Главная
страница 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красногвардейская гимназия»




йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс





Личностный рост педагога как цель и результат педагогического процесса
Ильясова Гульмира Ахмаровна, учитель русского языка и литературы, член оргкомитета по проведению методической недели



с. Донское- 2011

Почему я стал учителем? Зачем я стал учителем? Наверное, каждый из вас не раз задавал этот вопрос. Помнится, поступая в педагогический институт, мы отвечали что-то наивно- абстрактное: «Потому что люблю математику», «Потому что обожаю детей» и т.п.

Вряд ли мы тогда осознавали всю меру ответственности перед человечеством, которую добровольно принимали на себя. Это понимание приходит с годами.

Карапуз с огромным букетом робко протягивает вам ладошку и оглядывается на маму. Он доверил вам свою жизнь и судьбу. Теперь вы для него тоже мама.

Ваша выпускница, повзрослевшая и похорошевшая, плачет, прощаясь со школой. Она унесёт в большую жизнь не только те знания, которые вы ей дали, но и ваши ошибки и сомнения, вашу интонацию голоса, привычку поправлять волосы, манеру одеваться.

А сколько раз, признайтесь, вы хотели всё бросить! Эти бесконечные тетради, эти необучаемые оболтусы, эти привередливые родители, вечная нехватка денег и лишённые внимания собственные дети.

Но какая-то сила вновь и вновь заставляет вас открывать дверь в класс: «Здравствуйте! Садитесь.» А возвращаясь домой вы находите открытку «Дорогая…Поздравляю вас…Я вас очень люблю…Ваш ученик…» -и у вас опять вырастают крылья…

Каким же должен быть учитель, чтобы оправдать доверие детей, родителей, чтобы выполнить все задачи обучения и воспитания, которые ставит перед ним современное общество, условия жизни?

Конечно, учитель должен быть Мастером.

В понятие «педагогическое мастерство» вкладывается следующее содержание:



      • Умение учителя решать задачи обучения, воспитания и развития в их диалектической взаимосвязи и единстве;

  • Умение привлечь внимание учащихся и заинтересовать их изучаемым материалом;

  • Умение учитывать возраст и психологические особенности учащихся, а также уровень их развития и на основе этого обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход;

  • Умение строить свои взаимоотношения с учащимися на гуманной, демократической основе;

  • Умение не теряться при самых трудных и неожиданных вопросах учащихся;

  • Умение сочетать теорию и практику в преподавании учебного предмета;

  • Умение грамотно использовать в своей работе новинки передовой педагогической науки и практики;

  • Умение в совершенстве владеть своим «орудием» труда- речью, словом;

  • Умение критически мыслить и иметь чёткую активную гражданскую позицию, не пасовать перед трудностями и показывать учащимся органическое единство слов, убеждений и дела;

  • Умение разнообразить свои занятия, избегать шаблонности в их организации.

Вместе с тем, безупречное владение своим ремеслом - это только первая ступень профессионализма.

В педагогической деятельности очень трудно, а порой и невозможно развести профессиональный и личностный аспекты. Нельзя рассматривать повышение психолого- педагогической компетентности учителя вне связи с развитием его личности. Эта связь служит основным инструментарием, средством достижения психолого- педагогического результата.

Профессия учителя опасна в плане личностного развития. В данной профессии мы быстрее «консервируемся»: увеличивается консервативность взглядов, поведение становится всё более «ритуальным», автоматизмы вытесняют сознательный выбор. Чтобы этого не произошло, необходим постоянный личностный рост учителя.

Личностный рост предполагает ревизию структурных компонентов личности, ревизию ценностных и смысловых конструктов; свежий взгляд на привычное, открытость к информации; решение проблем, конфликтных ситуаций, а самое главное- жизнелюбие.

Единство профессионального и личностного компонентов деятельности заложено в профессионально значимых личностных качествах учителя.

Развитие профессионально значимых личностных качеств (ПЗЛК) можно считать главным условием формирования профессиональной компетентности. ПЗЛК служат предметом исследования не один десяток лет (П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др). Разработана карта, в которой содержится структура и примерное содержание основных профессионально- значимых показателей личности и эффективности профессиональной деятельности учителя. Эта карта поможет учителю определить уровень развития ПЗЛК.

