Главная
страница 1
Установочная лекция для студентов заочного факультета по Общей части Российского предпринимательского (хозяйственного) права
«Понятие предпринимательского (хозяйственного) права»


  1. Предмет, метод и принципы предпринимательского (хозяйственного) права

  2. Понятие и признаки предпринимательской деятельности

  3. Источники предпринимательского (хозяйственного) права

  4. Наука предпринимательского (хозяйственного) права


1.1. Предмет, метод и принципы предпринимательского (хозяйственного) права.

На протяжении длительного времени в советском, а затем и российском правоведении не утихают острые дискуссии по поводу предмета и содержания предпринимательского (хозяйственного) права, где центральным является вопрос о месте предпринимательского (хозяйственного) права в системе права1. По этому поводу в науке существуют две позиции.

Одни исследователи полагают, что предпринимательское право не является самостоятельной отраслью права, а составляет лишь часть гражданского права2. По мнению других ученых, например, таких, как В.С. Мартемьянов, В.В. Лаптев, И.В. Дойников, с такой позицией нельзя согласиться, поскольку гражданское право и гражданское законодательство охватывает лишь частноправовые элементы регулирования предпринимательской деятельности. В то же время значительное место в предпринимательском праве занимают публичноправовые моменты, составляющие вместе с частноправовыми единую сферу правового регулирования. Предпринимательское (хозяйственное) право включает в себя различные по правовой природе нормы и институты, принадлежащие как к публичному, так и к частному праву.

Самостоятельность отрасли предпринимательского права, как и любой другой отрасли права, обоснована наличием своего предмета и методов правового регулирования, а также принципов правового регулирования.

В юридической науке под предметом правового регулирования отрасли права понимаются общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли. Предметом предпринимательского (хозяйственного) права являются три группы общественных отношений, составляющих определенное единство. Это, во-первых, предпринимательские отношения, во-вторых, тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения и, в-третьих, отношения по государственному воздействию на экономику. Рассмотрим подробнее каждую из них.

Предпринимательские отношения – это отношения, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности. Они возникают между субъектами предпринимательской деятельности. Нередко их называют отношениями по горизонтали, чем подчеркивается автономное положение их участников по отношению друг к другу.

Вторую группу отношений, входящих в предмет предпринимательского права, составляют отношения, не имеющие непосредственно цели извлечения прибыли, но тесно связанные с предпринимательскими, в том числе некоммерческие отношения. В эту группу, в частности, включаются следующие отношения:

- отношения, возникающие при участии в хозяйственном обороте государства на базе собственного имущества, в том числе при создании государственных предприятий;

- деятельность регионов (республик, краев, областей, городов, районов во главе с местной администрацией), связанная с управлением собственностью и организацией деятельности соответствующего хозяйства;

- деятельность социально-культурных учреждений, религиозных, общественных и иных некоммерческих организаций, которая направлена на решение уставных задач этих организаций;

- деятельность товарных и фондовых бирж, так как она не преследует непосредственно цели получения прибыли, но способствует прибыльности учредителей, пользующихся услугами данных организаций, росту стоимости акций бирж;

- внутрихозяйственные отношения, которые складываются в рамках предприятия между его подразделениями, а также между ними и предприятием;

- другие отношения, возникающие при осуществлении хозяйствующими субъектами деятельности некоммерческого характера, но осуществляемая в той же форме и в том же правовом режиме, что и деятельность предпринимательская.

Третья группа отношений, входящих в предмет предпринимательского права, - это отношения по государственному воздействию на экономику, которое осуществляется в целях обеспечения интересов общества и государства. Государство в лице своих органов, реализуя публичные интересы общества, воздействует на субъектов, осуществляющих предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность, путем ее регулирования, планирования, контроля и другими способами. Такие отношения строятся по вертикали, поскольку государство доминирует, устанавливает «правила игры» для предпринимателей и в случае их нарушения привлекает к ответственности.

Под методом правового регулирования отрасли права понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающийся вследствие особых свойств предмета правового воздействия. Метод правового регулирования, применяемый в предпринимательском праве, характеризуется сложным сочетанием двух способов воздействия на поведение субъектов: с одной стороны, предоставление широкой свободы хозяйствующим субъектам при осуществлении ими предпринимательской деятельности и, с другой стороны, государственное властное воздействие в виде обязательных предписаний там, где это диктуется интересами общества и государства.

