Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина» ПОДГОТОВКА, ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ Методические рекомендации для студентов естественнонаучного профиля Брест 2009 УДК 378(07) ББК 74.58 Авторы – составители доктор физико-математических наук (Украина), доцент А.В. Чичурин кандидат биологических наук, доцент И.В. Абрамова кандидат педагогических наук, доцент И.А. Мартысюк
Рецензенты доктор физико-математических наук, профессор В.А. Плетюхов кандидат физико-математических наук, доцент А.Е. Будько БрГУ им. А.С. Пушкина, 2009
выше 2 Порядок утверждения тем дипломных работ 2.1 Тематика дипломных работ определяется выпускающими кафедрами по предложению преподавателей и утверждается Советом факультета. При определении тематики следует учитывать конкретные задачи в данной области подготовки и соответствие профилю студентов по будущей специальности. 2.2 Перечень тем дипломных работ должен находиться на кафедре и быть доступным для студентов. Темы дипломных работ корректируются и/или обновляются ежегодно. 2.3 Студентам предоставляется право выбора темы дипломной работы. После выбора темы студент подает заявление на имя заведующего кафедрой с просьбой разрешить ее написание (Приложение 1). Студент может предложить свою тему дипломной работы. В таком случае он должен в письменном заявлении обосновать целесообразность предлагаемой темы. При положительном решении вопроса тема дипломной работы включается в перечень тем кафедры. 2.4 При необходимости изменения или уточнения темы дипломной работы декан факультета на основании представления кафедры не позднее 1 марта текущего учебного года возбуждает ходатайство о внесении соответствующих изменений в приказ ректора. Представление кафедры оформляется на основании письменного заявления студента заведующему кафедрой с просьбой об изменении темы и обоснованности такой просьбы. выше 3 Руководство дипломной работой 3.1 Руководители дипломных работ назначаются из числа профессорско-преподавательского состава университета, как правило, профессора и доценты, а также научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты университета. 3.2 Темы дипломных работ, выбранные студентами и их научные руководители по предложению кафедры, рассматриваются на Совете факультета и не позднее сентября месяца текущего учебного года представляются деканатом факультета на утверждение ректору университета. 3.3 Руководитель дипломной работы обязан:
3.4 Студент должен разработать календарный план-график работы на весь период с указанием очередности выполнения отдельных этапов, и после одобрения руководителем представить на утверждение заведующему выпускающей кафедры. 3.5 По предложению руководителя дипломной работы при необходимости кафедре предоставляется право приглашать консультантов по отдельным узконаправленным разделам дипломной работы за счет лимита времени, отведенного на руководство дипломными работами. Оплата осуществляется на основании письменного договора, согласованного с преподавателем (руководителем дипломной работы) и заведующим кафедрой. 3.6 Консультантами по отдельным разделам дипломной работы могут назначаться преподаватели университета, других высших учебных заведений, а также высококвалифицированные специалисты и научные работники иных учреждений и предприятий. Консультанты при необходимости вносят поправки в соответствующую часть выполненной студентом работы. Студент после учета поправок и окончательного оформления предоставляет работу консультанту на подпись. 3.7 Заведующий кафедрой устанавливает сроки периодического отчета студентов по выполнению дипломной работы. В установленные сроки студент отчитывается перед руководителем и заведующим кафедрой, которые фиксируют степень готовности работы и сообщают об этом декану факультета. 3.8 Выпускающие кафедры, как правило, разрабатывают и обеспечивают студентов методическими указаниями по подготовке, оформлению и защите дипломных работ, в которых устанавливаются обязательные требования к дипломной работе, применительно к специальности. выше 4 Содержание и оформление работы 4.1 Общие требования к дипломной работе:
4.2 Требования к структурным элементам дипломной работы 4.2.1 Структурные элементы дипломной работы:
4.2.2 Титульный лист (Приложение 3) содержит:
4.2.3 Руководителем дипломной работы разрабатывается задание к дипломной работе, в котором определяется: содержание дипломной работы; исходные данные к дипломной работе; перечень графического материала; срок сдачи студентом законченной дипломной работы. Задание утверждается заведующим кафедрой, оформляется по образцу в двух экземплярах: один экземпляр выдается студенту, а второй находится на кафедре (Приложение 2).
