Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4

Театр Веселых и Находчивых


Уже давно большой КВН сформировался как жанр. Классические домашние конкурсы: Приветствие, Музыкальный, СТЭМ, Конкурс одной песни, Д/3. Два полуэкспромтных -Разминка, Капитанский. Импровизации в КВНе практически не осталось. Да и зрителю больше нравится представление, шоу. Поэтому давайте разберемся, как же делать это Шоу.

Все мы воспитаны на классических литературных произведениях, дешевых сенсациях «желтой прессы», смотрим нудные телесериалы и дорогие блокбастеры. Любая встреча или знакомство в жизни постепенно проходит стадии от приветствия до финала. Нам необходимо, чтобы реальное действие, телепрограмма или литературное произведение имели свою завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Так вот, всего этого в КВНе может и не быть, по крайней мере, логических - завязки, развития... КВН - это обман зрителя. На сцену может выйти Петя Петров, без запинки прочитать по листочку два десятка шуток и, в принципе, это будет КВН, ведь КВН - жанр, построенный на репризе.

Это достаточно для КВНа, но недостаточно для публики, для зрителей. Где сюжет? Где раскрытие темы? Где этот праздник, на который они пришли смотреть? Поэтому умный КВНщик дает зрителю то, что ему нужно! Те же самые двадцать реприз вставляются в лжеструктуры, искусственно созданные для зрителя. Пройдемся по конкурсам.

Приветствие - самый условный КВНовский конкурс. 06щая идея едва намечена или ее нет совсем. Лучше найти, придумать какой-нибудь интересный ход (например, «сквозной проходящий» через весь конкурс), доходящий до абсурда в конце визитки. Также общая идея может возникнуть от имиджа команды. О важности имиджа мы еще поговорим. Развитие вносит не сюжет, а перестроение участников на сцене, появление новых персонажей, музыкальные перебивки, меняющие темп. Точку в выступлении ставит финальная песня. Не пытайтесь философствовать в Приветствии. Вообще максимально уберите из сценариев несмешной текст, «объяснялово». Если не знаете, как подвязать (логически перейти от одной репризы к другой) данную шутку, лучше продавайте (преподносите зрителю) ее совсем без связки. Несмешной текст называется водой, а воду нужно слить.

Музыкальный конкурс и Домашнее задание (Д/3) - более театрализованные представления. Они идут 7-10 минут, а зрителю трудно воспринимать действие без сюжета такое долгое время.

Музыкалка может быть мюзиклом, опереттой, Д/3 - пьесой, сказкой. Это достаточно сложные формы, требующие профессиональной авторской работы и, что еще более важно, профессиональной актерской игры. Поэтому КВНщики часто выбирают другой путь. Сначала пишутся смешные песни, придумываются сценки и ситуации - отдельные блоки, а потом они связываются конферансом. Банальный конферансье в цирке, всевозможные пародии на популярные телепередачи, игра «Джуманджи», Машина времени, Цветик-семицветик - все это варианты конферансов. Хорошая идея на конферантов сразу задает ввод в игровую ситуацию и подразумевает логический выход из нее.

Но и тут не перебарщивайте с жизненной философией. Не нужно пафоса, зритель и так вас полюбит без глобальных идей. Помните, что для зрителя, это веселая игра!

СТЭМ и конкурс одной песни - самые сложные конкурсы в КВНе. Сейчас они пишутся как мини-пьески по всем законам театрального жанра. А классический СТЭМ - адски сложная штука, доступная большим профессионалам*.

В принципе, в КВНе нет чистых профессионалов. Да, есть ребята, которые подкованы актерски, литературно и музыкально. Но это редко является их профессией в обычной жизни. Секрет этой игры, вероятно и заключен в том, что зритель видит на сцене не матерого артиста, а паренька из соседнего двора, старого знакомого, открывшего в себе талант и сумевшего его реализовать. Именно эта непосредственность позволяет КВНщикам общаться с залом без нравоучений, на равных. Зритель готов к этому, он знает правила Игры.


Реприза


По теории шутки уже так много доходчиво написано, и здесь мы просто коротко сформулируем, что это.

Текстовая шутка (реприза), по мнению классиков, должна содержать два начала - парадокс и второй план. В качестве примера можно привести шутку команды ХАИ (1995 год): «Если страуса пугать с частотой 50 Гц, то его можно использовать вместо отбойного молотка». Налицо два начала - пугать страуса с частотой переменного тока в сети -это, конечно же, парадокс. Дополнительный смысл, который возникает, когда мы вспоминаем, что при испуге бедная птица прячет голову в песок (ассоциация с отбойным молотком), следует понимать как второй план.

Кроме парадокса и второго плана, шутка должна быть актуальной, то есть интересной и близкой слушателям. Причем, чем «ближе к телу», тем смешнее!

Среднее время репризы 15 секунд.

Перейдем конкретно к написанию конкурсов.

Существует много методов написания шуток или, как это называется, мозговых штурмов. Хочу предложить один из них:

За стол в тихой комнате садятся пять-шесть человек, если команда больше, то нужно поделиться на несколько авторских групп. Все готовы просидеть молча на своих местах весь штурм - хождение и разговоры всех отвлекают. Если кому-то нужно через 10 минут уходить, лучше пусть не садится! На столе перед каждым ручка и большой лист бу- маги. Один из сидящих (как правило, руководитель) начинает рассказывать последние громкие события из жизни родного города, окрестных деревень, новости шоу-бизнеса и политики. Таким образом, авторская группа «заряжена» актуальной тематикой, чтобы ребятам было за что ухватиться. Темы конкурсов на игру в данном случае тоже актуальны.

Это важно


Если вы - команда из России, а игра будет проходить в Беларуси - необходимо узнать, что волнует белорусов, потому что актуальность (то, что близко, что интересует) у каждого своя. Кроме того, ориентируйтесь на публику, перед которой будете выступать. Гуманитария не рассмешить шуткой про физику, это его не волнует. Пожилой учительнице не интересны проблемы сексуальных меньшинств. У нее это скорее вызовет обратную, отрицательную реакцию.

