Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 18страница 19 Ростовской области ГБОУ СПО РО «Донецкий сельскохозяйственный техникум» ПРАКТИУМ МДК. 01.02. Психология социально-правовой деятельности специальность: 030912 Право и организация социального обеспечения ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ Миллерово 2013 г. Составитель: Трегубенко Наталья Владимировна, преподаватель профессиональных юридических дисциплин ГБОУ СПО РО «Донецкий сельскохозяйственный техникум» Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО РО «Донецкий сельскохозяйственный техникум» по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения» в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения. Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной (заочной) формы обучения. Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.
Введение УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ! Методические указания по МДК. 01.02. Психология социально-правовой деятельности для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам), правильного составления отчетов. Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала. Все задания к практической работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике. Отчет о практической работе Вы должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец. Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по МДК. 01.02. Психология социально-правовой деятельности и допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую, Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи. Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий. Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета. Желаем Вам успехов!!! Методические указания по выполнению практического занятия № 1 Раздел 1. Введение в психологию Тема 1.1. Психология как наука Название практической работы: Виды коррекционных и терапевтических процедур Учебная цель: формировать умения составлять психологический портрет личности, используя методы исследования и диагностики, а также простейшие методики с целью определения психологических особенностей личности. Учебные задачи: 1. определить свое место в группе, научиться понимать других членов группы, а также эффективно работать в коллективе; 2. научить управлять эмоциями, планировать ближайшее будущее, принимать решения. Правила безопасности: правила проведения в кабинете во время выполнения практического занятия Норма времени: 2 часа Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения: Студент должен уметь: - использовать методы психологии, проводить исследования, делать выводы, правильно интерпретировать тестовый материал. знать: - задачи современной психологии; - типологию методов психологии; - виды коррекционных и терапевтических процедур. Задачи практической работы:
Обеспеченность занятия (средства обучения): - методические указания по выполнению практического занятия - рабочая тетрадь
- 2 листа А 4, нить (50 см), чернила Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
Содержание и последовательность выполнения задания Задание 1. «Кто я?» Напишите в столбик цифры от 1 до 10 и против каждой цифры дайте ответ на один и тот же вопрос: «Кто я?». Постарайтесь быть искренними, откровенными, учитывайте свои интересы, положительные и отрицательные качества. Будьте готовы прочесть свои ответы группе. 1. 2.
4. 5. 6 7. 8. 9. 10. Задание 2. «Впечатление» Выберите себе партнера. Сядьте лицом друг к другу. Смотрите ему прямо в глаза и громко, чтобы слышала вся группа, рассказывайте, какое впечатление он (она) на вас производит. Когда наступит ваша очередь слушать, не затевайте дискуссии, постарайтесь узнать что-то полезное из впечатлений о себе. Важно не превратить упражнение в фарс или гротеск. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выберите себе партнера, сядьте лицом друг к другу. Расслабьтесь. Делитесь по очереди осознанием вашего мира. Начинайте свою речь словами: «Сейчас я осознаю, что…» и заканчивайте ее рассказом о своих ощущениях от воздействия окружающей обстановки (света, цвета, запаха). Говорите 5 минут. Теперь переключайтесь и внимательно слушайте, что рассказывает вам партнер о своем ощущении внешнего мира. Далее по очереди рассказывайте об ощущениях, связанных с вашим телом (сухость во рту, тяжесть в руках, зуб, боль). Переключайтесь на свой мир чувств, мыслей фантазий. Не бойтесь спонтанных мыслей и чувств, старайтесь говорить о них, соблюдая принцип « здесь и теперь». В заключение постарайтесь осознать вашего партнера. Позвольте ему сделать тоже самое в отношении вас.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Я осознаю мир ваших чувств, мыслей, фантазий ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 4. Методика «двух стульев» Вам необходимо присесть сначала на один стул и описать свои ощущения с позиции нападающего, потом пересесть на второй стул, стоящий напротив, и выступить позиции защищающегося. Нападающий обычно высказывает нравоучения, диктует своему оппоненту, что он «должен делать», как «должен себя вести». Защищающий объясняет, что он «может сделать», как ему «хочется себя вести». Задание 5. «Самочувствие – Активность - Настроение» Прочитайте внимательно тридцать пар характеристик личности. Оцените по пятибалльной шкале наличие у вас данной характеристики. Затем подсчитайте количество балов по следующим шкалам: Самочувствие –№ 1,2,7,8,13,14,19,20,25,26. Активность- № 3,4,9,10,15,16,21,22,27,28. Настроение - № 5,6,11,12,17,18,23,24,29,30
