Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7

Региональная общественная организация ученых:

БАЛТИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Отделение практической психологии и социальных технологий



ВЕСТНИК БАЛТИЙСКОЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ

Вып. 78. - 2007

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ

ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2007



Редакционная коллегия выпуска:

Волков И.П., Оганян К.М., Грановская Р.М., Советова О.С., Соловьева Е.А.,

Годлиник О.Б., Рудкевич Л.А.

Ответственный за выпуск:

Ученый секретарь ОПП и СТ, кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии СПбГАСУ В.А. Артемьева В.А. Компьютерная верстка Этингова В.А.



Редакция вестника:

Главный редактор – И.П. Волков

Зам. главного редактора – К. М. Оганян

Уч. секретарь – В.А. Артемьева



Адрес редакции вестника:

190005, Санкт-Петербург, ул. 2-я Красноармейская д.4.

СПб ГАСУ. Кафедра практической психологии

Тел. (812) 575 – 05 – 05

E-mail: nicsan@mail.wplus.net

www.baltacademy.ru

В36 ©Балтийская Педагогическая Академия © К.М.Оганян

Печатается в авторской редакции, на средства авторов выпуска и членские взносы ОПП и СТ

БПА

В43162014 – 75 Без объявления С 96(03) – 2007



УДКВ36-85029-080

***************

«ВЕСТНИК БАЛТИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ»

Научное издание (сокращенное название: «Вестник БПА»)

Основан в июле 1995 года Гос. Лицензия ЛП СПБ

в г. Санкт-Петербурге № 78-005832. Рег.2160\2000

Подписано к печати 30.05.2007 г. Печать ризографическая. Зак 01. Тираж 300 экз. Формат бумаги 210х297. Изд. БПА

2

ВЕСТНИК БАЛТИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ

Вып 78.– 2007.

СОДЕРЖАНИЕ



От редакции 5

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Веселова К.Е. Психологические аспекты проблемы воспитания в деятельности службы практической психологии в образовании……………. 6 Оганян К.М., Окладникова Е.А.Становление парадигмы нового мышления в системе управленческих технологий конца ХХ в……………… 10 Соловьёва Е.А., Абдулхаков Г.Исследование эргономических и психологических «Стандартов качества» образовательной среды вуза…….. 13 Оганян К.М., Окладникова Антикризисные социальные технологии в сфере социального менеджмента ……………………………………………… 17 Иконникова Г.Ю. О нравственности сотрудников пенитенциарной системы………………………………………………………………………….. 20

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дворцова Е.В., Литвиненко Е.В. Профессиональная деформация сотрудников прокуратуры……………………………………………………… 24 Назарова Н.Р.Современное состояние становления арт-терапевтической деятельности…………………………………………………………………….. 29 Дворцова Е.В.Психологические факторы профессиональной успешности продавца…………………………………………………………………………. 34

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Рудкевич Л.А. Антропометрическая диагностика латерального профиля дошкольника и психологические особенности детей с усложненным латеральным профилем…………………………………………………………. 39 Кузнецова СВ. Разработка воспитательнойсистемы в вузе на примере ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет»……………………………………………………. 43 Покровский Б.Н. Школьное образование XXI века? (тупик, кризис, развитие )………………………………………………………………………… 46 Лобанова Ю.И.Сравнительный анализ выраженности склонности к предметной рефлексии у студентов технического вуза выпусков разных лет различных специальностей………………………………………………… 48 Артемьева В.А., Товбин Г.М.Разработка методики лабораторной работы для студентов по исследованию стрессоустойчивости………………………. 50 Садретдинова З.В.Характеристики психологической готовности к выбору

3

профессии и нравственная направленность личности у старших школьников ……………………………………………………………………... 52



МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО (по материалам 60-й международной конференции молодых учёных)

Оганян К.К.Психоаналитический подход к изучению социальных проблем молодёжи в современных условиях…………………………………. 56 Иванова Д.И.Самообучающаяся организация……………………………….. 59

Нескучаева О.В. Кто он компьютерный игрок? 61

Громадская Е.А.История – это один из инструментов формирования

человеческого сознания…………………………………………………………..63 64Авторы………………………………………………………………… ……. 65


Рекомендации по оформлению статей ………………………………………. 66

4

От редакции



ЗНАЧИМЫЕ СОБЫТИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РООУ БПА.

