Главная
страница 1страница 2 ... страница 75страница 76


Селевко Г.К.


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Том 2

Москва


Народное образование

2005
Рецензенты:



В.Г. Бочарова – член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, г. Москва

К.Я. Вазина – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой профессиональных, педагогических технологий ВГИПА, г. Нижний Новгород

А.Г. Каспржак – кандидат педагогических наук, засл. учитель школ РФ, г. Москва

А.М. Кушнир – доктор психологических наук, Москва

О.Г.Левина – кандидат педагогических наук, зам. директора МОУ «Провинциальный колледж», г.Ярославль

Р.В. Овчарова – академик АПСН, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей и социальной психологии КГУ, г. Курган

Е.Н. Степанов – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики воспитания ИПКРО, г. Псков

Селевко Г.К.

Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 2. – М.: Народное образование, 2005.


Книга представляет учебно-методическое пособие нового поколения. Она состоит из двух томов, причем содержание второго тома представляет непосредственное продолжение первого; их разделение продиктовано исключительно большим объемом материала.

В двухтомнике описано около 500 технологий. Логика изложения опирается на классификацию технологий по направлению модернизации традиционной системы обучения. Кроме того, в пособии описаны не только технологии обучения, но и воспитательные и социально-воспитательные технологии, выделены в отдельную главу педагогические технологии на основе применения современных информационных средств

Методологической основой книги является концепция образовательной технологии Г.К. Селевко, согласно которой технология представляет совокупность трех основных взаимосвязанных компонентов: научного, формально-описательного и процессуально-действенного.

В каждой из технологий четко прослеживается научно-концептуальная основа, излагаются существо и особенности содержания и применяемых методик, дается необходимый материал для освоения. Характеристики технологий снабжены примерами их исторических и генетических прототипов (рубрика «Предтечи, разновидности, последователи»). В пособие также включены контрольные вопросы к содержанию глав и ответы на них.

Книга ориентирует читателя в огромном мире образовательных технологий настоящего и прошлого, атакже представляет некоторые технологии будущего. Предназначена для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования.

© Селевко Г.К.

© Народное образование

Оглавление


Предисловие ко второму тому 6

Введение. Краткое содержание вводных (теоретических) глав первого тома 8

Основные категории педагогики 8

Личность как объект и субъект образовательной технологии 9

Структура качеств личности ребенка 10

Знания, умения, навыки (ЗУН) 12

Способы умственных действий (СУД) 13

Самоуправляющие механизмы личности (СУМ) 13

Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН) 14

Действенно-практическая сфера личности (СДП) 14

Сфера творческих качеств (СТК) 15

Сфера психофизиологического развития (СПФР) 15

Возрастные и индивидуальные особенности личности 15

Сущность технологического подхода в образовании 20

Соотношение «технологии» и других педагогических понятий 26

Основные качества современных педагогических технологий 29

Классификация педагогических технологий 31

Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии 36

XII. Технологии развивающего образования 42

12.1. Система развивающего обучения Л.В. Занкова 49

12.2. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова 54

12.3. Технология диагностического прямого развивающего обучения (А.А. Востриков) 68

12.4. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов) 72

12.5. Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская) 79

12.6. Технология саморазвития личности учащегося А.А. Ухтомского - Г.К. Селевко 83

12.7. Школа авторизованного образования (Н.Н. Халаджан, М.Н. Халаджан) 98

12.8. Интегративная технология развивающего обучения Л.Г. Петерсон 103

Вопросы и задания для самоконтроля 107



XIII. Информационно-коммуникационные образовательные технологии 109

13.1. Технологии формирования информационной культуры 113

Модель «Информатизация (компьютеризация) образовательного учреждения» 119

Модель «Непрерывное формирование информационной культуры учащихся» 121

Модель «Базовый курс "Информатика и ИКТ"» 126

13.2. Технология применения средств ИКТ в предметном обучении 130

13.3. Технологии компьютерного урока 139

13.4. Технология подготовки учителя-предметника к компьютерным занятиям 146

13.5. Технология использования Internet в учебно-воспитательном процессе 154

Модель ТОГИС (В.В. Гузеев, г. Москва) 157

Модель телекоммуникаций 160

13.6. Воспитание и социализация средствами массовой информации и коммуникации 166

13.7. Технология медиаобразования 173

Модель «Медиаобразование» как учебный курс 175

Модель «Медиаобразование, интегрированное с базовым» 177

Модель «Школьный Центр СМК» 178

13.8. Использование средств ИКТ в управлении школой 181

Вопросы и задания для самоконтроля 187



XIV. Социально-воспитательные технологии 189

14.1. Технологии семейного воспитания 192

14.2. Технологии дошкольного воспитания 202

14.3. Технология «Школа – центр воспитания в социальной среде» (С.Т. Шацкий) 211

14.4. Технологии социально-педагогических комплексов 215

Модель «Школа – координатор воспитательной деятельности социальных институтов» 218

