Главная
страница 1страница 2страница 3
ДОКЛАД

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ В 2002 ГОДУ
от 27 февраля 2003 года
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий доклад подготовлен в соответствии с частью 1 статьи 25 Закона Республики Коми "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Коми" и направляется Главе Республики Коми, в Государственный Совет Республики Коми, Правительство Республики Коми, Конституционный Суд Республики Коми, Прокуратуру Республики Коми, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Это первый доклад Уполномоченного по правам человека, назначенного на эту должность Государственным Советом Республики Коми 27 февраля 2002 года в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и Законом Республики Коми "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Коми".

К настоящему времени свыше 100 стран мира учредили такую должность. На сегодняшний день в 20 субъектах Российской Федерации образован институт Уполномоченного.

Уполномоченный по правам человека в Республике Коми - лицо, занимающее государственную должность, связующее звено между гражданами и органами власти на территории республики.

Основными задачами Уполномоченного являются:

- содействие восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Коми;

- совершенствование законодательства Республики Коми о защите прав и свобод человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепринятыми принципами и нормами международного права;

- развитие межрегионального и международного сотрудничества в области прав и свобод человека и гражданина;

- содействие правовому просвещению населения по вопросам прав и свобод человека и гражданина.

В докладе приводится информация о первых шагах становления и развития института Уполномоченного по правам человека в Республике Коми, содержатся общие оценки, выводы и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав и свобод в республике. Источниками информации послужили письменные и устные, коллективные и индивидуальные жалобы и обращения граждан в адрес Уполномоченного, публикации в средствах массовой информации, встречи с различными категориями населения, сведения, полученные в результате посещений органов местного самоуправления, учреждений здравоохранения, социальной защиты, воинских частей, органов принудительного содержания и других организаций.
1. ФОРМИРОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА

УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
Закон "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Коми" принят Государственным Советом Республики Коми 23 января 2002 года, подписан Главой Республики Коми 8 февраля 2002 года, опубликован в средствах массовой информации и вступил в силу.

В процессе формирования и становления сложились деловые отношения Уполномоченного и его аппарата с Государственным Советом Республики Коми. Уполномоченный участвует в работе каждой сессии, принимает участие в работе парламентских слушаний.

Конструктивные отношения Уполномоченного по правам человека сложились с Главой Республики Коми, Администрацией Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми. Ежемесячно Уполномоченный принимает участие в заседании Правительства республики.

Особо необходимо отметить о взаимоотношениях Уполномоченного и его аппарата с прокуратурой республики. Сотрудники прокуратуры, лично прокурор В.Е.Ковалевский активно и плодотворно сотрудничают с Уполномоченным и его аппаратом по вопросам защиты прав человека. На все запросы и обращения Уполномоченный получал полные и исчерпывающие ответы о принятии соответствующих мер по восстановлению прав граждан. По обращениям Уполномоченного прокуратурой вносились представления о недопустимости нарушения закона, возбужден ряд уголовных дел, в том числе в отношении сотрудников милиции.

В тесном взаимодействии работает Уполномоченный по правам человека с Управлением исполнения наказаний. За этот период совместно было проверено соблюдение прав граждан в трех учреждениях органов принудительного содержания в городах Сыктывкаре и Ухте.

Совместно с Министерством образования проведен конкурс исследовательских работ учащихся "Права ребенка - в новом веке". В трех возрастных группах с 5 по 11 класс ребята в своих сочинениях попробовали порассуждать, показать собственное видение прав детей в современном обществе. Конкурс проводился в целях формирования активной гражданской позиции, получения знаний учащимися в области прав человека, формирования навыков их применения.

За время деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Коми возникли определенные контакты с администрациями муниципальных образований, органами местного самоуправления.

В становлении института Уполномоченного по правам человека в Республике Коми неоценимую роль играют средства массовой информации. Тесное сотрудничество со СМИ позволяет расширить аудиторию общения, информированность населения о деятельности Уполномоченного, возможность защитить свои права, нацелить органы власти на предупреждение и устранение случаев некорректного отношения к правам гражданина. Большую помощь в этой работе оказывает Государственная телерадиокомпания "Коми гор" и особенно ее дирекция информационных программ, возглавляемая Ольгой Николаевной Савенко. Активно откликаются публикациями статей по проблемам защиты прав человека газеты "Республика", "Красное знамя", "Коми му", "Молодежь Севера", "Аргументы и факты в Коми". Неоднократно газетные материалы служили основанием для проведения проверок.

