Главная
страница 1


Чернышковский муниципальный район

Муниципальное образовательное учреждение

Чернышковская средняя общеобразовательная школа №2


Номинация: «Наша гордость»

Тема: «Дети и война»

Выполнила: Шлыкова

Наталья Викторовна

Учащаяся 10 класса

МОУ Чернышковская СОШ №2

Руководитель: учитель истории:

Мешалкина Елена Алексеевна

Тел:89054347955/88447461768.

Чернышковский 2011 г.


Оглавление


Оглавление 2

Введение. 3

С малых лет да на войну 6

ОСКОЛОК БИОГРАФИИ ВОЕННОГО ДЕТСТВА 15

Их рассказы длиною в жизнь 15

БАХМУТОВ МАКСИМ МИХАЙЛОВИЧ 16

Заключение 23

Библиография 26



Введение.

«Наши дети – героические, великолепные советские дети, с мужеством взрослых, с разумом взрослых борются теперь за Родину. В их крови горит любовь к свободе. И слово «Родина» для них – это не мертвое слово, а сама жизнь, само биение сердца, пламенный призыв, глубочайшая любовь».

«Правда», 16 августа

1941 года

Патриотическое воспитание является одним из значимых звеном в формировании, нас молодых людей , как личности, которой предстоит реализовывать национальные проекты в новых условиях.

Несомненно, проявленное мужество и любовь к Родине человека в годы Великой Отечественной войны, остается полезным материалом для воспитания.

В основном очевидцы той далекой войны, оставшиеся в живых, это дети войны, и зафиксированные их воспоминания могут сыграть определенную роль в воспитании подрастающего поколения. Изучение и систематизация периодической литературы о детях Сталинградской области в военные годы привело к мысли об особой их значимости и роли на военном и трудовом фронте во имя Победы.

Данный материал может быть включен в информационный блок «Дети и война» в ходе реализации регионального проекта «Победа» и позволит доказать необходимость создания памятника детям войны на территории Волгоградской области.
Цель работы:

Сохранение памяти об известных и безымянных героях -подростков Великой Отечественной войны.


Задачи работы:

  1. Определить роль несовершеннолетних граждан на военном и трудовом фронтах Великой Отечественной войны;

  2. Систематизировать воспоминания группы старожилов, которые в годы войны были детьми;

  3. Изучить имеющуюся периодическую литературу по данной теме;

  4. В ходе опросов старожилов Чернышковского муниципального района выявить их социальные проблемы, определить «зоны милосердия» среди учащихся общеобразовательных учреждений муниципального образования;

  5. Инициировать решение вопроса о строительстве памятника детям войны.

Объектом исследования данной работы являются 1 руппы старожилов с 1936г.р. и старше Чернышковского муниципального образования, которые в годы Великой Отечественной войны были несовершеннолетними детьми. Предметом исследования является поведение, деятельность детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в годы войны. В ходе исследовательской деятельности использованы эмпирический метод - опрос, анализ и систематизация периодического материала, а также биографический метод обработки информации — использование писем.

Теоретическая ценность полученных результатов состоит в том, что нами сделан вывод, что дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации в 1941 -1945 годах, внесли неоценимый вклад в Победу на боевых и трудовых фронтах.

Практическая ценность полученных результатов обоснована созданием 12 «зон милосердия» по оказанию помощи людям пожилого возраста, проведением акции «Дети Сталинграда» и инициированием вопроса в ходе создания социального проекта о возведении памятника детям войны на территории Чернышковского муниципального района. Структурно работа состоит из вводной части, в которой определены цель, задачи, объекты и предмет исследования, указаны методы исследования, а также теоретическая и практическая ценность полученных результатов. В основной части автор освещает вопросы деятельности детей военных лет по борьбе с оккупационными немецкими войсками, а также условия их жизнедеятельности. В заключении автор последовательно подводит итоги изученного материала, оценивает собранную информацию, предлагает для сверстников идеи социального проектирования « В память о детях войны.»

С малых лет да на войну

Своими пылкими сердцами сталинградские мальчишки восприняли горе и страдания, пришедшие на родную землю. Они тоже стали на ее защиту.

В захваченном гитлеровцами хуторе Вербовка Калачевского района действовал "босоногий гарнизон". Бойцами его были хуторские ребята десяти-четырнадцати лет: братья Аксён и Тимофей Тимонины, Василий и Николай Егоровы, Максим Церковников, Федор Силкин, Емельян Сафонов и другие - всего 20 человек. Они не взрывали поездов, не пускали на воздух склады с боеприпасами. По-своему, как могли боролись с захватчиками.