4.2.5 Перечень условных обозначений и терминов по необходимости приводится за содержанием дипломной работы и содержит расшифровку условных обозначений и терминов, имеющихся в тексте работы. 4.2.6 Введение. Во введении обосновывается выбор темы, определяются: актуальность темы; цель и задачи исследования; объект и предмет дипломного исследования; проблема, выдвигается гипотеза ее разрешения; методы теоретического и эмпирического исследования. Далее указывается научная и практическая значимость работы, дается краткий обзор имеющейся по данной теме литературы, определяются этапы работы и ее структурное содержание. 4.2.7 Содержательный компонент (основная часть) дипломной работы включает в себя, как правило, 3 раздела (главы). Главы (разделы) состоят из параграфов, каждый из которых имеет название, соответствующее содержанию, что позволяет более конкретно представить исследовательскую направленность работы, сфокусировать внимание на важнейших деталях общей научной проблемы. В основной части излагается суть проблемы, раскрываются темы, определяется авторская позиция, в качестве аргументов и для иллюстрации выдвигаемых положений приводится фактический материал. Автору необходимо проявить умения последовательного изложения материала при одновременном его анализе. Предпочтение при этом отдается главным фактам, а не мелким деталям. Необходимо, чтобы содержание глав и параграфов строго соответствовало их названиям. По объему главы должны быть примерно равными между собой. Главы и параграфы следует завершать краткими выводами и обобщениями, что позволяет сформулировать итоги каждого этапа исследования. 4.2.8 Заключение содержит теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате дипломного исследования. Они должны соответствовать целям, сформулированным во введении, и отражать степень решения проблемы и доказательность выдвинутой гипотезы. 4.2.9 Список использованных источников должен быть представлен теми источниками, которые отражены в дипломной работе, и оформлен, согласно требованиям ГОСТ 7.1.-2003 (Приложение 5). 4.2.10 Приложения содержат вспомогательный дополнительный и иллюстративный материал, который не вошел в основное содержание. выше 5 Предварительная защита дипломной работы 5.1 Законченная дипломная работа, подписанная студентом и консультантами (если они имеются), предоставляется руководителю, который составляет на нее отзыв. 5.2 В отзыве руководителя дипломного проекта (Приложение 6) должны быть отмечены:
5.3 Дипломный проект (работа) и отзыв руководителя представляются заведующему кафедрой, который решает вопрос о возможности допуска студента к защите дипломного проекта (работы). Для решения этого вопроса на кафедре может создаваться рабочая комиссия (комиссии), которая заслушивает сообщение студента по дипломному проекту (работе), определяет соответствие дипломного проекта (работы) заданию и выясняет готовность студента к защите. В спорных случаях вопрос о допуске к защите выносится на заседание кафедры с присутствием руководителя и студента. Выписка из протокола с решением кафедры представляется декану факультета. Допуск студента к защите фиксируется подписью заведующего выпускающей кафедры на титульном листе дипломной работы. 5.4 После допуска дипломной работы к защите декан факультета по предоставленным документам кафедры утверждает кандидатуру рецензента дипломной работы. 5.5 Внешним рецензентом дипломной работы может быть назначен преподаватель другой кафедры Учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина» или другого учебного заведения, имеющий научную степень, звание, а также высококвалифицированный специалист иного учреждения, предприятия, организации в соответствии с направлением проблемного исследования дипломной работы. 5.6 В рецензии (Приложение 7) должны быть отмечены:
5.7 Рецензия на дипломную работу должна быть подписана рецензентом. 5.8 Студент до защиты должен быть ознакомлен руководителем с рецензией и отзывом на дипломную работу. выше 6 Защита дипломной работы 6.1 Порядок защиты дипломной работы определяется Положением о Государственных экзаменационных комиссиях. 6.2 За три дня до защиты руководитель совместно со студентом представляют в деканат факультета:
6.3 На защиту работы студент при помощи руководителя составляет тезисы доклада, оформляет при необходимости наглядные пособия (таблицы, схемы, чертежи, графики, диаграммы и т.д.), продумывает ответы на замечания рецензента. 6.4 На защиту дипломной работы могут быть приглашены: руководитель (если он не член ГЭК), студенты, профессорско-преподавательский состав, работники учреждений, предприятий, чьи материалы использовались при подготовке работы. 6.5 В докладе на заседании ГЭК студент должен отразить:
6.6 Доклад студента по продолжительности не должен превышать 10-15 минут. 6.7 К защите дипломной работы допускаются студенты полностью выполнившие учебный план, включая сдачу государственных экзаменов, если они предусмотрены учебным планом. После доклада выпускник отвечает на вопросы членов ГЭК. Вопросы могут касаться как темы выполненной дипломной работы, так и носить общий характер в пределах дисциплин специальности и специализации, изучаемой на протяжении обучения в вузе. После членов ГЭК с разрешения председателя вопросы могут задавать все присутствующие на защите. Затем выступает рецензент или зачитывается его рецензия. При имеющихся замечаниях рецензента выпускник должен ответить на них. После этого выступает со своим отзывом руководитель дипломной работы или при его отсутствии зачитывается отзыв. Защита заканчивается предоставлением выпускнику заключительного слова, в котором он вправе высказать свое мнение по замечаниям и рекомендациям, сделанным в процессе обсуждения работы. 6.8 Государственной экзаменационной комиссией может быть внесено предложение по практическому использованию (внедрению) результатов дипломного исследования, которое заносится в протокол заседания ГЭК. 6.9 Для студентов, не защитивших дипломную работу в установленные сроки по уважительной причине, подтвержденной документально, председателем ГЭК назначается другой срок защиты в дни работы комиссии, согласно графику. 6.10 Студент факультета (на котором защита дипломной работы является обязательной), не выполнивший дипломную работу в установленный срок, отчисляется из университета. 6.11 Студент, не явившийся на защиту без уважительной причины или получивший на защите неудовлетворительную оценку, не получает диплом об окончании вуза и имеет возможность повторить защиту в последующие годы. Несогласие с выставленной оценкой выпускник имеет право оформить в соответствующем письменном заявлении на имя ректора.
7.6 Списание дипломных работ осуществляется по решению специально созданной комиссии на кафедре или факультете и подтверждается соответствующим актом. 7.7 Для работ, имеющих практическую ценность, решением комиссии может быть продлен срок хранения. Продление срока хранения должно быть подтверждено соответствующим документом. выше 8 Формы внедрения и меры поощрения 8.1 Результаты дипломного исследования могут быть использованы в учебном процессе, в общеобразовательных учебных заведениях, на производстве. По факту использования оформляется соответствующий акт внедрения (возможно и в соавторстве с руководителем темы). 8.2 По инициативе руководителя дипломной работы, рекомендации ГЭК по итогам работы над дипломным проектом могут быть рекомендованы следующие меры поощрения студента:
выше 9 Правила оформления работы 9.1 Общие требования 9.1.1 Страницы текста и включенные в работу иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4. Работа должна быть выполнена с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210297 мм) через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков – не менее 1,8 мм (кегль не менее 12, но не более 14), абзац: красная строка должна составлять 12,5 мм., выравнивание основного текста – по ширине. Рекомендуемый объем дипломной работы – 30-50 страниц печатного текста (без приложений). 9.1.2 Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм., левое – 30 мм. 9.1.3 Качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц, распечаток с ПЭВМ должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры. 9.1.4 При выполнении работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всей работе. В работе должны быть четкие, нерасплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки. 9.1.5 Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью – рукописным способом. 9.1.6 Работа должна быть прошита и иметь твердый переплет. 9.2 Нумерация страниц работы 9.2.1 Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. 9.2.2 Титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы на титульном листе не проставляют. 9.2.3 Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы. Иллюстрации и таблицы на листе формата АЗ учитывают как одну страницу. 9.3 Иллюстрации 9.3.1 Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. 9.3.2 Чертежи, графики, диаграммы, схемы, иллюстрации, помещаемые в работе, должны соответствовать требованиям государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД). Допускается выполнение чертежей, графиков, диаграмм, схем посредством использования компьютерной печати. 9.3.3 Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги. 9.3.4 Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки. 9.3.5 Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рисунок 1.1. 9.3.6 Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 – Детали прибора. 9.4 Таблицы 9.4.1 Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят. 9.4.2 Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. 9.4.3 На все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера. 9.4.4 Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью. Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее — кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк. 9.4.5 Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Пример оформления таблицы приведен на рисунке 1. 9.4.6 Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1». Таблица _______ – _______________
Рисунок 1 9.4.7 Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. 9.5 Примечания 9.5.1 Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзаца и не подчеркивать. 9.5.2 Примечания приводят в документах, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала. Примечания не должны содержать требований. 9.5.3 Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или таблицы, к которым относятся эти примечания. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки. Примечание к таблице помещают в конце таблицы под линией, обозначающей окончание таблицы.
