Главная
страница 1
Комитет по физической культуре, молодежи, спорту и туризму мэрии г. Томска Томский клуб туристов


Отчет

о горном походе 4 к.с. по Северному Тянь-Шаню

(Киргизский хребет)

(16.08 – 7.09.2003г.)

руководитель  Смолин А.А.


Решением комиссии МКК поход засчитывается


участникам и руководителю 4 к.с.

Томск 2005г.


Содержание


1 Введение 3

2 Справочные сведения о походе 4

3 Маршрут 5

4 Состав группы 6

5 Сведения о районе похода 7

6 Техническое описание маршрута 9

7 Пройденные перевалы 15

8 Итоги и выводы 18

9 Приложение 1(фотоматериалы) 19

10 Приложение 2(карта района) 40

11 Приложение 3(контрольные записки) 41



            1. Введение

Местом проведения похода был выбран Киргизский хребет. Причины проведения в несколько удаленном от Сибири месте:

А) по просьбам участников

Б) довольно поздние сроки проведения похода, на Алтае уже идут дожди;

Описания составлены орографически. Если где есть отступления от правила- будут комментарии.
Непременным условием поездки в Среднюю Азию в наше время является рабочий паспорт. Т.е. обязательно продленный, с пропиской и вклеенной фотографией. Просроченные документы вызывают массу проблем как с правоохранительными органами трех держав, так и значительные финансовые затраты на преодоление этих проблем.
На всякий случай: Томск-Новосибирск- скоростной электропоезд- цена билета от 120 до 190руб.

Новосибирск- Алматы – скорый поезд, плацкарта 1095 руб., проверки документов с возможным досмотром вещей в приграничных Рубцовске, Локте ,Ауле, 2 проверки документов на протяжении пути на Казахской территории. Причем при пересечении границы России и Казахстана необходимо заполнить миграционные карты, которые выдает проводник. Только о них приходится напоминать, причем весьма настоятельно. Мы ехали на казахском поезде. Порядка в нем меньше, чем в российском, но приходит поезд на Алмату-2, где милиции значительно меньше, чем на центральном вокзале. Деньги обменять можно либо на вокзале, либо в близлежащих обменных пунктах. В поезде большие суммы денег лучше не менять, слишком часты случаи обмана. У нас курс был 1 руб./4.5-4.7 тенге, в зависимости от обменного пункта. Для дальнейшего следования в город Бишкек на автобусе пришлось пересечь город до нового автовокзала, откуда ходят маршрутки до Бишкека. Еще зимой ходили рейсовые автобусы, но в начале августа, как ни странно, рейсовых автобусов не было. На наши вопросы в кассах и диспетчерской автовокзала ответили одинаково: билеты не продаются, автобусы не ходят, на перроне стоят маршрутки, на них и езжайте. Причем для регистрации в Бишкеке требуют билеты с этого самого автобуса. Приходится договариваться либо с водителем, либо с посадочным «менеджером», которые выписывают билеты. Формы и размеры могут быть самые разнообразные. Цена проезда- 900 тенге (около 180-200руб, в зависимости от курса). В пути около 4-4.5 часов. На границе с Киргизией миграционные карты собирает казахский пограничник. На территории Киргизии подобные документы не существуют, но требуется регистрация в течение 3-х дней по приезду. Сохраняйте все билеты до возвращения на Родину. Они могут вполне понадобиться.

Регистрация в Бишкеке выглядела следующим образом: В РОВД Советского района в одном из кабинетов выдают бланки регистрации. После оплаты 55 сомов и тщательного изучения паспорта. Причем либо требуется паспорт жителя Киргизии, у которого пытаетесь регистрироваться, либо справка из какой-нибудь гостиницы. После заполнения бланка приходится еще раз отстоять очередь, чтобы от бланка оторвали корешок, который и остается в качестве вида на пребывание в Киргизии. Паспортный стол не работает суббота, воскресенье, понедельник. Про остальные дни недели как-то не узнали. Курс рубля: 1руб/1.35-1.4сома.
2 Справочные сведения о походе.


Маршрутная книжка № 0-53-03

Выдана МКК 170-00-55552050 г.Томска



Время проведения: 16.08 – 07.09.2003 г

Район: Северный Тянь-Шань, Киргизский хребет

Вид туризма: горный

Категория сложности: четвертая

Количество участников: 7 чел.

Протяженность : 145 км.

Ночевки в полевых условиях: 14


  1. Маршрут:

Маршрут похода.


г.Бишкек- пос. Кой-Таш- курорт Теплые Ключи- р.Аламедин- р.Салык- лед.Салык – пер.Искра Центральная 2А(4150)- пер.Карнизный 2А(4300)- лед.Салык- пер.Салык-Ашу 2Б(4450)- лед.Проценко Вост.- р.Минджылки- лед. Б.Иссык-Атинский- Пер.Лесгафта 2Б(4100)- р.Ашу-Тор- стоянки Березовая роща- р.Алтын-Тор- лед.Кара-Тоо Приток – пер.Инструментальщик 2А*(4300)- лед. Топ-Карагай – связка пер.Симонова 2А(3800)-пер.Теке-Тор-Ашуу 2А(3900)- лед.Ак-Сай- Короновские стоянки- в.Корона 2-я башня 2А(4860)радиально- р.Ак-Сай- р.Ала-Арча- пос.Кашка-Суу- г.Бишкек

4 Состав группы




ФИО

Год рождения

Туристская подготовка

обязанность

1

Смолин Андрей Александрович

1973

1-6 г.у., 2 л.у.,

1-3 г.р., 1л.р.



