Главная
страница 1страница 2страница 3



Министерство финансов украины

Днепропетровская государственная финансовая академия

На правах рукописи




Падерин Иван Дмитриевич

УДК 338.24:658.003.13

Повышение экономической эффективности промышленного предприятия

Специальность 08.00.04 – экономика и управление предприятиями

Диссертация на соискание научной степени

доктора экономических наук

Научный консультант -

доктор экономических наук, профессор



Булеев Иван Петрович

Днепропетровск – 2006

Раздел 1

Теоретические основы и концепция повышения эффективности промышленного предприятия



1.1 Анализ состояния экономики промышленности Украины


Целью государственной промышленной политики, отраженной в «Концепции» (утверждена постановлением Кабинета Министров Украины 29.02.96 г. №272), является прекращение спада производства, обеспечение модернизации, структурной перестройки и стабилизации развития промышленности Украины в условиях перехода к рынку как основы экономической независимости страны, повышения благосостояния народа и интеграции страны в систему мировых хозяйственных связей» [1, С. 9].

При реализации первоначального этапа (1996-2000 годы) осуществлены меры по увязке с промышленной политикой важнейших хозяйственных преобразований в процессе реформирования экономики, усилилась роль государства в проведении активной промышленной политики и обеспечение экономического роста.

В 1999 г. начался процесс восполнения допущенных потерь в период системного кризиса. Социально-экономическое положение страны характеризуется тенденцией экономического роста. Показатели роста ВВП составили: 5,9% в 2000 г., 9,2% - 2001 г., 4,6% в 2002 г., 9,3% - в 2003 г.,10,4 % в 2004г. Итого в среднем в год за пять лет 7,9 %. Темпы роста обусловлены главным образом промышленностью, где выпуск продукции возрос: 34,4% в 2000 г., 27,5% в 2001 г., 9,9% в 2002г., 10,3 % 2003г., 10,8 % 2004г. [2,С.105].

По статистическим данным, в 2004г. рост промышленного производства составил 12,5% по сравнению с 2003 г., - или на 111,6 млрд. грн. Высокий уровень роста (35%) достигнут в машиностроении. Более чем в два раза увеличились объёмы производства в автомобилестроении, есть рост и в самолетостроении. Эти отрасли длительное врёмя находились в стагнации [2,С. 105].

(ВЫРЕЗАНО).

В рассматриваемом периоде улучшилось использование оборотных средств промышленности, которые составили 32,9млрд. грн. при росте к 2004 году на 15,4 млрд. грн. Этому способствовало снижение банковских процентов на кредиты под оборотные средства. В 2005 году имело место внедрения прогрессивных технологических процессов, освоение инновационной продукции, приобретение новых технологий по основным видам промышленной деятельности: внедрение новых технологий – 1808, из них малоотходные; ресурсосберегающих – 690, освоено инновационной продукции – 3152, из них 357 новых видов техники, приобретено новых технологий 182, из них права на патенты, лицензии на использование объектов промышленной собственности - 45.

В 2005году расширялась инновационная деятельность в промышленности: количество инновационно-активных предприятий составило 11,0% от общего количества промышленных предприятий, а объём инновационной продукции на 6,4% общего объема промышленной продукции.

Этому способствовали прямые инвестиции в промышленность, которые по состоянию на январь 2006г. составили 16,1 млрд. дол. США, в том числе в металлургию и обработку металла – 1,8 млрд. дол. США; машиностроение – 633,7 млн.дол. США химическую и нефтехимическую – 585,5 млн.дол. США; легкая промышленность – 129,1 млн.дол. США [2, C.213]

В 2005году финансовые результаты от деятельности до налогообложения по видам промышленной деятельности составили – 26,8 млрд. грн. (сальдо), в том числе: предприятия, которые получили прибыль - 34,1 млрд. грн. или 61,2% от общего количества предприятий, убытки составили 7,3 млрд. грн. или 38,8 % от всех предприятий, из них доля частных предприятий – 32%, государственных – 32,1% коммунальных 48,4%.