1. 26 апреля 2007 г. в помещении Санкт-Петербургского Государственного
Архитектурно-строительного университета состоялась годичная научная сессия
отделения «Практической психологии и социальных технологий» и
«Международной секции» Балтийской Педагогической Академии.

Сессия посвящена преемственности петербургской школы практической психологии и социальных технологий, заседание проходило в рамках 60-й Международной конференцией молодых ученых: «Актуальные проблемы строительства 2007», секция «практической психологии».



2. В рамках годичной сессии состоялся прием новых членов БПА.
Поздравляем

Этингову Валентину Андреевну (СПбГАСУ, кафедра практической психологии);

Покровского Бориса Николаевича (школа № 167, С-Петербург) со вступлением в Академию!

3. На сессии рассматривались следующие вопросы:

  • психоаналитический подход изучения социальных проблем молодежи в современных условиях (Оганян К.К.)

  • организационно-психологические проблемы работающих студентов (Анахина Д.С., Клобертанс В.М., Тупицина Н.И.)

  • самобучающася организация (Иванова Д.И.)

  • профессионально-значимые свойства менеджера в представлении студентов (Шишкина М.С.)

  • творчество – миф или реальность (Перова Е.Ю.)

  • тенденции исследования в современной эргономике (Абдулхакова Т.Р.)

  • представления о безопасности у студентов (Камалетдинова Л.Г.)

  • кто он компьютерный игрок? (НескучаеваО.В.) и др. Многие темы, звучащие на заседании, нашли отражение в настоящем выпуске БПА.

АНОНС

  1. В период с 24 по 27 октября 2007 г., планируется проведение совместного заседания отделения практической психологии, социальных технологий и международной секции БПА. По итогам заседания будет издан специальный выпуск вестника БПА.

  2. В декабре 2007 г. Планируется проведение годичной сессии Балтийской Педагогической Академии

По всем вопросам обращаться по тел. 575-05-05.

Будем рады Вашему участию!

Ученый секретарь ОПП и СТ РООУ БПА,

руководитель Международной секции: Артемьева В.А.

5

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ



И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

--------------------------------------------------------------------------------------------ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В

ОБРАЗОВАНИИ



Веселова Е.К.

Служба практической психологии в системе образования, как новое явление в российской действительности и ее воспитательные функции пока не получили глубокого философско-идеологического осмысления. На данном этапе ее развития идет накопление банка социально-психологических проблем, с которыми можно работать в рамках Службы, анализ опыта работы и последствий практического психологического вмешательства в жизнь участников образовательного процесса.

Рассматривая любые аспекты воспитания необходимо иметь в виду, что оно непосредственно связано с представлением о том, какой результат нужен обществу, каков желаемый образ будущего человека, гражданина, личности.

Воспитание в широком смысле – воздействие на человека всех окружающих условий, способствующее развитию данного человека. В узком смысле – совокупность приемов, имеющих целью развитие всех способностей ребенка в определенном направлении, сообразуясь с органическими свойствами воспитываемого, с его наследственными задатками, с окружающей его средой, национальными и социальными условиями. Различают воспитание физическое, умственное и нравственное [1]. В современном понимании воспитание – это процесс целенаправленного систематического формирования личности в соответствии с действующими в обществе нормативными моделями, обеспечение условий для формирования индивидуальной модели самосознания, для становления личностной и социальной идентичности ребенка, подростка.

Психологическая служба функционирует как некая подсистема в общей системе образования и транслирует клиентам через своих сотрудников ценности и нормы (нормативные модели) основных ментальностей российского общества.