Руководитель

2

Артамонов Сергей Владимирович

1979

2, 3г.у, л.п.2Б

Завснар, примусник

3

Варламов Алексей Геннадьевич

1978

1,2,3 г.у., 1л.у.

Ремонтник

4

Петин Иван Александрович

1984

1,2 г.у

Участник

5

Ситожевский Петр Алексеевич

1983

1,2 г.у

Участник

6

Коннова Татьяна Викторовна

1976

1 л.у, 1,3 г.у,

1 г.р., л.п.2Б



Врач

7

Князева Анна Анатольевна

1981

3 альп., 3 г.у.

Завхоз


5 Сведения о районе похода.
В 40—60 км на юг от столицы Киргизии высится могучий горный хребет со сверкающими на солнце вечными снегами и льдами — это Киргизский хребет. Он расположен в северо-западной части Тянь-Шаня в пределах Киргизской ССР и частично в Казахской ССР. Вытянут на 400 км с запада на восток—от города Джамбула до Боомского ущелья реки Чу. В средней части он смыкается с Таласским хребтом, а через водораздельную перемычку бассейнов рек Каракол Западный и Каракол Восточный — с коротким (около 70 км) хребтом Кара-Мойнок (Карамойнок), расположенным южнее и почти параллельно Киргизскому и входящим в систему Джумгалатау. Вершины Киргизского хребта достигают почти 5000 м: наивысшие — пик Семенова-Тян-Шанского (4875 м) и пик Западный Аламедин (4856 м). Высшая точка хребта Карамойнок — пик Шнитникова (4281 м). Общая площадь оледенения района более 500 км2.

Климат района континентальный, однако сложность и расчлененность рельефа вызывают значительные контрасты в температурах и степени увлажнения. Количество осадков сильно зависит от высоты и времени года. Весной нередки туманы, дожди, снегопады; количество осадков составляет 80 мм в месяц. Лето влажное, прохладное; средняя температура летних месяцев +12°С. Наиболее теплый и сухой месяц лета — август. Осень ясная, теплая, самый сухой и теплый месяц осени — сентябрь. Ноябрь — холодный зимний месяц. За три осенних месяца выпадает 50 мм осадков, причем в основном в ноябре. Зима холодная, но не суровая: долины защищены хребтами от северных ветров. В высокогорье зима более холодная — это объясняется высотой и тем, что эти места открыты для ветров. Наиболее холодный месяц — февраль; средняя температура на высоте 2100 м -7,5° С. Киргизский хребет зимой подвергается довольно частому воздействию теплых фенов, вызывающих оттепели; температура воздуха повышается до 0° и выше. Осадки на зиму составляют 80 мм, выпадают в основном в виде снега.

Общее количество осадков невелико (520—760 мм в год) и зависит от высоты. Летом их количество увеличивается с высотой, а зимой наоборот. Самый сухой месяц для всех поясов — сентябрь. Самый мокрый — май. Лето в горах влажное; в июле в высокогорье выпадает в 7—8 раз больше осадков, чем в средневысоких горах.

Господство летом северо-западных, а зимой северо-восточных ветров приводит к неравномерному распределению осадков в зависимости от экспозиции склонов; северные склоны влажнее южных. Положение снеговой линии также сильно зависит от экспозиции: на северных склонах она опускается до 3600—3800 м, на южных доходит до 3900—4200 м. Вечные снега тянутся на 200 км между верховьями рек Мерке и Киндыкты на западе и перевалом Шамси на востоке. Именно здесь расположены основные ледники, наиболее интересные для туризма и альпинизма перевалы и вершины, причем северные отроги Киргизского хребта выше и сложнее главного водораздельного хребта. Большая часть сложных и интересных перевалов расположена в двух из этих отрогов — Алаарчинском (Аксайская подкова) и Аламединском (Аламединская стена). Наиболее освоен район реки Ала-Арча, где расположен одноименный альпинистский лагерь.

Хребет отличаются сильной асимметрией в направлении север — юг. Северные склоны имеют мощное оледенение, на южных склонах ледников почти нет, они, как правило, скальные, сильно разрушенные. Следствием этой асимметрии является большое количество односторонних перевалов, тактика прохождения которых и используемое снаряжение сильно зависят от направления, в котором проходят перевал.

Скалы в районе в основном сильно разрушенные, однако встречаются монолитные стены, контрфорсы, ребра. В Киргизском хребте весьма много подвижных осыпей, сложенных из обломков различного размера.

