Главная
страница 1


Методические рекомендации

по проведению уроков, посвященных Отечественной войне 1812 года
Рекомендуемая литература . Book 1812.indb 3 31.05.2012 16:24:26
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению уроков, посвященных Отечественной войне 1812 года
Введение
В этом году мы отмечаем 200-летие грандиозного события нашей истории –

Отечественной войны 1812 года. Это событие – одно из самых героических страниц истории нашей Родины. Победа русского народа над завоевателем, который считался величайшим военным гением Европы, поразила воображение современников и поныне волнует потомков, служит для одних предметом гордости, для других – неразгаданной загадкой, для третьих грозным предостережением –«не ходи на Москву!». Поэтому война 1812 года вновь и вновь привлекает к себе внимание исследователей, оставаясь в числе вечных тем исторической науки.

«Русской Илиадой» назвали ее современники. Ей посвящено наибольшее число

исследований по сравнению с любым другим событием 1000-летней истории дореволю-циинной России. Специально о войне 1812 года написано более 10000 книг и статей, не считая великого множества разделов мировой литературы. Последствия Отечественной войны были огромны для самой России. Не морозы и не пространства России победили Наполеона: его победило сопротивление русского народа. Русский народ отстоял свое право на независимое национальное существование и сделал это с такой неукротимой волей к победе, с таким истинным, презирающим всякую шумиху героизмом, с таким подъемом духа, как никакой другой народ в тогдашнем мире. Русская народная война сказалась в героизме русских солдат на полях битв с Наполеоном, сказалась в вооруженных выступлениях крестьянства против завоевателя, в успешных усилиях русских крестьян заморить голодом великую армию.

В рамках школьного курса истории России ей отводится определенное место

в плане решения задач образования, просвещения и воспитания обучающихся. Подго-

товка урочных и внеурочных мероприятий, посвященных празднованию 200-летнего юбилея, дает возможность изучения материала более углубленно и детально, возмож-ность углубить познавательный интерес учащихся, повысить мотивацию к изучению Отечественной истории. В методических рекомендациях представлены уроки для основной и старшей школы, задания, которые можно использовать для работы на уроках и во внеурочной деятельности, например проектно-исследовательской. В «Приложении» даны исторические документы, которые помогут учителю при подготовке к проведению

интересных, насыщенных уроков и внеклассных мероприятий.


Материалы к занятию по теме «Отечественная война 1812 года»

(Основная школа)
1. В качестве рабочих материалов могут быть широко использованы выдержки из произведений А.С. Пушкина, Д.В. Давыдова, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, Е.В. Тарле, А.З. Манфреда, Э.С. Радзинского.
2. Материалы серии «Великие сражения мировой истории», «100 битв, которые изменили мир». Выпуск №1 «Бородино 1812». М., 2011 год. Здесь представлены подробные карты военных действий, роскошные иллюстрации, показывающие

униформу, амуницию, оружие, дана хронология событий, приводятся исторические факты, воспоминания участников сражений, рассмотрена и проанализирована роль М.И. Кутузова в качестве главнокомандующего российскими войсками.


3. Плакаты на стенах аудитории, например, такие: «Оттого в Бородине дрались так храбро…, что… всякий сам себе говорил: хоть все беги, я буду стоять! Хоть все сдайся, я умру, а не сдамся!». (Ф. Глинка, офицер, герой сражения)

«…Три сотни побеждало – трое!

Лишь мёртвый не вставал с земли.

Вы были дети и герои,

Вы всё могли!» (М. Цветаева)
4. Аудиозаписи следующих произведений помогут создать соответствующий настрой учащихся на эмоциональное восприятие содержания темы. – «Генералам двенадцатого года». Муз. А. Петрова, слова М. Цветаевой из кинофильма «О бедном гусаре замолвите

слово».


– «Давным-давно». Муз. Т. Хренникова.

– Цикл песен Ю. Кима, посвящённый войне 1812 года.



