Главная
страница 1


И. КОНОВАЛОВА,

кандидат юридических наук,

доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин,

заместитель декана юридического факультета

Московского государственного областного университета

ЗАРУБЕЖНАЯ СИСТЕМА ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ

(НА ПРИМЕРЕ США И НЕКОТОРЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН)

Понятие ювенальной юстиции «нельзя отождествлять только с ювенальными судами, но необходимо рассматривать как систему, включающую следующие элементы: а) особый круг лиц, на которых распространяется действие данной системы (несовершеннолетние); б) специальные меры уголовно-правового воздействия на них; в) особые процедурные нормы, регламентирующие процесс расследования и судебного разбирательства уголовных дел в отношении несовершеннолетних; г) специализированные органы судебной власти и учреждения, предназначенные для рассмотрения уголовных дел данной категории; д) органы и учреждения, предназначенные для исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних»1.

Система ювенального правосудия включает в себя в качестве неотъемлемой части профилактику преступлений несовершеннолетних, поскольку ювенальные суды в большинстве стран не только рассматривают дела, связанные с совершением преступлений лицами, не достигшими совершеннолетия, но и решают вопросы о предупреждении противоправного поведения несовершеннолетних «группы риска». Данное понимание ювенальной юстиции основано на широком подходе к проблеме правосудия, распространенном за рубежом, согласно которому «политика в области правосудия в отношении несовершеннолетних — это не политика, если она не включает в себя профилактику»1.

Во многих зарубежных странах виды и сроки наказаний и профилактических мер, которые могут быть применены к несовершеннолетним, варьируются в зависимости от их возраста. Уголовное законодательство зарубежных стран содержит нормы, устанавливающие возрастной порог, по преодолении которого лицо может быть привлечено к уголовной ответственности. Кроме того, в законодательстве указывается и предельный возраст лиц, привлекаемых к уголовной ответственности на специальных, более мягких условиях; как правило, это связано с достижением лицом совершеннолетия.

В некоторых странах минимальный возраст вообще не установлен, что позволяет привлекать ребенка к уголовной ответственности с момента рождения. Уголовное законодательство большинства зарубежных стран устанавливает более низкий возраст уголовной ответственности, чем в России. Так, Уголовный кодекс Швейцарии 1937 г. (ст. 82) предусматривал, что «к ребенку, который не достиг семилетнего возраста, настоящий закон не применяется»2, специальным постановлением в 2002 г. возраст правовой ответственности был увеличен до 10 лет3. В Англии до принятия Закона о детях и подростках 1933 г.4 по общему праву малолетним, не подлежащим уголовной ответственности, признавался ребенок, не достигший семи лет. Этим законом возраст наступления уголовной ответственности был повышен до восьми лет, а затем Законом о детях и подростках 1969 г. — до десяти лет. Минимальный возраст в семь лет установлен в Австралии, Иордании, Ирландии, Пакистане, а также по общему праву США (при этом дополнительно каждый штат устанавливает возраст привлечения к уголовной ответственности самостоятельно). В уголовных кодексах Колорадо и Луизианы указан десятилетний возраст, в уголовных кодексах Джорджии и Иллинойса — тринадцатилетний, в Уголовном кодексе Миннесота — четырнадцатилетний, в уголовных кодексах Нью-Гемпшира и Техаса — пятнадцатилетний, в Уголовном кодексе Нью-Йорка — шестнадцатилетний1.

Французское уголовное законодательство устанавливает, что «этот закон определяет такие условия, при которых могут назначаться наказания несовершеннолетним старше тринадцати лет»2 (с. 122-8 Уголовного кодекса Франции). Уголовный кодекс ФРГ (§ 19) предусматривает возможность привлечения к уголовной ответственности детей, достигших возраста четырнадцати лет3. Аналогичный возрастной порог привлечения к уголовной ответственности установлен в Румынии4.

Весьма целесообразным представляется использование подобного опыта зарубежных стран в установлении возраста уголовной ответственности для реформирования отечественного уголовного законодательства. Все большее распространение получают случаи совершения лицами в возрасте 12–13 лет деяний в виде умышленного причинения смерти либо причинения тяжкого вреда здоровью, участия указанных лиц в действиях террористического характера; ежегодно в стране выявляется более 300 тыс. общественно опасных деяний несовершеннолетних, причем 100 тыс. из них совершаются детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности1. С учетом изложенного вполне обоснованно снижение возраста уголовной ответственности в России за ряд преступлений, являющихся тяжкими и особо тяжкими до 12 лет.

Следует подчеркнуть, что вопрос о возможности привлечения лица к уголовной ответственности в зарубежном праве связан с понятием вменяемости. Так, по английскому праву невменяемость может быть обусловлена душевной болезнью, опьянением и возрастом, и в работах английских юристов, посвященных уголовному праву, эти вопросы традиционно рассматриваются в разделе об обстоятельствах, исключающих уголовную ответственность. Французский Ордонанс о правонарушениях несовершеннолетних № 45-174 от 2 февраля 1945 года также предусматривает возможность признания невменяемыми лиц моложе 18 лет2.