В становлении института Уполномоченного по правам человека в Республике Коми эффективно помогает работа "круглых столов", рабочих встреч - совещаний Уполномоченных субъектов России, посвященных рассмотрению отдельных проблемных вопросов, которые организует и проводит Уполномоченный по правам человека Российской Федерации Олег Орестович Миронов.

Так, в марте 2002 года прошло заседание круглого стола Уполномоченных в г. Уфе, посвященное проблеме защиты прав материнства и детства. В сентябре в г. Екатеринбурге прошла встреча, где обсуждены вопросы защиты прав человека и гражданина в социальной сфере. В ходе заседаний изучался положительный опыт регионов в сфере защиты прав человека, местная законодательная база, наиболее острые и общие для всех Уполномоченных проблемы, намечались пути их решения. Очень много полезного, в плане взаимодействия института Уполномоченного и исполнительной власти, дало общение по обсуждаемой проблематике с президентом Башкортостана Муртазой Рахимовым и губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем.

В результате заседаний круглых столов были выработаны рекомендации в адрес Правительства Российской Федерации, в частности, по вопросам пенсионной реформы, разрешения шахтерских проблем, налогового бремени для субъектов Федерации, что является тормозом в социально - экономическом развитии регионов.

В апреле 2002 года в г. Вильнюсе Уполномоченный по правам человека в Республике Коми принял участие в работе омбудсменов Европы. На данной встрече был принят итоговый документ, в котором предусмотрено сотрудничество и взаимодействие на многосторонней основе всех омбудсменов - уполномоченных по защите прав человека в правовом пространстве, которое протянулось от Рейкьявика до Владивостока.

Много полезного дали личные встречи Уполномоченного по правам человека в Республике Коми с Альваро Хиль - Роблесом - комиссаром Совета Европы по правам человека, Уполномоченными по правам человека Азербайджана, Молдовы, Украины. На этих встречах и беседах обсуждалось то общее, что присуще правам и свободам любого человека независимо от того, в какой стране он живет, те общие точки приложения усилий для обеспечения целостности правового поля защиты гражданина.
2. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
В республике признаются гарантированные Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Коми, международными нормами права и свободы человека. Ситуация в нашей республике с соблюдением политических и гражданских прав остается пока более благоприятной, чем во многих других субъектах Российской Федерации. Необходимо считать большим достижением общества, что о правах и свободах человека стали публично говорить, спорить, обсуждать в средствах массовой информации. Но одного понимания, одних слов недостаточно. Важно их уважать, соблюдать, защищать, а также восстанавливать нарушенные права.

Нарушение прав граждан впрямую зависит от социально - экономической ситуации в республике. А социально - экономическое положение в Республике Коми сложное. Основные итоги за прошедший год свидетельствуют о незначительном росте (на 0,7%) промышленного производства. Основным фактором, сдерживающим общепромышленный подъем, являлся глубокий спад в угольной отрасли на 32,4 процента по сравнению с 2001 годом. Отсюда и социальная напряженность в шахтерских коллективах, забастовки, как следствие нарушений трудовых, социальных прав шахтеров.

Не лучше положение в сельском хозяйстве, где объемы производства продукции сократились на 34 процента. На грани развала из-за отсутствия сбыта своей продукции находятся сельскохозяйственные предприятия Усть - Цилемского и Ижемского районов. Неслучайно, что в этих районах один из самых высоких процент безработных (5,1% и 6,7% соответственно).

Некогда мощнейшая лесозаготовительная отрасль с каждым годом сдает свои позиции. Предприятия этой отрасли были базовыми, градообразующими во многих районах республики. Сегодня Троицко - Печорский, Удорский, Усть - Куломский, Прилузский и другие лесные районы испытывают большие трудности в обеспечении социальных и экономических прав граждан.

В результате роста цен на жилье вот уже на протяжении нескольких лет многие наши граждане, даже со средними доходами, не могут улучшить свои жилищные условия.

Снижение инвестиций, увеличение издержек производства вследствие регулярного повышения цен и тарифов в отраслях естественных монополий обусловило ухудшение финансового положения предприятий и организаций республики. В республике так и не изжиты такие язвы общества, как задержка выплаты компенсаций, отпускных, заработной платы работникам.

