Главная
страница 1
Рекомендации педагогам-руководителям и юным краеведам по подготовке исследовательских работ на секцию «Родословие. Земляки»
Прежде всего, отметим, что краеведческая конференция является финалом областного конкурса исследовательских краеведческих работ. Это зна­чит, что на конкурс принимаются только исследовательские краеведческие работы обучающихся. И работ реферативных, компилятивных, т.е. созданных на базе чужих исследований или чужих произведений, без самостоятельной обработки источников, быть не должно.

Научное исследование - это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной дея­тельности, он характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня - эмпирический и теоретический. Краеведческое исследование - это изучение объектов, процессов и явлений, характерных для конкретного региона, края. Су­ществуют разные отрасли краеведческой науки - краеведение историческое, экологическое, литературное, географическое и т.п.


  • Для организации научно-исследовательской работы необходимы следующие компоненты: формулировка и обоснование темы, выявление проблемы, гипотеза исследования, определение объекта и предмета, постановка цели и задач, определе­ние методов проведения исследования, в том числе подбор и изучение литературы и источников. Все эти атрибуты исследования следует включить во вступление.

Формулировка темы находится в прямой зависимости от содержа­ния исследования. Тема - это определение его сути. Для того, чтобы сформулировать тему, необходимо, прежде всего, определить пробле­му, объект и предмет исследования. Проблема - это постановка воп­роса, который нуждается в решении, изучении того, что не было изу­чено. Проблемы, обычно решаемые юными краеведами в рамках историко-родословных и историко-биографических исследований, заклю­чаются в выявлении новых или неизвестных лиц, родственников, фак­тов, их биографий, создании (восстановлении) родословной своей или другого человека (рода) и т.п.



Объектом исследования является процесс или явление, порождаю­щее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Он может быть как материальным, так и отображенным в абстрактном виде. Объект фиксирует существование явлений, их свойств, связей и законов раз­вития. Например, объектом в историко-родословном, историко-биографическом исследовании может быть сам процесс исследования, а также генеалогия или биографика как специальные исторические ди­сциплины, изучающие разные аспекты развития и деятельности чело­вечества и человека.

Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Предмет исследования находится в границах объекта, явля­ется его стороной, аспектом или точкой зрения. Предметом исследова­ния могут быть изучение личности и судьбы реального лица, конкрет­ная родословная, генеалогическое древо рода.

Следующими компонентами процесса исследования являются формулировки цели и задач. Цель исследования - это его конечный желаемый результат, решение научной проблемы, к чему в итоге следует прийти. Формулировка задач исследования необходима для конкре­тизации цели исследования. Задачи могут быть направлены на анализ, обобщение, выявление, обоснование, разработку, оценку отдельных аспектов общей проблемы, решение которых ведет к решению самой проблемы. Как показывает анализ работ, ребята чаще всего справля­ются с этим положением, обычно формулируя цель своего исследова­ния, реже - задачи.

К методам проведения исследования относятся:



  1. Накопление научного материала: изучение литературы и источ­ников; ознакомление с историей и теорией вопроса, достижениями в смежных областях; консультация; наблюдение.

  2. Осмысление собранного материала: сравнение; измерение; ана­лиз и синтез; обобщение; аналогия; моделирование.

  3. Проверка и уточнение фактов: критика; уточнение сделанных выводов, корректировка; обсуждение результатов; эксперимент; про­верка на практике.

В каждой науке или научной дисциплине имеются свои специфиче­ские (специальные) методы исследования.

В генеалогии основными методами являются: составление восходящей и нисходящей родословных схем (таблиц, росписей), генеалогических карточек и описаний.


Источники – основа любого исследования. Говоря об используемых источниках, необходимо заметить, что большинство юных исследователей помещает некоторые из них в виде копий в «Приложениях» или привозит с собой на конференции.
Мож­но выделить следующие виды источников исследования:

  • письменные: печатные и рукописные: книги, журналы, газеты, мемуары, докумен­ты личные (паспорта, удостоверения и т.д.) и общественные (приказы, акты, инструкции и т.д.) и др.. Очень важно читать все детали документа: изображения на бланках, печати, фамилии подписавших эти документы и др.

  • изобразительные: фотографии (негатив, позитив, кто или что изображено на снимке, выяснить ФИО), ри­сунки, плакаты, географические карты и др.;

  • вещественные: предме­ты быта, изделия народных промыслов, семейно-вещевые реликвии и др;

  • устные: беседы, интервью и др.;

  • технотронные (аудиовизуаль­ные, видеовизуальные, мультимедийные или компьютерные);

  • комп­лексные: предметы, содержащие элементы источников разных видов (некрополь, жилище, семейный альбом, коллекции, собираемые отдельными членами семьи).

