Главная
страница 1

Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Современные проблемы управления риском», 20 октября 2010 г., Пермь

УДК 368.8

ОСОБЕННОСТИ ИСЛАМСКОГО СТРАХОВАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТЬ

ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ

Цапаева Мария Юрьевна


Студентка ГОУВПО «Пермский государственный университет», 5 курс, экономический факультет, специальность «Финансы и кредит»,

614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15



capaeva.marija@rambler.ru
Данная статья посвящена достаточно новому продукту рынка страховых услуг – исламское страхование, или «такафул». Представлены концептуальные основы данного вида страхования, его отличительные черты, а также обосновывается необходимость его развития и применения в России.

Процесс глобализации с каждым годом заставляет людей с самыми разными культурными ценностями и представлениями о мире все теснее взаимодействовать друг с другом. Для нахождения общего языка не обойтись без взаимного уважения, основанного на глубоком знании соседствующих на земном шаре культур, традиций, религиозных и исторических предпосылках, характерных для той или иной нации или народа.

Речь пойдет об одном из самых многочисленных мировых сообществ, объединенных общей религией, – ислам. По данным «The World factbook 2004», мусульмане составляют до 1/5 мирового населения [3]. Главным сводом правил и предписаний, придерживаться которых должен каждый правоверный мусульманин, является шариат, основанный на Коране и Сунне, главных книгах ислама. Шариат обязывает не только соблюдать многочисленные религиозные традиции и ритуалы, руководствоваться определенными принципами в повседневной жизни, но также и предъявляет определенные требования к сфере финансов и ведению бизнеса. И страхование, как важная составляющая экономики, не является исключением. Традиционное страхование в том виде, в котором оно принято в Западном мире, является не соответствующим нормам шариата, а следовательно – запрещенным.

В коммерческом страховании присутствуют такие элементы, как риба (ростовщичество), мейсир (азарт) и гарар (неопределенность). Данные элементы неприемлемы, с точки зрения шариата, хотя мусульманские правоведы до сих пор не могут прийти к единому мнению о степени присутствия этих факторов в традиционных отношениях страхователя и страховщика.

Тем не менее законы делового мира предъявляют свои требования для защиты и сохранения финансовых и имущественных интересов, и поэтому был разработан альтернативный страхованию вид деятельности, получивший название такафул, что в переводе с арабского означает «предоставление друг другу взаимных гарантий».

Такафул, или исламское страхование, основан на особом механизме распределения прибылей и убытков, соответствующем принципам шариата, а потому удовлетворяющему потребностям мусульманского мира. Основная задача исламского страхования не просто защита своих интересов от непредвиденных обстоятельств путем солидарного участия в убытках, но также и получение прибыли.

Такафул делится на 2 вида:

1. Общий, практически аналогичный коммерческому имущественному страхованию.

2. Семейный, включающий личное страхование, но обладающий характерными отличительными чертами.

В основе концепции исламского страхования лежат следующие основные положения:



  1. В такафуле отсутствует избыточный гарар (неопределенность) за счет того, что часть взносов, выплачиваемая каждым участником рассматривается в качестве дара или добровольного пожертвования и направляется в специальный фонд, из которого при наступлении страхового случая предоставляется компенсация. Помимо выплаты, необходимой для покрытия ущерба суммы, участник может рассчитывать на доход от другой части взносов (на основе системы разделения прибыли и убытков) вне зависимости от наступления страхового случая. Оператор также, согласно условиям договора, знает свою долю в прибыли, оговариваемую заранее. Размер полученного дохода зависит исключительно от проводимых компанией операций и не представляет собой фиксированный, не зависящий от реально полученной прибыли процент. Жизнь же человека, его здоровье и собственность находятся во власти Аллаха, поэтому неопределенность в отношении того, что с ними может случиться, естественное состояние, с точки зрения ислама: «Поистине у Аллаха ведение о часе; он низводит дождь и знает, что в утробах, но не знает душа, что приобретет завтра, и не знает душа в какой земле умрет. Поистине, Аллах – ведущий, знающий!» (31:34) [2].

  2. Уплаченные взносы, или их часть, могут использоваться только в операциях, не запрещенных шариатом. Любая операция такафул-компании изначально может быть признана ничтожной, если в ней содержатся элементы, запрещенные исламом. В учредительных документах практически любой такафул-компании содержится положение об обязательном соответствии инвестиционной деятельности компании принципам шариата.