Итак, направления движения выбраны. Тогда руководитель берет часы и начинает штурм. Каждый участник пишет на листе в ряд подачи, то есть первую часть шутки (школьники не подготовлены, чтобы писать репризы целиком, за редкими счастливыми исключениями). Подача должна быть интересной, конфликтной: «Как делают бананы?» На обыденный вопрос: «Почему елка зеленая?» - как правило, можно получить только несмешной, неинтересный ответ или старую, бородатую добивку-шутку. Подачей могут быть не только вопросы, но и необычная ситуация или ее часть - «В Персидский залив зашли ледоколы» и т. д.

Подачи пишутся 5-10 минут. Время должен определить руководитель и сохранять выбранный промежуток времени в течение всего штурма. Временной отрезок выбирается исходя из того, чтобы ребята не заскучали. Неподготовленным группам сложно «генерить» 10 минут, начните с пяти. Как только пять минут прошло, по команде руководителя

листы передаются соседу слева. Получив листок, вы пытаетесь неожиданно, парадоксально добить написанные подачи. Чем неожиданней выход из предложенной ситуации, тем смешнее получится реприза. Не пишите добивок, которые не смешны вам самим! Этим вы засоряете штурмовики (листы для штурма) и усложняете отбор материала. Если подачи соседей вам не понравились или в голову не приходят добивки, продолжайте писать свои подачи. Через пять минут, по команде руководителя, листок опять передается налево!

Так листы проходят целый круг. Как только они вернулись к «хозяевам» - штурм закончен. Можно несколько минут отдохнуть.

Когда все вернулись за стол, начинается разбор материала. Все штурмовики собирает кто-то один из группы (нередко опять руководитель), желательно без дефектов речи и который умеет «на лету» понять и правильно подать репризу. Полученные в штурмовиках шутки читаются по схеме: «вопрос - ответ». Если вы читаете подачу, а потом подряд - все шесть добивок, то можете упустить интересный ответ.



Это важно

Не соединяйте, не комбинируйте две добивки в одну! Этим вы не усилите репризы в два раза, а усложните ее и запутаете зрителя - шутка не пройдет!

Руководитель отмечает в листах понравившиеся большинству репризы и удачные заходы (подачи) для использования в следующих штурмах.

Разбор штурма

Предположим, что за пять минут каждый штурмующий пишет или добивает три-четыре подачи, значит, круг из шести человек пишет за один раз 18-24 репризы, а за весь штурм 40-50 (учитывая, что многие просто добивают заходы соседей, не дописывая новых подач). Из этой кучи шуток и юмора вы выберете одну-три, которые и вставите в игру. Да! Именно такой выход реприз из штурма. Но не отчаивайтесь, уважаемые руководители, это один получасовой штурм. Начав подготовку заранее, за 15-20 штурмов вы наберете солидное количество материала на игру из трех конкурсов: Приветствие, Разминка, Домашнее задание.

Теперь давайте разберемся, почему вы так немилосердно обойдетесь со штурмами. Понятно, вы вычеркиваете несмешные, неинтересные творения, не берете шутки, похожие на старые анекдоты и репризы Высшей лиги. Без сожаления расстаетесь с пошлостью и грубостью, даже если она всем смешна. За столом усталых КВНщиков пройдет практически любая шутка, но нельзя опускать выступление на сцене до уровня сальных намеков в мужской курилке!!! Вообще, уважаемые руководители, следите, чтобы выступление ваших детей 6 класса не смотрелось сплошной пропагандой секса, наркотиков, меньшинств и различных интересных частей человеческого тела. Если вы сомневаетесь, оставить шутку или нет, задайте себе вопрос: «Про что шутка?» - если про ЭТО, то: «До свидания!»

Это важно

Почему начинающие КВНщики постоянно пишут про некоторые разделы анатомии, физиологии и сексологии? Да потому, что это одна из самых актуальных для всех тем, это волнует, интересует, это рядом и всегда можно потрогать. В КВНе слово пошлость приобрело второе значение - это затасканность, избитость, низкопробность. В свое время пошлыми стали пародии по голосу на Горбачева, новорусские пацаны со своими пальцами, Титаник со стеклом и свистком, когда каждая команда, играющая в КВН, считала своим долгом вставить их во все конкурсы в разных интерпретациях. А тема физиологии вроде бы актуальна, но она настолько обшучена, причем таким огромным количеством юмористов всех времен и народов, что вам придется найти очень неожиданный ход или очень глубокий парадокс, то есть перешутить все команды до вас, чтобы реприза на такую затасканную тему не показалась пошлой.

Здесь кроется подвох: нам не приходится сомневаться в компетентности и вкусе жюри КВН на ОРТ и воспитанности публики в Московском дворце молодежи. А в других городах автору не раз приходилось видеть как зал, не избалованный хорошими непошлыми выступлениями, аплодировал, «валялся» от сальных шуток, катившихся со сцены. А жюри, набранное из случайных людей, далеких от Игры, пусть директоров, спонсоров, даже режиссеров, но случайных(!), шло на поводу у зрителей, оценивая высшими оценками вроде бы смешное, всем понравившееся выступление. Естественная реакция на это руководителей, которые так тщательно «чистили» сценарии своих команд: «Пропади оно все! Давай то, что нужно публике, и выиграешь!» Но пока такие вот чемпионы не научатся шутить по-другому, - профессионального, большого КВН им не видать! Так что, уважаемые руководители, вам решать, куда дальше пойдет ваша команда.

Зрителей необходимо приучать к определенному высокому уровню КВН, тогда они перестанут так бурно реагировать на пошлость. А по поводу жюри - вопрос к организаторам Игры. Мы поговорим об этом позднее.