Устанавливая минимальный возраст, по достижении которого лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, зарубежное законодательство предусматривает «многоступенчатую» систему, которая для разных возрастных групп предусматривает разные меры воздействия. Например, английское уголовное законодательство различает три группы несовершеннолетних:

— малолетние дети в возрасте до 10 лет, в отношении которых существует неоспоримая презумпция об уголовной недееспособности;

— дети в возрасте от 10 до 14 лет. До издания Закона о преступлении и ином нарушении порядка 1998 г.3 по общему праву дети в возрасте от 10 до 14 лет также считались уголовно недееспособными, но эта презумпция не была неоспоримой: обвинение должно было доказывать наличие у ребенка «злонамеренности». Необходимость в особых доказательствах злонамеренности заключалась в том, что присяжные должны были задать несовершеннолетнему дополнительный вопрос о том, знает ли он, что поступает дурно. Законом о преступлении и ином нарушении порядка 1998 г. (ст. 34) презумпция общего права, в соответствии с которой ребенок в возрасте 10 лет и старше не способен совершить преступление, была отменена;

— подростки в возрасте от 14 до 17 лет (при назначении наказаний к ним приравниваются молодые люди в возрасте от 17 лет до 21 года).

Закон об уголовной юстиции 1982 г.2 в части 1 установил, какие именно наказания следует назначать молодым преступникам. Согласно принципам, предусмотренным в Законе, суд не может вынести приговор о тюремном заключении лицу, не достигшему 21 года, или заключить в тюрьму такое лицо на каком-либо основании.

Закон об уголовной юстиции 1988 г.3 упростил систему наказаний, связанных с ограничением свободы несовершеннолетних. Ранее применявшиеся виды наказания — лишение свободы молодежи и помещение в центр задержания — были заменены помещением в учреждение для молодых преступников. В такое учреждение могут направляться по приказу суда молодые люди в возрасте от 15 лет до 21 года за совершение преступлений, за которые взрослому преступнику может быть назначено наказание в виде тюремного заключения. Минимальный срок содержания в учреждении для молодых преступников для лиц в возрасте от 15 до 18 лет составляет два месяца, а для лиц в возрасте от 18 лет до 21 года — 21 день, максимальный срок — 12 месяцев. За освобожденными из учреждений для молодых преступников устанавливается надзор до достижения ими возраста 22 лет. В Законе 1988 г. перечислены три условия, только при наличии каждого из которых несовершеннолетний может быть направлен в учреждение для молодых преступников:

— в случае неисполнения им наказания, не связанного с лишением свободы, ввиду невозможности либо нежелания его исполнять;

— когда меры, связанные с ограничением свободы, требуются для защиты общества от возможного причинения серьезного вреда со стороны молодого преступника;

— при совершении тяжкого преступления, единственной подходящей санкцией за которое является санкция, связанная с ограничением свободы.

В указанные заведения помещаются также дети в возрасте от 10 лет и старше, осужденные за тяжкое или простое убийство, и подростки в возрасте от 14 лет и старше, осужденные за преступления (изнасилование, иные тяжкие насильственные преступления, ограбление или поджог), максимальным наказанием за которое для взрослых преступников является тюремное заключение на срок 14 лет или более.

Закон об уголовной юстиции и публичном порядке 1994 г.1 предоставил судам полномочие издавать приказы о направлении в закрытые воспитательные центры несовершеннолетних в возрасте от 12 до 15 лет, за совершение преступлений, за которые взрослому преступнику может быть назначено наказание в виде тюремного заключения. Срок содержания в закрытом воспитательном центре может составлять 4, 6, 8, 10, 12, 18 или 24 месяца. Несовершеннолетние содержатся в закрытых воспитательных центрах под стражей, получают в этих центрах трудовые навыки и образование. Для помещения в закрытый воспитательный центр подростка, не достигшего 15 лет, суду необходимо удостовериться, что он является «упорным» преступником. Если речь идет о подростке до 12 лет, то суд может направлять его в закрытый воспитательный центр только в том случае, когда несовершеннолетний уже был осужден за три и более преступления, подлежащие наказанию в виде тюремного заключения (для взрослых преступников), и нарушил приказ о надзоре, установленный в отношении него в соответствии с Законом о детях и подростках 1969 г.

Суд может издать приказ о направлении правонарушителя в центр посещений. Эта мера, как правило, применяется к лицам, ранее не судимым. Закон об уголовной юстиции 1982 г. устанавливает, что срок пребывания несовершеннолетнего в центре посещений составляет 12 часов, который может быть увеличен судом до 24 часов лицу в возрасте до 16 лет и до 36 часов лицу старше 16 лет, но не достигшему 21 года. Несовершеннолетний обязан посещать центр один раз в неделю и находиться там не более трех часов, при этом время его пребывания в центре не должно совпадать с учебными занятиями в школе или с его работой.

В случае совершения ребенком или подростком преступления, наказание за которое точно не определено в законе, суд вправе издать приказ, обязывающий его возместить в натуре вред, причиненный конкретному лицу или обществу в целом, либо «приказ о плане действий», в соответствии с которым осуществляется контроль над поведением несовершеннолетнего. Возмещение вреда может быть назначено только с согласия потерпевшего. Установленный в приказе срок возмещения вреда не должен превышать 24 часов, а требования, установленные судом, должны быть соразмерны серьезности совершенного преступления. Выполнение приказа не должно препятствовать учебе или постоянной работе правонарушителя либо вступать в конфликт с его религиозными убеждениями.

Приказ «о плане действий» издается судом на три месяца, в течение которых правонарушитель должен под надзором уполномоченного лица действовать согласно установленным в приказе требованиям, например, участвовать в каких-то мероприятиях или, напротив, воздерживаться от чего-либо, являться в центр посещений, посещать учебные заведения, произвести возмещение вреда в натуре.