Примечание – ______________________________________________ Несколько примечаний нумеруются по порядку арабскими цифрами. 9.6 Формулы и уравнения 9.6.1 Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (–), умножения (), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «». 9.6.2 Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. 9.6.3 Формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.
Одну формулу обозначают – (1). 9.6.4 Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Пример –... в формуле (1). 9.6.5 Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1). 9.6.6 Порядок изложения в работе математических уравнений такой же, как и формул. 9.6.7 В работе допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами. 9.7 Ссылки 9.7.1 Ссылаться следует на документ в целом или его разделы и приложения. 9.7.2 При ссылках на стандарты и технические условия указывают только их обозначение, при этом допускается не указывать год их утверждения при условии полного описания стандарта в списке использованных источников в соответствии с ГОСТ 7.1. 9.7.3 Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках. выше ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Образец оформления заявления на выполнение дипломной работы Заведующему кафедрой информатики и прикладной математики Савчуку В.Ф. студента 5-го курса математического факультета специальности «Математика. Информатика» Петрова Романа Геннадьевича заявление
(Подпись) Петров Р.Г. С научным руководителем согласовано (Подпись) Мирская Е.И. выше ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Образец оформления задания на выполнение дипломной работы УТВЕРЖДАЮ Зав.кафедрой ___________ «__»_____________2008 г. ЗАДАНИЕ по выполнению дипломной работы студента___________________________________факультет__________________________ специальность_________________________________________________________________
Руководитель:_________________________________________________________________ подпись Задание принял(а) к исполнению:________________________________________________ подпись выше ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Образец оформления титульного листа дипломной работы Министерство образования Республики Беларусь УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА» МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра алгебры и геометрии Петров Петр Петрович студент 5 курса специальности «Экономическая кибернетика» БЕСКОНЕЧНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И РЯДЫ Дипломная работа Научный руководитель: кандидат физико-математических наук, доцент кафедры алгебры и геометрии Иванов И.И.
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математического анализа и дифференциальных уравнений Егоров А.А. Допущена к защите «__»____________2009 г. Зав. кафедрой алгебры и геометрии _________________С.С. Сидоров Брест 2009 выше ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Образец оформления оглавления дипломной работы СОДЕРЖАНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Примеры оформления библиографического описания в списке источников, приводимых в дипломной работе а) Примеры описания самостоятельных изданий
Смотрите также: Методические рекомендации для студентов естественнонаучного профиля Брест 2009 (07) ббк 74. 58
410.63kb.
2 стр.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Оренбург 2012 ббк
1640.49kb.
7 стр.
Методические рекомендации по выполнению практических работ Нижний Новгород 2011 ббк п-26
757.33kb.
10 стр.
Методические рекомендации для студентов и дипломантов факультета культуры Санкт-Петербург 2009
536.02kb.
4 стр.
Методические рекомендации организатору Нижневартовск 2009 ббк 78. 39 М54
811.28kb.
5 стр.
Методические рекомендации Бийск бпгу им. В. М. Шукшина 2009 ббк 63. 3(0)5 о 66 Печатается по решению редакционно-издательского отдела
755.12kb.
3 стр.
Методические рекомендации для студентов
570.51kb.
5 стр.
Методические рекомендации для студентов факультета лингвистики Челябинск Издательство юургу 2003 ббк я7
236.6kb.
1 стр.
Учебно-методические указания для студентов 1-го курса психолого-педагогического факультета специальности «Психология» Брест 2009
593.45kb.
4 стр.
Методические рекомендации 25 сентября 2001 г. N 2510/9978-01-34
514.51kb.
3 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и самостоятельной работе студентов специальности 240702 «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив»
358.67kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям 288.04kb.
1 стр.
|