  3. Основная цель исламского страхования состоит в обеспечении гарантией рисков участников. Стороны договора исламского страхования (такафула) могут выступать как в роли тех, кто предоставляет гарантию, так и тех, кому предоставляется гарантия.

  4. Такафул-бизнес, как правило, основан на механизме распределения прибыли под названием «мудараба». Страхователь и такафул-компания выступают в качестве равноправных партнеров. Страхователь участвует в данном «совместном предприятии» своим капиталом, а компания выступает в роли управляющего, вкладывая свой труд, знания и опыт. Исламская страховая компания не может заниматься деятельностью, противоречащей Шариату: взимать проценты, держать игорные дома, торговать спиртным. Существование же такого доверительного товарищества отнюдь не исключается мусульманским правом. По мнению некоторых факихов, исламский банк должен учредить страховую компанию, которая будет использовать страховые взносы участников в деятельности, приносящей пользу всей умме. В случае же наступления страхового случая для одного из коллективных страхователей, он получает денежную компенсацию (по схеме: он помог обществу – общество помогло ему).

  5. За деловой активностью такафул-компаний призван наблюдать шариатский наблюдательный совет, в задачи которого входит оценка новых продуктов (услуг) компании, а также проводимых ею операций с точки зрения их соответствия нормам и принципам мусульманского права.

  6. Все стороны договора исламского страхования должны действовать в соответствии с принципом utmost good faith (наивысшей добросовестности).

  7. Страхователи имеют право выдвинуть своих представителей в совет директоров такафул-компании.

  8. В такафуле, в отличие от коммерческого страхования, не нарушаются условия наследования в соответствии с требованиями шариата.

  9. Значимой разницей между кооперативным страхованием исламской финансовой системы и коммерческим страхованием традиционной западной системы является то, что в западной системе страхования страховая компания ориентируется на получении прибыли от взносов застрахованных лиц, в то время как в исламском кооперативном страховании основная цель – это снижение финансовых потерь, которым подвергаются его члены [1].

Вполне логичной и оправданной потребностью компаний, занятых в такафуле, является перестраховочная защита. Перестрахование на принципах мусульманского права, или ретакафул, в свое время вызвало среди правоведов большие дебаты. На данный момент основной проблемой рынка является недостаточное количество ведущих подобный бизнес компаний, и, как следствие, недостача перестраховочных средств. На данный момент в мире существует 8 ретакафул-компаний. Специалисты по мусульманскому праву пришли к выводу о том, что при условии отсутствия альтернативы компании исламского страхования разрешается прибегнуть к услугам традиционной перестраховочной защиты. До 80% рисков в странах Среднего Востока перестраховано подобным образом.

В 1985 г. Высший совет мусульманских правоведов признал систему такафула альтернативной формой страхования, соответствующей всем правилам и требованиям шариата. Первые попытки введения исламского страхования были осуществлены в 1970 г. в Египте, Судане и ОАЭ, в этом же году крупнейшая финансово-промышленная группа Саудовской Аравии «Далла Аль-Барака Групп» (Dallah Al Baraka Group – DAG) создала первую страховую компанию в Манаме.

В настоящее время исламские страховые компании действуют в Дубае (Islamic Arab Insurance Company с 1979 г.), Бахрейне (Islamic Insurance & Reinsurance Co), Тунисе (BEST Reinsurance), а также Islamic Mutual Insurance Company, созданная в 1994 г. Jordan Islamic Bank и подразделением Al Baraka Investment & Development (ABID). В 1987 г. были созданы две страховые и инвестиционные компании ABID для предоставления услуг в соответствии с положениями шариата и поощрения инвестиционной деятельности физических лиц, банков и корпораций (Al Tawfeek Company for Investment Funds Ltd и Al Amin Company for Securities and Investment Funds) [5].

В последние годы Россия активно налаживает отношения со многими государствами Востока. Этому способствуют как изменение приоритетов в российской внешней политике, так и объективная экономическая потребность во взаимовыгодном экономическом сотрудничестве с потенциальными партнерами в странах третьего мира.