Рентабельность операционной деятельности промышленных предприятий в 2005году составила +5,5%, в том числе: в добывающей промышленности +14,4%; обрабатывающей +5,3%; производство и распределение электроэнергии, газа и воды +1,3.

Низкие финансово-экономические показатели промышленности в 2005году связаны с большой дебиторской задолженностью: текущая дебиторская задолженность составила 136,9 млрд.грн. или 99,6% к предыдущему году, в том числе просроченной – 49,2 млрд. грн., из них: добывающая промышленность – 11,1 млрд. грн., обрабатывающая промышленность – 73,5 млрд. грн., металлургия и обработка металла – 18,9 млрд.грн.

Кредиторская задолженность промышленности в 2005году составила – 168,5 млрд. грн., в том числе просроченная – 64,7 млрд. грн, из них: добывающая промышленность – 20,1 млрд.грн., обрабатывающая – 88,4 млрд.грн., металлургия и обработка металла – 20,5 млрд. грн. [2,С.63].

Внешнеэкономическая деятельность Украины в 2005году характеризуется следующими показателями: экспорт – 34,3 млрд.дол. США или 104,9% к 2004году. Промышленность Украины – экспортно-образующая отрасль и её доля внешнеэкономической деятельности существенная. Импорт в Украину в 2005году составил 36,1 млрд. дол США или 124,6% к 2004году. При этом отрицательное сальдо составило 1,8млрд. грн. [2, С. 256]

В 2005 году среднеучетное количество штатных работников промышленности составило 3,4 млн.чел. или 100,2% к 2004 году. Среднемесячная заработная плата в этот период составила 966,59 грн или +30% к 2004 году. Темпы роста производительности труда в промышленности в 2005 году к 2004 году составили 4,0%, в том числе: добывающая промышленность – 4,4%; обрабатывающая – 4,1%; машиностроение – 16,6%; химическое производство – 9,2%; производство резиновых и пластмассовых изделий – 12,2% [2, С.372].

Таким образом, в 2005 году имело место снижение основных экономических показателей в промышленности Украины по сравнению с 2004 годом: темпы роста объема реализованной продукции в промышленности снизились в 4,3 раза. При этом снизились объемы производства чугуна на 0,3 млн.т; стали - на один млн.т.; проката на 0,5 млн.т. Доля убыточных промышленных предприятий остается высокой (36,5%), а убытки предприятий составили 8,9млрд. грн.

Основными причинами низких социально-экономических показателей в промышленности в 2005году являлись политическая нестабильность в стране, отсутствие четкой стратегии на перспективу, низкая профессиональная подготовка некоторых руководителей министерств и предприятий неудовлетворительный контроль за принятыми решениями и другие.

Для преодоления указанных недостатков Кабинет Министров Украины утвердил постановление от 30 августа 2006 года № 478 – р «Правительственный план неотложных мероприятий по преодолению кризисных явлений» (Урядовий кур’єр от 12.09.2006г. №169. – С.5).



1.2. Концепция повышения экономической эффективности промышленного предприятия

Среди экономических проблем, которые стоят перед экономикой Украины в условиях перехода к рыночным отношениям, на первый план научного поиска выходят вопросы повышения экономической эффективности предприятий. В этом состоит один из источников успешного решения проблем улучшения функционирования хозяйственного механизма предприятия, который требует глубоких изменений в методах планирования, прогнозирования и управления. Актуальность решения данной проблемы определяется новыми требованиями к внутреннему механизму управления предприятием в связи с преобразованиями в рыночную экономику. Этот механизм должен быть нацелен как на отдельные аспекты, так и в целом на предприятие, а также на активизацию человеческого фактора, гибкость и приспосабливаемость его к внешним изменениям, что обеспечит предприятию максимальную эффективность.