Когда немцы распространили слух о том, что Сталинград пал, что наши войска разгромлены, на здании комендатуры появилась листовка:

"Товарищи! Немцы брешут, что Советская власть разбита. Брешут, сволочи, что Сталинград сдался. Сталинград наш, и наши скоро придут. Не верьте гадам. Партизаны".

В один из дней был совершен дерзкий налет на почту и похищены мешки с ценными документами и письмами. Стало известно в хуторе и об исчезновении продуктов из хорошо охраняемого немецкими часовыми амбара. Пропадало оружие. Все это вселяло страх и сеяло панику среди фашистов. Они были уверены, что действуют партизаны. Мальчишки укрыли и выхаживали советского офицера, бежавшего из Калачёвского лагеря для военнопленных. Готовились уйти в лес к партизанам, но перед этим собирались вывесить на здании комендатуры к годовщине Октябрьской революции красный флаг. Староста хутора и гитлеровцы все-таки догадались, кто являлся "партизанами".

4 ноября 1942 г. мальчишек схватили. Трое суток жестоко пытали … 7 ноября десять человек из "босоного гарнизона" на глазах хуторян были расстреляны. Правду о достоверности этих событий подтверждает документ - акт комиссии по расследованию и удостоверению факта изуверства, совершенного фашистами в хуторе Вербовка.

А К Т

18 декабря 1942 года в хуторе Аверинском (Вербовка тогда входила в состав этого хутора) Ляпичевского сельсовета Калачевского района Сталинградской области комиссией в составе: капитана Хаитова Г.А., уполномоченного Ляпичевского сельсовета по хутору Аверинскому Силкина М.И. и местных жителей - отца двух убитых детей Тимонина Ф.Д., колхозников Горина А.Ф., Силкиной Д.М., Силкиной Н.Ф. составлен настоящий акт о нижеследующем:



4 ноября 1042 года в хут. Аверинском немцы, запуганные действиями неизвестных партизан в районе хуторов Вербовки, Ляпичево, Аверинский, заподозрили в этих действиях ребят, бывших школьников, и предприняли облаву на мальчиков хутора. Они врывались в хаты, силой брали мальчиков и избивали их палками, ногайками, резиной и ногами. Затем выбрасывали детей на улицу и, издеваясь, требовали, чтобы каждый из детей оговаривал кого-либо из своих товарищей.

Избив детей до потери сознания, немцы бросили их в крытую холодную автомашину. Гитлеровские изверги взяли 17 мальчиков, двух матерей и одного отца.

Схвачены немцами были следующие: Махин Иван - 11 лет, Егоров Николай - 12 лет, Горин Василий - 13 лет, Тимонин Тимофей - 12 лет, Тимонин Аксен - 14 лет, Егоров Василий - 13 лет, Манжин Семен - 9 лет, Назаркин Никифор - 12 лет, Головлев Константин - 13 лет, Сафонов Емельян - 12 лет, Церковников Максим - 13 лет, Семенов Анатолий - 10 лет, Ребриков Григорий - 12 лет, Сафонов Сергей - 12 лет, Силкин Петр - 11 лет, Силкин Федор - 13 лет, Головлев Филипп - 13 лет.

Вместе с детьми в эту машину фашисты посадили Тимонина Филиппа Дмитриевича - отца Тимониных Аксена и Тимофея, Головлеву Дарью Ивановну - мать Головлева Константина и Сафонову Степаниду Акимову - мать Сафонова Емельяна.

Дети и трое взрослых, как указано выше, находились под арестом в холодной автомашине. Мальчики после истязаний были в крови, с опухшими и окровавленными лицами, все в синяках. Немцы с 4 до 7 ноября врывались в машину по несколько раз в день, снова избивали детей, грозили им расстрелом и виселицей. После трехдневного издевательства над детьми в автомашине были оставлены 10 мальчиков, приговоренных к расстрелу.

Согласно показаниям жителей хутора Аверинского немецкий комендант выезжал в Калач санкционировать расправу над людьми.

7 ноября 1942 года немецкий комендант согнал население на площадь хутора Аверинского и через немца-переводчика объявил, что мальчиков расстреляют и что в дальнейшем за неподчинение немцам виновные будут расстреливаться, а если у жителей хутора будет обнаружен кто-либо чужой, то хозяин будет выгнан из дому и дом сожжен.

Днем в двадцать пятую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции измученных после пыток детей начали выводить связанными по пять человек на расстрел к силосной яме возле МТФ, где и расстреляли их под смех и шум пьяных немцев.

Были расстреляны: Аксен Тимонин, Тимофей Тимонин, Василий Егоров, Николай Егоров, Семен Манжин, Константин Головлев, Никофор Назаркин, Емельян Сафонов, Василий Горин и Иван Махин.

Руководил расправой обер-лейтенант Фридрих Гук и унтер-офицер, переводчик Асмус.