В связи с этим закономерным является появление в нашей стране различных финансовых институтов, действующих на принципах ислама, в том числе института такафул-компаний. Однако процесс развития исламского страхования в России займет достаточно много времени (минимум несколько десятков лет) и будет сопряжен с теми трудностями, с которыми сталкивается все новое и неопробованное. При этом было бы ошибочно рассматривать появление такафул-оператора в Российской Федерации как дань экзотике или в качестве сомнительного экономического эксперимента с неизвестным результатом. По мнению автора, учреждение такафул-компании в России желательно по следующим причинам:

1) исламское страхование, в отличие от коммерческого, полностью соответствует требованиям шариата. Потенциальными клиентами такафул-компании в России могут быть более 10 миллионов этнических мусульман, проживающих на территории нашей страны. Можно, конечно, возразить, что заключение договора с неисламским страховщиком - не самый страшный грех. Один из принципов шариата, вошедший в “Маджаллу”, учит, что нужно выбирать наименьшее из двух зол. Однако если возможно избежать сомнительных, с точки зрения шариата, моментов, необходимо выбрать то, что будет больше соответствовать положениям ислама: “Оставь сомнительное и возьми несомненное!”;

2) многие торговые и финансовые партнеры России на Ближнем Востоке не спешат инвестировать деньги в различные взаимовыгодные проекты, опасаясь нестабильности экономической ситуации и недобросовестности российских коллег. При таком положении дел уместно учредить такафул-компанию, которая обеспечивала бы гарантией риски мусульманских инвесторов;

3) страховой рынок России нуждается в развитии конкуренции. Договоры, предлагаемые такафул-компаниями, помогут внести разнообразие на отечественный рынок страховых услуг, тем самым способствуя развитию страхования в России;

4) такафул-компании в России, помимо всего прочего, будут стремиться инвестировать свои средства в объекты, имеющие отношение к исламу и мусульманам, что не может не отразиться на увеличении благосостояния членов мусульманской общины, составляющей значительную часть населения страны.

Тем не менее к объективным факторам, затрудняющим развитие исламского страхования можно отнести:

- отсутствие высокого спроса на исламские финансовые продукты ;

- неразвитость правовой базы;

- низкий уровень страховой культуры у населения;

- исламофобия, в том числе среди чиновников, отвечающих за надзор в сфере финансов;

- неэтичное деловое поведение бизнесменов и граждан. Высокий процент мошенничеств при участии сотрудников страховых компаний.

К субъективным факторам в свою очередь относятся:

- неготовность исламских страховых компаний из мусульманских стран развивать бизнес России;

- отсутствие практического интереса со стороны крупных страховщиков в России к исламской системе страхования;

- нехватка квалифицированных специалистов по исламскому страхованию.

Несмотря на ряд сдерживающих факторов, в России все же ожидается появление страховой компании, деятельность которой будет основана на соответствии нормам Шариата. Логистическая инвестиционная группа ЛИГ «Сафинат» и «Альянс-Капитал» Казань подписали соглашение о создании в России первой такафул-компании (об этом сообщила пресс-служба страховой компании).

Планируется, что российская компания будет готова начать работу с клиентами уже в первом квартале 2010 г. В качестве пилотных такафул-продуктов будут предложены: авто-каско, страхование имущества, страхование паломников. Первые представительства будут открыты в Москве и Казани.

«Создание в России такафул-компании – это абсолютно закономерный шаг к качественному развитию рынка страховых продуктов в России. В нашей стране не представлены финансовые продукты, отвечающие духовным нормам ислама, хотя в России традиционно проживает значительное количество представителей этой религии. Кроме того, мы уверены, что такафул-страхование будет востребовано и другими категориями клиентов, заинтересованными в альтернативе существующим видам страхования», – отметил вице-президент по финансам ЛИГ «Сафинат» Шамиль Муртазалиев [4].

Практическая работа над проектом началась весной 2009 г., за это время проделан значительный объем исследований и согласований. Техническим консультантом выступила одна из крупнейших в мире такафул-компаний – «Первая кувейтская такафул-компания» (First Takaful Insurance Company). В результате была разработана организационная и бизнес-модель, полностью соответствующая российскому законодательству и этическим нормам ислама.