Таким образом, предпринимательское (хозяйственное) право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские, тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному воздействию на экономику путем предоставления широкой свободы хозяйствующим субъектам и предъявления обязательных предписаний там, где это необходимо. Приведенное определение раскрывает понятие предпринимательского права именно как отрасли права. Следует иметь в виду, что термин «предпринимательское право» используется также в значениях отрасли законодательства, научной дисциплины и учебного курса, и в этих значениях существование предпринимательского права не вызывает никаких споров.

Принципы предпринимательского права – это основные исходные положения, определяющие и выражающие сущность правового регулирования отношений, входящих в предмет предпринимательского права. Они либо закреплены в конкретных нормах предпринимательского права, либо логически выводятся из всей их совокупности.

К принципам предпринимательского права можно отнести следующие:



1. Свобода предпринимательской деятельности, под которой понимается право гражданина или организации начать и вести предпринимательскую деятельность в любой сфере экономики. Этот принцип закреплен на конституционном уровне. В пункте 1 статьи 8 Конституции РФ говорится о том, что в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности. Одним из видов такой деятельности является деятельность предпринимательская. Указанное положение тесно взаимосвязано с пунктом 1 статьи 34 Конституции РФ, в котором закрепляется право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Однако свобода предпринимательской деятельности не абсолютна и может быть ограничена в общественных интересах3, например, посредством лицензирования или получения согласия антимонопольного органа на совершение определенных сделок и действий.

2. Свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности. Этот принцип также является конституционным. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Конституции в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, а пункт 2 статьи 34 Конституции прямо предусматривает недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Свое развитие данный принцип находит в Гражданском кодексе РФ и Федеральном законе «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года.

3. Юридическое равенство всех форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности. Формы собственности определены в статье 8 Конституции РФ, согласно которой признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Предусмотренный перечень форм собственности не является исчерпывающим, однако, какие формы собственности относятся к «иным», не вполне ясно. Можно предположить, что под ними понимаются так называемые смешанные формы. Предпринимательская деятельность может вестись на базе любой формы собственности. Принцип равенства форм собственности включает установление в основном единого правового режима имущества организаций различных форм собственности и равную правовую защиту их имущества. Однако это не исключает особенностей правового регулирования деятельности организаций различных форм собственности4.

4. Сочетание и равная защита частных и публичных интересов путем осуществления государственного воздействия на экономику. Предпринимательское (хозяйственное) право содержит нормы как частноправового, так и публично-правового характера. Это объясняется тем, что при осуществлении предпринимательской деятельности и при государственном воздействии на нее должны учитываться и равным образом защищаться и частные интересы предпринимателей, и публичные интересы. При этом вмешательство государства в сферу частных интересов возможно только в той мере, в какой это необходимо.
1.2. Понятие и признаки предпринимательской деятельности.

Основу содержания предпринимательского (хозяйственного) права составляет предпринимательская деятельность.

Легальное определение предпринимательской деятельности содержится в части первой Гражданского кодекса РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Рассмотрим признаки предпринимательской деятельности.



1. Самостоятельность осуществления деятельности. Данный признак указывает на инициативность и волевой характер предпринимательской деятельности. В.В. Лаптев подразделяет самостоятельность на имущественную и хозяйственную5. Имущественная самостоятельность предполагает осуществление предпринимательской деятельности субъектом на базе определенного имущества, составляющего экономическую основу деятельности. Имущество может принадлежать субъекту предпринимательской деятельности на праве собственности, на ином вещном праве (праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления) или на обязательственном праве, например, на праве аренды. Наиболее широка имущественная самостоятельность собственника имущества (индивидуального предпринимателя, хозяйственного общества и товарищества), а предприятия, действующие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имеют ограниченную имущественную самостоятельность. Лица, имеющие по отношению к имуществу какие-либо обязательственные права, обладают имущественной самостоятельностью в зависимости от содержания этого обязательственного права.

Хозяйственная (организационная) самостоятельность означает возможность принятия самостоятельных решений в процессе предпринимательской деятельности. Объем этой самостоятельности зависит от формы собственности, на базе которой действует субъект, и объема компетенции субъекта деятельности. Но в любом случае субъект предпринимательской деятельности принимает массу самостоятельных решений, на которые никто не может повлиять, начиная от принятия решения заниматься такой деятельностью, выбора вида деятельности, ее формы, круга учредителей, работников и контрагентов.