Подписи: капитан Хаитов, уполномоченный сельсовета Силкин, отец двух расстрелянных сыновей Тимонин, местные жители Горин, Силкина.

Подвиг ребят не забыт и поныне. Сейчас на территории Калачёвского района действует Детский оздоровительный комплекс "Босоногий гарнизон".

Таких примеров героизма среди детей и подростков Сталинградской области можно привести множество.

В Калаче-на-Дону действовал отряд Вани Цыганкова. В него входили Миша Шестеренко, Егор Покровский, Павел Кошелев. Они вели разведку в тылу фашистов, добывая важные сведения о расположении воинских частей врага, об огневых точках, о складах горючего. Помогли освободить группу советских военнопленных. Устанавливали на дорогах самодельные мины. Калачевские юные партизаны также были схвачены фашистами.

В музее детского движения Волгоградского дворца пионеров имеются фотодокументы, воспоминания, другие свидетельства о подвигах детей, подростков. Назову имена сынов полков: Сережа Алешков (ему было 7 лет, когда он спас командира полка, награжден медалью "За боевые заслуги"); Леня Кузубов - разведчик под Сталинградом, дошел до Берлина, штыком расписался на колонне рейхстага. Награжден орденами Славы III степени и Отечественной войны, 14 медалями. Ныне поэт, автор 8 сборников. Виктор Перфильев - рабочий тракторного завода. Витя учился в 78-й, потом в 34-й школе. После бомбежек Сталинграда жил с тетей в подвале. Тетя погибла, сам был ранен и контужен. Был подобран минометчиками. Его усыновила воинская часть. Здесь мальчик дежурил у полевого телефона, ходил с фляжками за водой на Волгу для пулеметов и солдат. Сумел метким выстрелом убить гитлеровца, забрал его оружие, документы и передал офицеру минометной роты. Потом мальчика сделали заряжающим; из окон своей школы корректировал огонь по вражеским позициям. Прошел боевой путь от Волги до Праги. Награжден медалями "За оборону Сталинграда", "За боевые заслуги" и др.

Громов Виктор Иванович 12 лет, учился в ремесленном училище № 1. Во время Сталинградской битвы стал разведчиком. Три раза переходил линию фронта, разведывал огневые точки, места скопления противника. Виктор взорвал склад боеприпасов противника. Участвовал непосредственно в боях, в атаках. Награжден медалью "За оборону Сталинграда".

Однако ребята проявляли выдержку, старание и рвение помочь своей стране не только на поле боя, но и на трудовых фронтах.

В годы войны и в послевоенный восстановительный период подростковый труд играл огромное значение. Борис Полевой, побывавший в дни Сталинградской битвы на Тракторном заводе, писал: "В одном из цехов идет горячая работа. Ремонтируются подбитые танки. Рядом с военными ремонтниками - рабочие и среди них подростки. Они работают молча, сосредоточенно, сурово сдвинув брови, стараясь всю силу своей воли, всю быстроту своих умных и уже опытных рук вложить в эту работу. ...Когда в дальний угол цеха ударил снаряд и осколки стекла, брызнув, упали им под руки, они даже не оглянулись, продолжая возиться в моторе танка. Лица черны от ржавого масла, сверкают белки воспаленных от бессонницы глаз".

Подростки подавали тогда заявления на завод с просьбой принять их на работу. Прибавляли себе года. Среди них Миша Моторин из школы № 14, Алеша Редкозубов - шк. № 17. На мельницу № 4 поступил учеником пионер Саша Килин. Когда мастер Подольский ушел на фронт, Саша сталь работать на его рабочем месте, успешно выполняя дневные нормы. В одной из рыболовецких бригад трудился пионер Ваня Митрофанов. Ежедневно для бойцов Красной Армии на рыбозаводе "Молодогвардеец" мальчик заготавливал по 15 кг сушеной рыбы.

Братья Михаил и Максим Серегины (колхоз "Батрак" Чернышковского района) взяли к себе в бригаду пионера-пятиклассника Петю. Работая на комбайне, мальчик убрал зерновых на 400 гектарах и сэкономил 300 кг горючего.

Были у пионеров и свои передовики. Бригада Вити Пономарева из Нижнечирского района ежедневно выгружала на элеваторе или на току 60-70 центнеров зерна, а всего в районе трудилось 8 таких бригад с общим числом в них до 200 ребят. Пионеры и комсомольцы Перелазовского района с вожатой Машей Росличенко собрали и намолотили со своего фронтового гектара 9 ц ячменя. По всему району с пионерских фронтовых гектаров намолочено 59 ц.