На основании эмпирического исследования В.Е.Семенов [2] выделил четыре базовых российских менталитета как долговременных, исторически сложившихся умонастроений существующих и сегодня: 1) православно-российский, 2) коллективистско-социалистический, 3) индивидуально-капиталистический (гуманистический) и 4) криминально-мафиозный. Первый менталитет имеет тысячелетнюю историю в России и имеет в основе религиозные духовные ценности: новозаветную мораль (т.е. идеал жертвенной христианской любви), десять заповедей Ветхого завета, чистую совесть и соборность. Второй -коллективистско-социалистический - сформировался за три четверти ХХ века в СССР и выражает ценности коллективизма, вождизма, конформности, атеизма, социальной справедливости, труда на благо общества, утопической веры в коммунизм. Третий – индивидуалистически-капиталистический менталитет пришел в Россию с Запада, репрезентирует ценности индивидуализма, рационализма, личного успеха, прагматизма и денег как абсолютного эквивалента

6

всех других ценностей, выступает либо как гуманизм, основанный на протестантских религиозных ценностях, либо как атеистический эволюционный гуманизм. Четвертый – криминально-мафиозный, заметно проявившийся и распространившийся в конце 70-х годов выражает вульгарный материализм и гедонизм, культ грубой силы и обмана, клановую иерархию и мифологию. Кроме четырех базовых типов менталитетов, существенными являются и менталитеты других российских религиозных конфессий, прежде всего исламской, приобретающей в последнее время все больший вес. Существует также мозаично-конформистский псевдоменталитет, представляющий собой конгломерат «осколков» основных базовых менталитетов.



Каждый тип ментальности, носителем которого является та или иная общность людей, представляет собой модель самосознания, имеющую свои исторические корни и историю развития, характерную для данной культурной, религиозной или этнической общности, которая узнаваемым образом отличается от других моделей самосознания. Модели самосознания существуют независимо от индивидуального сознания и передаются в процессе воспитания и обучения, существования в общности людей. Группа, обладающая определенной идентичностью, является как бы «материнской матрицей», обеспечивающей социальные и духовные потребности формирующейся личности в рамках конкретной модели самосознания. Служба практической психологии в образовании также является социальным институтом – субъектом-носителем определенного рода нормативной модели самосознания.

Как показало исследование, основная нормативная модель, реализующаяся в Службе, базируется на ценностях гуманистической парадигмы, в которой первостепенное значение придается «развивающему воспитанию», понимаемому как оказание помощи и поддержки в личностном развитии через обогащение психологических ресурсов образовательной среды. Центральным понятием в определении целей и смысла деятельности Службы является «психологическое здоровье» [3].

Однако это понятие в рамках принятой гуманистической парадигмы включает только четыре уровня: соматический – телесное здоровье, психологический – психоэмоциональное самочувствие, личностное развитие, личностный адаптационный потенциал; социально-психологический – гармоничность системы отношений личности: межличностное общение со взрослыми и сверстниками, семейные отношения, школьные отношения; социальный – условия жизни, социальная защищенность, включенность в общественные структуры, оптимальный уровень социальной защищенности. Духовно-нравственный уровень, как имеющий самостоятельное важное значение в контексте воспитания личности отсутствует [3, c. 60-61].

Сегодня уже невозможно обходить вопрос о базовых ценностях воспитания стороной, так как, по-видимому, наиболее опасной и разрушительной тенденцией современного российского общества является кризис морали, разрушение традиционных нравственных норм. Воспитание нравственно здорового человека имеет стратегическое значение, является основой безопасности России в ближайшем будущем.

Анализ содержания 103-х программ психолого-педагогической работы с детьми, реализуемых в ППМС-центрах России, проводившийся в рамках

7

исследовательского проекта «Разработка научно-методического обеспечения и организационных основ деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры) I-V видов», показал, что практически ни в одной из них не ставится проблема духовно-нравственного воспитания. Это должно настораживать, ведь именно идеалы и нравственные ценности традиционно находятся в центре проблемы воспитания, а его ядром является формирование ценностно-нравственной сферы личности, способствование созреванию совести, как основного регулятора поведения в социальной сфере, обретению позитивной жизненной философии, личностной идентичности, смысла жизни. При этом очевидна важность философско-идеологической рефлексии базовых ценностей воспитания молодого поколения, так как идеология, идеалы воспитания, антропологический образ человека, выступающий как результат и цель процесса воспитания, определит судьбу российского общества уже в самом ближайшем будущем.