К основным направлениям повышения экономической эффективности предприятия следует отнести: создание эффективной маркетинговой службы предприятия; совершенствование системы планирования и прогнозирования; использование достижений современного менеджмента; инновационно-инвестиционная деятельность; повышение квалификации персонала, широкое применение компьютерной техники, обеспечение экологической чистоты производства, внешнеэкономическая деятельность; поддержка и развитие малых промышленных предприятий; обоснование и обеспечение конкурентоспособности продукции и разработка программ повышения экономической эффективности производства. Исследуем эти направления.

В условиях перехода к рынку возникает объективная необходимость наличия на предприятии службы маркетинга – самого важного подразделения, с которого и начинается промышленное предприятие. В первую очередь она определяет его выживаемость и жизнеспособность.

Практически потребители не могут предъявить четко спрос на еще не существующую продукцию: они не очень красноречивы при формулировании своих специфических потребностей; они затрудняются дать точную характеристику изделия, а в состоянии дать лишь весьма общие требования, как должен выглядеть товар. Основные решения по конструкции изделия изготовитель принимает на основе своего знания и понимания потребностей покупателя. А также в зависимости от своих способностей, умения технологически воплотить специфическую потребность в рентабельный продукт с ценой, приемлемой для покупателя и обеспечивающей уровень прибыли, который создал бы у предприятия заинтересованность в производстве изделия и реализации его на существующем рынке. Однако, к созданию продукции, пользующейся спросом, приводят специальные знания в области маркетинга. План производства и капитальных вложений, закупок сырья и материалов и найма рабочей силы может основываться на твердой уверенности в том, что продукция может быть продана по реальной цене на рынке. Предприятие должно обеспечить такие преимущества своему товару, которые позволяют получить достаточною сумму для покрытия затрат на разработку, выпуск изделия, доведение до конечного потребителя и его дальнейшее воспроизводство. На этой стадии цель маркетинга заключается в том, чтобы обеспечить такое сочетание качества изделия, его цены, форм сбыта и организации рекламы, которое бы придавало товару максимальную привлекательность в глазах потребителя при соблюдении установленной предприятием нормы прибыли.

(ВЫРЕЗАНО).

Промышленные предприятия Украины разнообразны по организационному и правовому устройству, величине, профилю деятельности. Кроме того, предприятия подразделяются по формам собственности, характеру и содержанию, номенклатуре и ассортименту продукции, объему производства, способам вхождения в объединения, ассоциации, корпорации, концерны, а также по отраслям промышленности. По количественным характеристикам предприятия классифицируются на малые, средние и крупные.

Важную роль в рыночной экономике играют малые промышленные предприятия, которые оказывают существенное влияние на экономику страны, обеспечивая работой граждан, принося прибыль и наполняя государственный и местные бюджеты. Социально-экономическое исследование малого предпринимательства промышленного региона показало настоятельную потребность сегодня во всесторонней поддержке малого бизнеса и разработке на этой основе программы развития МП регионов на перспективу, Малые промышленные предприятия являются носителями и исполнителями инноваций.

(ВЫРЕЗАНО).


  • овой практике считается 0,4-0,5;

  • коэффициент накопления амортизации – отношение накопленной амортизации к балансовой стоимости основных фондов, показывающий интенсивность высвобождения длительного вложения в основные фонды и нематериальные активы;

  • коэффициент маневренности – отношение собственных оборотных средств к сумме источников собственных средств, при этом собственные оборотные средства исчисляются как сумма реальных источников оборотных средств и долгосрочных кредитов минус основные средства и другие внеоборотные средства.

Платежеспособность предприятия означает его способность покрытия собственными средствами все заимствования, то есть краткосрочную и долгосрочную задолженность и оценивается коэффициентом платежеспособности, который одновременно является и коэффициентом автономии и исчисляется как отношение собственных средств к итогу баланса.