С начала войны и до ее окончания лозунг "Поможем сельским хозяйствам в уборке урожая", провозглашенный на митинге учащимися школы № 8 Сталинграда им. КИМ, определял основное содержание общественного труда школьников области. Школы брали под свою ответственность 1-2 гектара пашни или плантации, проводили на них весь цикл сельхозработ. Урожай шел в фонд Обороны страны. Эти гектары называли фронтовыми. В Киквидзенской школе выращено 2 га проса, 1 га ячменя. В Семеновской и Аланцевской школах района - 0,3 га и 0,45 га картофеля.

Подростки осваивали трактор и комбайн. Всего было подготовлено 35 тысяч механизаторов широкого профиля. Дети заменяли отцов, братьев и сестер, ушедших на фронт или в партизаны. Учителя стремились опережать своих воспитанников в умении водить трактор или автомобиль. Ольга Санкина из Калачевского района одна из первых среди учителей овладела комбайном. В Березовском районе 17 учителей стали к штурвалам комбайнов. В Ленинском районе 40 учителей работали механизаторами в грозное лето 1942 г..

В колхозах и совхозах области трудилось более 100 тыс. учащихся. Пионерские звенья и бригады с утра до вечера собирали колоски, очищали на токах зерно, сгребали сено, копнили его, ухаживали за животными, доили коров. Юные сталинградцы не уступали сельским ребятам в труде. Для удобрения пионеры 11-й школы Сталинграда собрали каждый по 20-30 ведер золы. Особо отличились Тося Антипова, Юра Михайлов, Рая Алексинская.

Серьезная опасность нависла над элеватором Клетского района. Зерно могло достаться врагу, который уже подходил к границам области. И тогда все - от 5-летних до пожилых стариков вышли на строительство 12 переправ через Дон. На помощь Сталинградский комитет обороны прислал военных саперов, грузовики. В течение одной ночи навели переправы и началась эвакуация зерна. Словно муравьи, цепочки детей, подростков и взрослых передавали из рук в руки ведра, корзины с драгоценным грузом. Последний в цепочке высыпал на баржу или в машину, на подводы зерно. Пустая емкость таким же путем передавалась назад. В людском конвейере часто попадались пятилетние малыши. Они несли зерно в молочных бидончиках, но ни за что не хотели бросить работу. Так было спасено 770 тыс. центнеров хлеба.

В машинно-тракторных станциях и мастерских совхозов самоотверженно трудились подростки. На расточке гильз и валов юный токарь Тужик из совхоза "Троргунский" Палласовского района не уходил от станка до тех пор, пока не выполнит плановое задание. 13-летний Володя Гатченко за короткое время лета 1942 г. перевез 400 ц. сена. Ваня Пенский 4 года проработал чабаном вместе с отцом. С 16 апреля по 3 мая 43-его года он сохранил 130 ягнят при норме 120 от 100 овцематок. От колхоза "Красное знамя" Эльтонского района мальчику была вручена премия в сумме 300 руб.

Уходчики на овцетоварной ферме в Гончарах Кайсацкого района Петя Ягупов (14 лет) и Миша Шалаев (15 лет) в трудную морозную зимовку 1943 г. подвозили корма на ферму.

Рая Лемякина за сохранность телят получила в счет дополнительной оплаты ягненка. После войны 60 пионеров и комсомольцев Палласовского района были награждены медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг."

В Урюпинском районе дети помогали выращивать кроликов. Быковские школьники выкормили гусениц шелкопряда и сдали 16,5 кг коконов для изготовления шелка для парашютов.

Архивы сохранили факты о трудовом подвиге пионеров и школьников области. С первых дней войны дети включились в сбор средств на танки и самолеты. Учащиеся школы № 54 в "Сталинградской правде" опубликовали 25 марта 1942 г. обращение с призывом собрать средства на выпуск танка "Сталинградский пионер". Призыв был услышан. Ученики школы № 3 Тракторозаводского района собрали 5 тысяч, ребята из 93 школы тогда Ворошиловского района - 1700 руб., из 78-й школы - 1100 руб., а инициаторы из 54-й - 1000 руб.

Дети и подростки Красного Октября собрали 2800 руб. на строительство авиаэскадрильи. Учащиеся Котельниковского района - 22334 руб. Пионеры Кировского района сдали 26 тыс. на выпуск танков.

Невозможно перечислить патриотические бескорыстные поступки детей, молодежи, учителей в те суровые годы. Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами СССР Иосиф Сталин прислал коллективу Николаевской СШ № 1 телеграмму: "Прошу передать учителям, учащимся школы, собравшим 21305 руб. на строительство авиаэскадрильи "Героический Сталинград" мой горячий привет и благодарность Красной Армии". Разгром врага - единственное горячее желание объединяло всех сталинградцев от мала до велика.



ОСКОЛОК БИОГРАФИИ ВОЕННОГО ДЕТСТВА


Их рассказы длиною в жизнь




О детство!

