Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
Тема сезона: «Миллениум»

Первая игра

7 января: «Лавка древностей (искусство)».

• Приветствие (5 мин.): «Вечные ценности» (5 баллов).

• Разминка (3 вопроса): «Черный квадрат» (6 баллов).

• Д/3 (7 мин.): «Искусственный спутник» (6 баллов). Вторая игра

10 января: «Тайна чистой планеты (экология)».

• Приветствие (5 мин.): «Зеленый патруль» (5 баллов).

• Разминка (3 вопроса): «Черная дыра» (6 баллов).

• Д/3 (7 мин.): «Чистильщик» (6 баллов). Третья игра

12 января: «Назад в будущее (наука и техника)».

• Приветствие (5 мин.): «Ох, уж эта наука!» (5 баллов).

• Разминка (3 вопроса): «Эврика!» (6 баллов).

• Д/3 (7 мин.): «Класс.точка.ш »(6 баллов). Четвертая игра

15 января: «Новая Атлантида (география)».

• Приветствие (5 мин.): «Стертые границы» (5 баллов).

• Разминка (3 вопроса): «Тера Инкогнито!»(6 баллов).

• Д/3 (7 мин.): «Закрытие века» (6 баллов). Треть финалы:

1. Треть финал (18 марта): «В мире информации».

• Приветствие (5 мин.): «Тяните провода!» (5 баллов)

• Разминка (3 вопроса): «Деза!» (6 баллов).

• СТЭМ (4 мин.): «Банка данных» (4 баллов).

• Капитанский конкурс (2-3 мин.): «Рынок услуг» (5 баллов).

• Музыкальный конкурс (7 мин.): «Информационный бум» (7 баллов).

2. Треть финал (21 марта): «Секретные материалы».

• Приветствие (5 мин.): «Новая реальность» (5 баллов).

• Разминка (3 вопроса): «Со слов очевидца» (6 баллов).

• СТЭМ (4 мин.): «Паранормальные явления» (4 балла).

• Капитанский конкурс (2-3 мин.): «Миссия не выполнима» (5 баллов).

• Музыкальный конкурс (7 мин.):«Небесные врата» (7 баллов).

3. Треть финал (24 марта): «Глобальные сети».

• Приветствие (5 мин.): «Введите пароль» (5 баллов).

• Разминка (3 вопроса): «В ЧАТе» (6 баллов).

• СТЭМ (4 мин.): «Незаконное вторжение» (4 балла).

• Капитанский конкурс (2-3 мин.): «Презентация сайта» (5 баллов).

• Музыкальный конкурс (7 мин.) «В сетях паука» (7 баллов).



Финал: (17 мая 2000 г.) «Эволюция».

• Приветствие (5 мин.): «Раскопки» (5 баллов).

• Разминка (3 вопроса): «Будь человеком!» (6 баллов).

• Конкурс одной песни «Естественный отбор» (4 балла).

• Выездной конкурс (2-3 мин.) «Среда обитания» (5 баллов).

• Домашнее задание «Вспомнить все» (7 баллов).

* ЧивуринА. и Марфин М. Что такое КВН?.- Винница, 2000.

** Аксельрод А., Кандрор М., Левинтон М. Курс веселых наук: Репертуар художественной самодеятельности// Искусство, 1974.

*** Николаев Г.Г. Общественное объединение: взгляд изнутри: методический сб. - Екатеринбург, 1999.

ПОСОБИЕ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ИГРОКОВ

КВН отмечает свое 40-летие! В последнее время он приоб- рел характер повальной эпидемии. В него играют школы и техникумы, училища и университеты... Эта игра, проходя на уровнях районов, городов, областей, краев, регионов, добралась уже до межгосударственной, международной ступени. В результате, КВН уже почти оформился как отдельный и очень популярный жанр эстрадно-сценического искусства.

И, как любому жанру, ему присущи свои законы и секреты. Поражает своей реальностью тот факт, что о них (законах игры в КВН) как-то не принято говорить научно. Вы нигде не встретите официально и объективно изложенных теоретических основ этого явления.

Данное пособие не претендует на звание учебника по КВН. Это попытка систематизировать теоретические знания в области КВН для начинающих КВНщиков.

• Что такое КВН?

• Есть ли у него свои законы?

• Что надо знать и уметь, чтобы играть в КВН?

• Что такое шутка?

• Как создаются шутки?

• Что такое имидж команды?

