Главная
страница 1страница 2 ... страница 10страница 11
Фонд «Центр стратегических разработок – регион»


УТВЕРЖДАЮ

Директор фонда «ЦСР-Регион»




______________ Лоскутов Л.Л.




М.П. «19» декабря 2012 г.

Государственный контракт №418 от 27.09.2012.


ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ:
Доработка Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 г., включая инновационный раздел Стратегии, а также План реализации ключевых направлений развития Тамбовской области до 2020 г.

Этап 2
Разработка Плана реализации ключевых направлений развития Тамбовской области на период 2012-2017 годов с перспективой до 2020 г.

Разработка портфеля приоритетных проектов развития Тамбовской области

Разработка предложений по продвижению области для целевых групп: корпоративные инвесторы, высококвалифицированные специалисты и туристы

Москва 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ


1.Разработка Плана реализации ключевых направлений развития Тамбовской области на период 2012-2017 годов с перспективой до 2020 г 3

1.1.Новое качество жизни и демографическое развитие 3

1.2.Мероприятия по цели 2. Инновационное развитие и модернизация экономики 24

1.3.Мероприятия по цели 3. Повышение качества государственного и муниципального управления 71

2.Разработка портфеля приоритетных проектов Тамбовской области 75

2.1.Инвентаризация идей и проектов стратегического характера, нацеленных на развитие Тамбовской области. 75

2.2.Формирование портфеля (не менее 30) приоритетных проектов ТО 76

2.2.1.Проекты, инициированные федеральным центром, включая пилотные проекты 76

2.2.2.Проекты государственно-частного партнерства 79

2.2.3.Частные коммерческие проекты 85

2.2.4.Некоммерческие (государственные и муниципальные) проекты (мероприятия) 94

2.3.Формирование предложений по механизмам привлечения финансовых ресурсов федерального уровня и частных инвесторов для реализации данных проектов. Формирование партнерского взаимодействия государства, бизнеса и науки 98

3.Разработка предложений по продвижению области для целевых групп: корпоративные инвесторы, высококвалифицированные специалисты и туристы 98



  1. Разработка Плана реализации ключевых направлений развития Тамбовской области на период 2012-2017 годов с перспективой до 2020 г

Реализация целей стратегии достигается через выполнение целеориентированных мероприятий. В нижеследующих разделах описаны мероприятия, рубрицированные в соответствии с деревом целей Тамбовской области.


Основные цели подготовки плана мероприятий следующие:

  • определить приоритетность мероприятий, очередность и сроки их реализации, исходя из их социальной и экономической целесообразности, а также с учетом возможности финансирования из бюджетов различного уровня;

  • увязать имеющиеся и планируемые финансовые ресурсы с разрабатываемыми комплексами мероприятий;

  • обеспечить интеграцию мероприятий, носящих различный характер (научно-исследовательский, организационно-хозяйственный), в общий процесс достижения конечной цели, предусмотренной стратегией;

  • создать условия для оперативного и результативного управления рисками.



    1. Новое качество жизни и демографическое развитие

Достижение стратегической цели Тамбовской области «Новое качество жизни и демографическое развитие» требует решения нескольких приоритетных задач, обусловленных основными социальными проблемами региона:

1.1. Развитие здравоохранения

1.2. Развитие образования

1.3. Поддержка семьи

1.4. Социальная поддержка и обслуживание населения

1.5. Развитие культуры

1.6. Развитие массовой физкультуры и спорта

1.7. Повышение эффективности реализации молодежной политики

1.8. Развитие рынка труда и содействие занятости населения

1.9. Обеспечение положительного сальдо миграции

1.10. Обеспечение населения качественным и доступным жильем и услугами ЖКХ

1.11. Обеспечение благоприятной окружающей среды

1.12. Обеспечение безопасности населения области, защита его жизненно важных интересов и противодействие преступности


Достижение поставленной цели осуществляется в рамках реализации мероприятий, обозначенных в следующих программных документах Тамбовской области:

  • Концепция демографической политики Тамбовской области на период до 2025 г.;