Реки имеют типичный горный характер, средний уклон —6 м/км длины. Питание рек смешанное, т. е. они получают воду от таяния ледников и вечных снегов, с одной стороны, и сезонных снегов — с другой. Дождевое питание имеется только летом, когда могут образоваться паводки с большим увеличением уровня воды. Сток рек в зависимости от времени года составляет: 10% — весной, 62% — летом, 19% — осенью и 9% — зимой.

Большое количество перевалов 1А, 1Б категорий трудности и достаточное количество перевалов 2А, 2Б, 3А категорий трудности позволяют совершать в районе горные походы I—V категорий сложности. Все эти перевалы очень техничны и разнообразны по своему характеру.



6 Техническое описание маршрута
Участок пути Томск –Бишкек описан в введении. До Теплых ключей уехали, заказав

микроавтобус.



Обошлось это- 700 сомов автобус. Хотя говорят, что на автовокзале можно договориться и дешевле. Завезли на территорию самого курорта, причем за въезд на шлагбауме с машины берут 60 сомов. Можно оставшееся расстояние пройти и пешком- дорога идет метров на 800-900 дальше, затем заканчивается автостоянкой. Здесь и начинается пешая часть маршрута. Ну либо чуть ранее у шлагбаума.
1 день. До Теплых ключей доехали к 18-00. До темноты дошли до р. Салык. Темнеет рано и стремительно. В одном месте ушли с тропы, потеряли 20 минут на блуждание по кустам, потом выползли на тропу.
2 день. С утра заброска до Березовой рощи. Часть группы ушла прятать продукты с горючкой, часть занималась перераспределением груза. С заброски вернулись в 12-20. В 15-00 вышли наверх. Перешли Салык на левую сторону, совершив ошибку. Тропа идет по правому берегу, причем очень хорошо набитая. Начинается дождь. По левой стороне тропа быстро теряется в зарослях. Через 1.5 часа, вконец измучившись, спускаемся к реке, переходим вброд на правую сторону. Дождь заканчивается. Сделали 2 ходки по 30 мин. Встали напротив избушки, пристроенной к большому камню. Примерно в часе ходьбы от начала морены.
3день. Подъем в 6-00. Выход в 7-50. До начала подъема на морену лед. Салык 1 час. Подъем на первую ступень морены 2х50 мин + 45мин. Избрали не самый лучший путь- траверсом набор высоты. Очень много живых камней. Воспользовались дважды руслами небольших сухих речек- склон конгломератный, с вцементированными камнями, по которым как по ступенькам и поднимались. Подняться на морену можно практически прямолинейно, обойдясь без траверса. В этом случае подъем по крупной и средней морене. На верху первой ступени есть небольшое озеро. До него воды нет. Рекомендую делать небольшой запас. Обедали 2.5 часа. Прошли 2х50. Встали перед ледником на ровных площадках между валами морен.
4день. Перевал Искра Центральная. Подъем проспали. Вышли в 6-30. На язык ледника Салык вышли за 10 мин. Вход в цирк перевала 40 мин, затем 50 мин. подхода. Подъем сначала по границе снега и осыпи, затем выходим на снег, т.к. пошла живая осыпь. Спущенные камни вылетают на снег. Предпочтительнее сразу начать подъем по снегу- менее утомительно. 40 мин подъема до выполаживания, затем 20 мин до плато.20-30 мин до снежного гребня, выводящего на перевал. Скорее даже не гребень, а широкий снежный вал, особой узостью и крутизной склонов не отличается. За 20 мин вышли по гребню на седловину перевала. В 10-20 были на перевале. С момента выхода- 4ч50мин. Седловина неширокая, сильно продувается, но при желании можно поставить палатку. Тур справа, хорошо виден. Сняли записку группы Министерства Народного образования БССР от 13 августа 1988 года. Руководитель Акудович. Погода- ясно, ветер. Спуск начали с правой стороны от скал, выйдя на небольшую ледовую площадку. По краю снежный надув по пояс, карниза нет. Спуск по перилам, последний с самовывертом. 4 веревки по льду, 2 по снегу. Далее спускаемся в связках. Пройдя метров 150 вниз, уходим траверсом налево к перевалу Карнизный. Снег раскис на солнце, к кошкам прилипает, без кошек съезжает со льда. Спуск занял 4 часа.
5день. Перевал Карнизный. Подъем начали прямо от лагеря, выходя по готовности. На подъеме 2 скальных останца, где-то во второй половине. Скалы сильно разрушены, по ним передвижение не ускоряет темпа. В 100 метрах от перевала справа (по ходу) с выходом на центр следы снежного обвала, довольно обширный снежник. На седловине снежный карниз в виде стенки, нависающие языки рухнули, подтаяв на солнце. По ходу движения с правой стороны снежник, уходящий наверх, протяженностью метров 60-80. Двое поднялись в связке, ища более удобного пути подъема. Выводит он метров на 60-80 выше седловины. В конце-концов повесили веревку прямо с карниза, через который и поднялись с помощью жюмаров, вытягивая по очереди рюкзаки. Сняли записку туристов из Минска 8 августа 1996года, Руководитель В. Макаревич. Фотографируемся и идем вниз. Спуск проходит по осыпи, затем моренным валам. Выйдя на ледник Салык, 20 мин подходим к перевалу Салык-Ашуу. Ночуем напротив него на боковой морене.
6день. Перевал Салык-Ашуу. Собравшись, прямо на биваке одели системы, кошки. Пройдя ледник, в связках начали подъем. Склон фирновый, за весь путь до льда так и не добрались. Бергшрунды забиты снегом. Большой бергшрунд преодолеваем с попеременной страховкой, страхуя друг друга через ледоруб. Ширина трещины порядка 1.5м, разница уровней 1.3-1.7м. Преодолев препятствие, продолжаем движение в связках. Местами наметенный снег до 0.5 метра. Вышли на правую седловину(по ходу движения). В туре записка группы из Екатеринбурга под руководством Ануфриева от 12 августа 2002 года.
Спуск – раскисший снег поверх льда (80-100м до35град) затем снег около 200м 20град. Начинается туман. Выходим на закрытый ледник Проценко Восточный. Справа и слева видны трещины. Двигаемся в связках, держась ближе к левому борту, перед языком спускаемся с ледника на левостороннюю морену. Вовремя, т.к. язык заканчивается ледопадом. По льду около 40 мин. К обеду доходим до оз. Проценко. От озера спускаемся по гребню старой боковой (левой) морены л. Проценко. Переходим ручей, вытекающий из-под л. Проценко, не доходя ~ 200м до его впадения в р. Минждилки (~40мин). Не спускаясь к реке, двигаемся вверх по долине р. Минждилки по зеленым террасам справа над рекой порядка 30 мин. Через 0.5 км терраса упирается в конгломератно-осыпной склон, спускаемся к реке и переходим вброд. По правому берегу за 30мин доходим до слияния р. Минждилки из 2х ручьев. Останавливаемся на ночевку из-за тумана. Прошли около 7км.