Кроме вышесказанного, в КВНе есть запретные темы, шутки, которые могут вызвать обратную, негативную реакцию. Это касается недавних войн, трагедий с гибелью людей, межнациональных конфликтов. Также нельзя затрагивать физические недостатки людей из вашего окружения (отсутствие передних зубов у Васьки из 11 «Б», если он только этим не кичится, как Шура; шрам или родимое пятно на щеке учителя физики). На сцене вообще нельзя быть грубым по отношению к соперникам или к залу.

Вернемся, наконец, к штурму. В описанном методе хорошо рождаются текстовые репризы, но вам еще нужно придумать в конкурсах выход и уход со сцены, определиться, какие песни переделывать на финалки (финальные песни), определить общую канву (основную мысль, сюжет) игровых конкурсов. Все это лучше ищется в свободном обсуждении. Опять же в группе за столом предлагаются идеи, бурно обсуждаются, и лучше, если сразу демонстрируются «на ногах». Один сидит с блокнотом и записывает все понравившееся.



Разбор материала по конкурсам

Этой благородной бумажной работой придется заниматься вам, уважаемые руководители.

На игру из трех конкурсов (Приветствие, Разминка, Д/3) вам необходимо 30-40 реприз. Посчитаем:

• на стандартное приветствие (5-7 минут) нужно 15 шуток, два проходняка, начальный выход, финальная песня;

• на разминку - три репризы, одну можно в запас, если вы можете себе это позволить;

• стандартное блочное Д/3 состоит из 3-4 разных блоков, связанных между собой только конферансом или его подобием, плюс завязкой-объяснением и финальной песней. Оставшимися репризами вы усиливаете основные блоки и прописываете конферанс.

Какие-то шутки просто не подойдут для этого сценария, ну что ж, отложите их в архив.

Первым делом из начального материала нужно выбрать три-четыре самые сильные репризы на Разминку. Да, да! Серьезность этого конкурса демонстрируется простой математикой. Приветствие оценивается в 5 баллов, оно состоит из 17 лучших ваших реприз, ведь его обычно верстают первым, а значит, именно ему достаются все «сливки». Цена одной репризы в Приветствии, даже очень сильной, примерно 0,2 балла. Поэтому одна-две классные шутки ненамного усилят и так неплохую Визитку. В Разминке положение меняется. В 6 баллов оценивают три домашних заготовки и шесть ответов на вопросы соперников (если игра

из трех команд). Здесь хороший ответ или заготовка могут стоить около одного балла. А если команда несильна в импровизации и Разминку писали в ночь перед Игрой, с «потрескавшимися» от ночных репетиций глазами... Автор много раз видел, как команды с блестящими домашними конкурсами проигрывали встречу из-за неподготовленной Разминки. Отобранные три-четыре репризы «забываются», хранятся в секрете до Игры.

После этого вы распределяете шутки на Д/3 и Приветствие. Если канва Д/3 уже определена и наметились блоки, шутки распределятся без труда. Если нет, разделите запас реприз на равносильные части, а там видно будет!



Приветствие

Время показа обычно не более 5 минут.

Особая сложность Приветствия в том, что это первый конкурс в игре. Именно в этом конкурсе вам предстоит покорить зал своим юмором, энергией и находчивостью, дав понять зрителю, что вы сегодня - самые лучшие. Вызвать смех в Приветствии, равно как и в других конкурсах, можно и хорошим текстом, и хорошей актерской игрой.

Классическая визитка - это линейка, когда актеры стоят в линию, возле микрофонов и шутят. Сейчас с появлением радиомикрофонов актеры имеют возможность свободного перемещения, это уже решайте сами, лишь бы при этом актеры не закрывали друг друга от зрителей и не поворачивались спиной к залу.

Это касается работы на сцене во всех конкурсах!

По своей сути Приветствие - это репризный ряд. Оно может не содержать никакой внутренней драматургии. У вас просто нет времени на раскрытие сюжета. Тема конкурса упоминается несколько раз в течение выступления, а шутки могут быть очень далеки от нее. От вас другого и не требуется! Сюжетная линия в визитке - сложная штука, и редкие команды могут с выгодой для себя ее использовать. Однако если ваши супершутки легли на сюжет, понятный всем, и следуют одна за одной и вы умудрились репризами раскрыть тему, это высоко оценят и зрительный зал, и жюри. Но это не всегда получается даже у мэтров.



Блок-схема конкурса

Вы расписываете все 17 шуток по темам. Если проходняки специально не написались, выберите две «линеечные» репризы (репризы, которые можно сказать и в линейке), - их будет говорить выходной персонаж.

В Визитке нет никакой драматургии (может и не быть), кроме лже - начала, развития, финала, которые мы искусственно вставили. Поэтому скелет можно сформировать без связок и переходов, а их, вместе с общей прозрачной идеей, прописать после.

Из всех реприз вы выбираете три штуки, которые явно сильнее остальных, что называется БОЛТы (хорошо, если они вообще нашлись). Они получились в блоках Бытовуха, Политика, Пьянство. КВН - штука быстрая, динамичная, поэтому на раскачивание публики совершенно нет времени. Необходимо сразу брать высокий старт - два БОЛТА в начале резко поднимут настроение зала на хороший уровень. Но обратите внимание, у вас должно быть интеллигентное, красивое начало, поэтому начинать надо с Политики, а не с Пьянства, пусть даже эта шутка гораздо смешнее. Надо помнить о первом впечатлении, которое вы производите на публику. Как говорится, «встречают по одежке».

Распределение по темам делалось для того, чтобы в сценарии вместе не стояли репризы из одной темы. Попробуем разобраться.

