Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Рабочая тетрадь по развитию речи для учащихся 10 классов Автор-составитель учитель русского языка и литературы Денисюк Л.С. г. Усть-Илимск 2011год.
Предисловие. Рабочая тетрадь адресована учителям старших классов, учащимся 10 классов. В ней представлены индивидуальные задания по развитию речи, которые можно использовать как на уроках литературы, так и русского языка. В основу разработки легли программные произведения для уроков литературы в 10 классе. Цель рабочей тетради – развивать устную и письменную речь школьников, овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте. Сущность понимания состоит в том, чтобы понять идею произведения, замысел его автора и почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения. Представленные в сборнике задания имеют многофункциональный характер, что позволяет использовать их и для индивидуальной, и для коллективной работы, при этом в пределах некоторых заданий есть возможность перехода от индивидуальной формы работы к коллективной и наоборот. При отборе текстов автор опиралась на следующие принципы: • культороведческий принцип, который заключается в том, чтобы включить в состав тетради тексты, которые были бы ориентированы на национальную культуру народа и способствовали приобщению учащихся к сокровищнице культуры через посредство языка; • принцип учета возрастных особенностей школьников, которые любят работать с текстами, требующими серьёзного размышления; с интересом выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, творческого подхода; • принцип стилистического и жанрового разнообразия, который реализовался в подборе текстов различных жанров (сказка, стихотворение, отрывки из художественной прозы, научной статьи т.д.) и различных стилей; • принцип разнообразия видов заданий, реализация которого стимулирует интерес учащихся в обучении, их заинтересованность на уроке, меньшую утомляемость и большую активность при выполнении заданий. И ![]() Упражнение 1. 1. Рассмотрите репродукцию картины, написанной В.Г.Перовым под впечатлением романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (см.иллюст.). 2. Прочитайте снова заключительный абзац романа «Отцы и дети». Сопоставьте его содержание и картину Перова. 3.Как вы думаете, чем можно объяснить (аргументировать) «отступления» художника от текста романа? 4. Опишите картину. Предварительно наметьте основные микротемы. Например: 1) Уголок небольшого сельского кладбища. 2) Один из дней ещё не поздней осени. 3) Старики родители на могиле сына (их одежда; позы; чувства, думы). ![]() Упражнение 2. Напиши своё сочинение на тему «Новые люди» в романе «Отцы и дети», используя предлагаемый материал. Начало.
…Но как на свете без любви прожить? (Из песни) В 1861 году, в год отмены крепостного права, Тургенев написал свой лучший роман «Отцы и дети», который посвятил памяти великого русского разночинца Белинского. В романе отразилось дыхание эпохи. Злободневность произведения заключается в том, что автор ярко воспроизводит положение России накануне реформы, а также рисует образ нового человека, который в столкновении со старым, обреченным на гибель миром доказывает «Торжество демократизма над аристократией» «Новый» человек – это Базаров. Каким же мы видим его? Кто же он? Конец. Нельзя, конечно, принять голое отрицание Базарова. Нельзя жить без красоты, искусства, любви к природе. И нельзя не согласиться с одним молодым поэтом: Природа – храм, не только мастерская, Где не учли такого пустяка, Что можно, все тычинки различая, Не полюбить ни одного цветка. Нет, нет, уж лучше верить сказкам детства, Когда мы все с природою на «Ты». Ведь вы тогда – вам стоит лишь вглядеться – Поймете вдруг, о чем поют цветы. Упражнение 3. 1. Прочитайте стихотворение А.К.Толстого. Какой фразеологизм напоминает оно своим содержанием? Какие фразеологизмы «вплетены» в ткань этого текста? Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коль карать, так уж за дело, Коль простить, так всей душой, Коли пир, так пир горой! 2. Назовите и прокомментируйте выразительные средства синтаксиса, использованные в данном стихотворении. Как, по-вашему, к какому тургеневскому герою можно отнести данные строки? Почему? Объясните.
Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце – не раскалённое, как во время знойной засухи, не багровое, как перед бурей – мирно всплывает над узкой и длинной тучкой. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места. (По И.Тургеневу)
Елена шла потупив голову и неподвижно устремив глаза вперед. Она ничего не боялась она ничего не соображала – она хотела ещё раз увидаться с Инсаровым. Она шла не замечая что солнце давно скрылось заслоненное тяжелыми черными тучами что ветер порывисто шумел в деревьях и клубил её платье что пыль внезапно поднималась и неслась столбом по дороге… Крупный дождик закапал но она и его не замечала. Он пошел всё чаще всё сильнее сверкнула молния гром ударил. Елена остановилась посмотрела вокруг… к её счастью невдалеке от того места где её застала гроза находилась ветхая заброшенная часовенка над развалившемся колодцем. Она добежала до неё и вошла под низенький навес. Дождь хлынул ручьями небо кругом обложилось. С немым отчаянием глядела Елена на частую сетку быстро падавших капель. Последняя надежда увидеться с Инсаровым исчезла. (По И.С.Тургеневу «Накануне»)
3. Прочитайте слова, которые по своему происхождению связаны с греческим pathos (чувства, страсть, боль, страдание). Объясните, почему в слове апатия одно п. Составьте с ним словообразовательную цепочку. 4. Можно ли по содержанию данного отрывка предугадать, о чем будет говориться в статье далее? Почему?
И. Гончаров. Упражнение 10. 1. Прочитайте текст. Героине какого произведения он посвящен? Запишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, объясните свой выбор. Софья Павловна вовсе не так в..новата, как кажет(?)ся. Это – смесь хорош..х инстинктов с лож..ю ж..вого ума, с отсутсви..м всякого н..мека на идеи и уб..ждения, пута..ица понятий, умстве..ая и нравстве..ая сл..пота – все это не име..т в ней х..рактера лич(?)ных п..роков, а являет(?)ся как общие ч..рты её круга. В собсетве..ой лич(?)ной её ф..зиономии прячет(?)ся в тени что(то) свое горяч.., нежн.., даже мечтательн… Остальн.. пр..надлежит во..питанию. И.Гончаров. 2. Можно ли назвать эту героиню, как героиню Островского, «лучом света в темном царстве»? Напишите мини-сочинение. Упражнение 11. Сопоставьте описания природы в романах Тургенева и Гончарова. Отметьте сходство и различие (по выбору). Упражнение 12. Составьте развёрнутый план лекции «Романы Гончарова: творческий замысел и художественное воплощение». Упражнение 13. Продумайте темы для творческих заданий по романам Гончарова. Упражнение 14. Критик Ап. Григорьев писал о «Сне Обломова»: «Автор становится истинным поэтом … Все это полный, художнически созданный мир, влекущий нас неодолимо в свой очарованный круг…».
![]() Упражнение 15. Сделайте вывод о ценностях и свойствах характера, используя схему 2. Лист досье (смотри приложение) Изучая поэзию Федора Ивановича Тютчева. Упражнение16. Знаете ли вы афоризмы, которыми обогатил нашу речь Ф.И.Тютчев? Закончите каждый из них и напишите полностью; не забудьте назвать стихотворение-источник.
Упражнение17. Анализ текста (смотри памятку 1).
И.С.Аксаков в книге «Федор Иванович Тютчев. Биографический очерк» пишет: «Не получать каждое утро новых газет и новых книг, не иметь ежедневного общения с образованным кругом людей, не слышать возле себя шумной общественной жизни – было для него невыносимо». Мысль выдающегося поэта работала непрерывно, напряженно, и нередко от наблюдений, казалось бы, ничем не примечательных, неинтересных, он приходил к глубоким обобщениям. Картина, явление, ![]() не привлекающие внимания других, для Тютчева могли стать толчком к созданию стихотворений философского характера. Не случайно многие его стихи, независимо от количества строф в них, имеют двухчастную композицию: в первой части образ или картина рисуется, во второй – осмысливается. Одно из таких стихотворений – «Фонтан», написанное в 1836 г. 2. Прочитайте стихотворение или прослушайте его в чьем-либо хорошем исполнении.
Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной – И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осуждён.
О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет? Как жадно к небу рвешься ты! Но длань незримо- роковая, Твой луч упорный преломляя, Свергая в брызгах с высоты.
Упражнение 18. 1. Прослушайте по вашему выбору один из романсов на слова Ф.И.Тютчева.
Упражнение 19. Какие стихи или строки Ф.И.Тютчева произвели на вас наиболее сильное впечатление? Напишите об этом. Упражнение 20. 1. Прочитайте первую строфу из стихотворения Ф.И.Тютчева «Весна»; прокомментируйте в ней синтаксические средства выразительности речи. Как ни гнетёт рука судьбины, Как ни томит людей обман, Как ни браздят чело морщины И сердце как ни полно ран; Каким бы строгим испытаньям Вы ни были подчинены,- Что устоит перед дыханьем И первой встречею весны!
Упражнение 21. Прослушайте романс неизвестного автора на стихи Тютчева «К. Б. («Я встретил вас — и все былое…»)». При прослушивании на листе формата А4 цветными карандашами нарисуйте образ, чувства, переживания лирического героя. Упражнение 22. Письменно сопоставить лексику, синтаксис и поэтические интонации стихотворения Тютчева «К. Б.» и стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», выявляя пушкинские параллели в лирике Тютчева. Упражнение 23. 1. Вспомните, что такое буриме. Сочините четверостишия, употребив в них данные рифмы. ……………………. лучами …………………… в росе. …………………… лесами … ………………….. горицветы ………………….. медуниц. ………………….. света ………………….. ресниц.
Изучая поэзию Афанасия Афанасьевича Фета. Упражнение 24. 1. Прослушайте по вашему выбору один из романсов на слова А.А.Фета. 2.Напишите сочинение-миниатюру на тему «Слушая романс…» (например, Ю. П.И.Чайковского на слова А.А.Фета «Уноси мое сердце в звенящую даль…»): примерный, но не обязательный план: впечатление; ассоциации; мысли; чувства; настроение.
О счас(?)ливые, о сто крат блаже..ые Молчалины! Они бе..шумно, (н..) торопясь, переп..лзают из одного п..риода истории в другой, (н..)кому (н..)бросивши слова уч..стия, но и (н..)кого (н..)в.дернувши на дыбу… (Н..)кто ими (н..)интересует(?)ся, (н..)кто (н..)хочет знать, делают они что(нибудь) или просто с..дят и бьют баклуши, (н..)кто (н..)тр..пещет и (н..) благогове..т перед ними… какой пр..красный, блаже..ый удел! И за(то) они во веки веков (н..) перестанут быть «и другими»; зато детям их (н..)чего будет стыдит(?)ся, все равно как бы они р..дились без отцов; за(то) сами они имеют право каждодневно засыпать с сла..кой увере..остью, что (н..)полиция современности, (н..)полиция будущ.. (н..)пред(?)явит к ним (н..)малейшего иска. М. Салтыков-Щедрин.
Шишка. На лбу усевшись, Шишка, загудела: «Мы, члены человеческого тела, Должны бороться за свои права!» И все сказали: «Шишка – голова!»
Упражнение 30. 1. Прочитайте ещё одну миниатюру Ф.Кривина, спишите её. Старый дом. Этому дому, наверно, двести лет. Он совсем ветхий и неловко чувствует себя среди прекрасных домов нового времени. Трудно понять, каким чудом он сохранился. Его грудь не украшают мемориальные доски, его стены не подкрепляет авторитет великих людей, которые жили в нём или хотя бы останавливались проездом. Но все-таки он не зря простоял столько лет, все-таки и в нем жили люди. Может, они тоже были великими, только никто этого не заметил? Постарайтесь провести лингвистический анализ текста (смотри памятку 2). Упражнение 31. Письменно ответьте на проблемные вопросы.