 

7 день. Пер. Лесгафта. Подъем в 5 – дождь. Встаем в 7-00. Собираемся, пока готовится завтрак. Уходим вверх по правому (по ходу) ручью. Подъем на 1-ю ступень 30мин, около 300м. До льда еще 30мин по карману вдоль ручья. Из кармана налево, пересекаем срединную морену, по открытому леднику 15мин до фирновой зоны. Одеваем системы, связываемся, еще 15 мин под перевал. Под разломы ~ 100-120м по лавинному выносу 40-45град. Снег, до льда ледоруб не достает. Выходим на ровную, горизонтальную снежную площадку. Можно поставить с десяток палаток. Переходим бергшрунд по мостику, выпустив 1-го со страховкой ч/з ледоруб. Выходит на веревку, закрепляет перила. Выше мостика повесили на ледорубах 2 веревки по 45м, еще пара бергшрундов, закрытых снегом. Можно поднятья в связках – фирн со слоем снега. Выход на верхнюю площадку. До седловины ~40м – 10град. Со стороны р. Минждилки прекрасная видимость, со стороны спуска – туман, видимость 100м. Спуск – 1 веревка на локальной петле с продергиванием, в конце веревки небольшой участок отвеса. Затем 60м по осыпному кулуару в правый боковой карман ледника. По карману 10-15мин – боковая морена. Видимость 50-100м. По моренным валам ч/з 40мин выходим на зеленую лужайку с ручейком. Ночуем. Прошли 5.5км.

 

8 день. Спуск до р. Ашуу-Тор. 50мин до разливов под конечной мореной. Начинается трава и дождь. Через 40мин хода– верхнее озеро, тропа переходит на левый берег, еще ч/з 40мин, - после 3го озера – снова на правый. Час до слияния с Аламедином, и ч/з 2 ходки по 50мин мы на поляне «Березовая Роща» (впадение Алтын-Тора). Обедаем, сохнем. Полудневка.

 

9 день. Подходы к пер. Инструментальщик. С утра переправа. Переходим чуть выше слияния Ашу-тор-Алтын-тор по рукавам через острова. Вода доходит до колена. Развели костер, пока переходили остальные. 20 мин отогреваем и растираем ноги. Далее по тропе подход к ущелью Кара-Тоо. Сначала тропа хорошо видна, местами уходит на прижимы. Через 20 минут выходим на разливы. Широкая булыжная долина, постоянно приходится переходить рукава речки. По одному берегу идти нет возможности- река сильно петляет, иной раз от края до края долины, весьма широкой. Прошли от переправы 2х40 до начала подъема. Подъем до льда ледника Кара-Тоо Приток 4х50мин. Средняя осыпь сменяется конгломератными склонами и травянистыми площадками, встать на которых не представляется возможности из-за определенной крутизны- 20-30град. Последнее удобное место для ночлега- внизу в долине. Выход на язык ледника косым траверсом в центральной части, там несколько положе. Летят камни, пересекать подъем приходится быстро. Встали на ночь перед разломами на ровном льду. Прошли 13 км.


10 день. Перевал Инструментальщик.

Считаем, что сложность перевала 2А* в условиях прохождения соответствует 2Б к.с., превышая по протяженности и трудности 2А.