План занятия
1. «Битва гигантов»:

а) Ход сражения

в) Командиры и офицеры – герои Бородина

в) Жертвенный подвиг рядовых


2. Москва в 1812 году:

а) Совет в Филях: расстановка сил, судьбоносное решение

б) Французы в Москве

3. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина»


4. Изгнание французской армии из России. Поражение Наполеона
«Великая армия» (выражение Наполеона) – это самая большая из тех, что Наполеон когда-либо собирал. Она насчитывала 600 тысяч человек. Армия была разноплемённая. Собственно французов в ней было 300 тысяч. Под личным командо-

ванием императора состояло 225 тысяч. Расчёт был на быструю блистательную победу и на генеральное сражение. Лёгкие победы в Европе вскружили Наполеону голову. Он шёл напролом, чтобы сокрушить Россию – главное препятствие на пути к мировому господству. Знаменитые полководцы: Даву, Ней, Мюрат, Богарне и десятки других прославили свои имена военными победами и были гарантами предполагаемых

успехов в военной кампании на территории России. Перед походом на Россию Наполеон рассчитывал на скорую победу. Он планировал умножить «массу на скорость», добиться

победы в генеральном сражении. После того как Россия будет покорена, он планировал «на барабане» подписать с нею мир. Известно, что в обозе французской армии находи - лось скульптурное изображение полководца, которое он собирался установить в Московском Кремле. Коротко планы сторон можно обозначить примерно следующим образом. Наполеон. Вступить в Москву и принудить Александра I подписать выгодный для Франции мир. М.И. Кутузов. Перекрыть французам дороги на Москву. По возмож –

ности измотать и обескровить силы противника в единичных, мелких сражениях, не давая генерального сражения. Он учитывал соотношение сил: у французов было существенное превосходство в численности регулярных войск.

После сообщения этих сведений можно спросить учащихся:

Как вы поняли, почему не сбылись планы великого полководца?

Какие обстоятельства помешали «ускорению»?

Почему не состоялось генеральное сражение? (При рассмотрении этого вопроса возможна дискуссия.)

Бои за Шевардинский редут 24 августа позволили выиграть время для сооружения флешей. До 12 часов ночи продержались защитники и только по приказу отступили. На вопрос Наполеона, сколько захвачено пленных, был получен ответ:

«Русские в плен не сдаются, Ваше величество». 25 августа в 5.30, как и предусмотрел Кутузов, французы начали наступление на Семёновские флеши. Здесь был основной удар. Одновременно Наполеон предпринял отвлекающий удар в район деревни Бородино в направлении Утицы и Утицкого кургана. Здесь на пространстве 2 км было сосредоточено 45 тысяч солдат и 400 орудий. Достаточно сказать, что командовали войсками закалённые в боях, лучшие полководцы Наполеона маршалы: Даву, Ней, Мюрат.

Рассказывая о кровопролитных боях за Семёновские флеши, следует отметить, что Наполеон терял здесь лучшие свои войска. Победа русских доставалась с неимоверным трудом и большой кровью защитников. Неизвестно, чем бы закончилась восьмая атака, если бы не выбыл из строя по ранению П.И. Багратион. Пётр Иванович – один из великих полководцев, ученик А.В. Суворова, правнук грузинского царя Вахтанга VI. Он – герой Бородинского сражения, патриот России: «Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосос-тоянию».

«Битва гигантов» – так Наполеон назвал Бородинское сражение. Все, кто сражался на Шевардинском редуте, на Багратионовых флешах, батарее Раевского, Утицком кургане, у деревни Семёновское, на берегах реки Колочи, покрыли себя неувядаемой славой. «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Поле Бородина обильно

полито кровью русских воинов», – писал М.И. Кутузов. В ходе занятия целесообразно заслушать несколько сообщений учащихся о знаменитых военачальниках, команди-

рах и офицерах: М.И. Кутузове, П.И. Багратионе, М.Б. Барклае-де-Толли, Д.С. Дохту-рове, Н.Н. Раевском, Ф.П. Уварове, М.И. Платове, Н.А. Тучкове, П.П. Коновницыне и других. В 12 часов флеши отошли французам, а русские укрепились за Семёновским оврагом. Здесь расположились войска под командованием П.П. Коновницына, а затем Д.С. Дохтурова, которому принадлежит ставшая крылатой фраза: «За нами Москва, за нами мать городов русских!». Критичность ситуации после захвата французами Семё-

новских флешей состояла в том, что теперь французы вели наступление одновременно со стороны флешей и со стороны Бородина.

