Главная
страница 1страница 2 ... страница 11страница 12

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


И.А. Трифонова


РАЗВИТИЕ ГОЛОСА И

МЕТОДИКА ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 050100.62

Педагогическое образование, профиль Музыка,

очная форма обучения

Тюменский государственный университет

2011


Трифонова И.А. Развитие голоса и методика вокально-хоровой работы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения.

Тюмень, 2011, 58 стр.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа модуля опубликована на сайте ТюмГУ: Сольное пение [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой музыкального образования Института психологии и педагогики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой музыкального образования В.В. Емельянов, к.п.н., доцент.

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Трифонова И.А., 2011.


  1. Пояснительная записка


1.1. Цель ООП ВПО – обеспечение качественной подготовки студентов, готовых к практической деятельности в системе образования, развитие у них на этой основе личностных качеств, а также формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС по данному направлению подготовки.

На профиль «Музыка» направления подготовки «Педагогическое образование» поступают лица без довузовской вокальной подготовки и наличия вокальных данных. Нужен перевод голосов студентов, не обладающих вокальными данными из речевого в певческое функционирование. Необходима технологическая перестройка голосообразования у студентов, имеющих певческие голоса неакадемического характера. Также необходимо дальнейшее развитие голосов студентов, в большей или меньшей степени владеющих академическим певческим голосообразованием на разных уровнях довузовской подготовки. Другим параметром обучения является подготовка к осуществлению вокально-хоровой деятельности с дошкольниками и школьниками. Студенты должны овладеть способами формирования певческого голосообразования у детей, технологической основы эстетики академического пения и реализации их в певческом исполнительстве.

В рамках дисциплины «Развитие голоса и методика вокально-хоровой работы» проводится технологическая работа по выработке певческой координации голосовой функции и тренингу голосового аппарата. После овладения студентами технологией академического голосообразования организуется практикум по получению навыков педагогической работы вокально-хоровой деятельности. Навыки приобретаются в процессе самостоятельной работы студентов с группой по развитию голоса (технологии постановки) и обучению пению (работы над вокально-хоровым репертуаром) дошкольников и школьников. льной подгруппе с учётом физиологически

Во 2 семестре предусмотрен лекционный курс, вызванный необходимостью постановки цели и задач вокально-хоровой работы, раскрытия биоакустического и дидактического содержания деятельности и методических указаний использования конкретных приёмов, способов, методов и технологий в развитии собственного голоса и педагогической деятельности.

При наличии в группе студентов-мужчин, занятия по развитию голоса проводятся с ними в отдельной подгруппе с учётом анатомо-физиологических различий. Студенты-мужчины осваивают координационно-тренировочные упражнения для собственного голоса и методику работы с детскими и женскими голосами.

Цель курса – формирование у студентов европейской академической манеры пения и музыкально-исполнительской культуры, подготовка к педагогической вокально-хоровой работе с солистами, ансамблем, хоровым коллективом.

Основные задачи курса:


  1. введение студентов в культурную традицию европейского академического оперно-концертного пения, воспитание эталона академического певческого тона, развитие вокального слуха в оценке явлений вокального искусства и эталона вокальной культуры, освоение специальной терминологии;

  2. формирование эстетического чувства, воспитание ценностного отношения к мировому культурному вокальному наследию, толерантного отношения к иным культурным традициям;

  3. формирование мотива певческой деятельности, понимания возможности развития певческого голоса на основе бытового разговорного;

  4. формирование мотива педагогической деятельности по развитию голоса и обучению пению детей и подростков с целью повышения их общекультурного уровня, ценностного отношения к традиции европейского академического оперно-концертного пения, получения навыков сравнительного анализа и оценки явлений вокальной культуры, здоровьесохранения их голосового аппарата и голосовой функции;

  5. обеспечение научно-методической базы вокально-хоровой работы;

  6. формирование навыков сольного академического пения; самостоятельной работы по развитию голоса, тренингу голосового аппарата, совершенствованию навыков академического пения, перенесению приёмов координационно-тренировочной нагрузки на исполнение произведений вокально-хорового репертуара;

  7. формирование навыка переноса знаний, умений и навыков на педагогическую работу по развитию голоса и обучению пению дошкольников и школьников.

1.2. Место дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Развитие голоса и методика вокально-хоровой работы (далее – ВХР»)» относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла (Б.3.ДВ5).

Дисциплина «Развитие голоса и методика ВХР» является базовой для занятий сольным пением (модуль «Сольное пение» дисциплины «Исполнительская подготовка» Б3.В.4.2). Вся необходимая дополнительная и предварительная работа по приобретению навыков культуры вокального исполнения (координационно-тренировочная работа) по овладению навыками сольного пения выносится в дисциплину «Развитие голоса и методика ВХР». Для достижения задач, поставленных в Госстандарте перед модулем «Сольное пение», необходимые теоретические и методические знания, а также практические навыки координационно-тренировочной работы приобретаются студентами в процессе прохождения дисциплины «Развитие голоса и методика ВХР».

Дисциплина «Развитие голоса и методика ВХР» является авторским курсом, научно-методическим обеспечением которого служит многоуровневая обучающая программа (педагогическая технология) к.п.н. В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса». Практическая часть программы – координационно-тренировочные упражнения предназначены как для тренинга голосового аппарата студентов перед исполнением вокального и хорового репертуара в аудиторной работе модуля «Сольное пение» и дисциплины «Хоровой класс», так и для обеспечения студентов научно-методической базой вокально-хоровой работы и получения возможности развития собственного голоса в процессе самостоятельной внеаудиторной работы.