Парадоксально, но успехи демократии в России сопровождаются криминальной революцией, а примат гуманистических ценностей и концепций человека в образовании и воспитании воплощается в нравственном релятивизме, безоценочности и сопровождается разрушением личности молодых людей, их массовой моральной деградацией в процессе наркотизации и уходом в беспризорность и криминал.

Статистика свидетельствует, что российские подростки чувствуют себя несчастными и ненужными в семье и в обществе: за 5 лет (1995-2000) погибли в результате самоубийств 14 тысяч детей и подростков, количество наркоманов и токсикоманов среди юношей и девушек в возрасте 15-17 лет составило 86,7 на 100 тыс. человек. В настоящее время, по данным МВД России, в стране имеется (по самым минимальным подсчетам) 2 миллиона беспризорных детей.

Самоубийство подростков происходит по разным социально-психологическим причинам, но оно всегда означает, что подростки не видят смысла в дальнейшей своей жизни, не чувствуют себя нужными и любимыми, не видят будущего. Это глубокая экзистенциальная проблема, являющаяся следствием духовного вакуума социальной среды, ее нельзя решить, принимая в качестве основной гуманистическую валеологическую концепцию воспитания как формирования ценностной иерархии, в которой в качестве смысложизненных ценностей выступают здоровье, «качество жизни», материальное благополучие.

Сейчас уже очевидно, что гуманистическая концепция человека, повсеместно принятая в качестве центральной в образовании, не в состоянии позитивно формировать ценностно-смысловую сферу психологически здорового, жизнеспособного, социально полезного гражданина России. В гуманистической концепции человека нет главного – конечной цели развития личности, духовно-нравственного идеала. Соответственно, вопрос о нравственном воспитании практически не ставится, или ставится только формально, так как не определено «что хорошо, а что плохо», главное – это свобода, которая понимается в конечном итоге как вседозволенность.

С. Франк в своей книге «Свет во тьме» [4] показал, что атеистический гуманизм – вера в человека, лишенная религиозного и метафизического основания и основанная на замене веры в объективные, абсолютные ценности верой в

8

служение ценностям чисто субъективно-человеческим, - с самого начала таит в себе нигилистический, разрушительный мотив.



Гуманистические психологи экзистенциального направления подчеркивают, что каждый человек – создатель своего поведения, что он способен осознавать свой жизненный опыт, принимать решения, нести за них ответственность и свободно выбирать свои действия. Акцент делается на самом процессе развития, без указания его конечных целей. Как свободное существо человек ответственен за реализацию как можно большего числа возможностей. Люди, отказывающиеся от становления, отрицают, что в них самих заложены все возможности человеческого существования. Но возникает вопрос в том, какие же возможности реализуются? Опыт показывает, что чаще всего – негативные. Получается, что свобода выбора без указания позитивного пути развития гибельна, это увлекательный обман.

Вопрос о духовно-нравственном воспитании полноценно звучит и обсуждается только на конференциях специалистов образования, придерживающихся традиционных отечественных ценностей Православия, например, на ежегодных Рождественских чтениях, на многочисленных Покровских, Кирилло-мефодиевских, Глинских, Знаменских чтениях. На конференциях гуманистически ориентированных специалистов образования речь идет об адаптации, самореализации, коррекции, развитии личности – это важные вопросы, но не центральные с точки зрения современного кризиса нравственности, семьи и детства.

В целом, подводя итог, можно сказать, что психологические аспекты проблемы воспитания в рамках психологической Службы, необходимо рассматривать на двух уровнях. Первый уровень непосредственно связан с представлением о том, какой результат нужен обществу, каков желаемый образ будущего человека, гражданина, личности. К какой цели должны осознанно двигаться психологи и педагоги. Этот вопрос требует широкого обсуждения научной общественности.

Второй уровень касается этико-деонтологических требований к конкретным специалистам [5], осуществляющим психологическую помощь в рамках Службы практической психологии, к их личностным и нравственным качествам, к их профессиональной компетентности. На этом уровне требуются специальные исследования моральной надежности специалистов и диагностики профессиональных деформаций. Необходима также разработка критериев оценки позитивной духовно-нравственной направленности личности специалистов и программ профилактики и коррекции профессиональных деформаций применительно к деятельности помогающих специалистов в сфере образования.