Согласно статистическим данным, чаще всего (47% случаев) к подросткам мужского пола в возрасте 15–17 лет применяются меры, не связанные с лишением свободы, — так называемые общинные санкции (за исключением штрафа), 14% подвергаются штрафу, и столько же лишению свободы1.

Что касается собственно профилактических мер, наложение которых не требует проведения судебных процедур, в Англии Законом 1998 г. органам полиции предоставлены новые полномочия в области пресечения преступных проявлений со стороны детей и подростков. Например, констебль имеет право в случае совершения незначительного преступления лицом моложе 17 лет сделать ему выговор или предупреждение взамен возбуждения уголовного преследования, если, по мнению констебля, публичные интересы не требуют его осуждения. Эта мера может применяться к детям или подросткам, не имевшим ранее судимости, выговора или предупреждения. Выговор или предупреждение объявляются правонарушителю в полицейском участке в присутствии родителей или уполномоченных лиц и должны быть доведены до сведения правонарушителя доступным, понятным несовершеннолетнему языком, после чего констебль направляет правонарушителя в специальную молодежную группу для участия в реабилитационной программе.

В уголовном праве США нет единой, четко выраженной градации несовершеннолетних по возрасту, позволяющей применять к различным возрастным группам различные воспитательные меры и наказания. По общему праву лицо, не достигшее семилетнего возраста, не несет уголовной ответственности за свое поведение. Лицо, достигшее 14-летнего возраста, является уголовно-ответственным за совершенное им деяние в полном объеме. В возрасте от 7 до 14 лет в отношении несовершеннолетних действует опровержимая презумпция «неспособности» совершить преступление. Доказательства того, что несовершеннолетний в указанном возрасте понимал «неправильность» своего поступка, должны быть тем более весомыми и значимыми, чем моложе возраст лица, в отношении которого упомянута презумпция. Таким образом, в возрасте семи лет презумпция довольно сильна, постепенно ослабевает и совсем исчезает в 14-летнем возрасте. В связи с этим Б.С. Никифоров пишет, что «возможность преследования в уголовном порядке подростков, не достигших 14-летнего возраста, едва ли может быть морально оправдана»1. Однако в настоящее время вопрос о возрасте уголовной ответственности в США, как правило, регулируется законодательством штатов. Так, например, по Уголовному кодексу штата Миннесота «дети, не достигшие 14 летнего возраста, не способны совершить преступление. В возрасте от 14 до 18 лет могут преследоваться за уголовно-наказуемое деяние...»2. В Уголовном кодексе Нью-Йорка установлен 16-летний возраст уголовной ответственности, но дополнительно устанавливается возраст наступления уголовной ответственности за отдельные преступления: 13-летний — для привлечения к ответственности за тяжкое убийство II степени, а 14-и 15-летний — за довольно широкий круг преступлений, в том числе за похищение человека I степени, поджог I степени, нападение I степени, простое убийство I степени, изнасилование I степени и некоторые другие.

И в США, и в Великобритании предпринимаются попытки свести к минимуму юридическое вмешательство посредством использования таких мер, как постановка на учет малолетних правонарушителей в полиции или направление их на перевоспитание по общественным программам без судебного разбирательства и вынесения приговора.

В Объединенном Королевстве такое направление развития наиболее развито в Шотландии, где после доклада Килбрандона 1964 г. правосудие по делам несовершеннолетних было декриминализировано. Законом о социальной деятельности 1968 г. суды для несовершеннолетних заменены системой менее формального разбирательства, так называемой системой слушания по делам детей (children’s hearings), исключая тяжкие преступления1. Система слушаний по делам детей направлено на вовлечение несовершеннолетнего и его семьи в процесс достижения согласованного решения, которое обеспечило бы соблюдение интересов ребенка в первую очередь и наилучшим образом. В результате рассмотрения дела может быть назначено два вида воздействия — домашний и внедомашний надзор. Это дает возможность составу непрофессионалов в области юриспруденции, но профессионалов в области детства, решить, как поступить, чтобы в наибольшей мере соблюсти интересы ребенка: оправдать его, поставить под надзор социальных служб или поместить в специальное учреждение2. Выбор вида надзора принадлежит комиссии в составе трех представителей местного сообщества, имеющих соответствующее образование, в присутствии самого несовершеннолетнего, его родителей (опекунов) и социального работника, а в случае необходимости — педагога либо иного специалиста.

По германскому законодательству возрастное начало уголовной ответственности содержится не в Уголовном кодексе ФРГ, а в Законе об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних от 04.08.1953 г. в редакции от 11.12.1974 г. («Jugendgerichtsgesetz», JGG)3. Уголовный кодекс ФРГ, как указывалось выше, содержит лишь норму о том, что невменяемым является тот, кто при совершении деяния еще не достиг четырнадцати лет. Таким образом, уголовное законодательство ФРГ различает в зависимости от возраста и связанной с ним возможности привлечения к уголовной ответственности три категории лиц:

1) несовершеннолетние до 14 лет, привлечение к уголовной ответственности которых невозможно;

2) несовершеннолетние от 14 до 17 лет, возможность привлечения к уголовной ответственности которых зависит от того, находился ли несовершеннолетний в период совершения преступления в состоянии признания противоправности своего деяния в силу своей умственной и моральной зрелости либо нет.