Самостоятельность предпринимателя проявляется также в характере его ответственности. Ответственность состоит в том, что предприниматель обязан нести неблагоприятные последствия, состоящие в лишении его имущества без какой-либо компенсации и применяемые в установленном порядке в виде санкций за допущенное правонарушение6. Ответственность в предпринимательской сфере характеризуется, во-первых, ее имущественным характером, во-вторых, тем, что она является полной, и, в-третьих, при этом действует принцип безвиновности, то есть предприниматель несет ответственность независимо от вины, а нарушитель предпринимательского обязательства освобождается от ответственности только если докажет, что нарушение произошло вследствие непреодолимой силы – чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

2. Рисковый характер. Риск в предпринимательской деятельности – это возможность наступления неблагоприятных последствий (например, неполучение прибыли и получение убытков), что может быть результатом действий самого предпринимателя или по иным причинам, не зависящим от него. Именно риском предпринимательство коренным образом отличается от хозяйственной деятельности периода административно-плановой экономики, допускавшей существование заведомо убыточных предприятий, имевших возможность при плохих результатах хозяйствования обратиться за поддержкой к государству. Вполне объяснимо в связи с этим, что такой чисто рыночный институт, как институт несостоятельности (банкротства), возрождается в нашей стране только с переходом к рынку. Предпринимательский риск – мощный стимул к успешной работе; уменьшения убытков возможно достичь путем заключения договора страхования предпринимательского риска, то есть риска убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами или изменения условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риска неполучения ожидаемых доходов7.

3. Цель – систематическое получение прибыли. В самых общих чертах прибыль можно определить как доходы предпринимателя, уменьшенные на сумму его расходов. Получение прибыли, являясь основной целью предпринимателя, придает его деятельности коммерческий характер, который не утрачивается даже и в том случае, если в результате ее осуществления получена не прибыль, а убыток. Вместе с тем, если получение прибыли как цель не ставится изначально, деятельность нельзя назвать предпринимательской, она не носит коммерческого характера.

Другой аспект этого признака – систематичность. Следует отметить, что законодателем не выработано критериев систематичности. Однако можно с уверенностью говорить, что совершение разовой сделки, хотя и направленной на получение прибыли, не влечет отнесения такой деятельности к предпринимательской.



4. Содержание деятельности – пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг. Данный признак, как представляется И.В. Ершовой, сформулирован весьма неудачно. Дело в том, что предпринимательская деятельность многогранна, и ее направления не могут быть представлены в закрытом перечне. Почему, например, нужно вести речь лишь о правомочии пользования в отношении имущества? А если субъектом извлекается прибыль в процессе реализации права распоряжения имуществом (например, от сдачи его в аренду)? А если патентообладатель систематически извлекает прибыль, предоставляя другим лицам право пользоваться результатом его интеллектуальной деятельности, заключая лицензионные договоры? Эти случаи не укладываются в законодательный перечень. Видимо, не имело смысла в законе перечислять возможные направления предпринимательской деятельности, так как они определяются, прежде всего, рынком8. Само же определение предпринимательской деятельности совсем не пострадало бы от отсутствия в нем указания на ее содержание.

5. Государственная регистрация в установленном законом порядке. Этот признак означает, что субъектами предпринимательской деятельности могут выступать только лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей (ст.ст. 23 и 51 ГК РФ). Буквальное толкование законодательной нормы приводит к выводу, что если деятельность осуществляется лицами не зарегистрированными, она не является предпринимательской. Такой вывод представляется неверным. Действительно, как же в таком случае применять статью 171 «Незаконное предпринимательство» Уголовного кодекса РФ, как взыскивать в судебном порядке доходы, полученные от такой деятельности, в доход бюджета? Несовершенство юридической техники приводит к необходимости применения других способов толкования данной нормы: систематического, логического. Такой признак предпринимательской деятельности, как осуществление ее лицами, зарегистрированными в установленном порядке, - это формальный признак, то есть признак, легализующий эту деятельность, придающий ей законный статус. Его отсутствие не приводит к утрате деятельностью качества предпринимательской, однако делает ее незаконной. В отличие от анализируемого формального признака, рассмотренные ранее признаки предпринимательской деятельности являются сущностными, раскрывающими ее сущность, и только их совокупность дает возможность квалифицировать деятельность как предпринимательскую9.

