

Рассмотрение административного материала

Дело о ДТП должно быть рассмотрено в течение 15 дней с момента получения должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов дела.


В начале «разбора» инспектор дознания должен представиться, объявить какое дело слушается и кто привлекается к административной ответственности. Затем он разъясняет присутствующим их права и оглашает протокол об административном правонарушении. Потом должны быть заслушаны лица, участвующие в рассмотрении дела, изучены доказательства и принято решение по заявленным ходатайствам. Признав, что материалы дела исследованы в полном объеме и вина нарушителя доказана, инспектор выносит постановление об административном правонарушении.

Так написано в законе. Но, к сожалению, эти процессуальные требования практически никогда не выполняются. Рассмотрение проходит скомкано, в течение 3-5 минут, никакие права водителю не разъясняются, никто его не заслушивает и, выйдя из кабинета инспектора, он не всегда понимает, что решение по делу уже принято и он признан виновным. А  ведь с этого момента начинает течь 10-дневный срок на обжалование, после чего постановление вступит в законную силу и потерпевший сможет с полным правом предъявить к виновному гражданский иск.

Поэтому при каждом вызове в ГАИ надо интересоваться темой предстоящего разговора и требовать от инспектора разъяснения ваших прав. Чтобы не наделать ошибок, лучше взять с собой адвоката или юриста, имеющего высшее образование (никого другого просто не допустят к участию в деле).

Давая объяснения на «разборе», надо коротко и четко изложить свой взгляд на причину ДТП и обязательно акцентировать внимание на доказательствах, подтверждающих каждое ваше слово. Нет смысла заискивать перед инспектором или делать намеки на вашу безграничную благодарность при положительном решении. Не стоит пускаться в отвлеченные рассуждения или пытаться выжать слезу из сурового милиционера рассказами о вашем материальном положении. Будь это сто раз правда, вам вряд ли поверят, а тем более, вряд ли примут все это во внимание при вынесении решения. Помните, что таких как вы перед инспектором за месяц проходят сотни и каждый второй рассказывает что-либо подобное.

Вполне может случиться, что ваши увещевания или железная логика не возымеют действия и инспектор признает вас виновником ДТП. Если ничего не предпринимать, вскоре это постановление вступит в законную силу, вам придется заплатить штраф, а потерпевший сможет в суде предъявить к вам материальные претензии.

Если вы не согласны с решением дознавателя, его можно обжаловать начальнику органа ГИБДД или в суд. Жалоба пишется в произвольной форме, однако в ней следует подробно изложить все обстоятельства ДТП, привести доказательства, оправдывающие вас или смягчающие вашу вину, и просить либо отменить вынесенное постановление, либо изменить его, уменьшив наказание. Подать жалобу можно или лично инспектору, вынесшему постановление, или в канцелярию органа ГИБДД.
По закону жалоба должна быть рассмотрена в течение 10 дней с момента поступления, однако этот срок практически никогда не соблюдается.

Если и обжалование не принесет желаемого результата, можно написать заявление в районную прокуратуру, доказав, что постановление, признающее вас виновным в ДТП, не соответствует требованиям закона. Если это подтвердится в ходе прокурорской проверки, постановление будет отменено.

Вполне возможно, что все ваши усилия окажутся тщетными и первоначальное решение инспектора останется в силе. В этом случае стоит готовиться к работе в суде с тем, чтобы свести к минимуму возмещение ущерба, которое вам предстоит выплатить потерпевшему.
3. Уголовное дело из ДТП

Справка.
Уголовный кодекс РФ (УК РФ) и Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) – это два документа, регламентирующие весь процесс рассмотрения дела, а также определяющие, какие именно действия являются преступлением. К ним и следует обращаться, чтобы получить ответы на возникающие вопросы.

Как вы знаете, водителя, совершившего ДТП, ожидает как административная, так и гражданcко-правовая ответственность. Первая наступает за нарушение Правил дорожного движения, приведшее к аварии, а вторая связана с возмещением ущерба. Если же в ДТП потерпевшему причиняется тяжкий вред или наступают еще более тяжелые последствия, - это основание для привлечения виновного к уголовной ответственности. Вот как это сформулировано в ст. 264 УК:



Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -
наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -
наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
Примечание. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства. 