В 16.00 французы заняли Курганную высоту. Очевидец свидетельствовал, что было так много артиллеристов, изрубленных кирасирами, что казалось, будто и мёртвые продолжают охранять укрепления. Натиск французов ослабили кавалерийские рейды частей атамана М.И. Платова и генерала Ф.П. Уварова. Наполеону пришлось задейст-вовать молодую гвардию. И личный состав наполеоновской армии, и её высший командный состав несли большие потери. «Из 50 сражений, мною данных, в битве под

Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех», – признавал Наполеон. По утверждению А.П. Ермолова, «французская армия разбилась о русскую армию».

К исходу 26 августа французская армия отошла на исходные позиции. Наполеон приступил к подготовке к сражению на следующий день. У него в резерве оставался ещё гвардейский корпус. Таким образом, «французская армия не превозмогла твёрдость духа российского солдата, жертвующего с бодростию жизнью за своё Отечество», – писал императору Александру I М.И. Кутузов. Напряжённость обстановки после Бородина передаёт совет в Филях.

Позицию заняли Ф.П. Уваров, П.П. Коновницын. Алексей Петрович Ермолов: «Я не смел дать согласие на оставление столицы, но, страшась упрёков соотечественников, предложил атаковать неприятеля». Н.Н. Раевский: «Россия не в Москве, а среди сынов её. Более всего надо беречь войско. Моё мнение – оставить Москву без сражения». А.Н. Остерман-Толстой высказался за оставление Москвы без сражения. М.Б. Барклай-де-Толли: «Главная цель заключается не в защите Москвы, а всего Отечества. Позиция невыгодна, и армия подвергается несомненной опасности быть разбитой». За оставление Москвы без сражения высказался К.Ф. Толь. Л.Л. Беннингсен предлагал ожидать неприятеля в Москве и в оной дать сражение. После того как все участники совета высказались, всё зависело от того, что скажет М.И. Кутузов. Фельдмаршал встал и в наступившей тишине уверенно произнёс слова о том, что с потерей Москвы не потеряна Россия. Главнокомандующий приказал отступать. Тяжёлый груз ответственности взвалил на свои плечи М.И. Кутузов.

Раскрывая содержание пункта плана «Москва в 1812 году», следует обратить внимание на следующие факты, которые позволят организовать дискуссию с учащимися.

Докажите или опровергните факт: Москва по существу стала ловушкой для французской армии.

Почему после оставления Москвы Александр I не освободил Кутузова от должности главнокомандующего?

После дискуссии продолжится рассмотрение хода событий.

2 сентября Наполеон ждал ключи от Москвы. Сказочная панорама нашего города открылась перед Наполеоном с Поклонной горы. Она поразила его. Десятки городов

были повержены им: Рим, Милан, Вена, Неаполь, Амстердам, Мадрид, Варшава… И вот теперь – Москва! В Кремле будет воздвигнута его статуя в тоге римского императора!

Однако Наполеона ждало разочарование. Оказалось, что русские не только не умеют, но и не собираются сдаваться. «Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою». Из

270 тысяч населения в ней осталось только 10 тысяч. Под звуки военной музыки и бой барабанов Наполеон въезжает в Кремль. Его резиденцией стал Екатерининский дворец. (Ныне на его месте находится Большой Кремлёвский дворец.)

Наполеон горд, рад и счастлив. Московский Кремль – СЕРДЦЕ России. С взятием Москвы никого из французов не покидала мысль о долгожданном мире. Каково же было удивление и разочарование, когда на утро из окон дворца он увидел Кремль в окруже-нии огня, горящие торговые ряды, пылающее Замоскворечье. Горел Арбат, Пречистенка, Таганка. На крыши кремлёвских строений падали горящие головни. Могли взорваться пороховые склады, артиллерийские повозки со снарядами. Наполеону с трудом пришлось выбираться из Кремля через Лебяжий переулок, Волхонку, Пречистенку к Москве-реке, далее – через Дорогомилово, Хорошёвку, Ваганьково – в Петродворец, где он пребывал с 3 по 7 сентября. Оставшиеся в Кремле французы жгли костры на Соборной площади, используя в качестве дров мебель из здания Сената. В Благове-щенском соборе переплавлялись в слитки изделия из золота и серебра: посуда, ризы, люстры, подсвечники. В Архангельском соборе французы устроили винный склад, в Успенском – конюшню. С колокольни Ивана Великого сняли гигантский крест, который Наполеон намеревался воздвигнуть над домом инвалидов в Париже.

