Главная
страница 1
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке конкурсных заданий

Всеармейской олимпиады курсантов высших военно-учебных заведений

Министерства обороны Российской Федерации

по информатике в 2013 г.
В соответствии с Регламентом Всеармейской олимпиады курсантов высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации по учебной дисциплине «Информатика» (далее – Олимпиада) участвующие в ней высшие военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации разрабатывают проекты конкурсных заданий Олимпиады по следующим номинациям:

1. Первый тур -использование прикладных программных продуктов Microsoft Office 2010 (Word, Excel, Access и PowerPoint) и математического пакета MathCad.

В рамках данного тура разрабатываются:

-комплексное задание согласно методическим рекомендациям, указанным в п.1.2. Приложения;

-критерии оценивания выполненного задания с указанием баллов по каждому критерию, п.1.3. Приложения;

-методика проверки заданий, п.1.4. Приложения.

2. Второй тур -задание по номинации «Программирование».

Участники Олимпиады соревнуются в разработке и отладке программ на языках программирования высокого уровня с использованием сред программирования Borland Pascal (язык Pascal), Borland C (язык C), Embarcadero Rad Studio (языки C++, Object Pascal – возможна разработка только консольного приложения), MS Visual Studio 2008 (языки C#, C++, Visual Basic, J# – возможна разработка только консольного приложения), Net Beans (язык Java).

В рамках данного тура разрабатываются, п.2. Приложения:

тексты 6 задач различного уровня сложности, п.2.2. Приложения;

входные и выходные тестовые данные (не менее трех на каждую задачу). п.2.3. Приложения.

3. Третий тур – командное соревнование. Соревнование между командами заключается в выполнении комплексного задания на едином тактическом фоне по номинации «Использование прикладных программных продуктов MathCad и Microsoft Office 2010».

В рамках данного тура разрабатываются, п.3. Приложения:

-комплексное задание согласно методическим рекомендациям, указанным;

-методика проверки заданий;

-критерии оценивания выполненного задания с указанием баллов по каждому критерию.

Проекты заданий вузы-участники Олимпиады к 15 февраля 2013 г. представляют в Департамент образования Министерства обороны Российской Федерации на электронный адрес olimp@mil.ru с пометкой «для Олимпиады по информатике, лично О.В. Фаллер».
ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Методические рекомендации по разработке задания на 1 тур.

Использование прикладных программных продуктов Microsoft Office 2010 и математического пакета MathCad.
1.1. Общие методические рекомендации.

Комплексное задание на первый тур должно иметь общую постановку и поэтапные постановки задач для работы в Access, Excel, Word, PowerPoint.



Первый этап -«Разработка базы данных в СУБД Access» может содержать следующие задачи:

  • разработка структур 3-4 взаимосвязанных таблиц;

  • импорт данных в таблицы из таблицы Excel;

  • ручной ввод данных (по 3-4 записи);

  • разработка простых и составных форм представления информации;

  • разработка запросов различной степени сложности;

  • разработка отчетов;

  • экспорт результатов выполнения запросов в таблицы Excel;

  • экспорт отчетов в таблицы Excel;

  • других стандартных средств Access.

Второй этап -«Выполнение расчетов в Excel» в качестве исходных использует данные, полученные на первом этапе и может содержать следующие задачи:

  • дополнение полученных на предыдущем этапе таблиц расчетными данными;

  • разработка новых таблиц с применением различных расчетов и стандартных функций Excel.;

  • ручное и автоматическое форматирование данных;

  • разработка макросов;

  • разработка диаграмм и графиков различного вида;

  • других стандартных средств Excel.

Третий этап -«Разработка документа в Word» в качестве исходных использует данные, полученные на втором этапе и может содержать следующие задачи:

  • разработка стилей

  • форматирование абзаца

  • форматирование шрифта

  • разработка таблиц

  • разработка диаграмм

  • добавление электронно-цифровой подписи

  • других стандартных средств Word.


Четвертый этап -«Выполнение расчетов в MathCad» может содержать следующие задачи:

  • построение графика функции;

  • решение уравнений средствами Mathcad;

  • выполнение операций преобразования относительно заданной переменной;

  • программирование c использованием программ-функций Mathcad.

Пятый этап -«Разработка отчета в PowerPoint» в качестве исходных использует данные, полученные на втором, третьем и четвёртом этапе и может содержать задачи разработки статических слайдов и слайдов с элементами анимации, с применением различных видов форматирования, гиперссылок, формул, таблиц, диаграмм, объектов Word и Excel и других стандартных средств PowerPoint, а также графиков построенных в программе MathCad.

Время решения задачи – 4 часа. Задания будут выданы сразу по всем номинациям тура. Курсант самостоятельно выбирает задания и последовательность их выполнения для набора очков.