Ликвидность предприятия характеризует его способность погашать краткосрочные обязательства теми активами предприятия, которые наиболее быстро превращаются в наличные денежные средства. Оценивается общим коэффициентом покрытия или коэффициентом текущей ликвидности, которые исчисляются как отношение оборотных средств к краткосрочным обязательствам. Рекомендуемое значение коэффициента 2 - 2,5.

Для характеристики ожидаемой платежеспособности предприятия на период средней продолжительности одного оборота дебиторской задолженности используются промежуточный коэффициент покрытие или коэффициент критической ликвидности, которые исчисляются как отношение суммы наличных денег у предприятия, а также в расчетах и прочих активов к краткосрочным обязательствам, оправданные оценки коэффициентов находится в диапазоне 0,7-1,0.

Коэффициент абсолютной ликвидности – отношение денежных средств предприятия к его краткосрочным обязательствам, который показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время, нормальное ограничение данного показателя считается не менее 0,2 -0,5.

Показатели рентабельности предприятия отражают степень его доходности, к которым относятся: рентабельность собственного капитала – отношение балансовой прибыли к собственному капиталу; рентабельности продаж - отношение балансовой прибыли к объему реализации без НДС; рентабельность продукции – отношение прибыли к затратам производства данного продукта.

В связи с развитием в Украине рыночных отношений имеется необходимость совершенствования указанных финансовых показателей [163, С. 129].

Широкое применение компьютерной техники и современных средств связи на предприятии связано, прежде всего, с использованием так называемых компьютерных системы управления предприятия (КСУП) и Интернет в качестве электронных средств связи. КСУП – это система, в которой используются современные средства обработки информации: компьютеры, устройства накопления, регистрации, передачи и отображения, а также экономико-математические методы для регулярного решения основных задач управления производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Она относится к классу организационных систем управления, в отличии от автоматизированной системы управления технологическими процессами (АСУТП). Разработка и внедрение КСУП связано с коренным усовершенствование потоков информации, обращающейся на предприятии, с организацией информационно-вычислительного центра, базы данных и сети пользователей. КСУП позволяет лучше прогнозировать различные аспекты деятельности предприятия и принимать руководством предприятия решения по их предупреждению, автоматизировать плановые расчеты, учет материальных ценностей на складах, учет кадров и другие задачи информационного характера. Система создается поэтапно: на первом этапе реализуется информационная система, в дальнейшем переходят к решению внутризаводских задач оптимального планирования, распределению трудовых и материальных ресурсов. Далее создаются функциональные подсистемы: конструкторско-технологическая подготовка, снабжение и комплектация, планирования производства, маркетинга и сбыта, бухгалтерского учета и бюджетирования.

Обеспечивающие подсистемы КСУП организуют весь процесс подготовки, сбора и обработки данных для принятия решений руководством предприятия, а также работу в режиме реального времени (on line) с выходом в Internet [4, С. 175].

Рассмотрим основные понятия, устройство и принципы работы в Интернет [6]. Краткая история: в конце 60-х годов правительство США поручило Агентству передовых исследовательских проектов (ARPA) создать сеть, устойчивую к повреждениям. В 1972 в результате исследований, была создана компьютерная сеть ARPAnet, объединившая несколько университетов. ARPAnet не имела центра, что являлось её достоинством и малоуязвимостью. После этого к ARPAnet подключились еще десятки высших учебных заведений и военных организаций, был усовершенствован протокол передачи данных. Количество подключаемых к сети пользователей росло в геометрической прогрессии. В 1985 году в Internet было около двух тысяч компьютеров. Сегодня таких компьютеров насчитывается более девяти миллионов, и они поддерживают многие миллионы пользователей. Украина официально подключилась к Интернету только в 1996 году, но уже сейчас количество пользователей Интернет в Украине составляет несколько миллионов. Предприятия как пользователи могут применять Internet для создания Internet-магазинов, информационной и законодательной базы, электронной почты.