Поздний выход- прокопались по холодку, затем 40 мин ремонтировали поломанную кошку. С вечера не заметили. В нижний цирк по правому краю 2х30мин до 25град. Плохо идется. Солнце, сильно печет. Снег раскис быстро, подлипает сильно. В верхний цирк- самого перевала- 3х40мин. Снизу подъем не виден. Вход в верхний цирк открывается с середины нижнего. Выход траверсом под скалами в третий кулуар, по нему и начали подъем. Снег переходит в осыпь, по которой и вышли на гребень скальной перемычки, разделяющей камеры ледника Кара-Тоо. По гребню прошли до седловинки, дальше косой спуск до тура. Повесили перила, без страховки страшно. Спуск с перевала по перилам с самовывертом. Снега поверх льда 15-20см. После трещин склон выполаживается, снег становится глубже. Пошли в связках, до пологого ледника метров 120-150. Перешли на правую сторону, т.к. левая превращается в ледопад. По льду 15 мин до поворота ледника, по снегу 25 мин. до открытого льда. До ледопада еще 25 минут. Перешли на боковую морену, по ней за 40 минут спустились до озер в кармане на уровне конца ледника. Прошли 7.5 км.

11 день. Перевал Симонова. Подход к пер. Симонова 2х35 мин. Спуск по травянистой пойме реки почти до поворота. Последний кулуар перед поворотом, в начале подъема жандарм 30-50м в виде указующего в небо перста. Кулуар 50х700м. Подъем на седловину 2.5-3.5 часа. Осыпь средняя и крупная. В 2-х местах русла ручьев с конгломератными склонами. Где-то на 1/3 подъема есть ручеек, больше вода не встречается. Протяженность ручья совсем небольшая-50м. Выныривает и снова теряется в осыпи. Седловина широкая, воды нет. Но небольшой снежник справа на камнях под скалами. Со скал стреляют камни. Спуск вниз – средняя живая осыпь, примерно 30 минут вниз до конца отрожка, отделяющего ледник Теке-Тор. Встали на морене. 30 мин равняли площадки. Живые камни. До площадок с более стабильной почвой около получаса вниз. Вниз не идем, т.к. с утра подъем на ледник. Прошли 2.5 км.

12 день. Перевал Теке-Тор.

Ночью непонятные животные съели 3 кг перекуса ,опрометчиво оставленный в темноте около палатки. Завхоз утверждал, что это вороны, рук-ль склонялся к мнению, что пищухи. В результате потеряли орехи, изюм, курагу, шоколад и конфеты, предназначенные для восстановления сил на переходах.

Подъем до ледника Теке-Тор 15 мин. Идем рано утром по правому карману по краю льда. Вмороженные в лед камни прекрасно держат. Пройдя взлет ледника, 400м проходим по льду, получается несколько быстрее. С увеличением крутизны льда выходим на осыпь. Подъем занял 2.5-3.5 часа. Тур на седловине, ближайшей к вершине Бокс. Есть места под палатки. Вода в виде снега либо на скалах вершины Теке-Тор, но тоже простреливается камнями. Спуск 20 мин по осыпному кулуару на ледник Ак-Сай. Пересекаем в связках ледник- сверху видны трещины. На противоположной стороне на морене Короновские стоянки. Стоит домик. Остаемся до завтра. Сушимся, отдыхаем. Прошли 2 км.

13 день. Вершина Корона,2-я башня. 5-30подъем, 7-30 выход. Подходим под взлет за 10 минут, 50 минут подъем на первую ступень. Смерзшийся снег держит прекрасно. Идем вдоль следов. Несколько дней назад прошел «солист» из Екатеринбурга. Пока видно, причем хорошо. Трещин фактически не видно, хотя по бокам кое-где проглядывают. Непосредственно перед входом в кулуар бергшрунд. По кулуару все поднимаемся за полчаса, закрутив 3 бура и использовав 2 чужих крюка на стенке. На вершину выходили долго. Небольшой ключевой участок немного нервировал девочек, но дальше весело побежали. Еще полторы веревки наверх, вышли на башню. Площадка далеко не идеальная, но стоять и даже немного ходить можно. Сняв панораму, перекусив и вдоволь насмотревшись на окрестности, идем вниз. Спуск от базы в начале кулуара занял 1ч15мин. по своим следам. Снег раскис, идти пришлось без кошек.

Прошли 5 км



14 день. Спуск в Бишкек. С Короновских стоянок 20 мин до начала ледопада Ак-Сай. С ледника выход на правую морену. Тропа сначала по гребню, затем по левой стороне гребня. Идет до стоянок Рацека. По боковой морене порядка 1-1.5часа. После окончания ледопада тропа выходит на широкие площадки, далее правее, в карман морены под скалы. В кармане дом из камня- это и есть стоянки Рацека. Хорошее место стоянок, речка водопадом стекает со стенки, сделана запруда для купания. Через 300м начинается крутой спуск тропы . 2.5-3 часа до притока Ак-Сая, очередные стоянки. Есть биваки, дрова. Дальше 1ч20мин до Ала-Арчи +20 мин до альплагеря. Теоретически можно уехать. Практически пришлось идти до Кашка- Суу, где ходят автобусы из города. Прошли 19.5км

День похода

Участок пути

Краткое описание

Время движения

Погодные условия

1

Теплые ключи-р.Салык

Тропа по правому берегу р.Аламедин

2х40мин

ясно

2

Левая сторона р. Салык

Бездорожье, кустарник

1.5ч

дождь

Правая сторона- верховья

Тропа, хорошо выбитая

2х30

пасмурно

3

Первая ступень морены л. Салык

Склон морены, осыпь, местами живые камни

2х50 +45мин

пасмурно

Подход к лед. Салык

Моренные валы

2х50

К вечеру дождь

4

Подход к леднику

Карман морены

10 мин




Вход в правую камеру ледника

По льду до 30 град, далее 10-15град, минуя небольшие трещины

50мин

Морозец до -10град.