Для наступления уголовной ответственности по этой статье необходимо наличие сразу нескольких условий:

- нарушение водителем Правил дорожного движения,
- причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека, либо причинение смерти одному или нескольким лицам,
- причинно-следственная связь между нарушением ПДД и наступившими последствиями.

Отсутствие любого из этих условий исключит возможность уголовного преследования. Так, по одному из дел к ответственности был привлечен водитель «Жигулей», совершивший наезд на двигавшийся впереди «Москвич». В результате пассажиру «Москвича» были причинены тяжкие телесные повреждения. По мнению следствия, причиной аварии стало несоблюдение водителем «Жигулей» Правил дорожного движения, а именно - необходимой дистанции. Вступивший в дело адвокат обнаружил несколько любопытных особенностей происшедшего. Оказывается, эта авария была не первой. За несколько секунд до нее пострадавший «Москвич» «протаранил» двигавшуюся перед ним «Волгу», и только после этого сзади в него врезались «Жигули». По ходатайству защиты была проведена повторная экспертиза, установившая, что водитель «Жигулей» не имел технической возможности избежать столкновения, поскольку реальный тормозной путь «Москвича» оказался значительно короче из-за столкновения с «Волгой». Таким образом, удалось доказать, что в действиях водителя «Жигулей» отсутствовал факт нарушения ПДД, а следовательно, не было оснований для привлечения его к уголовной ответственности.

Совершение ДТП с тяжкими последствиями – факт сам по себе малоприятный. Но некоторые водители усугубляют вину, скрываясь с места происшествия. Если в иных случаях они отделались бы административным штрафом, то по данной категории дел закон предусматривает более строгое наказание. И это оправданно, ведь спасаясь бегством с места ДТП, водитель не только сильно затрудняет работу правоохранительных органов, но и бросает на произвол судьбы пострадавших, возможно, нуждающихся, в экстренной медицинской помощи. Вот как подобные действия квалифицирует УК: 

Статья 125. Оставление в опасности

Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Вот случай из практики. Зимней ночью водитель ехал по безлюдной лесной дороге. Последние несколько часов мела поземка, отчего дорога, обочина и кювет превратились в сплошное белое поле. Водитель напряженно вглядывался вдаль, стремясь не пропустить последний поворот к своему поселку. Внезапно справа мелькнула тень, и через мгновение водитель явственно увидел человека, шагнувшего из темноты прямо под колеса. Раздался глухой удар, треснуло и ввалилось в салон лобовое стекло, а человек, перекатившись через капот, упал в темноту. Водитель резко остановился и несколько минут неподвижно сидел в машине. В нем боролись противоречивые чувства: с одной стороны, он понимал, что пострадавший остро нуждается в его помощи, с другой, - он панически боялся скамьи подсудимых и уголовного наказания. Чувство самосохранения победило: последнее, что увидел пешеход, были удаляющиеся габаритные огни сбившей его машины.


А через пять месяцев водитель стоял в зале суда и слушал приговор, безмерно сожалея, что принял в ту зимнюю ночь неправильное решение.

Так, что же нарушил водитель, сбивший человека? Как не странно, не Правила дорожного движения, а упомянутую статью 125 УК. Действительно, он понимал, что сам поставил потерпевшего в опасное для жизни состояние, он сознавал, что имел реальную возможность оказать тому помощь, и, наконец, он твердо знал, что никто другой в то время и в том месте не мог помочь пострадавшему. Именно эти факты и были положены судом в основу обвинительного приговора.




Статья 168. Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности

Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, -
наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до одного года.
 

Таким образом, для любителей разбивать чужые автомобили ничего не меняется. Если в аварии пострадали люди, они будут отвечать по ст. 264 УК, если же причинен крупный материальный ущерб, - по ст. 168 УК.