Москва была объявлена трофеем за подвиги. Город грабили в определённом порядке. Первый день – старая императорская гвардия. Второй день – молодая гвардия. Третий – войска генерала Даву, четвёртый – Нея.

Грабили продуктовые магазины, общественные здания, частные владения. Солдаты врывались к москвичам, требовали денег, драгоценностей. На улицах с москвичей снимали одежду, сапоги, украшения. На улицах можно было видеть целые

подводы с награбленным имуществом, захваченной добычей. Конечно, москвичи не безропотно сносили унижения, свалившуюся на них беду. Когда позволяли условия, они уничтожали группы французских солдат, совершали нападение на отдельных. Если приходилось покидать город, уходить в леса, то по возможности угоняли скот, уносили с собой хлеб, продовольствие. Всё это существенно ухудшило пребывание французов в Москве и, с другой стороны, позволило русским оторваться от противника.

Беседа с учащимися по данному пункту плана может включать следующие вопросы:

Чем поразила Наполеона панорама нашего города с Поклонной горы?

Что, по-вашему, означают слова А.С. Пушкина: «Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою»?

Какие чувства у вас вызывает поведение завоевателей в нашем городе?



По последнему пункту плана с учащимися организуется беседа, в ходе которой актуализируются их знания по топонимии Москвы, связанной с событиями 1812 года, представлениями о московских музеях, в которых находит отражение данная тема, о памятных местах Москвы и памятниках, посвящённых Отечественной войне. Какие-то из них учащиеся посетили во внеурочное время, о каких-то знают из литературы и фильмов.

Пункт плана «Изгнание французов из Москвы» посвящается Тарутинскому манёвру, сражению под Малоярославцем и отступлению французской армии.

Тарутинский манёвр русской армии был полной неожиданностью для Наполеона. В течение двух недель он не знал, ГДЕ РАСПОЛОЖЕНЫ ГЛАВНЫЕ СИЛЫ русской армии! Он потерял их!

Маршал Мюрат увлёкся преследованием двух казачьих полков и просмотрел момент, когда русская армия свернула с Рязанской дороги и перешла на Калужскую к Тарутину. Благодаря Тарутинскому манёвру была прикрыта Калуга (запасы продоволь

ствия), Тула (оружейные заводы и склады), создавалась угроза французской армии между Москвой и Смоленском, до некоторой степени ликвидировалась опасность в случае, если Наполеон последует на Санкт-Петербург. Помимо этого временная передышка использовалась для пополнения численности русского войска, обучения но-

вобранцев и подготовки перелома в войне. Когда в 1834 году на средства тарутинских крестьян был сооружён памятник, то надпись на нём гласила: «На сём месте российское воинство под предводительством фельдмаршала М.И. Кутузова, укрепясь, спасло Россию и Европу».

В то время когда французская армия, мародёрствуя, разлагалась, теряла боевые качества, у русской копились силы. «Пребывание в Тарутино было для Кутузова одной из блистательных эпох его достославной жизни. Со времени Пожарского никто не стоял так высоко в виду всей России», – свидетельствовал участник войны генерал А.И. Михайловский-Данилевский.

Александр I отвергал предложения о заключении мира. Наполеон оказался на краю пропасти.

4 октября недалеко от Тарутина была разбита армия Мюрата. Это была первая победа русской армии.

2 октября Наполеон выступил из Москвы к Калуге, отдав перед этим приказ взорвать Кремль. Приказ по ряду причин не был выполнен.

12 октября он манёврами корпуса Нея создаёт видимость движения по Старой Калужской дороге, а сам направляет основные силы на пересечение Смоленской дороги с Калужской под Малоярославец. Город восемь раз переходил из рук в руки. Отчаянно сражались солдаты генерала Д.С. Дохтурова, но в итоге город был занят французами. Тогда русские отступили на 2,5 км к югу, что позволило перекрыть путь на Калугу. Здесь французам прорваться не удалось. Наполеон вынужден был повернуться к противнику спиной, стремясь ускользнуть от него как можно скорее. Он оказался в замкнутом пространстве: высокая долина, окружённая лесами и оврагами. Не дают покоя постоянные набеги отрядов Фигнера, Сеславина, Давыдова. Корпус Ожеро со своей обессилевшей армией сдался русским. В этих условиях пришлось возвращаться на разорённую Старую Смоленскую дорогу и начать отступление. Оно сопровождалось постоянной угрозой окружения. По плану русского командования оно должно было завершиться у реки Березины. Плюс к этому голод, который доходил до людоедства, страдания от морозов.