Подобные вопросы задает себе и окружающим любой начи- нающий КВНщик. Попытаемся ответить на них. Итак...

КВН - это, прежде всего, сценическое искусство, поэтому законы сцены и сценического взаимодействия должны выполняться играющими в КВН неукоснительно.

Разговор о законах рассматриваемой игры будет вестись с опорой на формулировки и высказывания мэтров КВН, редакторов телевизионной передачи «КВН» - Михаила Марфина, Андрея Чивурина, капитана команды Харьковского авиационного института, побывавших в ВДЦ «Океан» на II Фестивале школь- ных команд КВН в 1996 году.

КВН - это игра, требующая постоянного совершенствования, зовущая на поединок с самим собой сегодняшним, ради само- го себя завтрашнего - более умелого, более артистичного и остроумного. Начиная играть в школьной команде, каждый непременно должен поставить перед собой некую глобальную цель, к примеру, попасть на знаменитый сочинский Фестиваль КВН. Надо сказать себе: «А чем, собственно, мы хуже «Детей лейтенанта Шмидта»?», и процесс пойдет...

КВН - это литературный жанр. Именно литература, язык, J слово, игра со словом, его значениями и оттенками, является первоисточником, первоосновой для сценария, особенно, КВНовского. Чем больше игроки эрудированы в области русской литературной и разговорной речи, во фразеологии, сти- листике, тем доступнее для них становятся секреты яркой, нео- жиданной, искрометной словесной шутки.

КВН - это искусство. Цитируя классиков, эта истина остается непреложной. Любое искусство - это 99 процентов труда и лишь 1 процент таланта! Каким бы веселым делом ни казался КВН на первый взгляд, за ним всегда кроется масса далеко не

веселой, порой изнурительной работы. Но она необходима, если есть намерение сделать по-настоящему веселое и остроумное шоу.

КВН - это соревнование. Соревнование игрока с самим собой, а не с соперником, с его сегодняшним уровнем мастерства.

КВН - это игра, телепередача, шоу, но главное - идеология, объединяющая огромное количество людей.

КВН - это жизнь, стиль, способ жизни. Если кто-то влюбился в эту игру, то это надолго! И к какому бы врачу он потом ни обращался, первичный диагноз будет звучать так: «Хронический КВНщик». После этого все остальное уже не важно!



ИСТОКИ КВН, ИЛИ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КВНОВСКОГО ДВИЖЕНИЯ

КВНу присущи три основных элемента: мимика, жесты, слово. Все эти элементы присутствуют в театральном искусстве, значит, можно утверждать, что КВН берет свои истоки в театре.

Одно время бытовало мнение, что КВН - это не театр (минимум декораций, минимум костюмов, минимум светового оформления). Но, в данный момент, КВН очень широко использует и декорации, и костюмы, и световое оформление.

Театральное искусство своими корнями уходит в Древнюю Грецию. Как раньше, так и сейчас в театре используется три основных жанра: трагедия, драма, комедия. Для КВНа роднее жанр комедии. Комедия родилась из мистерий, которые показывались на праздниках Диониса. В содержание мистерий входили сюжеты из Библии и Евангелия. Играли в мистериях ремесленники. Они вносили в содержание живое начало, юмор, бытовые детали, жизненные наблюдения.

Конкурсы, весьма похожие на КВН, представляли собой комедию, проходили в Древней Греции более 2500 лет назад, и первое время их показывали лишь несколько дней в году. При этом в зале сидело жюри, и в конце праздника лучших авторов и лучшие труппы награждали. Затем проходил подробный анализ прошедшего праздника. Возможно, что праздник Дионисия и стал прототипом сегодняшних фестивалей КВН.

А в 1943 году на советских телеэкранах появляется первая юмористическая передача «ВВВ» («Вечер веселых вопросов», по примеру чехословацкой программы «Гадай, гадай, гадальщик!»), переименованная потом в КВН. Первыми ведущими викторины были композитор Никита Богословский, молодая актриса Маргарита Лифанова и студент факультета журналистики МГУ Марк Розовский. Первым режиссером КВН была Ксения Маринина. Эфир был только прямой.

Был такой момент, когда передачу закрывали на четыре года из-за неудачной шутки. Авторы КВН «завалились» на конкурсе, пообещали выдать приз тому зрителю, который летом приедет на программу в тулупе и в валенках. Толпа по-зимнему одетых людей заполнила зал, ворвалась на сцену. Милиционеров у входа просто смели. Пришлось прервать трансляцию, и весь оставшийся вечер эфир был пустым.