Кроме того, необходимо отметить, что в различной литературе даются различные определения предпринимательской деятельности и выделяются ее различные признаки. Так, например, О.М. Олейник наряду с законодательными называет такие признаки предпринимательства, как системность, постоянство, целенаправленность, профессионализм и собственная ответственность предпринимателя10.


1.3. Источники предпринимательского (хозяйственного) права.

Под источником права в общеправовом значении понимается способ выражения, закрепления и существования правовых правил поведения. Систему источников предпринимательского права можно представить следующим образом.

1. Нормативно-правовые акты:

1) Главный источник – Конституция Российской Федерации, которая вступила в силу 25 декабря 1993 года. Непосредственное отношение к регулированию отношений, входящих в предмет предпринимательского права, имеют нормы следующих статей Конституции РФ:

- статей 8 и 9, в которых устанавливаются и гарантируются правовые основы единого рынка в Российской Федерации и равенство всех форм собственности;

- статьи 34, провозглашающей право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и одновременно запрещающей экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию;

- статьи 35, в которой установлены гарантии от безвозмездного изъятия имущества для государственных нужд;

- статьи 57, требующей каждого платить законно установленные налоги и сборы;

- статей 71 и 72, регламентирующих разграничение компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами, в том числе и в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности.

2) Федеральные конституционные законы. Например, «О судебной системе Российской Федерации» № 1-ФКЗ от 31 декабря 1996 года, «Об арбитражных судах в Российской Федерации» № 1-ФКЗ от 28 апреля 1995 года.

3) Федеральные законы. Особое значение имеет Гражданский кодекс РФ. К ним относятся также Налоговый кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ, Закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года, Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года, Закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года, Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года и другие.

4) Указы Президента РФ. Они не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Указы, как средство регулирования хозяйственных отношений, применяются при отсутствии законодательных решений по тем или иным вопросам, а также при необходимости оперативного развития законодательных положений. В качестве примера можно назвать Указ Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Указ Президента РФ

5) Постановления Правительства РФ. Издаются на основании федеральных законов и Указов Президента РФ в целях их развития и исполнения.

6) Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств). Издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных актов в виде писем и телеграмм не допускается. Важнейшими для регулирования предпринимательской деятельности являются акты Федеральной налоговой службы, Министерства финансов, Министерства экономики, Центрального Банка России и др.

В соответствии с Правилами подготовки нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства № 1009 от 13 августа 1997 года государственной регистрации в Министерстве юстиции подлежат акты, удовлетворяющие одному из следующих критериев:

- затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина;

- устанавливают правовой статус организаций;

- носят межведомственный характер независимо от срока действия, в том числе содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

7) Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации. К ним, в первую очередь, относятся Уставы (Конституции) субъектов РФ, а также иные законы субъектов РФ. В качестве примера можно привести Законы Оренбургской области «О политике цен» от 21 февраля 1996 года, «Об инновационной деятельности» от 27 июля 1998 года. К этой же группе актов относятся нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

8) Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. Это акты представительных органов местного самоуправления (думы, муниципального совета и др.) и глав местного самоуправления (глав администраций, мэров и др.).

9) Международные договоры. Общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ составной частью правовой системы Российской Федерации. При этом в случае противоречия между нормами международного договора и нормами внутреннего законодательства применяются международно-правовые нормы. В качестве примера международных договоров, имеющих значение для правового регулирования отношений, входящих в предмет предпринимательского права, можно привести Венскую конвенцию о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года, Конвенцию УНИДРУА о международном финансовом лизинге 1988 года.

Все большее значение приобретают акты, регулирующие предпринимательскую деятельность на уровне стран-участниц СНГ. Это, к примеру, такие акты международно-правового характера, как Соглашение о принципах сближения хозяйственного законодательства государств-участников Содружества Независимых Государств от 9 декабря 1992 года, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о создании межгосударственных хозяйственных структур от 20 июня 1992 года.

2. Обычай делового оборота – сложившееся, то есть достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе (п. 1 ст. 5 ГК РФ, п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № 6/8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). Обычаи делового оборота широко применяются в банковской практике и во внешней торговле.