Интернет – совокупность разнородных сетей, это мега сеть по замыслу неуязвима, считается неконтролируемой, так как практически очень сложно проконтролировать все узлы.

В Интернете используется большое число протоколов, основной – TCP/IP, на нем основаны HTTP, FTP, POP (IMAP), SMTP и другие.

Протокол TCP/IP (Transport Control Protocol / Internet Protocol) способствует передаче информации пакетами и управления ими, контролирует доставку пакетов в место назначения. Этот протокол является базовым для функционирования других протоколов.

Протокол HTTP (Hiper Text Transfer Protocol – протокол передачи гипертекста) используется для передачи Веб-страниц (Web-page). Однако возможно использование HTTP для передачи других файлов. Так, WWW (World Wibe Web) предусматривает использование HTTP.

Протокол FTP (File Transport Protocol) используется для обмена файлами с FTP-серверами.

Протокол POP (IMAP), SMTP являются почтовыми протоколами.

Интернет-сервер – компьютер, предоставляющий ресурсы для пользования (чтения, исправления, добавления, удаления в зависимости от прав пользователя). Кроме того. На сервере могут работать программы обслуживания и контроля сети и сетевых рабочих станций.

Интернет-сервер должен поддерживать протокол TCP/IP, должен быть соединен с каким-либо другим Интернет-сервером и иметь зарегистрированный NIC (иметь уникальный адрес в глобальной сети).

Доменное имя сервера может состоять из таких элементов:

- Приставки WWW, указывающий на то, что ресурс является веб-страницей.

Технические средства для связи между компьютерами используют следующие виды соединений: телефонная связь, радиосвязь, спутниковая связь, прямая связь (через провода).

Самая медленная и самая дешевая – телефонная связь. К телефонной линии подсоединяются с помощью модема. При этом скорость будет не выше 56 Кб/с, а для отечественных телефонных линий значительна ниже. Такая связь используется обычными пользователя Интернет.

(ВЫРЕЗАНО).

На основе количественных показателей балансов принимаются организационные и технические решения по совершенствованию работы оборудования, максимальному его использованию, регенерации, утилизации материалов и энергетических ресурсов.

До настоящего времени организация управления природопользованием на уровне предприятии в Украине осуществляется по остаточному принципу при строительстве природоохранных сооружений, обновление экологически чистого оборудования, стимулирования занятых работников.

Независимо от форм собственности и организационной структуры предприятия управление природопользованием должно выполнять следующие функции:


  • планирование деятельности по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, внедрению прогрессивных норм их потребления;

  • внедрение ресурсосберегающих и малоотходных технологий;

  • организация работ по реализации положений Закона «Об охране окружающей среды»;

  • использование стандартов, ограничивающих воздействие предприятия на окружающую среду;

  • организация оперативного учета, контроля и анализа выполнения первоочередных мероприятий, разработанных природоохранными государственными органами;

  • экономическое и моральное стимулирование деятельности всего коллектива предприятия, направленное на охрану и рациональное использование природных ресурсов.

Порядок действий, направленных на активизацию и упорядочение природоохранных мер, достигается соблюдением соответствующего стандарта предприятия (СТП). Стандарты определяют механизм управления рациональным природопользованием и в каждом отдельном производственном цикле устанавливают максимальное техническое, технологическое и организационное соответствие.

На предприятиях природоохранные мероприятия составляют значительные суммы, которые можно оптимизировать при условии эффективного управления ими. Поэтому целесообразно осуществить мониторинг затрат на природоохранную деятельность с их анализом и своевременным представлением руководству предприятия отчетов о расходовании финансовых средств для принятия соответствующих мер [7, С.472].