Общее количество баллов по первому туру: 200 баллов на одного участника.

1.2. Пример постановки комплексной задачи.

В соответствии с руководящими документами вычислительная техника должна обновляться каждые семь лет, начиная с момента ее ввода в эксплуатацию. Командование академии поставило задачу:

1. Провести анализ текущего состояния вычислительной техники, установленной в период с 2010 г. по настоящее время.

2. Разработать перспективный план ее замены с учетом ежегодно выделяемых денежных средств.

3. Спланировать закупку вычислительной техники для 3Dмоделирования.

Для решения этой задачи Вам необходимо выполнить следующие задания.


Общее требования:

сохранять готовые файлы в папке C:\Work.

любая информация в рабочих файлах, которая прямо или косвенно может привести к идентификации исполнителя работы, влечет за собой дисквалификацию исполнителя
1. Разработка базы данных в СУБД Access

1.1. С помощью СУБД MS Access создать базу данных «Олимпиада.mdb», в которую импортировать значения из файла MS Excel «C:\Work\Импорт.xlsx\лист Компьютеры» в таблицу Компьютеры из файла «C:\Work\Импорт.xlsx\лист Размещение» в таблицу Размещение.

1.2. ...

...
2. Выполнение расчетов в Excel

2.1. В файле MS Excel «Олимпиада.xls» на листе Год Установки дополнить таблицу «Год Установки», экспортированную из базы данных MS Access п.1.8 полями «Год Замены» и «Требуемая Сумма».

2.2. ...


...
3. MS Word.

Создать файл «Олимпиада.doc»в папке С:\Work. Все приложения должны быть на отдельных страницах.

3.1. В файле MS Word «Олимпиада.doc»создать стили согласно таблице. Название – назначение-изменен (например «Заголовок-изменен»). Стили создаются на основе стиля «Обычный».

3.2. ...


...
4. MathCad.

4.1. Построить график функции.

4.2. Решение уравнений средствами Mathcad.

...
5. MSPowerPoint.

5.1. Создать файл C:\Work\Олимпиада.ppt. В указанном файле добавить 6 слайдов, формат страницы А4, альбомная ориентация.

5.2. ...


...
1.3. Критерии оценивания выполненного задания с указанием баллов по каждому критерию.
Критерии оценивания заданий с указанием количества баллов представить в виде таблицы:

пп

Наименование задачи

Количест

во баллов

Критерии оценивания заданий по MS Access

1.1. Разработать структуры четырех таблиц (7 баллов)

1.

Созданы 4 таблицы с соответствующими столбцами

4

2.

Определены ключевые поля

3




...

...

1.2. Связывание таблиц (3 балла)

1.

...

1




...




Итого: 40 баллов

Критерии оценивания заданий по MS Excel

2.1. Дополнить таблицу «Год Установки» экспортируемую из MS

Access(п.1.8) полями(5 баллов)



1

Таблица дополнена соответствующими столбцами

1




...

...

2.2. Создать таблицу, состоящую из двух столбцов (3 балла)

1.

Добавлены необходимые столбцы, и столбец Год Замены заполнен согласно задания

1




...

...

Итого: 40 баллов

Критерии оценивания заданий по MS Word

3.1. Создать стили (8 баллов)

1.

Созданы два стиля, соответствующие заданию

6

2.



2

3.2. Редактирование текста (12)

1.

Набран текст, согласно образца

1

2.

Форматирование шапки соответствует заданию

3








Итого: 40 баллов

Критерии оценивания заданий по MathCad

4.1. Построить график функции (5 баллов)

1







2







4.2. Решение уравнений средствами Mathcad (10 баллов)

1







2







Итого: 40 баллов 40 баллов

Критерии оценивания заданий по MS Powerpoint

5.1. Создать новую презентацию (3 балла)

1

Созданы 6 слайдов

1

2

...

...

5.2. Форматирование всех слайдов (2 балла)

1

...

...

2

...

...

Итого: 40 баллов

ВСЕГО

200


1.4. Методика проверки заданий

Разработка базы данных в СУБД Access .

В столбце Категория (левая часть экрана) выбрать фильтр Все Объекты

Access.

1. Импортировать таблицы Компьютеры и Размещение (4 балла).



  • Левой кнопкой мыши два раза щелкнуть по таблице Компьютеры, проверить соответствие содержимого таблицы заданию (2 балла).

  • ...

2. Разработать структуры двух таблиц (4 балла).

  • Проверить наличие 2 таблиц с именами, соответствующими заданию (1 балл за каждую таблицу, всего 2 балла). Для этого …

  • ...