Итак, в карте 4 группы методик. Первая группа позволяет определить психологические черты личности учителя как индивидуальности: эмоциональную стабильность, самооценку, направленность основных притязаний личности.

Вторая группа методик характеризует учителя в структуре межличностных отношений: степень автократизма, демократизма и либерализма, реагирование на конфликтные ситуации.

Третья группа характеризует учителя с позиций его профессионализма.

Четвёртая группа диагностирует эффективность профессиональной деятельности в конкретных математических показателях.

Таким образом, первая колонка- это модель идеального учителя, вторая- хорошего учителя, а третья- аномального.

В идеале учитель должен ясно понимать самоценность образования, быть «человеком в культуре», прекрасно знать собственный предмет, педагогику и психологию, использовать личностно- ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности.

Наиболее актуальны функции учителя:


  • Эмоциональная поддержка;

  • Исследовательская;

  • Фасилитаторская;

  • Экспертная.

  1. Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки).

Предполагается, что учитель должен не только обладать знанием и опытом его передачи, но и умением соучаствовать в жизни других людей, не нарушая их автономии, т.е. выполнять психотерапевтические функции: внимание к интересам ученика, обращённость к нему. Чтобы работать в русле личностного роста учитель должен уметь работать с эмоциональными проявлениями (своими и учеников). Компоненты этого умения:

    • Эмпатия (понимание чувств учеников), уважение их;

    • Искренность (открытое проявление учителем своих чувств);

    • Конкретность коммуникации (избегание обобщённых высказываний);

Уровни эмпирического понимания:

      1. учитель игнорирует эмоциональные проявления ученика, вызывая в нём чувство обиды и даже враждебности;

      2. учитель реагирует на эмоциональные проявления ученика, но это реакция не на подлинные чувства ученика, а на чувства, которые сам учитель неверно приписывает ученику;

      3. учитель реагирует с достаточно точным пониманием чувств ученика, лежащих на поверхности, но не реагирует или интерпретирует неправильно более глубокие чувства ученика;

      4. учитель реагирует не на поверхностное проявление чувств ученика, а на его скрытые, глубинные чувства. Помогая тем самым ученику разобраться в самом себе.

  1. Учитель как исследователь.

Исследовательская функция учителя имеет три аспекта реализации его исследовательской активности:

        • В компетенцию учителя входит самостоятельное обнаружение психологических проблем и решение конкретных практических задач в контексте реальности;

        • Использование психодиагностических методов и процедур;

        • Осуществление учителем в учебном процессе развивающих технологий личностного роста


3. Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция).

Учитель должен не столько передавать знания, сколько создавать ребёнку условия для самостоятельного их открытия и обнаружения. Таким образом учитель фасилитатор- это учитель, способствующий ученику в усвоении и освоении нового.



4.Учитель как эксперт.

Экспертная (консультативная) функция учителя вырастает из потребности ученика в учителе, обладающем глубокими системными знаниями, разносторонними практическими навыками. Учитель должен быть настолько компетентен в области знаний, чтобы он мог свободно владеть материалом без специальной подготовки.

Личность учителя многогранна и разнообразна. Но какие характеристики являются наиболее значимыми не для ученика вообще, а для ученика нашей школы? Мы попытались определить наиболее значимые для наших учащихся черты учителя- профессионала(приложение 1)

Ученики 11- х классов ставят:



  1. Знание учителем своего предмета и умение сделать его доступным.

  2. Склонность к юмору, доброй шутке.

  3. Использование интересной информации.

  4. Личное обаяние, умение уважать чужое мнение.

  5. Тактичность, корректность.

Ученики 10- классов ставят:

  1. Объективность оценки знаний.

  2. Знание предмета, умение сделать его доступным.

  3. Склонность к юмору, доброй шутке.

  4. Использование интересной информации.

  5. Умение заметить и поддержать любой успех ученика.

Ученики 9- классов ставят:

  1. Склонность к юмору шутке.

  2. Использование интересной информации.

  3. Знание предмета и его доступность.

  4. Личное обаяние, терпеливость и терпимость.