Изучая творчество Федора Михайловича Достоевского. ![]() Упражнение 32. Ответьте письменно на вопрос: какие последствия преступления Раскольникова, не предвиденные им, убеждают нас в несостоятельности его «теории»? ![]() Упражнение 33. Один из приемов создания образа Раскольникова в романе «Преступление и наказание» - внутренние монологи его, или диалог с самим собой. Напишите сочинение в форме диалога с самим собою по вопросу или вопросам, которые вас волнуют. Упражнение 34. Прочитайте фрагменты из статьи писателя и литературного критика Д.С.Мережсковского «Достоевский». Прокомментируйте связь предложений в каждом из них.
Упражнение 35. Составьте текст изложения на тему «Образы «бедных людей» в произведениях Ф.М.Достоевского, отвечая на проблемный вопрос к изложению с творческим заданием: в чем вы видите сходство и различие между главным героем романа Ф.М.Достоевского «Бедные люди» Макаром Девушкиным и его литературными предшественниками: Самсоном Выриным из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и Акакием Акакиевичем Башмачкиным из повести Н.В.Гоголя «Шинель»? Упражнение 36. Напишите мини-сочинение по афоризму Ф.М.Достоевского (по выбору), раскрывающее его смысл. …влюбиться не значит любить… влюбиться можно и ненавидя. Ф.М.Достоевский. Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели. Ф.М.Достоевский. .
Ф.М.Достоевский Упражнение 37. Предложите фразу(-ы) из произведений Ф.М.Достоевского, которое могло бы стать крылатым выражением. Упражнение 38. Проведите анализ характеров героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Раскольникова, Свидригайлова, Сонечки Мармеладовой (смотри приложение, схема 2). Изучая творчество Льва Николаевича Толстого. ![]() Упражнение 39. Анализ текста (смотри памятку 1).
Человек подобен дроби: числитель её – то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. Упражнение 40. Анализ текста (смотри памятку 1).
Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его. Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
Упражнение 41. Напишите по памяти. Герой (…), которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который был, есть и будет прекрасен, - правда. (Л.Н.Толстой) Упражнение 42. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Замените числа словами. В 2012 году наша страна будет отм..чать 200-летие Отечестве..ой в.йны 1812 года. Имена героев з..л..тыми буквами вписаны в нашу историю им было посв..ще..о произведение Л.Н.Толстого «Война и мир». От..честве..ая в..йна 1812 года явилась в..личайшим испытанием для нашего народа. Вторжение (не)приятеля «двунадесяти языков» наполеоновского войска в пр..делы Ро..ии Б..р..динское сражение п..жар в М..скве напряже..ая борьба вызывали могучий народный подъем. И поэтому поровну крови и доблести мужества и сам.отверже..ости п..л..жили на весы победы офицеры и генералы ру..кий Денис Давыдов грузин Петр Багратион немец Александр Фигнер татарин Николай Кудашев и турок Александр Кутайсов Ро..ии верные сыны.
Нравственные искания героев романа «Война и мир» (начало сочинения) Нравственные мучения тяжелее всех мук физических. Ф.Достоевский. Перед Л.Н.Толстым всю жизнь стоял вопрос о смысле жизни, о назначении человека. Он искал какую-то простую и именно от этого незаменимую истину, которая бы все поставила на свои места. У него есть даже фраза : «Настоящая мудрость так же проста, как, Господи помилуй». Писатель считал, что жизнь – это борьба. Это длинная цепь, в которой чередуются неудачи, поражения и победы; бесцветные, тусклые промежутки с ослепительно яркими взлетами. Спокойствие – «душевная подлость» для него. Многие его герои проходят подобный путь исканий. Видим мы такой поиск и в романе «Война и мир».