Нет, я в детстве не был

Я сразу в мужество шагнул

Я молча ненавидел небо

За черный крест,

За черный гул.

«Война унижала нас голодом, холодом, нищетой, и в то же время война возвышала нас ощущением причастности к истории, ощущением самих себя как части великого народа, единого в своем стремлении к победе.

Мы – дети Великой Отечественной войны, мы – это зелёные, ещё неокрепшие побеги на древке Знамени Победы, водружённого над рейхстагом».

Е. Евтушенко

Те дети, которые остались живы, хлебнули на пути в жизнь столько горя, что, казалось, такая жизнь уже ничего хорошего не сможет им дать. Сегодня среди нас живут уже пожилые люди, но все те же дети военной поры. Им есть что рассказать нам о прошлом, которое вспоминают со слезами, ибо это было время тяжкого лихолетья, в котором трудно представить детство.

Сегодня, войдя в любой двор, вам обязательно откроется новая страница с биографией военного детства. К сожалению, людей, переживших то время, становится всё меньше. Нам выпала честь не только познакомиться, но и пообщаться с человеком, который пережил своё детство в те страшные годы войны. Речь пойдёт о Бахмутове Максиме Михайловиче.


БАХМУТОВ МАКСИМ МИХАЙЛОВИЧ


В 16-ти километрах от нашего поселка Чернышковский расположен небольшой хутор Быстрый, где находится железнодорожный разъезд станция Цимла Ростовской области. Здесь, в донских степях, в 1931 году, родился Бахмутов Максим Михайлович. Вместе со старшей сестрой Надей, братом Николаем и младшей Валюшкой протекало босоногое детство белокурого мальчугана.



1941 год в их семье стал годом бед и лишений еще раньше, чем горе коснулось нашей страны. В марте от ангины умирает младшая сестренка, а через месяц, не перенеся горя, умирает самый дорогой человек – мама Ксения Тимофеевна. В июне началась война. «Мы с детьми весть о начале войны услышали от дежурного по станции», - вспоминает Максим Михайлович. Отец, Бахмутов Михаил Григорьевич, в то время был начальником станции Цимла и практически все время проводил на работе, поэтому и было принято такое решение: младшего отдать под лучший пригляд. Старших детей, Колю и Надю, оставить в хуторе с дедом Гришей, а Максима отправили в город Волгоград к бабушке Калинишне, которая после раскулачивания, в поисках работы, с семьей: мужем Тимофеем Пучковым, 4-мя дочерями и братом Семеном уехали в Сталинград. А Ксения, старшая дочь, выйдя замуж за Бахмутова Михаила, осталась жить здесь, в хуторе Быстром. Дед Тимофей Пучков, отец матери, был хозяйственный мужик и семью свою содержал в достатке. На хуторе его дом был лучшим. Да и провиантом он шестерых детей обеспечивал. Ножом по сердцу было, когда пришли раскулачивать. На чердаке нашли ящик с салом и по куску вытаскивали из него, и тут же его раздавали под выкрик: «Кому? - Чумакову Андрею. Кому? - Косте Постнову. Кому? - Брызгалину. Дом разобрали по кирпичику. Вот поэтому и оказалась бабушка Калинишна в Сталинграде на Мечетке, где и пришлось Максиму увидеть ужасы бомбежек Сталинграда. После долгой разлуки незабываема была встреча с отцом, здесь, у бабушки. Из воспоминаний Максима Михайловича: «Немец был уже совсем близко. Недавно была сводка, что взят Харьков. Отцу была дана команда: с Морозовска подходит сформированный последний эшелон до Сталинграда, собрать всех рабочих, стрелочников, дежурного для эвакуации. А в это время на разъезд прибежал сынишка стрелочника Шимонаева Дмитрия - Василий, и сообщил, что у хутора он увидел немецкий танк. Мальчишку направили обратно домой, предупредив, что если будут останавливать, то поднимай руки вверх. Поезд прошел. Вся группа мужчин: Бахмутов Михаил, стрелочники Витушенко Николай, Шимонаев Дмитрий до станции в Чернышки добирались бегом по лесополосе, которую сами сажали. Только беглым взором из-за деревьев мужчины могли видеть, как немцы с окриком остановили метров за 15 Васю с поднятыми руками, что-то спросили и отпустили. Едва успев, мужчины прыгнули в вагоны. Утром в Сталинграде всех на время отпустили, но поезд не расформировали. Вот она - Мечетка. Открылась дверь, на пороге стоял отец. Я прыгнул на его плечи и думал, не оторвусь. Просился, чтобы взял с собой, но отец и сам не знал куда направят. Было направление на Красный Яр. Через несколько дней после встречи с отцом, на Мечетке высадился массовый немецкий десант. А вверх по Мечетке, на аэродроме, два Мессер Шмитта уничтожили все кукурузники. Готовясь к бомбежкам, у своих бараков жители выкапывали укрытия, их называли «пещерами». В одной из бомбежек слоем земли от взрыва бомбы заживо засыпало соседских мальчишек. Материнскому горю и слезам не было конца. Как больно было смотреть на тоску и душевную боль женщины.