4. Возмещение ущерба в суде

Судебное рассмотрение дела - достаточно сложный процесс, требующий серьезных правовых знаний и практический навыков. Тем, кто захочет обойтись без адвоката, надеемся, поможет следующая информация:



Немного теории

Гражданское законодательство устанавливает принцип полного возмещения вреда. Это означает, что виновный должен оплатить не только ремонт пострадавшего автомобиля, но и возместить расходы, которые вы понесли в связи с аварией. Также с него можно взыскать упущенную выгоду и компенсацию морального вреда.

Любое транспортное средство закон относит к так называемым источникам повышенной опасности, что предопределяет для их владельцев более строгую ответственность. Владелец источника повышенной опасности отвечает за любой причиненный вред, если не докажет, что он возник от действия непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Иными словами, он отвечает даже за невиновное (случайное) причинение вреда. При определенных условиях владелец источника повышенной опасности может быть привлечен и к уголовной ответственности.

Несколько упрощая, можно сказать, что владелец источника повышенной опасности – это тот, кто непосредственно управляет транспортным средством (в том числе по доверенности, на праве аренды и т.п.). Именно он в большинстве случаев и возмещает потерпевшему причиненный ущерб. Исключение составляют лишь наемные водители, работающие по трудовому договору, за действия которых отвечает работодатель.



Считайте, что вам крупно повезло, если виновник ДТП готов сразу заплатить требуемую сумму, либо страховки хватит на покрытие ущерба. Однако это скорее исключение, чем правило. Не секрет, что сегодня редкий виновник ДТП добровольно и полностью возмещает вред. В лучшем случае он выплатит некоторую сумму, а в худшем - заявит, что денег у него нет, имущества - тоже, а сам он -безработный, живущий в коммуналке. Боясь такого поворота событий, потерпевшие стараются буквально на месте ДТП получить с виновного хоть что-нибудь, полагая, что в противном случае придется ремонтировать машину за собственный счет. Иногда это оправдано, хотя практика показывает, что упорство и настойчивость часто вознаграждаются полным возмещением ущерба. Как и в любом правовом споре, успех здесь зависит от точных и грамотных действий заинтересованной стороны.

Первые действия истца

Попробуем разобраться, что же следует делать потерпевшему, чтобы полностью и в кратчайшие сроки получить возмещение. Итак, вас признали невиновным, а переговоры с «оппонентом» не пробудили у него желания платить какие-либо деньги, а страховка не покрывает и половину ущерба. Это как раз тот случай, когда за защитой своих прав придется обращаться в суд.


Первое, что следует сделать, - оценить размер ущерба. Стоимость восстановительного ремонта автомобиля определяют специальные экспертные организации, адреса которых можно найти в любом телефонном справочнике. На оценку обязательно надо пригласить виновника ДТП, заранее известив его телеграммой или заказным письмом. Пренебрежение этим советом даст возможность ответчику оспаривать в суде объективность оценки, что сильно затянет процесс, а в худшем случае скажется на размере присужденного вам возмещения.

После оценки эксперт выдаст вам на руки комплект документов, где будет указана конкретная стоимость восстановительного ремонта автомобиля. В принципе, с этим уже можно обращаться в суд, однако это далеко не все деньги, которые можно взыскать с ответчика. Как уже было сказано, закон предоставляет право возместить все расходы, которые вы понесли в связи с ДТП.

Поэтому можете смело просить суд взыскать стоимость:
- вызова эвакуатора и транспортировки автомобиля с места ДТП в ваш гараж или на охраняемую стоянку,
- оценки повреждений автомобиля и составления калькуляции,
- хранения поврежденного автомобиля на платной автостоянке,
- ваших поездок в ГИБДД и экспертное бюро,
- почтовых расходов по уведомлению ответчика о дате оценки повреждений автомобиля,
- юридической помощи адвоката.

Но и это еще не все. Если в результате ДТП пострадали люди, то расходы на их лечение и протезирование, на лекарства, усиленное питание и ваши поездки в больницу тоже должен компенсировать ответчик.

Если вы зарегистрированы как частный предприниматель и занимались на автомобиле, например, перевозкой мебели, вы можете требовать от виновного компенсации так называемой упущенной выгоды, то есть неполученных доходов, которые вы непременно получили бы, не случись ДТП.
Отдельной строкой стоит возмещение морального вреда, то есть причиненных физических и нравственных страданий. Суд оценит степень перенесенных вами страданий, степень вины нарушителя, другие заслуживающие внимание обстоятельства и определит размер причитающейся вам денежной компенсации.