Герои Бородинской битвы (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир») …Решат участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска… Л.Н.Толстой. Как-то по радио я услышал, что в одном сибирском городе пришла в запустение могила известного генерала, героя Бородинской битвы (фамилию, к сожаленью, я не запомнил). Общественность постоянно обращала на это внимание, но городские власти ничего не хотели сделать. Грустно, грустно за нашу страну. Ведь никогда наш народ не будет по- настоящему великим, если забудет своих героев, не начнет заботиться об их могилах и памятниках. Оказывается, даже в Великую Отечественную войну сотни тысяч ( а может быть, и миллионы) людей остались непохороненными. Но даже те кладбища, что известны, порой намечают под строительство. Как будто в нашей стране не хватает земли! И хочется надеяться, что отношение к памятникам и захоронениям изменится и, встречаясь с ними, люди будут чаще вспоминать о связи времен, о том, как тесно переплетено прошлое и настоящее. Что такое история? Память народа. Эта память может быть в граните и бронзе. Но есть и духовные памятники. Знакомясь с ними, мы словно совершаем путешествие в прошлое. Одним из самых емких явлений можно назвать книги Льва Толстого, особенно «Войну и мир». Заключение. Много пролилось в тот день крови … И нужно было бы сказать как о героях о сотнях русских генералов и офицеров, создавших славу нашему оружию, которые, подобно князю Андрею, отдали свои жизни за Родину. Плохая им досталась доля: Не многие вернулись с поля,- сказал поэт. Будем же помнить о генералах, офицерах и солдатах, каждый из которых стал в тот день героем!
Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам своим и чужим. Л.Н Толстой.
Л.Н.Толстой. Хорошо было бы, если бы мудрость была такого свойства, чтобы могла переливаться из того человека, который полон ею, в того, в котором её нет, как вода переливается … из одного сосуда в другой до тех пор, пока оба будут равны. Но горе в том, что для восприятия чужой мудрости нужна прежде всего самостоятельная работа. Л.Н.Толстой. Любить значит жить жизнью того, кого любишь. Л.Н.толстой. Упражнение 47. Постройте лестницу ценностей семьи Ростовых и Болконских (смотри приложение, схема 1.). Письменно проведите сравнение (сходство и различие, почему это важно для понимания характеров героев). Изучая творчество Антона Павловича Чехова. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Упражнение 48. Проанализируйте один из чеховских рассказов, опираясь на выделенные В.Набоковым свойства поэтики Чехова: «Первое: история излагается самым естественным из возможных способов, не после обеда, возле камина, как у Тургенева и Мопассана, но так, как рассказывают о самом важном в жизни, неторопливо, не отвлекаясь и слегка приглушенным голосом. Второе: точная глубокая характеристика достигается внимательным отбором и распределением незначительных, но поразительных деталей, с полным презрением к развернутому описанию, повтору и подчеркиванию, свойственным рядовым писателям. В любом описании каждая деталь подобрана так, чтобы залить светом все действие. Третье: нет никакой особой морали, которую нужно было бы извлечь, и никакой особой идеи, которую нужно было бы уяснить. Четвертое: рассказ основан на системе волн, на оттенках того или иного настроения. Если мир Горького состоит из молекул, то здесь, у Чехова, перед нами мир волн, а не частиц материи, что, кстати, гораздо ближе к современному научному представлению о строении вселенной. Пятое: контраст между поэзией и прозой, постоянно подчеркиваемый с такой проницательностью и юмором, в конечном счете оказывается контрастом только для героев, мы же чувствуем – и это опять характерно для истинного гения, что Чехову одинаково дорого и высокое, и низкое; ломоть арбуза, и фиолетовое море, и руки губернатора – все это существенные детали, составляющие «красоту и убогость» мира. Шестое: рассказ в действительности не кончается, поскольку до тех пор, пока люди живы, нет для них возможного и определенного завершения их несчастий, или надежд, или мечтаний. Седьмое: кажется, что рассказчик все время изо всех сил стремится подметить детали, каждая из которых в иной прозе указывала бы на поворот в развитии действия». Упражнение 49. Письменно ответьте на проблемные вопросы.