Был очевидцем, как от тракторного завода в это время на сухой Мечетке формировались отряды добровольцев. «Что ж мы сдадим свой город?» -слышалось от новобранцев. Таких было много, но не было оружия. Голыми руками не повоюешь. Приходилось небольшим группам делать вылазки на места боевых действий с тем, чтобы собрать оружие у убитых. С балок Мечетки немец десантом отвлек основную армию и пошел углом к заводам Баррикады, Лазурь, Красный Октябрь. Сколько разрухи. Это сколько же надо было приложить усилий, чтобы вот так уничтожить город?! Появление сибиряков в городе на подмогу было в моих детских глазах впечатляющим событием. Крепкие, рослые, одетые в тулупы, валенки, хорошо вооруженные солдаты, конечно, поддержали Сталинград. Жизнь в городе не остановилась. Приходилось помогать взрослым. На Метизном заводе (в то время он был филиалом «Тракторного») работал как взрослый. На сверлильном станке выполнял норму - три килограмма заклепок для сцепления тракторов и машин. Работали под лозунгами: «Все для фронта, все для Победы!», «Что ты сделал для фронта?». Отчисляли полный заработок на нужды фронта. Это уже потом, в мирное время, по облигациям мне выпало ружье. Незабываем был случай на заводе. Рядом со сверлильным станком, за которым я работал, стоял токарный, и, однажды, по неосторожности рабочего, захватило его фуфайку кругляком и закрутило руки. Мгновенно сработала реакция, не помня себя, я отключил станок. На собрании коллектива болтонарезного цеха мне была объявлена благодарность.

2февраля 1943 года Сталинград был освобожден. Невозможно передать то состояние, когда буквально кругом развалины, а истрепанные от усталости людские души ликуют до «слезных спазм» и несглатываемого кома в горле. Это же, какое счастье, что мы отстояли Сталинград! Пусть лишения, пусть голод, но только свобода от концлагерей и бараков с собаками. Мы, дети, тоже радовались концу ужасающих бомбежек, бесконечных смертей. Радовались и считали себя тоже победителями, хотя бы потому, что смогли выжить в этом аду.

Врага погнали с нашей земли, но немцы уходили не со сложенными руками. Побитая немецкая армия сопротивлялась. Помнятся бои под хутором Быстрый в Карагичевой балке. Наша разведка в балке сделала привал, а двое солдат отправились на бричке к нам в хутор - за продуктами к людям. Моя сестра Надя и тетя Шура спекли пышек, и только и успели сунуть в руки, как прибежал солдат и впопыхах сообщил, что нас гонят в отступление. Тут же на подкрепление пошли два размаскированных 76-миллиметровых оружия, ранее спрятанные во дворе у Дубины. Немца отбили, а мы с мальчишками с интересом рассматривали оружие.

В один из декабрьских дней, играя на морозце, мы с мальчишками услышали рев самолета. Это был самолет – разведчик Фокке-Вульф «Рама» FW 1897. Он летал над хутором и делал фотосъемку. Это и понятно. Наша передовая тоже не была голая. Завывая, рама пыталась, изворачиваясь, подняться вверх с наклоном то влево, то вправо. Замер от рева весь хутор. Два круга над хутором успел сделать FW-189 и тут услышали очередь крупнокалиберной установки из кустов близ платины у старого колодца. Раздирающий рев мотора оглушил людей. Подбитая машина снесла шесть столбов связи и, запутанная в проводах, упала на снег. Я и Шулик Коля побежали посмотреть на сбитый самолет. Трое немцев сидели на снегу с понурыми головами в добротных немецких мундирах, хотя тогда еще у меня мелькнула мысль, что это обмундирование не по нашим зимам. До прибытия комендатуры немцы так и просидели на снегу, не пытаясь бежать, не отстреливаться. Они понимали, осознавали свою неизбежную обреченность. К месту падения сбежались пожилые люди, женщины. Три парашюта впоследствии женщины использовали на тонкие кофточки, а плащ-палатки пошли на юбки. Нас всех разогнали, как только пришли люди из комендатуры. До нас донеслись пять выстрелов. Все было предельно ясно. Знаю только одно: среди жителей шел ропот недовольства, может потому, что несмотря на озлобленность к немцам, наши люди не разучились жить по заповедям.