Следует помнить, что ГПК РФ содержит правило, по которому каждая из сторон в гражданском процессе доказывает те факты, на которые ссылается. Это означает, что весь причиненный вам вред должен быть не только подсчитан, но и подкреплен соответствующими справками, калькуляциями, актами и тому подобными документами.

Только собрав воедино все эти документы можно приступать к написанию иска и обращаться в суд. Затягивать с этим не стоит, поскольку срок исковой давности по таким делам составляет три года.

Предъявление иска и меры по его обеспечению

Исковое заявление – это правовой документ определенной формы, где в сжатом виде сформулированы все ваши требования к ответчику. Важно понимать, что образцы исков, вывешенные в судах, универсальны и далеко не всегда могут быть использованы в вашей конкретной ситуации. Чтобы учесть все особенности дела и не допустить досадных ошибок, написание иска лучше поручить адвокату. Для тех, кто все же решит сделать это самостоятельно, несколько советов.

Исковое заявление составляется в письменной форме и подписывается истцом. Вопреки существующему мнению, закон не запрещает предъявлять рукописные иски. В одном заявлении можно соединить несколько требований (например, возмещение материального ущерба, морального вреда и вреда здоровью).

В иске обязательно указываются:

- наименование суда, в который подается заявление,


- фамилия, имя, отчество и адрес истца,
- Ф.И.О и адрес ответчика (или наименование и место нахождения юридического лица),
- обстоятельства, которыми истец обосновывает свои требования (когда, где произошло ДТП, кто был его участником, какой вред в результате аварии был причинен истцу),
- доказательства, подтверждающие исковые требования (справка органа ГИБДД о виновности ответчика, калькуляция стоимости восстановительного ремонта автомобиля и т. п.),
- требования истца,
- цена иска.

К исковому заявлению прилагаются перечисленные в нем доказательства: справка о виновности ответчика в ДТП, документы, подтверждающие размер материального ущерба, справки (например, из больницы), свидетельствующие о причинении морального вреда и т.п. Если вы беспокоитесь о сохранности документов, приложите к иску копии, а подлинники будете предъявлять по требованию суда. Кроме того, необходимо предоставить копии искового заявления по числу ответчиков.

Иск оплачивается государственной пошлиной, которая рассчитывается по прогрессивной шкале исходя из цены иска, т.е. суммы, которую вы хотите взыскать с ответчика. Естественно, чем выше цена иска, тем большую пошлину придется заплатить. Часть требований, например компенсации морального вреда, оплачиваются пошлиной по фиксированной ставке независимо от заявленной вами суммы.


Правильно подсчитать конкретный размер госпошлины вам помогут в любом адвокатском бюро, там же вас смогут проконсультировать относительно льгот по оплате. Дело в том, что в некоторых случаях суд по ходатайству истца может освободить его от уплаты пошлины или снизить ее размер. Кроме того, есть категории граждан, которые законом вообще освобождены от уплаты госпошлины.

Одновременно с предъявлением иска вы можете заявить ходатайство о применении мер по обеспечению иска.

Их суть состоит в том, что суд предпринимает определенные действия, без которых исполнение решения может стать невозможным. Наиболее применимыми к нашей теме являются:
- наложение ареста на имущество или денежные суммы ответчика, находящиеся у него или других лиц,
- запрещение ответчику совершать определенные действия,

- запрещение другим лицам передавать имущество ответчику или выполнять по отношению к нему другие обязательства.


В необходимых случаях может быть применено сразу несколько видов обеспечения. Решение об обеспечении иска судья принимает без извещения ответчика и приводит его в исполнение немедленно. Однако важно помнить, что при отказе в иске, ответчик может потребовать от вас компенсации убытков, возникших от у него от применения мер по обеспечению иска.