Подъем в цирк перевала

До 40 град лед, закрытый снегом

40+20мин




Плато верхнего цирка, затем снежный гребень

До 10 град, снег до 25-40см до25 град, снег

20мин + 20мин

Метет поземка




Спуск до боковой морены

Начало до 70 град, затем выполаживание

4 часа

Солнце, снег раскис

5

Подъем на пер. Карнизный

Широкая осыпь до 35-40 град, сверху карниз

4 часа

Живая осыпь

Спуск до моренных валов

Живая мелкая осыпь, слева от бараньих лбов

40мин

солнце

По карману морены до льда

Русло ручья каменистое

50 мин




Подход к пер. Салык-Ашуу по леднику

По льду

20 мин

солнце

6

Подъем на пер. Салык-Ашуу

Снег, фирн до 35-50град, местами бергшрунды

2.5 часа

пасмурно

Спуск в цирк перевала

Снежный кулуар до 35 град

20 мин

снег

Выход из цирка перевала

Снег до 40 см

20 мин

пасмурно

Спуск на язык ледника

Лед до 30 град, есть трещины

30 мин




До конечных морен

Лед, снег

25 мин




До озера в кармане морены

По морене

30 мин




7

Подъем в цирк Лесгафта подход к перевалу

По речному руслу

40 мин

солнце

По карману морены

30 мин




Подход под перевал по льду

30 мин

Перемен. облачн.

Подъем на перевал

На первые разломы- снег

1ч20мин




На седловину-снег

1ч10мин




Спуск с перевала

По каменистому кулуару

1час

Снег,

По карману, затем по льду

15+35мин

туман

По морене до площадок

40 мин

солнце

8

Спуск до р. Ашуу-тор

По морене

50 мин




До верхнего озера по правому берегу

40 мин

дождь

Тропа на левом берегу до последнего озера

1ч20 мин

Перемен. Облачн.

Тропа до слияния с Аламедином

1час




По правому берегу до Березовой рощи

2х50мин

пасмурно

9

переправа




40 мин




До разливов Алтын-Тора

тропа

30мин




По разливам до впадения Кара-Тоо

По каменистым выносам

50мин

солнечно

Подъем до льда Кара-Тоо приток

Осыпь, трава, конгломератные склоны до 30град

4х50мин

жарко

Выход на лоб ледника




1ч20мин




10

Перевал Инструментальщик

По правой стороне ледника до верх.цирка

2х30мин

Солнечно, жарко




Подъем в цирк, по плато траверсом до перевала

3х40мин




спуск

По перилам

1час




В связках по льду

40+35мин




По морене до кармана

40 мин




11

Перевал Симонова

Подход по речному руслу

2х35мин

солнечно

Подъем по осыпному кулуару

3.5часа

Перемен. облачн.

Спуск- ср.живая осыпь

30мин




До площадок на морене под гребнем

30мин




12

Перевал Теке-Тор

До ледника по морене

15мин




По краю льда и по карману

1ч20мин

солнечно

По осыпи

2ч10мин




спуск

По мелкой и ср. осыпи до ледника Ак-Сай

20мин




По леднику до Короновских стоянок

20мин




13

В.Корона

Подход к началу подъема

15мин




1 ступень подъема

50мин

солнечно

Подход к кулуару

50мин




По кулуару

45 мин




До вершины по скалам

1час




Спуск до стоянок




1ч55мин




14

Спуск в Бишкек

По леднику до начала ледопада

20мин

Солнечно и жарко

По морене, тропа

1.5часа




По каменистым площадкам до стоянок Рацека

20мин




До притока Ак-Сая

3часа




До Ала-Арчи

1ч20мин




До Альплагеря

20мин











7 Пройденные перевалы



Перевал Искра Центральная 2А(4150) снежно-ледовый,
Соединяет ледник С.Рериха с лед. Ивероновой (Искра)

Подъем со стороны лед.Рериха- сначала по границе снега и осыпи, затем по снегу. Крутизна склона до 40 град- 400м, затем выход на верхнее плато. По плато 300-400м до снежно-ледового гребня, ведущего на перевал, перепад по высоте около 50м. По нему выход на седловину. Со стоянок прошли около 4.5 часов. Седловина не широкая, с двух сторон зажата скалами, ближе к краю лед. Небольшой снежный надув. Спуск ближе к правому краю- можно вкрутить ледобур. Начальный участок спуска- 25-30м представляет ледовую стенку до 70-75 град., затем плавно выполаживается, 50м- до 55 град, следующие 90м крутизна склона падает до 45град. На 5-й веревке по 45м от начала спуска бергшрунд (1.5-2м), выше еще 2, но более мелкие (0.4-0.5м), забиты снегом . Всего навесили 6х45 веревок, 5 и 6-я по снегу, на ледорубах. Далее по снегу до осыпи под пер. Карнизный. В кармане боковой морены есть места для стоянки. На спуск ушло 4 часа. Прошли 4.5км.