...
Выполнение расчетов в Excel

1. Дополнить таблицу «Год Установки» (5 баллов)



  • Убедиться, что столбцы «Год Замены» и «Требуемая Сумма» добавлены (1 балл). Для этого …

  • ...


Работа с текстом в M S Word.

1. Открыть файл. Нажать Файл -> Сведения. Убедиться, ...

2. Убедиться в соответствии стилей заданию. Для этого ...



Выполнение расчетов в MathCad

1. Построение графика функции. Убедиться, что график поверхности построен правильно и соответствует образцу.

2. Правильно найдены корни уравнений. Для этого ...



Создание презентации MS PowerPoint
1. Открыть файл «Олимпиада.ppt». Убедиться, что файл содержит 6

слайдов. Нажать вкладку ...

2. На вкладке Дизайн убедиться, что выбрана тема Поток, и используется для всех слайдов. Для этого ...



Методические рекомендации по разработке задания на 2 тур.



Программирование.
2.1. Общие методические рекомендации.

Задания на второй тур должны представлять собой 6 задач повышенной сложности, для решения которых требуется программирование с использованием языков высокого уровня (Pascal, Delphi, C, C++, Java) различных математических методов (геометрических, теории графов, поиска, сортировки, динамического программирования и других).

Время решения всех задач – четыре часа.

Общее количество баллов по программированию: 200 баллов на одного участника.


2.2. Пример постановки задачи

Коррекция кода (4 балла)


По некоторому каналу связи передается сообщение, имеющее вид последовательности нулей и единиц. Из-за помех возможен ошибочный прием некоторых сигналов: нуль может быть воспринят как единица и наоборот. Для повышения вероятности правильного приема сигналов было решено передавать каждый сигнал трижды. Теперь передатчик вместо 1 всегда передает 111, а вместо 0 всегда 000.

Вам предлагается написать программу, которая будет восстанавливать исходное сообщение. При передаче могли произойти ошибки, поэтому вместо каждой тройки цифр программа должна вывести ту цифру, которая встречается в этой тройке по крайней мере два раза.



Ввод

Одна строка, в которой могут быть только символы "0" и "1". Длина строки число, кратное трём, большее двух и меньшее 760.



Вывод

Вы должны вывести в одну строку раскодированное сообщение.




Пример входных данных

Пример выходных данных

110111010001

1100


2.3. Примеры тестовых данных




Входные данные

Выходные данные

Тест 1

110111010001

1100

Тест 2

111

1

Тест 3

110111011101111111001000

11111100


3. Методические рекомендации по разработке задания на 3 тур.

Командное соревнование – коллективное решение комплексной

тактической задачи с использованием современных информационных

технологий.
Выполнение задания должно основываться на групповом методе, предполагающим как параллельное, так и последовательное решение всеми членами команды определенных подзадач, с последующим объединением результатов в единый отчетный документ.

Задание состоит в разработке решения командира с применением современных информационных технологий, в том числе с использованием Microsoft Office 2010, математического пакета MathCad, среды программирования по выбору команды. При отработке заданий на карте используется «ГИС Интеграция» (Panorama 8).



Время решения задачи – до 4 часов. Общее количество баллов по третьему туру: 200 баллов за командное решение (индивидуальные баллы не начисляются).

Форматы постановки задачи, методических рекомендаций по проверке результатов ее решения и критериев оценки аналогичны первому туру (п. 1 Приложения).


Смотрите также:
Методические рекомендации по разработке конкурсных заданий
108.31kb.
1 стр.
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по искусству (мхк) в 2010/2011 учебном году
269.15kb.
1 стр.
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2010/2011 учебном году
388.48kb.
4 стр.
Методические указания по ее разработке созданы в Инновационном центре высоких технологий в машиностроении кафедры «Компьютерные технологии и системы»
155.84kb.
1 стр.
Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ
782.83kb.
7 стр.
Методические рекомендации по разработке воспитательного мероприятия для воспитателей доу
1132.98kb.
8 стр.
Методические рекомендации к применению стандартных тренировочных заданий (для студентов всех специальностей) донецк 2012
416.77kb.
3 стр.
Методические рекомендации по выполнению практических и проектных заданий по дисциплине «Теория и методика плавания»
22.44kb.
1 стр.
Методические рекомендации по разработке рабочих программ
214.27kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов-заочников технических специальностей зтб, зртб, зсб, затб
1380.15kb.
8 стр.
Методические рекомендации по разработке и использованию адаптивных семантических моделей в области информатики методическое пособие для преподавателей информатики
289.55kb.
1 стр.
Инструкция по выполнению заданий отборочного тура Олимпиады мэси для школьников: описание и порядок выполнения конкурсных заданий по обществознанию
70.05kb.
1 стр.