Каждое выступление должно быть выдержано в определенном ритме, мы же не воспримем музыку с резкими изменениями темпа и стиля. Среднее время репризы 15 секунд, значит, все Приветствие должно быть выдержано с таким ритмом! Каждые 15 секунд зритель ждет от вас очередной репризы! Например, в штурмах есть блок Спорта -шесть реприз. Очень легко и удобно вставить его в сценарий общим блоком. Не нужно выдумывать никакие связки, гони все подряд! Этот блок смотрится одним целым. Но этого делать нельзя, потому что получится Визитка с полутораминутным слитным номером Спорта, а далее пойдут разрозненные репризы по 15 секунд. Приветствие развалится, будет плохо восприниматься и, в лучшем случае, оставит ощущение недоделанности.

Это по ритму. Поговорим про характер реприз.

Если в сценарии рядом стоят несколько реприз на грани фола, даже из разных блоков, все остальные шутки начинают восприниматься с поворотом в эту сторону, и Приветствие в целом запошляется. Поэтому разбрасывайте похожие по характеру репризы в разные концы сценария.

Проходняки определяются только опытным путем. Вставляются наиболее гармонично подходящие именно в это место сценария. Помимо проходняков таким же образом используются музыкальные Гэги (музыкальные репризы), песенные или танцевальные вставки до 30 сек.

Зрителю необходимо видеть на сцене развитие действия. Они не могут долго воспринимать текстовые шутки в статичной линейке и скоро начнут отвлекаться, а остальные репризы просто не пройдут. Вот здесь нужен проходной персонаж. Через несколько реприз он «разрывает» линейку, подает свою шутку и уходит. В принципе, ничего не произошло, но визуально была перестройка мизансцены (распределение героев и декораций по сцене), - появление нового персонажа само по себе событие. В статичную линейку внесено разнообразие, то есть развитие. Цель достигнута.

Музыкальный Гэг действует также, так как на короткое время изменяет общий темп Приветствия.

В заключение сценарию необходим БОЛТ, чтобы поднять настроение зрителя перед несмешной (практически всегда) финалкой. Если БОЛТ остался только в блоке Пьянство, лучше все-таки поставить его предпоследним, а закончить интеллигентно!



Еще немного по структуре

Вы так долго и с таким трудом писали, выдумывали репризы, по структуре выстраивали выступления, подбирали роли, репетировали, но все это пойдет насмарку, если зритель не услышит или не поймет репризу, отвлечется или заскучает во время вашего выступления. Поэтому главное - донести до зала ваш гениальный, смешной текст, заставить зрителя неотрывно смотреть ваш конкурс.

Представьте, вы выходите на сцену и что-то мямлите себе под нос. Вас не будут слушать не только зрители в КВНе, но даже близкие друзья. Если то же самое будет сказано эмоционально, громко, с жестикуляцией - вы привлечете всеобщее внимание. Именно так нужно работать на сцене. Запомните: любая реплика должна вас волновать; если она не изложена эмоционально и оригинально, она не заинтересует зрителя.

От актеров со сцены должна исходить огромная энергетика, то есть количество информации в единицу времени.

В КВНе много сделано, чтобы увеличить энергетику воздействия актера на зал. На сцене не один актер, а пять-шесть, первый говорит, остальные или отыгрывают, или интересуются его репликой, плюс музыкальный фон, песенные Гэги, второй план, подтанцовка, проходняки. Все это увеличивает информационное воздействие на зрителя. Энергетика воздействия имеет постоянную силу при сохранении темпоритма выступления! Для удобства постановки сценария темпоритм выверяйте по часам.

Начальная песня необходима, чтобы зритель привык к вам, к вашим костюмам, голосам, манере держаться на сцене. Именно песня, потому что:

• повышенная информационная нагрузка, в сравнении с танцем;

• смешную песню придумать легче, чем танец;

• подготовка зрителя к восприятию текстовых реприз (после репризной песни текстовые шутки не будут восприниматься как первые);

• если вы танцуете, значит, вам нечего сказать;

• возможность сразу объяснить место действия и ваши дальнейшие планы (зрителю в принципе понятно «кто вы?» и «когда вы?», он не знает «где вы?» и «что собираетесь делать?»)

КВН - это театр реприз, значит, должно быть смешно все - и песни, и танцы, все!!!

В последнее время в Игре можно заметить небольшой юмористический постановочный ход перед начальной песней. Это сделано, чтобы еще до вашего вокала зритель понял, что вы - веселые ребята.

Выход длится 20-30 секунд, именно столько зритель адаптируется к команде. Можно выходить вообще без песни, но тогда первые две репризы уйдут «в молоко» (те же 30 секунд на адаптационный период).

Музыка на выход должна быть динамичной, заводной, стопроцентным хитом, чтобы зритель подтанцовывал в креслах. Начало положено. Настроение поднялось. После песни делается перестановка на сцене, подтанцовка уходит в кулисы, а линейка на передний план. Два первых БОЛТа еще приподнимут зрительское настроение. Далее в сценарии идут средненькие репризы, но и они способны поддержать зрительское настроение, если следовать правилу: каждые 15 секунд - реприза. Зал получает необходимую порцию информации и не отвлекается. Проходняки или Геги вносят развитие в стационарную линейку, а последний БОЛТ ставит жирный восклицательный знак в конце, еще подняв уровень настроения. Далее незагрузочная финальная песня проходит ровненько, на том же уровне, главное ее не затягивать!

Что может помешать такому блестящему выступлению?

Очень важно уметь держать паузы, а значит, и весь темпоритм выступления. Если гнать текст, зал не успеет посмеяться над концом первой шутки и уже не услышит начало второй. Никто ничего не понимает, в результате выступление со смешным сценарием проходит в тишине.

Если упустить момент и перетянуть паузу, это воспри-мется как провал в энергетике, отсутствие информации, нужной зрителям. Впечатление от выступления падает. То же самое будет, когда проходняк опоздает к микрофону, затянется перестроение в другую мизансцену или просто кто-то забудет текст. Чувство зала и паузы приходит с опы-

том, а пока давайте возможность среагировать (отыграть) на реплику сокомандникам в линейке, для начала и этого достаточно.