Наспех вырытая яма в мерзлой земле не стала местом упокоения немецких солдат. Собаки разнесли обглоданные кости по хутору. А мы, мальчишки, продолжали бегать к самолету. Каждый находил, что себе взять. Отпиливали куски алюминия на расчески и гребешки. Играя у самолета, я увидел в метрах десяти от него, под снегом, антапку. Ковырнул ее, а это была кобура с именным пистолетом. Я похвалился в гаражах мужикам. «Где ты такого красавца нашел?» – спросил помощник бригадира Акулиничев Ларион. Он выстрелил из него под верстак и забрал его себе. Мне, конечно, было обидно. Через месяц самолет вывезли из хутора.

Вот освобожден и наш хутор. Люди стали поговаривать о полевых работах на весну. Казалось, большая беда позади, но немало еще матерей оплакивали своих сыновей. Война своими отголосками напоминала о себе разрывами мин. Ребята постарше нас: Басакин Петро, Жуков Иван, Акимцев Иван- заготавливали дрова, подрывая огромные ивы у пруда. Мы были в кузне у дяди Миши Красикова, когда услышали, примерно в километре от нас, взрыв мины. А вскоре мы увидели бежащего Акимцева Ивана с окровавленной рукой. Он увидел, что парни, разряжая снаряд, начали стучать по запалу, и успел отбежать на пятьдесят метров, но взрывной волной или осколком оторвало большой палец руки. Все ребята погибли. Останки Петра собирали по кусочкам.

Вся страна праздновала Победу. Семьи ждали своих мужей, отцов, братьев, но нашей семье встречи с отцом пришлось ждать еще четыре года. В последней встрече с отцом на Мечетке он сказал, что получил вместе с Витушенко Николаем направление на станцию Красный Яр. Недалеко от Сталинграда стоял санитарный поезд. По мере необходимости он направлялся ближе к передовой. Ночью диспетчер Хрюкин по связи передал, что направляет военно-санитарный поезд. Пути все были заняты, и отец предупредил диспетчера, на что получил ответ: «На гражданке будем разбираться». С малой скоростью эшелон с ранеными двинулся на железнодорожный путь, где стоял тоже санитарный эшелон, но пустой. В полной ночной темноте произошло столкновение - четыре пустых вагона сошли с рельс. Отца осудили на десять лет. Освободили досрочно, амнистировали. Отсидел девять лет.

Четыре года после войны, пока не пришел отец, мы жили на хуторе Быстрый вместе с учительницей Степанниковой Анной Константиновной и двумя ее дочками. Выживали, как могли. Вместе с братом Николаем делали силки на куропаток, охотились на зайцев. И надо сказать, почти всегда мы были с трофеем. За все свое детство я закончил пять классов. Учиться приходилось в Морозовской, Вознесеновской, Волгоградской и Быстрянской школах. Детской мечтой был аккордеон. В четыре года я сам, глядя на отца, научился играть на гармошке. Может быть, за мое усердие мой дед Гриша подарил мне личную гармошку. Помню, заиграю, а мама посмотрит на меня, отвернется и заплачет. А в 1946 году я был на хуторе Гурин, и увидел, и услышал у Стрельцовых аккордеон, который привез после армии их сын. Загорелась душа. Так мне захотелось научиться играть на нем. И мечта сбылась.

Еще до армии, в Морозовской, отец купил мне небольшой аккордеон. А дальше была служба в армии в Новочеркасске и в Краснодаре в кавалерии. За всю службу четыре раза довелось встретиться с М.С. Буденным. В Новочеркасске в 1954 году на Дону были организованы учения вместе с лошадьми. Я был в группе разведки при полку. После учений Буденный лично благодарил за службу с рукопожатием. А дальше была самостоятельная взрослая жизнь. Но это другая история.

Война забрала у меня, у брата, у сестры самое прекрасное время в жизни человека - это беззаботное, счастливое, обеспеченное детство. Мне не довелось поиграть в игрушки, получить достойное образование, а сколько мы недополучили материнской доброты, ласки и заботы, отцовского совета. Проклятая война не дала нашей семье пожить счастливым семейным мирком. Одно хочу сказать, ведь война со всеми ее жестокими составляющими - это творение человеческого разума. Зачем человек рождается на свет? Уж, конечно, не для таких страданий. Пережив войну, я не хочу, чтоб этот ужас когда-либо повторился. Пусть мои дети, внуки и правнуки живут под ярким солнцем на земле. А нам, людям, в своих сердцах надо с кровью матери беречь, а не разбрасывать энергию душевного добра».