ЛИТЕРАТУРА

1.Брокгауз и Эфрон. Малый энциклопедический словарь.

2.Семенов В.Е. Российская полиментальность и умонастроения современной молодежи // Молодежная

политика XXI века / Материалы Всероссийской ювенологической конференции. – СПб., 1999.

3.Факторы и критерии эффективности образовательных программ Службы практической психологии

человека. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 164 с.



  1. Франк С.Л. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии. М Факториал.1998. – 255 с.

  2. Веселова Е.К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность. Монография. СПб., СПБГУ, 2002. – 316 с.

*Российский государственный педагогический университет им .А.И. Герцена 9

СТАНОВЛЕНИЕ ПАРАДИГМЫ НОВОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ КОНЦА XX в.



Оганян К.М., Окладникова Е.А.

Современная социальная реальность России такова, что проблемы управления на всех уровнях общества, усложнившиеся и обострившиеся в последние десятилетия, соотносятся с проблемами развертывания человеческого потенциала как основы социально-экономического и культурного развития и как основы общей жизнеспособности общества.

Использование в антикризисной управленческой деятельности инновационных технологий рационализирующих процесс принятия управленческих решений, рожденных под влиянием количественной и административной школ менеджмента, привели к формированию нового мышления. Социология менеджмента определила новое мышление как антикризисное, гуманистическое (идеи А.Файоля, К.Арджириса, П.Сенге). Новое мышление (неклассическая методология) противостоит традиционному мышлению с его рационалистическим языком (дискурсом) и идеалом объективного знания по важнейшему параметру - отношению к человеку.

Авторы одного из последних пособий по неклассической методологии менеджмента писали: «В классической методологии человек противостоит действительности как наблюдатель (исследователь). Он изучает природу -естественную, искусственную (предметное тело цивилизации), социальную или все эти виды "природы" одновременно. Приобретенные им знания не меняют природу как таковую, хотя на основе этих знаний возможны изменения объектов по законам соответствующей природы. В этой методологии объект отличается от субъекта (противостоит ему), знание от действительности, желание, намерение от предметного действия и так далее. В этой парадигме организация есть объект особого рода, а люди - специфические объекты в этом объекте, компоненты организации с особыми свойствами, которые необходимо учитывать. В этом понимании мира познание есть такой "диалог с природой", в котором человек суть независимый от нее субъект своих желаний и намерений, а природа - независимая и безразличная к этим желаниям и намерениям реальность.

Принципиально иной характер имеет диалог с природой в неклассической методологии. Образно его можно сравнить с выяснением отношений между двумя небезразличными друг другу людьми. Здесь познание - исследование действительности - и есть ее изменение. В ходе диалога стороны приходят к пониманию друг друга, то есть действительность постигается не объективистски, а герменевтически. Здесь понимание реальности непосредственно совпадает с ее изменением и, одновременно, с изменением участвующих в диалоге сторон как составляющих самой этой реальности. А изменение связей и отношений участников в ходе диалога - есть изменение организации, понимаемой в самом широком смысле».[1, с.9]

Инновационные антикризисные социальные управленческие технологии могут быть для работы с людьми на субъектно-объектном уровне. Целью такой работы является формирование условий для выхода организации, а на глобальном уровне – социальной системы - из состояния кризиса. Первостепенной задачей при

10

достижении этой цели является создание качественной (т.е. эффективной) организации.



Хозяйственная реальность России 1990-х годов свидетельствовала о наличии в развитых странах разнообразных типов корпоративных структур - как традиционно индустриальных, так и принципиально новых. Сегодня доля индустриальных (с иерархической, пирамидальной структурой управления) значительно уменьшилась. Например, в начале 1960-х годов в США 500 крупнейших компаний обеспечивали 17 процентов валового национального продукта; к середине 70-х этот показатель достиг своего максимума на уровне 20 процентов, а в 1999 году снизился до 10 процентов.[2, с.155]

Сегодня хозяйственный рост сосредоточен в высокотехнологичных отраслях - производстве компьютерных программ и баз данных, компьютеров и электроники, в сфере телекоммуникаций, в здравоохранении, а также в издательской деятельности, рекламном бизнесе, "индустрии развлечений". Новые процветающие компании действуют, главным образом, в весьма узких секторах рынка и не только максимально отвечают нуждам клиентов, но и формируют у них качественно новые потребности, серьезно отличаясь в этом аспекте от промышленных гигантов, ориентированных на массовое производство.