Практическое применение навыков, освоенных на дисциплине «Развитие голоса и методика ВХР», происходит на практических занятиях модулей «Основной инструмент» и «Хоровое дирижирование» дисциплины «Исполнительская подготовка» при реализации пения под собственный аккомпанемент.

Углубление научно-методического обеспечения по вокально-хоровой работе с голосом происходит в разделе «Вокально-хоровая деятельность» модуля «Технологии музыкального образования» дисциплины «История, теория, методика и технологии музыкального образования» и в процессе освоения дисциплины «Введение в теорию певческого голосообразования» и его модуля «История вокального исполнительства».

Научно-методическое обеспечение вокально-хоровой работы с детским голосом, осваиваемое на дисциплине «Развитие голоса и методика ВХР», является необходимой базой для последующего или параллельного изучения дисциплин базовой части профессионального цикла – модули «Теория музыкального образования», «Методика музыкального образования», «Основы хорового исполнительства» дисциплины «История, теория, методика и технологии музыкального образования» и дисциплин по выбору – «Частные методики дополнительного образования», «Элементарное музицирование в учебном процессе», «Здоровьесберегающий потенциал музыкальной педагогики», «Музыкальное образование детей дошкольного возраста в процессе подготовки к школе», «Музыка в раннем развитии ребёнка», «Детская музыкальная литература». Теоретическое и практическое освоение данной дисциплины поможет студенту при прохождении педагогической практики в общеобразовательной школе и в организации внеклассной и внешкольной досуговой деятельности детей и подростков.
1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

В результате освоения дисциплины «Развитие голоса и методика ВХР» выпускник должен обладать следующими компетенциями:



  • осознание социальной значимости своей будущей профессии, наличие мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1);

  • способен исполнять на профессиональном уровне различные музыкальные произведения перед аудиторией учащихся разного возраста (СК-3);

  • владеет конкретными методиками в области фортепианной педагогики, хорового дирижирования, вокальной подготовки учащихся (СК-4);

  • владеет навыками пения под собственный аккомпанемент произведений различной трудности, предусмотренных школьной программой (СК-5);

  • владеет критериями диагностики и оценки музыкальных знаний и способностей учащихся (СК-7);

  • способен вести просветительскую работу по музыкально-эстетическому воспитанию, образованию и развитию учащихся (СК-8).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать:

  • сущность культурной традиции европейского академического вокального искусства в его технологическом и эстетическом аспектах;

  • отличие технологии и эстетики академического вокального искусства от народного и эстрадного;

  • роль и сущность вокального исполнительства в деятельности педагога-музыканта;

  • дидактические свойства вокального и вокально-хорового репертуара, необходимые для осуществления профессиональной деятельности;

  • основные закономерности вокально-педагогической работы с детьми.

Уметь:

  • реализовывать музыкально-творческие способности (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, художественно-образное мышление и др.), технологию и эстетику певческого голосообразования в вокально-исполнительской деятельности;

  • применять в педагогической деятельности научно-методическую базу по обеспечению вокально-хоровой работы;

  • применять в исполнительской и педагогической деятельности знания об основных стилях и жанрах мировой музыкальной культуры;

  • применять технологию и эстетику пения в вокально-хоровой деятельности;

  • организовывать самообразование, направленное на получение современных научно-методических знаний во вокально-хоровой деятельности, делать сравнительный анализ информации по вопросу.

Владеть:

  • конкретными методиками в области вокально-хоровой подготовки учащихся;

  • конкретными способами развития голоса, его здоровьесохранения и обучения пению;

  • конкретными приёмами обучения учащихся художественному воплощению вокально-хорового произведения;

  • эмпатией как психолого-педагогическим качеством, позволяющим устанавливать личностный контакт с обучаемыми.


2. Структура и трудоемкость дисциплины

Таблица 1.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

5

6

Аудиторные занятия (всего)

138



















В том числе:






















Лекции

34




34













Практические занятия

104

18

17

18

17

17

17

Самостоятельная работа (всего)

150

54

21

18

19

10

28

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




зачёт

зачёт

зачёт

зачёт

зачёт

экзамен

Общая трудоемкость

час зач. ед.

288

72

72

36

36

27

45

8

2

2

1

1

0,75

1,25

следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»
1540.36kb.
12 стр.
Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»
513.75kb.
4 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Операционные системы, среды и Интернет технологии» для направления подготовки 050100 «Педагогическое образование»
221.53kb.
1 стр.
Литература программа вступительного экзамена для абитуриентов направлений подготовки 050100. 62 Педагогическое образование
379.9kb.
1 стр.
Педагогическое образование Профиль: Художественное образование Выпускник по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»
930.87kb.
6 стр.
Направления подготовки Бакалавриат 050100 «Педагогическое образование» Профиль «Начальное образование»
29.98kb.
1 стр.
Программа вступительных испытаний по дошкольной педагогике по направлению подготовки 050100. 68 Педагогическое образование
168.95kb.
1 стр.
Направления подготовки Бакалавриат 050100 «Педагогическое образование» Профили «Физическая культура»
27.94kb.
1 стр.
Программа вступительного испытания по литературе для поступающих на направление подготовки 050100. 68 Педагогическое образование
210.6kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной археологической практики 2010-2011 учебный год Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование»
299.64kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной исследовательской практики 2011-2012 учебный год Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование»
553.12kb.
3 стр.
Рабочая программа учебно полевой практики по ботанике 2011-2012 учебный год Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование»
196.42kb.
1 стр.