Главная
страница 1
сценический костюм

как средство коммуникации со зрителем
Кислицина Ю.В.

БУ СПО ХМАО – Югры  колледж-интернат

«Центр искусств для одаренных детей Севера»

г. Ханты-Мансийск

заведующая мастерскими художественного отделения

кандидат технических наук


Аннотация: Руководителю хореографического коллектива в профессиональной деятельности приходится решать все вопросы, связанные с подготовкой концертных программ, праздников, отчетов, специальных постановок и разных тематических мероприятий. Для успешного осуществления замысла при постановке хореографических композиций необходимым является знание законов и актуальных направлений создания зрительного образа сценического действия. В докладе рассматривается вопрос влияния сценического костюма на зрительское восприятие и актуализируется роль художника по костюмам в современном театре.

Эстетическое наслаждение от восприятия сценического действия является сложным, двухуровневым процессом. Первый уровень – это наслаждение формой (музыкой, пластикой, костюмами), второй – наслаждение содержанием действия.

Повсеместное утверждение медийной реальности и формирование клипового сознания современного поколения зрителей приводит к упрощенному восприятию произведений искусства театра, восприятию первого уровня, и утрате способности глубоко воспринимать содержание сценической постановки.

Работа индивидуального сознания по осмыслению сути спектакля – творческий процесс, основанный на адекватном эмоциональном сопровождении – сопереживании, вызванном возникновением художественных образов в индивидуальном сознании.

Таким образом, актуальной сегодня является проблема поиска эффективных средств художественной коммуникации со зрителем, способных активизировать процессы интеллектуального и эмоционального отклика на произведение у зрительской аудитории.

Одним из сценических компонентов, создающих зрительный образ постановки, является костюм. Исторически одежда приходит на сцену в качестве театрального костюма, претерпевая свойственное сцене преувеличение и упрощение, подчиняясь требованию стилизации, обобщенности и целостности.

Подлинный театральный костюм сегодня – это не наряд, назначение которого украсить актера, не копия костюма той или иной эпохи или этнической группы, это оболочка, неотделимая от своего содержания, созданная художником по принципу созвучия сущности творимого актером сценического образа.

Костюм способен обогатить выразительность жестов и движений актера, придавая им особую четкость или плавность, в зависимости от творческого замысла, помогает совершать те или иные игровые действия.

Костюм – это средство сделать все тело актера более красноречиво звучащим, помогая исполнителю ярче раскрыть свой образ. Сценический костюм способен создать определенное настроение, интригу, усилить эмоциональное воздействие постановки на зрителя.

Образ спектакля в целом вытекает из идейной и художественной трактовки произведения режиссером-постановщиком. Задача художника по костюмам – найти облик действующих на сцене актеров в соответствии с концепцией постановки.

Профессия художника по театральному костюму – профессия многогранная и требует множества разнообразных знаний. Это умение работать с цветом, фактурой, линией и формой, а также владеть знаниями по истории костюма, разбираться в тканях, технологии пошива, знать  и уметь применять множество приемов декорирования одежды.

Визуализация образа персонажа начинается с эскиза. Важность этого этапа, помимо всех его рабочих функций, заключается еще и в том, что зрительно доносит до актера то, о чем говорит режиссер на словах. Поэтому хороший эскиз персонажа («эскиз костюма»), будучи совершенно ясным для практического использования, должен быть произведением изобразительного искусства, увлекающим, прежде всего, воображение его первых зрителей – режиссера и актера.

Далее, стремясь максимально выразительно и точно выявить в костюме визуальный образ, соответствующий замыслу режиссера-постановщика, художник непосредственно «доводит» свой замысел да материального воплощения – осуществляет подбор тканей, разрабатывает конструкцию, технологию исполнения, отслеживает примерки.

От таланта и профессионализма художника в значительной степени зависит выразительность чувственно-эмоциональной формы постановки и, соответственно, полнота раскрытия идейного содержания произведения. Пренебрежение к художественной образности, к формам и средствам художественной выразительности неизбежно влечет за собой утрату связи со зрителем.

На современный сценический костюм оказывают влияние новейшие достижения в области индустрии моды и постоянное совершенствование технических средств. Разработка экономного и многофункционального костюма, костюма-трансформера, способного развиваться в течение действия спектакля, находится в центре сегодняшних постановочных экспериментов.

Все вышесказанное в полной мере относится и к работе над хореографической постановкой. Суть совместной работы художника по костюмам и балетмейстера-постановщика – создание произведения, волнующего зрителя, делающего его соучастником действия и включающее работу сознания по осмыслению художественного текста на лексике танца.



В этой связи необходимо отметить важность курса «Костюм и сценическое оформление танца» в профессиональной подготовке выпускника по специальности 071301 «Народное художественное творчество», целью которого является расширение общей и театральной культуры выпускника, знакомство с особенностями работы театрального художника и с понятием сценического костюма как средства достижения выразительного визуального воплощения постановки.
-----------------------------------------------------

  1. Акимов. Н.П. Театральное наследие [Текст] / Н.П. Акимов. – М., 1978.

  2. Арнхейм. Р. Искусство и визуальное восприятие [Текст] /  пер. с англ. ; ред. В. П. Шестаков. - Благовещенск: Благовещенский гуманитарный колледж, 1999. - 393 с. - (тираж). - ISBN: 5-80157-167-1.

  3. Березкин. В.И. Искусство оформления спектакля [Текст] / В.И.Березкин. – М., 1986.

  4. Борев. Ю. Б. Эстетика: учебник [Текст]  / Ю. Б. Борев. - М.: Высшая школа, 2002. - 511 с. - (тираж). - ISBN: 5-06-004105-0.

  5. Горчаков. Н.М. Работа режиссера над спектаклем [Текст] / Н.М.Горчаков. – М., 1956.

  6. Захаржевская. Р.В. Костюм для сцены [Текст] / Р.В. Захаржевская. – М., 1974.

  7. Михайлова. А. Образ спектакля [Текст] / А. Михайлова. – М., 1978.


Смотрите также:
Сценический костюм как средство коммуникации со зрителем
43.78kb.
1 стр.
Бумажные и электронные деньги
258.2kb.
1 стр.
Дипломная работа Формирование межкультурной коммуникации на уроке 93
62.04kb.
1 стр.
«пятый театр» «театр плюс школа жизни»
149.37kb.
1 стр.
Компьютерные коммуникации как средство межличностного общения в информационном обществе
29.83kb.
1 стр.
Наказание как воспитательное средство Слово к родителям
73.67kb.
1 стр.
А ваша тема: Балатон Выскажитесь на эту тему по следующему плану
81.18kb.
1 стр.
Вячеслав Дудченко о природе консультационной коммуникации Москва  2006
239.96kb.
1 стр.
Программа государственного экзамена по специальности 0603 «финансы» для студентов 2 курса Современного открытого колледжа
91.25kb.
1 стр.
Лекция «Северный народный костюм»
154.81kb.
1 стр.
Мокьюментари как форма актуальной визуальной коммуникации
43.01kb.
1 стр.
Проблема сверхсветовой коммуникации
49.91kb.
1 стр.