Особенно нелегкой остается ситуация с защитой прав наиболее уязвимых слоев населения - малообеспеченных граждан, инвалидов, пенсионеров, а нищенские пенсии заставляют многих наших стариков заниматься сбором стеклотары и заглядывать в мусорные ящики.

Процесс расслоения общества должным образом не контролируется государством, не учитываются не только субъективные, но и объективные причины, по которым реализация прав одних граждан идет в ущерб правам и интересам других лиц. Это основные причины, которые только усугубили ситуацию в последнее время.

Нестабильность экономики оказывает негативное воздействие на вопросы материнства и детства, в целом на демографическую ситуацию. В 2002 году сложился самый высокий уровень смертности (13,6 промилле) за последние десять лет. Коэффициент естественной убыли населения в минувшем году возрос на 9% к 2001 году. Среди основных факторов, повлекших за собой смерть, преобладали заболевания системы кровообращения, новообразования, а также неестественные причины, в которых преобладали алкогольные отравления и суицид.

Но существует и ряд субъективных причин, в силу которых происходит нарушение прав человека на территории республики. Устранению именно этих причин и призван содействовать Уполномоченный по правам человека в Республике Коми.
2.1. Работа с обращениями граждан
Одной из основных функций деятельности Уполномоченного является работа с обращениями граждан. С момента начала деятельности рассмотрено 506 обращений. Из них в ходе личного приема - 195.

Выездные приемы проведены в семи муниципальных образованиях республики: г.г. Инте, Ухте, Сыктывдинском, Сысольском, Усть - Вымском, Корткеросском, Ижемском районах. Такая форма работы весьма результативна, она позволяет целый ряд вопросов решить на месте, а анализ обращений помогает выявить общие болевые точки, характерные для данного города или района, позволяющие Уполномоченному сделать более конкретные заключения и рекомендации по соблюдению прав и свобод человека.

В сентябре состоялась телефонная "прямая линия" Уполномоченного по правам человека с населением.

Основная часть обращений поступила в письменном виде лично от граждан практически со всех муниципальных образований нашей республики, а также из ряда других субъектов Российской Федерации. Наибольшее количество обращений связано с проблемами в сфере жилищных правоотношений, предоставления коммунально - бытовых услуг, что составляет 32,1 процента от всех поступивших жалоб. С вопросами нарушения прав в области трудовых отношений и заработной платы обратилось 18,6% граждан. Много проблем высказано в письмах по пенсионному, социальному обеспечению старшего поколения, что составляет 12,2% от всех обращений. Более 20% жалоб от общего их количества имели положительный результат, то есть вмешательство Уполномоченного восстановило нарушенные права граждан. По большинству обращений давались исчерпывающие разъяснения и рекомендации, проверки с выездом на место.

Следует отметить, что, несмотря на значительное количество обращений граждан к Уполномоченному, это не отражает подлинных масштабов нарушений субъективных прав и свобод человека на территории республики со стороны должностных лиц и организаций. Высоким остается латентный слой никем не учтенных нарушений прав и свобод человека.

Вызывает особую озабоченность нежелание большинства жителей республики, особенно молодых, защищать свои права и законные интересы посредством правовых механизмов, в том числе с помощью Уполномоченного. Многие из них считают, что жаловаться - это признак слабости. Как показывает статистика обращений граждан к Уполномоченному по правам человека, подавляющее большинство заявителей (71%) - это люди предпенсионного и пенсионного возраста.
2.2. Право на жилище и осуществление прав

граждан в коммунально - бытовой сфере
Конституции Российской Федерации, Республики Коми гарантируют право каждому на жилище. При этом устанавливается, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. К сожалению, ситуация с осуществлением этих прав остается острой.

Обращения, поступающие Уполномоченному, свидетельствуют о том, что многие нормативные акты по жилищной отрасли как на федеральном, так и на республиканском уровне не работают должным образом. В городах и районах республики на протяжении последних трех - четырех лет практически не продвигаются очереди на получение жилищных субсидий. Например, на 2003 год в республиканском бюджете на получение гражданами жилищных субсидий предусмотрено всего 1,5 миллиона рублей. Вместе с тем, значительная часть населения, включая даже граждан со средними доходами, не располагают достаточными денежными средствами для приобретения или строительства жилья. Сокращение объемов строительства государственного и муниципального жилья для очередников в связи с переходом к рыночным отношениям в этой сфере не обеспечивает конституционное право граждан на жилище и отягощает их социальные проблемы.