Перевал Карнизный 2А( 4300) осыпной-скально-снежный

Соединяет лед. С.Рериха с лед. Ивероновой (Искра)

Подъем со стороны лед. Искра. Средняя и мелкая живая осыпь до 35-40 град. Подъем около 500м. В средней части выходы скал. Правая сторона камнеопасна. Со скал эпизодически летят камни. В верхней трети на подъеме небольшой снежник- следы обвала перевального карниза. Наверху сплошной карниз в виде снежной стенки, выходящий на скалы. Высота стенки от 3 до 7 метров. В левой половине снежник 60-80м, наверх уходит снежный кулуар, но выводит значительно выше седловины, причем на скалы. Тур в левой части перевала, седловина широкая, мелкий камень, возможна ночевка. Спуск- осыпной склон с правой стороны от узкого снежника- 200м до моренных площадок. Спуск 40 мин. до площадок. Есть вода. Левая сторона более крутая, местами конгломератные склоны, в правой стороне бараньи лбы, хотя возможен спуск справа под скалами- траверс до них порядка 600-800м.

Далее вниз до ледника Салык 50мин по моренным валам.


Перевал Салык-Ашуу 2Б(4450) снежно-ледовый

Соединяет лед. Салык и лед. Проценко Вост.(долины рек Салык и Мин-Джылки).


Перевальный взлет –снег, фирн. 80м- до 35 град, затем 40-45 град, встречаются лбы до 55град(10-15м)- 3 раза. Бергшрунд один, ширина около 1.5м, перепад по уровню 1.3-1.7м, остальные забиты снегом. Прохождение со страховкой. Последний взлет 55-60град около 50м.

Спуск – снег 80-100м до35град затем снег около 200м 15-20град. По выходу из цирка перевала крутизна до 35-40град около 300м Выход к правому борту ледника, вдоль него спуск в долину Проценко. Ледник закрытый, на спуске много трещин. От конца языка ледника около 10 мин. до одного из небольших озер, есть места под палатки. 20мин до большого озера с хорошими стоянками, травой. Прошли около 7км.



Перевал Лесгафта 2Б (4100) ледово-скальный


Соединяет лед. Б.Иссыкатинский с ущ. Ашуу-Тор, расположен в отроге главного хребта между вершинами Лесгафта и Иссык-Ата

От начала ледника до фирновой зоны 15 мин, затем 15 мин. под перевал. Под разломы 100-110м около 40-45град, снег. Большая площадка. Трещина плотно забита снегом. 30 м. по краю разломов траверса до склона. Бергшрунд со страховкой, ширина 0.6-1м, перепад по уровню 1.4-1.8м, 2 веревки перил до 50град. от бергшрунда до верхнего плато. По плато до седловины 30м до 10град. Есть небольшое озерцо с водой. Спуск- 1 веревка 40м на локальной петле с продергиванием, затем спуск 60-70м по осыпному кулуару. До боковой морены ледника 15 минут по карману. По морене 40 мин. до зеленых площадок.




Перевал Инструментальщик 2Б(4300) скально-ледовый

Соединяет лед. Топ-Карагай с лед. Кара-Тоо Приток (Топ-Карагай Вост.)


Под лед выход 4х50мин., Язык обрывается круто. Пологое место- посередине под скальным гребнем- порядка 40-50 град. Слева и справа ледовые сбросы. Есть возможность подъема рано утром по правосторонней марене- под скалами идет высокий ледовый гребень, почти сплошь зачехленный. Сильно стреляет камнями в дневное время. На язык выход 2х40м 40-45град, затем 40м до пологого места на льду- 30град. В верхней части ледника открывается верхний цирк, подъем в него до 25 град, дальше пологое плато с углублением в центре. Перевал справа по ходу, за вторым контрофорсом. До него траверс порядка 400м по склону до 35-40град, затем подъем: 40м 45-50 град по снегу, 2х40м 40-45град по сильно разрушенным скалам, Открывается вид на левую камеру ледника. 50м по осыпи до30град по краю сброса, до 1-й седловины на разделительном гребне, 2 крюка на скалах слева по пути подъема. Спуск на седловину -30м косого траверса по навешенным перилам.

Спуск с перевала: 80м спуска до бергшрунда около 1м, с интервалом 10-15м еще 2. Далее 60м по перилам, затем в связках, до пологого ледника 120-150м. Дальше по правой стороне, т.к. левая превращается в ледопад. По льду 15 мин до поворота ледника, по снегу 25 мин. до открытого льда. До ледопада еще 25 минут, перед ним на боковую морену, по ней 40 минут до озер в кармане на уровне конца ледника.