Еще один интересный факт - в 1949 году ленинградские ин- женеры К. Николаевский, В. Кенигсон и Н. Варшавский созда- ли телевизор, который назвали по первым буквам своих фами- лий и по году выпуска (КВН-49). «КВН-49» - экран с открытку и толстая линза перед ним. А 8 ноября 1961 года на экраны страны выходит телепередача с таким же названием- КВН. Многие впервые увидели ее именно через линзу. Создатели телепрограммы КВН и не скрывали, что их аббревиатура вышла из названия самого массового телеприемника того времени. А передач с названием «Самсунг» или даже «Рекорд» не существует до сих пор.

Сегодняшний КВН сильно отличается от КВНа 60-х. Но есть один принцип, который объединяет игру сегодняшнюю и 40-летней давности. КВН можно назвать искусством синтетичес- ким, так как первые игры основывались на агитбригаде, СТЭ- Me и капустнике.

Агитбригада - агитационно-художественный коллектив (профессиональный или самодеятельный), в репертуар которого входили драматические, музыкальные и хореографические миниатюры, основанные на злободневном материале. Самыми значительными по масштабу, массовости и эффек- тивности своей деятельности, по степени обобщения накопленного опыта стали коллективы «Синей блузы», сформиро- вавшиеся к середине 20-х годов. Свое название «Синяя блу- за» получила от униформы, в которую были одеты ее участники. Традиционная рабочая одежда была избрана коллективом как символ принадлежности к самому прогрессивному классу страны.

Созданный в 1923 году в Московском институте журналистики (организатор и руководитель - поэт Б. Южанин), этот кружок по- ложил начало массовому движению, которое перешагнуло даже границы страны. Сначала кружок выступал в чайных, а затем в рабочих клубах. Он не ждал своего зрителя, а сам шел к нему.

Вот что писали синеблузники о характере своей деятельности: «Синяя блуза» - агитатор, «живая газета», монтаж политат- тракционов. Станок синеблузников - голая эстрада. Средство воздействия - слово, музыка, физкультура. Ее оружие - пафос и едкая сатира. Молодость, задор, искренность и темперамент в соединении с яркой целеустремленностью... «Синяя блуза» - это театр, это то, что случилось сегодня, вчера, это жизнь».

По типу московской «Синей блузы» в СССР в 1928 году рабо- тало уже около семи тысяч коллективов.

Закат «Синей блузы» был так же стремителен, как и ее взлет. Однако, несмотря на сравнительно недолгое существование (около 10 лет), участники «Синей блузы» принесли на сцену но- вые решения, выработали такие формы и приемы, которые до сих пор живут и дают свежие ростки на эстраде, в театре, в цирке, КВНе.

Костюмы у команды КВН, как и в агитбригаде, могут быть единой формой на все игры.

Остатки жанра агитбригады сохранились и по сей день, они составляют жанровую основу КВН.

Именно агитбригада изобрела:

• Линейку - шеренгу людей лицом в зал, представляющую, по сути, единый образ.

• Отстраненное общение - актеры, вопреки канонам, обращаясь друг с другом, обращаются при этом к залу.

• Литературный монтаж - актер говорит и за героя, и за автора, а потом вообще монолог может разбиться на десять че- ловек.

• Компоновку сценария - из отдельных кусочков и даже реплик, вовсе не обязательно связанных не только логикой действия, но и логикой вообще.

Отношение КВНщика к агитбригаде такое же, как к родителю, заложившему основы его сценического благосостояния.

СТЭМ - студенческий театр эстрадных миниатюр. В него входили, как правило, молодые люди, полные энтузиазма, задора, творчества. СТЭМ - это доведенное до логического конца театральное представление, которое включает в себя стихи, переделанные песни, клоунаду (грим, костюмы, декорации), различного рода миниатюры... В СТЭМе сам образ героя абсолютно близок и узнаваем зрителем. Чем узнаваемость конкретнее, тем больше успех.

Капустник - это пародийное шуточное юмористическое представление на злобу дня (преимущественно на театральные темы). В дореволюционные годы капустники обычно устраивались во время великого поста, отсюда название по традиции «великопостного блюда» - капусты.