Наиболее популярным у учащихся являются устные источники. Следует критически относиться ко всем источникам, в большей мере это касается последних. Всегда следует перепроверять информацию.

При записи воспоминаний и рассказов необходимо заполнять карточку респондента по предлагаемой форме:



  1. ФИО респондента.

  2. Год рождения, дата.

  3. Место рождения.

  4. Национальность.

  5. Образование.

  6. Профессия (род занятий).

  7. Социальное положение.

  8. Адрес.

  9. Дата записи.

  10. Данные о составителе карточки.

Как показывает практика, материалы, помещенные в приложениях, чаще всего не обработаны, не описаны и многими не воспринимаются как источники. Почему-то юные исследователи и их руководители от­носят к источникам только материалы, обнаруженные в государствен­ных архивах и музеях. Однако изучение, правильная трактовка и критика этих материалов может помочь избежать ошибок, встречающих­ся в исследованиях. К работе с материалами семейного архива следует подходить так же бережно, как и с документами, хранящимися в госу­дарственных архивах и музеях. Они так же уникальны, важны как для изучения истории конкретного человека, рода, так и для истории края, страны.


Этапы написания исследовательской работы по родословию:

  1. Получение информации от родственников через беседы, интервью, переписку.

  2. Составление генеалогических карточек на каждого родственника.

  3. Составление родословной схемы.

  4. Изучение документов семейного архива.

  5. Поиск материалов в Интернете и их изучение.

  6. Поиск и изучение документов в государственных музеях, архивах, библиотеках.

Работу на первом этапе следует начать с написания своей подробной автобиографии, записи своих воспоминаний, составления списка известных вам родственников (родители, бабушки, дедушки, дяди, тети, братья и сёстры и др.) У них необходимо узнать: кого из предков они помнят, какие события из истории семьи (семейной, родовой хроники) сохранились в памяти. Помочь в этом опросе сможет «Генеалогическая карточка», которая составляется на каждого живущего и умершего члена семьи, рода. Она может заполняться постепенно, по мере появления новых источников информации. Генеалогические карточки, наряду с письмами, записями бесед и интервью станут основой банка собственных исследовательских материалов (архива исследователя).


ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА


  1. Фамилия (для замужних женщин указать девичью).

  2. Имя, отчество (если изменялись, указать какие были раньше).

  3. Дата и место рождения.

  4. Дата и место смерти (если похоронен в другом месте, указать местоположение могилы).

  5. Национальность.

  6. Фамилия, имя, отчество отца.

  7. Фамилия, имя, отчество матери.

  8. Место или места жительства, с указанием дат.

  9. Имена и даты рождения братьев и сестёр.

  10. Образование, что окончил.

  11. Место (места) работы или службы, должности.

  12. Участие в войнах, каких, где.

  13. Награды, звания.

  14. ФИО жены (мужа).

  15. ФИО детей, их даты рождения.

  16. Вероисповедание, принадлежность к сословию (до 1917 г.).

  17. Хобби (увлечение).

  18. Источники информации: документы, фотографии, письма, воспоминания, интервью и прочее с указанием дат.

  19. Дата заполнения.

Полученные данные являются основой для составления родословной. Классическая родословная состоит из легенды происхождения рода и перечисления всех членов рода по коленам. Родословные принято оформлять в виде родословной схемы (таблицы, древа). Они классифицируются:



По типу:

  • восходящие (от потомка к предкам), –нисходящие (от предка к потомкам),

  • синхронистические (свойственные отношения, сочетающие элементы как нисходящего, так и восходящего родословия).

По гендерному подходу:

  • родословные мужские, т.е. включающие только мужчин, прямых наследников рода; женские; смешанные, в которых присутствуют и мужчины и женщины.

По графическому изображению:

  • вертикальные,

  • горизонтальные,

  • круговые.

По информационному отношению:

  • именные (содержатся только имена)

  • биографические (содержатся данные, необходимые для идентификации человека: годы жизни, род занятий или профессия, должность, чин и др.).


Изучение персоналий:

  1. Составление хронологии исследования.

  2. Вычленение этапов в жизни и деятельности героя исследования.

  3. Анализ профессиональной, общественной и творческой деятельности.

  4. Связь изучаемого с регионом.

  5. Описание (каталогизация) творческого наследия.

Исследование личности рекомендуется начать с составления хроно­логии жизни изучаемого персонажа. Причем к каждой дате, событию желательно указывать имеющиеся источники. Эта часть исследования требует постоянной корректировки, дополнения новым материалом.

Кстати, если исследуемое лицо имеет публикации, творческие рабо­ты, то хорошо бы составить их список, а возможно, и сделать каталог - это действие может стать исследовательской задачей.