Финальная песня должна быть логическим завершением выступления. Допустим, в Приветствии вы шутили о курьезах в школе, проблемах в отношении с девушками, роди- тельских запретах, то финальная песня должна быть про школу - сейчас мы школьники, но скоро вырастем и будем искать взрослых приключений, так что - берегитесь, родители! Вот! «Чтобы после какой-нибудь фразы про дебила, не шла песня о том, как вы сильно любите КВН!» (М.Н. Мар-фин). В сценарии не было ни одной шутки про КВН! Это не вывод вашего выступления! Также не нужно петь: «Миру мир!», «Все люди братья и все должны помогать друг другу!» Это замечательная социальная тема, но вы не затрагивали ее в Приветствии!

Что тогда петь в финальной песне?

Текст финалки может отражать ваше географическое положение: «Какой прекрасный наш город Урюпинск, приезжайте к нам!» Финалка может быть также продолжением выбранного вами стиля (все выступление вы - хоккеисты -поете про хоккей) или возвращением в себя: «Пусть ты плохой вратарь, а я забыл дома клюшку. Все равно ты хороший парень и нам весело тусоваться вместе!»

Это по поводу общей идеи финальной песни. Но не забывайте, что песня веселая, поэтому постарайтесь срифмовать в ней пару шуток!!! По времени финалка должна идти максимум 1-1,5 минуты! Иначе к ее концу зритель забудет шутки из Приветствия.



Разминка

Если проводится на две-три команды, то потребуется три-четыре домашних вопроса (все зависит от регламента игры).

Разминка единственный экспромтный конкурс, оставшийся в Игре. Исход его нельзя предугадать. У школьников Разминка почти всегда проходит слабо.

Уважаемые руководители, уделите самое серьезное внимание Разминке, благодаря которой команда может выиграть или проиграть встречу. Во-первых, подготовьте домашние шутки, найдите ребят, которые их подают лучше других, заранее репетируйте вопрос-ответ. Во-вторых, на командных сборах регулярно «разминайтесь». Вы задаете подготовленный вопрос. Засекаете время, через 30 секунд команда отвечает. И так 10-20 вопросов.



Как играть в разминку?

Команда встает в круг. В кругу должен быть Разводящий с часами - следить за временем, выбирать лучший ответ. Звучит вопрос. Ведущий спрашивает: «Вопрос понятен? Да! Время!» Если вопрос непонятен, сразу переспрашивайте, не теряйте времени, его у вас очень мало! Первые 10 секунд все молча думают. 10 секунд прошло - разводящий командует: «Время!» Каждый, у кого появилась версия, четко произносит ее в круг, никаких лишних объяснений. Разводящему версия понятна, он выслушивает следующего. Прошло 20 секунд, разводящий командует: «Время!», все перестали говорить, он выбирает автора лучшей версии, тот четко формулирует ответ, если необходимо, версия докручивается общими усилиями. 25 секунд разводящий выбирает «ходока» к микрофону. Ходок должен повторить в круг окончательный вариант! Это очень важно - сколько хороших ответов было «запорото» из-за

неправильной формулировки! Переставил слова, запнулся, вставил лишнее - зритель сразу цепляется за этот «острый угол», начинает думать - нужен ли этот акцент, искать второй смысл. Но он уже потерял ключевой момент добивки, значит, все старания напрасны, вы проиграли этот вопрос. Шутка должна петься. Зритель, не обращая внимания на слова, должен сразу понимать смысл сказанного. Все, что вы с таким трудом «рожали», нужно донести до зала. Это касается всех конкурсов!

Следить за временем может любой, чтобы разводящий на это не отвлекался. Разводящий обычно лидер коллектива, он должен обладать неплохим КВНовским чутьем, чтобы выбрать действительно более удачный ответ. Должен быть немного автором, чтобы правильно его сформулировать. Отвечать может и сам, предварительно проговорив ответ в круг. Репетировать и играть надо с одним и тем же разводящим, не стоит перед выступлением его заменять, это будет отвлекать команду. Вы обязательно выберете такого человека на регулярных репетициях Разминки в школе.



Чего не надо делать на разминке?

Не стоит выпускать на сцену все 40 человек команды. Даже если они все авторы, разводящий не успеет всех выслушать. А так они создадут на сцене балаган, отвлекая авторскую группу. 7-8 человек достаточно.

Нельзя спорить с разводящим, все разборки после игры! Вы сами его выбрали, поэтому терпите!

Нельзя говорить в круг пошлость! Иногда ответ действительно прикольный, но для мужской курилки, за ее стены он не выйдет! В итоге все посмеются и увязнут в этой пошлости - «словят клина». За оставшееся время ничего, кроме пошлости, уже в голову не полезет.

Нельзя на вопросы соперников отвечать старыми шутками или общеизвестными анекдотами. Ответ получается смешной, зал «рвется», но жюри это не оценит, а лучше, если накажет. КВН - прежде всего ваш юмор и ваша находчивость!

Репетируя таким образом, команда гарантированно к 30-й секунде будет иметь конкретный ответ.



Музыкалка, Д/3

Мы уже немного говорили об этих конкурсах, сейчас предел жим.

Музыкалка проходит 5-7 минут. Д/3 идет до 10 минут. В Музыкалке нужно придумать очень простую игровую ситуацию, всем понятную и близкую. Чтоб идея объяснялась, буквально, в двух словах.

Кроме блочной структуры и оперетты, Музыкалку можно построить как:

• набор музыкальных номеров без объявления - попурри;

• поющую линейку;

• пьесу - песня «а ты знаешь, все еще будет!», команда дгу (развитие достигнуто постепенным увеличением людей на сцене);

Вот несколько рекомендаций, если все-таки выбрали блочную структуру. Музыкальные номера должны быть примерно одинаковы по времени, по той же причине, что и в Приветствии (см. главу «Еще немного по структуре»).