3. Корпоративные (локальные) акты. Это акты, которые содержат корпоративные нормы. Такие нормы создаются и действуют в рамках конкретного хозяйствующего субъекта, не должны противоречить общегосударственным нормам, а должны дополнять их. Источниками (формами) корпоративных норм могут быть корпоративные обычаи, корпоративные деловые обыкновения, корпоративные прецеденты и корпоративные нормативные акты. Основным источником корпоративных норм являются корпоративные нормативные акты. Они характеризуются следующими отличительными признаками: а) разрабатываются и принимаются на предприятии (в учреждении, организации) и действуют в его пределах; б) субъектами принятия выступают органы управления хозяйствующего субъекта; в) регулируют организационно-управленческие и социальные отношения. В качестве примера таких актов можно назвать Положение о распределении (использовании) прибыли, Положение о Правлении, Положение о коммерческой тайне, должностные инструкции и другие.

4. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. В правовой системе России судебный прецедент не признается источником права, то есть судебные решения по конкретным делам не приобретают силу обязательности при рассмотрении аналогичных дел в будущем. Однако роль судебной практики вообще, и арбитражной практики в частности, в системе правового регулирования отношений в сфере предпринимательской деятельности приобретает все большее значение в плане решения проблемы восполнения пробелов в правовом регулировании, устранения коллизий законодательства и конкретизации правовых норм в процессе правоприменения.

Судебная практика по хозяйственным спорам существует в трех основных формах: во-первых, текущая практика арбитражных судов по конкретным делам в первой, апелляционной и кассационной инстанциях; во-вторых, решения Высшего Арбитражного Суда РФ в первой инстанции и в порядке надзора, которые создают прецеденты толкования права; и, в-третьих, руководящие постановления и разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ, обязательные для арбитражных судов и, соответственно, для сторон арбитражного процесса. Акты Высшего Арбитражного Суда РФ не имеют нормативного характера, то есть не создают новой нормы права, а содержат их официальное толкование. Не вдаваясь в дискуссию о том, относятся ли такие акты к источникам права, необходимо отметить, что они являются важным элементом правового регулирования предпринимательских отношений.

В настоящее время в сфере предпринимательства существует огромный массив несистематизированных и неупорядоченных, издаваемых различными органами нормативно-правовых актов, что создает проблемы в их применении на практике и изучении. Такие проблемы могут быть решены только в результате кодификации предпринимательского законодательства, то есть создания Предпринимательского или Хозяйственного кодекса Российской Федерации, тем более, что разработка такого нормативного акта была предусмотрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1994 года. Примером для нашей страны в этом плане может послужить Украина, в которой наряду с Гражданским кодексом был принят и действует Хозяйственный кодекс.
1.4. Наука предпринимательского (хозяйственного) права.

Развитие торговли в европейских странах в период средневековья вызвало необходимость в существовании правовых норм, регулирующих торговую деятельность. Так возникло торговое право, которое по мере развития производственных отношений пополнялось нормами, регулирующими иные виды хозяйственной деятельности такие, как производственная, банковская, транспортная и др.

Уже в период капитализма в ряде государств наряду с гражданскими были изданы торговые или коммерческие кодексы. В качестве примера можно привести Гражданский кодекс («Кодекс Наполеона») 1804 года и Торговый кодекс 1807 года, принятые во Франции, Гражданское уложение 1896 года и Торговое уложение 1897 года, принятые в Германии. В дореволюционной России принимались торговые законы, создавались торговые суды, развивалась теория торгового права.

В послереволюционной России наука хозяйственного права в своем развитии прошла четыре этапа и представлена четырьмя школами11:

1) Двухсекторная теория, разработанная в 20-е годы ХХ века П.И. Стучкой. В соответствии с ней гражданское право рассматривалось как право капиталистического хозяйства, регулирующее частный сектор экономики, а хозяйственное право – право социалистической экономики, регулирующее государственный сектор народного хозяйства. Считалось, что существование в экономике страны двух секторов и регулирование имущественных отношений двумя отраслями – явление временное, и частный сектор, а, значит, соответственно и гражданское право должны со временем отмереть, а дальнейшее развитие правового регулирования социалистического сектора должно происходить на базе хозяйственного права.

2) Теория единого хозяйственного права была разработана в 30-е годы ХХ века. Основные представители – Л.Я. Гинцбург и Е.Б. Пашуканис. Данная теория исходила из того, что правовое регулирование социалистических хозяйственных отношений, включая и имущественные отношения с участием граждан, необходимо осуществлять в рамках единого хозяйственного права, центром которого должен стать Хозяйственный кодекс. Хозяйственное право рассматривалось как особая форма политики пролетарского государства в области организации управления хозяйством и организации хозяйственных связей.

Однако в 1937-1938 годах авторы данной теории были объявлены врагами народа. Регулирование хозяйственных отношений стало осуществляться в рамках гражданского и административного права.

