Главная
страница 1

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОСОБЕННОСТЯМИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРИЧАСТИЙ В ТЕКСТЕ. ПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИЧАСТИЙ В РЕЧИ».

Разработала учитель I категории: Чотчаева Наталья Вячеславовна.



Цели:

  • познакомить учеников с изобразительными возможностями причастий;

  • продолжать учить комплексному анализу текста, расширяя представления о богатстве русского языка;

  • совершенствовать умение грамотно и связно формулировать ответы, основанные на данных всестороннего анализа текста;

  • отрабатывать умение правильно употреблять причастия в речи;

  • воспитывать желание пользоваться средствами выразительности языка, потребность говорить красиво и образно;

• воспитывать уважение к родному языку и его богатствам.
Оборудование: копия картины И.И. Левитана "Осенний день. Сокольники",
аудиозапись, доска, индивидуальные задания.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о роли причастий в художественном тексте и правильном употреблении в речи. Урок наш посвящен удивительному времени года - осени и осени поздней. За окном уже ноябрь. Чем же интересен этот месяц?

Монологическая речь.

Монологическая речь.

Ноябрь - последний по календарю месяц осени. Пора холодов, порош, остывания земли, перволедья.

Название месяца заимствовано из латинского языка, что означает "девятый", ведь в древнеримском календаре ноябрь был девятым месяцем, так как год вел отсчет с марта.

В Древней Руси ноябрь - грудень. Народ прозвал этот месяц воротами зимы, сумерками года. В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается, - гласит одна из пословиц.



1.Работа с текстом.

В украинском языке ноябрь называют "лыстопадом". В этом названии. Но кроме листопада, что еще характерно для этого месяца? Давайте обратимся к тексту, который лежит перед каждым из вас и узнаем об этом. А Татьяна Сапрунова его нам прочтет.


ЛИСТ..БОЙ

Ночью задул лист..бой - холодный ноябрьский ветер. Он пр..шел с севера, из тундры уже прихваченной льдом, с б..р..гов Печоры.

Лист..бой завывавший в печной трубе и шевеливший на крыше осиновую щепу бил тр..пал деревья и слышен был шелест покорно (с, з)брасыва..мой листвы.

Ра(с, з)крытая форточка билась о раму, скр..певшую ржавыми петлями. С порывами ветра в комнату летели листья березы р.хтущцй под окном.

К утру береза была раскрыта настеж... Сквозь ветки ее т..кли и т..кли холодные струи лист..боя четко обозначенные в сером небе битым порхающим листом.

Паутина растянутая в елочках строгим пауком-кр..стовиком была полна березовых листьев. Сам хозяин ее уже скрылся куда(то). А она все набухала провисая словно сеть наполненная л..щами.



3. Орфографическая работа.

  • Вы прослушали текст. Давайте определим стиль и тип речи.

  • Почему ветер так необычно назван?

  • Интересно образование слова листобой.

  • В тексте встречаются слова с пропущенными буквами. Выпишите из текста эти слова и объясните орфограммы.

  • Один из постоянных признаков причастия - разряд. Назовите разряды причастий. Выпишите из текста по одному причастию каждого разряда настоящего и прошедшего времени. Выделите суффиксы.

/ действительные настоящего времени: порхающим, растущей;

действительные прошедшего времени: завывавший, скрипевшую,

шевеливший;



страдательные настоящего времени: сбрасываемой;

страдательные прошедшего времени: прихваченной, обозначенные,

наполненная, битым, раскрытая/.

• Какова синтаксическая роль причастий в предложении?

• Сделайте синтаксический разбор предложения, обозначенного цифрой


четыре. Найдите грамматическую основу, определите, чем осложнено
данное предложение, дайте характеристику.

• Всегда ли причастный оборот выделяется на письме запятыми?


2. Лексическая работа.

  • Какая часть речи в тексте одновременно называет признак предмета и показывает его движение?

  • Приведите примеры причастий из текста./ завывавший в трубе, сбрасываемая листва, шевеливший щепу, раскрытая форточка, скрипевшая петлями рама, растущая береза, растянутая паутина./

  • Какие художественно-выразительные средства делают описание живым, необычным?

/Это метафора и сравнение. Метафора - это неназванное сходство, скрытое сравнение./

  • Приведите примеры метафор /битый порхающий лист; тундра, прихваченная льдом; раскрыта настежь (береза)/

  • А в словосочетании "раскрытая форточка" в каком значении употреблено причастие? /вывод: одно и тоже причастие в зависимости от контекста может употребляться в прямом и переносном значении./

  • Какое же место занимает причастие в этом тексте?

  • Вывод: причастия занимают немаловажное место в описании действий ноябрьского ветра. С их помощью ярко и живо передается образ листобоя в движении.


Творческие задания.

• Следующий этап нашей работы - творческие задания, которые помогут


нам в правильном употреблении причастий в речи.

Задания:

• В предложениях, записанных на доске, замените придаточную часть со


словом который причастным оборотом./ по вариантам/

1 вариант Тяжелые тучи, которые гонит ветер, закрыли все небо плотной
завесой.

2 вариант Лучи солнца, которые пробиваются сквозь серую пелену,
похожи на золотые фонарики, которые освещают землю.

В предложения, записанные на доске, вставьте причастный оборот,


выделив пунктуационно и графически.