Низкий уровень доходов, высокие темпы роста цен на жилье делают недоступным его приобретение в первую очередь молодыми семьями. По данным проведенного опроса Госкомстатом Республики Коми, имеют свою квартиру или дом только 38% молодых семей. Каждая пятая молодая семья проживает в общежитии, коммунальной квартире или снимает жилье. В стесненных условиях (до 9 квадратных метров на человека) обитает четверть молодых семей с детьми. Таким образом, жилищная проблема трансформируется в другую проблему - семьи, материнства и детства.

В обращении гражданки Д. из с. Корткерос сообщается, что ее семья в составе 5 человек, где трое детей - инвалидов, причем, один из них тубинфицирован, проживает в бывшей кладовке общежития на площади в 12 квадратных метров. Через комнату проходит канализационный стояк, углы комнаты и сам стояк покрыты плесенью, потолок и верхняя часть стен в подтеках. Заключение - санитарно - гигиенические условия для проживания в комнате непригодны. Многократные обращения гражданки Д. в различные инстанции положительного результата не дали. Уполномоченный обратился к главе администрации МО "Корткеросский район" Н.Г.Ливсону с просьбой реально оценить сложившуюся ситуацию и решить проблему семьи Д. с точки зрения существующего законодательства и чисто человеческого фактора. К сожалению, Н.Г.Ливсон отделался формальной отпиской, причем исказив существующие факты, что выяснилось при выезде Уполномоченного и проверке жилищных условий проживания семьи Д. Данный факт довольно ярко высвечивает явное нежелание главы района изыскать возможность улучшить жилищные условия этой семьи, тем более, не все резервы района использованы. Точку в этой истории ставить рано, ибо из-за бездушного отношения чиновников хождения по мукам этой семьи пока не закончены, даже в вопросе о временном жилье.

Серьезную озабоченность у Уполномоченного вызывают жалобы сирот, которые после окончания государственных общеобразовательных учреждений, не имея родного угла, без родительской опеки занимаются поисками жилья. Например, по жалобе сироты К. на непредставление жилья из администрации МО "Город Сыктывкар" по требованию Уполномоченного пришел ответ следующего содержания: "...К сожалению, в 2002 году средства для строительства жилья для данной категории граждан в администрацию города не поступали...". Данный факт парадоксален еще тем, что Уполномоченный требовал по жалобе сироты К. выполнить решение федерального городского суда о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения. В ответ на это в администрации МО "Город Сыктывкар", как бы между прочим, заметили: "Сообщаем, что в отделе учета и распределения жилой площади администрации города на исполнении находится более 40 решений суда о внеочередном предоставлении жилья". Получается тупиковая ситуация.

Приведенные выше отдельные примеры свидетельствуют о социальной напряженности в сфере жилищных отношений. Безусловно, одной из главных причин является дефицит бюджетных средств, поскольку Республика Коми является донором федерального бюджета, направляя 60% налоговых поступлений, при этом лишившись по воле депутатов Государственной Думы налогов на прибыль от добычи ценных природных ресурсов.

Об этом шел разговор в ноябре 2002 года на встрече с Главой Республики Коми В.Торлоповым. Стороны согласились, что на данном сложном этапе отсутствуют механизмы долгосрочного кредитования граждан в целях приобретения и строительства жилья. Глава республики В.Торлопов высказал большую озабоченность по данной проблеме и в то же время выразил уверенность, что и в дальнейшем будут изыскиваться необходимые пути решения жилищной проблемы для граждан Республики Коми. В первую очередь с участием органов государственной власти, администраций муниципальных образований, негосударственных предприятий и организаций на базе консолидации финансовых средств из различных источников.

Еще один момент по жилищной проблематике.