3) молодые люди от 18 до 20 лет, которые привлекаются к уголовной ответственности, но с учетом исключений, предусмотренных § 105 раздела 1 Закона об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних 1953 г. В соответствии с ним молодой человек частично несет уголовную ответственность, если будет доказано, что во время совершения преступного деяния его умственное и моральное развитие, или же вид, условия и мотивы преступления представляли собой поступок несовершеннолетнего.

В ФРГ в соответствии с § 5 Закона об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних 1953 г. применяются следующие санкции: воспитательные меры, исправительные меры и наказания для несовершеннолетних.

Воспитательные меры (§ 9 Закона 1953 г.) назначаются по поводу совершенного правонарушения и представляют собой принудительное воспитательное воздействие на несовершеннолетнего. Воспитательные меры представляют собой указания о перевоспитании (предусматривающие предписания и запреты, касающиеся времени препровождения несовершеннолетнего), а также использование содействия в воспитании (которое выражается в обязательстве согласовывать меры по решению социальных сторон жизни подростка). Установленные в рамках воспитательных мер ограничения являются предписаниями и запретами превентивного характера по отношению к жизни молодых людей, направленные на поддержку и обеспечение их воспитания (§ 10). Устанавливаемые ограничения должны отвечать условиям определенности и возможности контроля за их соблюдением.

К исправительным мерам относятся предупреждение, возложение обязанностей и назначение ареста для несовершеннолетних (§ 13). Путем предупреждения «следует отчетливо показать молодому человеку неправомочность его поступка» (§ 14). В предупреждении указывается на тяжесть предъявленного обвинения и на последствия для потерпевшего и для общества в целом, в то же время ему делается предупреждение относительно дальнейших проступков. Возложение обязанностей имеет функцию возмещения ущерба (§ 15). Судья может постановить, чтобы несовершеннолетний:

— в меру его сил возместил нанесенный его проступком ущерб;

— лично извинился перед потерпевшим;

— отработал определенные часы;

— уплатил установленную сумму денег в адрес благотворительного учреждения.

Арест назначается несовершеннолетним в виде ареста на время досуга (не более двух раз в неделю), кратковременного (от двух до четырех дней) или длительного (от одной до четырех недель). По возможности арест назначается таким образом, чтобы его отбывание не приходилось на время обучения или работы несовершеннолетнего.

В качестве наказания несовершеннолетнему может назначаться лишение свободы и размещение молодого человека в исправительном доме для несовершеннолетних (абз. 1 § 17). Минимальный срок наказания составляет шесть месяцев, максимальный — пять лет (§ 18). Только в случае совершения преступления, за которое по общему уголовному праву может быть назначен срок лишения свободы свыше 10 лет, для несовершеннолетних срок лишения свободы может составить 10 лет.

Лишение свободы сроком до одного года может быть назначено условно, с учетом того, что само осуждение послужило для несовершеннолетнего предупреждением. Условно может быть назначено лишение свободы и на срок до двух лет, с возложением на виновного определенных обязательств, в случае добровольного согласия несовершеннолетнего принять на себя и исполнять указанные обязательства в течение испытательного срока (§ 23). Несовершеннолетний в течение всего испытательного срока находится под опекой лица, назначенного для оказания помощи условно осужденному (§ 24, 25). При совершении повторного преступления в период испытательного срока условное осуждение отменяется (абз. 2 § 26) и выносится постановление о приведении в исполнение наказания, назначенного несовершеннолетнему.

В научной литературе отмечается, что при применении любого вида санкций первостепенное значение имеет вопрос их воспитательного воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя1. Уголовным законодательством Германии устанавливается в качестве основополагающего принцип преимущественного воспитательного характера санкций, которые применяются с целью предотвращения дальнейшего негативного развития несовершеннолетнего. Санкции по отношению к несовершеннолетним применяются с учетом всех обстоятельств дела, а также личности преступника с целью обеспечения наибольшей вероятности перевоспитания.

Французский Ордонанс о правонарушениях несовершеннолетних от 2 февраля 1945 г. № 45-174 устанавливает специальный правовой режим ответственности несовершеннолетних. В его основе лежит презумпция уголовной неответственности лиц, не достигших 18 лет, которая, однако, не является неоспоримой: в некоторых случаях несовершеннолетний может быть признан виновным в совершении преступного деяния и осужден. В случае привлечения к ответственности действуют нормы специального института уголовной ответственности несовершеннолетних.

Как и законодательство других государств, французский Ордонас 1945 г. выделяет три группы несовершеннолетних:

1) несовершеннолетних, не достигших 13-летнего возраста, которым не может быть назначено наказание, что дает основания говорить, что для них презумпция уголовной неответственности является абсолютной. Французские профессора Конт и Мэстр дю Шамбон отмечают, что, говоря об уголовной неответственности лиц рассматриваемой группы, нужно иметь в виду два возможных варианта правовых последствий совершения такими лицами общественно опасных деяний. В одних случаях уголовная неответственность несовершеннолетнего в возрасте до 13 лет может быть основана на отсутствии вменяемости, поскольку малолетний возраст, как правило, исключает осознанность поведения. В других случаях суд может прийти к выводу, что ребенок, несмотря на его юный возраст, прекрасно понимал значение своего действия и был способен отличить хорошее от плохого. В подобных ситуациях, когда установлена вменяемость несовершеннолетнего и другие признаки преступного деяния (легальный, материальный, моральный), уголовная неответственность малолетнего, по мнению авторов, может быть объяснена исключительно тем, что законодатель решил не применять к такому лицу уголовное наказание из соображений гуманизма или каких-либо других. Но в этих случаях суд вправе применить к несовершеннолетнему меры безопасности, о которых идет речь в ст. 122-8 Уголовного кодекса Франции и ст. 2 Ордонанса 1945 г.: «…меры защиты, помощи, надзора и воспитания». Таким образом, применительно к рассмотренному случаю можно говорить, как полагают профессора, лишь о частичной уголовной неответственности1. Однако воспитательные меры, применяемые к несовершеннолетним, не являются наказанием, в связи с чем говорить об уголовной ответственности в подобном случае не следует;