2. Чувствую себя сильным 543210 Чувствую себя слабым 3. Активный 543210 Пассивный 4. Подвижный 543210 Малоподвижный 5. Веселый 543210 Грустный 6. Хорошее настроение 543210 Плохое настроение 7. Работоспособный 543210 Разбитый 8. Полный сил 543210 Обессиленный 9. Быстрый 543210 Заторможенный 10. Деятельный 543210 Бездеятельный 11. Счастливый 543210 Несчастный 12. Жизнерадостный 543210 Угрюмый 13. Спокойный 543210 Тревожный 14. Здоровый 543210 Больной 15. Увлеченный 543210 Безучастный 16. Интересующийся 543210 Безразличный 17. Восторженный 543210 Унылый 18. Радостный 543210 Печальный 19. Отдохнувший 543210 Усталый 20. Свежий 543210 Изнуренный 21. Бодрый 543210 Сонливый 22. желание работать 543210 Желание отдохнуть 23. Позитивный 543210 Негативный 24. Оптимистичный 543210 Пессимистичный 25. Выносливый 543210 Утомляемый 26.Бодрый 543210 Вялый 27. Соображать легко 543210 Соображать трудно 28. Внимательный 543210 Рассеянный 29. Полный надежд 543210 Разочарованный 30. Довольный 543210 Недовольный Степень выраженности признаков До 23 баллов низкий уровень выраженности признаков, характеризующих состояние: Самочувствие – плохое, чувствуете себя слабым, обессиленным, тревожным, усталым, изнуренным, утомляемым, вялым, разбитым. Активность – низкая, пассивный, малоподвижный, заторможенный, бездеятельный, безучастный, сонливый, желание отдохнуть, трудно соображать, рассеянный. Настроение – плохое, грустный, несчастный, угрюмый, унылый, печальный, пессимистичный, разочарованный, недовольный. От 24 до 36 – средняя выраженность признаков. Свыше 36 баллов выраженность признаков: Самочувствие – хорошее, чувствуете себя сильным, здоровым, отдохнувшим, свежим, работоспособным, выносливым, бодрым. Активность – высокая, деятельный, подвижный, быстрый, увлеченный. Интересующийся, бодрый, сообразительный, внимательный. Настроение – хорошее, счастливый, жизнерадостный, восторженный, оптимистичный, полный надежд, довольный. Вывод__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 6. « Солнечная система» Проведите свое социометрическое исследование. Представьте, что вы – «Солнце», вокруг которого вращаются другие планеты (те, кто вас окружает). Нарисуйте свою солнечную систему. Проанализируйте, почему вы расположили значимых для вас людей в таком порядке. Каковы отношения в вашей солнечной системе? Всегда ли там есть гармония и взаимопонимание? Если нет, то пошлите телеграмму себе из «Солнечной системы» в «Пасмурную реальность», чтобы вернуть систему в гармоничное состояние.
Руководитель группы показывает танцевальные движения под музыку, а студенты повторяют за ним. Какое настроение у вас было до танца? Как изменилось ваше настроение после выполнения задания? Задание 8. Терапия искусством Возьмите 2 листа А 4, нить (50 см), чернила любого цвета. Край нити привяжите к концу карандаша, опустите ее в чернила полностью. Разложите нить на листе бумаги, а вторым листом накройте ее. Одной рукой придерживайте листы, а второй тащите нить. Посмотрите внимательно, какой след остался на листах бумаги. О чем вы думали, выполняя задание? Забыли ли вы в этот момент о своих проблемах? Улучшилось ли ваше настроение? Вывод:______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Преподаватель __________________________________ Трегубенко Н.В Методические указания по выполнению практического занятия № 2 Раздел 1. Введение в психологию Тема 1.1. Психология как наука Название практической работы: Решение конкретных проблем с помощью «социального протезирования» Учебная цель: характеризовать адаптивные способности личности в психологически значимых для человека ситуациях, формировать умения правильно использовать метод « социального протезирования» Учебные задачи: 1. научиться корректировать психологические особенности личности пожилых людей, 2.содействовать улучшению общего психологического состояния испытуемых. Правила безопасности: правила проведения в кабинете во время выполнения практического занятия Норма времени: 2 часа Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения: Студент должен уметь: - с помощью «социального протезирования» содействовать изменению внешней ситуации, в которой находился подопечный: прикрепление другого социального работника, расширении круга общения и т. п.