Капустник - это театральные вечеринки с пародиями, переделанными песнями, играми, забавами, частушками, различными историями. Разные источники о появлении капустника говорят по-разному. Кто-то говорит о том, что все началось с 20-х годов, в доме режиссера Щукина, где собирались актеры, чудили, играли. Кто-то говорит, что с МХАТа: в конце XIX века впервые показывали пародии на известные песни с переделанными словами, актеры позволяли себе панибратство с людьми высокого положения.

Капустник - это русский фольклорный жанр и уже отсюда просматривается страсть к актуальному юмору.

Что еще нужно знать и уметь, чтобы успешно играть в КВН?

Поскольку эта игра командная, то умение работать в «связке», как на сцене, так и во время подготовки, ложится в основу успешного будущего команды. Какой-нибудь талант (художественный свист, «убийственная» мимика, «лунная походка», уникальный вокал или тембр голоса, сногсшибательная внешность, собственное стихоплетство покруче Маяковского и т. д.) в обычной жизни не всегда может быть востребован. А вот в команде КВН, частенько представляющей собой созвездие подобных уникумов, заметят, оценят и «раскрутят» на «полную катушку». Даже самый неподражаемый и «звездный» игрок - лишь часть (порой незаменимая, но часть!) целого, как долька в апельсине, как лист в лавровом венке, как перо в крыле КИВИНа, которого только совместными усилиями команда обязательно когда-нибудь поймает за хвост!

Центральной фигурой в КВН является ведущий. Он должен обладать хорошей литературной речью, дикцией и громким голосом. Он не должен быть болтливым, не должен вмешиваться в ход игры, комментировать ее. Ему должно быть присуще чувство времени, темпа, ритм действия. Он должен уметь тактично остановить затянувшееся выступление, активизировать действие. Не менее важно и его умение задать соревнованию доброжелательный тон, создать атмосферу дружелюбия, поддерживать у всех осознание того, что КВН - это всего-навсего игра. В этом ему может содействовать жюри, которое в своих оценочных выступлениях может обратить внимание на излишнее подтрунивание над соперником, на проявленное зубоскальство, шутки сомнительного характера.

Ну, а теперь немного практической теории.



Что такое шутка?

Эстрадные деятели издавна называли ее «репризой». Современные КВНщики дали ей более краткое и энергичное название - «фишка». Как бы ее ни называли, шутка все равно остается «парадоксальным умозаключением со вторым планом».

Шутка - это правда, доведенная до абсурда.

Условно классическая реприза делится на три части - подачу, добивку, отбивку.

• Подача представляет собой чью-то начальную реплику

(начало фразы, вопрос), обычно не очень смешную или интри-

гующую.



• Добивка идет следом, ответом. Чаще ее исполняет самый



сильный игрок команды, делая ее «ударной», то есть очень не- ожиданной и от этого еще более смешной.

• Отбивка - это артистическая реакция остальных участии-| ков на сказанное в добивке. В последнее время отбивку стали делать музыкально-шумовой (например, короткий удар в гонг). Таким выразительным образом зрителю дают понять, что при- шла пора смеяться. Плохо это или хорошо - однозначно сказать нельзя, а лучше как следует поработать над качеством сцена- рия и научиться самим отыгрывать, «отбивать» шутки на сцене.I Нельзя злоупотреблять музыкой. Ее количество необходимо ограничить разумными пределами; не нужно музыкально со- провождать каждый шаг героев на сцене.



Какие требования предъявляются к шутке?

Во-первых, новизна. Всегда очень трудно найти новую и «бога- тую» тему для шуток. Но если вдруг повезет и откроется некий «кладезь» этого добра, то 40 процентов успеха у команды в кармане.

Во-вторых, актуальность. Для соблюдения данного требова- ния, игрокам необходимо быть в курсе различных событий, как в местном масштабе, так и на международной арене. Учитывайте, что срок «годности» шуток ограничен временем. Нельзя допус- кать, чтобы зрители морщились от шуток «не первой свежести».

В-третьих, эуфоничность (от греческого «фонос» - звук). Не надо пугаться! Хоть слово и мудреное, но означает оно доволь- но простую вещь. «Фишка», как и любая речевая фраза, должна легко ложиться на слух, хорошо звучать и обладать четким ритмом. Для этого нужно правильно уметь расставлять слова в предложении и акценты на них. Акцент - ударение, нажим на нужном слове или верно рассчитанная пауза перед ним. Пауза помогает шутке «выстрелить». Те, кто много работает со ело- вом, обычно находят гармонию во фразе чисто интуитивно, Сказывается опыт и большая языковая наблюдательность, по- рой даже неосознанная.