Упражнение 50. Напишите мини-сочинение по афоризму А.П.Чехова, раскрывающее его смысл. Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить. А.П.Чехов. Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью. А.П.Чехов. Изучая творчество Николая Семеновича Лескова. ![]() ![]() Упражнение 51. Читая произведения Лескова, выделите фрагменты, в которых, на ваш взгляд, наиболее полно выражены эмоциональный пафос и основные идеи произведений. Упражнение 52. Подготовьте анализ отрывка из произведения Лескова с целью выявить своеобразие сказовой формы повествования. Упражнение 53. Напишите аннотацию к какой-либо экранизации лесковского произведения («Левша», «Очарованный странник»). Упражнение 54. Подберите эпиграфы к произведениям Лескова «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда». Приложение. Памятка1.
Если текст большой, прочитайте его по книге. Памятка 2.
Связь предложений в тексте осуществляют следующие средства: Слова-заместители – местоимения (девушка -она), наречия (в лесу – там), синонимы (быстро, стремительно), метафоры, различные оценочные обозначения ( храбрец – богатырь),
(Напоминаю, что предложение в тексте может быть связано не только с предшествующим предложением или последующим, а и с несколькими, стоящими в некотором отдалении)
Памятка 3.
Схема 1. Модель «лестница ценностей». ![]() ![]() ![]() ![]() СХЕМА 2. АНАЛИЗ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ (АНАЛИЗ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА). ЛИСТ ДОСЬЕ: Картина к факту (рисунок или словесное описание) Каким изображен герой в картине? (увидеть, услышать, почувствовать) Факт: <КТО?> герой <КТО ДЕЛАЕТ?> действие <КАК?> характеристика Цитата автора Выводы о ценностях и свойствах характера. Чего хочет? Зачем? … ![]() ![]() ![]() ![]() < Что делает? > < Как? > ВЫВОД О ТОМ, ЧТО ГЕРОЯ ВАЖНО ![]()
![]() ![]() ![]() ![]() ВЫВОД О ТОМ, ЧТО ДЛЯ ГЕРОЯ НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ Список литературы.
Формирование6 универсальных учебных действий в основной школе: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Смотрите также: Моу «сош №5» Рабочая тетрадь по развитию речи для учащихся 10 классов
262.27kb.
1 стр.
13 октября в рамках экологического марафона в мбоу сош №6 для учащихся 1 -4 классов
22.08kb.
1 стр.
Рабочая программа по английскому языку разработана для обучения учащихся в 4 «а, в» классах моу сош №9 г. Вилючинска на основе
613.73kb.
3 стр.
Информация о результатах открытой предметной олимпиады «Эрудит» по русскому языку, математике и окружающему миру для учащихся начальных классов 2
309.26kb.
3 стр.
Детская организация «Солнечный круг»: результаты и перспективы. Название детской организации Чемальского района «Солнечный круг»
47.84kb.
1 стр.
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса специальной (коррекционной) школыviii вида разработана на основе программы «Грамматика, правописание и развитие речи 5 9 классы»
357.28kb.
1 стр.
Анализ работы социальных педагогов моу казачинская сош за 2011-2012 учебный год
75.12kb.
1 стр.
Сценарий внеклассного занятия по изо для учащихся 6-7 классов моу сош№5.
74.46kb.
1 стр.
Рабочая тетрадь по инженерной графике
10.86kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие рабочая тетрадь «Путешествие по народной картинной галерее станицы Привольной Каневского района Краснодарского края»
74.44kb.
1 стр.
Программа данного курса по английскому языку адресована для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательных школ
140.86kb.
1 стр.
Справка по результатам проверки дневников учащихся 2 9 классов моу оош №13 30.3kb.
1 стр.
|