Для жителей Крайнего Севера республики характерны вопросы, связанные с их переселением в южные регионы России. В целом следует констатировать, что бюджет Российской Федерации, Глава и Правительство Республики Коми, различные пилотные проекты оказывают определенную поддержку в этом направлении. Сегодня есть подвижки в переселении, например, представителей угольных отраслей из г.г. Воркуты и Инты, но вместе с тем, в решении этих вопросов есть и немалые проблемы. Сложно еще решается переселение работников нешахтерских профессий из других городов и районов республики, которые тоже относятся к районам Крайнего Севера. В последние годы федеральный бюджет финансировал программу переселения при ежегодной потребности в 320 миллионов рублей всего на 40 процентов.

В настоящее время в адрес Уполномоченного поступают обращения из многих северных городов и районов республики, в том числе из г.г. Воркуты и Инты, с просьбой оказать содействие в переселении в г. Сыктывкар и близлежащие районы. Например, только в г. Воркуте, включая и работников ОАО "Воркутауголь", 30 процентов очередников желают переселиться в г. Сыктывкар. Поскольку переезд в южные края России может отрицательно повлиять на состояние здоровья, вполне понятно желание людей, много лет проживших на Крайнем Севере, перебраться в более умеренную климатическую зону. Климатические условия г. Сыктывкара и южной части республики устраивают многих, а часть граждан просто желают вернуться на прежнее место жительства или рождения. Однако действующее законодательство не позволяет решить этот вопрос, так как г. Сыктывкар и прилегающие районы являются приравненными к районам Крайнего Севера и переселение туда не предусмотрено. Кроме того, большим барьером является высокая стоимость строительства одного квадратного метра жилья в столице республики. В результате многие граждане просто отказываются от получения жилья в других регионах России.

Сегодня необходимо форсировать назревшую проблему, поскольку реализуется право северян на переселение в выбранное ими место жительства, а город Сыктывкар и близлежащие районы получат дальнейшее развитие жилищного строительства. В первую очередь это зависит от целенаправленной работы Правительства Республики Коми с Правительством и законодателями Российской Федерации.

Очень остро стоит проблема осуществления прав граждан в коммунально - бытовой сфере.

В июне 2002 года к Уполномоченному по правам человека обратилась ветеран труда, пенсионерка С. из села Выльгорт Сыктывдинского района с просьбой оказать содействие по газификации частного дома. Газопровод проходит в нескольких десятках метров от ее дома, рядом стоящие панельные дома подключили бесплатно, а она осталась в стороне, хотя все необходимое оборудование и трубы закупила, отвод земли и проектно - сметная документация имеются. Обращения в адрес администрации муниципального образования, трижды - в Администрацию Главы Республики Коми положительного результата не дали. В своем обращении она пишет: "Я нахожу, что в этом вопросе меня ставят в неравные права с другими гражданами. Просто обидно и больно, что дожили и доработали до пенсии и никому мы не нужны, и права таких, как я, ущемляются". Уполномоченный обратился к руководителю "Сыктывкармежрайгаза" А.И.Добровольскому. Необходимо отметить, к чести данного предприятия и его руководителей, которые активно откликнулись и подвели газ к дому гражданки С. В своем благодарственном письме к Уполномоченному она пишет: "Сердечно благодарна Вам за оказанную Вами помощь. Для меня стал бесспорным факт, что есть организация, а в ней люди, к которым можно обратиться за защитой своих прав и которые могут бескорыстно защитить таких не защищенных в этой жизни, как я".

следующая страница >>
Смотрите также:
Доклад по итогам деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан (далее Уполномоченный) подготовлен в соответствии со статьей 26 Закона "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан"
422.08kb.
3 стр.
Обращение Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан 3 Раздел Учреждение Уполномоченного по правам человека в 2006 году 5
5213.15kb.
29 стр.
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека
396.2kb.
3 стр.
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в архангельской области в 2010 году архангельск
3195.93kb.
16 стр.
О роли регионального Уполномоченного по правам человека в выполнении государством международных обязательств в сфере прав человека
118.14kb.
1 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе в 2008 году. Часть 1
2829.47kb.
11 стр.
Доклад о соблюдении прав человека и деятельности уполномоченного по правам человека в ростовской области в 2012 году
1419.5kb.
5 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) в 2003 году
551.91kb.
3 стр.
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека
688.92kb.
4 стр.
Доклад от 2 марта 2010 года о соблюдении прав и свобод человека и гражданина
432.19kb.
3 стр.
Правовая природа института уполномоченного по правам человека в россии
195.17kb.
1 стр.
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в городе москве
2266.15kb.
11 стр.