2) несовершеннолетние в возрасте от 13 до 16 лет. К ним также может быть применена презумпция уголовной неответственности с назначением какой-либо воспитательной меры. Тем не менее с учетом более старшего возраста лиц этой группы и большей способности к пониманию значения своих действий презумпция уголовной неответственности может быть опровергнута и лицу может быть назначено наказание, «если обстоятельства дела и личность правонарушителя этого требуют» (ст. 2 и ст. 18 Ордонанса 1945 г.). Трибунал по делам несовершеннолетних может вынести постановление о применении одной из следующих воспитательных мер: передача родителям, опекуну, лицу, который за ним присматривает, или лицу, заслуживающему доверия; помещение в государственное или частное учреждение по воспитанию или профессиональному обучению; помещение в медицинское или медико-педагогическое учреждение; помещение в государственное воспитательное учреждение с надзором или в учреждение воспитательной коррекции (ст. 16 Ордонанса 1945 г.);

3) несовершеннолетние от 16 до 18 лет. К ним также возможно применение презумпции уголовной неответственности с назначением воспитательной меры. Несовершеннолетний может быть привлечен к уголовной ответственности, но наказание, предусмотренное за совершение данного деяния, сокращается в силу несовершеннолетия, однако его действие для лиц указанной группы в качестве смягчающего обстоятельства факультативно.

В случае привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности на общих основаниях ему назначается обычное наказание, предусмотренное статьей за совершение данного преступного деяния (ст. 20-2, ст. 20-3 Ордонанса 1945 г.).

В ряде случаев при совершении тяжких преступлений в отношении несовершеннолетнего может быть принято решение о предварительном заключении на весь период следствия, однако решение о помещении несовершеннолетнего в специализированный изолятор, так же как и решение о заключении в тюрьму, с 1 января 2001 г. во Франции принимается не судьей по делам несовершеннолетних, а особым судьей по ограничению свобод и по тюремному заключению1.

Во Франции, как и в большинстве других зарубежных стран, предпринимаются попытки отыскать способы избежать судебного разбирательства и вынесения приговора в отношении несовершеннолетнего. Альтернативные меры могут быть применены прокурором, который в случае совершения правонарушения, не носящего тяжкого характера, не направляет дело на рассмотрение судье по делам несовершеннолетних. Одной из альтернативных мер является «ознакомление с законом» (rappel a la loi), которое предусматривает официальную беседу с несовершеннолетним и его родителями. Несовершеннолетнего знакомят с текстом закона, предусматривающим ответственность за совершенное им правонарушение, объясняют противоправность совершенного им деяния и рассказывают о возможной мере наказания, которую суд может назначить за его совершение. Особое внимание уделяется разъяснению родителям их обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и последствий их ненадлежащего исполнения. Кроме того, как отмечает французский ювенальный судья Эммануэль Робинсон, прокурор может обязать несовершеннолетнего принести потерпевшему извинения в письменной форме либо заставить подростка осуществить действия репаративного характера — восстановить первоначальное состояние испорченного, поврежденного им предмета (закрасить стену, починить забор и так далее)1.

Уголовное законодательство Швейцарии содержит в себе деление несовершеннолетних на следующие возрастные группы:

— несовершеннолетние в возрасте до 10 лет, не подлежащие уголовной ответственности,

— дети в возрасте от 10 до 15 лет, к которым могут применяться воспитательные меры в виде помощи в воспитании, помещении в подходящую семью или в воспитательное учреждение, особое наблюдение либо дисциплинарные наказания в виде выговора, школьного ареста или возложения обязанности выполнить определенную работу;

— подростки от 15 до 18 лет, к которым также могут быть применены аналогичные воспитательные меры, а также заключение под стражу до 14 дней, штраф, помещение в воспитательный дом на срок два и более года, особое наблюдение либо наказание в виде выговора, возложения обязанности выполнить определенную работу, штраф либо заключение на срок от одного дня до одного года;

— молодежь в возрасте от 18 до 25 лет. В связи с тем что эти лица являются совершеннолетними, в отношении них применяются общие положения Уголовного кодекса Швейцарии, однако есть особенности условного освобождения и предусмотрена возможность вместо наказания направить лицо в воспитательно-трудовое учреждение.

Все меры, применяемые к несовершеннолетним в Швейцарии, можно подразделить на воспитательные и носящие характер наказания. Воспитательные меры реализуются общественными, социальными работниками, приемной семьей либо специализированным учреждением и представляют собой наблюдение, необходимую медицинскую помощь, клиническое лечение либо помещение в специализированное учреждение. Эти меры могут быть применены в сочетании либо по отдельности, в зависимости от тяжести совершенного деяния.