  5. Объективность оценки знаний.

Следовательно, мы видим, что учащиеся предпочитают учителя с высоко развитыми профессиональными и личностными качествами. Результаты анкетирования учителей подтверждают это:

  1. Знание предмета, умение сделать его доступным.

  2. Умение заметить и поддержать любой успех ученика.

  3. Тактичность и корректность.

  4. Единые требования ко всем учащимся.

  5. Признание своих ошибок, объективная оценка знаний.

Итак, мы можем утверждать, что:

  1. Достижение цели педагогического процесса невозможно без личностного роста педагога;

  2. В результате педагогического процесса, при определённых условиях, должен происходить личностный рост педагога.

Второе положение я бы сравнила с физическим явлением «Разложение в цветовой спектр солнечного луча».

Когда ребёнок приходит в школу, его способности пока ещё не распознаны, не сформированы, или слабо сформированы. Пройдя же через пирамиду педагогического процесса, личность ребёнка обладает целым спектром различных знаний, умений, способностей, личных качеств. Аналогично и учитель, обучая учеников, развивается и в профессиональном и личностном плане, т.е. личностный рост учителя является результатом педагогического процесса. Но, не следует думать, что проработав несколько лет в школе, не работая над собой, вы станете мастером своего дела. Чтобы стать настоящим профессионалом, нужно непрестанно трудиться над совершенствованием своего мастерства. Но при этом существуют препятствия личностному росту: тревожность и защитные механизмы личности, трудности самопознания, неспособность взглянуть на себя со стороны, зажатость.



Важнейшим условием полноценного развития личности педагога, его профессионализма является умение планировать свою жизнь и профессиональную деятельность в частности. Одним из способов развития личности служит самообразование учителя.

Приложение 1

Анкета для учащихся и учителей.
Укажите 5-7 наиболее значимых качеств учителя- профессионала


  1. Личное обаяние (внимательное искреннее отношение к окружающим).

  2. Использует интересную информацию на и вне урока.

  3. Проявляет собственную (оригинальную) точку зрения, понимание предмета.

  4. Стремиться поддерживать любую инициативу, совместную творческую деятельность в процессе урока.

  5. Предъявляет единые требования (ко всем учащимся на всех этапах работы);

  6. Склонен к юмору, доброй шутке.

  7. Умеет заметить и поддержать любой успех ученика.

  8. Проявляет тактичность, корректность по отношению к другим.

  9. Терпелив и терпим.

  10. Умеет уважать чужое мнение.

  11. Способен понимать и чувствовать другого человека.

  12. Признаёт свои ошибки.

  13. Имеет значимые для учащихся умения и интересы.

  14. Поддерживает дисциплину.

  15. Знает свой предмет и умеет сделать его доступным.

  16. Объективно оценивает знания учеников.


Смотрите также:
«Красногвардейская гимназия»
109.67kb.
1 стр.
Библиотека мбоу «Красногвардейская гимназия» 2013г. Методическая литература
118.96kb.
1 стр.
Моу «Красногвардейская гимназия» Рабочий дневник участника педсовета «Творческий учитель- творческий ученик»
96.42kb.
1 стр.
Отчет о проведении районной олимпиады по истории, обществознанию и праву
346.06kb.
3 стр.
Информация о муниципальном автономном общеобразовательном учреждении г. Владимира «Гимназия №73» маоу «Гимназия №73»
48.06kb.
1 стр.
Директор мбоу «Гимназия №15» Долгова Н. Ф
66.64kb.
1 стр.
Отчет о самообследовании муниципальноготобщеобразовательного учреждения
1618.43kb.
8 стр.
Система внутригимназической работы в области применения средств икт в профессиональной деятельности учителя
41.65kb.
1 стр.
«Развитие системы поддержки талантливых детей». Описание ситуации в моу «Гимназия №9»
159.93kb.
1 стр.
Моу красногвардейская сош музыка программу
1746.37kb.
10 стр.
Образовательная программа на ступени начального образования боу г. Омска «Гимназия №146» на 2011- 2015 гг. 2011 год
1693.62kb.
9 стр.
Пояснительная записка к учебному плану моу «Гимназия №8»
193.8kb.
1 стр.