Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Тема урока: С. Есенин и украинская поэзия. Цели урока: - показать в сравнительном анализе стихотворений С.Есенина и Т.Шевченко особенности и художественное своеобразие лирики поэтов, раскрыть, многогранность таланта С.Есенина; - развивать умения исследовать лирическое произведение и делать выводы, образное мышление; - способствовать формированию эстетических идеалов учащихся. Оборудование урока: портреты С. Есенина и Т.Шевченко, сборники стихотворений, тексты стихотворений в переводе на украинский язык, записи пьесы П. Чайковского «Октябрь», песня Г. Пономаренко «Отговорила роща золотая…», рисунки учащихся, пейзажные иллюстрации. Тип урока: урок – компаративный анализ. Ход урока: I. Организационный момент. II. Объявление темы и целей урока. III. Работа над темой урока. 1.Вступительное слово учителя. «Есенин – это вечное…» (Н. Тихонов.) В этом имени – слово «есень». Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нём от русских песен – Поднебесье, тихие веси, Синь берёзы И синь-рассвет. Что-то есть в нём и от весенней Грусти, юности, чистоты… Только скажут: Сергей Есенин – Всей России встают черты…
Учитель: «Моя лирика жива одной большою любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве», - так говорил русский поэт Есенин. Его родина – село Константиново (теперь – Есенино) на Рязанщине. Тихое, чистое, утопающее в зелени, оно располагалось вдоль крутого правого берега Оки. Слева – заливные луга, утопающие в цветах, убегают вдаль перелески, поблескивает гладь луговых озёр, а у самого горизонта синеют дремучие Мещерские леса. Надо всем этим – синий бескрайний купол неба. Среди этой красоты прошло детство будущего поэта, она навсегда осталась источником его вдохновения. 2. Работа с иллюстративным материалом. Учитель: Вы подготовили рисунки или иллюстрации, изображающие красоту русской природы и к ним творческий комментарий – строки из стихотворений С.Есенина. От каждого ряда представьте наиболее интересные примеры. Учитель: А знаете ли вы, что Есенину удалось передать прелесть не только русской, но и украинской природы? Он это сделал в своём единственном переводе с украинского – хорошо вам известного отрывка из поэмы Т. Шевченко «Княжна». 3. Чтение учащимися отрывков на украинском и русском языках. Село! І серце одпочине. Село на нашій Україні – Неначе писанка село… Зеленим гаєм поросло. Цвітуть сади; біліють хати, А на горі стоять палати, Неначе диво. А кругом Широколистії тополі, А там і ліс , і ліс, і поле І сині гори за Дніпром. Сам Бог витає над селом… Учитель: А теперь послушаем вольный перевод С. Есенина. Село! В душе моей покой. Село в Украине дорогой. И, полный сказок и чудес, Кругом села зелёный лес. Цветут сады, белеют хаты, А на горе стоят палаты, И перед крашеным окном В шелковых листьях тополя. А там всё лес, и всё поля, И степь, и горы за Днепром… И в небе тёмно-голубом Сам Бог витает над селом. 4. Исследовательская работа – сравнительный анализ оригинала и перевода.. Учитель: - Вспомните, что такое вольный перевод. - Найдите в тексте оригинала и перевода ключевые слова, строчки, вольно переданные переводчиком. - В есенинском произведении есть буквально переведённые места? Чем это объясняется? - Сравните образные средства, использованные Т. Шевченко и С. Есениным, выпишите примеры. - Удалось ли, на ваш взгляд, Есенину передать дух, присущий стихотворению-оригиналу?
1. Выразительное чтение стихотворений. Учитель: Как бы вы прочитали стихотворение «Отговорила роща золотая»? (Несколько учащихся читают стихотворение на фоне записи пьесы П. Чайковского «Октябрь».) Учитель: А вот как прочитал есенинскую поэзию украинский переводчик К.Житник. (Учащийся читает перевод из Есенина на украинский) Відгомоніла золота діброва Веселою говіркою беріз. І журавлі в годину вечорову Летять у вирій без жалю і сліз. Кого жаліть? Усякий подорожній: Прийшов, зайшов і знов полишив дім. І вже за ним сумує дика рожа З широким місяцем на стані голубім. Стою, дивлюсь на скошену рівнину, А журавлів несе вітрами вдаль, Я повен дум про юність чарівливу Хоча мені минулого й не жаль. Не жаль тих літ, що я на вітер кинув, Не жаль душі бузкової суцвіть. В саду горять багаття горобині, Та їх вогнем нікого не зігріть. Не обгорять на горобині грона, Не пропаде від пожовті трава. Як дерево тихенько листя ронить, Так я роню сумні мої слова. І вже як час розвіє, мов полову, Оті слова, що людям я приніс, Скажіть тоді, що золота діброва Відгомоніла мовою беріз. 2. Беседа по вопросам. - Удалось ли переводчику передать чувства русского поэта? - Какие новые образы появились в переводе? Как вы думаете, почему? - Какие художественные средства использованы в украинском переводе? V. Подведение итогов и рефлексия. 1.Заключительное слово учителя. 2. Прослушивание песни Г.Пономаренко «Отговорила роща золотая…».
Написать сочинение по творчеству С.А.Есенина по предложенным темам: - Образ Родины в творчестве С.А.Есенина. - «Я сердцем никогда не лгу» - тема любви в творчестве С.А.Есенина. - «Персидские мотивы» в творчестве С,А.Есенина. - «Отговорила роща золотая…». Как я воспринимаю судьбу Есенина и его поэзию. Смотрите также: Литература Урок N4 Тема урока: С. Есенин и украинская поэзия
41.84kb.
1 стр.
Тема урока: Тема моря в русской музыке. Тип урока : изучение нового материала. Вид урока: урок прогулка. Жанр урока: тематический
52.36kb.
1 стр.
Предмет: литература Класс: 5 Тема урока : «Две семьи два мира»
70.56kb.
1 стр.
Форма урока: урок-лекция с использованием икт тип урока: Урок изучения нового в форме лекции Тема урока : достопримечательности Великобритании Оснащение: персональный компьютер
64.49kb.
1 стр.
Урок №8 Тема урока: «Когда музыка не нуждается в словах» Тип урока : урок закрепления и обобщения знаний
77.59kb.
1 стр.
Тема урока "focus on russia" Учитель: Прилипко Оксана Александровна Тема урока: Focus on Russia Тип урока: комбинированный урок ролевая игра; презентация и защита проекта
35.65kb.
1 стр.
Тема «Методическая разработка итогового урока по истории: СССР в 1953-1964 гг.» (Урок в 11-м классе). Проект урока Тема урока: Контрольно обобщающий урок по теме «ссср в 1953-1964 гг.»
144.54kb.
1 стр.
Урок музыки во втором классе. Общая тема года «музыкальная прогулка». Тема урока «ноты долгие и короткие» Урок №13
24.59kb.
1 стр.
Урок английского языка в 4 классе (2-й год обучения, 1 урок в неделю) Учитель : Доронина Т. А. Тема урока: «Цвета» (первый урок по теме) Тип урока : творческий проект «Изготовление Рождественской открытки»
48.04kb.
1 стр.
Урок тема «смертные боги» Форма урока: урок-лекция. Жанр урока: урок-презентация. Цель
55.64kb.
1 стр.
Урок 9 Тема урока: Обобщение темы четвери: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литература»
227.58kb.
1 стр.
Урок подготовила: Безрукова Надежда Владимировна ст. Марьянская 2012 год. Тема урока: Олимпийский урок Цели и задачи урока 75.97kb.
1 стр.
|