  • Региональная программа «Модернизация здравоохранения Тамбовской области на 2011-2012 годы»;

  • Ведомственные программы Управления здравоохранения Администрации Тамбовской области;

  • Долгосрочная целевая программа области «Социальное развитие села до 2013 года»;

  • Целевая программа области «Дети Тамбовщины» на 2012-2014 годы;

  • Комплексная программа области «Право ребенка на семью» на 2010-2013 годы;

  • Аналитическая ведомственная целевая программа области «Социальная поддержка многодетных семей в Тамбовской области на 2010 – 2012 годы»;

  • Ведомственная целевая программа «Развитие системы детско-юношеского спорта в Тамбовской области на 2012-2014 годы»

  • Ведомственная целевая программа «Развитие спортивных клубов по игровым видам спорта в Тамбовской области на 2012-2014 годы»

  • Ведомственная целевая программа «Поддержка тренеров-преподавателей, областных государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности»

  • Региональная программа Тамбовской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом.

Основными современными проблемами демографического развития области, на решение которых направлена деятельность в рамках приоритета, являются:



  • Проблемы рождаемости

    • Низкий уровень рождаемости, в том числе пониженная доля семей с двумя и более детьми;

    • Низкий социальный статус семей с несколькими детьми;

  • Проблемы смертности

    • Проблема здоровья детей и младенческая смертность, связанная со здоровьем матерей;

    • Низкая ожидаемая продолжительность жизни;

    • Высокий уровень смертности населения в трудоспособных возрастах, в том числе повышенный уровень смертности у мужского населения;

  • Миграционные проблемы

    • Миграционный отток населения за пределы региона на постоянное место жительства;

    • Низкая миграционная привлекательность области для постоянного места жительства;

    • Проблема временной трудовой миграции.

Решение данных проблем возможно в рамках общей социально-экономической политики, направленной на обеспечение занятости населения, повышения уровня доходов населения, улучшения качества рабочих мест, инновационного развития экономики, а также в рамках отраслевых направлений политики, связанных с улучшением здоровья населения и развитием здорового образа жизни, проведением молодежной и семейной политики, миграционной политики.


1.1.1 Развитие здравоохранения

Обеспечение приоритетного направления «Развитие здравоохранение» предполагает реализацию комплекса мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни населения, предупреждение и борьбу с отдельными наиболее значимыми для области группами болезней (сосудистыми заболеваниями мозга и инфарктом миокарда, социально-значимыми болезнями, урологическими болезнями), развитие первичной медицинской помощи, поддержание и улучшение работы сети медицинских учреждений.

При реализации всех мероприятий развития здравоохранения делается акцент на таких мерах государственной политики, как: улучшение материально-технического оснащения учреждений здравоохранения, внедрение современных стандартов оказания услуг здравоохранения, подготовка и переподготовка медицинских работников.

В рамках реализации данного направления необходимо разработать региональную государственную программу развития здравоохранения Тамбовской области на период до 2020 года, которая объединит отдельные мероприятия, осуществляемые в рамках ведомственных целевых программ.


1.1.2. Развитие образования

Развитие образования является одним из ключевых направлений политики по стимулированию инновационного развития в части развития человеческого капитала области. Качественное улучшение состояния системы образования и подготовки учащихся остается одним из важнейших приоритетов образовательной политики.

Система мероприятий по развитию образования осуществляется в рамках реализации Государственной программы Тамбовской области «Развитие образования Тамбовской области » на 2013–2020 годы.
Комплекс мероприятий по развитию образования включает 4 группы:


  • Развитие дошкольного образования;

  • Развитие общего и дополнительного образования;

  • Развитие профессионального образования;

  • Защита прав детей, государственная поддержка детей-сирот и детей с особыми нуждами.

В рамках каждой из групп мероприятий присутствуют направления деятельности по обеспечению функционирования и модернизации существующей образовательной системы, повышению качества образовательных услуг, стимулированию инновационной деятельности образовательных учреждений.