Исковое заявление подается в суд по месту жительства ответчика или по месту причинения вреда имуществу (т.е. по месту ДТП). Однако если в аварии был причинен вред здоровью истца, он может предъявить иск и по месту своего жительства. Территория, обслуживаемая судом, разбита на участки, которые закреплены за конкретными судьями. Узнать, к какому судье вам следует обратиться для подачи иска, можно в канцелярии суда по гражданским делам. Помните, что судьи работают с заявителями только в часы приема, как правило, один – два раза в неделю.

Приняв исковое заявление судья назначит день слушания дела. Если вы забыли оплатить государственную пошлину или не выполнили требования закона относительно формы и содержания иска, судья вправе оставить заявление без движения, дав срок для устранения недостатков. Если вы уложитесь в этот срок, иск будет считаться поданным в день первоначального обращения в суд, в противном случае заявление вам вернут и все придется начинать сначала. Эта процессуальная тонкость особенно важна, когда вы обращаетесь в суд в последние дни срока исковой давности.




Работа в судебном процессе

Производство по гражданскому делу проходит в соответствии с особой процедурой, подробно расписанной в ГПК РФ. Любое отступление от нее неизбежно нарушит чьи-то права и, как следствие, может привести к отмене судебного решения. Однако это не касается ошибок, допущенных истцами или ответчиками из-за незнания каких-либо процессуальных тонкостей. В этом случае кассационная инстанция вряд ли примет во внимание ваши претензии. Поэтому, отправляясь в суд, нелишне пригласить с собой адвоката или хотя бы подробно проконсультироваться у него. Помните, что ваша некомпетентность обойдется гораздо дороже услуг специалиста, тем более, что бремя оплаты можно переложить на ответчика.

Часто спрашивают, а надо ли самому ходить на судебные заседания или это можно кому-нибудь поручить? Действительно, закон позволяет вести дела через представителей, в роли которых могут выступать как адвокаты, так и другие лица, допущенные судом. Однако важно правильно оформить их полномочия. Если вы намерены, что называется, держать руку на пульсе, и лично принимать важные для дела решения, стоит выдать представителю доверенность в общей форме, скажем, «для ведения такого-то гражданского дела в таком-то суде первой инстанции». По этой доверенности ваш представитель будет полноправным участником процесса, однако не сможет совершать важнейших действий, влияющих на судьбу дела. Например, заключить мировое соглашение с ответчиком, отказаться от иска или перепоручить свои полномочия другому лицу.
Если же вы решите полностью отойти от дел, и намерены получить уже готовый результат, нужно наделить представителя правом совершения всех перечисленных действий, а, кроме того, - обжалования решения суда, предъявления исполнительного листа ко взысканию и получения причитающихся вам денег.

Теперь попробуем разобраться, как именно происходит слушание дела.


В назначенное время секретарь проверяет явку участников и приглашает их в зал заседания. Судья объявляет, какое дело слушается, удаляет из зала свидетелей и разъясняет присутствующим их права и обязанности. Чтобы не пытаться запомнить хоть что-нибудь из скороговорки судьи, неплохо выяснить свои права заранее.

Истцы и ответчики имеют право:

- знакомиться с материалами дела, снимать с них копии и делать выписки,
- представлять доказательства, задавать вопросы сторонам, свидетелям и экспертам,
- заявлять ходатайства и возражать против ходатайств других лиц,

- обжаловать решение суда.

Как видите, закон отводит сторонам отнюдь не роли статистов, им предоставлены все возможности для активного участия в деле. Более того, в ГПК сказано: «Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений». Это означает, что никто не станет за вас собирать доказательства и ни одно ваше слово не будет принято судом во внимание, пока вы не подтвердите его установленным в законе способом. Все доказательства, которые суд использует при вынесении решения, должны происходить только следующих источников:

- объяснения сторон, свидетелей и третьих лиц,


- письменные и вещественные доказательства,
- заключения экспертов.

Любые доказательства, которые получены с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения.

После выполнения всех формальностей, суд переходит к заслушиванию объяснений сторон. Истцу и ответчику предоставляется возможность рассказать свои версии произошедшего и подтвердить отношение к заявленному иску.