3) Третья школа хозяйственного права (В.В. Лаптев, В.К. Мамутов) существовала с начала 60-х годов до конца 80-х годов ХХ века. Основной тезис – единство правового регулирования отношений, складывающихся при осуществлении хозяйственной деятельности (отношений по горизонтали), и отношений, возникающих при руководстве плановой экономикой со стороны государства (отношений по вертикали). Регулирование имущественных отношений с участием граждан предполагалось проводить в гражданском законодательстве. Представителями этой концепции был разработан проект Хозяйственного кодекса.

С переходом к рыночной экономике возникла необходимость пересмотра концепции хозяйственного права.

4) Основы современной концепции хозяйственного права были заложены профессором В.С. Мартемьяновым в 90-х годах ХХ века. На этом этапе изменилось представление о предмете хозяйственного права, в него стали включаться предпринимательские отношения, и поэтому оно стало правом предпринимательской деятельности, правом рыночной экономики, появился новый термин – «предпринимательское право». В связи с этим приведем четкий и точный афоризм, сформулированный академиком В.В. Лаптевым: «Предпринимательское право – это хозяйственное право рыночной экономики». Современная концепция предпринимательского права находит свое развитие в трудах таких ученых, как В.В. Лаптев, И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова, И.В. Дойников, Е.П. Губин, О.М. Олейник, К.Ю. Тотьев и других.



1 Вопрос о наличии или отсутствии признаков отрасли представляется чрезвычайно важным, но все же вторичным с позиций социально-экономического назначения права, его эффективности, поскольку этот вопрос является по своей природе технико-юридическим, и его решение необходимо скорее самим юристам, а не обществу в целом. (См. об этом: Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. Т.1 / Отв. ред. О.М. Олейник. – М.: Юристъ, 1999.)

2 См., напр.: Коммерческое право / Под ред. В.Ф. Яковлевой, В.Ф. Попондопуло. СПб. 1993. С. 3-20.

3 См.: Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. М., 1997. С. 8.

4 См.: Лаптев В.В. Указ. соч. С. 9-10.

5 См.: Лаптев В.В. Указ. соч. С. 18-19.

6 См.: Малеин Н.С. Имущественная ответственность в хозяйственных отношениях. М., 1968. С. 3-48.; Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Том I. Общие положения. Курс лекций - М.:,Издательство БЕК, 1994. - С. 248-259.

7 См.: Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 1999. С. 4.

8 См.: Ершова И.В., Иванова Т.М. Указ. соч. С. 4.

9 См.: Ершова И.В., Иванова Т.М. Указ. соч. С. 4-5.

10 См.: Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. Т.1 / Отв. Ред. О.М. Олейник. – М.: Юристъ, 1999. С. 19-26.

11 См. об этом: Мартемьянов В.С. Указ соч. С. 18-23.; Лаптев В.В. Указ соч. С. 3-7.


Смотрите также:
Лекция для студентов заочного факультета по Общей части Российского предпринимательского (хозяйственного) права «Понятие предпринимательского (хозяйственного) права»
214.23kb.
1 стр.
Тема Источники предпринимательского права. Предпринимательские правоотношения Понятие и виды источников российского предпринимательского права Термин «источник права»
65.55kb.
1 стр.
«многопрофильный учебно научно-производственный комплекс «академия экономики и права имени у. А. Джолдасбекова»
466.54kb.
2 стр.
Вопросы к экзамену для факультета гражданского и предпринимательского права по дисциплине «правоохранительные органы рф»
52.33kb.
1 стр.
Курс лекций по предпринимательскому праву Тема предмет, метод и принципы российского предпринимательского права
7600.34kb.
33 стр.
Высшая школа экономики
1517.47kb.
16 стр.
Перечень вопросов по дисциплине: «Хозяйственное право»
22.68kb.
1 стр.
Принцип "честная игра" в системе принципов спортивного права: перспективы развития
59.81kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины актуальные проблемы гражданского и предпринимательского права
386.46kb.
1 стр.
"Развитие и размещение производительных сил в районах нового хозяйственного освоения" на кафедре экономической и политической географии факультета экономики и права рудн им. П. Лумумбы
10.49kb.
1 стр.
Односторонние сделки в гражданском
462.32kb.
1 стр.
Лекция №1. Тема: «Введение. Понятие земельно-хозяйственного устройства населенных пунктов»
36.51kb.
1 стр.