В конферансе главное подвести к номеру, рассказать -что? где? когда? И дальше не разглагольствовать! Главное в Музыкалке - это вставные номера! Идеально, если конферансье говорит одну-две шутки и объявляет. Финальной песни может и не быть, лучше придумать смешной уход,

или уйти, сказав последнюю репризу, которая логически завершит конкурс. Хорошая общая идея может подсказать

вам, что сделать в финале.

Все сказанное про вставные номера относится и к Д/3. Конечно, тут они могут быть не только музыкальными. Отличие в том, что Д/3 - логически выстроенный спектакль с конкретной идеей и содержанием. В финале конкурса можно даже сделать какой-нибудь философский вывод, но это действительно должен быть вывод из вашего выступления (см. главу «Еще немного по структуре»).



Ведущий

Может сложиться впечатление, что для ведения такой непринужденной школьной игры достаточно быть бойким молодым человеком, четко объявлять задания и результаты. Однако этого мало. Ведущий - во-первых, это прежде всего личность. И это качество представляется нам едва ли не самым важным. Далее, по своим интеллектуальным способностям, он должен быть не ниже уровня команд. Это очень важно, так как поддерживать разговор можно только на равных. Во-вторых, ведущий должен любить КВН. Иначе легкая возможность показать себя, свои блестящие способности сбивает ведущего с пути истинного и превращает встречу в сольное выступление «лучшего юмориста нашей школы (города)». В-третьих, ведущий должен быть человеком добрым, должен хорошо понимать, что КВН - игра друзей и что относиться к участникам нужно по-дружески, не смотреть сверху вниз, а быть на равных, не допуская покрикивания и раздражительности.

Хочется подчеркнуть, ведущий должен быть пристрастным. Да-да, именно так. Он не должен помогать тем, кого любит, нет, ни в коем случае! Но он должен любить тех, кто лучше, то есть не скрывать своей радости оттого, что получилось хорошо, открыто смеяться вместе с залом.

Жюри

Скажем сразу, объективного судейства в КВН быть не может. Да-да, это факт, потому что здесь нет метров, килограммов, нет прейскуранта снижения баллов. Значит, судейство субъективное, от этого нам никуда не уйти!

Ну что ж, надо искать хороших судей. Они, к сожалению, выбираются обычно по принципу авторитета, но - увы! - не всегда отличный директор школы становится великолепным судьей в КВНе.

Александр Васильевич Масляков подбирал нынешний состав жюри почти семь лет. Раньше жюри состояло из настоящих мастеров своего дела. Приглашались знаменитые юмористы, режиссеры, актеры.... На первый взгляд, это понятно! А, собственно, кого, если не их? Но КВН - это сплав различных жанров, его нельзя растаскивать на составляющие, необходимо оценивать все в целом. А частенько получалось так, что режиссер оценивал только расстановку мизансцен, актер - актерское мастерство, юморист - остроту шуток, а хореограф - синхронность финального поклона.

Очень важно, чтобы члены жюри разбирались в той игре, которая обозначена тремя буквами - К, В, Н. Лучше, чтобы они были «старыми» КВНщиками. Тогда не нужно будет объяснять им элементарные вещи, например, что пошлость недопустима ни в какой форме, даже в самой смешной! Не нужно будет краснеть за члена жюри, хихикающего над шуткой про туалет или какой-нибудь старой репризой и оценивающего это выступление высокими баллами! Для

хорошего судейства жюри должно быть постоянным! Объективному судейству надо учиться: привыкнуть, получить навыки оценок, выработать совместные критерии. Членов жюри надо готовить к этой роли, объясняя им заранее, а не за пять минут до встречи, что от них требуется.



Начало работы

Самое трудное - это правильное разделение труда внутри коллектива. Худший результат дает практика «каждый делает все». Каждый должен заниматься близким для себя делом, иначе участие в команде может быстро разонравиться. А задача руководителей - найти такое дело, чтобы в работу включались одновременно все.

Работа в команде - это не только способ удовлетворения собственных амбиций, но главным образом работа на результат, на игру и победу команды. Кто знает авторов «Махачкалинских бродяг» или БГУ? Однако все знают звездный состав, играющий на сцене. Только яркую верхушку айсберга! Задача руководителей - найти каждому ребенку место в команде и доказать ему, что он незаменим именно здесь!

Команда, в идеале, должна быть сплоченным коллективом. У школьников это не всегда получается, просто руководитель заранее улаживает все конфликты, чтобы они не разгорелись. В команде не должно быть лишних людей, каждый должен быть при деле. Пусть к вам в команду привели маленькую Машу, внучку директора, с настоятельной просьбой поставить ее на сцену. Девочка хорошая, но она не может ни сказать, ни сыграть, она просто «нулевая». Вы не ставите ее в выступление, Маша заливается слезами. Вас обвиняют в непедагогичном подходе.

Посмотрим на другой исход. Счастливая Маша выходит на сцену, но от волнения забыла слова или сказала так тихо, что никто не услышал - зал не получил очередную репризу, значит, провал в энергетике и слом в общем темпо-ритме. В результате команда проиграла Визитку, проиграла всю игру, вылетела из сезона. До свидания, ребята, до следующего года!

Может быть, это правильный педагогический подход?

Да и речь не только о директорской внучке. Если ребенок явно не тянет - заменяйте его, найдите для него не менее важное дело, иначе команда может проиграть, и тогда хуже будет всем!

Репетиции

Репетиции в школьном КВНе совершенно уникальная вещь. Если в театре режиссер объясняет актеру характер героя и актер пытается вжиться в эту роль, студенты-КВНщики подбирают отыгрыш на репризу сами, то школьникам придется показывать, как играть ту или иную роль в движениях и жестах, а потом закреплять найденную игру многочисленными репетициями.

Во-первых, начните с того, понимают ли школьники все шутки сценария? Шутки, которые не понимаешь, подаешь неестественно, наигранно.