Обобщающим показателем предприятия служит его конкурентоспособность. Под конкурентоспособностью предприятия понимается комплекс потребительских и ценовых характеристик выпускаемых товаров, определяющих успех на рынке, его преимущество в условиях широкого потребления товаров в сравнении с конкурентами. Поскольку за товарами стоят производители, то можно утверждать, что конкурентоспособность товара переносится и на предприятие и характеризуется как часть и целое. Конкурентоспособность предприятия можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой. Таким образом, конкурентоспособность понятие относительное и привязано к конкретному товарному рынку и времени продажи.

На уровень конкурентоспособности предприятия сильное воздействие оказывают научно-технический прогресс и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств автоматизации производства и управления, его экологическая чистота. Анализ конкурентных позиций предприятия предполагает выяснение фактов, воздействующих на отношения покупателей к его продукции и предприятию, к которым относятся в целом коммерческие усилия, организация сбыта, организация сервисного обслуживания товара, а также воздействие тенденций состояния конъюнктуры на положение предприятия на рынке. Конкурентоспособность предприятия определяется, прежде всего, какие товары он производит, и где и как эти товары потребляются. В случае технически сложного изделия, покупатель кроме цены несет расходы по эксплуатации на материалы, запасные части и ремонт, зарплату обслуживающего персонала, его обучение, страхование. Следовательно, общие затраты покупателя состоят из суммы расходов на покупку и расходов на потребление. Цена потребления, как правило, выше продажной цены, поэтому наиболее конкурентоспособный не тот товар, который предлагается по минимальной цене, а тот у которого минимальная цена потребления за весь срок службы у потребителя.

Изучение конкурентоспособности предприятия должно вестись за его товарами непрерывно, систематически, в тесной увязке с фазами его жизненного цикла, чтобы своевременно уловить момент начала снижения показателя объема продаж, и принимать соответствующие меры.

Как свидетельствует практика, именно цена потребления зачастую становится решающим, хотя новый товар продавался по более низкой цене.

В практической деятельности и теоретических изысканиях нередко ставится знак равенства между качеством и конкурентоспособностью. Качество, равно как и его понятие, прошло многовековой путь развития от формулировок Аристотеля (ІІІ в. до н.э.) до международного стандарта ИСО-9000, в котором качество определяется как совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Поэтому качество связано с потребительной стоимостью, ценой и является количественной величиной по сравнению с конкурентоспособностью.

Конкурентоспособность предприятия, прежде всего, включает обязательное использование маркетинга и наличие такой службы, а также рыночную структуру управления предприятием как основы применения возможностей менеджмента, комплексную систему планирования на предприятии, постоянное повышение квалификации персонала, инвестиционную привлекательности, широкое использование компьютерной техники и средств связи и другое.



(ВЫРЕЗАНО).
Таблица 1.1

Сопоставимые данные определений понятия «Предприятие»




п/п

Наименование

первоисточника

Определение понятия «Предприятие»

Отмеченные признаки

предприятия

1

2

3

4

1.

Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г.

Предприятие – самостоятельный субъект хозяйствования созданный компетентным органом государственной власти или органом местного самоуправления, или другими субъектами для удовлетворения общественных и личных потребностей путём систематичного осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой и другой хозяйственной деятельности в порядке, предусмотренном данным Кодексом и другими Законами.

  1. Самостоятельный объект

  2. Производственная деятельность

  3. Научно-исследовательская и торговая деятельность

  4. Субъект хозяйствования

2.

Політична економія, за ред. д.е.н., проф. К.Т. Кривенка. - К.: КНЕУ, 2001

Предприятие – первичное звено общественного разделения труда, основная единица народнохозяйственного комплекса, которая является товаропроизводителем и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самостоятельности и самоокупаемости.

  1. Звено общественного разделения труда

  2. Основная единица

  3. Товаропроизводитель

  4. Самостоятельность

5. Самоокупаемость










Продолж. табл. 1.1




1

2

3

4




3.

Економіка підприємства, т. 1, за ред. С.Ф. Покропивного, К.: вид. Хвиля-ПРЕС, 1995

Предприятие – это организационная, обособленная и экономически самостоятельная, основная часть производственной сферы народного хозяйства, которая производит продукцию, работу или услугу.