Группа мероприятий по развитию дошкольного образования включает проекты по строительству дошкольных образовательных учреждений, оснащению дополнительных мест в действующих дошкольных учреждениях. Важным направлением деятельности становится выплата стимулирующих надбавок педагогам, повышающим качество работы учреждений дошкольного образования. Приоритетным для стимулирующей поддержки становятся инновационные учреждения, осуществляющие общеобразовательную и предшкольную подготовку.

Мероприятия по развитию общего и дополнительного образования нацелены на сохранение действующей сети, укрепление кадрового потенциала и стимулирования талантливых детей. Основными мероприятиями являются:


  • Работы по строительству и реконструкции зданий общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования;

  • Развитие материально-технической базы образовательных учреждений;

  • Выплаты стимулирующего характера молодым специалистам;

  • Предоставление материальной поддержки лучшим общеобразовательным учреждениям и обеспечения единовременных стимулирующих выплат лучшим учителям общеобразовательных учреждений;

  • Организация обучения одаренных детей в школах при ВУЗах;

  • Проведение региональных олимпиад, творческих, интеллектуальных, научно-практических и других мероприятий для школьников;

  • Организация научно-практических мероприятий для педагогов области.

Мероприятия по развитию профессионального образования направлены на модернизацию и повышение роли областных учреждений профессионального образования в системе генерации знаний области. В рамках направления предполагается:

  • Обеспечение деятельности и материально-техническое переоснащение учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;

  • Создание и развитие рыночно-ориентированных центров (ресурсных, сертификации профессиональных квалификаций, учебных центров повышения квалификации) при учреждениях среднего и начального профессионального образования;

  • Осуществление выплат стимулирующего характера лучшим преподавателям учреждений профессионального образования;

  • Создание и развитие инновационных структур на базе учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования;

  • Осуществление целевой подготовки врачей в медицинских высших учебных заведениях для работы в медицинских учреждениях области;

  • Проведение региональных научных, научно-практических, технологических выставок, конкурсов, ярмарок, в том числе с инновационной направленностью на базе учреждений среднего и высшего профессионального образования области.

Важным направлением образовательной политики также остается защита прав детей, государственная поддержка детей-сирот, детей с особыми нуждами. Основными мероприятиями в рамках данного направления являются:

  • Обеспечение деятельности школ-интернатов и детских домов;

  • Обеспечение деятельности (содержание) государственных учреждений, оказывающих услуги в сфере образования (Центры «Ради будущего», «Планета любви»);

Стимулирования развития институтов усыновления (удочерения) и опекунства путем единовременной и регулярной материальной помощи.
1.1.3. Поддержка семьи

Политика области по поддержке семьи и семейных ценностей направлена на социальную поддержку многодетных семей, социальную поддержку семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей.

Улучшение жилищных условий молодых семей является важнейшим элементом стимулирования создания семей, обеспечения роста рождаемости и в том числе первых рождений.

Поддержка многодетных семей способствует повышению социального статуса семей с несколькими детьми, позволяет обеспечить минимальные социальные гарантии детям, проживающим в многодетных семьях. Программа предполагает следующие меры:



  • улучшение жилищных условий многодетных семей;

  • обеспечение бесплатного питания детям, обучающимся в общеобразовательных учреждениях, бесплатную выдачу лекарств детям в возрасте до 6 лет, обеспечения бесплатными проездными билетами детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;

  • выплаты ежемесячного пособия на каждого ребенка, денежной выплаты на приобретение школьной и спортивной формы, предоставления 70% скидки по оплате, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание детей в дошкольном образовательном учреждении, предоставления единовременной выплаты на приобретение коровы;

  • возмещения расходов на обучение (переобучение) членов многодетной семьи.

Направление по созданию благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, социальной поддержки семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации предполагает следующие мероприятия:

  • Обеспечение условий для рождения здоровых детей, профилактику врожденных и наследственных заболеваний.