4–6 ноября под городом Красный был разгромлен корпус Нея. Наполеону удалось прорвать кольцо окружения.

15 ноября состоялась переправа через Березину. Спастись из России удалось лишь 30 тысячам солдат и офицеров.

21 ноября 1812 года император Наполеон публично признал своё поражение.


Дидактические материалы к занятию
Историк!.. Исполни последнюю

волю героев бывших, и тогда история

твоя родит героев времён будущих.

Ф.Н. Глинка


Предложенный комплекс вопросов и заданий нацелен не столько на углубление и расширение знаний учащихся по истории военных событий Отечественной войны, сколько на понимание истории духовного роста и подвига народов России в годину великих испытаний. На уроках истории учащиеся получают представления о том, что в 1812 году Россия одержала победу над достойным противником, над сильнейшей в

мире армией во главе с великим полководцем. Побуждение интереса к истории, осмы-сление понятий о трагических страницах, требовавших напряжения нравственных сил простых людей, проявлявших чудеса героизма и великих свершений во имя Родины – это едва ли не самое важное при обращении к событиям войны 1812 года. Высокие качества советских людей, которые впоследствии выразились в словах: «Нам нужна

одна победа, мы за ценой не постоим», глубинными корнями уходят в героическое прошлое наших предков. Параллели между двумя Отечественными войнами не случайны. И та и другая война были поистине народными. «Столь искусная на полях стратегия Наполеона подвела его в России. Французский император в своей стратегии подсчитал количество своих войск и войск Александра I, а сражаться ему пришлось с русским народом, о котором Наполеон забыл», – писал академик Е.В. Тарле в своём известном произведении. Хочется, чтобы выводы, к которым придут учащиеся в ходе

раздумий и размышлений, споров и дискуссий при выполнении заданий, ориентировали их на благо, созидание, нравственное восхождение. Может быть, им станет более понятным, почему ветераны Великой Отечественной войны (1941– 1945) плачут, обнявшись не из-за ужасов пережитой войны и кровопролития, а из-за воспоминаний о человеческом братстве, когда каждый отдавал на общее дело свои лучшие силы. В настоящее время данные позиции в воспитании молодёжи как никогда актуальны и востребованы. Патриотизм, как ценностное отношение к судьбам своей страны, её истории на всех уровнях – эмоциональном, когнитивном, деятельностном, воспитывается не в одночасье, а требует продуманных системных подходов и их реализации во времени.
ВОПРОСЫ к беседе

1. Как вы поняли, почему Бородинское поле является частью нашей исторической памяти, нашей национальной гордостью?


2. Поразмышляйте, почему Наполеон назвал Бородинское сражение «битвой гигантов»?
3. К какой исторической персоналии относится следующая характеристика А.С. Пушкина:

Его мы очень смирным знали,

Когда не наши повара

Орла двуглаво


Смотрите также:
Методические рекомендации по проведению уроков, посвященных Отечественной войне 1812 года
133.93kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению в муниципальных и государственных образовательных учреждениях Единых уроков, посвященных 200-летию победы русского народа в Отечественной войне 1812 года
120.23kb.
1 стр.
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий, посвящённых празднованию
314.13kb.
1 стр.
Методические рекомендации к проведению тематических уроков, посвящённых великой победе и содружеству независимых государств
312.4kb.
1 стр.
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий, посвящённых празднованию
287.15kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению краевых уроков, посвященных 70-летию воздушной трассы «Аляска Сибирь»
329.19kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению единых уроков, классных часов и внеклассных мероприятиях посвященных Великой Победе 9 мая 1945 г и Содружеству Независимых Государств
150.4kb.
1 стр.
Ярославцы: герои Отечественной войны 1812 года
133.05kb.
1 стр.
Смоляне герои Отечественной войны 1812 года
108.38kb.
1 стр.
Экскурсия по картинной галерее, посвящённой Отечественной войне 1812 года. Учитель
131.28kb.
1 стр.
Викторина «герои отечественной войны 1812 года»
223.26kb.
1 стр.
Бородино битва гигантов. 1812-2012 памятники отечественной войны 1812 года
37.96kb.
1 стр.