К числу таких процветающих компаний относятся, прежде всего, те, которые были наиболее высокотехнологичными. Многие из них, ныне уже завоевавшие мировой рынок, обязаны своим феноменальным взлетом одному или нескольким людям - их основателям и владельцам. Эти владельцы, подобно владельцам мелких компаний, продолжают контролировать свое детище на протяжении всей своей жизнри. Так, Б.Гейтс владеет сегодня 21 процентом акций "Майкрософт", оцениваемых более чем в 82 млрд. долл.; М.Делл контролирует около трети акций компании "Делл" стоимостью около 11 млрд. долл.; Дж.Безос заработал 2 млрд. долл. в качестве основателя "Amazon.com", интернетовской компании по продаже книг, капитализация которой составляет 6,3 млрд. долл., что превышает суммарную стоимость двух ведущих книготорговых фирм США -"Бордеро Груп" и "Бэрнс энд Ноубл"; Д.Фило и Дж. Янг стали миллиардерами, будучи совладельцами не менее знаменитой "Yahoo!", а С.Кейз владеет значительным пакетом акций созданной им "Америка-он-лайн", рыночная стоимость которой оценивалась летом 1998 года в 27 млрд. долл. Одним из наиболее показательных примеров может считаться успех компании "Комдирект", созданной с целью обслуживания вкладчиков и инвесторов в германском "Коммерцбанке"; фактически не обладая никакими материальными активами, данная компания, как ожидается, получит в ходе первичного размещения своих акций в июне 2000 года рыночную оценку на уровне 100 млрд. долл., что существенно превышает капитализацию самого "Коммерцбанка".[2, с.158]

Результатом достижения высокотехнологичными фирмами невиданных успехов на фондовом рынке становится формирование качественно новых отношений между работниками компании и ее руководством. Если в условиях индустриального строя инвесторы вкладывали свои средства (в основанном, деньги), наблюдая постоянный рост собственных активов той или иной компании, то сегодня рыночная стоимость креативных корпораций обусловлена в первую очередь высокой оценкой интеллектуального капитала ее работников, являющегося условием ее дальнейшего развития. Между тем,

11

высококвалифицированный современный специалист, предпочитающий экономическим стимулам возможность повышать свой интеллектуальный и культурный уровень, уже не имеет жесткой зависимости от компании, так как может производить свой информационный продукт и вне ее структур, имея необходимые средства производства в личной собственности. Он продает владельцам компании уже не свою способность к труду, а конкретные результаты интеллектуальной деятельности. Так, сегодня всё чаще возникает ситуация, когда все большая часть персонала стремится, как отмечал П. Дракер, "работать вместе с компанией, например, обрабатывая ее информационные потоки, а не работать на компанию "[3, с.15] Поэтому сегодня чаще складывается ситуация, когда компания больше нуждается в подобных сотрудниках, чем они в ней. Все более частыми становятся случаи, когда внешне процветающие корпорации резко снижали свои производственные показатели и даже поглощались конкурентами в связи с тем, что не могли обеспечить своим сотрудникам желанные условия деятельности, и с их уходом теряли тот интеллектуальный капитал, который прежде выступал основой их инвестиционной привлекательности.



Как писал Д.Вудрафт, сегодня "деньги и власть уже не могут ни купить, ни заменить солидарность и смысл"[4, с.147-148.] Новая система мотивации, которая вначале получила название "постматериалистической"[5, с.56], сегодня чаще обозначается уже как "постэкономическая" (post-economic).[6, с.39] Этот процесс отражает углубляющееся понимание того, насколько серьезно современная система мотивов и стимулов отличается от той, что еще недавно казалась незыблемой.