Если об изучаемых личностях имеются отдельные публикации, то их также можно собрать, перечислить и проанализировать. Данный историографический анализ может быть еще одной исследовательской задачей. Заслуга юного краеведа может заключаться в поиске и выяв­лении этих публикаций и обобщении их.

Далее следует определить хронологические рамки исследования. Для историко-биографического исследования нужно вычленить этапы деятельности изучаемого лица и решить, на каких из них следует оста­новиться подробнее, а какие упомянуть вскользь. В историко-родословном исследовании можно выделить отдельных ярких представите­лей семьи или рода, о которых следует рассказать подробнее.

При проведении исследования рекомендуется обратить внимание на цитаты. Конечно, использование цитат - личное дело автора, но при представлении личности высказывания о герое или самого героя выглядят уместно.

Обратите внимание на подбор иллюстративного материала. Портре­ты, документы, письма, схемы и т.п. должны быть проаннотированы. Копии с материалов, хранящихся в государственных архивах и музе­ях, должны содержать ссылку на место хранения.

Проводя исследование, рекомендуется провести анализ деятельности изучаемого лица или рода, опираясь на свою точку зрения. Она может отличаться от общепринятой. Некоторые юные краеве­ды позволяют себе давать оценку событий современной истории, не особенно вдаваясь в анализ - как, почему это событие произошло, каковы породившие его причины. Иногда можно подумать, что история России - это только история XX века, а предпосылок, аналогичных событий в прошлом будто бы и не было. Кто-то, чаще всего из журна­листов или политиков, дал некое определение эпохе, и другие начина­ют его повторять. Задача и историка, и краеведа - вдумчиво проана­лизировать факт, событие, явление и предложить свою оценку. В исто­рии известно немало случаев, когда привычные образы рушатся, бла­годаря новым работам ученых и публицистов. Нужно учиться состав­лять и отстаивать свое мнение, хотя это, подчас, очень трудное дело.

В краеведческих исследованиях необходимо показать связь изучаемого лица или рода с род­ным краем, регионом. В этом случае можно посоветовать привлечь к исследованию топонимику, карту края. Посмотреть, отражены ли на карте имя (имена) изучаемых, имеются ли (сохранились) памятные места. Возможно, провести социологическое исследование.

В этой связи хотелось бы остановиться и на такой проблеме, как изучение исторических лиц, связанных с регионом, в котором прожи­вает юный краевед. Очень часто работы об исторических лицах, связанных с населенным пунктом, в котором прожи­вает юный краевед, грешат реферативностью, т.е. используются (переписываются) литературные источники, иногда публикации в местной прессе, и все это выдается за самостоя­тельное исследование. В таком случае хочется понять - а что нового хотел внести юный исследователь?

Вообще рекомендуется указывать - почему данная личность или род заинтересовали юного краеведа, каковы побудительные причины.

В заключительной части работы необходимо сделать выводы, выяс­нить, выполнены ли цель и задачи, поставленные во вступлении, отме­тить, что нового внес автор, каковы итоги и есть ли перспективы иссле­дования.



Важным компонентом представления исследования является оформление списка источников, который лучше всего сделать по ви­дам (см. выше), и списка литературы, включающего периодику и ссылки на сайты в internet. Напомним, что существует ГОСТ по биб­лиографическому описанию документов, которого следует придержи­ваться.


Смотрите также:
Рекомендации педагогам-руководителям и юным краеведам по подготовке исследовательских работ на секцию «Родословие. Земляки»
91.48kb.
1 стр.
Методические рекомендации педагогам-краеведам
340.36kb.
1 стр.
Методические рекомендации руководителям учебно-исследовательских работ
318.98kb.
1 стр.
Методические рекомендации по подготовке рефератов, курсовых работ и дипломных работ для всех специальностей
542.29kb.
5 стр.
Рекомендации по выявлению и использованию архивных документов в учебно-исследовательских работах школьников
188.79kb.
1 стр.
Методическая разработка факультативных занятий для 7 класса «Храмы, дворцы и замки Беларуси»
147.84kb.
1 стр.
Методические рекомендации по подготовке, выполнению, оформлению и защите
420.57kb.
3 стр.
Рекомендации руководителям и педагогам воскресных школ Структура воскресной школы на первом этапе
119.29kb.
1 стр.
Методические рекомендации по указанной проблематике. Рекомендуется руководителям структурных подразделений, методистам, педагогам учреждений дополнительного образования детей и молодежи
1221.48kb.
5 стр.
Адресован библиотечным работникам разных ведомств, руководителям образовательных учреждений, педагогам
866.49kb.
5 стр.
Методические рекомендации по указанной проблематике. Рекомендуется руководителям структурных подразделений, методистам, педагогам учреждений дополнительного образования детей и молодежи
1224.24kb.
6 стр.
Методические рекомендации по подготовке и оформлению контрольных работ по дисциплине
184.5kb.
1 стр.