На КВНовской «таможне» арестовывается «пошлость». Под «пошлостью» в КВНе понимают не только то, что «ниже пояса». Под эту статью попадают и старые, «бородатые» шутки, анекдо- j ты, крылатые фразы известных сатириков и многочисленное неоригинальное пародирование политических деятелей.

Как написать шутку?

Существует несколько способов, вот одни из них. Некий «выда- | ющийся» человек - «ум», самостоятельно пишет для команды сценарий, но в процессе репетиций команда в сценарий что-то J добавляет или что-то убирает по своему усмотрению. Хорошо, если у команды есть такой человек, и он способен длительное время сочинять нечто шедеврообразное. Но как опыт показывает, обычно это продолжается недолго. Поэтому оба варианта довольно спорны и не всегда реальны.

Есть еще одна возможность. Если команда дружит с челове- ; ком талантливым в области написания юморесок или фельетонов, то наверняка он позволит свои творения использовать в ! качестве материала к сценарию. Необходимо действовать так: | «отжать» всю «воду» из его материалов и получить на руки три- [ четыре хорошие шутки. Для приличного сценария обычно тре- j буется около 30-40 шуток.

Самым эффективным и плодотворным считается способ, известный под названием «мозговой штурм». К нему прибегают КВНщики высокого ранга. Выглядит это так: участники команды,

взяв по листку бумаги и ручку, садятся в круг. Каждый на своем листе разборчиво пишет тему «визитки» или «домашнего задания» и за одну минуту пытается написать хотя бы одну шутку или что-то подобное ей. После этого к шутке необходимо приписать какой-нибудь остроумный или неожиданный вопрос на заявленную тему. Через минуту, по сигналу, все одновременно передают свои листки соседу справа или соседу слева (по уговору). Прочитав чужую шутку, каждый может дописать ее по-своему. Потом снова пишется вопрос. Через минуту передается листок дальше. Так, через равные промежутки времени, листы передаются по кругу до тех пор, пока «первоначальная шутка» в обновленном варианте не вернется к «хозяину» шутки. При такой работе посторонние разговоры, комментарии должны быть однозначно отменены. Как только к участникам «мозгового штурма» вернулись свои листки, все написанное собирается. Затем капитан или сценарист обрабатывает весь написанный материал. Шутку, которая кажется смешной, он помечает галочкой и затем использует в сценарии.

Распределяются шутки следующим образом: часть на конкурс «приветствие» (визитка), часть на «домашнее задание» и наиболее интересные варианты оставляются на «разминку». Таким образом, составляется программа.

Возможно, сразу написать сценарий или шутку у вас не получится. Но «мозговой штурм» - такая штука, что если вы не придумали ничего сегодня, придумаете завтра. И естественно, в процессе «мозгового штурма» повышается уровень игры. Не надо бояться показаться менее эрудированным, остроумным, чем твой товарищ. Помните, что из ничего шутку не сделаешь. Нужно брать за основу определенное событие, название, рекламу и т. д.

Что такое имидж команды?

Имидж (англ. Image) - буквально - образ, сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

В КВНе имидж - это форма подачи материала, средство, с помощью которого команда выражает свою мысль. Таким образом, команда облегчает свою работу. Имидж - это лицо команды.

Какие команды высшей лиги имеют свой имидж? «Эскадрон гусар летучих», «Одесситы», «Парни из Баку». От имиджа берется название, а не наоборот. Например, «Гусары» - команда Министерства обороны, раньше Львовского авиационного училища. У них имидж гусар (военных).

Если имидж взят от профессии, это не значит, что игроки команды должны заниматься этой профессией.

Территориальный или национальный имидж берется от местности, где проживает команда. Например, «Махачкалинские бродяги», «Парни из Баку», «Ташкентские женихи».

Телевизионный художественный имидж берется из книг, фильмов, телесериалов. Например, команда «Смак», «Детективное агентство»...

Существует еще один вид имиджа, взятый ниоткуда: нашли «фишку» и она пошла. Например, «Красноярские монахи». Они не имеют никакого отношения к монахам, просто команда нашла этот имидж и работает над ним. Команде «Красноярские монахи» повезло, - у них очень много тем для шуток. У монахов обет безбрачия: не пить, не курить, вести мирской образ жизни. Эти запреты помогают открыть любую тему. В зависимости от этого имиджа идет название команды, одежда, обращения: «сын мой», под свой монашеский колорит они могут подвести любую тему.

