Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 сельского поселения «Село Троицкое» «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель ШМО Зам. директора Директор _____/______________/ _____/_____________/ ____/_____________/ Амоленкан В. В. Сергеева Н. В. Запека Л. З. Протокол № _____ от Приказ № ______ от «_____»________ 20___г. «____»________ 20___г. «___»_________ 20___г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по музыке для 4 класса Дьячковская Алла Геннадьевна, учитель 4 класса
2012 г.
Рабочая программа разработана на основании Примерной программы начального общего образования, 2004 г. и авторской программы общеобразовательных учреждений Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина к курсу «Музыка. Начальная школа» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений, М.; Просвещение, 2009 г., которая составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. В примерную и авторскую программы внесено: формы организации образовательного процесса, перечень контрольных мероприятий, календарно-тематическое планирование, информация об использованных учебниках, некоторые темы разбиты и часы перенесены в другой месяц или четверть: «О России петь – что стремиться в храм» - 3 часа перенесено на апрель, т. к. эти темы соответствуют празднику – Пасха, который справляется в апреле; «День, полный событий» - 2 часа перенесено на декабрь и январь, т. к. эти песни подходят к времени года – зиме; «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» - 1 час перенесен на май, т. к. ближе к празднику Троица; «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 3 часа передвинулось на апрель т. к. вставлена тема: «О России петь – что стремиться в храм» и 1 час передвинулся на конец мая, т. к. это заключительный урок. Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно – эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации , темы и образы русской музыкальной культуры - «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Освоение образов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев), с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыки (повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыки (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и своеобразие, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении. Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность. Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка вечные темы искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире? 4 класс (34 часа) «Россия – Родина моя» (3 ч) «О России петь – что стремиться в храм» (4ч) (1+3) «День, полный событий» (6 ч) (4+2) «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч) (2+1) «В концертном зале» (5 ч) «В музыкальном театре» (6 ч) «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (7 ч) (3+3+1) ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА – УРОК. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы: Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения. Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки:
Цель, задачи и содержание данной программы отражают следующие методы музыкального обучения младших школьников:
К концу обучения в начальной школе данная программа должна обеспечить:
Используемые учебники: Музыка, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, М., «Просвещение», 2009 г. Содержание учебного курса. Раздел 1. Россия – Родина моя (3 ч) Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике. Музыкальный материал: Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов. Вокализ. С. Рахманинов. Ты, река ль, моя реченька, русская народная песня. Песня о России. В. Локтев, слова О. Высотской. Колыбельная, обраб. А. Лядова; У зори-то, у зореньки; Солдатушки, бравы ребятушки; Милый мой хоровод; А мы просо сеяли, русские народные песни, обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова. Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев. Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка Родные места. Ю. Антонов, слова М. Пляцковского Раздел 2. О России петь – что стремиться в храм (4 ч) (1+3) Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. Музыкальный материал: Земле Русская, стихира. Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителей Рябининых. Симфония № 2 («Богатырская») 1-я часть (фрагмент). А. Бородин. Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев. Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски. Величание князю Владимиру и княгине Ольге. Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого. Тропарь праздника Пасхи. Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков. Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов. Не шум шумит, русская народная песня. Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов. Раздел 3. День, полный событий (6 ч) (4+2) «В краю великих вдохновений…» Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы. Музыкальный материал: В деревне. М. Мусоргский. Осенняя песнь. (Октябрь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский. Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский. У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский. Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские народные песни. Зимняя дорога. В. Шебалдин, стихи А. Пушкина. Зимняя дорога. Ц. Кюи, стихи А. Пушкина. Зимний вечер. М. Яковлев, стихи А. Пушкина. Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков. Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку, хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский. Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч) (2+1) Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день. Музыкальный материал: Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни. Солнце, в дом войди; Светлячок, грузинские народные песни. Аисты, узбекская народная песня. Колыбельная, английская народная песня. Колыбельная, неаполитанская народная песня. Санта Лючия, итальянская народная песня. Вишня, японская народная песня, и др. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский. Камаринская; Мужик на гармонике играет. Из «Детского альбома». П. Чайковский. Ты воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов. Светит месяц, русская народная песня-пляска. Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. Троицкие песни. Раздел 5. В концертном зале (5 ч) Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Музыкальный материал: Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2 А. Бородин. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты) П. Чайковский. Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой. Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко. Полонез ля мажор; Мазурки № 47 ля минор, № 48 фа мажор, № 1 си-бемоль мажор. Ф. Шопен. Желание. Ф. Шопен, слова С. Витвицкого. Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. Арагонская хота. М. Глинка. Баркарола (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский. Раздел 6. В музыкальном театре (6 ч) Линии драматургического развития в опере. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл. Музыкальный материал: Интродукция, танцы из II действия, сцена и хор из III действия, сцена из IV действия. Из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка. Песня Марфы («Исходила младешенька»); Пляска персидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский. Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян. Первая картина. Из балета «Петрушка». И. Стравинский. Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус. Сцена. Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу. Звездная река. Слова и музыка В. Семенова. Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова. Острый ритм. Дж. Гершин, слова А. Гершвина. Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (7ч) (3+3+1) Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Музыкальный материал: Прелюдия до-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов. Прелюдии № 7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен. Этюд № 12 («Революционный») для фортепиано. Ф. Шопен. Соната № 8 («Патетическая»). Финал. Для фортепиано. Л. Бетховен. Песня Сольвейг; Танец Анитры. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. Исходила младешенька; Тонкая рябина, русские народные песни. Пастушка, французская народная песня, обраб. Ж Векерлена. Пожелания друзьям; Музыкант. Слова и музыка Б. Окуджавы. Песня о друге. Слова и музыка В. Высоцкого. Резиновый ежик; Сказка по лесу идет. С. Никитин, слова Ю. Мориц. Шехеразада. 1-я часть симфонической сюиты (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский. Региональный компонент за год: Гимн Нанайскому району – сентябрь. Мой район, Чокой – Сар – октябрь. Песня об Амуре – декабрь. Песенка про синичку – февраль. Нанайский вальс, Спаси Землю от огня – март. День рыбака – Песня о Джари, В океан Мангбо течет – май. ра, тропарь, молитва, величание.и; Милый мой хоровод; А мы просо сеяли,оллажей, поэтических дневников ских дневников ,программ концертов; костюмов и декораций к операм ,балетам ,музыкальным спкетакл КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Смотрите также: Рабочая программа по музыке для 4 класса Дьячковская Алла Геннадьевна, учитель 4 класса 2012 г
279.63kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке для 6 класса Учитель: Игнатюк Ольга Владимировна П. Плоское 2012 г
432.91kb.
2 стр.
Рабочая программа по музыке для 5 класса Учитель: Игнатюк Ольга Владимировна П. Плоское 2012 год
324.88kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету география Для 8 класса индивидуальное обучение
371.55kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе
413.56kb.
2 стр.
Рабочая учебная программа по музыке для 5 класса Календарно тематическое планирование
506.47kb.
3 стр.
Рабочая программа по предмету география Для 9 класса
431.02kb.
2 стр.
Рабочая программа по истории для 11 класса составлена на основе примерной программы и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования. Рабочая программа для 11 класса рассчитана на 68 учебных часов
308.47kb.
1 стр.
Рабочая программа по технологии для 4 класса. Срок реализации 1 год. Учитель: Макшина И. А. 2012 год
190.42kb.
1 стр.
Рабочая программа по английскому языку для 9 класса составлена на основании следующих документов: Законов рт и РФ «Об образовании»
755.83kb.
4 стр.
Рабочая программа и тематическое планирование 9 класс Информатика и икт 2013 2014 учебный год
258.19kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по музыке для 4-го класса разработана на основе примерной программы начального общего образования и программы «Музыка 1-4 классы» 687.65kb.
3 стр.
|