  1. Организационная часть

  2. Самостоятельная

  3. Производственная

  4. Обособленная




4.

Бойко В.В. Экономика предприятий Украины. Днепропетровск: Пороги, 1997

Предприятие – самостоятельный хозяйственный субъект, имеющий право юридического лица и осуществляющий виды деятельности, разрешенные законами государства.

  1. Хозяйственный субъект

  2. Самостоятельный

  3. Все виды деятельности разрешены законодательством




5.

Экономика предприятия // Под ред. проф. О.И. Волкова, М.: ИНФРА-М, 1998

Производственное предприятие – это обособленная специализированная единица, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужную потребителю продукцию, работы и услуги соответствующего названия и ассортимента.

  1. Организованный коллектив

  2. Обособленная единица

  3. Производство продукции широкого назначения

  4. Удовлетворенность потребности

5. Прибыльность













Продолж. табл. 1.1




1

2

3

4




6.

Экономика предприятия // Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова, М.: ЮНИТИ, 1996

Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателем для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

  1. Самостоятельный субъект

  2. Хозяйственный

  3. Производство продукции, работ и услуг

  4. Прибыльность




7.

Економіка виробничого підприємництва // Під ред. д.е.н., проф. Й.М. Петровича, Львів: Оксарт, 1996

Производственное предпринимательство - это рискованная в условиях нестабильной среды деятельность промышленных фирм, ориентированных на успех, где главное средство прибыльности является внедрение нововведений, новых предложений и опережение конкурентов.

  1. Рискованная деятельность в условиях не стабильной среды

  2. Прибыль

  3. Внедрение нововведений

  4. Опережение конкурентов







8.

Дубровский В.Ж., Чайкин Б.И. Экономика и управление предприятием. Екатеринбург: изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1998,

Под определением предприятие понимается обособленная производственно-технологическая организация, объединяющая рабочую силу со средствами производства для выпуска товаров и услуг.

1. Обособленная организация

2. Производственная

3. Технологическая

4. Объединяющая рабочую силу и средства производства






самостоятельность, самоокупаемость и прибыльность. Определение «Современное предприятие» должно обладать необходимыми отмеченными признаками, но для его полной характеристики этого недостаточно. По этому «Современное предприятие», кроме того, должно обладать основополагающими и достаточными признаками рыночной экономики:

  • использованием маркетинга,

  • наличием рыночной структуры управления с применением современного менеджмента,

  • постоянным повышением квалификации персонала,

  • инвестиционной привлекательностью,

  • внешнеэкономической деятельностью,

  • экологической чистотой производства,

  • комплексным применением компьютерной техники и средств связи.

Обобщающим признаком современного предприятия служит конкурентоспособность его продукции.

Таким образом, нормально функционирующее предприятие является основной хозяйственной, конкурентоспособной единицей с правилами и обязанностями юридического, лица, обеспечивающей процесс расширенного воспроизводства. Современное предприятие должно обладать достаточными и необходимыми признаками в области экономики, организации и управления, характерными для конкурентоспособных предприятий стран с развитыми рыночными отношениями. Такой подход корреспондируется с направлениями трансформации экономики Украины, интеграции её в систему международного разделения труда и Концепцией промышленной политики Украины.

В публикациях, различных нормативных документах нередко упоминается и применяется экономическая категория «Современное предприятие», чтобы оттенить особую роль технико-экономического потенциала таких предприятий в воспроизводственных процессах. Данная категория наделяется многими характеристиками и признаками, которые в тех или иных условиях имеют решающее значение в выполнении поставленных задач. Опыт стран, занимающих лидирующие места в мире, показывает, что успех реализации технико-экономического потенциала предприятий зависит от обязательной увязки с промышленной политикой всех хозяйственных преобразований в процессе реформирования экономики на различных его этапах.