Команда, не имеющая имиджа, сталкивается с определенными трудностями. Например, дается тема для игры «Как я провел лето». Команда без имиджа не знает, как будет выступать,

что показывать. Есть шутки, но как их привязать к теме, как связать вместе - проблема. Команде с имиджем легче. Например, команда «Смак» - «Как я провел лето на кухне».

Имидж - это манера поведения, манера обращения друг к другу. Команда без имиджа не имеет таких возможностей, как команда с имиджем. Например, в команде «Детективы» в ходу обращение друг к другу - «коллега», у «Монахов» - «отец мой», «сын мой», у «Гусар» - «полковник», «поручик».

От имиджа исходит игра актеров, поведение на сцене, связки между шутками. Пример: «Алло, это детективное агентство?» - и все, можно говорить любую шутку.

Команду с имиджем легче запомнить. Зритель будет говорить: «Вот пошел «смаковец», а не КВНщик из такой-то школы.

От имиджа исходит стиль одежды. Например, у «Монахов» -рясы, у команды «Смак» - фартуки...

Одна из главных задач команды - найти свой имидж. Имидж имеет решающее значение в игре. С другой стороны, можно иметь хороший имидж, но не уметь играть.

Что означает «широта имиджа»? Например, назвав команду словом «Стена», команда ограничивает себе игру на один-два сезона, после чего этот имидж сам себя исчерпывает.

В любом случае имидж накладывает на игру команды определенные рамки. Надо брать имидж, который впоследствии помогал бы команде, а не наоборот. Например, вечный имидж: «Три мушкетера», «Остап и Ко». Сколько поколений читало эти произведения, столько их и будут читать.

КОНКУРС «ПРИВЕТСТВИЕ»

Его иногда называют «визитка». Во время «визитки» команда представляется, показывает «товар лицом». Здесь команда должна стремиться всевозможными приемами (название, имидж, сценические манеры, костюмы, «выдающиеся» личности, особенности речи и т. д.) закрепиться в памяти и сердцах зрителей и жюри. Эта работа на создание «хитового», притягательного образа команды, которая принесет в будущем «хороший урожай».

Визитку многие команды играют в «линейке», в отличие от музыкального конкурса и домашнего задания. Все время (за исключением танцев) участники стоят на одной линии перед микрофонами, не прибегая к различным мизансценам, не перенося действие в глубь сцены или в зал.

Но жестких канонов прохождения конкурса «Визитки» не существует. И современные команды всячески экспериментируют. Главное в «Визитке» - это шутка, имидж команды, способность запомниться с первых минут.

Этот конкурс отличается наименьшей театрализацией (отсутствием декораций, грима, характерных костюмов, четкого сюжета). Самое трудное здесь - сделать эффектный выход на сцену. Просто песни уже мало, многие команды используют веселую подтанцовку. Важно, чтобы появление команды на сцене стало событием для всех!

Во время «визитки» можно поприветствовать болельщиков, жюри, команду соперников. Заканчивается выступление обычно песней, веселой, озорной, отвечающей общему настрою игры.

Главное в «Визитке» - это шутка!


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Копилка советов руководителю школьной команды
595.05kb.
4 стр.
Открытое письмо Городского совета заведующих доу направлено: руководителю Департамента образования города Москвы И. И. Калине, руководителю Управления Роспотребнадзора по городу Москве Н. Н. Филатову
27.99kb.
1 стр.
2009 год с 7 по 12 декабря
120.17kb.
1 стр.
0415. Экз. 02;Тбпд. 01;1 II всероссийский съезд Советов
327.11kb.
3 стр.
Урок соревнование «Удивительное электричество»
98.14kb.
1 стр.
Правила пользования школьной библиотекой Общие положения
68kb.
1 стр.
V класс Подготовительный этап
43.3kb.
1 стр.
Памятка по подготовке и проведению творческого отчёта кружка. Памятка по организации и проведению открытого занятия в кружке
262.99kb.
1 стр.
Критерии оценки научного уровня членов экспертных советов вак и членов диссертационных советов
46.19kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по литературе «Литературная шкатулка»
56.61kb.
1 стр.
«Совершенствование работы местных Советов с населением»
332.46kb.
1 стр.
Команды, игроки и снаряжение
73.39kb.
1 стр.