Кроме того, несовершеннолетнего можно обязать посещать специализированные занятия, например, при нарушении правил дорожного движения, он должен пройти курс занятий, на которых ему будут рассказаны правила, показано на фотографиях либо в натуре, к каким последствиям может привести подобное нарушение.

Особое наблюдение применяется к лицам, страдающим душевной болезнью, слабоумием, эпилепсией, имеет физические недостатки (слепота, глухота, немота), когда имеются нарушения или отставание в психическом или душевном развитии.

В ряде стран семейные суды рассматривают весь комплекс вопросов, связанных с семьей и детьми. Например, в Польше такие суды действуют с 1982 г., они рассматривают дела в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления, и в отношении подростков, находящихся под влиянием криминогенной среды и способных совершить преступление. Во Франции уже при ситуации, когда ребенок находится в опасности (испытывает негативное воздействие в семье, бродяжничает либо демонстрирует асоциальное поведение), могут быть привлечены специальные органы, в том числе ювенальный суд. Информация о «детях в опасности»1 направляется в прокуратуру (если речь идет о применении особой жестокости или сексуального насилия в отношении ребенка) либо в структуры Генерального Совета (в случаях асоциального поведения самого подростка), занимающиеся социальной помощью детству, различными социальными службами, в том числе школой. Прокуратура направляет дело ювенальному судье, который проводит расследование и принимает решение об оставлении ребенка в семье и назначении наблюдателя либо о помещении его в специализированное учреждение.

В Японии существуют семейные суды и пункты по руководству детьми, деятельность которых заключается в ранней профилактике преступности. Борьба с преступностью несовершеннолетних в Японии регламентируется рядом нормативных актов, прежде всего Законом о несовершеннолетних (1948 г.) и Законом о благосостоянии детей (1947 г.), провозглашающих приоритет воспитательно-исправительных мер неуголовного характера, принцип исключительной юрисдикции семейного суда, помещение несовершеннолетних под надзор службы пробации, всеохватывающей системы статистического учета несовершеннолетних склонных к делинквентному поведению, привлечение к работе «полуштатных» сотрудников, создание специальных общенациональных общественных организаций.

Что касается Швейцарии, то здесь вмешательство ювенального суда связано только с совершенным им нарушением закона. Все специализированные учреждения для несовершеннолетних являются частными. Ни на уровне федерации, ни на уровне кантонов подобных учреждений нет, однако частные учреждения получают финансовую помощь как от кантонов, так и от федерации. Координацией работы с несовершеннолетними занимаются специальные бюро, созданные в каждом кантоне, которые имеют в своем штате социальных работников. Эти кантональные органы ответственны за исполнение решений ювенальных судов.

В Европе наметился так называемый универсальный подход к разрешению социальных проблем, опирающийся в социальной работе на три классических метода (индивидуальный — работа с отдельным лицом в специализированном агентстве; групповой — работа с отдельными категориями социально незащищенных граждан; и собственно общинный). Наиболее показателен в реализации этого подхода опыт Голландии. Работа с подростками, входящими в «группу риска», составляет в Голландии обязательный компонент общей социальной работы. Традиционно она осуществляется в общине, по месту жительства и учебы несовершеннолетнего.

Предупреждение преступности несовершеннолетних, основным принципом которого провозглашается максимальная конкретность реабилитационной деятельности, имеет целью помочь подросткам самим осознать трудности и противоречия жизни, с которыми они должны уметь справляться, ограниченность и нелепость аморального, асоциального и противоправного поведения. Это обусловливает приоритетность воспитательных методов воздействия над исправительными, создания соответствующих возможностей непосредственно в среде обитания, способных служить своеобразным заслоном от всякого рода дефектов в развитии личности и отклонений в поведении, провоцируемых на опасных возрастных этапах. Согласно рассматриваемой теории любые осложнения должны выявляться и устраняться не только вовремя, но и с опережением, с учетом возраста и ведущего типа социальной деятельности несовершеннолетнего.

Такой подход выявляет необходимость перехода от попечительства, осуществляемого соответствующими учреждениями, к альтернативной заботе, базирующейся на возможностях общины. Это и определяет особенности организации и содержания предупреждения преступности, исходящей из требования видеть несовершеннолетнего в обстановке повседневной жизни, в системе его привычных социальных отношений, в контексте референтных групп. Составными частями усиленной заботы о «трудных» подростках, по мнению голландских специалистов по социальной реабилитации, являются следующие1:

1) отвлечение как возможность создания и развития опорных профилактических служб для удовлетворения нужд большинства «трудных» подростков с тем, чтобы удержать их от опеки официальных, а главное, правоохранительных органов. Важнейшим элементом отвлечения является профилактическая деятельность, выражающаяся в создании кафе для молодежи, клубов по интересам, предоставлении небольших помещений в жилых кварталах, позволяющих развлекаться, создавать клубы по интересам. В жилых домах (либо в школах) тех кварталов города, где отсутствуют комфортабельные условия для проведения досуга подростков, устраивают своеобразные «этажи отдыха», представляющие собой оборудованные подвалы или мансарды, где есть все необходимое для простых спортивных занятий, нехитрые музыкальные установки, видеотехника;

2) диагностика, обязательным условием которой выступает оценка социальной среды, помогающая более ясно и реалистично понимать подростка, его семью и окружение, оказывать поддержку и содействие всем вовлеченным в процесс профилактики преступности, нести ответственность за удовлетворение их нужд и потребностей, избегать использования учреждений по реабилитации, в том числе приютов. Таким образом, важнейшей стороной формирования разных подходов к «трудным» подросткам является также распознавание и оценка тех нужд, которые можно удовлетворить на уровне общины;