К исламскому страхованию проявляют интерес и другие страховые компании. Например, ООО «Страховая компания «Альянс РОСНО жизнь» (АРЖ) заключило меморандум о взаимопонимании с Российским центром исламской экономики и финансов (создан на базе Российского исламского университета (РИУ) по вопросам обучения исламскому страхованию «Такафул», сообщила пресс-служба университета. Меморандум предполагает, что АРЖ на возмездной основе будет обучать работников основам оказания такафул-услуг для дальнейшего их оказания третьим лицам. СК также заинтересована в получении платных консультаций по разработке новых и/или адаптации существующих такафул-продуктов для их распространения в России.

Как пояснил Интерфаксу директор казанского филиала СК Сиразетдин Набиев, обучение начнется с сотрудников казанского филиала, однако интерес к такафулу проявляют филиалы и в других регионах РФ. Он отметил, что компания Allianz имеет филиалы в трех исламских странах и большой опыт в области страхования по законам Шариата. С. Набиев отметил, что пока компания будет вести обучение сотрудников на перспективу, т.к. внедрить услуги по исламскому страхованию не позволяет российское законодательство. «Как только законодательство позволит, мы откроем филиал и будем работать на полную мощность», – сказал он. По его словам, данными продуктами смогут пользоваться не только мусульмане (в России проживает 25– 30 млн мусульман), но и представители иных религий.

Так или иначе, появление исламских страховых компаний в России неизбежно. Вопрос только в том смогут ли они нормально функционировать в рамках нашего законодательства и настороженного отношения населения ко всему «исламскому и связанному с терроризмом», это сможет показать только время.



Список литературы

1. Автуханов Э.М. Исламский способ организации бизнеса // Мировая экономика и международные отношения. 2007. №9. С. 3 – 10.

2. Беккин Р. Что такое такафул (исламское страхование)? URL: http: //www.takafol.ru

3. Никишина К. С Кораном в руках URL: http: //www.takafol.ru

4. URL: http://allinsurance.ru

5. URL: http://islamic-finance.ru


THE FEATURES OF ISLAMIC INSURANCE AND THE POSSIBILITY OF ITS USE IN RUSSIA

Tsapaeva Maria Yurevna

PERM STATE UNIVERSITY
This article is devoted to the new product of the market of insurance services – Islamic insurance or «takaful». There are proved the conceptual bases of this kind of insurance, its distinctive features and also necessity of its development and application for Russia.

РЕКОМЕНДАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА

Статья Цапаевой М.Ю. «Особенности исламского страхования и возможность его применения в России» вызывает практический интерес, т.к. в практике российского страховщика пока не уделяется внимание национальному фактору. Тема исламского страхования актуальна для России, потому что в ней проживает порядка 30 млн мусульман.



Проблема, которая освещена в статье, заслуживает внимания как с практической, так и с этической точки зрения. Статья Цапаевой М.Ю. может быть рекомендована к печати.

Доцент кафедры финансов, кредита и биржевого дела Пермского государственного университета, к.э.н. Баяндина Виталия Анатольевна


Смотрите также:
Особенности исламского страхования и возможность его применения в россии
110.77kb.
1 стр.
Принципиально важной является установленная фз №384 возможность включения в его доказательную базу нормативных технических документов обязательного применения
11.2kb.
1 стр.
Стенограмма конференции «Канадский опыт реализации гендерных инициатив и возможность его применения в России»
1807.73kb.
11 стр.
Особенности применения аутсорсинга военными организациями
114.09kb.
1 стр.
Эволюция исламского права: теоретико-компаративистское исследование
1621.2kb.
8 стр.
Фз №212 от 24. 07. 2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд рф, Фонд социального страхования рф, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
45.54kb.
1 стр.
1. теоретические основы страхования и страхового рынка 5
1586.4kb.
5 стр.
1. теоретические основы страхования и страхового рынка 5
1745.46kb.
5 стр.
Контрольная работа по дисциплине: Защита растений
267.5kb.
1 стр.
Особенности криминалистического исследования гражданского и служебного нарезного оружия и следов его применения
341.75kb.
1 стр.
Стандарты противопожарного страхования предприятий
52.54kb.
1 стр.
Бюджетирование, ориентированное на результат: зарубежный опыт и возможность применения в россии
142.33kb.
1 стр.