Заключение



Прошедшая война - это не страшный сон, это жестокая реальность нашей жизни. И пусть это уже в прошлом, но я не хочу, чтобы сегодня повторилось это людское горе, где бы то ни было. Хочется закричать во весь голос, чтобы его услышали во всем мире, достучаться до каменных сердец, горячими материнскими слезами растопить ледяные людские души. Почему все так происходит? Откуда это все нечеловеческое? Где разум? Где ценности человеческой души? Почему забыли о добре, любви и сострадании? Почему слово ЖИЗНЬ теряет свою святость. Неужели непонимание, глухота сердец, зависть, злоба, жадность – своеобразное клеймо нашего времени. Смешанное чувство стыда, душевной боли, сострадания переполняет душу. Что с нами, люди?

Это о нас и о нашем времени слова иеромонаха Романа:

«Без Бога нация – толпа, объединенная пороком,

Или слепа, или глуха, иль, что еще страшней, ЖЕСТОКА».

Парадоксально, но именно немец Курт Ройбер - медик, священник, умеющий лечить не только тело, но и душу человека, будучи в Сталинградском «котле», осознав, что такое война, как художник, в назидание нам всему ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ своими рисунками, как отзвуками своего сердца, отозвался на вселенское горе. Это была, по словам автора, Сталинградская мадонна – подарок на Рождество 1942 года своим солдатам по бункеру.



«Когда открылась дверь и вошли товарищи, они остановились, как вкопанные, в молчании, пораженные картиной на стене, под которой горел огонек. Весь Рождественский праздник прошел под впечатлением рисунка и слов, обрамляющих его:

«СВЕТ! ЖИЗНЬ! ЛЮБОВЬ!»

Через год из лагеря военнопленных в Елабуге К.Ройбер пишет письмо матери, обращаясь к жене и ко всем женщинам Германии, почти не надеясь, что оно когда-либо будет прочитано на родине:



«Если ты получила мой прошлогодний рождественский привет из « котла», то ты нашла там рисунок, который сделал на нашей боевой позиции, где мы провели самое потрясающее Рождество перед лицом смерти - Мать в темном траурном одеянии, оберегающая свое излучающее свет дитя. По краям я написал символические слова из древней мистики: СВЕТ! ЛЮБОВЬ! ЖИЗНЬ! Увидь в ребенке первородство нового человечества, родившегося в муках и изгоняющего светом темноту и печаль. Пусть он будет для нас символом всепобеждающей жизни, которую после стольких смертей мы будем любить еще горячее и вернее, жизни, которая стоит жизни, излучающей свет и любовь»

Мечта о новой человеческой и человечной жизни воплощена в Сталинградской мадонне. Курт оставил нам в своих рисунках свое видение НАС самих, свое представление о мирном мире.



«Первой предпосылкой настоящего освобождения мира является отказ от всего, что разрушает мир в личной жизни каждого»

Сколько еще должно страдать человечество, чтобы каждый из нас понял и принял эти слова?

На земле самый лучший народ – дети. Как сохранить его душу и его жизнь? А вместе с ним - и наше прошлое и наше будущее?

Как сохранить планету людей, где бы детство никогда больше не называлось войной?



РОССИЯ! Ты тоже мать. Оглянись на нас всех на этой ЗЕМЛЕ. Сколько нас уставших жить не по заповедям? В очередной раз, поставь свои руки как щит над всем человеческим разумом, с тем, чтобы никогда больше не пришлось поднимать меч во спасение мира на земле.

Библиография



  1. Локтионов И.И. Волжская флотилия в Великой Отечественной войне. М., 1974.

  2. Воронин А.И. Щит и меч Сталинграда. Волгоград, 1982.

  3. Чуйков В.И. Начало пути. М., 1959.

  4. Чуйков В.И. Бессмертный подвиг. М., 1969.

  5. Самсонов А.М. Сталинградская битва. М., 1968.

  6. Смирнов Е.И. Война и военная медицина. М., 1976.

Пешкин И. Две жизни Сталинградского тракторного. М.: Политиздат, 1947



Смотрите также:
Дети и война
229.79kb.
1 стр.
Кругом война, а этот маленький… (Дети и война)
50.76kb.
1 стр.
Дети военной поры
28.54kb.
1 стр.
Урок-концерт, посвященный теме «Дети и война»
148.2kb.
1 стр.
Толстой л н. Изображение войны в романе л н. толстого "война и мир" в центре романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
44.48kb.
1 стр.
Пелопоннеская война (431-404 годы до н э) Архидамова война
72.14kb.
1 стр.
Война на Кубани
58.93kb.
1 стр.
Симаков В. И. Рождение зенитного ракетного щита Родины
346.25kb.
1 стр.
Дети: Анна Архиповна, скажите, сколько Вам было лет, когда началась война? Анна Архиповна
38.64kb.
1 стр.
Война 1812 года
62.31kb.
1 стр.
Консультация для родителей «Гиперактивные дети»
50.56kb.
1 стр.
Мулёнкова Клавдия Васильевна-участница Великой Отечественной войны
20.89kb.
1 стр.