Деревья, (одетые в яркие наряды), тихо перешептывались с ветерком, (шевелившим их ветви).

Разноцветные листья, ( кружившиеся в вальсе), укрывали аллеи парка осенним ковром.

• Из называемых слов возьмите указанные морфемы, образовав из них


причастия.

  1. украшение

  2. силач

  3. раскрашивать

  4. стелющий

  5. бриться усиливающийся

• С получившимся причастием составьте предложение. /Усиливающийся с
каждой минутой ветер нагонял серые дождевые тучи./.

• Перед вами лежат листы с заданием, которое вы выполните по группам.


ГРУППА А

Найдите ошибки в употреблении причастий, запишите предложение в исправленном виде.

Деревья, которые растут в аллее и украшающие парк, были совсем

молодые.

Солнечный луч освещает падающие листья с деревьев. ГРУППА Б



Подберите из скобок подходящие по смыслу причастия, поставьте в нужной форме и запишите предложения в тетрадь.

Уже вечерело, солнце скрылось за лесом, (находящий, находящийся)

недалеко от города.

В тумане, (расстилавший, расстилавшийся) над лесом, утонули березы и

осины.


  • Работа по картине.

  • Молодцы, ребята, и группа А и группа Б^с заданием справились успешно. А сейчас обратимся к картине И.И. Левитана "Осенний день. Сокольники". Рассмотрите ее внимательно. А Надя расскажет нам об особенностях творчества этого замечательного художника.

  • Монолог ученика.

Исаак Ильич Левитан родился 18 августа 1860 года. Юношей он прошел через нищету и страдания. Но, несмотря на это, талант его стремительно развивался. Этому способствовали замечательные педагоги, крупнейшие художники-передвижники: В.Г. Перов, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, а главное -огромное трудолюбие Левитана.

Обладающий незаурядным умом, редчайшим даром находить цветовую гамму для своих полотен, исключительной зрительной памятью, умением проникать в сущность жизни природы, художник воплотил в своих картинах прелесть средней полосы России, ее тончайшие, созвучные человеку настроения и чувства от тихой грусти, щемящей тоски, скорбных раздумий до благотворного умиротворения, жизнерадостности и ликования.



  • Слово учителя.

  • Какое впечатление на вас произвела картина Левитана? Подберите эпитеты к осени Левитана.

  • Послушайте стихотворение, написанное ученицей 9-го класса. Оно вполне созвучно с описанием красоты осеннего пейзажа на картине Левитана и с чувствами, которые он навевает

Осень

Опадают листья с тополей и кленов,

Улетают птицы в теплые края.

И багрянцем листьев, некогда зеленых,

Словно разноцветьем устлана земля.

Под ногами шелест от листвы опавшей,

На душе тревога и опять дожди.

Это словно слезы осени уставшей,



Теплых дней погожих от нее не жди.

  • На картине изображен тихий, безветренный осенний день. Давайте с вами представим, что налетел холодный ноябрьский ветер. Что изменится в природе и в душевном состоянии этой одинокой девушки? С помощью какой части речи мы сможем одновременно описать и почувствовать движение?

  • Напишите под музыку ветра миниатюру "Ненастная осень", используя причастия.

  • Прослушаем ваши работы. Молодцы, ребята! Миниатюры получились очень интересными.

IV.Итог урока

  • Сегодня на уроке мы с вами говорили о роли и употреблении причастий в устной и письменной речи.

  • Скажите, ребята, часто ил вы в своей речи употребляете причастия?

  • Причастия употребляются чаще всего в книжной речи. Так какова же роль причастий в книжной речи?

  • Послушайте, как о языковой особенности причастий говорил еще А.С. Пушкин:

" Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом".




Смотрите также:
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «наблюдение за особенностями употребления причастий в тексте. Правильное употребление причастий в речи»
66.98kb.
1 стр.
План-конспект открытого урока немецкого языка в 3 классе по теме Учитель: Ендовицкая Л. А. 2012-2013 учебный год
27.97kb.
1 стр.
Урок литературы в 6 классе Тема урока: «Пословицы и поговорки» Ткаченко Екатерина Валерьевна, учитель русского языка и литературы
47.81kb.
1 стр.
Конспект урока русского языка в 6 «Б» классе по теме «Космическое путешествие по Галактике Имя существительное»
100.5kb.
1 стр.
Конспект урока русского языка в 3 классе. Тема урока: Сочинение «Матрёшка» с элементами описания. Цели урока: Развитие устной и письменной речи учащихся
137.83kb.
1 стр.
Конспект урока развития речи по литературе в 5 классе Тип урока: творческая мастерская. Тема урока: Учитель русского языка и литературы : Лобачёва Валентина Васильевна
159.27kb.
1 стр.
Конспект урока русского языка в 8-м классе по теме: "Односоставные предложения"
68.2kb.
1 стр.
Урок по теме «cinema» Конспект открытого урока английского языка по теме "Кино"
37.75kb.
1 стр.
Урок английского языка в 4 классе по теме «Future Simple
49.23kb.
1 стр.
Конспект урока русского языка в 9 классе «Повторение и обобщение изученного по теме
128.24kb.
1 стр.
Конспект урока английского языка в 6-м классе по теме "Спорт"
36.39kb.
1 стр.
Конспект урока по литературе в 11 классе Сергей Есенин в стихах и в жизни Учитель русского языка и литературы
74kb.
1 стр.