3) общественная помощь и наставничество используются как результат диагностики для разрешения наиболее серьезных, особенно тяжелых для подростков проблем. При определении общественной помощи и наставничества используются специальные процедуры:

— объединение общественных и добровольных средств и возможностей с тем, чтобы подросток не попал в сферу деятельности официальных органов;

— создание системы совместной диагностики и оценки личности, обобщение ее результатов для принятия решений учителями, воспитателями, участковыми и выработка соответствующих мер;

— определение оптимального соотношения между групповой и индивидуальной работой с подростком;

4) работа посреднических служб, выражающаяся в оказании поддержки подросткам, особо чувствительным к конфликтам в семье, школе, на улице. Отличительной чертой усиленной посреднической деятельности является внимание именно к небольшим группам подростков (шесть-десять человек). Благодаря этому каждый член группы может рассчитывать на близкие контакты с работниками службы в течение трех-четырех вечеров еженедельно. Обычной практикой являются компенсаторные услуги — данный вид помощи обеспечивает подростку возможность овладеть разными видами деятельности в самой непринужденной обстановке. Широко используется дневное попечительство с элементами обучения, предусматривающее особые методы оказания помощи в периоды кратковременных кризисов несовершеннолетних, испытывающих различные трудности в учебе;

5) обеспечение подобающего места жительства, способного заменить семью. Каждый городской округ имеет пристанище на несколько ночей для тех, кто испытывает временные неприятности; приюты для проходящих специальную диагностику перед определением в реабилитационное учреждение типа детского дома или интерната с повышенной заботой; убежище для краткосрочной нахождения в период семейного кризиса; пансионаты с длительным проживанием, связанным с реализацией программы подготовки к самостоятельной жизни, независимой от родителей.

Относительно новой формой временного содержания подростков вне семьи стали в Голландии приемные родители. Их подыскивают социальные помощники или общинный совет заботы из жителей данной территории. Это могут быть незнакомые подростку люди, члены семей его товарищей, их родители, которые, в случае согласия, получают за содержание ребенка соответствующую плату. Еще одной альтернативной формой стали дома заместительства семьи, получившие в Голландии широкое распространение. Дома заместительства семьи существуют как на государственном финансировании, так и на частных и общественных началах. Определение в такие учреждения подростка осуществляется исключительно в добровольном порядке.

Подводя итог проведенному анализу зарубежного опыта предупреждения и профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, отметим ряд особенностей:

1. В целях более тщательного подхода к рассмотрению дел о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними, учета возрастной специфики субъекта при выборе профилактических мер и решении вопроса о назначении наказания в большинстве зарубежных стран созданы и функционируют специальные органы — ювенальные суды.

2. Особенностью функционирования ювенальных судов выступает соединение функций осуждения несовершеннолетних за совершение преступлений, изучения личности несовершеннолетнего в целях избрания наиболее эффективной воспитательной меры и профилактического воздействия на несовершеннолетних, склонных к противоправному поведению.

3. Во многих зарубежных странах установлен более низкий возраст уголовной ответственности, чем в российском уголовном законодательстве. В связи с тем, что общественно опасные деяния, в том числе такие, последствиями которых выступают смерть либо тяжкий вред здоровью, совершаются лицами, не достигшими 14 летнего возраста, целесообразно использовать зарубежный опыт установления более низкого возраста уголовной ответственности и предусмотреть в УК РФ возможность привлечения к уголовной ответственности за ряд преступлений с 12 лет.

4. Законодательство зарубежных стран выделяет несколько групп несовершеннолетних в зависимости от возраста, к каждой из которых могут быть применены самостоятельные воспитательные меры и меры наказания. При этом устанавливается приоритет воспитательных мер над наказанием, поскольку основной целью осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних является их воспитание и предупреждение дальнейшего противоправного поведения.

5. Широкие полномочия в области применения воспитательных мер к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой тяжести, отдаются в зарубежных странах несудебным органам — прокуратуре, полиции и другим органам.

6. Особое внимание в изучении судом генезиса преступного поведения несовершеннолетнего уделяется родителям (опекунам). В большинстве стран судебное разбирательство осуществляется с обязательным участием родителей (опекунов), которым разъясняется противоправность поведения несовершеннолетнего и возможные последствия такого поведения. Устанавливается ответственность родителей и опекунов за нарушение обязанности обеспечить хорошее поведение несовершеннолетнего в случае назначения связанного с подобным обязательством наказания либо воспитательной меры.



7. Уголовное законодательство зарубежных стран, в котором невозможность привлечения к уголовной ответственности лиц, не достигших определенного возраста, основывается на теории невменяемости, не исключает возможности применения к несовершеннолетним мер воспитательного характера без судебного разбирательства и привлечения к уголовной ответственности.

1 Цит. по: Ведерникова О.Н. Современные тенденции развития ювенальной юстиции за рубежом // Российская юстиция. — 2005. — № 3. — С. 43.

1 Цит. по: Nigel Cantwell. Nothing More Than Justice // Innocenti digest 3 — Juvenile Justice. — 1998. — P. 16.

2 См.: Уголовный кодекс Швейцарии. Пер. с нем. А.В. Серебренниковой / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2001. — С. 37.