Модель «Содружество школы и производства» 218

Модель «Комплекс социально-педагогической поддержки ребенка» 219

Модель «СПК как специально спроектированная среда» 222

14.5. Технологии дополнительного образования 226

14.6. Технологии трудового и профессионального воспитания и образования 234

Технология трудового воспитания и обучения в современной массовой школе 237

Технология контекстного профессионально-ориентированного обучения 239

14.7. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами 247

Модель дифференциации и индивидуализации обучения 251

Технологии компенсирующего обучения 252

Технология работы с проблемными детьми в массовой школе 253

Технологии коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР 259

14.8. Технологии социально-педагогической реабилитации и поддержки детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов) 262

Технология работы с умственно отсталыми детьми 264

Технология работы с детьми с особыми образовательными потребностями 265

14.9. Технологии реабилитации детей с нарушением социальных связей и отношений 268

Модель «КДН – координационный центр социально-воспитательной работы в районе» 270

Модель «Центр социальной реабилитации несовершеннолетних» («Центра ППМС - психолого-педагогической и медико-социальной помощи») 277

Модель «Социальный приют» 278

Технология профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде 279

Модель «Исправительное (пенитенциарное) учреждение» 282

14.10. Технология установления связей с общественностью (PR технологии) 285

Вопросы и задания для самоконтроля 291

XV. Воспитательные технологии 293

15.1. Технология коммунистического воспитания советского периода 298

15.2. Технология «жесткого» коллективного воспитания А.С. Макаренко 304

15.3. Технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова 310

15.4. Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского 319

15.5. Технология воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова) 323

Модель самоуправления в ученическом коллективе 328

15.6. Технологии воспитания в современной массовой школе 333

15.7.Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н.Степанову) 344

15.8. Технологии индивидуализированного (персонифицированного) воспитания 351

Модель психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе (О.С. Газман) 356

Модель тьюторской поддержки и сопровождения ребенка (Т.М. Ковалева) 361

Технология нейролингвистического программирования 363

15.9. Воспитание в процессе обучения 370

15.10. Технология организации самовоспитания по А.И. Кочетову 379

15.11. Технологии воспитания духовной культуры молодого поколения 391

Модель «Воспитание патриотизма и гражданственности» 399

15.12. Технологии религиозного (конфессионального) воспитания 403

15.13. Технологии воспитания субъектной социальной активности человека 411

Модель формирования субъектной активности личности подростка в деятельности Союза пионерских организаций - Федерации детских организаций (СПО-ФДО) 415

Модель воспитания социальной инициативности в деятельности общероссийской общественной организации «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ) 421

Вопросы и задания для самоконтроля 429



XVI. Педагогические технологии авторских школ 431

16.1. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург) 433

16.2. Модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров) 437

16.3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский) 447

16.4. Педагогическая гимназия (А.Г. Каспржак) 451

16.5. Агрошкола А.А. Католикова 457

16.6. Современный сельский социокультурный комплекс (А.З. Андрейко) 461

16.7. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард) 465

16.8. Центр дистанционного образования «Эйдос» (Хуторской А.В., Андрианова Г.А.) 468

16.9. Другие разновидности авторских школ 476

Вопросы и задания для самоконтроля 480

XVII. Технологии внутришкольного управления 482

17.1. Технология управления общеобразовательной школой (по В.С. Лазареву, М.М. Поташнику) 484

Модель программно целевого управления школой в режиме развития 492

Модель управления школой по результатам (по П.И. Третьякову) 497

17.2. Технология методической работы в школе 503

Методический совет школы 506

Модель «Обобщение передового педагогического опыта» (по Ф.Ш. Терегулову) 508

Модель «Педагогические советы» 511

17.3. Технология педагогического эксперимента 523

17.4. Технология внутришкольного контроля и мониторинга 531

17.5. Технологии проектирования и освоения новых технологий 546

Модель «Проектирование и освоение общешкольной инновационной технологии» 548

Модель «Проектирование и освоение предметной технологии через технологическую карту» (В.М. Монахов) 556

Заключение 559

Вопросы и задания для самоконтроля 561

Предметный указатель к 1 и 2 тому 562

Именной указатель к 1 и 2 тому 589

Ответы на вопросы и задания для самоконтроля 597





следующая страница >>
Смотрите также:
Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий том 2
12903.06kb.
76 стр.
Н. А. Шевелев 2013 г м. п
73.47kb.
1 стр.
Владимир Андреевич Мезенцев Чудеса: Популярная энциклопедия. Том 2
6739.83kb.
53 стр.
Владимир Андреевич Мезенцев Чудеса: Популярная энциклопедия. Том 1
6417.53kb.
29 стр.
Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Том Философия дух
5584.13kb.
26 стр.
Учебный план надомного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий
124.61kb.
1 стр.
Сивцевой Ирины Федоровны директора моу «Оймяконская сош»
853.54kb.
5 стр.
2 разработка научнообразовательных материалов по организации системы внеурочной (кружковой) работы, обеспечивающей профессиональную ориентацию учащихся в образовательных учреждениях общего образования
826.39kb.
5 стр.
Борис Дмитриевич Карвасарский Психотерапевтическая энциклопедия (2-е издание, 2000 г.) «Психотерапевтическая энциклопедия»
21657.06kb.
117 стр.
Электронная библиотека
935.91kb.
9 стр.
Хохлышева Ольга Олеговна «Международное право (правовое регулирование современных информационных технологий)» учебная программа
269.31kb.
1 стр.
Терминология карста
4678.41kb.
16 стр.