Во-вторых, покажите детям, как включается микрофон, как с ним работать и как обращаться с микрофонной стойкой.

В-третьих, полностью имитируйте на репетициях работу с микрофонами (в том количестве, что есть у вас в доме культуры), с декорациями и примерными размерами сцены.

Сама игра станет серьезным экзаменом на подготовленность. Не секрет, что КВН - это также и сложный технический жанр. Конечно, это не прямой эфир, и все-таки оши-

баться нельзя - переиграть или смонтировать не получится. Можно сделать только с первого раза, в «живую». И насколько слаженно сработает одновременно команда, реквизит, звук, свет - от этого, в конечном счете, зависит успех выступления.

ГОРОДСКАЯ ШКОЛЬНАЯ ЛИГА КВН

А теперь информация для тех, кто хочет попробовать создать лигу КВН в собственном городе.



Как можно создать Лигу

Во-первых, необходимо предложить идею создания городской школьной лиги (ГШЛ) в городской отдел образования или комитет по делам молодежи. О пользе таких интеллектуально-лидерских игр написано столько, что долго объяснять не придется. Стоит лишь принести разработанный проект сезона игр КВН (не более трех туров, игры по датам не должны совпадать с проведением экзаменов и вообще как можно меньше мешать учебному процессу).

Если КВН включили в обязательный школьный план, вы расслабляетесь и практически ничего больше не делаете. Если нет, попробуйте предложить это школам на добровольной основе в качестве эксперимента. При необходимости попытайтесь убедить завучей школ в личной беседе.

Допустим, некоторые школы согласились попробовать. На завучей этих школ сразу сваливается огромный груз по подготовке команды! Дети ничего не будут делать сами! Их нужно собирать, подгонять, заставлять, контролировать.

Как Лига готовит школьные команды, поговорим позже.

Далее вы должны договориться с залом для проведения игр. Согласовать график выступлений и репетиций с их сеткой мероприятий.

Кстати, забыл предупредить: ГШЛ убыточна. Фирмы просто не заинтересованы в своей рекламе на 12-16-летних подростках. Поэтому не ждите больших спонсорских вложений. А по поводу сбора с зала, хорошо, если он погасит аренду, оформление и другие сопутствующие расходы.

Сразу начинайте подбирать кандидатуры ведущего и членов жюри.

Ну, а дальше идет постоянная, рутинная работа от игры к игре.

Необходимо освещать проходящие игры в местной прессе, причем не маленькими заметками. Найдите юную журналистку, которая будет писать о ходе игр, делать интервью с болельщиками и членами команд, и юношу, который будет все это фотографировать.

Теперь о том, как можно помочь школьным командам.

В городе есть несколько институтов, поэтому студенческий КВН на хорошем уровне. На играх мы выбрали необходимое количество студентов-поклонников КВН. Доучили их тому, что они еще не знали и распределили студентов по школам. Таким образом, в ГШЛ стала действовать система редакторов. Контролирует работу редакторов главный редактор. В начале сезона главный редактор читает по школам лекции «Что такое КВН?». Школьники знают, во что они играют и что от них требуется. Редакторы во всем помогают школьникам и поднимают их выступления до нужного уровня. Завучи школ довольны, ведь им нужно только собрать школьников, договориться о встрече с редактором, иногда контролировать. Главный редактор помогает во всех вопросах редакторам, перед игрой делает необходимую цензуру и поправки.



Ниже приведено положение на Международную школьную лигу КВН. Что тоже достаточно интересно.

ПОЛОЖЕНИЕ О ТРЕТЬЕМ СЕЗОНЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЬНОЙ ЛИГИ КВН

Межрегиональное детское общественное движение «Школьная лига КВН» сообщает Вам об открытии третьего сезона игр Международной школьной лиги, которые пройдут с января по май 2001 года.

Программа «Международная школьная лига КВН» ориентированна на ликвидацию дефицита мероприятий, призванных служить развитию индивидуума, как всесторонне развитой личности. КВН же, как одна из форм досуга (зрителей) и развития творческого потенциала (участников), является самым популярным среди молодежи России и ближнего зарубежья.

До недавнего времени возможность проведения игр КВН на высоком техническом уровне была лишь у студентов. Игры школьников проходили стихийно, разрозненно и неорганизованно. В 1999 году в г. Обнинске создана специальная Межрегиональная школьная лига КВН, которая уже достигла неплохого творческого (сюжеты в «КВН-Планете», телеверсии игр на региональных ТВ) и технического уровня.

Все это дает основание быть уверенным в том, что Программа «Международная школьная лига КВН» будет иметь успех и прочно закрепится как один из факторов молодежной политики государства.

Помимо этого заключение соглашения о сотрудничестве между Межрегиональным детским общественным движением «Школьная лига КВН», Российским союзом молодежи, Министерством образования и науки Российской Федерации и ТТО «АМиК» дает основание говорить о создании федеральной Программы «Всероссийская школьная лига КВН».



Цели и задачи:

• Поддержание творческих традиций школьников России и стран СНГ.

• Расширение кругозора школьника, посредством игры в КВН (в качестве наиболее универсальной формы, совмещающей в себе наибольшее количество сценических жанров).

• Занять школьников интересным делом - как одна из форм решения социальных проблем (наркомания, воровство и т. д.).



Участники сезона:

• В сезоне принимают участие команды старшеклассников общеобразовательных школ, профтехучилищ и самостоятельных творческих объединений.

• Возраст участников не должен превышать 17 лет. Рекомендуемый состав команды 15 человек.

• Во избежание конфликтов участникам необходимо иметь с собой удостоверение личности - свидетельство о рождении или паспорт и справку из учебного заведения.

• Запрещается участие в играх выпускников школ, студентов вузов и преподавателей, кроме молодых преподавателей на незначительных проходных ролях и вокал в подпевочные микрофоны.