3 См.: Программа и материалы Международного научно-практического семинара «Правосудие в отношении несовершеннолетних: зарубежный и российский опыт» / Под ред. Е.Л. Вороновой. — Ростов-на-Дону: Экспертное бюро, 2002. — С. 41.

4 См.: Children and Young Persons Act 1933 (с. 12) // Информация с официального сайта министерства юстиции Великобритании — The UK Statute Law Database: http://www.statutelaw.gov.uk

1 См.: Уголовное право зарубежных государств. Общая часть: Учебное пособие / Под ред. и с предисл. И.Д. Козочкина. — М.: Омега-Л, Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 2003. — С. 137.

2 См.: Уголовный кодекс Франции / Науч. ред. Л.В, Головко, Н.Е. Крылова. Пер. с французского и предисловие Н.Е. Крыловой. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. — С. 103.

3 См.: Уголовный кодекс ФРГ / Перевод и предисловие А.В. Серебренниковой. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2001. — С. 16.

4 См.: Исмаилов Б.И. Правовые основы системы ювенальной юстиции: Учебное пособие. — Ташкент: Академия государственного и общественного строительства при Президенте Республики Узбекистан, 2002.

1 См.: Трунов И.Л., Айвар Л.К. Вопросы уголовного права и уголовной политики в отношении несовершеннолетних // Журнал российского права. — 2005. — № 10. — С. 27.

2 См.: Карнозова Л.М. и др. Актуальные вопросы ювенальной юстиции. — Москва, 2006–2007. — С. 324.

3 См.: Crime and Disorder Act 1998 (с. 37). Информация с официального сайта министерства юстиции Великобритании — The UK Statute Law Database: http://www.statutelaw.gov.uk.

2 См.: Criminal Justice Act 1982 (с. 48). Информация с официального сайта министерства юстиции Великобритании — The UK Statute Law Database: http://www.statutelaw.gov.uk.

3 См.: Criminal Justice Act 1988 (с. 33). Информация с официального сайта министерства юстиции Великобритании — The UK Statute Law Database: http://www.statutelaw.gov.uk.

1 См.: Criminal Justice and Public Order Act 1994 (c. 33). Информация с официального сайта министерства юстиции Великобритании — The UK Statute Law Database: http://www.statutelaw.gov.uk.

1 См.: Criminal Statistics. England and Wales. 2000. Statistics relating to Crime and Criminal Proceedings for the year 2000. London, The Stationery Office, 2001. — P. 164, 165.

1 Цит. по: Примерный уголовный кодекс (США). Пер. с англ. Никифорова А.С. / Под ред. и с предисловием Б.С. Никифорова. — М.: Прогресс, 1969. — С. 15.

2 См.: Уголовное право зарубежных государств. Общая часть: Учебное пособие / Под ред. и с предисл. И.Д. Козочкина. — М.: Омега-Л, Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 2003. — С. 137.

1 См.: Social Work (Scotland) Act 1968 (с. 49). Информация с официального сайта министерства юстиции Великобритании — The UK Statute Law Database: http://www.statutelaw.gov.uk.

Савина Н.Н. Взгляд на проблему. О профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2006. — № 11. — С. 64.

3 Jugendgerichtsgesetz — JGG. 1953. In der Fassung der Bekanntmachung vom 11. Dezember 1974 (BGBl. I, S.3427), http://www.datenschutz-berlin.de/ recht/de/rv/szprecht/jgg/teil-12.htm#1.

1 См.: Соколов А., Предеина И. Ювенальное уголовное судопроизводство Германии // Российская юстиция. — 2004. — № 3. — С. 67.

1 См.: Conte P., Maistre du Chambon P. Droit penal general. Paris, Armand Colin, 1998. — P. 190.

1 См.: Программа и материалы Международного научно-практического семинара «Правосудие в отношении несовершеннолетних: зарубежный и российский опыт» / Под ред. Е.Л. Вороновой. — Ростов-на-Дону: Экспертное бюро, 2002. — С. 21.

1 Там же. — С. 20.

1 Там же. — С. 61, 62.

1 См.: Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков: опыт Голландии // Социс. — 1992. — № 1. — С. 34.



Смотрите также:
Зарубежная система ювенальной юстиции
284.51kb.
1 стр.
Основы ювенальной юстиции
300.62kb.
1 стр.
Поперек национального уклада
69.63kb.
1 стр.
Гость часа Алексей Ульянов, осуждаем сегодня проблему абортов, заодно проблему ювенальной юстиции
158.33kb.
1 стр.
Фрагмент статьи
8.49kb.
1 стр.
Общественная правозащитная организация, Санкт-Петербург
3587.96kb.
21 стр.
-
71.91kb.
1 стр.
Данилова Н. Ю., Головизнина М. В., Лихтенштейн А. В
323.22kb.
1 стр.
Обзор службы пробации Дэвид Тейлор Часть 1: Как в Канаде ведется работа с молодежью, вовлеченной в преступную деятельность?
128.35kb.
1 стр.
Ювенальная юстиция в Ростовской области: положительный опыт и перспективы развития
201.81kb.
1 стр.
Гусев А. И. Совпадение социально-психологических потребностей несовершеннолетних участников криминальной ситуации, как психологическая основа восстановительного подхода в ювенальной юстиции
81.73kb.
1 стр.
Комсомольцы отметили День защиты детей Митинг в Рязани
9.88kb.
1 стр.