Очень часто стороны допускают одну и ту же ошибку. Они считают, что чем подробнее будут показания, тем больше у них шансов добиться успеха. Поэтому они рассказывают о ДТП, начиная чуть ли не с даты своего рождения, жалуются на поведение виновника аварии, досадуют, что инспектор ГАИ приехал так нескоро и т.п. Все это кончается плачевно: судья, которому время весьма дорого, прерывает затянувшийся монолог, а самое главное зачастую остается несказанным.

Поэтому, готовясь к делу, нужно до мельчайших подробностей продумать свое выступление, а еще лучше - записать его и выучить. Практика показывает, что самый спокойный и уверенный в себе человек, впервые оказавшись в суде, испытывает сильное волнение, и в большинстве случаев не способен импровизировать. Давать показания нужно максимально конкретно и только о том, что имеет значение для дела.

Доказывание лучше вести примерно по такой схеме:

1. Есть зафиксированный факт ДТП.


2. Виновник определен органами ГИБДД в установленном законом порядке.
3. В результате ДТП истцу причинен материальный, физический или моральный вред.
4. Причиненный вред зафиксирован документально и на основании ст. 1064 ГК подлежит возмещению в полном объеме.
5. Между действиями виновника ДТП и наступившими последствиями существует причинно-следственная связь.

Может случиться, что ваша железная логика, подкрепленная ворохом документов, натолкнется на упорное нежелание ответчика расставаться с деньгами. В этом случае он попытается оспорить как выводы ГАИ о своей виновности, так и заключение о стоимости восстановительного ремонта. Делается это путем назначения судебной экспертизы.

К сожалению, истцы редко бывают готовы к такому повороту событий и не в состоянии действовать точно и правильно. Между тем, вы имеете право заявить возражение против назначения экспертизы, а если оно будет судом отклонено, поставить эксперту свои вопросы, сведя к минимуму риск нежелательного для вас заключения. Как это сделать практически, читайте ниже.

Назначение судебной экспертизы

Может случиться, что при рассмотрении дела возникнет необходимость в разъяснении вопросов в какой-либо области, не связанной с юриспруденцией. В этом случае по закону судья должен назначить судебную экспертизу.

Наиболее часто по делам, вытекающим из ДТП, назначаются автотехнические и товароведческие экспертизы. Первые разрешают вопросы, связанные со взаимодействием транспортных средств, и определяют порядок, в котором должны были действовать водители. Вторые отвечают на вопросы о стоимости автомобиля и его отдельных частей.

Экспертиза – это важное процессуальное действие, зачастую ее результаты предрешают исход дела и ложатся в основу решения. В принципе, закон позволяет судье не согласиться с заключением эксперта и не принимать его во внимание, однако на практике такое почти не случается. Отсюда ясно, насколько серьезно и внимательно нужно подходить к назначению экспертизы, независимо от того, кем вы являетесь – истцом или ответчиком.

Часто можно наблюдать такую картину: ответчик проявляет активность, заявляя ходатайство о назначении экспертизы с целью опровергнуть как выводы ГАИ о его виновности, так и сумму восстановительного ремонта. Истец же предельно спокоен: не возражает против экспертизы, не предлагает своих вопросов, не настаивает на проведении экспертизы конкретным экспертом и т.п.

К сожалению, некоторые истцы до сих пор свято верят, что суд просто обязан защитить их права и взыскать все, что они просят, независимо от обстоятельств дела и мнения ответчика. Однако это заблуждение. Суд не имеет права принимать чью-либо сторону, он должен лишь проанализировать представленные доказательства и на их основе вынести решение. Если окажется, что экспертиза, инициированная ответчиком, опровергнет выводы ГАИ о его виновности, у истца появится шанс уйти из зала суда ни с чем.



Какими же правами обладают стороны при назначении экспертизы? Во-первых, они могут возражать против ее назначения. Во-вторых, могут представить свои формулировки вопросов, на которые должен ответить эксперт. Ведь понятно, что эксперт, давая заключение, отвечает только на поставленные вопросы и исследует ситуацию лишь применительно к ним.