• Команды, выбывающие из сезона, могут участво-

| вать в товарищеских играх между собой. Встречи орга-| низуются исполнительной дирекцией по заявкам ко-| манд.

Организаторы Лиги - права и обязанности:

• Организовать и провести в г. Обнинске фестиваль и J игры Всероссийской школьной лиги КВН.

• Провести школу-семинар о КВН.

• Дать информационное освещение мероприятий в учреждениях и СМИ.

• Предоставлять командам гидов из членов Оргкоми-[ тета, для помощи с размещением, ориентирования в г.

Обнинске и др.

• Предоставлять командам редакторскую помощь при подготовке к играм.

• Транслировать игру с участием команд на основании соответствующих договоров с вещателем и упоминать их название в других передачах, производимых Лигой. Предоставлять командам смонтированные телеверсии игр (в которых они участвовали) в формате VHS и по личной договоренности в других форматах.

• Предоставлять командам возможность проводить трактовые репетиции на сцене, где будет проходить игра со звуком и микрофонами.

Права и обязанности команд:

• Самостоятельно решать вопросы по приезду, отъез-| ду команды на игры и репетиции, по изготовлению костюмов и реквизиту, музыкальному сопровождению вы-

I ступлений.

• Точно соблюдать регламент выступления, указан-I ный в положении.

• Редакторские замечания и цензура обязательны для исполнения.

• Просьбы и замечания к команде со стороны Оргкомите-| та во время проведения игры обязательны для исполнения.

• Категорически запрещается помощь преподавателей и студентов своей команде на конкурсе «Разминка».

• Утвердить и соблюдать график репетиций.

• Представлять свои фонограммы в формате MD, CD или «живые клавиши».

• Соблюдать чистоту, правила техники безопасности (курение, использование открытого огня) и норм поведе-

| ния во дворце молодежи.

• Команды несут ответственность за поведение своих болельщиков.

• При разногласиях по организации игр команды вправе внести свои пожелания дирекции.

• Руководители команд обязаны заключить договор о материальной ответственности с организаторами игр.

• Имеют право обратиться в Оргкомитет с претензиями о нарушениях настоящего положения (протесты на необъективность жюри Оргкомитетом не принима-

! ются).


Ответственность сторон

• Заранее предупреждать другую сторону о нововведениях и изменениях в работе.

• В случае невыполнения Лигой своих обязательств команда имеет право отказаться от участия в играх, проводимой Лигой.

• В случае невыполнения командой своих обязательств Лига имеет право применить в отношении коман-

ды штрафные санкции, а также расторгнуть настоящий договор и потребовать возмещения финансовых издержек.

Штрафные санкции

За невыполнение командой запрещающих пунктов настоящего договора руководство Лигой вправе применить штрафные санкции - «желтая карточка» команде-нарушителю. С командой, набравшей три «желтых карточки», Лига расторгает настоящий договор. Ее место в следующих проводимых турах занимает команда, следующая за ней по рейтингу в отборочных играх.



Поощрения

• Победитель Международной школьной лиги КВН автоматически, минуя первый тур фестиваля в г. Сочи, попадает во второй отборочный тур.

• Все команды награждаются ценными подарками, дипломами и видеокассетой с записью игры исходя из средств организаторов и спонсоров Лиги.

Пояснения

• Запрещается пропаганда наркотиков, спиртных напитков, богохульство.

• Из опыта предыдущих сезонов для успешного выступления команд рекомендуется (но не обязательно) показать и раскрыть:

- стиль команды;

- навыки сценических жанров (вокальные и хореографические данные, артистизм и др.);

- декоративное оформление выступления;

- форму и костюмы команды;

- музыкальное оформление;

- умение работы с микрофонами;

- и, конечно же, шутки и юмор.

• Достаточно строгие правила данного положения направлены на уравнивание шансов разновозрастных команд.

Схема сезона

Статус «участник программы» определяется на отборочном фестивале по результатам выступления.

Игры сезона пройдут из трех отборочных игр по 5-7 команд в каждой. Два-три победителя игры выходят далее в треть финал, откуда лучшая команда попадает в финал.

Первый этап:

Проведение игр четвертьфинала - январь 2001 г.

Второй этап:

Проведение игр треть финала - март 2001 г.

Третий этап:

Финал - 7 мая 2001 г.

Примечание

1. Если на игре команды поделили высшие «места», то их прохождение в следующий отборочный тур определяется суммой набранных в игре баллов.

2. Так как уровень команд в разных отборочных турах разный, руководство лигой имеет право пригласить в следующий круг команду, которая вылетела по результатам данной «сильной» игры.

3. Руководство Лигой имеет право провести дополнительную игру и разыграть в ней путевки в следующий отборочный тур.




<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Копилка советов руководителю школьной команды
595.05kb.
4 стр.
Открытое письмо Городского совета заведующих доу направлено: руководителю Департамента образования города Москвы И. И. Калине, руководителю Управления Роспотребнадзора по городу Москве Н. Н. Филатову
27.99kb.
1 стр.
2009 год с 7 по 12 декабря
120.17kb.
1 стр.
0415. Экз. 02;Тбпд. 01;1 II всероссийский съезд Советов
327.11kb.
3 стр.
Урок соревнование «Удивительное электричество»
98.14kb.
1 стр.
Правила пользования школьной библиотекой Общие положения
68kb.
1 стр.
V класс Подготовительный этап
43.3kb.
1 стр.
Памятка по подготовке и проведению творческого отчёта кружка. Памятка по организации и проведению открытого занятия в кружке
262.99kb.
1 стр.
Критерии оценки научного уровня членов экспертных советов вак и членов диссертационных советов
46.19kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по литературе «Литературная шкатулка»
56.61kb.
1 стр.
«Совершенствование работы местных Советов с населением»
332.46kb.
1 стр.
Команды, игроки и снаряжение
73.39kb.
1 стр.