  • Профилактику и снижение детской заболеваемости, инвалидности и смертности

  • Создание условий для выявления одаренных детей их личности, социальной самореализации и профессионального самоопределения;

  • Развитие системы стимулирования одаренных детей, в том числе воспитывающихся в малообеспеченных семьях;

  • Оказание социальной поддержки семьям с детьми в трудной жизненной ситуации;

  • Обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье, создание необходимых условий для воспитания в семьях граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их социализация в обществе;

  • Вовлечение воспитанников интернатных образовательных учреждений в культурную, спортивную и досуговую деятельность;

  • Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

  • Обеспечение организации отдыха и оздоровление детей, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, развитие специализированных видов отдыха, комплексной безопасности в организациях отдыха детей и их оздоровления.


1.1.4. Социальная поддержка и обслуживание населения

1.1.5. Развитие культуры

1.1.6 Развитие массовой физкультуры и спорта

Основными направлениями деятельности области по развитию физической культуры и спорта являются:



  • Вовлечение в систематические занятия физической культурой и спортом в спортивных школах детей и юношей;

  • Улучшение качества работы учреждений детско-юношеского спорта за счет материального стимулирования лучших учреждений и тренеров;

  • Развитие областных профессиональных спортивных клубов по хоккею и баскетболу.

В рамках направления по развитию детско-юношеского спорта акцент в деятельности области сделан на улучшении условий занятий спортом, в том числе за счет развития материально-технической базы спортивных учреждений дополнительного образования, а также спортивных объектов на базе общеобразовательных учреждений. Среди учреждений дополнительного образования особенно выделяется спортивная школа «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Академия футбола».

Неотъемлемой составляющей развития детско-юношеского спорта является улучшение качества работы тренерского состава. Для реализации данного направления в области проводится программа по материальному стимулированию лучших тренеров и спортивных учреждений, в том числе единовременные выплаты и материальная поддержка молодым специалистам.

Развитие профессионального спорта в области связано с повышением эффективности деятельности профессиональных баскетбольного клуба «Тамбов» и хоккейного клуба «Тамбов».


Реализация стратегического приоритета, в особенности в части развития детско-юношеского спорта, будет способствовать улучшению здоровья населения и соответственно снижению заболеваемости и смертности населения, росту ожидаемой продолжительности жизни.
1.7. Повышение эффективности реализации молодежной политики

1.1.8. Развитие рынка труда и содействие занятости населения
Основным элементом развития рынка труда области является создание новых качественных рабочих мест. Реализация направления будет проходить, преимущественно, в рамках инвестиционной и инновационной политики региона.

Отраслевое направление деятельности по содействию занятости населения направлено на снижение уровня безработицы. В рамках направления предполагается проведение следующих мероприятий:



  • Улучшение информационного обеспечения содействия занятости населения;

  • Организация профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки, повышения квалификации граждан;

  • Организация временного трудоустройства, в том числе в рамках общественных работ, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, несовершеннолетних граждан во время, свободное от учебы;

  • Содействие самозанятости безработных граждан;

  • Содействие в переезде с целью поиска работы;

  • Социальная и психологическая работа по адаптации безработных граждан.


1.1.9 Обеспечение положительного сальдо миграции

Необходимыми элементами обеспечения положительного притока мигрантов на территории области является создание необеспеченных собственными трудовыми ресурсами рабочих мест и формирование высокого уровня и качества жизни на территории области. Решение данных проблем возможно только в рамках комплекса мер социально-экономической политики. Среди отраслевых направлений по формированию миграционного притока области можно выделить:



  • переселение соотечественников на территорию области;

  • развитие Тамбова как центра высшего образования для жителей других регионов;

  • стимулирование временной трудовой миграции через увеличение квот на иностранную рабочую силу.

Тамбовская область является одним из участников федеральной программы переселения соотечественников, проживающих за рубежом. В регионе проекты переселения реализуются в шести сельских районах области: Первомайский, Петровский, Мичуринский, Никифоровский, Староюрьевский и Сосновский. Основными механизмами реализации программы является содействие в получении временного жилья или включения в региональные и федеральные программы по приобретению постоянного жилья, содействие в поиске работы на начальном этапе.