В результате принципы управления современной корпорации перестают основываться на законах функционирования иерархических структур. Предпочитающими традиционным экономическим стимулам возможность повышать свой интеллектуальный и культурный уровень, стремящимися воплотить в ходе производственного процесса свою индивидуальность, обогатить свои способности и качества работниками "следует управлять таким образом, как если бы они были членами добровольных организаций"[6, с.40]. Осознание руководством компаний (менеджерами) перспективности установки на солидарность и смысл меняет систему корпоративного управления самым радикальным образом. Работники и руководители современных компаний становятся уже не востребованными на определенное время механическими автоматами и владельцами бизнеса, а коллегами, будущее которых зависит от того, насколько оптимальным образом они выстроят взаимодействие между собой. В результате сегодня "корпорация представляет собой нечто большее, нежели совокупность процессов, большее, чем набор продуктов и услуг, и даже нечто большее, нежели ассоциация трудящихся людей. Высокотехнологичная, креативная по духу корпорация становится человеческим обществом взращивающим, как и все сообщества, специфическую форму культуры"[6, с.40-41]. Разумеется, что любая современная хозяйственная система "базируется на технологии, но в основе ее могут лежать только человеческие взаимоотношения; она начинается с микропроцессоров и заканчивается доверием"[6, с.42].

Таким образом, «вызовы времени», определенные процессами становлением в мире, где господствует европейский тип культуры, информационного общества, т.е. общества массовой культуры, общества консьюмеризма (иными словами, более

12

сытого общества, чем общество прошлых эпохи) поставили перед менеджментом предприятий новые проблемы. Одной из них стал вопрос «человеческого потенциала». Работы психологов и социологов привели к формированию нового мышления в в теории менеджмента. На теоретическом уровне вопрос решился заменой объективистской парадигмы на герменевтическую. На практическом уровне решение этого вопроса выразилось в развитии промышленных компаний, которые начинали действовать в узких секторах экономики, но использовали высокие технологии, требующие высокоинтеллектуальных работников. В заинтересованности трудом интеллектуалов сказалось сходство в особенностях производственной деятельности мелких высокотехнологичных компаний и их различие с деятельностью крупных промышленных гигантов.



Результатом стало становление новых отношений между руководителем и работником. Результаты выразились в смене установки на «деньги решают всё», на установку «солидарность и смысл деятельности».

ЛИТЕРАТУРА

1. Теория организаций и организационное проектирование(пособие по неклассической
методологии):Учебное пособие/Под ред. Т.П. Фокиной, Ю.А.Корсакова, Н.Н.Слонова. Изд-во Сарат. Ун-та,
1997.


  1. Иноземцев В.Л.Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М. :Логос, - 1999.

  2. Drucker P.F. Post-Capitalist Society. N.Y, 1995.

  3. Woodruff D. Money Unmade. Barter and the Fate of Russian Capitalism. Ithaca (N.Y.)-L., 1999.

  4. Булатов А. Вывоз капитала из России: вопросы регулирования // Вопросы экономики. 1998. № 3.

  5. Абалкин Л. Бегство капитала: природа, формы, методы борьбы // Вопросы экономики. 1998. № 7.

*Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭРГОНОМИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ «СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА.



следующая страница >>
Смотрите также:
Актуальные проблемы практической психологии и социальных технологий санкт-петербург
1536.32kb.
7 стр.
Актуальные проблемы современной трансперсональной психологии санкт-петербург
3257.54kb.
15 стр.
Актуальные вопросы психологии, социологии и социальных технологий санкт-петербург
1757.96kb.
10 стр.
Рабочей программы по дисциплине «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии» Место дисциплины в структуре ооп. Дисциплина «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии»
748.26kb.
4 стр.
Проблемы здоровья и экологии
3773.97kb.
37 стр.
«Актуальные проблемы теории и истории государства и права», проводимой Санкт-Петербургским университетом мвд россии 14 15 декабря 2007г
107.78kb.
1 стр.
1. Психология как наука: место среди других наук, цели и задачи в современном мире
234.07kb.
1 стр.
Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии
2221.08kb.
13 стр.
Проблемы здоровья
3706.95kb.
17 стр.
Проблемы здоровья
3674.46kb.
17 стр.
Проблемы здоровья и экологии
3553.76kb.
20 стр.
Проблемы здоровья и экологии
3357.05kb.
28 стр.