Перевал Симонова 2А (3800) Осыпной


Соединяет долины рек Топ-Карагай и Теке-Тор

Ширина кулуара от 20 до 50 м, уклон 30° порядка 700м.,

на месте сворота на перевал с ущелья Топ-Карагай стоит одинокая скала —

“жандарм”. Подъем до перевальной перемычки от начала подъема 2.5-3.5 часа. Чрезвычайно утомительный подъем.

Седловина перевала скально-осыпная, тур по центру в камнях.

Спуск с перевала — узкий (до 20 м) осыпной кулуар — 150 м, до 30°

Спуск порядка 30-40мин. до морены перед ледником Теке-Тор.

Перевал Теке-Тор 2А (3900)

Соединяет лед.Теке-Тор с лед. Ак-Сай

Перевал Теке-Тор (2А, 3900 м) расположен в Ала-Арчинском отроге между вершинами

Теке-Тор и Бокс.

Подъем на перевал идет на стыке ледника и осыпи, затем по осыпи. Не представляет технической сложности. Общее время подъема с места ночевки заняло 3.5 часа.

Перевальная перемычка — скально-осыпная, тур слева в камнях . С

перевала открывается вид на цирк лед. Аксай, вершины Скрябина,

Семенова-Тянь-Шаньского, Корона, Двузубка, Байлян-Баши, Свободная Корея, Ак-Тоо,

Теке-Тор

Спуск с перевала на ледник Ак-Сай в скальном кулуаре по мелкой осыпи — 200-250 м, около 30°.


Вершина Корона 2-я башня. 2А 4860

Первая ступень до 40 град. 50мин. Далее 1ч10мин 30-40градподход к кулуару 2-й башни.

Ледовый кулуар 35-45 град 90-100м. 5 точек страховки. В конце кулуара база на скальном уступе- забито 2 морковки. Выше базы скальная стенка 5м, на стенке в 3м от базы крюк, выше перегиба в 3-х м. морковка с петлей. Выше по скалам 60м до30-35град, организовали 4 точки страховки на закладных элементах. Вершина скальная, неровная, местами пятна снега. Спуск по пути подъема, ключевой участок с продергиванием. От базы 1ч15мин. до морены с Короновскими стоянками.


  1. Итоги и выводы.

Хорошая подготовка участников и прекрасные погодные условия позволили пройти маршрут в соответствии с запланированным графиком без значительных отставаний от него. Запасные дни использованы не были. Результатом этого был свободный день, который провели на Иссык-Куле.

Считаю, что пройденный маршрут вполне соответствует заявленной категории трудности. В походе участники совершенствовали технические навыки, повысили свой технический уровень. Сделали вывод, что перевал Симонова не заслуживает таких значительных затрат сил и энергии. Ничего интересного с него увидеть не удалось. С перевала Теке-Тор, наоборот, открывается обширная панорама всей Аксайской подковы.

Посещение Киргизского хребта оставило только положительные эмоции, а верно выбранное время проведения похода позволило пройти поход в благоприятных погодных условиях.

Приложение 4

Финансовые затраты группы.

Проезд Томск-Новосибирск 190руб

Новосибирск – Алматы 1095руб

Алматы - Бишкек 200руб

Регистрация в Бишкеке 55сомов (37руб/чел)

Бишкек- Теплые ключи 700сомов за газель (520руб- 74руб/чел)

Кашка-Суу- Бишкек – 80руб/чел

Бишкек- Алмата – 200руб

Алмама- Новосибирск- 1200руб

Новосибирск- Томск- 250руб

Продукты на поход 800руб/чел

Бензин- 120руб



Аптечка- 300руб
Итого: 4186руб/чел


Питание в дороге не учитывалось.


Смотрите также:
Отчет о горном походе 4 к с. по Северному Тянь-Шаню
301.63kb.
1 стр.
По Северному Тянь-Шаню Горные туристские маршруты по Заилийскому Алатау и Кунгей-Алатау
1780.23kb.
11 стр.
Отчёт о горном походе
1547.77kb.
8 стр.
Учебно-воспитательный комплекс технического профиля Запорожского городского совета Запорожской области Оказание доврачебной помощи в походе
585.21kb.
4 стр.
Отчет о пешеходном туристском походе
195.04kb.
1 стр.
Отчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности по Алтаю
458.78kb.
6 стр.
Отчет о водно-туристическом походе
1151.84kb.
13 стр.
Отчёт о водном туристском походе третьей категории сложности по рекам Лемеза, Малый Инзер, Инзер, совершённому с 30 апреля по 11 мая 2009 года
269.86kb.
1 стр.
57(1-925. 25)(084. 4) А92 Атлас биологического разнообразия
1090.71kb.
6 стр.
Отчет о походе по горному Крыму по маршруту
85.84kb.
1 стр.
Приезд в Румынию, в курорт Синая один из самых живописных и самобытных городов (16 тыс жителей) Румынии- расположен в долине реки Прахова, в Южных Карпатах, в естественном горном амфитеатре
37.18kb.
1 стр.
Отчет о спортивном туристском пешеходном походе
1601.07kb.
6 стр.