Важным направлением по стимулированию миграционного притока в область является развитие роли высших учебных заведений Тамбовской области в образовательной системе России. Для реализации данного направления может быть проведен ряд мероприятий, в частности: строительство современного кампуса общежитий высших учебных заведений Тамбова на территории проекта Новый Тамбов; усиление информационной работы ВУЗов области на территории соседних регионов, участие в образовательных ярмарках в соседних регионах; развитие системы платных образовательных услуг в ВУЗах области для представителей других регионов, в том числе магистрских программ и аспирантуры.

1.1.10 Обеспечение населения качественным и доступным жильем и услугами ЖКХ
Формирование нормальных жилищных условий для населения, обеспечение жителей качественным и доступным жильем является необходимом условием для притока мигрантов, роста качества и уровня жизни населения, развития творческой инновационной среды региона.

Реализация цели включает три направления деятельности:



  • Строительство нового комфортного жилья;

  • Капитальный ремонт жилищного фонда и переселение жителей из аварийного жилья;

  • Развитие жилищной инфраструктуры.

В рамках направления по строительству нового жилья предполагается реализовать два ключевых мероприятия. Приоритетным является проект «Новый Тамбов», предполагающий строительство нового микрорайона в г. Тамбове. Помимо свободной продажи жилья в новом районе предполагается строительство жилья для переселения жителей из аварийных домов в центральной части Тамбова. Вторым мероприятием может стать проект по строительству жилья в районных центрах в рамках соответствующего МКП.

Направление по обеспечению капитального ремонта жилья предполагает участие области в проведении капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств областного бюджета, привлечения федерального финансирования и средств застройщиков. Важным мероприятием на среднесрочную перспективу остается формирование жилищного фонда и переселение граждан из аварийного жилья.



Одним из важных лимитирующих факторов развития комфортной жилищной среды остается состояние коммунальной инфраструктуры. В рамках направления предполагается реализация мероприятий по установлению долгосрочных тарифов; привлечению частных операторов к управлению коммунальными системами; внедрение инновационных технологий в коммунальном хозяйстве; строительство и реконструкция объектов водоснабжения и водоотведения.

1.1.11. Обеспечение благоприятной окружающей среды
1.1.12. Обеспечение безопасности населения области, защита его жизненно важных интересов и противодействие преступности
Приоритетным направлением деятельности по обеспечению безопасности населения в условиях роста природных и техногенных рисков становится комплекс мероприятий по совершенствованию организации сил ликвидации и предотвращения чрезвычайных ситуаций, тушения пожаров, обеспечения безопасности на водных объектах. Группа мероприятий включает работу по модернизации материально-технического обеспечения систем ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствованию системы подготовки лиц, действующих в чрезвычайных ситуациях, развитие систем оповещения, проведение информационной работы по предотвращению негативных последствий чрезвычайных ситуаций.
Таблица 1. Мероприятия по цели 1. Новое качество жизни и демографическое развитие

следующая страница >>
Смотрите также:
Отчет о научно-исследовательской работе
19.38kb.
1 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе студентов рудн 2012 г
138.77kb.
1 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе по теме
4703.05kb.
21 стр.
Отчет о научно-исследовательской, научно-методической и художественно-творческой работе
335.01kb.
1 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе кафедр менеджмента и государственного и муниципального управления
289.47kb.
1 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе структура и правила оформления
453.82kb.
1 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе
3866.61kb.
20 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе по Государственному контракту №02. 740. 11. 0603 от «22» марта 2010 г
124.67kb.
1 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе по исполнению Государственного контракта №900-01-41/06-12 от 23 мая 2012 г по теме
3371.97kb.
23 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе по исполнению Государственного контракта №900-01-41/06-12 от 23 мая 2012 г по теме
4553.39kb.
25 стр.
Отчет о научно-исследовательской работЕ кафедры
389.42kb.
7 стр.
Отчет по научно-исследовательской работе за 2012 год
2147.75kb.
10 стр.