(ВЫРЕЗАНО).


В целом предложенная методика позволяет оценить предприятие в условиях перехода к рыночным отношениям, по основным направлениям производственно-хозяйственной деятельности. Для обеспечения устойчивых темпов экономического роста необходимо изменить некоторые акценты в промышленной политике, сделав основную ставку на увеличение доли современных предприятий.

Для этого данная методика рекомендуется в качестве методической основы разработки Государственной целевой программы поддержки современных предприятий.

Таблица 1.2.

Сравнительная характеристика уровня современности предприятия




з/п

Наименование коэффициентов признаков современного предприятия

Обозначение
Качественная оценка

Современное предприятие

Предприятие

Несовременно предприятие

1.

Уровень конкурентоспособности продукции предприятия

(ВЫРЕЗАНО).

(ВЫРЕЗАНО).

(ВЫРЕЗАНО).

(ВЫРЕЗАНО).

2.

Уровень маркетинга предприятия

(ВЫРЕЗАНО).

(ВЫРЕЗАНО).

(ВЫРЕЗАНО).

(ВЫРЕЗАНО).

3.

Уровень менеджмента предприятия

(ВЫРЕЗАНО).

(ВЫРЕЗАНО).

(ВЫРЕЗАНО).

(ВЫРЕЗАНО).

4.

Уровень повышения квалификации персонала предприятия

(ВЫРЕЗАНО).

(ВЫРЕЗАНО).

(ВЫРЕЗАНО).

(ВЫРЕЗАНО).

5.

Уровень применения компьютерной техники на предприятии

(ВЫРЕЗАНО).

(ВЫРЕЗАНО).

(ВЫРЕЗАНО).

(ВЫРЕЗАНО).

6.

Уровень внешнеэкономической деятельности предприятия

(ВЫРЕЗАНО).

(ВЫРЕЗАНО).

(ВЫРЕЗАНО).

(ВЫРЕЗАНО).

7.

Уровень инвестиционной привлекательности предприятия

(ВЫРЕЗАНО).

(ВЫРЕЗАНО).

(ВЫРЕЗАНО).

(ВЫРЕЗАНО).

8.

Уровень экологической чистоты на предприятии

(ВЫРЕЗАНО).

(ВЫРЕЗАНО).

(ВЫРЕЗАНО).

(ВЫРЕЗАНО).

9.

Уровень современности предприятия

(ВЫРЕЗАНО).

(ВЫРЕЗАНО).

(ВЫРЕЗАНО).

(ВЫРЕЗАНО).


следующая страница >>
Смотрите также:
Повышение экономической эффективности промышленного предприятия
708.91kb.
3 стр.
Инструкция по подготовке электронных наборов данных для проведения конкурса "Организация оборонно-промышленного комплекса высокой социальной и экономической эффективности"
78.39kb.
1 стр.
Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения гост 17 04-90
504.97kb.
3 стр.
Семинара: Союз по сертификации
81.23kb.
1 стр.
Жизненный цикл промышленных изделий и автоматизация его этапов
71.38kb.
1 стр.
Доклад о ходе реализации подпрограмм «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетном секторе»
549.58kb.
3 стр.
Бизнес-план зао аквапродукт
1141.32kb.
11 стр.
Программная архитектура системы управления интернет-представительством промышленного предприятия
62.94kb.
1 стр.
Доклад министерства промышленности и транспорта о развитии конкуренции в промышленном производстве
233.25kb.
1 стр.
Использование частно-государственного партнерства для повышения эффективности деятельности промышленного предприятия 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством
472.84kb.
2 стр.
Повышение эффективности формирования химических знаний школьников при использовании информационной технологии обучения 13. 00. 02 Теория и методика обучения химии
298.42kb.
1 стр.
Строительство и оснащение оборудованием автодорожного пункта пропуска Песчатка
83.57kb.
1 стр.