Вот некоторые из возможных вопросов:

- Какова непосредственная причина столкновения автомобилей (наезда на пешехода, опрокидывания и т. п.)?
- Каково было техническое состояние автомобиля перед столкновением?
- Каковы были скорость и взаимное расположение автомобилей непосредственно перед столкновением?
- Какое значение для происшествия имеет превышение допустимой скорости движения транспортного средства?
- Был ли пострадавший в момент столкновения пристегнут ремнем безопасности?
- Как должен был действовать водитель в данной ситуации, чтобы обеспечить безопасность движения?

Понятно, что перечень вопросов многообразен и зависит от конкретного ДТП. Кроме того, не стоит забывать, что в гражданском процессе все экспертизы оплачивает заинтересованная сторона, а стоимость зависит от количества поставленных эксперту вопросов. Поэтому стороне, ходатайствующей о назначении экспертизы, следует быть максимально лаконичной.

Важно понимать, что заключение эксперта – это не аксиома и не истина в последней инстанции. Это всего лишь одно из доказательств. Поэтому сторона, не согласная с выводами эксперта, может просить суд о назначении дополнительной или повторной экспертизы, в том числе в другом экспертном органе. Если же заключение непонятно, выводы его нелогичны и не вытекают из материалов дела, можно вызвать эксперта в судебное заседание и подробно допросить его по материалам заключения.

Обжалование решения суда

Слушание любого дела когда-нибудь заканчивается и его завершающим этапом являются прения сторон.

Им предоставляется возможность в сжатой форме изложить свое видение дела, проанализировать все доказательства и предложить суду принять какое-либо решение: удовлетворить иск полностью, частично, либо отказать в иске. Свои требования сторонам желательно подкреплять ссылками на конкретные правовые нормы.

После прений суд выносит решение и оглашает его. Совершенно естественно, что одну из сторон решение никогда не удовлетворяет.

В этом случае она может обжаловать его в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы. Если срок пропущен по уважительной причине – не страшно, суд его обязательно восстановит.

Кассационная жалоба адресуется в вышестоящий суд, однако подается через суд, вынесший решение. Жалоба должна содержать:

- наименование суда, вынесшего решение,


- фамилия, имя, отчество и адрес заявителя,
- реквизиты обжалуемого решения (дата, номер дела, предмет иска),
- указание, в чем заключается неправильность решения (нарушение судом требований закона, несоответствие выводов, изложенных в решении, материалам дела и т. п.),
- просьбу заявителя (отменить решение полностью или частично, либо изменить его).

Как и исковое заявление, кассационная жалоба оплачивается государственной пошлиной, однако в половинном размере. Вместе с жалобой в суд направляются ее копии по числу лиц, участвующих в деле, квитанция госпошлины и другие необходимые материалы.



Городской суд, рассмотрев дело по вашей жалобе, вынесет определение, которое не подлежит обжалованию и вступает в законную силу с момента его вынесения.
© Соловьев В. Н., 2004-2008 г.г.


Смотрите также:
Памятка водителю по действиям на месте дтп, при рассмотрении дела, по возмещению материального ущерба и морального вреда
309.57kb.
1 стр.
Решения Европейского суда по правам человека и их исполнение Российской Федерацией
242.74kb.
1 стр.
Статья 151. Компенсация морального вреда Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные
271.56kb.
1 стр.
Т. П. Будякова Юридико-психологические аспекты правового института компенсации морального вреда
607.79kb.
5 стр.
Дтп. Дтп в городе или населенном пункте
309.28kb.
1 стр.
Какие уголовные дела считаются делами частного обвинения, и участвует ли в судебном рассмотрении дел данной категории прокурор
18.37kb.
1 стр.
Правила безопасного тушения небольшого пожара в лесу
15.47kb.
1 стр.
Рассмотрено
120.84kb.
1 стр.
Отчет о работе Главного управления мчс россии по Республике Марий Эл
102.72kb.
1 стр.
Памятка потерпевшему
35.95kb.
1 стр.
Е. Г. Солодуха И. А. Мокиевская Ю. К. Никеров
215.99kb.
1 стр.
Введено в действие приказом от 28. 09. 2011 №36
266.22kb.
1 стр.