знать: - методы социальной психологии старения Задачи практической работы:
Обеспеченность занятия (средства обучения): - методические указания по выполнению практического занятия; - рабочая тетрадь;
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию: 1. Раскройте методы социальной психологии старения 2. На какие моменты необходимо обращать внимание при проведении контролирующих экспериментов в области психологии старения? 3.Раскройте понятие «социальное протезирование». Содержание и последовательность выполнения задания Задание: решите проблемную ситуацию с помощью «социального протезирования» Ситуация 1. Решетникова Мария Александровна 1922 года рождения, по специальности художник – модельер. Вдова военачальника, погибшего в 40 –е годы. Была репрессирована, сослана в Казахстан, откуда возвратилась в конце 50- х годов. По словам М.А., выжить в тех тяжелых условиях ей помогло ремесло – пошив и моделирование одежды. «Это сейчас, - говорит она, - мое умение никому не нужно, а тогда очень ценилось». М.А. живет в большой коммунальной квартире, старается поддерживать с соседями ровные отношения, хотя одной из своих соседок явно не симпатизирует. С другой соседкой, ее ровесницей, у М.А. дружеские отношения. « У нас почти одинаковые судьбы, - говорит она о соседке, нам легче понять друг друга». М.А. считает, что судьба у нее не сложилась, так как нет детей и внуков. « Я тихо доживаю свой век, увы, не так, как хотелось бы»,- признается она. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ситуация 2. Григорьев Иван Леонидович, 1937 года рождения. Раньше жил с матерью, тоже подопечной службы социальной помощи, которая умерла несколько лет назад. По образованию - инженер, но позже получил второе высшее образование. Не без гордости рассказывает о том, что учился также в Народном Университете, был лектором общества « Знание». Ни жены, по его словам, но об этом не жалеет, так как « не стал бы тем, кем стал», будь у него семья. Живет И.Л. в отдельной двухкомнатной квартире, из которой практически не выходит. Окна в комнатах закрыты тяжелыми шторами, везде – на шкафах, столах, стульях – стопки книг. И.Л. сетует на общее бескультурье и невоспитанность, так как его « редко поздравляют с праздниками», а он «никогда не забывает это сделать». Знакомые к нему практически не заходят и не звонят. В последние два года, с тех пор, как умерла мать, И.Л. столкнулся с новыми проблемами: он не умеет готовить даже самые простые блюда, практически не имеет навыков самообслуживания. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ситуация 3. Чувашева Лариса Ивановна, 1934 года рождения, по образованию химик, окончила Московский государственный университет. Защитила кандидатскую диссертацию, работала на производстве. Инвалид первой группы. Близких родственников нет. К племяннику, живущему в Коломне, относится резко отрицательно. За три года Л.И. обслуживалась шестью социальными работниками, и каждый из них вступал с ней в конфликт. По ее же словам, часто конфликтует с работниками аптеки, магазина, соседями из других квартир (Л.И. живет в отдельной однокомнатной квартире). Очень гордится тем, что борется, как ей кажется, за справедливость: соседку «посадила за незаконное проживание в Москве», на социального работника жаловалась не только непосредственному его начальнику, но даже в Главное управление социального обеспечения. Однако Л.И. жалуется в различные инстанции преимущественно по телефону, написать или просто поставить свою подпись под написанным она категорически отказывается. Л.И. часто возмущается внешним видом социальных работников: « Почему у молодого человека борода, как у попа»? и требует прислать другого человека. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ситуация 4. Фиронова Елена Яковлевна, 1942 года рождения. Живет в комнате в коммунальной квартире, отношения с соседям очень доброжелательные. Последнее время Е.Я. стало тяжело выходить на улицу за продуктами, поэтому она обратилась в отделение социальной помощи, так как «Соседи и так слишком много заботятся» о ней. Е.Я. – вдова «отечественного работника», сама всю жизнь была активной общественницей. До последнего времени она вела кружок рукоделия при ДК. Каждый день в определенное время Е.Я кормит кошек и голубей, которые собираются под ее окном. Очень часто в ее комнате можно застать соседских детей. Раньше Е.Я. очень любила ходить в театры, на концерты, а теперь, по ее словам, «все этот ящик (телевизор) заменил». Родственников у Е.Я. нет, «зато есть друзья, не так много, как раньше, но все- таки есть». ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ситуация 5. Харламова Елена Сергеевна, 1944 года рождения, вдова известного ученого. Живет вместе с дочерью – инвалидом второй группы. По квартире передвигается с трудом, на улицу не выходит совсем. Очень привязана к свои животным – маленькой декоративной собачке и экзотическому попугаю. У Е.С. много друзей и знакомых – ученики и сослуживцы мужа и дочери, однокурсники, соседи. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод: _________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Преподаватель___________________________Трегубенко Н.В. Методические указания по выполнению практического занятия № 3 Раздел 1. Введение в психологию Смотрите также: Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной (заочной) формы обучения
3387.57kb.
19 стр.
Методические указания к выполнению практических заданий по курсу "Основы рекламы" Санкт-Петербург 2006
263.55kb.
1 стр.
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения и слушателей факультета обучения в сокращенные сроки по специальности 030501 «Юриспруденция»
482.83kb.
3 стр.
Методические указания для студентов экономических специальностей заочной формы обучения
584.02kb.
3 стр.
Методические указания к выполнению лабораторной работы №4 для студентов очной формы обучения
161.7kb.
1 стр.
Методические рекомендации по дисциплине «Основы корпоративной символики»
275.2kb.
1 стр.
Методические указания по их выполнению (для студентов заочной формы обучения)
157.1kb.
1 стр.
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной и заочной (сокращенной) формы обучения 19
839.46kb.
5 стр.
Методические указания по изучению дисциплины «Экономика предприятия»
1393.93kb.
5 стр.
Правовое регулирование хозяйственной деятельности
302.11kb.
1 стр.
Методические указания по выполнению контрольных работ по культурологии
310.79kb.
1 стр.
Методические указания по выполнению практических работ по курсу "Экология" 207.09kb.
1 стр.
|